Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восточное купечество в Астрахани XVII в. Ватанина Людмила Ивановна

Восточное купечество в Астрахани XVII в.
<
Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в. Восточное купечество в Астрахани XVII в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ватанина Людмила Ивановна. Восточное купечество в Астрахани XVII в. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Саранск, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:04-7/568

Содержание к диссертации

Введение

1. Астрахань в структуре восточной торговли XVII в 20

1.1 . Торговля как основа экономической жизни города 21

1.2. Восточные колонии в Астрахани, место и роль восточного купечества в развитии города 35

1.3. Уникальность Астрахани 56

1.4. Место Астраханской ярмарки во внешнеэкономических интересах Российского государства 65

1.5. Влияние восточного купечества на экономическую политику Российского государства 83

2. Социальный облик восточного купечества 99

2.1. Социально-экономическая жизнь и социально-экономические интересы восточного купечества 99

2.2 Духовная культура и быт восточного купечества 128

Заключение 148

Список источников и литературы 155

Приложения 174

Словарь устаревших названий 196

Введение к работе

Актуальность темы. Исследование купечества в Астрахани, сыгравшей главенствующую роль в восточной торговле России XVII в., представляет несомненный интерес. Его деятельность имела важнейшее значение в становлении и укреплении общероссийского национального рынка, внешнеторговых и культурных связей. Функционирование Астрахани как пункта традиционной торговли Российского государства с Востоком определило статус самого города, его внешней облик и быт жителей. Прохождение Великого шелкового пути через Астрахань и наличие удобного водного пути (р. Волги), близость к странам Востока имели для Российского государства важное политическое и стратегическое значение. Общие торговые интересы российского и восточного купечества способствовали регулированию политических и национальных конфликтов. Руководствуясь экономической выгодой, русские и восточные купцы были вынуждены сотрудничать.

Изучение места и роли восточного купечества в социально-экономической и культурной жизни Астрахани весьма актуально и в контексте формирования современной национально-государственной идеологии, национальной стратегии развития, утверждения межгосударственных связей. Социальный контекст формирования новой, более широкой картины мира требует привлечения множества типов культурного опыта. Глубокие пласты российской ментальносте, представляющей межэтническую модель современного выживания, отличают религиозная и этническая терпимость, умение актуализировать в сознании идеи, относящиеся к совместной созидательной деятельности, и относить на второй план этническую и конфессиональную специфичность. Иначе говоря, речь идет о толерантности как практическом способе выживания. В этом плане город Астрахань представляет собой уникальное явление, где сталкивались различные религии, народы, культуры, идеологии.

В ходе совместной жизнедеятельности здесь сложились определенный тип

поведения, взаимоотношений, специфическая бытовая и духовная культура,

«Г

многие элементы которой являются плодотворными для современных

условий. Диалог «человек - история» на сегодняшний день - безусловная

необходимость, ибо игнорирование проблем толерантности повлечет за

собой взаимное уничтожение не только этнических групп, но и разных

цивилизаций.

Целью данной работы является исследование места и роли восточного

купечества в социально-экономической жизни Астрахани. В соответствии с

намеченной целью поставлены следующие задачи:

• рассмотреть значение Астрахани в структуре восточной торговли XVII в.;

• выявить специфические черты, отличающие Астрахань от других крупных торговых городов Российского государства;

• проанализировать роль восточного купечества в развитии Астрахани, в налаживании русско-восточной торговли;

• охарактеризовать ассортимент товаров, маршруты восточных купцов и их роль в установлении новых торгово-дипломатических путей на Восток;

• определить социально-экономическое положение восточного % купечества в Астрахани;

• рассмотреть бытовые и духовные особенности восточного купечества и их влияние на культурный облик города.

Хронологические рамки работы охватывают XVII в. Именно на этот период приходится бурный расцвет торговли и ростовщичества восточного и российского купечества в Астрахани, значительное увеличение численности населения города, в том числе торгового, и восточных колоний. Заметную роль стало играть ремесленное производство, которое постепенно IS перерастало в мелкое товарное производство. XVII в. характеризуется также

становлением и развитием всероссийского рынка, в котором Астраханская

ярмарка сыграла одну из ведущих ролей. Внешняя торговля осуществлялась в основном через Архангельск, Астрахань, Новгород, Псков,

В указанных хронологических рамках условно выделяется несколько периодов. В основу подобной периодизации положены следующие факторы: с одной стороны, учитывалась динамика торговли, с другой, внутри и внешнеполитическая обстановка, влиявшая на деятельность купцов Астрахани.

В первый период (1600-1620 гг.) деятельность восточного купечества еще была мизерной. На данном этапе определились главные торговые пути, формировался ассортимент товаров, строились первые восточные дворы в городе, складывалась структура русско-восточной торговли, і просуществовавшая в дальнейшем почти без изменений. Его можно

охарактеризовать и как разведывательный этап условий торговли среднеазиатскими купцами в России.

Второй период охватывает 30-40 гг. Именно в этот период Астрахань становится стратегически значимым городом как в политическом отношении, так и в торговле для нескольких стран партнеров. В XVII в. Российское государство не имело выхода к Балтийскому и Черному морям. Каспийское море и река Волга являлись единственным доступным водным выходом к странам партнерам на юге, через которые шли транзитом товары не только N для России, но и связывали через Россию страны Востока и Запада.

В 50-60 гг. XVII в. происходит спад в русско-восточной торговле, что отразилось на торговых оборотах Астрахани. Это связано с

нестабильностью в отношениях со странами партнерами и неустойчивой внутриполитической обстановкой в этих регионах, первую очередь в Персии. Одной из первостепенных причин такого положения стали и восстания, вспыхивавшие на территории Российского государства. Наиболее крупным и разрушительным для восточной торговли стало восстание под

, предводительством Степана Разина, который в 1667 г. повел свой отряд на

Г

tri Волгу, завладев ситуацией на главном торговом пути купцов. Частые набеги

восставших на Волгу, берега Каспийского моря, владения персидского шаха практически заморозили русско-восточную торговлю в Астрахани, которая также была захвачена. Но несмотря на всю опасность сложившейся ситуации, нередки были случаи ведения восточными купцами торговли в городе. Некоторые купцы даже в таких условиях пытались провозить свои торговые партии по Волге.

На 70-80 гг. XVII в. приходится пик расцвета русско-восточной торговли. Такой бурной торговой деятельности восточных купцов в Астрахани больше не наблюдалось за всю ее историю существования. Несмотря на множество ограничений иностранной торговли, вышедших именно в этот период, Астрахань процветала. Немаловажным фактором А расцвета восточной торговли являлось увеличение производства шелка и

хлопка в соседних странах-партнерах, которые были заинтересованы в сбыте своей продукции в Астрахани. Только Персия в XVII в. ежегодно выращивала и перерабатывала сотни тонн шелка. Ткани, пряности, чай и многое другое завозилось в Астрахань также из более отдаленных регионов Средней Азии, Китая, Индии. Великий Шелковый путь являлся стратегически важным и связующим эти страны транзитным торговым путем. В следующем столетии в большей мере Восток и Запад обменивались своими товарами посредством водных путей, В 90-х гг. начинается спад в торговой деятельности Астрахани. Это

было связано с политикой Петра I, ориентированной на торговлю с европейскими странами. Вследствие этого, в XVIII в. Астрахань теряет свое былое значение.

Территориальные рамки работы ограничены пределами города Астрахани. Анализируя деятельность восточных купцов, можно проследить связи Российского государства с Китаем, Индией, Бухарой, Хивой, Кокандом. Астрахань имела активные торговые отношения со многими городами России: Москвой, Архангельском, Ярославлем, Псковом,

V. Тобольском, Нижним Новгородом, Казанью, Самарой, Темниковом, jv Арзамасом и другими.

Объектом исследования изучение феномена восточного купечества как составляющей части городского социума, его роли в процессе формирования торгово-экономических связей со Средним Востоком.

Предмет исследования — экономическая и культурная деятельность восточного купечества, прежде всего армянского и индийского, в Астрахани в XVII в. Выбор данных диаспор в качестве основного объекта исследования вызван тем, что это были самые многочисленные и богатые колонии в регионе, К тому же именно своеобразный образ жизни этих народов, создававших свои культовые сооружения, оказал большое влияние на культурный облик города, а также на формирование торгово-экономических

связей российских регионов со странами Среднего Востока.

Научная новизна диссертации определяется тем, что является первой обобщенной работой по изучению места и роли восточного купечества в структуре внешней торговли XVII в., в становлении Всероссийского рынка. Впервые автором на обширном материале изучается взаимосвязь российского и восточного купечества, их влияние на формирование торгово- экономических и политических отношений Российского государства с Востоком и Западом, выделяется общее и особенное Астраханской ярмарки по сравнению с другими крупными российскими городами-ярмарками.

Препринта попытка показать роль восточного купечества в создании неповторимого облика города Астрахани, его своеобразной культуры.

Методологической и теоретической основой диссертации явились общетеоретические работы по экономической и политической истории, историографии К. В. Базилевича, В. В. Бартольда, Н. Б. Голиковой, Е. И. Заозерской, Н. Г. Кукановой, О. Ф. Соловьева и других1.

Интеграционный характер исследования обусловил необходимость использования работ по смежным гуманитарным областям научного знания: этнологии, культурологии (С, А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Н. М. Каминская и другие)2.

Синтезированный подход к проблеме проведен при помощи:

сравнительно-исторического метода анализа источников,

характеризующих степень взаимодействия исторических событий,

социальных изменений и культуры, поля их соединений и

расхождений;

интегративного метода в изучении источников о закономерностях

влияния культур на примере русской и восточной;

хронологического метода в изложении исторических фактов

динамики развития Астрахани;

историко-критического анализа источников, объединяющих

причины и последствия роли, влияния и становления торговли с

восточными странами;

использование элементов типологизации историко функционального и историко-культурного методов, при анализе источников содержащих теоретические и практические материалы;

а также метода сопряжения микро и макро истории. Источники. Базой диссертационного исследования послужили прежде всего архивные данные, разнообразные сборники документов, а также записки путешественников, этнографические материалы.

В своей работе автор делает акцент на изучение трех торговых колоний восточного купечества, обосновавшиеся в Астрахани: армянской, индийской

TV и дагестанской. Соответственно в диссертационном исследовании широко использовались данные, касающиеся русско-армянских, русско-индийских и русско-дагестанских торгово-дипломатических отношений, а также связей Российского государства с восточными странами.

Для решения поставленных задач нами использованы материалы, извлеченные из Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Они содержат довольно полную информацию об ассортименте и поставке товаров из Верхнего Поволжья, средневосточных регионов на Астраханский деловой двор, деятельности рыбных и соляных промыслов,

т судоходстве на Волге, торговых отношениях Российского государства со

странами Востока. В работе широко привлекаются документы отдела фондов Верховного управления и внешней политики Посольского приказа и Посольской канцелярии - «Сношения России с Индией» (ф. 56), «Сношения России с Бухарой» (ф. 109), «Сношения России с Хивой» (ф. 134), «Сношения России с Арменией» (ф. 100), «Сношения России с Персией» (ф. 77), «Сношения России с Китаем» (ф. 1). Кроме того, привлекались материалы следующих фондов: «Архангельская земская изба» (ф. 396), «Архангельская приказная изба» (ф. 923), «Астраханская приказная палата» (ф. 1104),

«Ярославская земская изба» (ф. 675), «Псковская приказная изба» (ф. 1151),

«Тобольские таможни» (ф. 214). Важное значение для освящения жизни восточных купцов и населения города Астрахани имеют наказы Казанского дворца астраханским воеводам (ф. 56; 100; 1104). Эти документы отражают различные стороны жизнедеятельности Астрахани, позволяют определить размеры торговли и устройство города. Автором введен в научный оборот такой важный источник, как таможенные книги Астрахани, Архангельска, Пскова, Ярославля, Тобольска. Наряду с торгово-экономическими и . политическими вопросами в них в определенной степени отражены и

# личностные отношения коренных жителей, приезжего купечества, их правовое

положение, религиозные верования, проблемы повседневного быта и культуры, судоразбирательства.

В работе использованы разнообразные опубликованные документы, раскрывающие торговые связи и торговую политику России XVII в.3 Они дают возможность определить интенсивность восточной торговли на рынках страны, рассмотреть взаимоотношения купцов, их материальную и духовную культуру, проследить эволюцию ценовой и налоговой политики в отношениях со странами-партнерами, диапазон их торговых связей на протяжении всего изучаемого периода.

В диссертации использованы документы, касающиеся социальной структуры иностранных диаспор, проживающих и торгующих в Астрахани, г Они представляют особый интерес при рассмотрении быта и религиозных

верований восточного купечества. Это дела о передаче имущества и челобитные купцов царю о желании переменить веру4. Для раскрытия темы огромное значение имели проезжие грамоты и разрешения на выезд, позволяющие определить диапазон торговых путей, проходящих через Астрахань5.

В работе привлекаются «наказы», «сказки», «грамоты» российских царей, посылаемые с посольствами в соседние государства. В них зафиксированы предложения, претензии, условия торговли6. . Развитие национальной торговли и борьба российского купечества за

ограничения иностранной торговли на крупнейших российских ярмарках побудили правительство стать на путь меркантилизма. В 1653 г. была издана

«Торговая уставная грамота», отменившая торговые привилегии иностранных купцов. В 1667 г. введен «Новоторговый устав», который резко ограничил торговлю иностранцев в центральных российских городах и усилил ее интенсивность на окраинах, в том числе на Астраханской ярмарке. Эти документы использовались нами как источники, дающие возможность проследить взаимоотношения русского правительства с восточным купечеством, условия торговли и другое.

В контексте нашего исследования большое значение имеет Астраханская летопись 1554—1897 гг. В ней содержатся сведения о важнейших событиях в жизни города и его жителей, дается полная картина их религиозных верований и повседневной жизни7.

В качестве источника используются записки путешественников Дж.

о

Горсея, А. Олеария . Наибольший интерес для нас представляют записки Адама Эльшлегера, немецкого ученого и путешественника, вошедшего в историю под избранной им латинизированной фамилией Олеарий. В 1635-1639 гг. он был участником посольства в Россию и Персию. В 1646 г. в Шлезвиге он опубликовал свой труд, который по праву занимает выдающиеся место среди современных ему сочинений иностранцев о России. Достаточно большое место в нем уделяется Астрахани. В частности, Олеарий приводит интересные сведения о географическом положении города, его постройках, нравах, образе жизни местного населения, а также татар, казаков, стрельцов, приезжего купечества.

К сожалению, в работе мы не можем привести подробный цифровой материал, так как значительная часть астраханских документов погибла в пожаре, вследствие этого нет возможности точно установить оборот восточно-русской торговли в XVII в., но несомненно, что он достигал

крупного размера. Сумма вывоза из Русского государства колебалась (ї приблизительно в пределах 40 - 50 тыс. руб.9

Историография проблемы. Восточное купечество и Астраханская ярмарка уже не одно столетие привлекают к себе внимание исследователей своим особым положением в развитии российской торговли в XVII в. Наибольшее внимание при их изучении уделялось политическим и социальным аспектам. Дореволюционные ученые, опираясь преимущественно на правительственные постановления и сочинения иностранцев о России, пришли к выводу, что главную роль в развитии ее торговли со странами Востока играла казна. В то же время, по их мнению, торговые отношения со стороны России носили в основном пассивный vf характер, а большая часть восточной торговли государства находилась в

руках армянских купцов10.

В первой половине XX в. изучением отдельных аспектов отношений России с восточными странами в XVI-XVII вв. занимался целый ряд исследователей. Так, Е. С. Зевакин, рассматривая попытки России установить торговые и дипломатические отношения с Индией, акцентировал внимание на условиях путешествия и видах транспорта11. Н. А. Бакланова в своих работах особое внимание уделила ассортименту восточных товаров, степени

У

j о

их распространения в быту разных слоев российского общества . А. Чулошников, опираясь на многочисленные источники, рассмотрел развитие частной купеческой торговли со Средней Азией и Индией, подчеркнув при этом в целом активный характер русской торговли в XVII в.13 К. В. Базилевич, изучая социально-экономическую историю Российского государства XVII в., опроверг вывод дореволюционных исследователей о преимуществе казенной торговли. Им была затронута проблема конкурентной борьбы между русскими и восточными купцами14.

А. Н. Штраух в своих работах пытался обосновать широкое развитие «торгового капитала» в России в XVII в. Наличие торговли, в том числе с другими странами, является сильным доводом его концепции15.

В работе Н. М. Гольдберга показан процесс возникновения и развития иноземных колоний в Астрахани в XVII в., рассмотрены торгово-промышленная деятельность восточных купцов, а также их быт, вера и обычаи16.

Значительный вклад в разработку вопроса о роли и месте в XVII в. во внешней торговле российского купечества внес В. Н. Яковецкий. Он является сторонником мнения о том, что иностранная торговля не была полностью

вытеснена с российских рынков, несмотря на ограничения внутри страны иностранной торговли17,

В 50-60 гг. XX в. в работах Д. И. Тверской, К. Н. Сербиной, Ю. А. Тихонова, А. Ц. Мерзона были рассмотрены торговые связи Астрахани с

I о

крупными городами Российского государства . К сожалению, в них мало внимания уделено социально-экономическому положению купеческого сословия; вне поля зрения авторов остались также вопросы их быта, нравов, взаимоотношений с местными жителями.

Ряд исследований был посвящен описанию ассортимента товаров, ввозимых в страну и вывозимых с российских ярмарок, а также торговых экспедиций купцов. В этой связи особо стоит отметить работы историка Н. Б. Байковой, в которых сделан акцент на анализе ассортимента товаров, пользующихся особой популярностью при царском дворе, а также товаров, входящих в состав царских «поминок»19.

Для нас представляют определенную ценность исследования Г. Д. Дахшлейгера. Он рассматривает торговлю индийцев на Астраханской ярмарке, подробно анализирует русско-индийские торговые связи, происхождение индийских купцов, торговавших на протяжении XVII — XVIII в.в. в российских городах. Им сделана попытка определить роль русских посольств, отправляемых в Индию для установления прямых

контактов между двумя странами . Торговой деятельности восточных купцов на Астраханской ярмарке XVII в. посвящены работы А. И. Юхта. На основе данных таможенных книг в них рассмотрены направления грузопотоков, национальный состав торговцев, импорт и экспорт товаров, изучена динамика торговли, а также показана ведущая роль армянских и индийских купцов в ирано-русской торговле21. Русско-индийским торговым отношениям посвящена также монография О. Ф. Соловьева. В ней поднимаются проблемы взаимоотношения между диаспорами, а также исследуются политические и торговые отношения между странами -партнерами22.

В 60 - 90 гг. XX в. начинается новый этап в изучении социально-экономической истории Российского государства XVII в. Исследователи стали комплексно анализировать все аспекты социально-экономического и общественного развития. Особо хотелось бы обратить внимание на материалы М. X. Гейдарова, Е. Н. Кушевой, А. Г. Воробьевой, в которых подробно рассмотрены товары ремесленного производства, вывозимые в XVII в. из Азербайджана по Волжско-Каспийскому пути, а также товары, ввозимые в Россию, а отсюда доставлявшиеся в другие страны Европы, в первую очередь большой ассортимент тканей. Ткани, содержащие драгоценные металлы, являлись одним из важнейших и стабильных предметов международной транзитной торговли. Изучены не только процесс купли-продажи, но и передвижение восточных купцов из одного города в другой, что было сопряжено с опасностью для жизни и поборами .

Социально-экономическая история астраханского края конца XVII - ,ч первой половины XVIII в. довольно подробно изучена Н. Б. Голиковой.

Большое внимание она уделила основным занятиям населения, имущественной и социальной дифференциации горожан, особенно среди рыбо- и солепромышленников. Работы исследователя дают представление о том, какие товары были наиболее востребованы в Астрахани и пользовались спросом у различных слоев населения24.

Во второй половине XX в. появляется ряд исследователей, внесших свою лепту в изучение рассматриваемой нами проблемы. Среди них Л. К. Ермолаева, Р. К. Кисалов, Н. Н. Репин, Ш. Л. Хачикян25. Особо хотим подчеркнуть значимость работ Н. Г. Кукановой, посвященных истории и русско-иранских торговых связей. Автор на основе архивных материалов,

многие из которых впервые введены ею в научный оборот, подробно

рассматривает механизм складывания торгового обмена между Ираном и Российским государством26.

Э. Л. Мелконян изучаил жизнедеятельность армянских этнических меньшинств, поддержание их этнокультурной специфики во времени и пространстве, выделил традиционно принятые этнозащитные механизмы культуры — язык, религию, традиции, этническое самосознание, землячество, семью. Особо выделена роль семьи. Патриархальная семья, где совместное проживание поколений обеспечивало, по мнению автора, сохранение традиций на протяжении столетий, — это важнейший элемент в сохранении культуры, языка и самобытности армян27.

А. М. Халмухамедов представил армянскую диаспору как этнокультурный феномен, обладающий чрезвычайным политическим влиянием. Большую роль в сохранении этнической идентификации (культуры, языка, религии, образа жизни) сыграли, по его мнению, такие обстоятельства, как создание собственной оригинальной письменности, а также активная торгово-экономическая деятельность, которая обеспечивала армянам политическую независимость, культурную автономию и сопротивляемость ассимиляции .

В своем исследовании Н. М. Каминская дает возможность увидеть в русском национальном костюме XVII в. элементы западной и восточной культур. Моделирование, конструирование и особенности мужского, женского костюма, одеяния царя и духовенства переносились на русскую почву. Описаны сорта тканей, орнаменты и узоры, которые пользовались большой популярностью среди русского населения. Указана специализация

при изготовлении одежды. По этой работе мы можем судить о ремесле и профессиях, существовавших в XVII в.

С целью выявления общих и специфических особенностей Астрахани, ее отличия от других городов от других городов, в работе использована литература, посвященная торговой деятельности Архангельска, Ярославля, Пскова и Тобольска, которые в XVII в. также играли важную роль во внешней торговле страны .

Историографический обзор показывает, что, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению торговой деятельности Астрахани, до сих пор остались не проанализированными должным образом проблемы возникновения восточных колоний, роль восточного купечества в социально-экономической жизни города и в целом во внешней торговле России, Именно эти вопросы и явились предметом научных изысканий диссертанта.

Положения, выносимые на защиту.

1. Особенности природно-климатических условий и стратегическое положение города Астрахани, благоприятная политика правительства, позволившая создать здесь емкий российский рынок, явились важным стимулом для появления восточных колоний. Наиболее, многочисленными и богатыми были армянские и индийские купцы.

2. Восточное купечество сыграло главную роль в становлении Астрахани как важнейшего торгового города. Его деятельность способствовала укреплению общероссийского рынка, развитию внешнеторговых и культурных связей.

3. Социально-экономическое положение восточного купечества на протяжении всего XVII в. отличалось относительной стабильностью.

4. Наряду с торговой деятельностью, купцы выполняли и другие функции, в частности доставляли важную информацию о политической обстановке в Персии, Китае, Бухарском ханстве, Индии, оказывали помощь в установлении дипломатических отношений, в заключении торговых союзов и т.д. Восточные купцы, находясь под покровительством Российского государства, сумели прочно укрепиться в Астрахани, создать крепкую экономическую базу.

5. Восточное купечество способствовало формированию особой культуры города Астрахани, представляющая собой уникальное явление, поскольку здесь сталкивались многие народы и культуры, производной из которых стал неповторимый симбиоз.

Практическая значимость работы. Выводы и фактический материал исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий по социально-экономической, политической и культурной жизни российских городов; на практических занятиях по истории дореволюционной России.

Апробация исследования. Рукопись диссертации обсуждалась на кафедре дореволюционной отечественной истории археологии и этнографии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Тезисы излагались на научно-практических конференциях и опубликованы в печати.

Торговля как основа экономической жизни города

Местность, занимаемая Астраханью, с давнейших пор была местом кочевий азиатских народов переселявшихся в Европу, но здесь эти народы оставались недолго. Только само побережье Каспия и дельта Волги привлекали к себе постоянных обитателей. Это место обжили хазары, образовав могущественное государство, граничащее с Россией. Столицей хазар являлся город Итиль или Беленджер. Он и считается родоначальником Ходжи-Таркана, затем Астрахани. В XIV в. с распадом Золотой Орды, Астрахань сделалась резиденцией ханов нового Астраханского царства, но несмотря на это город находился в жалком положении. Он состоял из землянок, обнесенных плохой стеной. В течении первой половины XVI в.

Астрахань, страдающая от внутренних усобиц, много раз подвергалась разорению от черкесов, нагайцев и крымцев, пока, в след за Казанью, не была присоединена к Российскому государству. В 1554 г. Иван Грозный отправил в Астрахань тридцатитысячное войско под предводительством князя Юрия Промского-Шемякина, который взял Астрахань и вместо хана Ямгурчея посадил Дербыша. Новый хан обязался быть под властью Москвы и платить дань, но Дербыш не долго был верен Ивану Грозному, вступив в союз с Крымом и враждебными Москве ногайцами. В 1556 г. Дербыш за измену был изгнан из Астрахани. Ханство ликвидировали и его территорию присоединили к России. С этого периода Астрахань приобретает важное стратегическое значение. Через два года она была перенесена с Нагорной стороны на остров, более безопасный от нападения врагов. Воеводы занимались укреплением города. Первоначально они состояли из земляных насыпей, рвов, бревенчатых стен, а к концу правления Ивана Грозного приступили к построению каменного кремля.

Благодаря выгодному географическому положению, на рубеже двух частей света, на пути в богатые среднеазиатские страны, Астрахань приобретает положение значительного торгового города не только для Российского государства, в руках которого оказалось все течение Волги, но и для купцов Персии, Индии, Хивы и Бухары. Она стала важным пунктом для транзитной торговли, через территорию России, европейских купцов.

Более успешному развитию Астрахани препятствовали регулярные бедствия, выпавшие на долю этого города. В 1564 г. турецкий султан Селим в союзе с крымским ханом, решил возвратить Астрахань мусульманскому миру, но эта затея не увенчалась успехом. Смутное время негативно отразилось на астраханском крае. Взбунтовавшиеся 1605 г. терские казаки вызвали неурядицы и в городе. Мятежники разграбили дом архиепископа Феодосия, призывавшего народ не верить обманщику, называвшего себя царем Дмитрием, а затем заключили его в Троицкий монастырь. В мятеже принимал участие воевода Хворостинин. Этот мятеж был усмирен боярином Шереметевым.

Потом стали появляться в Астрахани посланцы Лжедмитрия, вербовавшие сторонников. Оказались здесь и свои доморощенные самозванцы. В начале царствования Михаила Федоровича поволжское низовье было театром действй Заруцкого, ставшего с Мариной и ее сыновьями под покровительство волжских казаков. Спустившись по Волге они захватили Астрахань, поселились в Кремле, разграбили город. Появление царского войска астраханцы встретили с радостью, Марина с Заруцким бежали из Астрахани. Умировотренный на время край стал предметом попечения правительства: царь приказал астраханским воеводам призвать в Астрахань русских и иноземных купцов, обнадеживая их спокойствием.

Однако степные кочевники, волжские и донские казаки еще долго препятствовали мирному развитию Астраханского края. В 1630 г. на Астрахань напали калмыки, а в 1660 город чуть было не попал снова в руки татар. В 1665 г. под стенами Астрахани впервые появился С. Разин со своим войском, но не причинил городу вреда. В 1670 г. многотысячная толпа, предводительствуемая Разиным, вторично подступила к стенам города. Стрельцы перешли на сторону нападавших. Было убито 440 дворян, подьячих, боярских детей, стрелецких голов, так же воевода Прозоровский-Город был разграблен и оставался во власти мятежников более года. В 1671 г. в городе была восстановлена царская власть боярином Милославским. В 1692-94 гг. в Астрахани свирепствовала чума, убившая более 10 тысяч человек2.

Восточные колонии в Астрахани, место и роль восточного купечества в развитии города

Астрахань один из крупнейших городов феодальной России был основан в 1558 году после присоединения Астраханского ханства. С XVII в. и на протяжении нескольких столетий он становится важнейшим торговым центром в русско-восточной торговле. Чему способствовали выгодное географическое положение, близость к странам Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Ирана, давние торговые связи, наличие водного сообщения между некоторыми российскими и иноземными городами. Господство над важнейшей водной артерией — Волгой, позволило Российскому государству активизировать через Астрахань транзитную торговлю в Европейские страны. После ослабления функций Великого Шелкового пути для многих Азиатских государств она стала основной точкой в торговле с Россией и многими Европейскими государствами. Удобное географическое положение, торговые пути проходящие через город-ярмарку, привели к огромному притоку восточного купечества, оно чуть ли не превышало основное русское население. Состав жителей Астрахани был настолько пестрым, что стал отличительной чертой города. Большое количество иностранцев проживающих и торгующих в Астрахани, влияло на экономику, быт, культуру города. Жизнедеятельность восточного купечества имела такой ко выраженный характер, что во второй половине XVII в. на Астрахань приходилась большая часть оборотов русско-восточной торговли. С самого момента основания в городе находились восточные торговцы.

Созданию иноземных колоний в Астрахани способствовали не только особое географическое положение, но и успешная политика Российского государства создавшая благоприятные условия для торгово-промышленной деятельности, в том числе и возможности для представителей Востока сохранить свой язык, веру, обычаи и самобытность. Укреплению прочного положения иностранцев в Астрахани долгое время содействовал царь Алексей Михайлович, который уделял большое внимание развитию русско-восточных торговых связей. Например, в 1647 г. 20 мая царь Алексей Михайлович астраханским воеводам отправляет «Грамоту», в которой распоряжается предоставить приезжающим в

Астрахань индийским купцам льготы и создать благоприятные условия для торговли и проживания16.

Российское государство с большим вниманием относилось к благоустройству путей сообщения, прикладывало усилия по охране дорог. Торговые пути во многом определили социально-политическую, хозяйственную и культурную жизнь населения, через земли которых они проходили. Хозяйство, быт целых городов, регионов, народов зависели от регулярности торговых отношений между другими городами и государствами, нужд проходящих караванов. Астрахань как раз и находилась на пересечении многих торговых путей: водных и сухопутных.

С целью привлечения иностранцев в Астрахань, правительство создавало благоприятные условия для их проживания и торговли. В 1625 г. в Астрахани взамен деревянных, существовавших еще в XVI в., были построены «гостиные дворы: армянские, персидские и индийские - каменные по обряду азиятскому». Они просуществовали до 1673 г., а затем были заменены новыми гостиными дворами. При них предусматривалось строительство: складов, лавкок, изб для проживания зимой17.

Социально-экономическая жизнь и социально-экономические интересы восточного купечества

Учитывая то обстоятельство, что армянские и индийские купцы были самыми представительными на Астраханской ярмарке, социально-экономическое положение восточного купечества мы рассмотрим именно на их примере.

Армянские купцы во второй половине XVII в. имели огромные товарообороты и обширные торговые поездки, где Астраханская ярмарка не являлась конечным пунктом их торговой миссии (приложение 1). На вырученные в странах Западной Европы с торговли восточными товарами золотые и серебряные ефимки они закупали российские товары и вывозили их за пределы государства. Политика российского правительства способствовала привлечению в казну золота и серебра из восточных и западных стран, и развитию Всероссийского рынка. Деятельность восточных купцов была достаточно многогранна: от торговых операций до службы на благо Российского государства.

Нередко купцы разделяли свои обязанности и не всегда сами ездили с торговыми операциями. Часто вместо купца с торговой миссией отправлялся приказчик в сопровождении нескольких человек. Число вспомогательного персонала зависело от количества товарной партии, длины торгового пути и опасности путешествия. Найм работных людей, в основном приказчиков, производили сами купцы. Однако нередко и правительство принимало участие в обслуживании торговых экспедиций на территории Российского государства. На каждого работника выделялось определенное количество «харчей»: табака и вина чтобы он имел все условия для несения службы при иноземных купцах. Например, на одного человека при поездке от Астрахани до Москвы или обратно полагалось не более 20 фунтов табака, 5-6 ведер

Государство хорошо отладило и саму систему беспрепятственного продвижения купцов по территории Российского государства. В более опасные и длинные маршруты восточному купечеству представлялись определенные льготы при налогообложении. В случае, если на караван нападали разбойники, происходила утрата имущества, проводника в результате стихийного бедствия, то российское правительство выплачивало так называемую страховку. Тем самым компенсируя некоторую часть полученных убытков или делало поблажки при налогообложении.

Укреплению положения армянских купцов на Астраханской ярмарке способствовала также льготная система налогообложения. Например, армянские купцы во второй половине XVII в. были полностью освобождены от налогового побора на драгоценные камни, в частности на алмазы и жемчуга, с целью «умножения их в Российском государстве». При условии транзитного ввоза драгоценностей через русские города для продажи их на Запад предполагалась закупка армянами на вырученные деньги западноевропейских товаров. На обратном пути в Персию они платили немалые пошлины с этих товаров в казну.

У особо богатого купечества были свои повара, водные торговые суда, а кто победнее - нанимали помощников на несколько торговцев. В более опасные и длительные путешествия с торговыми караванами правительство снаряжало охрану из стрельцов и всегда присутствовал священнослужитель. Это свидетельствует о заинтересованности государства в развитии торговли.