Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи Белянский, Роман Геннадьевич

Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи
<
Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белянский, Роман Геннадьевич. Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Белянский Роман Геннадьевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1325

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий 15

1.1. Сущность и специфика формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий

1.2. Модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий 81

2.1. Изучение особенностей межкультурного общения студенческой молодежи 81

2.2. Реализация организационно-педагогических условий формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий 93

Заключение 123

Список использованной литературы 129

Приложение 147

Введение к работе

Актуальность исследования. Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого вопросы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают геополитический характер.

Россия является полиэтничным, поликультурным, полирелигиозным обществом, поэтому проблема формирования культуры межнационального общения особенно значима в сфере отношений между различными этническими общностями. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур.

Новое мышление, экономические и политические деловые контакты, гуманизм, взаимопонимание, справедливость, милосердие все сильнее реализуются в международных отношениях. В этих условиях культура национального общения - важнейшее средство объединения людей различных народов и наций, их духовного и материального возрождения.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 4 октября 2000 г. № 751 отмечалось, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений: сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. В этом документе особое внимание уделено воспитанию граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности.

Данное направление нашло широкое отражение в многочисленных нормативно-правовых документах в Законе о государственной поддержке молодежных и детских объединений, в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, деятельности ряда совещательных органов при Президенте и Правительстве РФ, комитетов по делам молодежи в структуре Совета Федерации и Государственной Думы РФ, а также в субъектах РФ.

Согласно новым целям воспитания подрастающего поколения, решающее значение для перестройки молодежного сознания имеет практическое изменение общественных отношений. Именно в студенческие годы формирующаяся личность обязана выйти на новый уровень отношений с обществом, чтобы найти свое место в нем.

Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться воспитательные задачи, является досуг. Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов, пробуждение личностной инициативы индивида на основе выбора разнообразных форм отдыха.

Особое место в решении проблемы межкультурного общения молодежи занимают рекреативные технологии, способствующие максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимающие физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность, творческое самовыражение и создающие оптимальные условия для общения.

Все это позволяет рассматривать использование рекреативных технологий в формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи как проблему, важную для теории и практики социально-культурной деятельности, пока еще не получившую должного рассмотрения в научных исследованиях.

Как свидетельствует междисциплинарный анализ современной литературы, внимание представителей различных наук к данной проблеме довольно велико.

Научная разработанность проблемы. Ведущие специалисты по проблеме общения А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др. рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья. Они обогатили психологию интересными научными программами, конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и механизмов общения.

Существенным вкладом в психологию общения стали работы Г.М. Андреевой, Э. Берна, Г.А. Ковалева, В.А. Петровского.

Исследованию проблемы понимания и взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены работы Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Т. Шибутани и др.

Интересным для нас был опыт применения рекреативных технологий за рубежом: Е.Браун, Р. Келли, Г.Кок, Р. Хаббард, Х.Климм и др., а также вызвали интерес исследования, показывающие специфику организации рекреативной деятельности в России: А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Э.В. Соколова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.С. Садовской, Н.Н. Ярошенко и др.

Немалый интерес представляли для нас определенные современные аспекты проблемы, отраженные в кандидатских и докторских диссертациях (Г.Д.Алижманова, Ж.В.Бухаринова, В.К.Волкова, Н.В. Дементьева, Г.К.Зайцев, Л.А.Коротаева, Н.К.Ковш, Е.Е.Лунина, Е.В.Макаревич, Г.А. Мильграм, Н.В. Никитин, Н.П.Поващенко, С.Г. Сериков, С.В. Тетерский, Е.О.Школа, Л.Г. Татарникова и др.).

Настоящее исследование велось в контексте современных теоретико-методологических аспектов социально-культурной деятельности, которым посвящены труды отечественных учёных: А.И. Арнольдова, Л.А. Акимовой, Т.И. Баклановой, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Е.В.Литовкина, Б.Г. Мосалёва, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, Н.Н. Ярошенко и др.

Большое значение для исследования потенциала социально-культурных технологий в формировании навыков межкультурного общения молодежи имеют работы М.А. Ариарского, Т.Г.Бортниковой, О.С. Газмана, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема использования рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи пока не решена.

На основании анализа психолого-педагогической, медицинской и социологической литературы, собственного педагогического опыта был выявлен ряд противоречий между:

- потребностями в межкультурном взаимодействии, взаимопонимании народов, живущих в полиэтническом обществе, с одной стороны, и, имеющей место, межнациональной напряженностью и обострению национальных конфликтов, с другой;

- необходимостью создания благоприятных условий для межкультурного взаимодействия студенческой молодежи и отсутствием научных разработок по его организации;

- имеющимся потенциалом использования рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи и недостаточным его использованием в решении проблемы.

Вышеуказанные противоречия обусловили актуальнейшую педагогическую проблему: каков потенциал рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

В качестве объекта исследования выступает межкультурное общение молодежи.

Предмет исследования – изучение потенциала рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Целью исследования является научное обоснование и определение потенциала рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Поставленная цель потребовала реализации ряда задач:

  1. На основе изучения теоретических источников проанализировать проблему диссертационного исследования и на этой основе определить специфику и сущность формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

  2. Определить организационно-педагогические условия формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

  3. Разработать теоретическую модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

  4. Разработать программу, позволяющую целенаправленно осуществлять формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

  5. Экспериментально-опытным путем выявить эффективность разработанной педагогической программы по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование рекреативных технологий позволит эффективнее формировать навыки межкультурного общения студенческой молодежи, если будут:

- выявлены и учтены факторы, способствующие оптимизации процесса межкультурного общения студенческой молодежи;

- в основе построения педагогической деятельности будет лежать разработанная нами модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий;

- удовлетворены разнообразные рекреационные потребности каждого участника с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

- использованы различные виды рекреационной деятельности, позволяющие формировать культуру коммуникативного общения;

- будет учтен принцип добровольности при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;

- осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включённости в рекреационную деятельность;

- наряду с познавательным компонентом существенную роль в педагогическом процессе будет играть эмоциональный компонент, оказывающий мотивирующее влияние на формирование устойчивых познавательных интересов молодых людей;

- деятельность будет построена на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение в зрелищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды рекреативной деятельности.

Методологическая основа исследования. В основу данного исследования положены: общепсихологическая теория деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); идеи о сущности процесса воспитания в условиях приобретения им целостности и саморазвития (А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, И. П. Подласый и др.); теории становления личности (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. А. Петровский); идеи о личностном и эмоциональном развитии (Л. А.Абрамян, Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. И. Захаров, А.С. Спиваковская, П. М. Якобсон и др.).

Наиболее обобщающими отечественными исследованиями по теории коммуникации являются работы А.В. Зверинцева, Л.М. Земляновой, В.П. Конецкой, Ю.М. Лотмана, Г.Г. Почепцова и др.

В определении теоретических позиций автора в вопросах личностных и технологических факторов в процессе педагогического воздействия существенную роль сыграли работы современных педагогов и специалистов в области социально-культурной деятельности (В.П. Беспалько, Т.Г.Бортниковой, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Е.В.Литовкина, Г.Н. Новиковой, Г.К. Селевко, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.).

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: теоретический анализ литературных источников; моделирование; анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2006-2011 гг. и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (2006-2007 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность и специфика формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий и разработана теоретическая модель этого педагогического процесса.

На втором этапе (2008-2009 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялся контрольный эксперимент, включающий анкетирование и анализ полученных результатов. На данном этапе были обоснованы организационно-педагогические условия организационно-педагогические условия, способствующие формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи и разработана модель; осуществлялось сравнительное изучение используемых методов и технологий формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи в вузах различных регионов России. Была разработана и апробирована комплексная педагогическая программа «Азбука общения».

На третьем этапе (2010-2011 гг.) проводились формирующий и контрольный эксперименты, были подведены итоги исследования, сделаны выводы по его теоретическим и практическим аспектам. Проводилось описание полученных результатов, осуществлялась окончательная редакция текста.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- расширены педагогические знания о возможности использования потенциала рекреативных технологий в формировании навыков межкультурного общения за счет обоснования сущности и специфики этого процесса. Сущность заключается в совокупности целенаправленных и планомерных организационно-педагогических воздействий на личность через включение в социально-значимые формы межкультурного общения; специфика определяется социально-культурной и личностной готовностью студентов к межкультурному общению и взаимодействию с представителями разных культур в условиях свободного времени;

- выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи. К ним относятся общие условия, проявляющиеся в социально-культурной жизни общества и социокультурном окружении личности; частные условия, присущие сфере социально-культурной деятельности и рекреативным технологиям;

- разработана структурно-функциональная модель развития навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий, в которой на основе личностно-ориентированного подхода обозначены цель, результат, средства достижения результата (содержание, методы, приемы, средства, организацию данного процесса) и включающая следующие блоки: целевой, содержательный, технологический, организационный и результативный;

- разработана комплексная педагогическая программа «Азбука общения» по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи на основе использования рекреативных технологий, которая направлена на осознание себя и своего места в коллективе, формирование взглядов, норм поведения и стиля общения с представителями других культур, сохранение и развитие традиций, обычаев, ритуалов. Программа максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: обогащен понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности за счет обоснования сущности и специфики формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Уточнено содержание понятий: «межкультурное общение», «культура межнационального общения студенческой молодежи», «воспитание культуры межнационального общения студента» – целенаправленная помощь студенту для самореализации в полиэтническом социуме и выстраивании взаимоотношений с представителями различных этнических общностей.

Разработанная модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет выработка совокупности интеллектуальных, профессиональных и индивидуально-духовных способностей и качеств человека, позволяющих ему эффективно взаимодействовать как внутри своей группы, так и с другими социальными группами.

Научно обоснованные организационно-педагогические условия формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий способствуют решению двух важнейших проблем – внешней адаптации и внутренней интеграции.

Практическое значение исследования заключается в том, что совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в практику образовательных учреждений рекреативные технологии, способствующие формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Разработанная педагогическая программа «Азбука общения» с использованием рекреативных технологий направлена на создание условий для формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи, интеллектуальных, профессиональных и индивидуально-духовных способностей и качеств человека, позволяющих ему эффективно взаимодействовать как внутри своей группы, так и с другими социальными группами.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования; использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследования; обеспечением органичного сочетания исследовательского поиска и практической деятельности вуза; организацией опытно-экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету и цели исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий определяется взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого происходит обмен значимой информацией посредством языковых знаков и других культурных символов, предполагающий целенаправленную передачу и избирательный прием информации и служащий достижению взаимодействия и взаимопонимания с представителями других культур. Рекреативная технология представляет собой упорядоченную совокупность развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности с целью воздействия на здорового, но утомленного человека для восстановления нормального самочувствия и работоспособности.

  2. Специфика формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий заключается в том, что социально обусловленный процесс взаимодействия представителей разных культур, реализуемый в межличностных отношениях, происходит в свободное время в соответствии с собственным выбором и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, спортивно-туристских и семейных праздников и других мероприятий.

  3. Педагогическая модель формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий является важным средством совершенствования культуры общения студента и включает взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, содержание, принципы, функции, методы, организационные формы, этапы процесса, критерии и показатели, результат.

  4. Организационно-педагогические условия формирования навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий:

- выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса межкультурного общения студенческой молодежи;

- в основе построения педагогической деятельности будет лежать разработанная нами модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий;

- будут удовлетворены разнообразные рекреационные потребности каждого участника с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

- будут использованы различные виды рекреационной деятельности, позволяющие формировать культуру коммуникативного общения;

- будет учтен принцип добровольности при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;

- осуществлено целевое воздействие на личность при ее активной включённости в рекреационную деятельность;

- наряду с познавательным компонентом существенную роль в педагогическом процессе будет играть эмоциональный компонент, оказывающий мотивирующее влияние на формирование устойчивых познавательных интересов молодых людей;

- деятельность будет построена на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение в зрелищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды рекреативной деятельности.

5. Педагогическая программа «Азбука общения» по формированию навыков межкультурного общения молодежи посредством рекреативных технологий, которая позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет выработка совокупности интеллектуальных, профессиональных и индивидуально-духовных способностей и качеств человека, позволяющих ему эффективно взаимодействовать как внутри своей группы, так и с другими социальными группами.

Апробация и внедрение осуществлялись путем: выступления соискателя в печати, на аспирантских методологических семинарах (в г. Воронеж; г. Тамбов), участия в международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, научно-практических конференциях, совещаниях и круглых столах в г. Москве, Белгороде, Воронеже, Тамбове в 2005-2011 гг.; освещения основных положений и результатов исследования в 12 научных публикациях в виде научных статей, в том числе две из них опубликованы в реферируемых журналах ВАК; разработки авторской педагогической программы и непосредственном участии в ее внедрении; использования результатов исследования в преподавательской практике в вузах (г.Воронежа; г. Тамбова).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений.

Сущность и специфика формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших задач - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой -привить ему уважение к другим культурам.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у молодых людей навыков межкультурного общения.

Для России, сохраняющей свое этнокультурное и конфессиональное разнообразие, несмотря на проникновение тенденций транснационализации, гибридизации, идей нового космополитизма и пр., значение межкультурного диалога сегодня несомненно возрастает. Ведь признание культурного разнообразия - это только первый шаг на пути к взаимодействию, но еще не гарантия успеха коммуникации, ибо для позитивного результата важно не только признание различий, гораздо значимее то, какое значение придается разнообразию. Этот фактор может послужить основанием для партнерства и сотрудничества, но также послужить источником конфликта или соперничества.

Таким образом, принятие различий и поиск оснований для мирного сосуществования невозможен вне рамок коммуникативной парадигмы. В ее основе лежит направленность на диалог и взаимодействие, заложены целевые установки на сотрудничество и партнерство, т.е. не на обособление через культивирование различий, а на сохранение «эффективности обособления» ради достижения единства многообразия.

Осмысление перспектив межкультурного взаимодействия как основы мирного сосуществования людей в условиях глобализации предполагает уточнение категориального аппарата, чтобы исключить возможности смысловых расхождений. Прежде всего, это касается базовых положений, в частности, признания того, что взаимодействие культур основано не только на сходстве их ценностно-смысловых оснований, но и на признании различий между «своей» и «другими» («чужими», «иными») культурами. Восприятие «инаковости» и/или «различий» — та исходная позиция, от которой во многом зависит направленность межкультурного диалога, его осуществление и результаты.

Коммуникация, как взаимодействие субъектов в формах диалога и общения, является смыслообразующим и конструирующим социальное пространство процессом. Взаимное сосуществование «своего» и «чужого» предполагает «бытие-друг-с-другом» в границах совместно обжитого социокультурного пространства. Поскольку этничность характеризуется подчеркиванием различий, «особости», «уникальности», то с позиций этничности, которая не принимает целостности мира (иначе - единства социокультурного пространства), вести диалог затруднительно, если изначальные позиции не включают принципа толерантности в условиях многокультурности.

Крупный американский специалист по межкультурной коммуникации Э.Холл утверждает, что культура - это коммуникация, а коммуникация - это культура. Исходя из этого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего, в общении с другими людьми. Понятие "межкультурная коммуникация" впервые было сформулировано в 1954 г. в работе Г.Трейгера и Э.Холла "Культура и коммуникация. Модель анализа". Исследователи этого феномена достаточно продвинулись в его изучении, добились значительного прогресса в выделении основных компонентов процесса межкультурной коммуникации. Учеными сформулированы основные функции коммуникации (информационная, социальная, экспрессивная, прагматическая, интерпретативная), перечислены основные виды (информативная, аффективно-оценочная, ритуальная и т.д.), предложена классификация основных типов межкультурной коммуникации (межэтническая, контркультурная, региональная и др.). В работе представлены выявленные факторы, определяющие поведение людей в процессе межкультурной коммуникации (механизм инкультурации, "культурные очки", влияние окружающей обстановки и обстоятельств коммуникации и т.д.), предложены методы изучения межкультурной коммуникации, под которой понимается совокупность разнообразных форм отношений между индивидами и группой, принадлежащими к разным культурам.

Наиболее полно в науке изучены процессы межличностной коммуникации, в которых общение и коммуникация различаются с точки зрения способов, характера и методов проявления в обществе. (С.Г.Батищев, Л.П.Буева, Е.Г.Злобина, М.С.Каган, Н.В.Куницина, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Ю.Д.Прилюк, Е.П.Савруцкая, В.В.Сильвестров и др.).

Основные идеи культурного релятивизма были сформулированы американским социологом У.Самнером, а затем обобщены в работах Р.Бенедикт и др. Главная идея культурного релятивизма - признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Последователи данного направления утверждают, что не существует элитарных или неполноценных культур, каждая культура по-своему неповторима и уникальна, поэтому не следует их сравнивать и сопоставлять между собой по принципу "хорошо - у нас, а плохо - у них".

В современном мире поведение человека все меньше подчиняется закономерностям, распространяются новые ценности и ориентиры, формируется интравертный стиль жизни. Постиндустриальное общество, по мнению Д.Белла, формируется под воздействием интеллектуальной технологии, а его основой является информация и знание. Формирование общества определяется изменением в поведении и ценностных ориентациях людей [18].

С двух точек зрения определяет культуру Д. Белл: с позиции нормативного подхода и с точки зрения внутренней свободы человека. Он считает, что культурные ценности должны базироваться на этических и моральных устоях, на неких традициях. Можно предположить, что морально-этические отношения в обществе - это отношения коммуникативные по своей сути. Они есть человеческое в человеке, а собственно человеческий способ бытия и должен именоваться подлинно культурным. Поэтому ближайшим предметом исследования человеческой культуры не может выступать ни сам человек, в котором сложными процессами социализации и формирования личности воплощены культурные ценности и образцы, нормы и идеалы, смыслы и значения, ни культура «сама по себе», как бы ни понималась ее всеобщая значимость.

Модель формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий

Необходимость моделирования в теории и практике социально-культурной деятельности обусловлена следующими причинами: сложностью социально-культурных процессов, временной отсроченностью результатов, трудностью в реальной обстановке проверить варианты решения проблем и другими причинами.

Как мы знаем, любая педагогическая технология использует определенную совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности, представляющих собой цепочку последовательно выполняемых действий.

Педагогический энциклопедический словарь трактует моделирование как метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности. Моделирование считают универсальным методом, так как оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности.

Большая сложность, взаимосвязь, сильная изменчивость педагогических объектов изучения определяют специфику педагогического моделирования, а также затрудняют модифицирование моделей. Этап моделирования, безусловно, необходим, так как на этом этапе определяется цель педагогического исследования, выделяются основные условия, в которых происходит само исследование, вычленяются факторы, определяющие основное воздействие на выбранную цель исследования при соответствующих условиях проведения этого исследования.

Можно сделать вывод, что, несмотря на свою сложность, моделирование может создать конкретный идеальный образ деятельности, позволяющий достичь намеченной цели.

Содержание формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий, определяемое его целью и задачами, обуславливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

Данную модель организации педагогического процесса по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий можно структурно представить в виде схемы (Рис. 1), т.к. все ее компоненты находятся во взаимосвязи и неразрывном единстве.

Любой потенциал может быть реализован лишь при условии тщательно продуманной целостной научно-методической системы действий и мероприятий, гарантирующей достижение поставленной цели в реальной жизненной практике. Проанализировав вышеизложенные подходы, мы разработали теоретическую модель организации педагогического процесса по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

Разработанная нами структурно-функциональная модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков: целевой, включающий в себя социальный заказ общества на формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи, цель и задачи.

Целью является формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи, то есть приобретение человеком способности обмениваться значимой информацией посредством языковых знаков и других культурных символов, предполагающей целенаправленную передачу и избирательный прием информации и служащей достижению взаимодействия и взаимопонимания в процессе общения с представителями других культур.

Задачами являются: формирование формально-динамических характеристик — коммуникативные знания, установки и качества, открытость, общительность, невербальные возможности общения, навыки рефлексии; развитие мотивационно-ценностного компонента - мотивов общения, эмоциональных качеств; развитие функционально-деятельностных качеств личности — коммуникативных техник, умений, компетентности, внешней активности, эмпатических способностей; формирование общеличностных качеств - творческого потенциала, креативности, гибкости, профессиональной наблюдательности, речемыслительной деятельности, эмоциональной устойчивости.

Организационно-содержательный блок, включающий принципы, содержание, формы и методы формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи; функциональный блок, включающий в себя следующие функции: образовательно-развивающая, рекреативно-оздоровительная, интегративно-коммуникативная, культуротворческая, социализирующая, духовно-нравственная, информационно-просветительная; диагностико-резулыпативный, характеризующий критерии и уровни сформированности навыков межкультурного общения студенческой молодежи (рис. 1).

Необходимым условием построения эффективной педагогической модели является соблюдение принципов ее построения. Основополагающие принципы ее построения определяются ее сущностной основой, и соответствуют принципам воспитания и социально-культурной деятельности, в частности. Принципы воспитательной работы широко рассмотрены в трудах Л.В. Байбародовой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, Харламова, Шадрикова и других. Принципы социально-культурной деятельности определены в работах Е.И.Григорьевой, И.Н Ерошенкова, А.Д Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Г.Красильникова, В.М.Чижикова, Н.Н. Ярошенко и других. Их общий анализ позволил нам сформулировать принципы модели формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи средствами рекреативных технологий социально-культурной деятельности.

Среди принципов, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие: активности, комплексности, социальности, эмоциональной насыщенности, добровольности, насыщения содержания рекреационной деятельности культурными ценностями, коллективности, единства целей и интересов, дифференцированного подхода. В основе организации рекреативной деятельности лежат функции, обусловленные необходимостью удовлетворения рекреативных потребностей каждого участника: социализирующая, рекреативно-игровая, интегративно коммуникативная, культуротворческая, духовно-нравственная, креативная, образовательно-развивающая, рекреативно-оздоровительная, информационно-просветительная. Коммуникативная функция применительно к нашему исследованию является основной. Б.Г. Ананьев неоднократно отмечал, что общение выступает как один из видов деятельности. Деятельность как вид коммуникации в педагогическом процессе выполняет функцию движущей силы, поэтому вне деятельности нет развития, самореализации, общения.

Изучение особенностей межкультурного общения студенческой молодежи

В современных условиях важнейшим фактором, способным предупредить, предотвратить проявления национальной нетерпимости, являются действия, предпринимаемые в направлении взаимной адаптации культур. Как показывает практика, незнание основных черт и характеристик иной национальной культуры часто приводит к ее отрицанию и неприятию ее носителей. Такую адаптацию следует проводить в первую очередь методами культурной политики.

Очень часто призывы к бережному отношению, сохранению и развитию народов, наций, этносов, этнокультур сопровождаются предостережениями, связанными с опасениями, что это может привести к крайним обострениям межнациональных, межкультурных, межрелигиозных отношений.

В последние годы многие научные коллективы занимаются проблемой межкультурного взаимодействия.

Так заместитель заведующего кафедрой теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте РФ Астафьева О.Н. в материалах международной конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития» (сентябрь 2007 года) отмечает, что в России воспитание молодежи в духе толерантности через систему поликультурного образования ведется посредством включения в государственный образовательный стандарт этнокультурного или регионального компонента. В разных городах страны уже созданы сотни так называемых «школ с этнокультурным компонентом». Однако, не приходится говорить и о высокой эффективности специальных «национальных» школ по приобщению молодого поколения к ценностям разных национальных культур, воспитанию толерантности. Концепция создания «национальных» школ (в том числе и русских национальных школ) в полиэтническом обществе, несмотря на то, что она уже реализуется на практике, требует доработки.

Системная подготовка молодежи к проживанию в условиях культурного многообразия, на наш взгляд, включает в себя внедрение в образовательный процесс (школ и вузов) специальных курсов, связанных с изучением истории отечественной и мировой культуры, освоением навыков межкультурного общения и коммуникации как основы межкультурной компетентности, обучением иностранному языку как инструменту познания «картины мира» других культур. Показательно, что в разрабатываемый для высших учебных заведений Федеральный образовательный стандарт третьего поколения по культурологии включена компонента, связанная с освоением межкультурной коммуникации. Среди положительных примеров отметим также большую работу по подготовке методических материалов для развития поликультурного образования в Москве Центра межнационального образования «Этносфера», Московского городского педагогического университета; создание специальной программы для будущих преподавателей по воспитанию культуры диалога и толерантности «Теория и практика обучения межкультурной коммуникации в полиэтническом и поликультурном мире» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Развитие и практическое внедрение системы межкультурного образования имеет богатый опыт в разных странах мира, прежде всего Канады и европейских стран. Речь идет о разработке и внедрении в социокультурную практику межкультурного (кросс-культурного) образования и воспитания.

В Европе концепция межкультурного измерения в образовании, берущая свое начало с проекта Совета Европы «Образование и культурное развитие мигрантов» (1981 г.) и получившая свою дальнейшую конкретизации в материалах конференции Министров образования стран - членов Совета Европы (1983 г.), проектах «Демократия, права человека и меньшинства: образовательные и культурные аспекты» (1997 г.), «Образование для демократического гражданства» (2000 г.) и т.д., оказала серьезное влияние на формирование установок толерантности и признания культурных различий. Однако, прежде всего, результатом выполнения этих и многих других документов стало широкое использование кросс-дисциплинарных методов, переориентация исторического знания и других гуманитарных дисциплин на идеи демократической консолидации европейского общества в условиях плюрализма, расширения миграционных процессов, появления «новых меньшинств» в современной Европе.

ЮНЕСКО сосредоточила внимание на развитии диалога на региональном и субрегиональном уровне. В рамках своей программы «Пути диалога» ЮНЕСКО провела ряд международных встреч религиозных деятелей, представляющих различные духовные и гуманистические традиции, с целью активизации диалога между ними с тем, чтобы они могли понимать основополагающие этические ценности, разделяемые сторонниками разных религиозных и гуманистических течений, и действовать в соответствии с ними. ЮНЕСКО заручилась участием представителей интеллигенции, известных ученых, историков, антропологов, социологов и философов, а также представителей гуманистической мысли.

Кроме того, во исполнение рекомендаций и деклараций, принятых на встречах, организованных при поддержке ЮНЕСКО, активно развивается международная сеть кафедр ЮНЕСКО по межрелигиозному диалогу в специализированных университетах мира. Они проводят комплексные научные исследования, ведут подготовку специалистов, осуществляют информационно-документационную деятельность в сфере межкультурного и межрелигиозного диалога.

Однако, мероприятия по формированию межкультурных связей (хотя и имеют место), но носят фрагментарный характер и ограничиваются в основном формами ознакомления с профессиональным искусством (посещение выставок, театральных представлений, концертов и т.п.).

Определенные попытки освоения знаний о других культурах предпринимаются в ходе учебного процесса (в раках таких предметов как культурология, иностранный язык и другие). Но этого, как показывает опыт, недостаточно для умения вести межкультурный диалог, успешно конкурировать на мировом рынке труда и образования. Необходимость достижения поставленной цели обусловила соответствующую организацию экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

I этап эксперимента (констатирующий) предполагал изучение уровня сформированности навыков межкультурного общения студенческой молодежи, для чего было необходимо подобрать (разработать) методики, адекватные задачам исследования, и провести анкетирование респондентов, сделать выводы.

II этап эксперимента (формирующий) заключался в разработке и внедрении программы по формированию навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий.

/// этап эксперимента (контрольный) предполагал качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования.

В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 360 человек в возрасте 17-22 лет.

Экспериментальное исследование проходило в период с 2008 по 2010 гг. на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Реализация организационно-педагогических условий формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи посредством рекреативных технологий

Формирующий эксперимент проводился в 2009-2010 гг. и заключался в реализации потенциала рекреативных технологий социально-культурной деятельности в педагогический процесс по формированию навыков межкультурного общения.

На этом этапе мы осуществляли разработку и апробацию педагогической программы с использованием рекреативных технологий социально-культурной деятельности по формированию навыков межкультурного общения у студенческой молодежи с учетом выявленных нами организационно-педагогических условий и, затем, провели повторное экспериментальное изучение сформированности навыков межкультурного общения студентов.

Опытно-экспериментальными базами исследования являлись Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина и военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

В формирующем эксперименте принимали участие 180 молодых людей (те же, что принимали участие в констатирующем эксперименте) - студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, а студенты военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж)-оставшиеся 180 человек - являлись контрольной группой (специальная педагогическая работа с ними не проводилась).

Для осуществления педагогической деятельности по формированию навыков межкультурного общения требовалось решить следующие задачи: 1. Разработать и апробировать педагогическую программу «Азбука общения» с использованием рекреативных технологий, направленную на формирование навыков межкультурного общения студентов. 2. Провести повторное экспериментальное изучение сформированности навыков межкультурного общения студентов экспериментальной и контрольной групп с целью оценки результативности разработанной педагогической программы. Разработка педагогической программы «Азбука общения» с использованием рекреативных технологий, направленной на формирование навыков межкультурного общения студенческой молодежи.

Целью программы «Азбука общения» явилось теоретическое и методическое обеспечение и формирование у участников навыков межкультурного общения посредством рекреативных технологий. Решались следующие задачи: 1. Формирование общей психолого-педагогической и коммуникативной культуры. 2. Оказание помощи и поддержка участников в процессе межличностного, группового и профессионального общения. 3. Обучение основам общения и отработка адаптивных тактик взаимодействия. 4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и умений за счет активизации периферийных личностных образований (способность к эмпатии, конформность дипломатичность, открытость, социальная смелость, эмоциональная устойчивость). 5. Построение индивидуальных стратегий коммуникативного развития. Программа оптимизации формирования культуры межнационального общения молодежи включала: а) тематику лекционных курсов и бесед; б) тренинги; в) модульные коммуникативно-диалоговые инсталляции; г) критерии и способы оценки степени эффективности. В процессе реализации программы был подготовлен и прочитан курс лекций "Межэтнические отношения и государственная национальная политика в РФ" (тематика представлена в приложении 2). Так же использовались такие формы работы как диалог, дискуссия, диспут, беседа, полилог.

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

Творческо-познавательная беседа включает в себя теоретический блок, в ходе которого студенты знакомились с другими культурами и дискуссионный, когда в свободном обмене мнениями они приходят к единому пониманию одной из ее категорий, и творческого задания, где они могут применить полученные знания на практике. Воспитательно-познавательная цель определялась заранее, и студенты опосредованно подводились к определенным выводам. В отличие от творческо-познавательной беседы диспут - менее регламентирован и запрограммирован.

Как известно, диспут (специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений по какой-либо проблеме) достаточно часто используется в воспитательной практике. А воспитательные задачи определяют и темы обсуждаемых проблем. По поводу заданных проблем, а проблемами, естественно выступали пути построения межкультурного диалога, участники диспута и выражали различные мнения и суждения. Коллективно находили пути решения сложных коммуникативных задач. Диспут помогал создавать условия для приобретения опыта общения: доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к оппоненту. Таким образом, диспут помогал участникам проекта формировать коммуникативные качества, через воспитание толерантного отношения к собеседнику, стимулировал познавательную активность. В качестве экспертов на диспут приглашались независимые эксперты (представители культур соответственно обсуждаемой проблеме).

Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.

Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий.

Похожие диссертации на Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи