Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Торговая и дипломатическая деятельность российских мусульман Урало-Поволжья в XVIII в. Игдавлетов, Ильшат Сулейманович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Игдавлетов, Ильшат Сулейманович. Торговая и дипломатическая деятельность российских мусульман Урало-Поволжья в XVIII в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Игдавлетов Ильшат Сулейманович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2013.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/276

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История развития взаимоотношений народов Урала и Поволжья с мусульманским миром 31

1.1. Урало-Поволжье в системе взаимоотношений России с мусульманским миром 31

1.2. Узаконение института паломничества в России и последующее использование мусульман Урало-Поволжья в системе взаимоотношений с исламским миром 45

1.3. Путевые записи как источник о развитии взаимоотношений России с восточными странами 57

Глава 2. Оренбургская губерния в системе внешней политики России в XVIII в 79

2.1. Территория и население Оренбургской губернии в XVIII в 79

2.2. Оренбургская губерния как плацдарм для продвижения России в восточные страны 88

Глава 3. Привлечение башкир и татар Оренбургской губернии к торговой и дипломатической деятельности в первой половине XVIII века 100

3.1. Дипломатическая деятельность башкир и татар в первой половине XVIII в 100

3.2. Организация торговых караванов из Оренбурга в юго-восточные страны 118

Глава 4. Вклад мусульман Оренбургской губернии в развитие торговли и дипломатии России на юго-востоке во второй половине XVIII в 130

4.1. Торговый караван Сеита Хаялина в Индию 130

4.2. Посольство Мендияра Бекчурина и Абзялила Рязиева в Бухару (1780-1790 г.) 142

4.3. Мухамметжан Хусаинов - глава российской дипломатии в казахском крае 162

Заключение 171

Список использованных источников и литератур 175

Приложение 190

Урало-Поволжье в системе взаимоотношений России с мусульманским миром

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. Сегодня в ней проживают представители более ста национальностей. Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие), а также ислам, иудаизм и буддизм. Ислам является одной из, крупных мировых религий. В основном ислам исповедуют тюркские народы Урало-Поволжья и народы Северного Кавказа, которые вместе составляют более 15 млн. человек.

В культуре этих народов религия всегда занимала исключительное место, и отношение к исламу в течение многих веков оставалось особым. Несмотря на то, что с установлением советской власти на государственном уровне стремились изменить отношение населения к религии, с распадом СССР в современном обществе религия стала одним из ведущих компонентов в общественной жизни страны.

Если рассмотреть историю взаимоотношений России с мусульманским миром, то контакты Древней Руси с мусульманами - частью хазар и волжскими булгарами - относятся к IX-XII вв. Золотоордынская эпоха характеризуется усилением позиций ислама в Орде с одновременным укреплением православия на Руси. Несмотря на вассальную зависимость Руси от золотоордынских ханов, обе религий сохраняли независимость друг от друга. Возвышение Москвы и освобождение русских княжеств от ордынского ига сменили акцент в отношениях Руси и тюркских ханств, но по-прежнему ислам и православие оставались самостоятельными религиями, не испытывая давления со стороны друг друга68.

Середина XVI века в истории России имеет особое значение. В это время происходит присоединение и освоение новых восточных земель. В 1552 г. была завоевана Казанское ханство, 1556 г. Астраханское ханство. В 1554-1557 гг. башкиры добровольно входят в состав Русского государства, и начинается покорение Сибири. Таким образом, с середины XVI века Россия становится поликонфессиональным государством - и православные, и мусульмане, оказались в составе одного государственного образования. С этого момента мусульмане Поволжья и Урала вошли в орбиту российского правового пространства и впоследствии стали связующим звеном между христианской Россией и мусульманским миром.

Традиционной почетной миссией последователей ислама являлось совершение паломничества в Мекку и Медину69: каждый мусульманин хотя бы один раз в своей жизни был обязан совершить хадж. Мекка являлась местом ритуального паломничества также для мусульман Урала и Поволжья, которые и после вхождения в состав России продолжали неукоснительно и строго совершать хадж.

Сохранилось большое количество письменных источников в виде путевых записей и литературных произведений, значительную часть которых составляют наблюдения, связанные с совершением хаджа, известные как хаджнаме. В течение нескольких столетий содержание данного вида историко-литературных сочинений существенно меняется. В центре первых хаджнаме были в основном повествования о поклонении паломников к могилам святых. Со временем авторы хаджнаме начинают обращать внимание на окружающую их действительность, излагать свой взгляд на непривычные обстоятельства, общественно-политическое положение разных стран и народов. Включение в текст такой разносторонней информации обогащало содержание хаджнаме и превращало их в уникальные исторические памятники, имеющие большую историческую ценность.

Исследование самих записок российских паломников следует вести с учетом отношения государства к исламу, так как в исследуемый нами период, в религиозной политике России были резкие перемены, характеризующиеся сменой политики насильственной христианизации народов Поволжья и Урала веротерпимостью и наоборот.

Период со второй половины XVI в. - до конца XVIII в. был наиболее сложным для мусульман, как и для многих «инородцев». Это было время, когда народы Поволжья и Урала подвергались насильственной христианизации. Такая политика в отношении народов Поволжья начинается с покорением Казани. Несмотря на то, что одним из условий добровольного присоединения башкир к Русскому государству являлось признание права башкир «оставаться при своей вере и обычаях», во второй половине XVII в. попытка христианизации предпринималась и в отношении башкир.

С 80-х годов XVII в. можно говорить об активизации религиозной политики царизма в Башкирии. Уже на Больших Московских соборах царь Федор Алексеевич неоднократно поднимал вопрос о создании самостоятельной епархии, подразделения которой должны были выполнять миссионерские задачи .В 1681 г. правительство издало ряд распоряжений, направленных на христианизацию инородцев. Указом от 16 мая 1681 г. служилые мурзы и татары в случае непринятия христианства лишались своих вотчин и поместий. Напротив, всем новокрещенам предоставлялись 6-летние налоговые льготы. Слухи о предстоящем насильственном крещении мусульман явились непосредственной причиной башкирского восстания 1681-1683 гг.71.

Религиозный фактор сыграл немаловажную роль и в последующих башкирских восстаниях. Особенно в XVIII в. усиливаются религиозные притеснения в крае. 1736-1789 гг. это время самого активного наступления царизма на ислам. Запрещалась пропаганда ислама, строительство новых мечетей, открытие конфессиональных школ, сокращалось количество представителей мусульманского духовенства, ограничивались функции мусульманских шариатских судов. Например, указ от 11 февраля 1736 г. гласил: «В Башкирии ахунам быть по одному на дорогу, итого четырем, и тем ахунам чинить особые присяги, дабы им о всяких худых поступках объявлять и не таить и никого из других вер в свой закон не приводить, и не обрезывать, без указов мечетей и школ не строить, и которой ахун из них умрет, то на их место с челобитья, усматривая верности, определять» .

Такая религиозная политика царизма, направленная на ограничение сферы влияния и функционирования ислама, конечно же, оказывала огромное отрицательное влияние на положение и развитие мусульманского общества в целом. Мусульманское население не могло свободно проявлять свои религиозные чувства, совершать религиозные обряды, строить мечети и т. д. Подобные притеснения ограничивали возможность совершения мусульманами хаджа.

Проблема паломничества в Мекку со временем приобрела в России политическое значение. Так, например, исследователь А. М. Шакирова приводит выдержку из документа, свидетельствующего об отношении Российского государства к паломникам в XIX в.: «...наиболее зажиточные и развитые из паломников, совершенно предоставляемых самим себе, всячески задерживаются, обучаются в духовных училищах и затем выпускаются оттуда на родину уже достаточно подготовленными и настроенными для предстоящего влияния на окружающих в духе крайнего исламизма»73.

Рассмотрим первые хаджнаме и маршруты паломников. Наиболее ранние образцы путевой литературы Урала-Поволжья, дошедшие до нас, относится к концу XVII в. Это - хаджнаме Муртазы бин Котлогош аль-Симети. Записки Мортазы бин Котлогош аль-Симети являются самым ранним известным хаджнаме в Урало-Поволжье. Самого оригинала хаджнаме или его списков не сохранилось. О его содержании можно судить по тексту, опубликованному ученым-востоковедом Р. Фахретдиновым в его сочинении «Асар»74. Здесь о месте рождения или проживания Муртазы бин Котлогоша не сообщается, однако его имя указывает на его башкирское происхождение. В предисловии к тексту Р. Фахретдинов приводит сведения о том, что Мортаза бин Котлогош учился в Дагестане и его могила находится в Мамадышевском уезде между двух деревень Симет.

Сочинение Муртазы бин Котлогоша, хотя и небольшое по объему, позволяет проследить традиционные маршруты паломников на рубеже XVII— XVIII вв. Путь Муртазы бин Котлогоша, как описывается в его сочинении, пролегал через Бухару, Мешхед, Туе, Нишапур, Исфахан, Багдад, Мосул и другие города. Он рассказывает о посещении им могил пророков и шейхов в этих городах. Обратно возвращается другим путем - через Стамбул: по Черному морю добирается до Крыма, далее следует до Хажитархана (Астрахани) и оттуда живым и здоровым добирается домой75. Как видим,. маршрут паломника в Мекку пролегал через Среднюю Азию (Бухару).

Территория и население Оренбургской губернии в XVIII в

Начало XVIII века характеризуется проведением крупных административных реформ, затронувших все сферы жизни общества и имевших далеко идущие последствия. Особенно болезненно эти реформы осуществлялись в юго-восточных регионах России, в частности на территории Казанского края и Башкортостана, еще не вполне интегрированных в экономическом и политическом отношении с российским Центром.

Башкирия (на тюркских языках - Башкортостан) определяется Р. Г. Букановой как специфическое историко-географическое пространство, оказавшееся в составе России после признания башкирами русского подданства в середине XVI века, имевшее многовековую историю и длительное время продолжавшее сохранять в составе России политическую автономию. 5 Впрочем, и другими исследователями прошлых столетий Башкирия определялась как обширная страна, занимавшая почти весь Южный Урал и оба его склона от Нижней Камы и Средней Волги до верховьев рек Яика и Тобола.151

В первой трети XVIII в. Башкортостан занимал огромную территорию. Южная граница края проходила примерно от нижнего течения р. Илек, далее - вверх до среднего течения р. Яик (Урал), затем - по р. Уй до верховьев р. Тобол. На западе башкирские земли доходили до р. Волги в районе Саратова и Самары, на северо-западе - до устья р. Кинель, далее шли по среднему течению р. Сок, верховьев р. Кондурча, затем по р. Шешме и до р. Кама. Местами башкирские земли заходили за Каму. Известно, например, что на правом берегу Камы в районе устьев рек Вятка, Иж и Очер располагалась частично территория башкир Булярской, Байлярской, Енейской, Уранской/ Гирейской и Тайнинской волостей, и во второй половине XVIII в. на этих землях существовали башкирские деревни. На севере башкирские земли примерно доходили до устья р. Сылва и среднего течения р. Чусовой, далее на северо-востоке они суживались к югу и шли по северному берегу р. Исеть, от верховья до ее впадения в р. Тобол. Правильность указанных границ подтверждается и официальными источниками. В общей форме это видно из сведений «Книги Большому Чертежу», составленной в 1627 г. в Москве в Разряде: «А устье реки Белые Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и далее, все живут башкирцы». Сохранившиеся в архивах многие документы XVII-XVIII вв. подтверждают, очерченные выше границы Исторического Башкортостана. Следовательно, не только сами башкиры, но и царские власти не отрицали принадлежность им указанных выше земель152.

Управление Башкортостаном до начала XVIII в. осуществлялось Казанским и Сибирским приказами. В ходе губернской реформы Петра I, на месте прежних административно-территориальных единиц было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Внутри губерний -уезды, которые примерно с 1719-1720-х годов стали объединяться в новое административно-территориальное деление - провинции. Основная территория башкир составляла Уфимскую провинцию и была подчинена Казанской губернии. Зауральский Башкортостан входил в состав Сибирской губернии.

Ввиду пограничного положения Башкортостана, губернская реформа не могла быть проведена в ней сразу. Хотя с 1706 года управление всей юго-восточной, прежде всего, заволжской частью России было сосредоточено в Казани, в Башкирии с центром в г. Уфе еще длительное время продолжало сохраняться особое положение, что привело к установлению в 1712-1715 гг. особой системы управления. Здесь была образована Уфимская провинция во главе с Уфимским провинциальным воеводой, напрямую подчиненная Сенату153.

Следует отметить, что из 4 провинций Казанской губернии -Казанской, Свияжской, Пензенской и Уфимской - Уфимская провинция ни экономически, ни политически не могла быть поглощена Казанской губернией, тем более попасть в полную зависимость от казанских губернаторов. Поэтому российское правительство было вынуждено1 считаться с традиционно сложившимся статусом Башкирии в составе России и в 1728 г. уфимский воевода на правах губернатора был напрямую подчинен Сенату: «Указали мы, по челобитью присланных из Уфимской провинции выборных челобитчиков башкирцов Яркея Анчурина с товарищи в Уфимской провинции быть воеводою бригадиру Петру Бутурлину и быть той провинции в особливом ведомстве нашего Сената, и о всяких делах писать ему и требовать Нашего указа от Сената; а Казанскому губернатору той провинции не ведать, токмо подушныя деньги, которыя положены на уездных русских людей, те отсылать к Казанскому губернатору, а таможенные и кабацкие сборы, куда оные по указам надлежит»154.

В 1734-1743 гг. основная территория Башкортостана находилась под властью начальников Оренбургской экспедиции (комиссии). Территория, раскинувшаяся за Уральским хребтом (Зауралье), входила в состав Верхотурского уезда Сибирской губернии. В 1738 г. здесь была образована особая Исетская провинция, в состав которой вошли и волостные территории башкир, в свое время подчинявшихся администрации Верхотурья и Тобольска. В состав Исетской провинции входили 3 дистрикта государственных крестьян: Исетский, Окуневский и Шадринский.

Башкирское население в дистрикты не включалось. В том же году Исетская провинция была выведена из состава Сибирской губернии и переведена под управление Оренбургской комиссии.

Важной вехой в развитии Башкирии явилось образование на ее территории Оренбургской губернии. Она была образована в 1744 г. по инициативе начальника Оренбургской комиссии И. И. Неплюева. Губернским городом стал новый город Оренбург, построенный в 1743 г. (прежний г. Оренбург стал называться Орском по названию р. Орь). В 1744 г. Уфимская и Исетская провинции вошли в состав вновь образованной Оренбургской губернии, и управление всем Башкортостаном было сосредоточено в руках оренбургского губернатора.

В 1782 г. в ходе губернской реформы Екатерины II было образовано Уфимское наместничество, которое было разделено на две области -Уфимскую и Оренбургскую с центром в г. Уфе. В Уфимскую область вошли Уфимский, Мензелинский, Бирский, Челябинский, Стерлитамакский, Бугульминский, Бугурусланский, Белебеевский уезды, а в состав Оренбургской области - Оренбургский, Верхнеуральский, Бузулукский и Сергиевский уезды. В 1784 г. в составе Уфимской области был образован еще один уезд - Троицкий.

Следует отметить, если на остальной территории Казанского края практически сразу была распространена российская система управления (губерния, уезд), то административно-территориальное деление башкирских земель имело особенности, не встречавшиеся в русских уездах. Разделение башкирских земель на четыре «даруги», по мнению некоторых ученых, являлось следствием былой политической раздробленности. Внутри Башкирии продолжало существовать старое деление на 4 дороги: Казанскую, Осинскую, Сибирскую и Ногайскую, а также имелись самоуправляющиеся волости, которые в свою очередь делились на тюбы и аймаки - более мелкие административно-территориальные деления внутри волостей. Подобное административно-территориальное деление края официально просуществовало до конца XVIII в.

В реестре, составленном в Уфимской Провинциальной Канцелярии в 1730 г., написано: «Итого в Башкирской провинции имянуются дорог 4, которые почитаются не для проезда, но вместо уездов, или как в российских уездах имянуются разные станы, а в них волостей 58:

а) Ногайская дорога: которая имела внутри себя следующие волости: Минская; Курпечь-Табынская и Табынская «по Белой реке и по Инзерю, и по Илиму, и по другим речкам»; Юрматынская; Катайская; Кипчакская «по Белой, и Икам»; Бурзянская «по Белой реке, и по Икам и по Мендиму, а вверху и по Белой, тележного пути нет»; Телевская; Сарыж-Кипчакская; Тамьянская «по Белой, и по Нугушу и по другим речкам, горы, леса и степи»; Шуранская; Усерганская; Тангаурская «по Белой и по Сакмаре горы, леса, поля неболыпия, тележнаго пути за горами и за лесами нет»; Бекетинская; Кара-Табынская «в Вельских вершинах, и по за Уралу в Яицких и в Уйских вершинах, и по Миясю и по озерам, по Белой леса и поля, за Уралом болыпи степи, леса колками ж, от Уфы до сей волости тележнаго пути за горами и за лесами нет, а по Зауралью тележной путь свободной»; Кубеляк-Табынская;

б) Сибирская дорога: Кудейская; Таныпская; Кущинская; Балыхчинская; Ялдацкая; Айская; Мекетинская; Бала-Катайская; Челжетуцкая; Бекетинская; Сенирянская; Кувакайская; Кара-Табынская «в Вельских и Яицких вершинах, а на каких местах, писано о том на Нагайской дороге о Кара-Табынской волости, понеже жилища имеют в одних местах, и по Белой путь самой нужной, и от Уфы до той волости проехать невозможно на телегах»; Бучкурская; Табынская «в тех же местах, где и Кара Табынская»; Уйларская; Сызгинская;

в) Казанская дорога: Сарыш-Кипчакская; Тамьянская «по Ику ж»; Ирехтинская; Тангаурская «по Ику»; Бурзянская «по Ику»; Кипчакская «по Ику и по Сюне»; Аская; Курпечь-Талбынская; Сенирянская; Табынская «по Ику, а живут в вышеозначенных волостях на сей Казанской дороге башкирцы разных дорог»; Каршинская; Дуванейская; Шемшединская; Ички-Иланская; Гирейская; Ялдацкая; Янейская; Тышки-Иланская; Иланская; Кыргиская; Балярская; Тайнинская «по Ику»

Организация торговых караванов из Оренбурга в юго-восточные страны

До сооружения г. Оренбурга и других городов-крепостей торговля России с юго-восточными соседями осуществлялась через Астрахань, Уфу и Тобольск. Ввиду своего географического положения Уфа являлась связующим звеном между Россией и степными народами, находящимися к востоку от р. Яик232.

Одновременно с развитием дипломатических отношений новопостроенный город Оренбург должен был стать центром торговли с юго-восточными соседями. И. К. Кирилов, в своем проекте об организации Оренбургской экспедиции и строительстве г. Оренбурга, пытаясь обосновать необходимость устройства нового города, отмечал и значение развития торгово-экономических связей с Казахстаном, Средней Азией и Индией. Рассуждая о проблеме российско-среднеазиатской торговли и ее путях, Кириллов утверждал, что место, избранное для нового города, «во всем изобильное», и что дорога от Оренбурга к Аральскому морю и далее к Бухаре более удобная и безопасная, чем хивинская дорога, идущая от Астрахани.

Для скорейшего развития Оренбурга новому городу давались особые привилегии. Так, в царском указе от 7 июня 1734 г. говорилось: «Сему городу, с богом, вновь строиться назначенному, именоваться Оренбург, ...в котором жалуем и даем соизволение всем и всякого народа российского... купечеству, мастеровым и разночинцам, также иностранных европейских государств иноземным купцам и художникам, тутошним башкирскому народу и живущим с ними и новоподданным нашим киргиз-кайсацким, каракалпацким народам, из азиатских стран приезжим грекам, армянам,. индийцам, персам, бухарцам, хивинцам, ташкентцам, калмыкам и иным всякого звания и веры, приходить селиться, жить и торговать и всяким ремеслом промышлять, и паки на свои прежния жилища отходить свободно и невозбранно без всякой опасности и удержания» .

Купцы получали право в течение трех лет торговать в новом городе беспошлинно, уплачивая лишь двухпроцентный налог на городские расходы. В 1736 г. эти льготы были продлены еще на 6 лет. С 1739 г. для нового города Оренбурга, который при новом начальнике края В. Н. Татищеве был перенесен на новое место при Красной горе, - по примеру Астрахани - была установлена пошлина в размере 3 коп. с рубля и лишь по истечении 10 лет разрешено было взимать, согласно Торговому уставу, по 5 коп. с рубля234.

Однако организация караванной торговли началась не сразу, как планировал И. К. Кирилов. Эту задачу пришлось решать В. Н. Татищеву, возглавившему Оренбургскую комиссию в 1737 г. после смерти И. К.: Кирилова. Об этом П. И. Рычков писал: «...Хотя начало тутошней Азиатской коммерции и всех оных казенных доходов и значится из... начала Оренбургской экспедиции и города Оренбурга, то есть 1734 и 1735 годов, а основательное происшествие всего того в 1738 году последовало» .

В 1738 г. новый начальник Оренбургской комиссии В. Н. Татищев по договоренности с ханом Абулхаиром отправил в Ташкент первый купеческий караван под начальством поручика К. Миллера. Торговый караван состоял «из разных товаров, годных для тамошних мест, по цене близ двадцати тысяч рублев, в том числе казенных тысячи на три». В составе отряда находился подпоручик геодезии А. Кошелев, для «описания тракта и географических описаний» . Миллеру поручалось добиться льгот для русской торговли, постараться посетить бухарские города и собрать сведения о состоянии среднеазиатских государств. По дороге следовало описывать реки, озера и горы и записывать расстояния, особенно на Сыр-Дарье237.

Караван благополучно миновал территорию Младшего и Среднего казахских жузов, г. Туркестан, но недалеко от Ташкента был разграблен киргизами Большой орды, причем все, кроме К. Миллера, были взяты в плен. В Ташкенте Миллер добился освобождения спутников и в июне 1739 г. вернулся в Оренбург (Орск).

После неудачной посылки каравана в Ташкент правительство запретило главным командирам Оренбургской комиссии предпринимать какие-либо самостоятельные действия. Вопреки запрету, в 1740 г. В. А. Урусов посылает в Среднюю Азию экспедицию Д. Гладышева и И. Муравина. Перед ними была поставлена задача найти более удобные и безопасные пути для посылки русских торговых караванов238.

При И. И. Неплюеве в Оренбурге появились первые российские купцы: Василий Крестовников, Ларион Котов, татарин из деревни Савы Казанского уезда Абдул Сеит Хаялин и другие. Впервые прибыли в Оренбург хивинские купцы.

К 40-м годам XVIII в. новый город Оренбург, построенный близ впадения р. Сакмара в р. Яик, становится крупнейшим центром меновой торговли. В 1743 г. был заложен меновой двор, в 4 верстах южнее от города, рынок, построенный с целью развития торговли России с государствами Средней Азии и Индии. Сюда направляются пути караванов из многих городов Средней Азии, особенно Хивы, Бухары, Ургенча, Ташкента и северных областей Афганистана. После наводнения 1749 г. был заложен новый Меновой двор. Строительство Оренбургского менового двора было ускорено решением Сената «О постройке каменного двора и таможни за Яиком» (1751) и закончено в 1758239.

Оренбургскому краю была отведена особая роль в обеспечении поступательного движения вглубь Азии. Эта обширная территория, прилегая с одной стороны к Волге, а с другой - к устьям рек Сыра и Аму-Дарьи, «по одному положению своему приобретала важность государственную, рождая надежды на блистательную будущность»240.

В установлении и развитии караванной торговли с восточными странами значительный вклад вносят башкиры и татары, которые уже имели опыт торговли с ними. Например, еще до основания Оренбурга, как известно из дневника Тевкелева, башкиры вели оживленную торговлю со странами Средней Азии. А. И. Тевкелев сообщал, что во время пребывания русского посольства в «урочище Бурсуки» «приехал к переводчику Тевкелеву один башкирец, называемой Коум Топаров, которой прислан от уфимского воеводы г-на Кошелева к нему, Тевкелеву, с письмами. И с ним Коумом, было купеческих башкирцов с товарами 10 человек»241. Исследователь торговли России с восточными странами А. И. Юхт, также отмечает, что помимо астраханцев со Средней Азией торговали купцы Москвы, Воронежа,; яицкие казаки и башкиры242.

В 1744 г., по инициативе И. И. Неплюева, в селении Каргалы, который находился в 19 верстах от г. Оренбурга на р. Сакмаре, был основан Сеитовский посад - посад торговых татар-переселенцев из Казанской губернии. По имени старшины Сеита Хаялина посад стал называться Сеитовским. Одновременно закрепилось название Сеитовская слобода, так как первые поселенцы имели льготы и большие преимущества в торговле и хозяйственной деятельности по сравнению с другими жителями края. Вскоре название посада распространилось на все село Каргалы, существовавшее здесь задолго до основания Сеитовского посада. Здесь первоначально было поселено 176 семей торговых татар (предполагалось поселить 200 семей), которые были наделены землей и сенными покосами, а также получили право пользоваться рыболовными и охотничьими угодьями, покупать башкирские земли, строить мельницы, заниматься ремеслом. В 1760 г. в Сеитовской слободе было 300 дворов с населением 1158 душ м. п., несколько мечетей; в конце XVIII в. - около 13 тыс. жителей, 10 мечетей, мектебе, медресе. В начале XIX в. (по 7 ревизии) насчитывалось около 2500 душ мужского пола, в том числе 1060 башкир, «живущих с давних времен» в 194 дворах; 285 купцов (торговых татар), живущих в 52 дворах; 920 мещан, живущих в 313 дворах, и 234 человек отставных солдат и казаков, живущих в 42 дворах243.

Мухамметжан Хусаинов - глава российской дипломатии в казахском крае

Как было сказано выше, в планы турецкого посольства входило не только попытка настроить против России Бухару, но и казахские жузы. Казахи в отличие от Бухарского ханства непосредственно граничили с Российской империей, а некоторая их часть к этому времени уже находилась в российском подданстве.

О положении дел среди казахов в Оренбурге и Уфе к этому моменту уже были достаточно осведомлены. 6 февраля 1790 г. Уфимский генерал-губернатор А. Пеутлинг, рапортовал императрице, что правитель Кавказского наместничества генерал-майор Брянчанынов доставил перевод с татарского письма находящегося в Орде его конфидента муллы Абдулкарима Орозбаева. Конфидент доносил: «Учинивший вред сим из Уральска побег Хасан мулла, прибыв с двумястами вооруженных киргизов к реке, где кочевал Каратау бей, куда приехал также и старшина Сырым батыр, и пробыли там все вместе 15 дней; уговаривали оных старшин к нарушению мира с Россиею и к нападению на здешние границы, объявляя при том, если они того не сделают, то потеряют свой закон и не могут быть мусульманами, потому что имеют в получении письма из Хивы и Бухары сие подтверждающие. На что Сырым батыр и Каратау бей отвечали, если подлинно и закону противно пребывать при нынешних обстоятельствах с Россиею в мире, то они согласуются оной нарушить, взяв Ал-Коран, об оном учинили меж собою присягу.. .»333. Как видим не без участия Бухары.

Основной причиной особого внимания со стороны царского правительства к положению дел в казахских жузах являлось движение Сырыма Датова.

Движение казахов Младшего жуза было вызвано обострением земельного вопроса в связи с запрещением царским правительством использования кочевий между реками Урал и Волга, а также усилением феодального и колониального гнета, открытым грабежом и насилием со стороны хана, султанов, Уральского казачьего войска и царской администрации. Восставшие выступили против хана Нурали, авторитет которого к этому времени был окончательно подорван. В сложившейся обстановке царскому правительству была выгодна ликвидация ханской власти. 3 июня 1786 Екатерина II подписывает рескрипт об отстранении от власти бежавшего под натиском восставших хана Нуралы334. Согласно распоряжению императрицы хан Нурали был вызван в г. Оренбург. Здесь его задержали вместе со свитой и с сыновьями Бег-Галием и Артук-Галием, некоторыми старшинами и прислугой и отправили на жительство в Уфу . Осенью того же года был утвержден проект так называемой «реформы Игельстрома» о разделении Младшего жуза на три части, согласно которой при генерал-губернаторе учреждался новый орган - пограничный суд. В его состав должны были войти и представители казахской феодальной знати и царских властей.

Однако «реформа Игельстрома» не дала ожидаемых результатов, и пограничный суд не был организован. Правительство решило восстановить ханскую власть. Ханом назначается Ералы, брат Нуралы. После этого движение под руководством Сырыма Датова возобновляется и продолжается до 1797 г. Только в августе этого года, на ханском совете, Сырыма Датов заявляет о прекращении борьбы336.

Активным участником этих событий и проводником внешней политики Российской империи среди казахов в конце XVIII - начале XIX вв. был Мухамметжан Хусаинов.

Мухамметжан Хусаинов или Гусейнов (Мухаметжан бине Аль-Хусейн бине Мансур бине Анас Аль-Жабали Аль-Борындыкай) происходил из торговой семьи, родился в 1756 г. в деревне Султанай Уфимской провинции. Первый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания (1788— 1824 гг.).

М. Хусаинов еще будучи молодым попал в поле зрения российских властей. В 70-х гг. XVIII в. находился в Бухаре и Кабуле, где кроме обучения в медресе по заданию Коллегии иностранных дел занимался сбором секретной информации. После возвращения в Россию служил офицером в Оренбурге. Заметный прогресс, в служебной карьере муфтия происходит после назначения в 1785 г. Уфимским наместником О. И. Игельстрома. В отличие от сторонников султанской ориентации и насильственного укрепления царизма в степи, О. И. Игельстром прежде всего возлагал надежды на мирную колонизацию.

М. Хусаинов, быстро оценив новые веяния в политике по отношению к казахам, становится верным помощником при Оренбургской пограничной экспедиции с окладом 300 руб. сер. В июне того же года он совершает свой первый визит в казахскую степь и добивается неплохих результатов. Несмотря на первоначальную негативную реакцию, Хусаинову удалось наладить отношения с казахскими старшинами, вручить им послание уфимского наместника и обговорить приезд казахской делегации в Оренбург. Делегация прибывает в июле 1785 г. Поездки в Малый жуз в сентябре того же года и в 1786 г. принесли Мухаметжану Хусаинову славу «тонкого дипломата, способного с помощью подкупа, лести и богословской риторики укрепить царское влияние в степи»337.

Следующий визит М. Хусаинова в степь состоялась в марте-июне 1790 года. Данная поездка была связана с попыткой восстановления партии Нурали. Это обстоятельство вызвало немалое беспокойство среди старшин, примыкавших к Сырыму. Сырым Датов просит царское правительство о присылке в Орду для переговоров муфтия М. Хусаинова. Во время пребывания в степи, по поручению А. А. Пеутлинга муфтий ведет подробные записи. Этот документ известен как «Журнал Мухамметжана Хусаинова (Гусейнова) отправленного 1790 года в Меньшую Киргизов-Кайсацкую Орду». Журнал дипломата отражает ход дипломатических переговоров и его наблюдения во время поездки.

Журнал М. Хусаинова был составлен на тюрки, об этом автор сам указывает в конце источника. После возвращения в Уфу, в течение пятнадцати дней с 30 июня по 14 июля, он занимается переводом своих записей с тюркского на «русский диалект» . Но об оригинале текста самого муфтия неизвестно.

Дневник представляет собой не только перевод, а переработанные записки. В текст были вставлены письма оренбургской и уфимской администрации. При подготовке текста использовались и переводы писем от казахских старшин, а так же и переводы писем самого муфтия339.

М. Хусаинов 26 марта, получив наставления, отправляется из Уфы и 4 апреля прибывает в Оренбург. Далее через крепости и форпосты Чернореченская, Татищева, Озерная, Рассыпная, Киндель, Иртек и другие 10 апреля добираются до города Уральска. В пути им были разосланы «увещевания» о возможности спокойного перехода киргиз-кайсаками за р. Урал на пастбища без препятствий. Старшинам, тарханам, биям и батырам заявлялось: «Спешите отправится вниз по Уралу к кошам, расположенным Сырым тарханом, где можете объяснить мне все свои изнеможении, кои со удовольствием приняты будут и доставлены в вышнее над нами правительство...». С самим Сырым батыром велась переписка. Связь между муфтием и С. Датовым, также со старшинами поддерживалась посредством мулл Габейдуллы Феткуллина и Абдулфятиха Абсалямова. Они, как доверенные лица, доводили обращения и письма муфтия .

22 апреля свита М. Хусаинова прибывает в Калмыкову крепость, где должна была состояться встреча с старшинами. 24 апреля ему объявляют, что Сырым тархан расположился в 25 верстах от крепости. Они просят, чтоб муфтий со своей свитой прибыл сам. Хотя они от приезда не отрекаются, «но воображают обряды прежних посольств, ибо де присылаемые особы приезжали всегда в их расположенные коши». Это показало бы и уважение со стороны России к Сырыму батыру, перед «злобствующей» партией Нурали341. Но М. Хусаинов отказывает, объясняя, что он прислан только для «объявления им особенного высокомонаршего благоволения, к их собственной пользе относящегося, и последовало сие посольство по собственной их прозьбе... Однако довольно уважая желание их, обнадежил, что, разставя палатки за рекой Уралом на песках, со свитой дожидаться приезда их будем»342.

Похожие диссертации на Торговая и дипломатическая деятельность российских мусульман Урало-Поволжья в XVIII в.