Введение к работе
Данная работа выполнена в русле лингвокультурологических исследований. Объектом изучения выступает концепт «компьютер», предметом исследования является его объективация в текстах научной фантастики.
Актуальность выбранной темы диссертационной работы обусловлена следующим: 1) лингвокультурное моделирование концептов является одним из приоритетных в современных лингвистических исследованиях, тем не менее способы объективации концептов в произведениях научной фантастики получили пока недостаточное освещение; 2) компьютер представляет собой одно из важнейших явлений в современной жизни общества, обладает высокой социальной значимостью, однако данный феномен до сих пор не рассматривался в лингвоконцептологическом исследовании.
Компьютерная коммуникация стала объектом интенсивного исследования в последнее десятилетие (Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, П.Е. Кондрашов, О.В. Лутовинова, И.Н. Розина, Ф.О. Смирнов и др.).
В основу исследования положена следующая гипотеза: концепт «компьютер» получает детальное и вариативное осмысление в языковой картине мира и характеризуется определенной спецификой применительно к произведениям научной фантастики.
Цель настоящей работы — охарактеризовать объективацию концепта «компьютер» в произведениях научной фантастики. Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:
1) установить содержательное пространство и основные характеристики научно-фантастической литературы;
2) определить понятийные признаки концепта «компьютер»;
3) выявить образно-перцептивные признаки концепта «компьютер» в коллективном языковом сознании и в произведениях научной фантастики;
4) выделить образно-метафорические признаки концепта «компьютер» применительно к произведениям научной фантастики;
5) определить ценностные характеристики концепта «компьютер» в научно-фантастическом дискурсе.
Научная новизна работы состоит в определении понятийных признаков концепта «компьютер», описании образно-перцептивных признаков данного концепта в коллективном языковом сознании, установлении специфики его объективации в произведениях научной фантастики, выделении образно-метафорических признаков исследуемого концепта применительно к произведениям научной фантастики, в раскрытии его ценностных характеристик на материале научно-фантастических произведений.
Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа вносит вклад в развитие когнитивной лингвистики и лингвокультурологии применительно к текстам научной фантастики на материале одного из наиболее значимых культурогенных концептов современности.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в курсах языкознания, теории межкультурной коммуникации, лексикологии, лингвострановедения, в спецкурсах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, социолингвистике.
Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из толковых и энциклопедических словарей русского и английского языков, материалы печатных изданий, произведения А. Азимова, Д. Брауна, С. Лукьяненко, Ю. Никитина, А. Чубарьяна, скрипты художественных фильмов «Матрица» 1, 2, 3, «Терминатор» 1, 2, 3. Всего исследовано около 2500 текстовых фрагментов, представляющих концепт «компьютер» в русском и английском языках, а также 206 анкет и интервью представителей русской и американской лингвокультур.
В работе использовались следующие методы: понятийное моделирование, интерпретативный анализ, компонентный и контекстуальный анализ, анкетирование.
Теоретической основой работы послужили следующие положения, доказанные в лингвистической литературе:
1) основной единицей лингвокультуры является лингвокультурный концепт — квант переживаемого знания (Н.Д. Арутюнова, Е.В. Бабаева, Н.Н. Болдырев, С.Г. Воркачев, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, С.Х. Ляпин, В.А. Маслова, В.Н. Телия, А.Д. Шмелев);
2) лингвокультурные концепты проявляются в языковом сознании и коммуникативном поведении и допускают множественное измерение (В. Гумбольдт, А. Вежбицкая, В.Т. Клоков, О.А. Леонтович, Д.С. Лихачев, А.Н. Приходько, Ю.С. Степанов, С.Г. Тер-Минасова, Н.В. Уфимцева, Р.М. Фрумкина);
3) содержание лингвокультурных концептов может быть объективно установлено при помощи специальных исследовательских процедур (А.П. Бабушкин, В.В. Красных, М.В. Пименова, В.М. Савицкий, Г.Г. Слышкин, И.А. Стернин).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятийные характеристики концепта «компьютер» сводятся к следующим признакам: а) электронное (программируемое, автоматизированное) устройство, б) созданное для выполнения вычислений, в) выполняющее широкий спектр функций (обработка, сохранение, анализ, сбор, извлечение, накопление информации на высокой скорости посредством хранящихся, запрограммированных инструкций), г) функционирующее как канал общения (при подключении к сети Интернет), д) удовлетворяющее потребности пользователей в различных сферах жизнедеятельности.
Концепт «компьютер» может быть представлен как сложный по своей структуре фрейм, способный к схематическому развертыванию. Вершинами фрейма концепта «компьютер» являются предмет, характеристики предмета, функции предмета, сфера взаимодействия «человек — компьютер».
2. Базовые образно-перцептивные характеристики концепта «компьютер» в коллективном языковом сознании представлены следующими признаками: а) сложный механизм, состоящий из множества деталей, частей и элементов, работающих в единстве; б) неодушевленный предмет, объединяющий в себе множество других неодушевленных предметов; в) одушевленный предмет (живое существо, наделенное антропоморфными характеристиками); г) определенные место и ситуация работы за компьютером.
3. Специфика репрезентации концепта «компьютер» в произведениях научной фантастики заключается в следующем: а) компьютер является одним из главных героев, самостоятельно выполняющим различные действия; б) отмечается превосходство компьютерной техники над человеком, который утрачивает возможность отличать настоящую реальность от виртуальной; в) компьютеру приписываются широкие возможности и способности (умение анализировать и сохранять в памяти большие объемы информации; способность зрительно воспринимать информацию; познавать, знать; понимать; думать; осуществлять такой вид деятельности, как перевод, и др.); г) компьютер представляется в виде робота, чьи способности гиперболизируются.
4. Метафорическое осмысление компьютера в научной фантастике происходит посредством следующих метафор: а) антропоморфных, базирующихся на уподоблении состояний действий компьютера человеческим; б) фито- и фауноморфных, базирующихся на концептах окружающего человека мира живой природы; в) аксиологических, содержащих компоненты позитивной и негативной оценок компьютера; г) инструментальных, маркирующих вспомогательный характер действий компьютера для деятельности человека.
5. Основные ценностные характеристики концепта «компьютер» на материале научно-фантастических произведений сводятся к следующим нормам поведения: а) следует осваивать компьютер; б) следует пользоваться широкими функциональными возможностями компьютера; в) следует учитывать ненадежность, ошибочность действий, механичность выполнения операций компьютером; г) следует быть готовым к тому, что компьютер станет неотъемлемой частью самого человека; д) следует учитывать вероятную возможность уничтожения человека «интеллектуальным артефактом».
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на международных, межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспектива» (Волгоград, 2008), «Креативная лингвистика, АГУ 2009» (Астрахань, 2009), «Языковая система и социокультурный контекст» (Чебоксары, 2009), «Гуманитарные исследования» (Астрахань 2009, 2010), «Актуальные вопросы когнитивной лингвистики» (Чебоксары, 2010); на ежегодных научных конференциях в Астраханском государственном университете (2006—2010) и научных семинарах кафедры английской филологии Астраханского государственного университета (2006—2010).
По теме исследования опубликовано 7 работ объемом 3,1 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, посвященных общим принципам лингвокультурного моделирования концепта «компьютер», его понятийным, образным и ценностным характеристикам, заключения, библиографии.