Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Особенности ленинской тактики борьбы за ЖССЫ в условиях нового революционного подъем
1. Сочетание нелегальной работы с максимальным использованием легальных возможностей - сущность ленинской тактики завоевания трудящихся масс и подготовки их к революции 29
2. Разоблачение В.И.Лениным тактических установок ликвидаторов и отзовистов. Борьба большевиков против ликвидаторов по вопросу о целях и задачах демократических культурно-просветительных организаций 60
Глава 2. Деятеяьность большевистской партии по завоеванию джократичеоких культурно-просветительных организаций в 1910-1914 годах
1. Использование большевиками культурно-просветительных организаций для формирования революционного мировоззрения пролетариата и укрепления связи с массами 87
2. Руководящая роль большевистской партии в воспитании рабочей интеллигенции в культурно-просветительных организациях рабочего класса 122
3. Деятельность большевиков по упрочению своего влияния в других демократических культурно-просветительных организациях 149
Заключение 184
Список использованных источников и литературы 194
- Разоблачение В.И.Лениным тактических установок ликвидаторов и отзовистов. Борьба большевиков против ликвидаторов по вопросу о целях и задачах демократических культурно-просветительных организаций
- Использование большевиками культурно-просветительных организаций для формирования революционного мировоззрения пролетариата и укрепления связи с массами
- Руководящая роль большевистской партии в воспитании рабочей интеллигенции в культурно-просветительных организациях рабочего класса
- Деятельность большевиков по упрочению своего влияния в других демократических культурно-просветительных организациях
Введение к работе
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИНСКОЙ ТАКТИКИ БОРЬБЫ ЗА ЖССЫ В УСЛОВИЯХ НОВОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ПОДЪЕМ
I. Сочетание нелегальной работы с максимальным
использованием легальных возможностей - сущ
ность ленинской тактики завоевания трудящихся
масс и подготовки их к революции 29
2. Разоблачение В.И.Лениным тактических установок
ликвидаторов и отзовистов. Борьба большевиков
против ликвидаторов по вопросу о целях и за
дачах демократических культурно-просветитель
ных организаций 60
Разоблачение В.И.Лениным тактических установок ликвидаторов и отзовистов. Борьба большевиков против ликвидаторов по вопросу о целях и задачах демократических культурно-просветительных организаций
Однако суть ликвидаторства заключалась в том, что если большевики использовали легальные организации в целях подготовки масс к революции, то ликвидаторам эти организации были необходимы для ограничения размаха революционной борьбы пролетариата с тем, чтобы направить ее в русло движения за частичные права, для борьбы с нелегальной партией. Они настойчиво проповедовали теорию нейтральности массовых рабочих организаций, пытались доказать, что якобы свободные от партийного влияния эти организации (в первую очередь профсоюзы), сумеют объединить в своих рядах большее количество рабочих, что будет способствовать росту организованности пролетариата.
Разоблачая ликвидаторов, В.И.Ленин показал, что теория нейтральности служила классовым целям буржуазии, поскольку в ее интересах было ограничить деятельность рабочих организаций узкими рамками экономической или просветительской работы при сохранении существующего строя. "Теория нейтральности союзов. - подчеркивал В.И.Ленин, - в отличие от теории о необходимости тесной связи их с революционной социал-демократией ведет неминуемо к предпочтению таких средств ..., которые означают притупление классовой борьбы пролетариата".
Борьба с революционными марксистами, отстаивание теории нейтральности массовых легальных рабочих организаций и постепенная потеря политического влияния в них, привели ликвидаторов к соглашениям с эсерами и созданию эсеровско-ликвидаторских блоков, направленных против большевиков. "Союз ликвидаторов с народникагш в профессиональном движении (и в просветительных обществах), -отмечал В.ИЛенин в марте 1914 года, - есть факт. И при нынешнем положении вещей это неизбежно. Ликвидаторов и народников объединяет враждебное отношение к последовательному марксизму во всех сферах работы".1 Для понимания классовой сущности данного союза крайне важное значение имеет указание В.И.Ленина о том, что "это не левый блок, не блок социал-демократии и буржуазной демократии. а начало слияния ДВУХ нюансов буржуазной демократии, ликвидаторов и народников".
Таким образом, тактические установки ликвидаторов были направлены на уничтожение боеспособной марксистской партии, свертывание классовой борьбы пролетариата, способствовали проникновению буржуазной идеологии в рабэчее движение, свидетельствовали о полном переходе меньшевиков-ликвидаторов на позиции буржуазного либерализма. "... Если бы ликвидаторов не было, - писал В.И.Ленин, то умные буржуа-прогрессисты должны бы были отыскать или нанять 3 интеллигентов для несения в рабочий класс такой проповеди".
Ленинская тактика борьбы за массы подверглась ожесточенным нападкам и со стороны ликвидаторов "слева" - отзовистов и ультиматистов, появившихся среди части неустойчивых большевиков. В.И.Ленин указывал на идейную общность ликвидаторов и отзовистов, их общие социальные корни и классовую сущность. Раскрывая социальные корни этих течений, В.И.Ленин подчеркивал, что они представляют собой проявление буржуазного влияния на пролетариат. Поэтому важнейшей задачей в деле сохранения и укрепления пролетарской партии В.И.Ленин считал борьбу с "ликвидаторством обоих вития марксистской партии.
Появлению отзовизма среди большевиков способствовало также то, что в условиях быстрой смены обстановки часть рабочих, непосредственно принимавших участие в революционных событиях 1905-1907 годов, не сумела быстро перейти и осознать необходимость новой тактики и остановилась на повторении лозунгов революции без учета конкретно-исторической обстановки.
С другой стороны, тяжелые репрессии, обрушившиеся на партию в годы столыпинской реакции, разгром рабочих организаций, преследования большевиков, упадок революционной борьбы порождали "индифферентизм к политической борьбе вообще и особенно сильное равнодушие к думской работе социал-демократии". Эти настроения питали также и ошибки, допущенные социал-демократической фракцией в Государственной Думе.
Взгляды отзовистов находились в непримиримом противоречии со всеми основными положениями теории, стратегии и тактики большевизма. По оценке В.И.Ленина, теория отзовистов выражала "идеологию политического индифферентизма, с одной стороны, и анархических блужданий - с другой", являлась "оборотной стороной конституционных иллюзий, связанных с надеждами на то, что сама Государственная Дума может удовлетворить те или другие насущные требова-ния народа", подменяла пролетарскую идеологию мелкобуржуазной.
Лидеры отзовистов вместе с ликвидаторами выступили против философских основ марксизма, против диалектического и исторического материализма, преповедовали махизм. Часть социал-демократов встала на путь богостроительства и богоискательства, что совпадало со стремлением буржуазии усилить реакцию в области идеологии и духовно обезоружить пролетариат, отвлечь его от задач собирания и подготовки сил для революции.
Использование большевиками культурно-просветительных организаций для формирования революционного мировоззрения пролетариата и укрепления связи с массами
В годы нового революционного подъема центральное место в работе большевистских организаций заняла идейно-политическая подготовка масс к грядущим революционным битвам.
Революция 1905-1907годов предоставила богатый разносторонний материал для дальнейшего творческого развития марксистской теории, стратегии и тактики. Тщательно анализируя и обобщая накопленный опыт, уроки революции, большевистская партия в период нового революционного подъема в соответствии с конкретно-историческими условиями применяла формы борьбы, тактические приемы, которые были выработаны самими трудящимися массами, умело использовала достигнутые завоевания.
Одним из них были "Временные правила 4 марта 1906 года об обществах и союзах", на основе которых создавались и официально функционировали культурно-просветительные организации, являющиеся важной составной частью легальных рабочих обществ. Революция I905-1907 годов подняла политический уровень пролетариата, широких трудящихся масс. Поэтому было закономерным их стремление к общественно-политическим знаниям, к образованию, расширению кругозора. Уже в ходе революции начинают возникать первые рабочие культурно-просветительные организации, среди которых ведущее место принадлежало клубам.
Наступившая после поражения революции общественно-политическая реакция не позволила культурно-просветительным обществам в полной мере развернуть свою деятельность. Как и другие рабочие общества, профессиональные союзы, они не избежали репрессий самодержавия, й только с наступлением нового революционного подъема их деятельность вновь оживает.
Широкое распространение культурно-просветительных организаций в этот период было объективно закономерным. Революция 1905-1907 гг., подняв уровень политической зрелости трудящихся, первую очередь пролетариата, пробудила в них стремление к социальной активности, историческому творчеству. Газета московских большевиков "Наш путь", писала по этому поводу: "... Не одни политические вопросы, в широком смысле слова, интересуют сознательных рабочих. Чем больше растет пролетариат, чем больше растут его запросы, тем большую область жизни подчиняет он своему влиянию. Это относится прежде всего к идеологической, духовной жизни - к науке, искусству, литературе, даже театру. Удовлетворение духовных потребностей пролетариата безусловно должно находиться под его собственным контролем".
С другой стороны, само развитие классовой борьбы, новый этап ее, сложные задачи нового революционного подъема настоятельно требовали еще более высокого уровня политической сознательности, широкого кругозора трудящихся, что в немалой степени достигалось приобретением знаний. Видный деятель нашей партии В.В.Боровский подчеркивал: "... Первое условие пролетарской борьбы - это приобретение знаний ... Буржуазия сама широко пользуется знанием для борьбы с рабочими, но им, рабочим, она подносит только ложные знания, извращенные ее учеными и попами. Этому лжезнанию пролетариат должен противопоставить свое истинное знание, то объяснение жизни и жизненной борьбы, которое дается социал-демократией, этой I единственной партией пролетариата". В культурно-просветительных же организациях, руководимых большевиками, рабочие и получали необходимые политические знашія, что самым благоприятным образом сказывалось на организованности, сплоченности, воспитании пролетариата.
Как правило, эта форма организации рабочих была наиболее распространена в крупнейших промышленных центрах России. По неполным данным, численность рабочих культурно-просветительных организаций в исследуемый нами период составляла в Петербурге: в обществе "Источник света и знания" - 1146 человек, Сампсониевском обществе образования - свыше 1000 человек, в Обществе им.М.М.Ста-скшевича - 900 человек, в Обществе образования Выборгского района - 700 человек, в Обществе образования за Московской заставой -700 человек, в обществе "Знание - свет"-500 человек, "Знание- сила" - 600 человек, "Просвещение" - 560 человек, "Знание" - 600 человек; в Москве: в III Женском клубе - 900 человек, в Клубе общедоступных развлечений - 700 человек, в Типографском музыкально-драматическом кружке - около 750 человек; в Баку: в обществе "Наука" - свыше 1000 человек, "Знание - сила" - более 500 человек, в
Клубе трудящихся лиц в Киеве - свыше 400 человек, в "Клубе рабові чих" в Смоленске - около 500 человек и т.д. была еще больше, поскольку приведенные здесь данные по некоторым из них относятся к началу нового революционного подъема. В тех же обществах, где мы располагаем данными о количестве членов за 1910 и 1914 годы, их состав за это время увеличивался приблизительно в 2-3 раза. Сфера влияния культурно-просветительных обществ расширялась также за счет того, что некоторые из них имели свои отделения, как например, бакинское общество "Знание -сила" имело отделения в поселках: Балаханах, Сабанчах, Са-раханах, Черном городе, Биби-Эйбате.
Наряду с другими легальными рабочими организациями культурно-просветительные должны были стать оплотом социал-демократической партии для работы в массах, ее легальным прикрытием.
Как и в годы революции I905-1907 годов, инициатива создания рабочих культурно-просветительных организаций принадлежала рабочим одного или нескольких заводов какого-либо фабрично-заводского района. Это была наиболее распространенная форма их возникновения. В I9I0-I9I4 годах практически во всех районах Петербурга, Москвы существовали рабочие культурно-просветительные организации. Кроме того, в данный период они возникали и по инициативе профессиональных союзов, а иногда и по личному почину. Так, одним из создателей петербургского общества "Наука" на Песках была В.М.Величкина (Бонч-Бруевич).
Началу деятельности культурно-просветительных организаций предшествовала подача устава в городские по делам обществ присутствия с подробным указанием целей, задач, основных направлений работы, управления делами, а также имен учредителей, их адресов. Власти неохотно мирились с распространением рабочей активности на культурно-просветительную область, вследствие чего до- вольно часто и под любым предлогом следовал отказ в регистрации устава организуемого общества. Газета "Звезда" сообщала, что только в 1910 году не были зарегистрированы свыше 200 проФессио I нальных и просветительных обществ рабочих.
Непременным условием утверждения устава общества являлась абсолютная политическая благонадежность и "весомость" его учредителей. В роли последних в петербургском обществе "Образование" выступили помощник присяжного поверенного П.М.Осокин, доктор медицины М.А. Чистяков, кандидат естественных наук А.А.Ушаков, почетный гражданин В.Ф. Марков , общества "Знание" - инженер-тех нолог В.Средницкий, химик С.В.Филипковский0 и т.д.
Руководящая роль большевистской партии в воспитании рабочей интеллигенции в культурно-просветительных организациях рабочего класса
Одной из отличительных черт нового революционного подъема было усиление общественной активности пролетариата не только в политической и экономической областях, но также и в тех сферах, которые на протяжении всей предшествующей истории были привилегией господствующих классов. Под воздействием революции 1905 -1907 годов, пробудившей к общественной деятельности широкие рабочие массы, происходит углубление их культурных запросов. Причем, трудящиеся не довольствуются уже созданным, но и делают попытки сами попробовать свои силы в области литературы и искусства. Это 1 КПСС в резолюциях и решениях ..., т.1, с.400. было заметным явлением не только в культурной жизни страны, но и новым моментом в рабочем движении, требующим обеспечения идейной направленности, партийного руководства. Центральное место в выработке политики большевистской партии в области литературы и искусства принадлежало ленинской работе "Партийная организация и партийная литература", где впервые был выдвинут принцип партийности литературы, имеющий важное методологическое значение. В.И.Ленин поставил перед социал-демократической партией задачу преобразования литературного дела, "испакощенного азиатской цензурой и европейской буржуазией". "... для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела". Он мечтал о "свободной литературе", которую будут привлекать "не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся".
Партия всегда придавала большое значение литературе в политическом воспитании рабочего класса. Ленинские принципы партийного руководства литературой, выработанные в борьбе против экономистов, меньшевиков, ликвидаторов, были закреплены в решениях П, Ш съездов РСДРП, ІУ конференции РСДРП, УІ (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, Краковского и Поронинского сове 2 щаний ЦК РСДРП с партийными работниками и других документах. В работе "Партийная организация и партийная литература" В.И.Ленин глубоко обосновал вывод о том, что пролетариат должен "выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и Сущность данного принципа состоит в том, что литература должна стать частью общепролетарской борьбы, составной частью партийной работы. Ленинский принцип партийности - это не только идейная позиция литератора, художника. Он содержит в себе необходимость бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии, сознательно прикрывающейся лозунгом беспартийности. В.И.Ленин разоблачил классовую сущность данного лозунга, показал, что он целиком служит интересам буржуазии, В работе "Социалистическая партия и беспартийная революционность" он подчеркивал, что равнодушие к борьбе партий вовсе не означает отстранения от классовой борьбы, поскольку в последней "не может быть нейтральных"."Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует ..., - писал В.И.Ленин. - Беспартийность в буржуазном обществе есть лишь лицемерное, прикрытое, пассивное выражение принадлежности к партии сытых, к партии господствующих, к партии эксплуататоров. Беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая". Ленинские идеи имеют большое историческое значение для определения места художника в общественной жизни, основных путей развития литературы и искусства. "Проблемы художественного творчества вне политики не существуют, - подчеркивалось в выступлении К.У.Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР.-Важно, ... чтобы творческие искания художника имели ... единую отправную точку - верность правде жизни, социалистическим идеа-лам.
Это необходимое условие партийности, народности искусства". -Написанная в период подготовки декабрьского вооруженного восстания 1905 года, статья "Партийная организация и партийная литература" была особенно актуальна в годы нового революционного подъема. Руководствуясь ленинскими указаниями, большевики создавали свои газеты и журналы, выпускали сборники, которые способствовали дальнейшему развитию революционной борьбы, становились одной из форм подготовки революции. Они старались максимально тесно связать литературу и искусство с идеями и деятельностью партии, поставить их на службу интересам широких народных масс, В противоположность либералам и меньшевикагл-ликвидаторам, партия большевиков верила в творческие силы пролетариата, в его способность уже в недрах буржуазного общества заложить основы будущей социалистической культуры. Эта уверенность базировалась на ленинском учении о наличии в каждой национальной культуре элементов демократической и социалистической культуры. Вся деятельность большевистской партии в области культурно-воспитательной работы определялась ленинским требованием, чтобы "каждый шаг к культуре был проникнут с.-д. духом, с.-д. культурой".
Деятельность большевиков по упрочению своего влияния в других демократических культурно-просветительных организациях
Составной частью осуществления ленинской тактики борьбы за массы в годы нового революционного подъема было завоевание союзников пролетариата, к их числу относились не только крестьянство как непосредственный, главный союзник на этапе буржуазно-демократической революции, но и средние городские слои.
Этот вопрос, вопрос гегемонии пролетриата по отношению к трудящимся непролетарских слоев имеет большое значение для современного революционного движения, коммунистических и рабочих партий, так как в капиталистических и развивающихся странах быстро растет удельный вес средних городских слоев, усиливается их роль в политической и общественной жизни, активное влияние на соотношение сил в классовой борьбе. Умение привлечь на свою сторону огромную мелкобуржуазную массу города и деревни, не допустить использования ее в интересах контрреволюции является острой, злободневной проблемой современного мирового революционного процесса.
Анализируя уроки чилийской революции, Рене Кастильо, член Национального руководства Компартии Чили, отмечал: "В условиях нашей страны было необходимо также объединить вокруг рабочего класса широкие средние слои, привлечь в той или иной форме группы немонополистической буржуазии, в частности средней и мелкой. И когда нам удавалось добиться единства с зтими слоями или с их большинством, сплотить их на основе конкретных лозунгов или действий, мы одерживали решающие.революционные победы ... Наше поражение - следствие изоляции рабочего класса от его союзников".
И это относится не только к чилийской революции, но также и к португальской, афганской, к развитию революционных процессов в некоторых латиноамериканских и африканских странах. Более того, история некоторых стран социализма (Венгрия, Чехословакия, Польша) показывает, что в политической неустойчивости мелкобуржуазной массы коренится главная опасность внутреннего характера для социалистической революции и после ее победы. Поэтому изучение опыта большевиков по завоеванию средних городских слоев в период подготовки победы буржуазно-демократической революции имеет большое значение.
В.И.Ленин на основе глубокого анализа показал, что существовало единство социально-экономических и политических интересов рабочего класса и всех трудящихся России в их совместной борьбе против самодержавия. Однако само экономическое положение средних слоев в обществе заставляет их постоянно колебаться между пролетариатом и буржуазией, между стремлением освободиться от гнета эксплуататоров и страхом перед революционными преобразованиями. Поэтому важнейшей задачей пролетариата и его большевистской партии В.И.Ленин считал освобождение трудящихся непролетарских масс города из-под влияния либерализма, политическое воспитание, привлечение их в качестве союзников.
Обобщая накопленный опыт мирового революционного движения, трех российских революций, В.И.Ленин делал вывод: "С одним авангардом победить нельзя. Бросить один только авангард в решительный бой, пока весь класс, пока широкие массы не заняли позиции либо прямой поддержки авангарда, либо, по крайней мере, благожелательного нейтралитета по отношению к нему и полной неспособности поддерживать его противника, было бы не только глупостью, но и преступлением". Участие средних слоев в революционной борьбе возможно только под руководством пролетариата. В.И.Ленин подчеркивал: "Только пролетариат, - в силу экономической роли его в крупном производстве,-способен быть вождем всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит часто не меньше, а сильнее, чем пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за свое освобождение".
Следует заметить, что в России средние городские слои представляли значительный мелкобуржуазный резерв буржуазно-демократической революции. В 1913 году их численность составляла 12 млн. человек или 37% городского и 8% всего населения страны.
Неразрывной составной частью осуществления гегемонии пролетариата по отношению к трудящимся непролетарских слоев города являлось их политическое воспитание, принимавшее самые разнообразные формы. Одной из них было политическое воздействие рабочего класса на средние слои через культурно-просветительные организации. Если по отношению к рабочим культурно-просветительным обществам ставилась задача превратить их в легальную опору нелегальной партии, подобно другим легальным пролетарским организациям, то, укрепляя свое влияние в демократических культурно-просветительных организациях, партия большевиков решала задачу обеспечения пролетариату союзников на этапе буржуазно-демократической революции, осуществляла обеспечение гегемонии пролетриата. Необходимой объективной предпосылкой ведения такой работы был демократический социальный состав данных обществ, активизация их общественной деятельности в результате революции 1905-1907 годов.
Средние городские слои являлись той средой, где рассчитывали найти массовую опору мелкобуржуазные партши кадеты. Сложные задачи нового революционного подъема, подготовка политической армии буржуазно-демократической революции, непримиримая борьба с ликвидаторами, отрицавшими необходимость борьбы рабочего класса и его партии за средние слои и тем самым способствовавших укреплению среди них идейного и политического влияния либеральной буржуазии, определяли особую актуальность работы большевистской партии с данной категорией трудящихся, освобождения ее из-под влияния либерализма.
В силу этого/наряду с руководством легальными организациями рабочего класса, важное место заняла деятельность большевиков в демократических культурно-просветительных организациях, используемых для классового просвещения трудящихся, разъяснения задач буржуазно-демократической революции, разоблачения либерально-буржуазной идеологии, а следовательно, и расширения социальной базы революционного движения. Большевики старались распространить и укрепить в них свое влияние. На это ориентировали партию решения УІ (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, указавшей на необ-ходимость расшрения агитационной и пропагандистской работы ере-ди всех слоев трудящихся.