Введение к работе
Актуальность работы состоит в обосновании творчески наиболее перспективных направлений развития.национальной мультипликации, ориентированных на освоение опыта и традиций древнейшей индийской культуры и искуства, а также в анализе современного состояния индийской анимации в интересах привлечения внимания общественности и молодых мультипликаторов к
специфике этого вида национальной кинокультуры. Нашім художникам необходимо знание важнейших проблем и тенденций развития анимационного искусства. Ситуация осложняется практически полным отсутствием исследований и работ по мультипликации не только аналитического плана, но и технологического, прикладного, справочного, информационного характера.
Все это и побудило меня к написанию диссертационной работы на тему:"Индийское мультипликационное кино и традиции национальное искусства."
Данное исследование ставит своей целью:
собрать и обобщить информацию, касающуюся индийского мультипликационного кинематографз;
дать общую картину индийского мультпликационного кино на фоне исторического формирования страны и развития национальной культуры в различных формах ее проявления;
определить место индийской мультипликации в системе других видов искусства;
проследить ее связь с древним национальным искусством;
выявить в ее изобразительном языке традиции национальной индийской культуры;
сделать' предложения, способствующие, на наш взгляд, перспективному развитию этого вида национального кино.
При подготовке диссертации был проработан обширный литературный материал культуроведческого и искусствоведческого характера, исследующий различные этапы истории, культуры и искусства Индии с целью выяснения общих тенденций и понимания характерных особенностей национального искусства и воз-можности их использования в мультипликационном кино.
Большое внимание было уделено литературе, посвященной описанім принципов работы художников-мультипликаторов.
В качестве мзтериада исследования использовались различные памятники изобразительного и выразительного искусств /скульптура, миниатюра, театр, эпос, народные ремесла а т.п./, а также индийские мультфильмы, которые з своей совокупности дают определенное представление о состоянии индийского анимационного кинематографа.
Методологической основой диссертации являются общие положения современной эстетики, философии, историографии и культурологии. В ходе работы упор был сделан на труды отечественных и зарубежных искусствоведов и теоретиков киноискусства, литературоведов и культурологов, а также практиков,
її работающих в области мультипликационного кино.
Научная новизна исследования заключается з системном подходе к рассмотрению национальной анимации, ка первый взгляд еще достаточно бедной и примитивной, В работе сделана попытка объяснить эти негативные качества отчасти следованием установкам национальной традиционной теории искусства, разработанной много веков назад и накладывающей специфический отпечаток на современное искусство. С этих позиций по-новому оцениваются некоторые элементы киноязыка мультипликации, даются рекомендации к преодолению недостатков.
Широкий индийский зритель еще плохо представляет себе огромные возможности мультипликации, необыкновенно богатый выразительный язык, необъяснимую сказочность и невиданную красоту, настояст/с глубину мысли и серьезность проблем, доступных этому виду кино.
Отдавая Себе отчет в неблагоприятной обстановке, ело-
кившейоя з индийской анимации, я' как художник-мультишшкатор хочу по мере сил и возможностей изменить такое положение вещей. Думаю, что ато возможно, если реально оценить ситуацию, сделать правильные выводы и наметить четкие ориентиры.-
fie претендуя на подроСный теоретический аналиэпроблемы, я пыталась в своей диссертационной работе, опираясь преимущественно на адекватный опыт выдающихся мастеров анимационного кино России, показать, что в индийском кинематографе скрыт существенный мультипликационный потенциал, в основе которого лежат богатые традиции синтетического по своей природе национального искусства, изначально близкого кинематографическому образу.
Немногочисленные пока еще попытки привлечь этот богатейший материал оказываются очень плодотворными для- мультипликации. Несомненно, что будущее индийского .мультипликационного кино как самобытного искусства лежит в русле использо-'вания и развития традиций национальной культуры. Хочется верить, что настанет время, когда индийская анимация заявит о себе в полный голос.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что она обращена к современным культурным национальным проблемам, не затрагиваемым до сих пор в киноведении, и направлена на улучшение неблагоприятного положения, сложившегося в индийской мультипликации.
Собранный и систематизированный автором обширный фактический материал может послужить предпосылкой для разработки основ целостной теории индийского кино, а также может быть использован для чтения спецкурса при подготовке режиссеров и художников-мультйпликатороЕ.
_ Материал, основные положения, метод анализа и выводы послужат автору базой в процессе дальнешей научно-исследовательской работы над проблемами и путями развития современого индийского кино.