Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие образовательной сферы Дагестана в условиях российских трансформаций (конец ХIХ-30-е годы ХХв.) Аюбова, Шуайнат Исрапиловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аюбова, Шуайнат Исрапиловна. Становление и развитие образовательной сферы Дагестана в условиях российских трансформаций (конец ХIХ-30-е годы ХХв.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Аюбова Шуайнат Исрапиловна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2012.- 193 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение конкретно-исторического опыта модернизации образовательной сферы и сохранения уникальной культуры народов России в условиях глобализации XXI века является чрезвычайно сложной проблемой. Реформы системы образования во все времена требовали колоссальных средств. В постсоветский период неоднократно предпринимались проекты модернизации российской системы образования. В 19901992 гг. был принят Закон РФ «Об образовании», положивший начало позитивным реформам в сфере образования. Но реформы не были завершены ввиду остаточного принципа финансирования в условиях социально-экономического кризиса 90-х годов.

В августе 2001 г. Госсовет РФ и Правительство РФ приоритеты в модернизации российского образования расставили в пользу кардинального обновления содержания и экономики образования. Но их весьма скромные результаты вынудили в декабре 2004 г. Кабинет министров усилить в образовательной сфере коммерческие начала, принципы единоначалия, контрольные функции. Реализация Национального проекта «Образование» обеспечило приток в сферу больших средств, но без опоры на общество и профессиональные ассоциации были утрачены наиболее ценные модернизационные элементы.

В Послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Д.А. Медведев заявил, что: « в XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, основанная на ценностях демократии», которая позволит догнать по качеству образования развитые страны и обеспечит движение по инновационному пути развития. Признав проблемы в сфере образования, он заявил, что «слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом».

В предвыборной статье избранного президента В.В.Путина «Россия: национальный вопрос» подчеркивается, что «наши национальные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке». Тезис о «тонкой культурной терапии» в условиях культурно-политической раздробленности и четкое утверждение, что «никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства» является плодотворным и определяет приоритет светского полиэтничного и поликонфессионального государства. В решении вопросов гармонизации межнациональных отношений В. Путин большую роль справедливо отводит образованию.

Анализ ситуации на Северном Кавказе в XX и XXI веках обнаруживает ее идентичность по различным направлениям. Многие позитивные и негативные причины сложившейся ситуации лежат в конкретной практике имперских и советских преобразований первой трети XX века и в результатах их интерпретации исторической наукой.

В целях удовлетворения религиозных и культурных нужд каждой национальности и создания всех условий к тому, чтобы они не были врагами России, а ее верноподданными, П.А. Столыпин планировал создание Министерства национальностей. В течение 20–25 лет, т.е. к 1933–1938 гг. намечалось довести число средних специальных учебных заведений в России до 5000, вузов – до 1000–1500.

В 1920–1930-х гг. СССР при реализации курса индустриализации страны, преодоления отставания удалось мобилизовать все ресурсы, главным из которых был образовательный. В стране были построены тысячи новых школ, сотни новых вузов, позволившие обеспечить опережающее развитие народного образования, особенно в национальных регионах.

Современная модель высшей школы может быть создана только с учетом традиционного опыта становления и развития национально-региональной высшей школы. Накопленный опыт становится побудительным мотивом для научной разработки данной проблемы. Особое значение приобретает Северный Кавказ и Северо-Восточный в частности, требующие поиска новых методов научного осмысления. В условиях постсоветской модернизации Дагестан оказался в эпицентре сложнейших событий, процессов и обстоятельств, наиболее тревожными из которых являются религиозный экстремизм и терроризм. Наилучшей «прививкой» от данных социальных недугов является качественное образование молодежи, воспитание ее в духе толерантности.

В современных условиях создаётся впечатление, что властные структуры относятся к имперскому и коммунистическому прошлому как недостойному теперь уже внимания. Изучение и соотнесение регионального опыта с мировыми процессами глобализации, ответы различных народов на модернизационные вызовы, учет позитивных и негативных уроков прошлого и на этом основании – минимизация издержек в связях между этническим, региональным и унификационным являются актуальными задачами.

Объектом исследования являются этнические сообщества Северо-Восточного Кавказа и практические действия имперской администрации и советских реформаторов центрального и автономного уровня по созданию в Дагестане светской системы образования.

Предметом исследования являются процесс модернизации образовательной сферы этнических обществ Северо-Восточного Кавказа, интеграции их в российское, а затем – в советское культурно-духовное пространство, практические пути и направления решения этой проблемы в период с конца XIX в. по 30-е годы ХХ в.

Многоаспектность процесса модернизации образовательной сферы вынудила диссертанта ограничиться первоочередными проблемами в условиях имперской, а затем советской модели модернизации, формирующей и структурирующей новое светское культурно-духовное пространство.

Таковыми, в первую очередь для Дагестана, являются: распространение джадидизма в дореволюционный период, создание новых форм и средств культуры (создание новой основы письма, современной школы) в советский период и концентрация интеллектуальных ресурсов модернизации в борьбе с религиозными школами.

Основной целью диссертации является изучение модернизации образовательной сферы традиционных обществ Дагестана в конце XIX–первой трети ХХ вв. Для ее реализации намечено решение следующих задач:

выяснить роль русской научно-педагогической интеллигенции в становлении и развитии светской системы образования в Дагестане;

проанализировать исторический духовный опыт народов Дагестана и проникновение в их арабо-мусульманскую школу инноваций;

выявить особенности и трудности становления и развития женского образования в Дагестане;

изучить проблему повышения образовательного уровня, сдвигов в национальных письменных традициях, ликвидации неграмотности, создании советской системы образования;

проанализировать процесс насильственного вытеснения духовной и утверждение светской общеобразовательной школы в республике;

охарактеризовать последствия модернизации сферы образования и ее роль в европеизации народов Дагестана.

Хронологические границы исследования охватывают первые три десятилетия XX в. Нижняя временная граница определяется концом ХIХ в. как определенного этапа в развитии страны и региона, а верхняя ограничивается концом 1930-х гг., что позволяет подвести итоги развития сферы образования в советские предвоенные годы.

В первой части исследования автор иногда выходит за нижние рамки исследования для рассмотрения в динамике религиозно-мусульманского образования как определенной предпосылки в становлении светских учебных заведений, как феномена первоначального опыта образовательного процесса в столь сложном регионе, как Дагестан.

Методологической основой исследования стали достижения современной исторической науки с использованием специальных методов и принципов исследования.

Принципы историзма дают возможность рассмотреть явления и события во взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно-исторической обстановке и хронологической последовательности, когда на смену имперской образовательной практике пришла советская.

Автор пытался максимально соблюдать принципы объективности для обеспечения исследованию предельной достоверности, вводя в научный оборот ранее неизвестные источники, не допуская искажения исторических фактов. Это дает понять особенности реформирования сферы образования в регионе, где до начала его реализации превалировала арабско-мусульманская религиозная школа.

Комплексное использование указанных принципов позволяет исследовать модернизацию образовательной сферы в разные исторические периоды как непрерывный динамичный процесс, оценить степень разработанности отдельных проблем темы исследования, выявить наиболее значимые положения, не вырывая их из конкретно-исторического контекста.

Для достижения поставленных цели и задач использовались также специальные методы исследований: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-типологический, историко-генетический, статистический, модернизационный.

Так, с помощью сравнительно-исторического метода выявлены общие черты и особенности различных историографических концепций по теме исследования, обнаружены особенности обучения женщин-горянок в дореволюционный и советский периоды, принципиальное отличие опыта образовательной политики в имперский и советский периоды.

Проблемно-хронологический метод реализован при анализе событий и мероприятий по европеизации сферы образования в хронологической последовательности: в имперский, переходный и советский периоды.

Историко-типологический метод позволил проверить эффективность реализации основных направлений образовательной политики в национально-региональном аспекте при функционировании различных типов государства.

Историко-генетический метод облегчил выявление последовательности изменения качественных характеристик государственной образовательной политики при реализации различных моделей модернизации

Статистический метод оказался незаменим при подсчете абсолютных и относительных показателей уровня грамотности, развитии сети образовательных учреждений на основе данных переписей населения, статистических сборников и годовых статистических отчетов.

Модернизационный метод, основанный на комплексном подходе к решению поставленных задач, значительно расширяет поле интерпретаций, и позволяя сопоставлять различные исторические эпохи и события, позволяет понять суть противоречий между модерными и традиционными элементами, среди которых наиболее явным являлось противостояние конфессиональной и светской школы.

Все перечисленные методы и принципы в совокупности обеспечили комплексный подход к теме исследования и позволили понять, каким путем и посредством каких структур властные структуры решали проблемы интеграции горцев Дагестана в общероссийское и советское культурно-идеологическое и образовательное пространство.

Положения, выносимые на защиту:

1. Арабо-мусульманские примечетские школы в конце XIX в. являлись приоритетными образовательными учреждениями по распространению грамотности среди горского населения Дагестана. Арабоязычная школа, подготовившая плеяду выдающихся дагестанских ученых, в начале XX в. под влиянием светских школ претерпела модернизационные изменения: новометодные (джадидисткие) мусульманские школы

2. Царская администрация проводила осторожную языковую политику, создавая «компромиссные» варианты учебных планов с совмещением изучения русского и арабского языков, ислама в правительственных горских школах.

3. В начале XX в. в образовательном пространстве края ускоряется процесс взаимодействия и синтеза местной арабо-мусульманской и светской, русской школ, стимулирующий дальнейшую интеграцию дагестанского социума в российское культурно-образовательное пространство.

4. В конце XIX века в Дагестане открываются государственные женские начальные и средние училища, которые под влиянием интеграционных процессов стали показательным примером в привлечении женщин-горянок к грамоте и образованию. В советский период методы культпохода, специфические женские учреждения культуры (интернаты горянок, женские клубы), открыли горянкам широкий доступ к образованию, способствовали их эмансипации и изменению социального статуса.

5. В первой половине 1920-х гг. сеть мусульманских религиозных школ в Дагестане была еще значительной. Но советская политика воинствующего атеизма привела к концу 1920-х гг. к практически полному их уничтожению, массовым репрессиям духовенства. С начала 30-х гг. ХХ в. советская школа становится господствующей, религиозное образование строго ограничивается.

6. Советская модернизация в 1920–1930-е гг. способствовала формированию в республике качественно новой системы образования, включавшая сеть начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений. Культивирование культа светских знаний стало решающим модернизирующим фактором, и оказали огромное влияние на экономическое и культурное развитие республики, европеизацию образа жизни ее народов.

Степень изученности проблемы. Проблема, исследуемая нами, нашла свое отражение в разной степени в исследовательских работах. Всю имеющуюся по данной проблеме литературу можно разделить на три периода:

I – до 1917 г. – имперский;

II – 1917 – конец 1980-х гг. – советский.

III – начало 1990-х гг. – по настоящее время – постсоветский.

Окончательная интеграция Дагестана в состав России ускорила изменения в социально-экономической и культурно-политической сферах края. Закладываются основы для формирования светской школьной системы как проводника модернизации всех сторон жизни населения. Параллельно появляются первые исследования, принадлежавшие российским историкам, прежде всего военным, писателям, интересовавшимися историей Дагестана.

Наибольшую ценность представляют работы, посвященные проблемам образования П. Услара, П. Загурского, Е. Козубского, С. Фарфоровского, а также дагестанских авторов А. Омарова, Г.-Э. Алкадари, Д. Бутаева. В них наряду с проблемами истории, этнографии отражаются вопросы дагестанского языкознания, материалы о состоянии народного образования, данные о светских школах, роли религиозных школ в духовной жизни горского населения.

Следует подчеркнуть, что работы первых исследователей носили, как правило, описательный характер, так как система светского образования только начинала складываться, и школьная практика еще не накопила достаточного материала для широкого анализа.

В связи с данным обстоятельством работы Е.И. Козубского в этом ряду занимают обособленное положение. Он являлся преподавателем гимназий Темир-Хан-Шуры и Порт-Петровска, а также чиновником, возглавлявшим статистический комитет Дагестана. Поэтому его работы отличаются профессиональным подбором фактического материала, имеют солидную научную основу. Не свободный от идеологических установок, тем не менее, он дает наиболее реальное освещение формирования светского образования в сравнении с мусульманским образованием Дагестана.

Работы Е.И. Козубского ценны и тем, что они представляют одну из первых попыток в отечественной историографии наиболее профессионального анализа состояния школьного дела в Дагестане во 2-й половине XIX в. Их влияние на последующие исследования было значительным.

Более основательное изучение исторического прошлого Дагестана, его культурного наследия начинается в советский период.

На начальном этапе в связи со слабой разработкой классиками марксизма концепции национально-культурного строительства стратегию государственной политики на основе классового подхода по развитию национальной культуры определяли работы В.И. Ленина.

Главными интерпретаторами и популяризаторами идеологии правящей партии по национально-культурному строительству являлись Сталин И.В., Луначарский A.В., Бубнов А.С., Крупская Н.К.. Их публикации всесторонне освещали деятельность партии большевиков и советского государства в решении национального вопроса в сфере культуры, являлись руководством для региональных организаторов и работников.

Авторами первых работ по проблемам национально-регионального образования были, как правило, партийные и советские работники, прямо или
косвенно имевшие отношение к данной отрасли: Богданов А., Бройдо Г.И., Ваннэ М., Давыдов И., Коркмасов Д., Тахо – Годи А.А., Курская А., Скачков И.М., Советкин Ф. др..

Но к региональным исследованиям начального этапа с его отличительными национальными особенностями и богатым фактическим материалом еще не могут быть в полной мере применены критерии и требования профессиональной историографии. Первый этап историографии проблемы не дал нам исследований с подлинно научным анализом развития.

В 1920–1930-х гг. выходят в свет исследования различных институтов АН СССР, способствовавшие решению практических задач культурного строительства и развитию национального образования. Можно выделить работы профессоров Н.Ф. Яковлева и Л.И. Жиркова, выполненные по заказу Минпроса Дагестана и легшие в основу создания и развития национальной письменности, составлению учебников, хрестоматий, учебных пособий на родных языках. Они заложили базу развертывания светского образования и ликвидации неграмотности в Дагестане.

В послевоенные годы изучение истории образования активизируется. Следует отметить работы Ш.Д. Хасбулатова. Их ценность в том, что они написаны человеком, который создавал советскую систему образования, и, конечно, они не лишены идеологических штампов советского времени.

Отличительной особенностью историографии послевоенного (50–60-е годы ХХ в.) периода является то, что в разработку истории образования включаются молодые ученые, которые знают изнутри проблемы республики, ее национальные и исторические особенности.

В работах Абилова А.А., Омарова С.М., Губарева С.Ф., Исмаилова А.Р. собран, обобщен огромный фактический материал о развитии народного образования в годы Советской власти. Эти исследования, несмотря на идеологический отпечаток времени, содержат большой потенциал, полезный при изучении истории светского образования Дагестана.

В 1950-е гг. молодыми историками были защищены кандидатские диссертации, посвященные истории просвещения и культуры Дагестана дореволюционного периода.

Дооктябрьский период в истории образования вызывал и вызывает по сей день различные толкования важных моментов светского образования. Часто при исследовании роли России в судьбах народов Дагестана субъективизм брал верх, принижалась ее позитивная роль в судьбах малых народов, в модернизации светского образования. Игнорировалась осторожная, созидательно-терпеливая политика Российского государства в деле адаптации народов Дагестана к новым общественным явлениям и реалиям.

Наиболее глубоко историю национального горного края образования исследовал Г.Ш. Каймаразов. В работе «Просвещение в дореволюционном Дагестане» он последовательно, с позиции историзма освещает просветительскую деятельность России в крае, и в частности – развитие народного просвещения в крае после его интеграции в состав России.

В 1960–1980-е гг. появились и ряд других работ, расширивших поле исследований в сфере образования. Приоритетными становятся проблемы взаимодействия власти и интеллигенции, партийное руководство сферой культуры в целом и школьным делом в частности. Историки, социологи анализировали государственную образовательную политику, ее влияние на различные отрасли народного образования, функционирования, роль и место педагога в образовательном процессе.

Таким образом, исследования данного периода расширили научно-исследовательскую базу, углубляя изучение различных направлений отрасли. Увеличивалось количество исследований обобщающего характера. Предметом особых интересов стали вопросы развития национальной культуры. Однако эти работы выполнены в рамках формационного подхода, с точки зрения материалистического понимания истории и отрицания ее плюралистической сущности понимание.

Советский период истории, в соответствии с ленинским планом построения социализма, делился на ряд проблем: индустриализации, кооперации, культурной революции и пр. С учетом многонациональности России сформировалось проблемное поле «национально-культурного строительства». Каждое национальное образование имело своего исследователя процесса национально-культурного строительства в целом или отдельной темы в рамках общей: по развитию образования, ликвидации неграмотности, подготовке кадров и т.п.

Систематизация этих работ, историографический анализ осуществлены в работах Л.М. Зак применительно к СССР и Э.А. Шеуджен применительно к Северному Кавказу. Формируется отряд ученых, специализирующихся на изучении национально-культурных процессов в Дагестане.

В конце 1980-х гг. вместе с политикой гласности снимаются многие запреты, и в науку проникают методы публицистики. Хотя публицистические материалы не оказывали решающего влияния на содержание работы профессиональных исследователей, они порой «обостряли» общественную атмосферу вокруг тех или иных проблем или исторических личностей.

В 1990-е гг. появились новые исследования по истории национального образования, которые расширили арсенал методологической базы. Наблюдается тенденция поиска альтернативы советской историографии, основанной на принципах марксистско-ленинской методологии.

Для исследований последнего этапа характерно стремление перехода от описательной истории исследуемых проблем к воссозданию целостной картины исторического процесса, выявления закономерностей его развития, объяснение явлений и фактов прошлой и современной действительности на основе этих закономерностей. В этом ключе выполнены исследования Г.П. Макаровой, Т.Ю. Красовицкой, В.Н. Шейко по теме государственного руководства национально-культурными преобразованиями на общероссийском уровне.

Изучение конкретно-исторического опыта модернизации общества и сохранения уникальной культуры малых народа всегда достаточно сложно, поэтому для нас большой научно-теоретический интерес и значение представляют труды Т.Ю. Красовицкой. В последней ее монографии впервые сопоставлены имперский и советский проекты модернизации российского образовательного пространства, механизмы их реализации управляющими структурами и персонажами применительно к огромному поликультурному региону.

В начале ХХ в. в историографии наметился больший исследовательский интерес к проблемам истории образования России и ее регионов. Мамсиров Х.Б. попытался исследовать процесс модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е гг. XX в., но ограничился узкими хронологическими рамками и только группой родственных народов Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.

В это же время в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Э.М. Зульпукаровой была защищена докторская диссертация об интеллигенции Дагестана на рубеже XIX–XX вв.. Автор часто обращается к сравнению системы светского и конфессионального образования Дагестана.

Особого внимания заслуживают последние исследования Г.Ш. Каймаразова об узловых вопросах становления системы образования национальной интеллигенции. Особый интерес для нас представляют разделы, посвященные состоянию народного образования в дореволюционный период, проблемам русско-дагестанского культурного взаимодействия в конце XIX–начале ХХ в.

В книге, подготовленной группой историков и этнологов из академических центров и университетов Махачкалы, Нальчика, Грозного и Москвы, рассматриваются различные аспекты культурного развития народов Северного Кавказа в Российской империи в XIX–начале XX в: первые светские школы, горские школы, мусульманские начальные и средние школы, распространение джадидизма на Северном Кавказе.

Модернизационный подход в своем исследовании культурных процессов народов Дагестана в 90-х годы XIX века – 30-х годах XX века успешно использовал Мирзабеков М.Я. преимущественно при освещении советского периода, как часть общей национально-культурной проблемы.

Неординарный подход к исследованию проблемы у Булатова Б.Б., который рассматривает ее не изолированно, а в контексте реализации курса индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, преодоления отставания путем мобилизации всех ресурсов, важнейшим из которых, по его мнению, был образовательный.

Таким образом, тема модернизации образовательного процесса в Дагестане в течение XX-го века нашла свое определенное отражение в трудах историков: история примечетских школ, примеры жизнедеятельности крупных ученых-алимов Дагестана, роль русских учителей в приобщении местного населения к русскому языку и т.д.

Историографический анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что исследования по теме содержат довольно много информации. Есть работы, посвященные педагогической деятельности образовательных учреждений. Характерная особенность– отражение преимущественно позитивного социалистического опыта, замалчивание противоречий; выводы и оценки не всегда соответствуют реальным фактам.

Таким образом, несмотря на большой интерес к историческим и современным процессам сферы образования народов Дагестана, интеграции их в советское культурно-духовное пространство как самостоятельная тема в историографии не рассматривался. Первое комплексное исследование этой проблемы предпринято соискателем.

Источниковую базу исследования составляют комплекс документов официального происхождения и публицистическая литература. Основу источниковой базы диссертации составили архивные материалы.

Основной и наиболее информативной группой источников являются материалы официального происхождения, содержащие конкретные данные о стратегических целях модернизации культурно-духовной сферы северокавказских этносов и практике их реализации в 1890–1930-е гг. Комплекс источников данной группы рассредоточен по разным архивам и архивным фондам. В работе над диссертацией использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального Государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД). Всего в указанных архивах изучено свыше 30 архивных фондов различных общественно-политических, государственных, научных и учебных учреждений.

При исследовательской работе над проблемой диссертантом в Государственном архиве Российской Федерации изучены фонды центральных государственных органов, отраслевых наркоматов и их главных управлений: Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР; Министерства здравоохранения РСФСР; Наркомпроса РСФСР; Главсоцвоса; Главполитпросвета; Главпрофобра; Совнацмена; ВЧК по ликвидации неграмотности, общества «Долой неграмотность!»; и др. В них приведены отчеты о различных совещаниях, обследованиях, статистические данные о взаимоотношениях между центральными государственными управленческими структурами образовательной сферы и автономными отделами народного образования, дискуссии по проблеме стратегии и тактики модернизационных мероприятий как в регионе в целом, так и в отдельных автономиях в частности.

При исследовательской работе над проблемой диссертантом широко использовались материалы фондов ЦГА РД:Ф. 2 (Канцелярия военного губернатора Дагестанской области); Ф. 21 (Дагестанский областной статистический комитет); Ф. 81 (Инспекция народных училищ Дагестанской области Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ); Ф. 84 (Дербентское реальное училище); Ф. 76 (Темир-Хан-Шуринское реальное училище); Ф. 4-р (Дагестанский революционный комитет); Ф. 126 (Канцелярия начальника Дагестанской области); Ф. 52 (Дагестанское отделение управления Кавказского округа путей сообщения г. Темир-Хан-Шура); Ф. 85 (Дербентская женская гимназия);77 (Темир-Хан-Шуринская женская гимназия); Ф. 53 (Петровская мужская гимназия);
Ф. 54 (Петровская женская гимназия); Ф. 78 (Темир-Хан-Шуринское городское высшее начальное училище); Ф. 1-п (Дагестанский областной комитет КПСС); Ф. 566-р (Комитет по улучшению положения горянок) и др.

В фондах Канцелярии военного губернатора Дагестанской области, начальников округов, портовых, таможенных и финансовых учреждений имеется широкий спектр документов, характеризующих динамику экономики, культуры, образования Дагестана после интеграции его в состав России. Документы демонстрируют быстрый рост Петровска как промышленного, торгового и культурного центра.

Документы советского периода освещают развитию светского образования, очагов культуры за 1917–1991 гг. Культурное строительство республики в XX в. нашло отражение в документах фондов ЦИК, Верховного Совета, Совета Министерства ДАССР, представительств республики при правительстве РСФСР, исполкомах советов. В документах 1920-1930-х годов достаточно полно отразились направления и формы работы государственных и общественных организаций в сфере образования. Однако они требуют критического анализа, так как создавались в тоталитарных условиях, когда властные структуры скрывали негативные факты своей деятельности. Это информационные сводки, справки, отчеты о политическом состоянии, социальных конфликтах, «враждебных» действиях мусульманского духовенства, о реакции населения на политику власти при закрытии духовных школ, репрессиях мулл, деятелей образования.

Сведения о социально-культурном строительстве, создании письменности народов Дагестана, о введении всеобщего обучения, создании вузов, техникумов, школ, о раскрепощении женщин-горянок, подготовке национальных кадров сосредоточены в фондах Министерств просвещения, культуры, отделов народного образования и культуры.

В фондах вузов (225, 505, 512, 956 и т.д.) республики прослеживается становление и развитие г. Махачкалы как центра культуры, образования, науки, как студенческого города.

В совокупности материалы данных фондов репрезентативны, раскрывают мотивы, причины, цели и механизм принятия того или иного политического решения, ход его реализации.

К группе официальных источников относятся и статистические материалы, бюллетени, обзоры государственных и научных учреждений, устанавливающие количественные изменения образовательных учреждений, характеристики их деятельности. Многие из них открыто публиковались в печати. Ценными являются такие публикации, как «Акты Кавказской археографической комиссии» (АКАК) в 12 томах. Важными источниками информации являются обзоры Дагестанской области – приложения к отчетам военного губернатора за 1892–1916 гг., отчеты и циркуляры попечителя Кавказского учебного округа, издававшиеся в Тифлисе во второй половине XIX–начале XX вв., материалы первой всеобщей переписи России 1897.

Богатый материал по данной проблеме находим в «Кавказских календарях», «Кавказских сборниках»,, «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), «Сборниках сведений о кавказских горцах» (ССКГ), «Дагестанских сборниках».

Большую ценность представляют тематические сборники документов, освещающие правительственную политику регулирования конфессиональной жизни мусульман в царской и советской России.

Большую группу источников составили документы, материалы различных партийных форумов, специальных совещаний, известных постановлений, резолюций по вопросам образования. Многие из них опубликованы. Все они требовали осмысления с позиций объективности и исторической правды, современных приемов и методов исследования.

Той же ценностью обладают источники периодической печати, которыми исключительно богат исследуемый период. В первую группу следует отнести издаваемые в центре газеты и журналы, публикующие статьи и материалы, содержащие общие концептуальные подходы к большевистской доктрине модернизации, указания для коммунистов, участвующих в ее реализации: «Правда», «Коммунистическое просвещение»,»Народное просвещение», «Просвещение национальностей», «Революция и национальности». Эти периодические издания ориентировали читателя на понимание центром национально-культурных проблем. В специальных изданиях детализировалась доктрина модернизации в сфере образования страны в целом.

Ко второй группе отнесем северокавказские издания с изложением понимания и реализации установок центра, их интерпретации и адаптации к северокавказской специфике. Важным документальным источником являются материалы периодической печати. Из дореволюционной наибольшее внимание уделяла вопросам образования периодики газета «Кавказ». В газете освещались вопросы и религиозного образования мусульман Кавказа. Встречаются материалы, характеризующие отношение местного населения к русской школе. Из изданий советского периода исследования вопросы просвещения освещались в краевом журнале «За социалистическую культуру», Исключительное место занял политико-экономический, литературно-публицистический и историко-краеведческий журнал «Революция и горец», издаваемый Северокавказским Крайнацсоветом, в местных газетах «Красный Дагестан», «Дагестанская правда», и изданиях которые выходили на дагестанских языках. Местная периодика давала возможность показать региональные особенности, отраженные на страницах газет, где публиковались информационные сообщения, аналитические статьи, выступления педагогов-практиков и преподавателей вузов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что большое количество опубликованных документов из разных архивов, статистических сведений, обращение к мемуарной литературе позволили автору определить и более полное представление о сложном и противоречивом процессе модернизационных процессов в образовании в Дагестане в конце ХIХ–начале 30-х гг. ХХ века.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней:

впервые комплексно исследованы историко-культурные факторы, влияющие на модернизацию образовательной сферы дагестанского общества в условиях российских трансформаций в конце ХIХ–начале первой трети ХХ вв.;

показано решающее влияние социально-экономических факторов и светского образования на формирование рационалистического мышления и сознания дагестанского социума;

раскрыта позитивная роль светской школы в деле интеграции народов Дагестана в культурно-идеологическое пространство имперской, а затем советской России;

проанализированы в динамике практические результаты эффективности имперской и советской моделей модернизации образовательной сферы в национально-региональном аспекте Дагестана;

показаны диалектический характер взаимодействия мусульманской и светской школ в регионе и движение «джадидизма» как попытка компромиссного решения проблемы;

исследован вопрос о методах «зачистки» нишы мусульманской школы в Дагестане и заполнения ее светской как обязательного условия создания в регионе новой советской системы образования;

проведен сквозной сравнительно-статистический анализ развития сети образовательных учреждений, контингента учащихся и педагогов на различных этапах развития дагестанского общества;

существенно расширен круг архивных источников, характеризующих узловые вопросы модернизации сферы образования, многие из которых впервые введены в научный оборот.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследовательской и образовательной практике, при создании исторических трудов по проблемам культуры и образования, при разработке учебных курсов и спецкурсов по истории образования в Дагестане.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме публикаций и выступлений на научных конференциях, в том числе:

на VI международной научно-практической конференции «Будущие исследователи» в Республике Болгария в 2009 г.;

на жегодной научной сессии профессорско-преподавательского состава Даггоспедуниверситета «Современные проблемы науки и образования», 28 периодики газета «Кавказ» 29 апреля 2008 г.;

на Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования правовой культуры школьников и студенческой молодежи РД: проблемы и поиски» в 2009 г., посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека.

Общее количество научных публикаций по теме диссертации составляет 8, из них 3 – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Работа была обсуждена и одобрена на кафедре «История России» Дагестанского государственного педагогического университета 18 января 2012г, протокол № 5.

Похожие диссертации на Становление и развитие образовательной сферы Дагестана в условиях российских трансформаций (конец ХIХ-30-е годы ХХв.)