Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Елисеев Николай Александрович

Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода
<
Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елисеев Николай Александрович. Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода : Дис. ... канд. техн. наук : 07.00.10 СПб., 2006 234 с. РГБ ОД, 61:06-5/1355

Содержание к диссертации

Введение

1. Предпосылки становления и развития теории метода аксонометрических проекций

1.1. Приёмы и способы отображения пространственных объектов на плоскости в искусстве Древнего мира

1.2. Практические и геометрические предпосылки создания теории аксонометрии 51

Выводы 76

2. Возникновение, становление теории аксонометрии и вклад учёных ПГУПСа в её развитие 77

2.1. Возникновение и развитие теории аксонометрии в трудах западноевропейских учёных 77

2.2. Вклад учёных Петербургского государственного университета путей сообщения в становление и развитие теории аксонометрии в России

Выводы 14:4

3. Д.И. Каргин - исследователь теории и практики аксонометрии 144

Выводы 179

4. Применение аксонометрии в железнодорожной практике 180

Выводы 201

Заключение 202

Список использованных источников 206

Введение к работе

В настоящее время аксонометрия является не только одним из основных прикладных методов начертательной геометрии -фундаментальной науки, составляющей основу инженерно-технического образования, но и одним из методов теории геометрического моделирования, позволяющим в системах автоматизированного проектирования создавать наглядные плоскостные модели сложной железнодорожной техники, искусственных сооружений и других объектов.

За время своего существования метод аксонометрических проекций прошёл большой путь развития и совершенствования. Трудами учёных Петербургского государственного университета путей сообщения (т.к. название путейского института изменялось 16 раз: 1810 г. - ИКИПС, 1864 г. - ИИПС, 1919 г. - ПИИПС, 1924 г. - ЛИИПС, 1930 г. - ЛИИЖТ и др. для удобства изложения в тексте наиболее часто будет употребляться последнее - ПГУПС) сделан неоценимый вклад в разрешение теоретических и практических вопросов этого метода и его распространение в других учебных заведениях Петербурга и России.

Истории развития аксонометрии в разное время посвящали свои исследования и научные работы такие учёные как X. Винер, Н.А. Рынин, Д.И. Каргин, В.А. Пахомова, С.А. Фролов и другие.

Анализ научной литературы показал, что нет цельной истории развития аксонометрии как параллельной, так и центральной во взаимосвязи с прогрессом техники на различных этапах материального производства и не раскрыт вклад учёных ПГУПСа как одного из определяющих факторов становления теории и развития инженерно-технической, особенно железнодорожной практики этого метода в России.

Научные исследования автора, представленные в качестве диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук, посвящены изучению и обобщению материалов по истории становления теории и развитию инженерно-технической практики метода аксонометрических проекций, а также освещению той роли, которую сыграли в этом процессе учёные, педагоги и питомцы Петербургского государственного университета путей сообщения: Алексей Иванович Майоров (Майоров) (1780 - 1852), Яков Александрович Севастьянов (1796 - 1849), Александр Христофорович Редер (1809 - 1872), Николай Иванович Макаров (1826 - 1904), Валериан Иванович Курдюмов (1853 -1904), Владимир Антонович Косяков (1866 - 1922), Николай Алексеевич Рынин (1877 - 1942), Дмитрий Иванович Каргин (1880 - 1949) - авторы классических научных трудов и фундаментальных учебных курсов по теории методов изображения, внёсшие большой вклад в развитие их прикладных направлений в 1820 - 1950 г.г.

Хронологические рамки исследования в I - III главах охватывают период от третьего тысячелетия до нашей эры до середины XX в., т.е. от начала применения в государствах Древнего мира способа плоскостного изображения трёхмерного пространства, который условно можно назвать аксонометрическим, до создания отечественной теории метода аксонометрических проекций для того, чтобы дать полное представление о взаимосвязи развития техники и наглядных графических моделей на различных ступенях материального производства, а также значении и месте российских геометров в истории развития теории и инженерно-технической практики аксонометрии.

В ГУ-ой главе за период середина XX - начало XXI в.в. показано применение наглядных изображений в различных областях железнодорожного производства.

Актуальность темы исследования заключается в создании ещё одной страницы в истории науки и техники России и углублении гуманитарного просвещения в техническом образовании.

Процесс становления и развития метода аксонометрических проекций, его органические и структурные связи с другими теоретическими, прикладными науками и различными отраслями материального производства, особенности формирования теории и инженерно-технической практики метода в России, являются важной составной частью истории науки и техники и заслуживают специального исследования. В этом отношении представляет интерес изучение возникновения способов отображения трёхмерного пространства на плоскости в культурном наследии народов, их взаимосвязь с уровнем технического развития общества, влияние на развитие отечественной теории метода аксонометрии и его применение в инженерно-технической и особенно железнодорожной практике.

Источниковую базу диссертационной работы составляют в первую очередь архивные документы, а также отечественные и зарубежные научные труды и учебные курсы по начертательной геометрии, компьютерной графике, машиностроительному и железнодорожному производству, транспортному строительству, механике, астрономии, химии, географии, изобразительному искусству, строительству и архитектуре написанные и изданные в XV - нач. XXI в.в.

В исследовании приведена библиография научных трудов и учебных курсов А.И. Майорова, Я.А. Севастьянова, А.Х. Редера, Н.И. Макарова, В.И. Курдюмова, В.А. Косякова, Н.А. Рынина, Д.И. Каргина по теории, истории и практическому применению аксонометрии, насчитывающая 92 наименования, а также 225 произведений зарубежных и российских учёных, относящихся к рассматриваемой

теме. Большинству из этих работ дан подробный анализ и оценка с позиции современной науки.

Особое внимание обращено на малоизвестные работы Д.И. Каргина в связи с большим значением этих трудов для исследования основ теории наглядных графических моделей и их применения в инженерно-технической практике.

В диссертационной работе использовано 56 архивных документов из Петербургского филиала архива Российской академии наук (ПФА РАН) и Российского государственного исторического архива (РГИА). Кроме того, использованы материалы Российской национальной библиотеки, библиотеки и музея ПГУПСа. Многие архивные и рукописные материалы использованы в работе автора впервые.

Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе архивных, научных и учебных источников дать обзорно-аналитическое исследование общего процесса становления и развития метода аксонометрических проекций, его взаимосвязь с техническим развитием общества, показать преемственность, самобытность и особенность формирования в России способов наглядного изображения, а также определяющий вклад учёных ПГУПСа в развитие основ теории и железнодорожной практики метода аксонометрии.

В задачи диссертационной работы входило:

- дать периодизацию процесса становления и развития аксонометрии на различных этапах становления общества и его производительных сил, а также классификацию источников метода аксонометрических проекций;

- показать закономерности развития наглядных графических моделей и их взаимосвязь с прогрессом техники основных сфер

материального производства: транспорта, добывающей и обрабатывающей промышленности;

- отобразить преемственность, самобытность и особенности формирования в России XVI - XVIII в.в. способов передачи глубины картины и наглядности изображения в практике;

- дать анализ роли учёных путейского ВУЗа в становлении теории аксонометрии (1820-1950), её применении в отечественной инженерно- технической практике начала XIX - середины XX в.в., а также показать перспективы использования этого метода наглядного изображения в современной железнодорожной практике.

Поставленная цель достигнута на основе анализа, обобщения и систематизации отечественных и зарубежных научных трудов по истории, теории и инженерно-технической практике методов изображения, а также поиска и исследования архивных документов по истории развития теории метода аксонометрии в России и применения его в железнодорожном производстве.

На защиту выносятся:

1. Периодизация процесса становления и развития метода аксонометрических проекций, отображающая закономерности развития способов наглядного изображения, взаимосвязь развития графических моделей и техники на различных ступенях материального производства, а также особенности формирования в России теории и инженерно- технической практики метода аксонометрии.

2. Классификация источников . метода аксонометрии, характеризующая органические и структурные связи аксонометрии с различными отраслями общественного производства и другими теоретическими и прикладными науками.

3. Результаты исследования научных и архивных материалов, отражающие применение аксонометрии в науке и инженерно-технической практике, а также деятельность учёных путейского института по развитию теории (1820-1950) и железнодорожной практики метода аксонометрии в России.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в историю российской науки и техники внесены новые разделы, освещающие историю становления и развития метода аксонометрии, при этом впервые на основе исследования архивных документов, печатных и рукописных работ даны периодизация процесса становления и развития аксонометрии на различных ступенях материального производства, а также классификация производственных и научных источников этого метода наглядного изображения. Комплексно рассмотрена проблема взаимосвязи и взаимовлияния геометрии, математики, механики и других областей науки и производства.

Дополнена фактами, неизученными до последнего времени, творческая деятельность учёных путейского института в области становления отечественной теории и инженерно-технической практики аксонометрии, показан их определяющий вклад в применение этого метода в строительстве железных дорог и их техническом оснащении.

Впервые на основе архивных документов полностью представлена творческая деятельность профессора Д.И. Каргина по изучению истории, теории аксонометрических проекции и применению аксонометрии в различных областях железнодорожного производства, в том числе транспортном машиностроении, а также дан анализ малоизвестных и неопубликованных трудов учёного по этим вопросам.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что результаты исследования не только дополняют общую историю

науки и техники России, но и могут быть использованы для научных исследований в области геометрического моделирования, истории методов изображения, для лекционной работы (автором разработана программа по истории науки и техники, в том числе истории аксонометрии и других методов изображения для учащихся 8 - 9-х классов инженерно-технических лицеев).

Результаты диссертационной работы помогают лучшему пониманию логики становления и развития теории и инженерно-технической практики методов наглядного изображения, что обеспечивает создание основы правильного методологического подхода к процессу преподавания графических дисциплин. Кроме того, они способствуют формированию междисциплинарной методологии графической подготовки (начертательная геометрия, инженерная геометрия и графика, компьютерная графика, системы автоматизированного проектирования) для увеличения её практической эффективности: повышения квалификации современных инженерно-технических кадров, разработки и визуализации конструкторских, проектных, дизайнерских решений и т.д.

По теме диссертационной работы имеется 22 публикации, в которых отражены основные исторические, теоретические и прикладные результаты исследований. Опубликовано 2 методические разработки для учащихся инженерно-технических классов и студентов ПГУПСа.

Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 317 наименований. Диссертация объёмом 234 страницы машинописного текста содержит 47 рисунков и одну таблицу. Отдельная часть диссертационной работы «Приложения» содержит 255 рисунков и одну таблицу.

Приёмы и способы отображения пространственных объектов на плоскости в искусстве Древнего мира

Человек с древних времён стремился отобразить окружающий его мир с возможной достоверностью, применяя различные приёмы изображения для придания своим рисункам объёмности, т.е. как можно большей пластичности, рельефности и глубины.

Рождение рисунка в виде первых росписей на стенах и потолках пещер относится к началу позднего древнекаменного века - палеолита (35-12 тысячелетия до н. э.). Рисунок исполнялся кремнёвым резцом, иногда просто пальцем на слое глины. Занимаясь главным образом охотой для своего пропитания, от которой зависела его жизнь, древний человек почти все сюжеты рисунков посвящал изображениям животных. Если первые рисунки (35-30 тысячелетие до н. э.) очень несовершенны: пропорции не соблюдены, не чётко обозначен контур (прил. 1, рис. 1-2), то уже в эпоху Солютре (30-25 тысячелетия до н. э.) помимо чёткого контура и правильных пропорций появляется штриховка, открывшая возможность перехода к более объёмному изображению (прил. 1, рис. 3-5), а в эпоху Мадлен (25-12 тысячелетия до н. э.) краской покрываются не отдельные куски, а всё изображение, постепенно переходя от одноцветной росписи к двум - трём цветам различной силы тона и интенсивности (прил. 1, рис. 6-8). Приблизительно с 12-8 тысячелетия (среднекаменный век) начинает изображаться многофигурная композиция, когда при всей условности и схематичности передаётся не только динамика движения, но и определённая глубина картины (рис. 1). Надеясь на чудодейственную силу рисунка, охотник стремился привлечь дичь и через рисунок овладеть ею, подчинить своей власти. Нужда заставляла художника затрачивать массу энергии в тёмной пещере при слабом свете костра, чтобы добиться большой жизненной схожести изображения с реальными животными {і]. Уже в этот период наряду с реалистической передачей образа животного появляется в рисунках древнего человека абстракция и стилизация, т.е. упрощение или сокращение существующего прообраза. Охотник, например, символически изображал жильё, орудия лова, другие образы (прил. 1, рис. 9). Стремясь показать большое стадо оленей, он прорисовывал контуры вожаков стада и первого оленя в ряду очень тщательно, а остальных оленей изображал схематично, как мог себе представить большое количество животных, наблюдая их на расстоянии и в тоже время, придавая картине глубину (рис. 2).

С переходом человека от охоты к земледелию и скотоводству всё больше изменяются и приёмы изображения. Малоподвижная жизнь, ослабление остроты зрения и других органов чувств, необходимых при охоте, развитие духовных качеств и умственной деятельности при новом способе хозяйствования, возникновение новых представлений о мире -религиозных воззрений, вызванных потерей смелости в борьбе с силами природы и новыми заботами о сохранении материальных благ, приводят человека к другим элементам абстракции. Если простейшей формой абстракции было сначала выделение, какого - либо объекта в целом для изображения, и в этом процессе с помощью мышления производить отход от конкретной формы, с тем, чтобы передать основные черты реального объекта. То теперь художественное творчество стало означать для человека уклонение от жизни и её произвола и закрепление прочной потусторонней силой, исходящей из безжизненной абстрактности линии, хаотичности и непонятности явлений природы. Он воспроизводит её лишённую выражения и дающую, как стоящий над всем живым абсолют, успокоение. Используя геометрические возможности линии, изображает треугольники, квадраты и другие символы, создавая из них при желании орнаменты и другие изображения.

Эти два направления - стремление различными приёмами и способами приблизить изображаемый объект к реальному, увеличивая его наглядность и гносеологические свойства, и наоборот абстрагироваться в сторону символического изображения видимого мира, в дальнейшем найдут своё применение в практической жизни человека, преобладая один над другим в зависимости от социально -экономических отношений в обществе.

Интереснейшим своеобразием манеры передачи объёмного образа на плоскости характеризуется древнеегипетское искусство: условность, упорядоченность, построчность композиции, подчинённость рисунка, состоящего из плоских контуров, письму, соблюдение пропорций и т.д. Это позволяло, несмотря на то, что картины египтян выглядят почти совершенно плоскими, передавать особыми приёмами глубину изображения. Трудности выражения пространственных форм художник преодолевает введением различных способов условных изображений, которые становятся впоследствии каноническими, сохраняются в египетской культуре в течение сотен лет и даже частично переходят в искусство древних греков и римлян, Византии и Европы средневековья, а затем и Древней Руси. Но даже введение условностей и обладание геометрической пропорциональностью не дали возможностей показать на двухмерной плоскости объекта, так как видит его наш глаз, т.е. перспективы. «Едва ли поэтому не покажется поразительным, что египтяне не сделали дальнейшего шага и не открыли перспективы. Как известно, в египетской живописи нет никакого следа её и, хотя можно признать религиозные или иные основания тому, но остаётся заверенным геометрический факт, что египтяне не пользовались приёмом мыслить расписную стенку как вставленную между смотрящим глазом и изображаемым предметом и соединять точки пересечения этой плоскости с лучами направленными к тому предмету [2, с. 108].» К выводу о религиозном мировоззрении, как одном из главных факторов, влияющих на формирование способов изображения в культуре Древнего Египта, пришёл в своих рассуждениях известный историк математики Мориц Кантор.

Возникновение и развитие теории аксонометрии в трудах западноевропейских учёных

Как уже отмечалось в предыдущей главе к началу XIX века в строительстве, машиностроении, картографии, кристаллографии всё больше находит применение «практическая» аксонометрия, т.е. изображения ещё теоретически не обоснованные, т.к. ещё не существовало единого теоретического подхода, но применяемые в практической жизни общества и выполняемые по правилам, вытекающим из опыта работы.

На Международном математическом конгрессе в Париже в 1900г. выдающийся немецкий математик Давид Гильберт (1862 -1943) в своём докладе «Математические проблемы» отметил: «История учит, что развитие науки протекает непрерывно. Мы знаем, что каждый век имеет свои проблемы, которые последующая эпоха или решает или отодвигает в сторону, как бесплодные, чтобы заменить их новыми [75, с. 3]». Продолжая эту мысль, известный русский геометр Н.А. Рынин (1877 -1942) сравнивает процесс развития перспективы с полноводной рекой [42, с. 43-45], имеющей свои истоки, питающие её притоки и основное русло, где формируется во всей своей ширине и глубине теория метода [76]. Эти слова справедливы относительно становления многих методов начертательной геометрии, которые развивались, получали теоретическое обоснование в соответствии с требованиями практической жизни человека, в том числе и аксонометрии. Получив питание из теоретических источников перспективы, аналитической, начертательной и проективной геометрии, теория аксонометрических проекций с первой половины XIX века начинает расширять своё русло, чтобы в дальнейшем, став полноводной рекой, дать такие необходимые для практики направления своего течения как центральная аксонометрия, аксонометрия многомерного пространства, стандартная аксонометрия, компьютерная аксонометрия и др. (рис. 22).

Начало теории прямоугольной аксонометрии положили идеи английского инженера, профессора Кембриджского университета В. Фейрича (1759 - 1837), высказанные им в лекциях, а затем изложенные в работе «Изометрическая перспектива» в 1820 году и в дальнейшем широко популяризованные [77/. Для получения такой проекции объект, отнесённый к декартовым прямоугольным осям координат, перпендикулярно проецировался на наклонную картинную плоскость вместе с координатными осями. При этом получалась изометрическая проекция осей координат, имеющих общее начало, расположенных под равными тупыми углами друг к другу (в дальнейшем получившая название аксонометрия - измерение по осям). Для облегчения построения таких проекций использовались также ортогональные проекции объекта и изометрические шкалы (прил. 21, рис. 21.1) (78].

По мере расширения теоретической базы аксонометрии увеличивается её применение в практике, особенно в кристаллографии: X. Мое (Mohs) - «Основы минералогии» (Лейпциг, 1822); К. Науманн (Naumann) - «Учебник теоретической и прикладной кристаллографии» (Лейпциг, 1830), где автор вводит понятие «клинографическая проекция» (косоугольная проекция на плоскость параллельную двум осям координат), а также его же «Начала оснований минералогии» (Ляйпциг, 1841); А. Брейтгаупт (Breithaupt) - «Руководство по минералогии» (Лейпциг, 1841-54); X. Копп (Корр) - «Введение в кристаллографию» (Брауншвейг, 1849).

Аксонометрия - наглядное изображение, обладающее такими существенными признаками как большая степень сходства с реальным объектом; относительная самостоятельность в процессе познания, т.е. способность быть источником, хранителем знаний и носителем информации, при значительной простоте построения находит приложение в комментариях научных и исторических исследований [20, с. 20-23], новых изобретений [8І] и просто технических реклам [82J (прил. 22, рис. 22.1-22.5).

В высших технических учебных заведениях широко использовали гносеологические свойства этого метода изображения в специальных курсах начертательной геометрии (прил. 23, рис. 23.1). С 1896 г. учащиеся школ и высших учебных заведений при обучении черчению начали изучать скицирование (skizziren) - аксонометрическое эскизирование, история которого начинается с книги А. Ридлера (Ridler) «Maschienen Zeichnen» (Лейпциг, 1896, 1904-в России, 1914, 1921) (59, л. Зб]. В этом же году в Лейпциге открывается Машиностроительная школа, где профессором А. Шустером для развития пространственного представления учащихся читался курс скицирования деталей машин. Надо отметить, что в течении 10 лет шла борьба с переменным успехом за утверждение эскизирования в машиностроительных школах с почитателями перспективы, и постепенно скицирование нашло своё место в научно-технической литературе и практике.

Анализируя исторический материал (прил. 24), можно сказать, что, начиная с середины XIX в. приоритет в развитии теории аксонометрии как ортогональной, так и особенно косоугольной, принадлежит немецкой школе геометров. Труды Фидлера (прил. 23, рис. 23.2), Штаудигля, Винера (прил. 23, рис. 23.3), Шенфлисса дающие связь аксонометрии с проективной геометрией, глубокое изучение теории аксонометрии в работах Гаука, Винера, Мюллера, богатая фактами история методов изображения, описанная Винером, в том числе история аксонометрии до 1882 г, стали настоящими отправными и направляющими вехами в дальнейшем становлении теории этого метода. Стоит отметить и работу итальянского учёного Г. Лориа, переведённую Ф. Шютте на немецкий язык и напечатанную в Берлине в 1907 году (прил. 23, рис. 23.4), где автор не только представил полную теорию аксонометрии, но дал самые начала «аксонометрической» перспективы (центральной аксонометрии), идея которой уже формировалась в трудах немецких учёных.

Д.И. Каргин - исследователь теории и практики аксонометрии

Кругозор Заслуженного деятеля науки и техники СССР, доктора технических наук, профессора Д.И. Каргина (1880 - 1949) отличался поразительной широтой и глубиной. Его перу принадлежит 450 научных трудов, монографий и учебных курсов. Но научно — педагогическая деятельность учёного не ограничивалась рамками какой - либо одной узкой отрасли науки. Дмитрий Иванович внёс большой вклад в развитие электрической связи и радиотехники на железнодорожном транспорте, истории науки и техники, начертательной геометрии и прикладной графики.

Одним из направлений исследований учёного являлось изучение истории развития, теории и практики аксонометрических проекций. Из более 100 работ по начертательной геометрии 16 трудов ученым посвящено истории развития метода аксонометрии, а 15 значительных исследований теории параллельных проекций [206]. К сожалению, большинство работ профессора Каргина по теории и практике аксонометрии мало известно широкому кругу читателей.

Будучи учеником В.И. Курдюмова и коллегой Н.А. Рынина по преподаванию начертательной геометрии в Политехническом институте и ЛИИЖТе, Дмитрий Иванович почти всю свою жизнь посвятил этой науке - более 40 лет (1907 - 1949). С 1907 г. по 1918 г. Каргин -преподаватель начертательной геометрии и графики в Политехническом институте, 1913 -1922 г.г. - в Архитектурном институте, 1930 - 1934 г.г. заведующий кафедрой графики в Ленинградской промышленной академии. С сентября 1915 года до последнего дня жизни творческая деятельность Д.И. Каргина неразрывно связана с Институтом инженеров путей сообщения, где с 1930 г. по 1942 г. и с 1945 г. по 1949 г. он возглавляет кафедру «Начертательная геометрия и графика» [207]. Одновременно с 1937 г. по 1949 г. учёный является заведующим кафедрой «Методы изображения» Ленинградского электротехнического института инженеров сигнализации и связи (ЛЭТИИСС), образованного в 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа.

Продолжая лучшие традиции школы геометров путейского института, Каргин считает начертательную геометрию и одну из её составных частей аксонометрию наукой призванной решать, прежде всего, практические задачи, а также стремиться показать логику развития методов изображения через изучение истории их становления. К числу таких трудов относятся следующие: «Образование чувств линейной формы у человека» (Л., б/д) [208], «К истории графики» (Л., б/д) [209], «Изображения у народов Древнего Востока архитектурных форм» QI, б/д) [210], «Техническая графика античной Греции» (Л,, б/д) [211], «Искусство Древнего Востока» (Л., б/д) [5], «Очерк развития технической графики» (Л., б/д) [59], «Чертёжные инструменты. Чертёжное дело» (Л., 1940) [36], «Техническая графика в допетровской Руси» (Л., 1941) [37], «Чертёжное дело в России в XVIII в.» (Л., 1949) [72], «Успехи науки технической графики за XXX лет Советской власти» (Л., 1947) [154].

Анализируя исторический материал, автор исследует возникновение условных изображений в различные периоды развития человеческого общества. Его интересует переход от чувственных форм отражения к абстрактному мышлению, а также, на сколько это мышление способствует мысленному (условному) отделению геометрических форм от реальных. Учёный приходит к выводу, что лишь линейная форма отображения позволяет исследовать существующие объекты в чистом виде [208, л. 2]. Безусловно, сам процесс изображения происходит через определённое искажение и огрубление, однако принципиальное тождество в объективном содержании изображения с объектом сохраняется. В какой степени элементы изображения сходны с элементами объекта, зависит от конкретных условий отображения, характера и степени абстрактности. Если изображение выполняется вне каких-либо определённых задач, то геометрические свойства не позволяют адекватно воспроизвести характеристики объекта. Следовательно, любой вид отображения должен отвечать практическим задачам общества. Практические потребности людей ещё в глубокой древности послужили основой возникновения различных способов изображения. В начале рисунки содержат геометрическую интерпретацию пространственных форм и степень абстрактности, связанную с чувственным познанием, элементы которого являются связью человека с объективным миром и играют значительную роль в графической передаче информации. Сам же процесс познания, когда изображение выполняет гносеологические функции, т.е. служит промежуточным этапом между теоретическим мышлением и практической деятельностью человека, появляется на более высшей ступени развития способов отображения.

Изучение религиозной и бытовой живописи Древнего Востока подтверждает этот вывод [5, л. 48-51J. Древнеегипетские картины не только повествуют о жизни людей, но и во многих случаях использовались египтянами для узкопрактических целей: строительства, земледелия и т. д.

Похожие диссертации на Становление и развитие аксонометрии, вклад уч#ных Петербурга в теорию (1820-1950) и инженерно-техническую (железнодорожную) практику метода