Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века Сулейманова, Рима Нугамановна

Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века
<
Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сулейманова, Рима Нугамановна. Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Сулейманова Рима Нугамановна; [Место защиты: Ин-т истории и археологии УрО РАН].- Екатеринбург, 2011.- 516 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-7/86

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Историография. Источники. Теоретико-методологические основы и методические приемы исследования 13

1.1. Историография проблемы и ее анализ 13

1.2. Теоретико-методологические основы исследования и характеристика источниковой базы 47

ГЛАВА 2. Социально-политическая активность женщин в Башкортостане на рубеже XIX-XX вв . 78

2.1. Башкортостан на рубеже XIX-XX вв. и возникновение первых женских организаций 78

2.2. Участие женщин и женских организаций в культурно-просветительной и благотворительной деятельности 107

ГЛАВА 3. Женские организации Башкортостана в условиях революционных потрясений 1905-1917 гг . 129

3.1. Российское женское движение за избирательные права и женские общества Башкортостана 129

3.2. Женщины Башкортостана в 1917 году: цели и практика стихийных выступлений и организованной борьбы

ГЛАВА 4. Женщины автономной Башкирии в период социалистического строительства 188

4.1. Женщины Башкирии в 1919-1929 гг.: задачи и нереализованные перспективы 188

4.2. Женщины БАССР в предвоенные годы: задачи, формы, методы работы и ее результаты 267

ГЛАВА 5. Женский фактор в общественной жизни Башкирии в 1940-х - середине 1980-х гг . 324

5.1. Труд и общественно-политическая активность женщин Башкирии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 324

5.2. Социальный статус и формы социально-политической активности женщин БАССР в середине 1940-х -середине 1980-х гг. 383

Заключение 431

Список использованных источников и литературы 450

Введение к работе

Актуальность темы. В современный период роль женщин в мировом сообществе продолжает неуклонно возрастать. Защита женских прав приобрела в начале нынешнего, XXI века, глобальный импульс и международное звучание – не случайно: Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Прорыв женщин в политику стал общемировой тенденцией и во многом обусловлен произошедшими переменами в общественном развитии, в частности ролью женских движений в этом процессе.

Возникший в середине XIX в. в центре общественного внимания женский вопрос, вплетаясь в происходившие в обществе события, породил массовое движение за эмансипацию «второго пола», которое ассоциировалось с освобождением России от всех форм социального, национального, экономического и политического гнета. ХХ век, выделившийся темпами и масштабами своих свершений, внес коренные изменения в положение и социальную роль женщин. Перемены их статуса в российском обществе связаны с превалированием в населении, возрастанием участия в общественных движениях и политических партиях. Заметную роль женщины сыграли и в классовом противоборстве в стране, выборе путей ее альтернативного развития. Все это определило обращение к данной теме, нацелило на выявление региональной специфики.

В прошлом веке произошла переоценка в подходах к женскому вопросу, который длительное время считался решенным, а равноправие женщин и мужчин достигнутым. О том, что это далеко не так, особенно в регионах с достаточно устойчивыми этноконфессиональными и культурными традициями, открыто не говорилось долгие годы. Жизнь обнажила расхождения между декларациями и реальностью, развеяла мифы, накопившиеся в общественном сознании. Однако без использования исторического опыта прошлого невозможно осуществлять государственную политику, направленную на разрешение женских проблем настоящего, в том числе – преодолеть различные формы дискриминации.

В Башкортостане женский фактор всегда играл заметную роль в общественной жизни. Но негативные явления в экономике, общественной жизни, непростой переход к рыночным отношениям отрицательно сказались на положении женщин. В современной научной и периодической печати республики немало говорится о снижении их социального статуса, о складывающихся противоречиях между юридическим равноправием и фактическим их положением в профессиональной, управленческой, семейной сферах. Ситуацию усложняют рост женской безработицы, трудности развития женского движения, очевидная гендерная ассиметрия в обществе и во власти, сложности совмещения женщинами нескольких социальных ролей. Важность поиска приемлемых путей преодоления трудностей настоятельно требует обобщить накопленный исторический опыт женского движения Башкирии, и эта научная и социально-политическая необходимость побудили обратиться к проблеме, ставшей основой данного исследования.

В современный период женское движение в России переживает этап возрождения и активизации деятельности, усиленно ищет свое место в «мужском мире». Изучение и осмысление социально-исторического опыта, традиций и коллективных инициатив женского движения в ХХ в., а башкирское является его составной частью, представляет интерес не только для нашей страны. Региональный опыт – бесценный научный результат для формирования национальной политики, и потому специальное исследование проблемы имеет острую политическую актуальность.

Объектом исследования являются женщины Башкирии, представительницы всех национальностей, проживающие на территории края, но прежде всего, собственно башкирки. Предметом исследования выступают формы социальной активности, вовлечение и участие в общественно-политической жизни, динамика изменений в социально-политическом статусе женщин Башкирии в ХХ веке.

Цель и задачи. Цель данного исследования – на основе комплексного анализа форм социальной активности и динамики изменений социально-политического статуса женщин Башкирии, особенно нерусских народов, определить их роль, значение участия в общественно-политической жизни региона в ХХ веке. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- провести анализ историографии с целью выявления достижений и пробелов в изучении проблемы;

- показать положение женщин Башкирии в обществе в начале ХХ в., особо уделив внимание женщинам нерусских национальностей;

- определить мотивы, формы и значение участия женщин в первых общественных организациях начала ХХ в.;

- рассмотреть влияние революционных событий 1917 г. на их участие в общественно-политической жизни Башкирии;

- проанализировать организационные формы и методы вовлечения женщин в общественно-политическую и экономическую жизнь Башкирии в 1917 – 1930-е гг. с учетом этноконфессиональной и культурной специфики региона;

- обобщить опыт участия женщин в производственной и общественно-политической жизни в годы Великой Отечественной войны и определить их вклад в победу;

- выявить особенности положения женщин Башкирии, динамику их социально-политической активности в послевоенный и последующий годы (1945-1985 гг.).

Хронологические рамки исследования, охватывающие почти все ХХ столетие, обусловлены тем, что именно тогда женщины избранного региона прошли долгий путь формирования коллективной ментальности, смогли поставить в центр общественного обсуждения вопрос о своем неравенстве, добиться реального вовлечения в общественную и экономическую жизнь. Для выявления конкретных результатов, раскрытия всех аспектов проблемы, мы четко очертили его временные рамки. Нижняя граница обусловлена моментом основания женщинами в 1904 г. в Оренбурге первой общественной организации, участия в деятельности которой стало для них началом вступления в общественную жизнь. Верхняя граница исследования – начало периода «перестройки», когда стало явным, что женский вопрос так и не был решен, женщины не стали равноправными гражданками, о чем и было сказано на первой учредительной конференции женщин Башкирии в 1987 г. На ней были определены задачи женского движения республики на будущую перспективу. С этого времени в его развитии начинается этап, который заслуживает специального исследования.

Территориальные рамки исследования определены в соответствии с существовавшим в рассматриваемый период административно-территориальным устройством Башкирии. Выбор региона обусловлен тем, что здесь имелись серьезные социально-экономические и политические проблемы, отличавшиеся своеобразием. Среди них: и пестрота в составе населения (этнокультурная, конфессиональная), и множественные перемены в национально-государственном устройстве, и наличие двух губерний – Оренбургской и Уфимской в дореволюционный период, а затем, в 1917 г., образование автономной республики – Малой Башкирии, которая существовала вместе с Уфимской губернией. По постановлению ВЦИК в 1922 г. они были объединены, в итоге образовалась автономная республика – БАССР, которая просуществовала вплоть до развала СССР и возникновения Республики Башкортостан, что не могло не внести свои коррективы в постановку женского вопроса, развития женского движения, динамику изменений социального статуса женщин и участия в общественно-политической жизни.

Научная новизна исследования. Обращение к истории женщин Башкортостана – тема новая, до сих пор не становившаяся предметом специального исследования. Научная новизна его состоит уже в самой попытке обобщить важную страницу социальной истории России на основе широкого круга разнообразных источников. Обращаясь к этой теме, мы старались создать целостное представление о становлении, институционализации и эволюционном развитии женского движения в одном из регионов России в ХХ в., показать социально-политическую активность женщин Башкирии в динамике. Для решения этой задачи в научный оборот потребовалось ввести множество ранее не использованных документальных материалов. Это позволило подвергнуть анализу причины возникновения первых женских организаций в крае, в частности мусульманских; обобщить различные формы их деятельности, выяснить истоки самоорганизации женщин в борьбе за равноправие. С учетом современных оценок исторических событий поставлена задача – рассмотреть участие женщин в экономической и общественной жизни республики в изучаемый период.

Практическое значение исследования определяется тем, что ее выводы и рекомендации могут быть полезными при разработке социальной, демографической, гендерной политики на разных управленческих уровнях. Они могут быть применены в деятельности органов законодательной и исполнительной власти и женских организаций Башкирии в повышении роли женщин как субъекта общественно-политической жизни. Результаты диссертации могут использоваться при написании обобщающих трудов, разработке вузовских курсов по истории России и Башкортостана, специальных курсов по гендерной истории.

Апробация исследования. Ключевые выводы и положения исследования отражены в докладах на 70 конференциях международного, всероссийского и регионального уровней: І Международная конференция женщин Тюркского мира (Анкара, 2001), «Вклад Урала в разгром фашизма: исторический опыт и современные проблемы национальной безопасности» (Екатеринбург, 2005), «Женская и гендерная история Отечества Х–ХXI вв.: новые проблемы и перспективы» (М., 2009), «Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России ХХ века» (Челябинск, 2009), «Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем» (Череповец, 2010) и др. Основные положения диссертации отражены в 3 монографиях, коллективных работах и статьях в региональных, столичных и зарубежных изданиях (в т. ч. в 9 публикациях в ведущих рецензируемых научных изданиях в соответствии с перечнем ВАК).

Структура работы. Она состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.

Теоретико-методологические основы исследования и характеристика источниковой базы

Избранная нами тема получила весьма скудное освещение в историографии и даже те работы, которые были созданы» в годы советской власти, в настоящий момент методологически устарели. Несмотря на это, имеющуюся историографию по теме можно условно разделить на несколько больших этапов и при анализе мы попытаемся отойти от жесткой идеологической привязанности, характерной особенно для советской исторической науки, периодизация которой напрямую была связана сь этапами строительства социализма.

Напомним: начальный этап историографии данной темьъ хронологически охватывает XIX в., поэтому некоторые сведения касающиеся, предыстории взятой нами темы можно найти1 в публикациях этнографического и краеведческого характера именно- того времени. Ведущий специалист-гендеролог, одна из основательниц «женской истории» в России, Н.Л. Пушкарева справедливо отмечает, что «этнографы были первыми, кто обнаружил значительные различия в понимании представителями изучаемых ими народов и этносов социальных ролей, позиций, прав и обязанностей мужчин и женщин»1. Это наблюдение заставило нас обратиться не только к работам по истории «женского вопроса» в Башкирии, опубликованным в XX в., не и к более ранним, в которых давалась характеристика положения женщин до начала прошлого века .

Первый этап изучения проблемы, который охватывает начало XX в., характеризуется появлением книг, брошюр, статей, посвященных возникшему в центре общественного внимания — женскому вопросу3. В них теперь ставилась новая задача — вести поиск причин неравенства женщин- в обществе и семье. Одним из основных показателей положения женщины в обществе, ее равноправия является, ее правовой статус, составной частью которого выступают политические права, и, прежде всего, избирательное право. Из-за низкого правового статуса, малограмотности, невостребованности женщин, представлявших собой более половины населения страны, в общественной жизни, это вызывало необходимость пересмотра законодательства по женскому вопросу, уравнения женщин в правах с мужчинами. С подобными предложениями часто появлялись публикации общественных деятелей, юристов. Так, профессор5 Петербургского университета К.Д. Кавелин4 считал основой- равноправия . женщин уравнение их прав на наследство. Знаменательным явлением BS общественной мысли страны стала статья известного общественного деятеля А. Кизеветтера, в которой рассматривается положение русской женщины с ранних этапов отечественной истории5. Появились работы, авторы которых ратовали за предоставление женщинам политических прав, наравне с мужчинами6.

Активное осознание женского вопроса в России начинается с середины. XIX в., но к этому времени проблема женского равноправия уже- не была чем-то новым и неожиданным для русского общества. Под влиянием западноевропейского феминизма, а также тех революционных процессов, которые происходили в России в это время, формировалось новое представление о роли женщины в обществе. Женский вопрос быстро нашел русского избирательного права). М., 1906. место в отечественной литературе. О воспитании и образовании женщин, их положении в семье и обществе, их трудоустройстве, пределах личной свободы и самостоятельности писали как сторонники, так и противники женской эмансипации. Но если в. Западной Европе первыми теоретиками женского вопроса стали сами женщины, то в России об этом заговорили мужчины. Одним из первых, кто поднял вопрос о свободе и равноправии женщин, стал известный публицист и политический деятель М.Л. Михайлов7. Эта проблема была предметом исследований ученых. Здесь можно выделить труды профессора Московского университета В.М. Хвостова. Как юрист, он считал вопрос о равноправии женщин одним из самых важных

Q социальных вопросов времени . Был убежден, что «в течение XX столетия идея женского равноправия одержит победу. XX век будет веком женщин». И, как показало время, его слова оказались пророческими. Нужно отметить, что в разработку темы подключились сами женщины, стоявшие у истоков организации женского движения. Немало работ было посвящено становлению и развитию в России женского движения9.

В общественной жизни мусульманских народов России вопрос о равноправии женщин актуализировался в начале XX столетия. Толчком этому стала книга И. Гаспринского «Русское мусульманство». В ней известный просветитель и реформатор системы мусульманского образования сформулировал программу национального и культурного возрождения мусульман страны, в которую был включен пункт о раскрепощении ю женщины-мусульманки

Участие женщин и женских организаций в культурно-просветительной и благотворительной деятельности

В историографии Башкирии на этом этапе изучения темы данный аспект получил освещение лишь в одной диссертации в узких хронологических рамках и в историко-партиином плане . В ней политика партии и государства в целом и конкретные ее мероприятия, направленные на решение женского вопроса, трактуются автором как единственно. правильные и исключительно эффективные. Отрицательные моменты этой политики и негативная реакция на них женщин замалчивались им вовсе. Это же присуще другой диссертации, посвященной деятельности областной партийной организации по активизации женщин в тылу в годы. Великой Отечественной войны91. Она также написана в общем стиле работ того времени: узкая по тематике, с недостаточной источниковой базой, выпячиванием ведущей роли партии, только положительных сторон в рассмотрении этого аспекта темы.

В целом, историографии этого периода были свойственны элементы декларативности, описательность, недостаточно привлекались материалы архивов, в изучении, проблем не выделялись многие аспекты, исследовательский уровень ее- был невысок. Также мало изучался опыт работы среди женщин на. местах по вовлечению их в новую жизнь, не раскрывалось разнообразие проводившихся среди них форм и методов работы, практически такой важный аспект темы, как изменение самосознания и поведения женщин в рассматриваемых в работах хронологических рамках, практически не получило раскрытия.

Конец 1980-х — начало 1990-х гг. совпали с изменившейся социально-экономической и политической ситуацией в стране. Произошло качественное изменение условий, в которых оказалась историография. Демократизация всех сторон общественной жизни создала благоприятные условия для исследовательской работы, возможности по-новому взглянуть на исследуемые проблемы, более открытым стал доступ к документальным материалам, хранящимся- в фондах центральных и местных архивов. Эти новации помогли не только обнажить прежние, но и обусловили возникновение новых женских проблем, что проявилось в историографии. Появилась возможность ознакомиться с зарубежными работами. В этот период происходит серьезное переосмысление темы. Первыми публикациями такого рода стали коллективные сборники статей, в которых анализируются вопросы теории женского движения, деятельность КПСС по его развитию, проблемы трудовой занятости женщин, их участия в принятии решений, изменение государственной политики в отношении женщин и др.92 В, этих работах был сделан вывод, что на деле решения женского вопроса в стране не произошло, возвышение его в ранг государственной политики - факт реальной жизни, но к его принятию общество оказалось неготовым, причины которого уходят в далекие 1930-е годы, когда он был провозглашен решенным.

Проблема научного-осмысления роли и места женщин в прошлом и в новых исторических условиях прозвучала на проходивших в этот период научных конференциях, конгрессах и семинарах, где были обозначены основные направления исследований по данной теме93. История; советских женщин пополнилась новыми сюжетами. Так, вышли монографии, посвященные русской женщине в исторической ретроспективе94. Были защищены докторские диссертации по положению русской женщины, истории женского движения в дореволюционной России95. Появились публикации, в которых рассматривались новейшие методы и приемы научного исследования «женской истории», что стало важным подспорьем-исследователям в изучении темы, особенно в регионах страны96. Таким образом, в вышедших работах предпринимались попытки пересмотра? прежних оценок, подчеркивалась декларативность советской государственной политики в отношении женщин, обосновывалось наличие в-российском обществе дискриминации по признаку пола.

В современной историографии по теме можно отметить серьезные работы, в их числе М.П. Аракеловой, О.А. Хасбулатовой97. В монографии М.П. Аракеловой (1994) рассматривается деятельность государственных И общественных организаций нескольких регионов РСФСР — Северного Кавказа, Центрального и Северо-Западного, в 1921 — 1925 гг. по проведению работы среди женщин. В докторской диссертации автор на примере вышеназванных регионов РСФСР рассматривает изменение государственной-политики в отношении женщин в 1920-х гг.98 О.А. Хасбулатова анализирует в своей работе (1994) причины возникновения и развития российского женского движения, основные направления его деятельности . В приложении автор приводит перечень женских обществ, союзов, объединений, функционировавших в городах империи. Однако в нем не упоминаются женские организации Уфимской и Оренбургской губерний, а ведь их было немало, в том числе отделений столичных женских объединений. Лишь в другой работе (2003) автор упоминает лишь одно-общество — отделение СРЖ в Уфе100

Женщины Башкортостана в 1917 году: цели и практика стихийных выступлений и организованной борьбы

Писали и говорили об этом также многие видные общественные и религиозные деятели — 3. Камалетдинов, Г. Ибрагимов, М. Бигиев, Г. Баруди, Р. Фахретдинов и др. В 1904 г. в Оренбурге вышла книга Р. Фахретдинова «Машхур хатынлар» («Знаменитые женщины»). В ней женский вопрос возводится им в ранг государственно-политической и национальной проблемы. Автор писал: «Если женщины будут почитаемы, то станут обладательницами различных достоинств и знаний. У нации, у которой воспитанные женщины, и дети будут знающими, высоконравственными...»4. Нужно отметить, что Р. Фахретдинов в своем творчестве женскому вопросу уделял одно из главных мест. Более половины из его 77 книг по воспитанию были посвящены ему. Написанные повести «Салима» и «Асма», увидевшие свет в начале XX в., были проникнуты идеей освобождения и равноправия женщины в обществе. Вскоре после опубликования первой из них в Оренбургское магометанское духовное собрание стали поступать многочисленные возмущенные требования наказать автора этого произведения. По словам Р. Фахретдинова, если собрать вместе все эти жалобы, то получилось бы дело намного больше по объему, чем сама повесть5.

В периодической печати Башкортостана (нужно сказать, что в начале XX в. во многих регионах империи стали выходить мусульманские печатные издания, в середине 1917 г. их насчитывалось 30) появились публикации на темы женского освобождения и равноправия в обществе и семье примерно в 1905-1906-е годы и более широким потоком они выходили в последующие годы. В привлечении внимания общественности страны, особенно мусульманской, к положению женщины, ее освобождению и предоставлению равных с мужчинами прав большую роль сыграли журналы, выходившие в Оренбурге - «Шура» и в Казани - «Суюмбика». В них открывались специальные рубрики, где помещались статьи, посвященные месту женщин в обществе, их образованию и необходимости открытия-для них школ, роли женщин-матерей в воспитании детей. Авторы публикаций старались показать всю важность в данный период женского вопроса, донести до общественности ее большую политическую значимость для будущего мусульманских народов. Так, на страницах журнала «Шура» в эти годы было опубликовано свыше 70 исторических, этнографических, социальных статей, посвященных женской теме. Тогда же был организован специальный

референдум по женскому вопросу, привлекший внимание активным участием самих женщин, башкирок и татарок, выступавших в роли корреспонденток. Дискуссии по нему развертывались в других печатных изданиях, что также характеризовалось активным участие женщин. В одном из номеров газеты «Эль-ислах» за 1908 г. в статье, возмущенный полным невниманием к действительно бесправному и жалкому положению женщины, особенно сельчанки, автор писал: «Нет здесь [видимо в деревне — Р.С.] человека, который бы думал о судьбах женщин. Нет ни одной школы, чтобы обучать девушек, будущих матерей нации. Здесь девушки не имеют никаких прав... Если бы они учились, то стали бы бороться за возвращение потерянных прав»6.

Посвящались этому вопросу и специальные исследования. Н.Н. Остроумов в работе, посвященной правовому положению мусульманки, писал: «В настоящее время в самой России наблюдается весьма интересное движение среди мусульманских женщин, которые решили всеми силами добиваться изменения своего положения к лучшему, в смысле приобретения равных с мужчинами прав»7. Далее отмечал: «Но вот какое любопытное явление наблюдается в современном мусульманском мире. Турчанки, каирские мусульманки, русские татарки, киргизки и башкирки, под влиянием европейских соседей, начали постепенно получать европейское образование в институтах, пансионатах и гимназиях.... В России под влиянием освободительного движения [имеется ввиду революция 1905-1907 гг. — Р.С.] оренбургские и бакинские образованные мусульманки выступили в печати с требованием равноправия...» .

В выходивших работах и статьях в периодической печати все чаще звучали довольно решительного характера суждения и высказывания по женскому вопросу. Вышеназванный Н.Н. Остроумов замечал: «До тех пор, пока мусульманской женщине закрыт доступ к европейскому образованию и понятиям, никакого улучшениям ее семейном и общественном положении не получится» .

В одном из номеров газеты «Мир мусульманства» за 1911 г. появилась статья, «Мусульманка в общественной жизни», подписанная «Айша-Ханум»10. В, ней говорилось, что в целом ряде городов страны - Баку, Оренбурге, Уфе и обеих столицах, Москве и Петербурге, активно действуют созданные дамские благотворительные общества. Автор замечает: « Конечно, пока это в скромных размерах, и женщине предстоит еще нелегкая, борьба, тем не менее, движение существует и раз это так, то не подлежит и сомнению, что полное раскрепощение мусульманской женщины не за горами... Мусульманская женщина должна быть свободной, она должна самостоятельно располагать собой и перестать быть в руках мужчины безсловесным созданием...». В другой статье отмечалось: «Вопрос о положении женщины в мусульманстве является сложным. С этой точки зрения для нас представляют известный интерес появляющиеся на столбцах прогрессивных мусульманских газет письма мусульманок о своем положении. Они доказывают нам совершенно ясно, что и в среде мусульманских русских женщин [имеется в виду российских мусульманок — Р.С.] начинается то же брожение, то же стремление к образованию, свободе и равноправию, которое охватывает ныне многих женщин и других стран и религий. Для нас в данном случае представляется особенно важным именно то обстоятельство, что письма эти происходят от самих женщин»

Социальный статус и формы социально-политической активности женщин БАССР в середине 1940-х -середине 1980-х гг.

О важности этого форума для женщин; Башкирского края говорит тот факт,, что уфимское мусульманское дамское общество предполагало послать своего представителя на съезд?0.. б актуализации насущного вопроса свидетельствуют статьи: на страницах; периодической печати, публикации известных, обществоведов; политиков выход которых особенно возрос: в эти годы. Их всех объединяла одна идея - необходимость предоставления женщинам политических прав в важное для-России время; В одной из работ автор писал: «...Наряду с событиями большой важности, переживаемыми в настоящее время мусульманскими государствами, в самой России наблюдается весьма интересное движение среди мусульманских женщин, которые решили всеми силами добиваться»; изменения своего положения к лучшему, в смысле приобретенияравных с мужчинами прав»31.. Однако в этих публикациях решение женской проблемы виделось не в изменении общественного строя; а в постепенном урегулировании отечественного законодательства. Они выступали лишь за частичное улучшение положения женщин, которое они надеялись добиться в рамках существующего общества.

В процесс изменения ментального поведения женщин в соответствии с требованиями нового времени вновь вмешались объективные факторы, в частности первая; мировая война. Именно она отразилась, как на использовании женщин в тех сферах общественного производства, ранее недоступных для них, так и в активизации их роли в политической жизни. Военные мобилизации вызвали замену квалифицированных рабочих неквалифицированными. В промышленность Башкортостана пришли женщины и подростки, которые не имели необходимой квалификации и производственного опыта. По данным 1916 г. на предприятиях, подчиненных надзору фабричной инспекции,, доля женщин в Уфимской губернии составила 18 %, по Оренбургской губернии — 16,8 % в общей численности работников. Но их труд оплачивался низко, зарплата была в два раза меньше, чем у мужчин . В итоге, участились бабьи бунты, ставшие своеобразным стихийным протестом против дороговизны, тяжелых условий жизни, выливавшиеся в разгромы, продуктовых лавок, избиения лавочников. Подобные случаи регулярно фиксировались в жандармских отчетах Башкирского края.

Бабьи сходы, женские организации, возникшие и развернувшие свою деятельность в годы войны, стали неотъемлемой частью повседневной жизни того времени. Стали происходить перемены в статусе и поведении женщин, появились новые черты, как решимость, убежденность в правоте своих требований. В «Женском вестнике» за 1916 г. отмечалось, что «... в деревнях и городах мужчины открывают Америку по отношению к женщинам. Они с изумлением убеждаются, что женщины способны делать то же самое, что и мужчины»33. Наблюдалось это среди мусульманского населения Башкортостана. В газете «Тормош» автор, касаясь Уфимской губернии, замечал: «У нас начали наблюдаться некоторые перемены в жизни женщины. В татарских деревнях женщины исполняли такие работы, на которые они до сих пор никогда не принимались, под влиянием войны они поступили на разные должности»34.

В то же время в годы войны актуализация постановки и решения, женского вопроса несколько снижается. Теперь перед женским движениеми женщинами встали более важные общественно-значимые задачи, связанные с оказанием посильной помощи армии для защиты отечества. Именно в это время широко развернулась общественная деятельность женщин в госпиталях и на фронте. Так, в 1915 г. в Уфе, Оренбурге были открыты особые комитеты для оказания помощи беженцам из числа мусульман35. В одной из статей, вышедших в газете «Тормош», автор, касаясь положения« женщин в условиях войны, замечал, что «во многих случаях не хватает мужчин, и очень возможно, что наши женщины в будущем займутся- и многими другими работами»36. Уфимское мусульманское дамское общество открыло больницу на 10 коек для раненных воинов, собирало пожертвования деньгами, одеждой и вещами для отправки на фронт37. Все1 это вызывало положительные отклики у широкой общественности, даже у мусульман страны, что даже раздавались голоса признать равные права женщин, для чего нужно создать общество защиты их равноправия женщин. Более того, находились те, кто соглашался поддержать его материально .

После падения самодержавия в регионах наблюдался подъем общественной активности населения. Государственные органы, самодеятельные объединения, политические партии и население бурно обсуждали насущные вопросы, в частности женский. Но при этом у каждого из этих политических сил имелось свое понимание его разрешения. Вопрос о равноправии женщин вновь разгорелся, вызвав острую борьбу. Появились в печати многочисленные публикации, в которых авторы выступали за поддержку женского равноправия. В одной из них отмечалось, что «участие женщин в Учредительном Собрании, которое должно установить новый государственный строй свободной России, особенно необходимо. Все законы будущей Российской республики касаются не только мужчин, но и женщин» . Но звучали и более решительные требования помещать статьи о бесправии и нищете, в которых живут работницы и крестьянки.

Похожие диссертации на Женщины в общественно-политической жизни Башкирии ХХ века