Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Иванова Елена Александровна

Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв.
<
Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Елена Александровна. Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002.- 342 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/212-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Стан Румянцевского музея 46

1. Н.Л.Румянцев и Румянцевский кружок .46

2. Румянцевский музей в Петербурге .68

3. Предпосылки создания общедоступного музея в Москве 91

Глава 2. Московский Публичный и Румянцевский музей во второй половине ХIХ в.- начале ХХв 130

1. Условия деятельности музея в московский период 130

2. Развитие основных отделов музея 176

3. Научно-просвеппельная деятельность музея 257

Заключение 306

Список использованных источников и литературы 318

Список опубликованныхработпотеме 341

Список сокращений 342

Н.Л.Румянцев и Румянцевский кружок

В начале XIX века госудфственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев оставил после себя ценнейшую библиотеку печатных и рукописных книг и собрание исторических, художественных и эшографических предметов, составлявших известный «Музеум» графа Румянцева в Петербурге. Названный современниками «истинным и деятельным любителем наук, художеств и в особенности отечественной истории»141, І мянцев известен нам больше как собиратель и покровитель научных изысканий, но значение его в истории России не исчерпывается пределами меценатства.

Дипломат, министр иностранных дел, директор Путей Сообщения, министр торговли, канцлер - на всех поприщах предлежавшей ему деятельности он оставил яркие, прочные следы своих просвещенных и плодотворных работ, направленных на благо отечества142, -писал о нем директор московского ГТубличного и Румянцеваюго музеев МАВеневитинов.

Николай Петрович Румянцев, родившийся 3 апреля 1754 года \ принадлежал к древнему дворянскому роду. Его дед АЛР мянцев был среди приближенных к Петру І, а отец - знаменитый полководец АЛРумянцев-Задунайский. Первоначальное воспитание Николай Петрович и его брат Сергей получили дома, под надзором знатной матери, «которая неіщлилазабот»144, и французских наставников. В 1772 г. оба брата были приняты ко двору, где они ознакомились с известным бароном Гриммом. Через некоторое время Гримм предлагает братьям «совершить с ним путешествие». «План был таков, - вспоминал СЛРумянцев, - мы должны окончить наше студийство в Лейдене,... проехать через Париж, чтоб сним сделать путешествие по Италии»145. Обучаясь в Лейденскш университете, братья прослушали лекции по истории и праву. Возвратился оттуда Николай Петрович уже несколько подготовленный к дипломатическому поприщу, для которого предназначал его отец.

В 1779 г. НЛРумянцев бьш пожалован в камергеры, в 1781 г. назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром при Германском сейме во Франкфурте-на-Майне146. Находился он в Германии в течение 15 лет и основательно изучал там историю, немецкую, французскую, английскую литературу. Его деятельность на дипломатическом поприще была отмечена Екатериной П. В1784 г. он бьш награжден орденом Св. Владимира II степени большого креста, в 1792 г. произведен в тайные советники, а за пребывание его в Кобленце при братьях французского короля Людовика XVI получил орден Св. Александра Невского147.

При императоре Павле I граф ЩІРумянцев бьш пожалован в гофмейстеры и действительные тайные советники, награжден орденом Св. Андрея Первозванного.

После вступления на престол Александра І, в 1801 г., Румянцев бьш назначен министром коммерции, директором Департамента водяных коммуникаций и комиссии об устроении в России дорог14 . Деятельность его была направлена на улучшение экономического положения России Он ввел ряд таможенных изменений, составил правила торговли для Беломорской торговой компании, увеличил оборот русско-американской компании, основал издание «Санкт-Петербургский Коммерческих ведомостей)) и «Виды государственной внешней торговли», составил «Купеческий устав» и многое другое. «За отличные опыты, усердие и ревность, оказанные по управлению коммерции и главному начальству водяных коммуникаций...» НПРумянцев бьш награжден в 1808 году орденом Владимира I степени149. В течение одиннадцатилетнего управления графом НШ мянцевьш Министерством коммерции торговля России была приведена не только в цветущее состояние, но сравнялась с торговлями первейших европейских государств.

В 1807 году Александр I назначает Румянцева министром иностранных дел, оставив за ним и министерство коммерции. Румянцев был отправлен в Париж для переговоров с Наполеоном, который в 1809 году пригласил графа быть посредником для примирения Австрии с Францией.

За заключение мирного договора между Россией и Швецией в Фридрихсгаме (1810 г.), по которому за Россией утверждалась 1 нляндия, НЛРумянцев был возведен в Государственные канцлеры150. А вскоре после этого назначен председателем Государственного совета, продолжая заведовать обоими министерствами и к тому же присутствовал еще и в Советах15 , учрежденных при Воспитательном обществе благородных девиц и при училище ордена св. Екатерины152.

В начале отечественной войны он выполнял особые поручения Александра L Но в последние годы службы положение его изменилось, стали распространяться ложные олухи о тайных будто бы его переговорах с Наполеоном во вред России. Канцлер «оставался в Петербурге без всякого значения, без всякой доверенности» 5 3. После апоплексического удара, а затем и простуды, здоровье его было подорвано, он потерял слух. В 1813 году Румянцев обратился к Александру I с просьбой об отставке. В 1814 году он наконец получает уволь- нение с сохранением пожизненно звания государственного канцлера

Карьера графа как государственного деятеля была закончена Но к 60 годам жизни отставной канцлер сохранил еще немало сил и энергии. Сферу их применения он нашел в деле далеко не обычном для русского вельможи начала ХГХ века Теперь его главной заботой становится организация и фіінансирование широких научных изысканий, сплочение уси- лий и знания многих своих выдающихся современников на решение разнообразных научных проблем.

Интерес к наукам, в частности к истории, у Румянцева появился еще в юности. Первые сведения об этом относятся к 1791 году, когда граф был посланником во З эанкфурте-на-Майне. Сохранились бумаги, помеченные эти годом, из которых видно, что он начала собирать источники по древней Померании, там же «руки графа Николая Петровича краткий очерк русской истории»15 . Румянцев применяет еще не распространенный тогда способ объяснять русские летописи иностранными. Эта попытка девятью годами предшествовала изданию первого тома Шпецерова Нестора1 , знаменитого именно таким подходом к изучению источников.

Сохранилось мало источников, по которым можно было бы проследить за учеными занятиями графа в последующие два десятилетия. Государственная служба поглощала почти все его время, но и тогда «он не совсем чуждался учености. Не любя разсеяний, выезжая единственно ко двору, он посвящал досуги свои серьезному чтению и любил собирать за своим столом малое, но избранное общество людей образованных»157.

Предпосылки создания общедоступного музея в Москве

В Москве в середине XIX столетия не было ни публичного музея, ни публичной библиотеки. Потребность же в подобных учреждениях обозначилась давно и постоянно возрастала. Говоря об отсутствии публичного музея, следует уточнить, что речь идет именно об общедоступном, открытом для широких масс культурном центре. В первопрестольной столице находилось довольно много самых разнообразных собраний. Стасов, выступая против переноса Румянцевского музея, отмечал: «Но что касается русских рукописей, то Москва ими гораздо богаче, чем Петербург. В Синодальной {патриаршей) библиотеке, в библиотеке Синодальной типографии, в библиотеках при многих монастырях и соборах (библиотеки: Чудова монастыря, Архангельского собора и тд. Наконец, три громадных библиотеки Тро-ицко-Сергиевской Лавры), также в собраниях многих частных лиц находится такое громадное количество русских рукописей, которое оставляет далеко за собою количество русских рукописей, находящихся в Петербурге, а именно только в Публичной Библиотеке, в Румянцевском музее и в Академии наук, вместе взятых» 6.

Богатство Москвы не ограничивалось, конечно, только рукописями. Если же говорить о времени возникновения собраний, то многие московские коллекции начали формироваться задолго до возникновения самого города Петербурга. Местом сбора и хранения предметов старины и искусств были церкви, монастыри и княжеские казнохранилища. Со времени возникновения таковых в Москве можно, пожалуй, говорить и о начале формирования московских собраний. В течение XV-XVHI идет (рормирование церковных хранилищ (в первую очередь следует назвать Архангельский, Успенский, Благовещенский соборы Московского Кремля, Патриаршую ризницуХ пополнятся сокровища московских князей, а затем русских царей (Оружейная палата), развивается частное собгфательство. Описывая русский бьгг XVI и XVII столетия, ИЕ.Забедин отмечал, что СКота к редшстям и драгоценностям, к разным узорочным, хитрым изделиям и курьезным вещицам была распространена не только во дворце, но и вообще между знатными и богатыми людьми того века. Она являлась как потребность к изящному, которое по вкусам и образованности века заключалось преимущественно в узорочной пестроте иликурьезносщредкостаидико-винности изделия или какой-либо вещицы» . Однако период до ХУШ в. принято считать лишь предысторией как частного коллекционирования, так и музеев. Начало же их «настоящей» истории связывают с преобразованиями Петровской эпохи338. Самого Петра I называют «первым российским коллекционером в прямом смысле этого слова»339. Его личное собрание начало складываться в Москве. Первые приобретения для него были сделаны в Амстердаме, во время Великого посольства в Западную Европу в 1697-1698 гг. Личные коллекции Петра I получили наименование Императорского кабинета и хранились в Московской Главной аптеке, которая считалась царской. В собрание входили анатомические препараты, земноводные, насекомые, млекопитающие, птицы, а также картины и библиотека. В 1714 г. коллекции Петра, и анатомическая, и зоссіогические кошеїшии Аптекарской канцелярии, были перевезены в Петербург, где легли в основу первого публичного музея России - Кунсткамеры340. С переносом столицы в Петербург именно там сосредотачивается основная деятельность по созданию музеев. Связано это было в первую очередь с тем, что на первом этапе развития музейного дела в России (ХУШ в.) инициаторами в организации музеев и одновременно проводниками политики в этой области были представители верховной власти»341. Общественная инициатива в этой области возрастала на протяжении всего ХГХ века, особенно в пореформенную эпоху. На формирование музеев оказывали влияние самые разнообразные факторы экономического и политического характера, уровень развития науки и рост общественного сознания. Однако следует отметить, что до февральской революции окончательное решение о создании государственного музея при- надлежало императору. Частая и общественная инициатива нередко оказывалась безрезультатна, не получив официального одобрения.

Возвращаясь к Москве, можно констатировать факт существования в середине XIX века двух музеев, созданных по инициативе правительства: Оружейной палатьі и Дома бояр Романовых. Первая прошла длинный путь развития от целого комплекса действующих мастерских до собственно музея. С переводом в 1711 г. многих мастеров в Петербург практически полностью прекратилась производственная деятельность мастерских. Петровские преобразования, в том числи в быту, превратили многие предметы царского обихода в исторические реликвии, «Казнохранилище» превратилось в «древлехранилище»342. В 10-х годах был произведен переучет и составлена общая опись. В 1727 г. Мастерские палаты, Казенный приказ, Оружейная палата и Конюшенная казна были объединены в одно учреждение под названием «Мастерская и Оружейная палата». Кроме основной функции, «древлехгзанилища», за Оружейной палатой были закреплены управление московскими дворцами, усадьбами, дворцовыми волостями. Некоторые черты публичного музея она приобретает лишь в ХГХ веке. В 1806 г. бьштодгіисш указ Юпгравилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». Правила предусматривали пополнение фондов частными пожертвованиями, возможность заниматься отысканием древностей. В том же году было начато строительство первого специального здания для Оружейной палаты по проекту архитектора Еготова. Тогда же историку АФМалиновскому было поручено составить первое научное описание соїфсвищницьі343. С этого времени начинается научное изучение хранящихся там памятников, активное участие в котором принимает Общество истории и древностей Российских. Посещение музея было открыто в 1814 году. Билеты печатались в ограниченном количестве и были дсчлупны лишь для лиц из привилегированного круга Иногда встречающиеся в литературе утверждения, что Оружейная палата приобретает значение общественного му- зея в начале XIX века344, по менышй мере, являются преувеличением. Лишь в 1831 г. от Оружейной палаты отошла функция наблюдения за дворцами и дворцовыми селами, и она стала только музеем (музеем дворцовым, оставаясь собственностью царской семьи). Музей находился в подчинении Министерства императорского двора, а непосредственное руководство им осуществляла Московская дворцовая контора Придворным музей был не талью по подчиненности, но и по своему идейному замыслу. В1851 г. завершилось строительство нового музейного здания по проекту АКТона Оно было соединено с комплексом построек Большого Кремлевского дворца Замысел Оружейной палаты этого периода принадлежал лично Николаю L Вещевой состав, а, главное, коллекция коронационных ценностей делали ее идеальным местом для проведения в жизнь идей официального правительствен- ного курса «православие, самодержавие, народность»

Оіередной шаг к превращению музея в публичный был сделан в 1858 г., когда были утверждены новые «Правила для управления Московской Оружейной палатой». Вслед за Эрмитажем (1852 г.), Оружейная палата официально становится публичным музеем, однако с некоторыми оговорками. Входные билеты бесплатно выдавались желающим в Дворцовой конторе по предъявлении паспорта и подписывались директором музея, что, естественно, ограничивало доступ в него (это правило было отменено лишь в 1883 г.346).

Условия деятельности музея в московский период

Во второй половине ХГХ века в музейном деле произошли существенные изменения, вызванные условиями буржуазного развития страны, отменой крепостного права, вовлечением в культурную жизнь России разночинной интеллигенции, несшей идеи демократии и просветительства78. Объектами показа музеев становится не экзотика и раритеты, а окружающая жизнь - история, природа и экономика края. Инициатива по созданию музеев в этот период принадлежит местной администрации, научной общественности. Финансирование же многих музеев происходило в большей мере за счет небольших ассигнований земств или городских дум, а также пожертвований. Вторую половину ХГХ века отличают «кровная заинтересованность научной общественности в сбережении культурного наследия нации, активная позиция многих по сравнению с единицами энтузиастов начала века» .

Эти утверждения вполне тюдтверждаются историей Московского публичного и Ру-мянцевского музеев, возможно даже в большей степени, чем других.

«Отцом всех музеев Новой России»480 называл его философ НФ.Федоров.

«В холодных бюрократических объятиях доброго старого времени музей графа Румянцева чах и умирал медленной смертью; но стоило только обратиться к обществу и заинтересовать его в судьбе нового учреждения, как струя жизни ворвалась в него и надолго обеспечила его дальнейшее существование. Притекли обильные денежные пожертвования. О книгах, вещах - и говорить нечего: в создании нашей Публичной библиотеки участвовало все русское общество»481, - так оценивался в прессе результат переноса Румянцевского музея в Москву. АИКошелев обещал пожертвовать в пользу музеев 25000 рублей в течении 10 лег, почетный гражданин ННХаричков принял на себя всю перевозку Румянцев-ской коллекции в Москву. (И после этого еще в течешегюследуюіідїх 5 лет переть для му-зея из Петербурга до 60000 книг, 200 с лишком картин, 200 больших скульптурньгх предметов,... не считая шкафов и друтттх мелких и громоздких в это). Почетный гражданин К.Т.Солдатенков пожертвовал на устройство Московской публичной библиотеки и музея по 1000 рублей ежегодно, до своей смерти482, что и исполнил. Один из первых жертвователей, К Попов писал в августе 1861 г. Исакову: «Движимый чувством сібшеполезного учреждения Вами, публичного Музея и Библиотеки, я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство, препровождаемую при сем тысячу рублей серебром, употребить на выше означенное учреждение»48 . Коллекции и отдельные предметы поступали как от частных лиц, так и от членов «Царственного дома» и различных уч-реждении .Газеты и журналы оповещали своих читателей о все новых пожертвованиях, о ходе работ в Пашковом доме. Редкий номер, например, «Московских ведомостей» или «Библис эафических записок» обходился без сообщения о дарении, о решении владельцев поместить свои собрания временно в новом музее. Журналисты спешили сообщить не только об уже поступивших коллекциях, но и только предполагаемых к передаче. (О передаче дублетов книг Императорской Публичной библиотеки и Эрмитажа, которая закончилась лишь к 1865 году, было сообщено ещев 1861 г. ).

Впоследствии (в 1897 г.) МАВеневитинов писал: «Как яркое шидетельство глубокого сознания русским обществом своих просветительных задач, как первый пример общественного почина в сохранении драгоценных сокровищ прошлого и настоящего, Румянцев-ский музей только в Москве нашел благодарную почву для выполнения своего прямого назначения. В Петербурге он служил роскошным памятником своему основателю, здесь же, в Москве, ему выпала завидная доля заложить семена общественного развития в области просвещения и на новом поприще он уже успел вместить в своих стенах многие плодотворные всходы этих семян»4 .

С 1861 г. НВ.Исаков рассылал обращения с просьбами помочь дублетами или теми экземплярами книг, в которых нет необходимости, в различные министерства и департаменты, в научные общества, писал лично митрополиту Московскому и Киевскому487. В некоторых случаях приходил отказ, в других извещение об отсылке книг.

С отдельной просьбой Попечитель Московского Учебного Округа обратился к главе Почтового Департамента Он писал: «Сочувствие в обществе столь полезному делу выражается в готовности многих лиц жертвовать на пользу общую свои собрания книг и вещей. К сожалению, не все могут привести в исполнение изъявленные ими желания содействовать учреждению нового Музея. Главное затруднение заключается здесь в доставке из отдаленных мест России в Москву этих пожертвований. Весьма естественно, что нельзя тре-бовать от жертвователей, чтобы они пересылали жертвуемые ими книги и вещи по почте на свой счет»488. Прося об освобождении от оплаты ію№ілок,сгглравляемькш имя ноюго учреждения, Исаков замечал, что такая льгота, без сомнения, принесла бы музею огромную пользу и позволила бы в короткое время значительно увеличить свои собрания. К сожалению, в этой просьбе было отказано489. Но и без этого пополнение нового учреждения шло в небывалых темпах и носило поистине всероссийский размах.

В Отчете музея отмечалось, что «в числе жертвователей, кроме многих пожелавших остаться неизвестными, находились лица почти всех сословий, начиная от временнообязанных крестьян до важных государственных сановников. Действительно, одним из первых приношений этого рода было собрание до 400 томов разных книг, пожертвованное крестьянином Ярославской губернии, Ростовского уезда, вотчины графа Панина, села Поречья, Владимиром Андреевым Фадейчевым»49 .

Стремясь изначально поставить работу музея в соответствии с лучшими российскими и мировыми достижениями в этой области, Исаков начал переписку с ведущими музеями и библиотеками. Одними из первых ответов были письма об устройстве музеев и библиотек в Лондоне (в частности, Британского Музея)491. Вскоре, во многом благодаря стараниям Исакова, Московский музей установил связь с Венской, Берлинской, Мадридской, Стокгольмской, Британской, Мюнхенской, Туринской, Вашингтонской и Филадельфийской академиями наук, Лондонским и Копенгагенским королевскими обществами . С годами международные связи музея расширялись все больше, и перечень учреждений, «с которыми музей находился в сношениях» в отчетах начала XX века занимал уже не одну страницу. (На этих связях, в частности, базировался международный книгообмен библиотеки музея).

Периодически за границу для обозрения иностранных музеев и знакомства с методами их работы отправлялись представители мянцевского музея: в начале 60-х гг. -хранитель отдшения изящных искусств ККГерц493,в 1867-директорВАДашков494 итд

В начале XX века это уже становится своеобразной традицией. В Отчете за 1913 г. писалось: «по примеру прошлых лет в целях ознакомления с постановкой музейного дела за границей в отчетном году был командирован на вакационное время в города Западной Ев-ропы младший помощник библиотекаря Анатолий Корнилиевич Виноградов» 5. Аза год до этого заграницу стой же целью были отправлены целых три человека

Еще до открытия музея его потенциальные сотрудники командировались Исаковым для ознакомления с коллекциями и их устройством в Петербургские учреждения496. Ведущий сотрудник Императорской Публичной библиотеки в Петербурге В ЛСобольшиков, нередко называемый фодоначальником русского библиотековедения» , по просьбе Исакова не только подготовил письменную инструкцию по устройству библиотеки, но и был вызван в Москву «для совещания при размещении книг» Румянцевского музея

Научно-просвеппельная деятельность музея

Пгхевеїительная функция для Московского Публичного и Румянцевского музея явилась одной из главнейших сторон его деятельности. Он и создавался в первую очередь именно как просветительное учреждение. По Положению 1862 г. директору музеев предписывалось «направлять устройство и действие их к гдавной их цели - обшей пользе»988 и «принимать нужные меры для доставления всех возможных удобств и пособий посетителям музеумов и лицам, желающим заниматься в них чтением и учеными работами»989.

В проекте же устава 1865 г. первый параграф гласил: «Московский музей есть учреждение, основанное на общественную пользу, с целью содействовать изучению разных отраслей наук и искусств»9 , И хотя в утвержденный в 1869 году устав музея зги определения внесены не были, просветительная деятельность музеев с годами постоянно расширялась и совершенствовалась.

Сотрудниками музея выделялись два основных направления згой деятельности (которая определялась как «польза, приносимая музеем обществу» или «служба музея»): 1. Предоставлешк ксшекций для общего обозрения. 2. Занятия посетителей в читальном зале библиотеки и других отделениях . Только за первый месяц открытия музей посетило 44.168 человек992. Всего же за 1862 год общая цифра посетителей простерлася до 50.355 человек, и это пглтгом, что для уетрой-ства вновь поступавших коллекций и проведения ремонтных работ музей несколько раз закрывался (в общей сложности на 4 месяца). Такой наплыв посетителей приводил неоднократно к обсуждению мер для «избежания иногда огромного накопления их». (Одной из них было взимание втечениитрех месяцев небольшой платы за вход ). 2 января 1863 года открылась и зала для чтения в библиотеке. Она работала круглый год, кроме воскресных и праздничных дней, с 10 до 34 часов994 Для удобства посетителей были устроены отдельные входы для читателей и для публики, осматривающей другие отделы. 3 января 1863 г. Музей вновь бесплатно открылся для всех желающих (в четверг, пят-ницуисубботус 12 до 3-4 часов, в воскресенье-с 10 до 34 часов в зависимости от времени года)995. Такое расписание было установлено для того, чтобы была возможность в оставшиеся 3 дня недели обустраивать вновь поступающие коллекции и приводить в порядок сами залы музея996. Однако, т.к. наплыв посетителей оставался по-прежнему велик, музею через некоторое время пришлось расширить время своей работы - выходными остались лишь понедельник и некоторые праздники. Поэтому для избежания тесноты в наиболее посещаемых отделениях в день выдавалось не более 1 тысячи бесплатных билетов. За 1863 год музей посетило 61.899 человек. Большинство составляли, по замечанию Исакова, «низшие классы общества», хотя такое отделение, как картинная галерея, привлекало как раз «более образованные классы»997. Социальный состав посетителей был очень разнообразен. Один из очевидцев писал: «Целые семейства ходили по обширным залам музея. Туг видали мы и чиновников, и офицеров, и купцов, и простонародье, и женщин, и детей; словом, людей всякого звания, возрастаипола 998.

С годами музей не потерял своей привлекательности, хотя через некоторое время он перестал быть единственным общедоступным музеем Москвы. Открылись такие крупные музеи, как Политехнический, Исторический, Третьяковская картинная галерея, Музей изящных искусств, не говоря уже о более мелких. Хранитель отделения рукописей ЛЕВикторов отмечал, что «в 1 -й и 2-« год своего открытия Музей, как всякая новость, осо- бенно Ери бесплатности входа, действительно привлекая к себе огромные массы посетителей, часто го несколью тысяч челс«ек в день. Но затем число любсіаггс ло помалу уменьшаться, и, наконец, установилась средняя цифра посещений от 15 до 25 человек в день»999. После некоторого спада в 1864-1867 гг. количество посетителей вновь начало увеличиваться. Уменьшение количества посещений, а затем довольно быстрый их рост во многом были связаны, во-первых, с выводом из музея зоологической коллекции университета, а во-вторых с открытием в 1867 г. нового отделения - Дашковского этнографического музея, т.к. эти отделения обладали наибольшей привлекательностью для широких слоев населения.

В целом, можно говорить хоть и не о плавном, но все же росте посещаемости1000. Анализ отчетов музея объясняет ее периодическое снижение закрытием музея на какой-то период для проведения ремонтных работ либо передвижения коллекций. Всплеск же интереса к нему обуславливался его открытием после указанных мероприятий, поступлением новых собраний, выставками и тл. Так, к примеру, в 1872 году музей посетило 29.306 человеку 1874-21.716,в 1879- 16.813, в 1882-31.591,1892-32.444,в 1895-22.873,1896-41.702, в 1900-23.396, в 1901-42.289,1902-52.812,1903-52.141,1909-81228, в 1910-84.678,в 1911-95269,1912-98.819,в1913-53.760(загюлгода)001.(Дш сравнения, Исто рический музей посетилов 1909 г.-33.919 чел, в 1911г.-58.856чел.,в 1913г.-28.452чел.).

С1869 до 1902 г. в музее было введено вакационное время: два летних месяца он был закрыт. Но для туристов он периодически открывался и тогда; приезжие составляли немалую часть всех посетителей1002. Как писалось в Отчете музея за 1901 г, «за 35 лет условия общественной жизни в Москве существенно изменились. Общее поднятие уровня просве- щения усилило интерес общества к музеям, а развитие путей сообщения увеличило количество путешественников, как русских, так и иностранных. Старый порядок, при котором всякий доступ в музеи прекращался с 15 июня по 15 августа, давно уже становился сгесни-тепытым как для ученых, так и для многочисленных путешественников, похищающих Мо-скву в летние месяцы. Еще более делали настоятельной перемену старых правил входящие за последние два года в пракшку и особенно усилившиеся... в 1901 г. учебно-воспитательные экскурсии питомцев средне-учебных заведений»1003. По указанным причинам, по ходатайству Управления Музеев, министром народного просвещения закрытие музеев на лешие месяцы было отменено 5 октября 1901 г.

С 1867 года вводится постоянная плата за вход (в размере 20 коп.). При этом, следуя своей главной цели - «служиіь на пользу общественную»1004, музей не забывал о малообеспеченных слоях населения. Именно воскресенье, свободный для рабочих людей день, остается бесплатным. А с 1907 г. музей стал открываться для бесплатного посещения и в праздничные дни ( в связи с предложением Московской Городской Управы компенсировать его материальные потери заранее оговоренной ежегодной суммой)1 . Лишь необхо-димостью соблюдения безответности (как для посетителей, так и для старого здания) и недостаточностью средств надзора было вызвано ограничение числа бесплатных билетов од-ной тысячью в день, хотя число желяюших осмотреть музей, не смотря ни на какую погоду, всегда бывало в эти дни гораздо больше1

Особую категорию посетителей составляли экскурсанты, с 70-х годов допускавшихся бесплатно во все дни недели1007. Основную их массу составляли учащиеся (от начальных до высших учебных заведений). И если в начале 1870-х г.г. в отчетах музея упоминаютс преимущественно московские учебные заведения1008, то постепенно регион, откуда приезжали экскурсанты, начинает расширяться (особенно быстро число иногородних посетителей начинает расти с 90-х гг. ХГХ в.). В начале XX века Московский Публичный музей посещали учащиеся пракшчески со всей crrjaHbi. В сгакжахучебньк заведений можно обна-ружигь Петербургский учительский институт, Казанскую духовную академию и Курскую духовную семинарию, Ташкентскую кадетскую школу и Новочеркасское юнкерское училище, Варшавскую, Виленскую, Вологодскую, Калужскую и Харьковскую гимназии, Тульское коммерческое и Севастопольское промышленное училища, Училище свЛины в Баку и Тифлисское ремесленное училище и многие, многие другие1

Похожие диссертации на Становление и развитие Румянцевского музея как Российского общественного, научного и культурного центра, XIX - начало XX вв.