Содержание к диссертации
Введение
Глава I. СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
1. Культурное развитие Курской области накануне Великой Отечественной войны (1940-июнь 1941 гг.) 19
2. Изменения в работе учреждений культуры Курской области в первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь - октябрь 1941 г.) 46
3. Функционирование культурных учреждений Курской области в
эвакуации и на оккупированной территории (ноябрь 1941 г.-январь 1943 г.) 60
Глава II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ. КУЛЬТУРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1943-1945 гг.
1. Состояние и восстановление культурных организаций Курской области в 1943 году 75
2. Деятельность учреждений культуры Курской области в 1944-1945 гг.. .96
Заключение 134
Приложения 142
Список использованных источников и литературы 155
- Культурное развитие Курской области накануне Великой Отечественной войны (1940-июнь 1941 гг.)
- Изменения в работе учреждений культуры Курской области в первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь - октябрь 1941 г.)
- Состояние и восстановление культурных организаций Курской области в 1943 году
Введение к работе
Актуальность ...исследования. В современной России происходят значительные общественно-политические изменения, вызывающие большой интерес к историческому прошлому нашего народа. Помимо активизации исследований политической истории страны, в последнее время стали усиленно разрабатываться вопросы культурной жизни России, и, в частности, культурного развития СССР, как одного из неотъемлемых ее компонентов.
В советский период рассмотрение вопросов культуры отличалось большой тенденциозностью и однобокостью. Это было связано с тем, что советская культура являлась одной из наиболее важных составляющих идеологии советского государства, и ее освещение отличалось догматизмом. Открытие доступа к архивным документам, находившимся в спецхранах и не выдававшихся ученым, значительно расширило источниковую базу исторических исследований, дало возможность обобщить и проанализировать огромное количество разнообразных фактов, характеризующих деятельность учреждений культуры СССР в этот период и позволяющих увидеть не только положительные, но и негативные моменты в их работе. С изменением положения со свободой слова в нашей стране, провозглашением принципов демократического общества стало возможным пересмотреть и оценить по-новому, более объективно, различные, порою очень значимые аспекты развития культуры в годы Великой Отечественной войны.
О важности и актуальности проблемы исследования можно говорить и с точки зрения возможности использования исторического опыта, необходимости извлечения уроков из прошлого.
В условиях перехода Российской Федерации к новым экономическим отношениям задачи развития культуры должны быть одними из первостепенных. Уход от их решения не позволит создать подлинно
цивилизованное общество, даже если страна сумеет добиться
политической и экономической стабильности. Поэтому, наряду с интенсивным наращиванием материального производства, необходимо вести разумную политику по укреплению духовного здоровья народа, четко определить стратегию культурного строительства, сформировать благоприятную сферу для развития культуры, обеспечить общедоступность ее результатов, что возможно только на основе научного подхода, глубокого исторического анализа предшествующих этапов формирования, развития и использования культурного потенциала общества, в том числе и этапа Великой Отечественной войны.
Актуальность исследования определяется также тем, что процесс влияния культуры на общее состояние общества военной поры заслуживает особого внимания, потому что она во многом способствовала осмыслению происходящего, определяла единство целей, задач, чувств нашего народа, обуславливала его сознательное участие в боях. Культура была одной из основ, на которых базировалось мужество, стойкость и героизм советского человека. Если материальное производство обеспечивало народ-победитель техникой и продовольствием, работники культуры вложили в его руки духовное оружие. Поэтому естественно, что историю Великой Отечественной войны нельзя представить в полном объеме, не проанализировав факторы, воздействовавшие на духовное состояние людей, не охарактеризовав источники, средства и методы его формирования.
Объектом исследования являются учреждения, осуществлявшие в годы Великой Отечественной войны разработку и проведение мероприятий, реализующих партийную и государственную политику в области культуры.
Предмет исследовании - изменения в культурной жизни Курской области в период Великой Отечественной войны и основные направления деятельности учреждений культуры в это время.
5 Хронологические рамки диссертационной работы охватывают весь
период Великой Отечественной войны, начиная с июня 1941 года, когда
учреждения культуры Курской области начали осуществлять первые
мероприятия по перестройке работы на военный лад, до победного мая
1945 года. Такие временные границы позволяют целостно рассмотреть
деятельность организаций данного профиля и выявить особенности,
присущие их работе на каждом из этапов войны.
Помимо этого, для проведения сравнительного анализа показателей работы учреждений культуры использованы материалы об их деятельности в предвоенные годы, а также за вторую половину 1945 г.
Теот^&фтческш_е^^мжж.ЛШР^.Ш.ЩЗШЖ включают в себя территорию Курской области в границах действовавшего в 1941-1945 гг. административно-территориального деления. В 1941 году в состав Курской области входило 66 сельских районов, 30 из которых впоследствии были переданы Орловской, Белгородской и Липецкой областям.
Выбор территориальных границ не случаен и обусловлен тем, что во время Великой Отечественной войны Курская область оказалась в центре многих важных событий и долгое время являлась прифронтовой и фронтовой областью, что наложило свой отпечаток на функционирование учреждений культуры, которые были вынуждены работать в экстремальных условиях, постоянно изменяя формы и методы своей деятельности.
Историография„....вдрблемы. Культурная жизнь СССР в период Великой Отечественной войны и деятельность организаций данной сферы исследовалась отечественными историками в несколько этапов.
Первые работы, посвященные изучению культуры Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, были опубликованы еще в период войны. Их содержание сводилось в основном к характеристике роли художественной интеллигенции и к общим сведениям о состоянии
искусства. Подобной работой была книга П. Поспелова, вышедшая в 1942 г.! Она содержала в себе материал, рассказывающий о творчестве ряда известных деятелей советской культуры во время войны, их вкладе в дело обороны Родины, а также приводила некоторые статистические данные о работе отдельных учреждений культуры в тылу и на фронте, являвшиеся в основной массе отрывочными и не всегда точными.
В то же время важно подчеркнуть, что когда шла война, и материал еще только накапливался, бессмысленно было бы ожидать от публикаций такого плана обобщающих сведений даже по отдельным направлениям культурной жизни. Тем не менее, многие факты, приведенные в подобных работах, не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.
Сразу же после войны наступил период выявления документальных материалов и опубликования первых книг об отдельных областях культурной жизни в 1941-1945 гг., хотя и не равноценных по своему качеству, но разнообразных по тематике и характеру. Данный этап, продлившийся примерно до середины 50-х годов, ознаменовался появлением большого числа публикаций о киноискусстве, театре, изобразительном творчестве, деятельности культурно-просветительских учреждений.
Ярким примером таких работ может служить книга И.Г.Большакова, ставшая одним из первых общих исследований о киноискусстве военных лет." В ней в хронологической последовательности рассматривалась деятельность учреждений киносети и киностудий СССР во время войны, и давался анализ содержания художественных и документальных фильмов, созданных в эти годы.
В первые послевоенные годы появился ряд работ о деятельности отдельных учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны. В частности, до сих пор представляет большой интерес книга о театральной жизни Ленинграда, вышедшая под редакцией Т.Я.Карской." Публикация составлена из статей, в большинстве своем написанных
7 участниками событий, каждая из которых посвящена деятельности одного
из ленинградских театров. Особого внимания в книге заслуживает
вступительная статья «Театр и война», где, помимо большого количества
фактов, характеризующих культурную жизнь Ленинграда, приведен
значительный материал о перестройке работы театров в соответствии с
военным положением.
С середины 50-х гг. можно говорить о новом этапе в разработке проблемы истории культуры в годы Великой Отечественной войны. В период «хрущевской оттепели» для исследователей стали доступны новые материалы и ранее неизвестные архивные документы, которые дали возможность более полно и объективно раскрыть ряд вопросов военной тематики.
За эти годы появились и коллективные работы по истории культуры военных лет обобщающего характера, и монографии по отдельным вопросам культурной жизни страны.
Из исследований, посвященных общим проблемам истории советской культуры, опубликованных во второй половине 50-х гг., следует отметить книгу члена-корреспондента АН СССР М.П.Кима «40 лет советской
культуры» , рассматривающую процесс становления и развития культуры советского государства. Несмотря на то, что публикация носит в большей степени теоретический характер, в работе можно обнаружить и обобщенный фактический материал, правда, сравнительно небольшой, о культуре в годы войны.
В первой половине 60-х гг. список литературы, посвященной деятельности учреждений культуры во время войны, значительно пополнился за счет разделов в общих работах по истории Великой Отечественной войны. К таким изданиям, прежде всего, относятся шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 rr.»D и «Краткая история Великой Отечественной войны»6, в отдельных главах и параграфах которых приводятся сведения о состоянии
8 и основных направлениях деятельности организаций данного профиля. В
других общих работах о Великой Отечественной войне вопросам истории
культуры отведены лишь отдельные страницы, а материал,
опубликованный в них, носит скорее справочный характер и содержит
только самые общие сведения о главных направлениях культурной жизни
СССР военных лет.
В 60-х гг. публикуются коллективные работы обобщающего характера - издания Академии наук СССР о драматическом театре, киноискусстве, музыке, живописи. Большие разделы в этих изданиях посвящены периоду Великой Отечественной войны. В качестве примера можно привести издание в 1960 г. второго тома «Очерков истории русского советского драматического театра»8, в котором имеются разделы о театре военных лет. Отдельные статьи-очерки подробно рассказывают о жизни крупнейших московских и ленинградских театров, в то же время о деятельности местных театров и фронтовой работе в книге сказано крайне скупо.
Рассматривая это и подобные академические издания, можно прийти к выводу, что их ценность состоит в систематизации и обобщении большого количества фактического материала о развитии важнейших направлений культуры в годы войны, который позволяет проследить общие тенденции и закономерности в деятельности учреждений, относящихся к различным областям данной сферы.
Характерной чертой рассматриваемого этапа также является публикация большого числа архивных источников военной поры. В 1960 году появляется первый, а в 1962 году - второй том сборника документов и материалов «Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» , содержащие некоторые архивные материалы о деятельности учреждений культуры в это время. К сожалению, подбор данных документов и подготовка их к печати в сокращенном варианте, с изъятием нежелательной для огласки
9 информации, производимые в строгом соответствии с идеологическими
установками того времени, не могли дать полной и объективной
характеристики культурной жизни в Курской области.
В этот же время появляется работа П.И.Кабанова, посвященная
изучению культуры Курской области в советский период. В исследовании
рассматриваются основные достижения в области регионального
культурного строительства и эволюция учреждений данной сферы.10 В
связи со структурными особенностями публикации (каждый параграф
посвящен развитию отдельного учреждения), в книге нет специальной
главы, рассказывающей о культуре периода Великой Отечественной
войны. Материал о деятельности учреждений культуры в годы войны
можно найти в различных разделах исследования и его количество
незначительно, что, по-видимому, обусловлено широкими
хронологическими рамками работы. Порою, характеризуя деятельность некоторых культурных организаций во время войны, автор приводит лишь статистические данные показателей их работы на 1940 г. и 1946 г. Подобное сравнение является не совсем правильным в данном случае, так как эти показатели никак не отражают изменения в деятельности учреждений культуры на различных этапах войны и не позволяют судить обо всей сложности ситуации, в которую были поставлены эти организации. Ко всему прочему значительная часть этих данных не всегда точна, и к информации, представленной в данной публикации, необходимо относиться критически. В то же время П.И.Кабанова нельзя обвинить в подтасовке фактов, так как точные сведения можно было получить только при сопоставлении нескольких источников, которыми автор работы, по всей вероятности, не располагал.
В семидесятые годы в отечественной исторической науке наступил новый этап в исследовании культурной жизни СССР в период Великой Отечественной войны, характеризовавшийся появлением большого количества коллективных научных трудов и крупных монографических
10 работ, исследующих как состояние культуры в годы войны целиком, так и
процесс развития отдельных ее областей в этот период.
Из обобщающих работ необходимо выделить издание «Истории СССР с древнейших времен до наших дней» , в десятом томе которого имеются специальные разделы о советской культуре (о перестройке деятельности на военный лад, эвакуации и спасении художественных ценностей, работе учреждений культуры на фронте) на разных этапах Великой Отечественной войны. В этих разделах, хотя и сжато, содержится обобщающий материал по всем областям культуры времен войны.
В 1976 году публикуется сборник статей «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» ", созданный на основе материалов научной конференции «Советский тыл в Великой Отечественной войне». В данной книге представлены научные статьи и воспоминания известных искусствоведов, в которых рассматриваются состояние и развитие культуры СССР в 1941-1945 гг. К сожалению, материал, представленный в издании, носит либо общий характер, либо рассказывает о деятельности центральных культурных учреждений, что в совокупности с большой идеологизированностью статей снижает историческую ценность сборника.
Большую ценность представляет монография Л.В.Максаковой, на страницах которой находит отражение развитие всех важнейших отраслей культуры и показывается общая направленность культурного строительства РСФСР военных лет.13 Из всего многообразного комплекса проблем автор публикации, в первую очередь, стремится рассмотреть основные черты развития культуры в годы Великой Отечественной войны, проанализировать изменения, которые происходили в данной сфере, а также показать роль творческой интеллигенции в победе советского народа над фашизмом. В книге приводится множество фактов, свидетельствующих об огромной работе, проделанной культурными
организациями за годы войны, о масштабах разрушений и ущерба, причиненного им немецко-фашистскими захватчиками, а также большое количество материалов, связанных с эвакуацией и спасением культурных ценностей.
В то же время, исследуя деятельность учреждений культуры, Л.В.Максакова рассматривает главным образом работу центральных организаций, почти не упоминая о местных. Так, например, о деятельности культурных учреждений Центрально-Черноземного региона имеются лишь некоторые сведения, касающиеся работы воронежских творческих коллективов. Кроме того, приведенные в приложениях статистические показатели работы культурных организаций отдельных областей и изменения их численности в течение войны не всегда точны, что легко можно установить, сопоставив эти данные с цифрами общедоступных источников.
Одновременно с монографией Л.В. Максаковой была опубликована книга «Советская культура в годы Великой Отечественной войны»1'. Издание охватывает события культурной жизни СССР периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного пятилетия, когда решались вопросы восстановления народного хозяйства. Книга построена на базе опубликованных источников - партийных документов, законодательных актов советского правительства, документальных сборников по истории отдельных отраслей культуры и периодической печати 1941-1950 годов. Данная публикация носит характер документальной хроники событий культурной жизни Советского Союза. В хронологической последовательности в книге приводится материал о самоотверженной работе деятелей культуры по обслуживанию действующей Красной Армии и Военно-Морского Флота, мобилизационных пунктов и всего населения страны, а также обобщающие сведения о работе, проделанной учреждениями культуры в годы войны.
12 В 80-е гг. отечественные историки вопросам культурного
строительства в годы Великой Отечественной войны существенного
внимания не уделяли.
Современный период историографии культуры Великой Отечественной войны пришелся на 90-е гг. двадцатого века и первые годы нового столетия. Он характеризуется отказом от заидеологизированного подхода в освещении темы, появлением у исследователей возможности свободно излагать свои взгляды на любые исторические проблемы. Расширение доступа к ранее закрытым материалам, активная публикация документов позволили специалистам ознакомиться с новыми историческими фактами, требующими глубокого анализа и осмысления.
Одним из наиболее ценных исторических исследований посвященных изучению культуры военных лет является докторская диссертация А.В.Сперанского.15 В ней всесторонне исследуется деятельность местных учреждений культуры в военные годы, а также работа эвакуированных на Урал культурных организаций других регионов. Помимо анализа основных показателей работы учреждений сферы культуры и характеристики изменений, происходивших в сети данных организаций, А.В.Сперанский обращает особое внимание на влияние их деятельности на моральное состояние населения тыла.
Значительное внимание вопросам культуры уделяется в работе Б.Н. Ковалева «Нацистская оккупация и коллаборационизм в России»16. Автор подробно рассматривает деятельность функционировавших на оккупированной территории учреждений культуры, дает объективную оценку фактам сотрудничества с нацистами и всесторонне анализирует политику фашистов в области культуры.
Анализ региональных публикаций, изданных в последнее десятилетие, свидетельствует об увеличении интереса к проблематике Великой
13 Отечественной войны и, в частности, к вопросам культурной жизни в
данный период, в том числе по Курской области.
В 1993 году публикуется работа И.Г.Гришкова «Курская область в
годы Великой Отечественной войны» , с дополнениями переизданная в 1999 году. В исследовании, основанном на материалах курских архивов, рассматриваются различные периоды и аспекты войны в рамках Курской области, в том числе состояние и развитие культуры. В книге содержатся сведения об ущербе, нанесенном немецкими захватчиками учреждениям культуры Курской области, а также информация о темпах восстановления и роста сети данных организаций на завершающем этапе войны. Вместе с тем, обобщающрій характер исследования и его ограниченный объем не позволили автору всесторонне рассмотреть деятельность культурных учреждений в годы войны, в то же время подобной задачи перед ним и не стояло.
Несомненно, представляет интерес статья Ю.А.Бугрова,18 в которой автор наряду с краткой характеристикой состояния хозяйства города Курска и жизни населения в период оккупации, затрагивает и некоторые аспекты культурной политики гитлеровцев, а также проблему сотрудничества ряда работников культуры с захватчиками.
В 2000 году был издан сборник статей «Война и художественная культура» под редакцией А.Ю.Друговской.19 Статьи, опубликованные в данном сборнике, посвящены отдельным моментам культурной жизни нашего региона, а также освещают деятельность некоторых учреждений искусства на различных этапах Великой Отечественной войны.
Некоторые аспекты культурной жизни Курской области в годы войны были затронуты в диссертационных исследованиях последних лет. В частности, в докторской диссертации К.В.Яценко содержатся ценные сведения о деятельности некоторых учреждений культуры, занимавшихся сбором средств в фонд обороны." С.А.Никифоров подробно освещает работу культурных организаций в период немецкой оккупации."1
14 Отдельные вопросы оккупационной политики в области культуры
рассматривает в своей работе А-.В.Шевелев.""
Таким образом, результаты историографического анализа свидетельствуют об отсутствии в отечественной исторической литературе специальных исследований, посвященных деятельности учреждений культуры Курской области в период Великой Отечественной войны. Они указывают на необходимость комплексной разработки как этой проблемы в целом, так и ее отдельных аспектов, которые также не подвергались всестороннему анализу, а некоторые вообще не освещались.
Д ельго _ , дан ного мес л ед о в а и и я является комплексное изучение
деятельности учреждений культуры Курской области в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи;
проанализировать изменения, происходившие в сфере культуры в годы войны, охарактеризовать их общую направленность;
выявить основные факторы, влиявшие на состояние и развитие культурных организаций;
охарактеризовать основные направления творческой деятельности учреждений культуры Курской области на различных этапах войны;
- показать позитивные и негативные стороны в деятельности
культурных организаций в военный период.
Шсгочш1шд^ш_ база __исследоваыЕш. Диссертационная работа
выполнена с привлечением широкого круга архивных документов и опубликованных источников. Наибольшую ценность для исследования представляет архивная документация, большая часть которой впервые вводится в научный оборот.
Основной источниковой базой диссертации послужили документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области (ГАКО) и в Государственном архиве общественно-политической истории Курской области (ГАОПИ КО).
15 Самая многочисленная и важнейшая часть документов по
интересующей нас проблеме содержится в Государственном архиве
Курской области. В частности, в фондах Р-3163 «Комитет по делам
искусств Курской области», Р-4818 «Управление кинофикации Курской
области» и Р-4006 «Отдел народного образования Курской области»
хранятся приказы и распоряженрія руководящих органов культурных
учреждений, планы работ, годовые финансовые и статистические отчеты
организаций данной сферы, а также переписка по различным вопросам.
Фонды Р-5371 «Курский Областной драматический театр им. А.С.Пушкина», Р-5367 «Областной Дом народного творчества», Р-3159 «Курская областная филармония», Р-3139 «Курский Краеведческий музей», Р-4900 «Курская Областная библиотека», Р-3156 «Курская Картинная галерея», Р-3154 «Курский областной Союз советских художников» включают архивные материалы, подробно освещающие деятельность конкретных культурных организаций и позволяющие более детально исследовать работу некоторых учреждений, сведения о которых в других источниках отсутствуют или носят отрывочный характер.
Документы, собранные в фондах Р-3487 «Курская городская управа» и Р-3489 «Курский городской отдел просвещения» содержат сведения о состоянии и функционировании учреждений культуры в период оккупации.
В фонде П-1 «Курский обком ВКП(б)» ГАОПИ КО хранится большое количество докладных записок, актов обследования состояния культурных учреждений, различных сведений об их работе, для которых свойственен критический анализ деятельности организаций данного профиля, дающий возможность выявить некоторые негативные факты, сознательно замалчивавшиеся в документах внутреннего пользования.
Наряду с вышеперечисленными источниками, в настоящей работе также использовались документы, опубликованные в различных сборниках.
Важные сведения были почерпнуты из статистических сборников «Культурное строительство CCCP»2j и «Культурное строительство РСФСР»24. Издания содержат большое количество статистических данных о состоянии сети учреждений культуры Курской области в 1941 году, в которых отражены основные показатели работы данных организаций и их численность. Вместе с тем в процессе работы с материалами этих сборников возникли некоторые сложности, ввиду того, что показатели культурного развития Курской области в предвоенный период приведены не в территориальных границах 1941 года, а представлены в географических рамках, действительных на момент публикации.
В сборнике документов и материалов «Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945» содержатся сведения о перестройке деятельности организаций сферы культуры на военный лад, об ущербе, нанесенном им немецкими захватчиками во время оккупации и о процессе восстановления их работы. К сожалению, публикация документов в сокращенном варианте, а также неточности и несоответствия, присутствующие в некоторых из них и обнаруженные при сопоставлении с источниками, изученными нами в архивах Курской области, значительно снижают ценность представленного сборника.
Помимо вышеперечисленных источников, в работе широко использовались материалы газеты «Курская правда» за 1940-1945 гг., позволившие на основе разнообразных фактических данных более полно представить состояние и деятельность учреждений культуры в предвоенные годы и во время войны, а также материалы периодического издания оккупационных властей - газеты «Курские известия», выпуски которой содержат статьи пропагандистского характера, приказы и распоряжения захватчиков, рекламные объявления, что дает возможность исследовать некоторые аспекты политики оккупантов в области культуры.
17 Таким образом, весь комплекс источников, изученных при разработке
выбранной темы, содержит различную по полноте и степени
достоверности информацию. Он отличается разнообразием,
возможностью сопоставления полученных данных и позволяет
обеспечить решение задач, поставленных в диссертационном
исследовании.
Мето д о л о ги ч ее ку го ос и о ву ... и ее л є д о вади а? составляют принципы объективности, историзма и системности, предусматривающие беспристрастный в политическом отношении анализ собранной информации в контексте конкретной исторической обстановки, широкий охват всех доступных исследователю источников и литературы, а также системный подход к их обработке и группировке.
На основе этих методологических принципов используется большой набор методов исследования. Из общенаучных методов познания применялись исторический и логический. Из специально-исторических методов исследования использовались такие, как сравнительный, статистический, ретроспективный и ряд других.
Научная новизна,.диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка всесторонне исследовать деятельность учреждений культуры Курской области в годы Великой Отечественной войны.
Автором впервые подробно исследуются вопросы перестройки деятельности культурных организаций области на военный лад, особенности их функционирования на оккупированной территории и в эвакуации, детально рассматривается процесс восстановления системы культурного обслуживания населения. Проводится сравнительный анализ показателей работы учреждений данной сферы до войны и во время нее, а также динамики изменения их численности.
В научный оборот вводится широкий круг архивных документов, содержащих большое количество новой информации, что позволило внести ряд существенных дополнений и поправок в существовавшее
18 ранее видение данной темы и значительно расширить имеющиеся
представления о культурной жизни Курской области в период Великой
Отечественной войны.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории Великой Отечественной войны, в региональных исторических исследованиях, посвященных вопросам культуры, а также в учебных пособиях по краеведению.
Материалы диссертации могут использоваться в преподавании истории России, специализированных краеведческих курсов в высших учебных заведениях и школах Курской области.
Ар.р_обация,_работы«, Основные положения диссертации обсуждались на кафедре истории России Курского государственного университета и отражены в 3 публикациях общим объемом 1,3 печатных листа.
Структура. __диссертационного исследования включает в себя введение, две главы, заключение, примечания, список использованных источников и литературы.
Культурное развитие Курской области накануне Великой Отечественной войны (1940-июнь 1941 гг.)
Начиная со второй половины 30-х годов, в культурном строительстве СССР ощущался значительный подъем. Руководство государства, осознав всю важность роли культуры в идеологической борьбе, выделяло значительные денежные средства на развитие учреждений данной сферы по всей территории страны.
Курская область не стала исключением - одно за другим в городах начинают появляться новые учреждения культуры, а существовавшие ранее получают дополнительные ассигнования на свою реконструкцию и дальнейшее развитие, с целью оказания более сильного влияния на культурно-идеологическое мировоззрение населения Курской области.
16 мая 1935 года была открыта Курская областная библиотека, являвшаяся центральной и самой крупной библиотекой Курской области.
В ее функции входило:
а) предоставление в бесплатное пользование всем гражданам литературы через абонемент и читальный зал;
б) сбор, хранение и изучение краеведческой литературы;
в) пропаганда лучших литературных произведений путем массовых мероприятий;
г) обслуживание библиотек, учреждений и сельской интеллигенции по межбиблиотечному абонементу и путем посылки книг
В начале 1938 года начинает свою творческую деятельность Курская областная государственная филармония. Официальных документов об образовании учреждения не сохранилось, но мы можем судить о начале ее работы из статьи в газете «Курская правда» № 92 от 22 апреля 1938 года, рассказывающей о концерте в Доме Красной Армии силами артистов Московского камерного театра музыкальной комедии.
Курская филармония являлась самостоятельной творческой организацией и действовала на началах хозяйственного расчета. Основной задачей учреждения являлось повышение культурного уровня трудящихся города и деревни путем широкой пропаганды лучших музыкальных и литературных произведений.
Для этого:
а) организовывались концерты в клубах, домах культуры, концертных залах, парках и садах г. Курска, а также в райцентрах и колхозах Курской и других областей;
б) организовывался обмен концертными бригадами с другими филармониями нашей страны;
в) проводилась музыкальная и литературная массово-просветительская работа.
В сентябре 1938 года, на базе отдела художественной самодеятельности при отделе по делам искусств Курской области был организован Курский областной Дом народного творчества (ДНТ). Данное учреждение занялось организацией всех видов и жанров самодеятельного искусства, оказанием методической и практической помощи коллективам художественной самодеятельности области, начало проводить смотры, фестивали, праздники песни, вечера и конкурсы самодеятельных исполнителей, выставки работ самодеятельных художников. ДНТ также периодически проводил семинары повышения квалификации и подготовки руководителей коллективов художественной самодеятельности.4
Изменения в работе учреждений культуры Курской области в первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь - октябрь 1941 г.)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад. Эти преобразования затронули и сферу культуры, работа учреждений которой была резко пересмотрена в первые же дни войны. Все, что было намечено в мирное время на 1941 год, подверглось либо полному изменению, либо серьезной корректировке.
С 23 июня в связи с объявлением Курской области на военном положении все структурные подразделения отдела по делам искусств фактически прекратили свою работу, доходная часть производственного плана не выполнялась, финансирование из центра было временно прекращено, распроданные билеты зрители вернули в билетные кассы организаций.
Так как почти все творческие организации функционировали на принципах хозрасчета и самоокупаемости, то данная ситуация привела к тому, что учреждения искусства оказались в трудном финансовом положении и ставила под угрозу не только дальнейшее их функционирование, но и существование в целом.
Ко всему этому полностью отсутствовали какие-либо указания и директивы из Комитета по делам искусств при СНК СССР и Управления по делам искусств при СНК ССФСР по организации дальнейшей работы подведомственных учреждений.Помимо этого, большие проблемы вызвала массовая мобилизация работников искусств в ряды Красной Армии, что привело к существенной нехватке актерских кадров.
Сложившееся положение не могло не беспокоить руководителей структурных подразделений на местах, которые в своих телеграммах в отдел по делам искусств Курской области обращались с просьбой профинансировать работу учреждений и выслать дальнейшие целеуказания.
Начальник отдела по делам искусств Курской области З.С. Пушмина сама не получала никаких директив из вышестоящих ведомственных органов, поэтому не раз обращалась в Росискусство и отдел по делам искусств при СНК СССР с этими же вопросами, на что данные учреждения попросту не отвечали.
В сложившейся обстановке она была вынуждена временно взять инициативу на себя и с первых же часов войны начала вносить изменения в привычный ритм деятельности творческих организаций.4
Приказом № 65 по отделу искусств Курской области от 23 июня 1941 года, из отпусков были отозваны все работники отдела. В срочном порядке в подведомственных организациях был установлен график дежурств персонала, проведена работа по светомаскировке зданий.3Ситуация частично прояснилась только 27 июня 1941 года, когда из Управления по делам искусств при СНК РСФСР пришло директивное письмо «Предварительные мероприятия в области искусства».
Данное письмо состояло из четырех разделов, в которых указывалось, какие задачи стоят перед структурными подразделениями отделов по делам искусств и какие мероприятия следует провести для дальнейшего функционирования организаций.
Основной же документ, регулирующий работу учреждений искусства на начальном этапе войны - директивное письмо Комитета по делам искусств при СНК СССР, которое значительно дополнило и уточнило предыдущее, появился несколько позднее, 6 июля 1941 года.7
Состояние и восстановление культурных организаций Курской области в 1943 году
После поражения немецких войск под Сталинградом началось крупное наступление Красной Армии. В пределы Курской области советские войска вступили в январе 1943 г. В результате успешно проведенных Воронежско-Касторненской и Льговско-Рыльской наступательных операций значительная часть Курской области, в том числе и г. Курск, была освобождена от оккупантов.
В ходе тяжелых боев, развернувшихся уже летом 1943 года на Курской дуге, и последовавшего за ними крупного наступления Красной Армии, удалось окончательно изгнать немецких захватчиков со всей территории края и тем самым создать благоприятные условия для восстановления учреждений культуры.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 7 мая 1943 года за № 493, которым были утверждены инструкции Чрезвычайной Комиссии по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками государственным, кооперативным и общественным организациям, учреждениям и предприятиям, в отделах, осуществлявших управление и контроль за деятельностью учреждений культуры Курской области (ОблОНО, отдел по делам искусств, Управление кинофикации), были созданы специальные комиссии. Их основной задачей являлось составление актов ущерба для оценки вреда, нанесенного оккупантами, и составления сметно-финансовых расчетов для восстановления разрушенного.
Обследование подведомственных учреждений показало неутешительную картину.
Комиссия, созданная при отделе по делам искусств Курской области, выявила следующее.
Здание областного драматического театра им. А.С.Пушкина в г. Курске сохранилось и находилось в удовлетворительноїм состоянии. Были разрушены крыша и потолок, а также выбиты окна и двери. В зрительном зале и в фойе захватчики разобрали полы."
Летнему театру г. Курска был причинен еще больший ущерб. В момент захвата города в ноябре 1941 года здание театра подверглось сильному артиллерийскому обстрелу, в результате которого прямым попаданием снаряда оказалась пробита большая брешь в задней стене и сильно повреждена одна из железобетонных ферм перекрытия. Все оснащение сценической коробки, электрическое и сантехническое оборудование было уничтожено.3
Во время оккупации в помещении театра находилась конюшня, вследствие чего оказались разрушенными сцена, окна и двери. На момент осмотра здание было совершенно не пригодно для какой-либо эксплуатации, так как было приспособлено к долговременной обороне -оконные проемы заложены кирпичом, сделаны бойницы, вход по лестнице на балкон замурован.4
Здание Курского музыкального училища и школы находилось в удовлетворительном состоянии. Стены и основные конструкции не имели серьезных повреждений. Полы и перегородки здания были разрушены и растащены на 45 %, крыша уничтожена на 60 %, 95 % всех дверей отсутствовали, стекол не было вообще.