Введение к работе
Актуальность избранной темы обусловлена отсутствием как в
отечественной, так и в зарубежной научной литературе
комплексного исследования парадоксальных энкомиев Лукиана, а также парадоксального энкомия как одного из типов жанра энкомия в целом.
Цель настоящей работы - на основе анализа темы, структуры произведений, рассмотрения функций диалога, анализа эстетической терминологии и риторических фигур, а также механизма возникновения пародии выявить жанровую, художественную и эстетическую специфику парадоксальных энкомиев Лукиана.
Научная новизна данного исследования состоит в комплексном исследовании парадоксальных энкомиев Лукиана: выявлении или уточнении структуры рассматриваемых произведений, определении функций и типов диалога в данных сочинениях, анализа риторических фигур и эстетической терминологии, что позволяет сделать некоторые теоретические выводы для определения парадоксального энкомия как одного из типов похвалы, а также углубить представления об эстетических интенциях Лукиана.
Теоретическая значимость работы. Достигнутые в ходе исследования результаты позволяют расширить и уточнить представления об интересном, но мало изученном жанре парадоксального энкомия и, таким образом, вносят вклад в общую теорию литературы.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что её наблюдения и выводы могут быть использованы: 1) при ведении общих и специальных курсов античной литературы, культуры и античного искусства в университетах и высших учебных заведениях гуманитарного профиля; 2) при написании комментариев к текстам
исследуемого автора ; 3) при аудиторном чтении и разборе текстов Лукиана.
Материалом исследования являются три энкомия Лукиана "Похвала мухе", "Парасит, или О том, что жизнь на чужой счёт есть искусство", "О шшске". В работе также рассмотрены парадоксальные похвалы Лукиана, которые являются частью других его произведений. Подобный выбор материала исследования представляется наиболее оптимальным с разных точек зрения: во-первых, он включает произведения, написанные в разные периоды творчества писателя; во-вторых, - произведения отличающиеся по объёму; в-третьих, - разные по типу представленного в них диалога; в-четвёртых, - разные по степени парадоксальности; в пятых, - разные с точки зрения жанровой оформленности.
Апробация результатов диссертации осуществлялась в сообщениях на конференции Совета молодых учёных филологического факультета МГУ "Языки культуры в античности" (1990 г.), на научной конференции кафедры мировой литературы Дрогобычского педагогического института (1994 г.), на семинаре кафедры иностранных языков Дрогобычского педагогического института (1995г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры классической филологии МГУ (1996 г.). Некоторые из основных положений работы отражены в 2 публикациях (приведены в конце реферата).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и приложения. Каждая глава имеет внутреннее деление на разделы и параграфы.