Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Некоторые аспекты становления жанра греческой историографии ("Музы" Геродота) Гимадеев, Рустэм Анасович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гимадеев, Рустэм Анасович. Некоторые аспекты становления жанра греческой историографии ("Музы" Геродота) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.14.- Москва, 1995.- 16 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность и значимость работы. Актуальность анализируемой в диссертации проблемы обуславливается по преимуществу тем, что становление прозаических жанров греческой литературы остается малоизученным, что прежде всего относится к ранней греческой историографии. Накануне ее появления прагматическое знание о прошлом стояло в Греции не выше уровня стран Востока и притом ограничивалось двумя-тремя столетиями. Отрывочные сведения о более раннем времени сохранялись, видимо, только в мифо-поэтической традиции. Наиболее обычной формой бытования знания о прошлом — помимо вероятно существовавших храмовых и иных хроник — была к этому времени, видимо, устная "новелла", малоустойчивая и подверженная влияниям иных фольклорных жанров форма, которую, к тому же, вряд ли можно считать исключительно греческим достоянием. Можно считать правдоподобной многократно высказывающуюся точку зрения (в наиболее лапидарной форме — Р.Коллингвуд), согласно которой греки — в силу причин, подробное рассмотрение которых выходит за рамки работы — вообще не обладали выраженным чувством историзма. Тем более удивительно появление феномена Геродотовой истории, уникальное положение которой в современной ей греческой культуре едва ли должным образом оценено и изучено. Известные факты истории греческой словесности и духовной культуры Эллады не объясняют ни появления феномена истории и соответствующего ему литературного жанра, ни — что еще более показательно — его немедленного, уже после Фукидида, превращения в genus maxime oratorium. Выяснение особых обстоятельств, способствовавших становлению историографического жанра в Греции представляется наиболее удободостижимым путем выявления связей труда Геродота — носителя специфического комплекса архаических мировоззренческих и эстетических составляющих — с историческим, мировоззренческим и литературным контекстом эпохи и показа того, как этот контекст определял характер и задачи труда отца истории; актуальность работы, посвященной этому, из вышесказанного следует, значимость же ее вытекает из той определяющей роли, которую ранняя греческая историография сыграла в развитии целого ряда жанров художественной и научной литературы последующих эпох.

Степень разнообразности проблемы. Отдельные аспекты проблемы, служащей предметом исследования в диссертации, разрабатывались в современной отечественной и зарубежной науке преимущественно в работах, посвященных поискам фольклорных истоков стиля Геродота В.Клингер, В.Али — И.И.Толстой — А.И.Доватур и в работах, посвященных творчеству Геродота вообще или мировоззрению Геродота А.Бау-ер, Ф.Дальман, Ф.Фокке, фон Фритц, Ф.Гелльман, Ф.Якоби, Ж.Лашно, К.Пагель, Д.Пиппиди, М.Поленц, А.Шелль, Т.Син-ко, Г.Штрасбургер. В основном в связи с вопросом о истолковании геродотова проэмия проделана значительная предварительная работа по обоснованию задачи выявления и объяснения тех представлений Геродота, которые побудили его к работе над "Музами" Т.Кришер, Г.Эрбсе и др. В то же время ввиду кажущейся исчерпанности материала почти прекратилось изучение биографических сведений о Геродоте Ф.Дальман, А.Бауер, А.Шелль, Ф,Якоби. Для современной литературы вопроса характерно, что по молчаливому соглашению не считаются принципиально важными для понимания творчества Геродота ни его участие в политической борьбе, ни его полуварварское происхождение, ни его "египтомания". Это приводит к отрыву Геродота от конкретно-исторического фона и превращает его произведение в "вещь в себе", способствует тому, что текст отца истории все чаще превращается в объект формального, если не формалистического анализа Г.Вуд и др., причем результаты, получаемые с помощью такового, незначительны.

Проблемы творчества Геродота рассматриваются в существующей литературе чаще всего раздельно и вне взаимосвязи. Сильна инерция игнорирующего особенности мировосприятия и творческого метода отца истории отношения к нему только как к историческому источнику. Творчество Геродота остается практически неизученным как феномен, возникший на стыке культур древнего Востока и Эллады. Ощущается' дефицит в исследованиях, в которых конкретный анализ текста на разных уровнях сочетался бы с привлечением сравнительного материала из смежных областей знания.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в выявлении связи труда Геродота с общими тенденциями историко-литературного процесса, приведшими к возникновению жанра историографии в греческой литературе, а также в показе того, как те или иные идейные, эстетические, литературные явления определили задачи и характер "Муз"

Основные задачи исследования могут быть определены так:

  1. Выявить и проанализировать поддающиеся новому или углубленному истолкованию сведения о жизни Геродота, обращая особое внимание на вопрос о его социальном статусе и связях.

  2. Исследовать вопрос о возможных идейных влияниях на автора "Муз" по крайней мере в те периоды его жизни, которые хотя бы в некоторой степени освещены в источниках.

  3. Изучить непосредственно принадлежащие Геродоту высказывания о цели его труда, а также общефилософские высказывания, позволяющие уточнить представления о мотивах, руководивших Геродотом при создании "Муз".

  4. Определить реальное место, занимаемое в мировоззрении Геродота представлениями, свойственными греческой "народной этике", в первую очередь — представлением о так называемой "зависти богов".

  5. Учитывая, что преодоление европоцентризма все еще является одной из насущных задач классической филологии, определить, какие элементы мировоззрения или творческого метода Геродота могут быть объяснены восточными влияниями или являются свидетельством типологического сходства в развитии идей на Востоке и в Греции.

Методологическая основа исследования может быть охарактеризована как комплексный филологический анализ текста. Автор стремится использовать все виды критики текста: от низшей критики до герменевтики; он пользуется также методами исследования, принятыми в языкознании, фольклористике и истории. С тем, чтобы сосредоточиться на изучении основных, по мнению автора, "силовых линиях" в жизни и творчестве Геродота, он избрал для углубленного анализа отдельные фрагменты текста, ибо "посредством истолкования нескольких мест "Гамлета", "Федры" или "Фауста" можно узнать больше существенного о Шекспире, Расине или Гете и об их времени, чем из целых курсов лекций, в которых жизнь их и творчество рассматриваются систематически и в хронологической последовательности" (Э.Ауэрбах. "Мимесис". М., 1976, стр.9).

Теоретическая и практическая значимость диссертации )бусловлена тем, что она представляет собою, с одной сторо-ш, первую в отечественной науке попытку исследовать от-іажение системы идеологических, эстетических и аксиологи-

5 I

ческих установок Геродота в тексте его произведения, основанную на синтезе литературоведческих, текстологических, лингвистических, исторических и фольклористических методов исследования. С другой стороны, исследуемые проблемы важны не только для классической филологии, но и для истории культуры, фольклористики, историографии; материалы диссертации могут быть использованы для чтения курсов лекций по истории античной литературы, по историографии Древней Греции, культурологии, при подготовке критических изданий древних авторов, при составлении учебных и справочных пособий по соответствующим дисциплинам.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы излагались автором на IV и V Всесоюзных Сергеевских чтениях в МГУ (1985 и 1987 гг.), а также в докладах на заседаниях научно-исследовательской группы "Античная архаика: литература и культура" ИМЛИ им.А.М.Горького РАН в 1989-1994 гг. Диссертация обсуждалась в заседании группы "Античная архаика: литература и культура" в 1994 г.

Все основные положения диссертации изложены в 6 опубликованных научных работах общим объемом 4,8 а.л.

Структура работы. Диссертация состоит из Вступления, Введения, глав 1-4 (с двумя приложениями), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Некоторые аспекты становления жанра греческой историографии ("Музы" Геродота)