Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарская сценическая речь Нуриев, Гаптрауф Салихович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нуриев, Гаптрауф Салихович. Татарская сценическая речь : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.02 / Ин-т языка, лит-ры и искусства.- Казань, 1996.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/483-0

Введение к работе

В 1996 году исполняется 90 лет татарскому профессиональному театру. В конце XIX - начале XX века до 1906 года ставились домашние спектакли драматургов Габдрахмака Ильяси (1856 - 1895), Фатыха Халиди (1850 - 1923) и других авторов.

Язык их произведений был почти полностью освобожден от традиционных книжно-письменных выражений. Оки старались писать на народном разговорном языке. В это» смысле особенно выделяются произведения Галиасгара Камала (1879-1933), который ставил своей :'лъ!е писать только на казанском наречии. Т?.к, уже после первого варианта драмы "Бохетсез егет" ("Несчастный юноша") он прямо так и декларировал: "Возможно, некоторые обсмеют меня, сказав, что язык этого произведения слишком уличный. Ну и что?! Пускай смаются. Пусть будет побольше книг,написанных на таком понятном уличном языке"*.

Возникновение татарского профессионального театра сыграло неоценимую роль в становлении и укреплении орфоэпических норм татарского языка.

В этой работе исследуются основные особенности татарской сценической речи — стили произношения, шразозо—логическое ударение, фонетико-грамматические и лексические элементы, а также си-туач/<бно—интонационное с.БоеоороЗИб реплик персонажей гіє упускаются из виду и авторские языковые особенности.

зые. Именно в этом заключается главная научная новизна работы.

Цель исследования - выявление главных особенностей татарской сценической речи - достигается следующим путем :

  1. изучение языка татарских драматургических произведений с самого качала их возникновения как жанра;

  2. изучение произносительных особенностей актеров Татарского государственного академического театра им. Г.Камала, Театра драмы и комедии им. К.Тикчурина, Альметьевского и Мензелинского государственных драматических театров;

  3. изучение речи актеров в телевизионных спектаклях, а так-

* Камал Г. Эсерлэр, еч томда. -Казан: Тат,кит.нэшр.,1978. -Т. I. - Пьесалар. - Б. 336.

же произносительных особенностей дикторов радио;

  1. изучение теоретических работ татарских, русских и зарубежных авторов о сценическом произношении;

  2. проведение экспериментального анализа темпа и мелодики речи профессиональных актеров.

В результате проведенных исследований выявлены основные виды 'сценической речи, их стилистическое разнообразие, авторские фонетико-морфологические средства; всесторонне проанализированы особенности произношения гласных и согласных звуков в речи актеров с указанием на отдельные отступления от орфоэпических норм языка в целях наиболее яркой характеристики социального и местного происхождения персонажей, их профессионального и культурного уровня.

Научное значение данной работы заключается в том, что, во-первых, раскрыта специфика сценической речи, отличающая ее от других жанрозо-функциональных стилей татарского литературного языка. Во-вторых, в ходе работы определены фонетико-морфологические и лексические пласты в современном татарском литературном произношении.

Практическое значение данной работы состоит в том, что она будет способствовать сохранению орфоэпических норм татарского литературного языка на сцене наших профессиональных и самодеятельных театров, может использоваться как учебное пособие по сценической речи в Казанском театральном училище, в училищах 'культуры и искусства (в городах Елабуга и Набережные Челны), татарских театральных студиях в Уфимском институте искусств, в Казанской государственной академии культуры и искусства. Кроме того, ею могут пользоваться студенты филологических факультетов Казанского государственного университета, Башкирского государственного университета, Казанского государственного педагогического университета, Елабужского и Набережно-Челнннского педагогических институтов, Татарского государственного колледжа, учащиеся педагогических колледжей и средних общеобразовательных школ. Работа будет полезной работникам радио и телевидения.

Апробация результатов исследования проведена в процессе работы со студентами в качестве преподавателя сценической речи в Казанском театральном училище, а также во время чтения лекций в течение многих лет в Уфимском институте искусств, в Казанском государственном университете, в Набережно-Челнинсном институте

- 5 -непрерывного' педагогического образования.

Были прочитаны доклады: "Стили произношения в татарской сценической речи" на научной конференции ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан; "Разновидности татарской сценической речи" на первой конференции ученых и преподавателей Татарского государственного колледжа: "Сценическая речь как специфическая модель произношения национального литературного языка" на научном семинаре "Модели национальных языков" (в рамках российской конференции по искусственному интеллекту "КИИ-96"); опубликованы 2 брошюры, 4 статьи в журналах и тематических сборниках, 5 статей в периодической печати, 3 стяты: находятся в печати .

Тема диссертации утверидена Ученым советом Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова.

Похожие диссертации на Татарская сценическая речь