Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Подтяжкин Андрей Викторович

Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг.
<
Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Подтяжкин Андрей Викторович. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Кемерово, 2002.- 262 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/415-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные направления развития Русской православной церкви (РПЦ) в Кузбассе в 1988 - 2000 гг. 35

1.1 . Отношения органов государственной власти и РПЦ 3 5

1.2. Развитие структур Русской православной церкви 70

1.3. Обеспечение приходов РПЦ храмами 94

1.4. Кадровый состав и уровень образования клира 103

Глава 2. Деятельность Русской православной церкви в Кемеровской области 120

2.1. Миссионерская работа Православной церкви 120

2.2. Работа Православной церкви в социальной сфере 137

2.3. Деятельность РПЦ в воинских частях и местах заключения 150

2.4. Развитие духовного образования мирян 161 Заключение 177

Введение к работе

Актуальность проблемы. Период 1988 - 2000 годов является переходным в новейшей истории России. СССР к началу данного периода переживал комплексный кризис, в том числе в сфере идеологии. Попытки разрешения кризиса советским руководством, во главе с М. С. Горбачевым, не смогли предотвратить крушение Советского Союза. При этом распад СССР был столь стремительным, что резко усугубил существовавшие негативные тенденции и породил массу новых проблем. Распад СССР сопровождался разрушением не только советской идеологической системы, но и всей системы воспитания и моральных ценностей. В результате чего сформировался своеобразный духовный вакуум. Без его преодоления ожидать реального возрождения России не приходится. В результате остро встал вопрос о формировании системы новых культурных ориентиров. Однако попытки преодоления культурного кризиса пока не дали ощутимых результатов.

Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным в начале 90-х годов пыталось перенести западную либеральную идеологию на российскую почву. Но при этом не были учтены национальные традиции. Как следствие новая идеология в стране в целом не прижилась, спровоцировав раскол в обществе. Результаты такой политики оказались весьма плачевными для страны. Причина этого кроется в противоречии данной идеологии коренным устоям культуры русского народа. В этих условиях возрастает актуальность изучения православия как тысячелетней основы культуры России.

Резкое падение жизненного уровня большинства населения страны, отсутствие перспектив, разрушение традиционных ценностных установок заставляют многих искать утешения в религии. В этой ситуации можно говорить о возрастании роли религиозных организаций в жизни современного российского общества. Активные попытки проникновения на российскую почву новых религиозных учений, в том числе вступающих в противоречие с национальными традициями, могут подорвать основы национальной культуры, что приведет к обострению социальной обстановки. В связи с этим вырастает роль Православной церкви в сохранении социальной стабильности в российском обществе.

После распада СССР различные религиозные организации пытались заполнить образовавшийся идеологический вакуум. Несмотря на имевшие место попытки «новых» религиозных учений принять участие в этом процессе, с середины 90-х годов руководство большинства стран СНГ отдает приоритет традиционным для данных стран религиям. Для большинства регионов России такой традиционной религией является православие.

Наконец, учет влияния религиозного фактора мог бы сгладить остроту межнациональных противоречий. Если обратиться к этническим конфликтам последнего времени, то бросается в глаза разная конфессиональная принадлежность участников многих из них. Так, для России характерен конфликт православных с представителями радикальных течений ислама. Это противостояние актуально не только для России. В бывшей Югославии конфликтующими сторонами были: православные сербы, хорваты - католики, албанцы - мусульмане. Причем все эти народы имели общие этнические корни. Еще более явно конфессиональная принадлежность проявилась среди союзников воюющих сторон в Югославии. Православным сербам помогала по сути дела только православная Россия. Исламские страны помогали мусульманам. Западный мир оказывал помощь вначале хорватам, а затем албанцам.

Что касается религиозной ситуации в современной России и в Кузбассе, как одном из ее регионов, то ведущую роль среди прочих конфессий здесь играет Русская православная церковь (РПЦ). В связи с этим важной представляет-ся необходимость изучения роли РПЦ в современном российском обществе. Сегодня она пытается играть роль лидера духовного возрождения Отечества, предпринимает попытки поставить православие в центр культуры новой Рос- сии; тем более что культурно-исторические основания для этого есть. В связи актуальностью темы в период с конца 80-х годов появляется ряд работ по данной проблематике.

Степень изученности проблемы. Литературу по религиозной проблематике можно разделить на светскую и собственно церковную. Кроме этого можно говорить о литературе касающейся положения религиозных организаций в стране в целом, а также в отдельных регионах.

Говоря о светской литературе по религиозной проблематике, следует начать с советской историографии. Последняя, вплоть до конца 80-х годов опиралась на подходы, заложенные в работе Н. М. Никольского «История русской церкви»1, изданной еще в 1931-м году. Для данной работы характерна достаточно подробная разработка блока вопросов, связанных с социально-экономическим развитием Церкви в дореволюционный период. Большое внимание уделялось оппозиционным течениям внутри Церкви, которые часто рассматриваются как проявления социального протеста угнетенных масс. При этом другие стороны были исследованы гораздо хуже. Само переиздание данной работы в 1990 году свидетельствует о консервативности взглядов отечественных историков на религиозную проблематику.

Причины такой консервативности связаны с идеологической конъюнк-турностью темы. Многие работы по истории религиозных организаций этого периода написаны с позиций обличения «реакционного характера» их деятельности. Особенно это относилось к «сектантским» организациям2. По этой же причине вплоть до начала 90-х годов слабо освещалась история РПЦ в XX веке. Например, в связи с закрытостью темы массовых репрессий в целом, не освещалась она и в отношении религиозных организаций. 1 Никольский H. М. История русской церкви. Минск, 1990. 2Ванюшин Н. А. Свобода совести и религиозный экстремизм. Барнаул, 1988.; Куроедов В. А. Религия и закон. М., 1971.; Он же. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1981.; Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.; Лобазов П. К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. М., 1973.; Каушанский П. Л. С претензией на истину: О взглядах и деятельности экстремистов от баптизма. Одесса, 1988.; Костенко Н. А. Реакционная сущность идеологии и деятельности протестантских сект в Сибири // Автореф... .канд. фи-лос. наук, Томск, 1967.

Традиции советской историографии по церковной проблематике продолжаются в коллективной работе отечественных историков - «Русское православие; вехи истории», под редакцией А. И. Клибанова 1989 г.1 Следует отметить, что написание таких крупных по объему работ (37,80 условных печатных листов) требует достаточно большого количества времени. То есть работу, вышедшую в свет в 1989 году, начали писать в начале 80-х годов, когда ни о каких новых источниках и подходах не могло быть и речи. Об этом свидетельствует и тот факт, что изучение истории РПЦ доведено здесь, в основном, до начала 80-х годов XX века. Для изучения современного периода подходы авторов данной работы несколько устарели, как в фактологическом (из-за несовпадения хронологического периода и ограниченности источниковой базы), так и в теоретическом плане (в связи с сохранением подходов периода господства атеизма). В то же время в работе уже отсутствует обличительный пафос, характерный для более ранних исследований. Больше того, в послесловии указывалось на роль РПЦ как стимула освободительной борьбы при угрозе национальной независимости. Кроме этого констатировался тот факт, что на конец 80-х годов православные верующие составляли значительную часть общества, причем достаточно активную. Содержался также призыв использовать данную активность при проведении преобразований социалистического общества. На наш взгляд, это явилось проявлением наступившего к 1989 году изменения политической конъюнктуры в государственно-церковных отношениях.

В это же время, к 1000-летию крещения Руси, издается работа - «Русская Православная Церковь. 988 - 1988 гг.», в которой отражена точка зрения Церк-ви на собственную историю . В целом история РПЦ в XX веке описана с достаточно осторожных позиций, репрессии оцениваются как отдельные «волюнтаристские тенденции». Данный подход вполне объясним сохранением опасений возвращения репрессий. 1 Русское православие: вехи истории / под ред. А. И. Клибанова. М., 1989 г. 2 Русская Православная Церковь. 988 -1988 гг.: Очерки истории. М., 1988.

Уже в конце 80-х годов начинается поиск новых подходов к освещению истории Церкви. В 1989 году издается сборник статей «На пути к свободе совести»1. Авторы сборника - историки, священнослужители, публицисты, социологи. В статьях сборника предлагаются новые подходы к религиозным вопросам, появляются новые факты из истории Церкви в СССР. По сути, впервые в советской исторической науке поднимается вопрос о незаконности репрессий в отношении Церкви в целом, как организации, а также применительно к ее отдельным представителям.

Д. Е. Фурман рассмотрел православие как идеологию, неразрывно связанную с традицией российского авторитаризма. На основании изменений в идеологии советского государства он дал достаточно удачную периодизацию истории государственно-церковных отношений. При этом восстановление Московской Патриархии в 1943 году рассматривалось им как поиск преемственности новой советской власти от старой, самодержавной. Кроме того, он рассмотрел вопрос о развитии религиозности в 70-е годы через призму кризиса советской идеологии2. Хотя его подход в целом развивает идеи, высказанные Н. А. Бердяевым . для советской науки того периода он был достаточно революционным.

В. И. Гараджа проанализировал изучение религиозной проблематики в советской науке и пришел к справедливому выводу, что проблему либо обходили стороной, либо рассматривали очень схематично, в отрыве от действительности. Однако его вывод о том, что с победой коммунизма религия должна отмереть, оказался исторически несостоятельным4.

Один из авторов сборника, М. И. Одинцов, достаточно подробно проанализировал деятельность государственных органов по связям с религиозными организациями. Однако его вывод о том, что эти органы достаточно активно сдерживали волюнтаризм и перегибы в отношении Церкви со стороны партий- 1 На пути к свободе совести / Сост. Фурман Д. Е. и о. Марк (Смирнов). М., 1989. 2 Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести, М., 1989. С. 7 -19. 3 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 4 Гараджа В. И. Переосмысление // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 19 - 28. ного руководства, чересчур полемичен. Полемичен и его вывод об отходе от ленинской линии как основной причине репрессий в отношении Церкви. Им также была предложена периодизация развития государственно-церковных отношений в СССР. Основанием для нее послужили изменения государственного курса в отношении Церкви. Однако предложенные им периоды (1917 - 1943 гг. и 1943 - 1980-е гг.) чересчур крупные и не полностью отражают изменения динамики государственно-церковных отношений. В тексте статьи он указывает на изменение государственного курса в отношении церковных организаций внутри предложенных им периодов1. Более подробную периодизацию он сам пред-лагает в других работах . Впоследствии он продолжает активно разрабатывать в 80 - 90-е годы проблему государственно-церковных отношений3.

В это же время появляется ряд работ бывших религиозных правозащитников, критически оценивающих позиции Московского Патриархата - Г. Якунина, Г. Эдельштейна, Б. Бакулина, А. Бессмертного. Критике подвергается конформизм церковных властей. Однако, учитывая положение Московского Патриархата в советский период, а также всю историю взаимоотношений Церкви и государства в России, вряд ли можно было ожидать от руководства Русской православной церкви (РПЦ) иной политики4.

Не вполне корректная критика Московского Патриархата содержится в работах В. Степанова (Русака) и Николая (Румянцева)5. Тенденциозность оценок данных авторов легко объяснима разногласиями внутри РПЦ либо с другими конфессиями, заявляющими себя как «истинно-православные». 1 Одинцов М,И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (Государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 29 - 72. 2 Одинцов М. И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917 -1939 гг.). М., 1991.; Он же. Хождение по мукам. 1939 -1954 (Государственно-церковные отношения в СССР) // Наука и религия. 1990. № 8. С. 19-21. 3 Он же. История становления и развития государственно-церковных взаимоотношений // Свобода совести в СССР: социальные гарантии. Казань, 1989. С. 31 - 34; Он же. Другого раза не было ...// Наука и религия. 1989. № 2. С. 8 - 9; Он же. Государство и церковь России. М., 1994; Он же. Российской государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1986 -1996 гг.) // Религия и политика в современной России. РАГС, 1997. С. 6 - 21. 4 Бакунин Б. С. Несвоевременные воспоминания// Религия и демократия. М., 1993. С. 149 -163; Бессмертный А., Филатов С. Парадоксы советского благочестия // Там же. С. 83 - 97; Эделыптейн Г. Из записок сельского священни ка // Там же. С. 282 - 314; Якунин Г.В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина) // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 172 - 207. 5 Патриархи против всего мира. Собор Отцов Новой Святой Руси / под ред, о. Николая (Румянцева.). М., 1993; Степа нов (Русак) В. Свидетельство обвинения. М., 1990.; Он же. Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре. М., 1993.

К 1000-летию крещения Руси появился целый ряд публикаций представителей русского зарубежья. В 1989 году они были изданы отдельным сборником - «Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси»1. Среди авторов сборника протоиерей Иоанн Мейендорф, А. И. Солженицын, А. Анзимиров-Бессмертный, Д. Поспеловский и другие2.

Например, Иоанн Мейендорф останавливается на принципах построения отношений между Православной церковью и государством. При этом он поднимает весьма интересный вопрос о переплетении в российской культуре двух идей государства - византийской, связанной с имперскими притязаниями на вселенскую власть, и российской, национальной. Причем обе идеи оказались освящены православием. Положение усложнилось распространением идей се-кулярного государства. В столь сложных условиях на современном этапе необ-ходимо, по его мнению, отделить Церковь от государства и политики вообще .

Таким образом, в конце 80-х годов начинается новый этап в изучении истории Церкви. До этого имел место крен в сторону однозначно негативной оценки деятельности религиозных организаций. С конца 80-х годов, в рамках общего направления на развенчание тоталитаризма в советском государственном устройстве, в историографии, посвященной религиозной проблематике, начинает проявляться другая крайность - интерес главным образом к репрессивной политике советского государства по отношению к Церкви. При этом репрессии начинают объясняться отходом от «ленинской линии». Подобные взгляды излагаются в статьях М. И. Одинцова, Д. Е. Фурмана4, а также в рабо-тах В. А. Сапрыкина, В. Н Савельева и т.д. В этот период получил достаточно 1 Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. М., 1991. 2 А. И. Солженицын. Христианство на Руси // Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. М., 1991. С. 61 - 67; Он же. Черты двух революций // Там же. С. 258 - 280.; Д. Поспеловский. Подвиг веры в атеистическом государст ве // Там же. С. 68 - 89; А. Анзимиров-Бессмертный. Русская Православная Церковь в год своего 1000-летия // Там же. С. 90 -114.; Протоиерей Иоанн Мейендорф. Церковь и государство // Там же. С. 281 - 287. 3 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Церковь и государство // Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. М., 1991. С. 281-287. 4 Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 7 - 19.; Одинцов М.И, Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (Государственно-церковные отношения в истории советского общества) // Там же. С. 29 - 72 5 Савельев В. Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991.; Сапрыкин В. А. Трудовой коллектив: атеисты и ве рующие. М., 1990. подробное освещение следующий круг вопросов: репрессии в отношении Церкви, поддержка государством обновленчества, восстановление патриархии в 1943 году1.

Вопросам государственно-церковных отношений посвящена работа В. А. Алексеева - «Иллюзии и догмы». Его исследование ограничивается началом 60-х годов. Можно согласиться с его выводом о невозможности уничтожения религии при помощи административных методов. Он достаточно подробно описывает процесс сотрудничества советского государства с Церковью. Однако его видение причин этого сотрудничества главным образом во внешнеполитической сфере является несколько односторонним. К тому же главное внимание он сосредотачивает на изменениях государственного курса в отношении Церкви. Как следствие, причины, толкавшие Церковь на сотрудничество с государством, остались раскрытыми недостаточно полно2.

Сборник «На пути к свободе совести» имел продолжение во II выпуске, вышедшем в 1993 году3. Л. Вызов и С. Филатов проанализировали результаты социологического исследования уровня религиозности в стране, проведенного в 1990 году научным центром СОЦЭКСИ. На основе этого анализа они пришли к выводам о росте общего уровня религиозности в стране, слабой связи данного роста с уровнем образования, о росте религиозности среди молодежи, значительном проценте «христиан вообще» и т.д. Интересными для настоящего исследования представляются их выводы о том, что именно среди православных наиболее распространено положительное отношение к службе в вооруженных 1 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 -1964 годах). М., 1999.; Он же. Обновленческое движение в Русской православной церкви XX века. С-Пб., 1999.; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие: 1941 -1961. М., 1999.; Васильева О. Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943 -1948 гг. М., 1999.; Савельев С. Н. Про токолы антирелигиозных мудрецов // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. С-Пб., 1991. С. 143 -154.; Савельев С. Н. Бог и комиссары (к истории комиссии по отделению церкви от государства при ЦК ВКП (б) - антирелигиозной комиссии) // Религия и демократия: на пути к свободе совести. М., 1993. С. 164 - 216. 2 Алексеев В. А. Неожиданный диалог. О встрече Сталина с руководителями православной церкви // Агитатор. 1989. № 6. С. 41 - 44; Он же. Иллюзии и догмы. М, 1991; Он же. Штурм небес отменяется. Критические очерки по истории борьбы с религией. М., 1992. 3 На пути к свободе совести. Вып. II / Сост. А. Р. Бессмертный, С. Б. Филатов.; Под общ. ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана. М., 1993. силах, склонность к некоммунистическим авторитарным идеологиям и отрицательное отношение к западным ценностям1.

Л. Бессмертный и С. Филатов подняли вопрос о духовном кризисе, охватившем к концу 80-х годов российское общество, который они назвали «советским благочестием». Несомненно, что данный кризис не мог не затронуть и Церковь, как часть общества. Особенно ярко проявилось «советское благочес-тие» среди новообращенных. Однако ряд положений авторов весьма спорен . Так, не приведено четких критериев «советского благочестия». В результате не совсем ясно, почему авторы ограничиваются лишь церковной средой, ведь многие описываемые ими явления (обрядоверие, мистицизм, социальная пассивность и т.д.) присущи всему обществу.

Л. Воронцова вполне справедливо указала на сложность и неоднозначность вопросов, связанных с возвращением Церкви ее имущества, находящегося в музеях3.

Говоря о работах зарубежных авторов, следует особо отметить труды канадского исследователя русского происхождения Д. В. Поспеловского4. В его работах предпринята попытка комплексного изучения истории РПЦ в XX веке. Наиболее полно освящены государственно-церковные отношения. При описании событий конца 80-х годов содержится достаточно дискуссионная критика руководства РПЦ, с позиции необходимости «обновления» Церкви. Изложение истории РПЦ доведено лишь до 1991 г.

Официальная позиция руководства Московского Патриархата по вопросам новейшей истории РПЦ изложена в работах протоиерея Владислава Цыпи-на. Ему принадлежит - «История Русской Православной Церкви 1917 - 1990», учебник для православных духовных семинарий. Его перу принадлежит также 1 Вызов Л., Филатов С. Религия и политика в общественной мысли советского народа // На пути к свободе совести. Вып. П. М., 1993. С. 9 -42. 2 Бессмертный А., Филатов С. Парадоксы советского благочестия // Религия и демократия. М., 1993. С. 83 - 98. 3 Воронцова Л. Разрушать ли музеи ради церковного возрождения? // Религия н демократия. Вып. П. М., 1993. С. 43 - 68. 4 Поспеловский Д.В. История Русской православной церкви в XX. в. М., 1995; Он же. Православная Церковь в исто рии Руси, России, СССР. М., 1996. девятый том фундаментальной «Истории Русской Церкви» в 9 томах. Первые 8 томов являются переизданием труда Макария Булгакова, опубликованного еще в XIX веке, что вполне согласуется с консерватизмом церкви и желанием следовать традиции в трактовке церковной истории. Последний, 9 том посвящен истории РПЦ в XX веке1. В полном соответствии с религиозным мировоззрением, причины многих событий видятся в «воле божьей» или личных амбициях отдельных личностей. Например, попытки митрополита Киевского Филарета (Денисенко) в 1991 - 1992 годах добиться полной независимости Украинской православной церкви от Московского Патриархата объясняются его обидой на результаты выборов Патриарха в 1990 году и личными недостатками. В частности, делается намек на его связи с КГБ и наличие семьи. Но тогда неясно, как такой «недостойный» человек смог достичь поста митрополита и даже выдвигаться кандидатом в Патриархи? На наш взгляд, в 1990 - 1993 годах имела место борьба различных группировок внутри РПЦ, в результате которой группа сторонников Филарета «потерпела поражение» вначале в рамках РПЦ, а затем и на Украине.

Из работ, в которых разрабатываются теоретические подходы к проблемам истории РПЦ, следует упомянуть «Введение в историю Русской культуры» И. В. Кондакова2. Хотя данная работа практически не содержит фактического материала по современной истории Русской православной церкви, однако, в ней рассматривается роль православия и Православной церкви в культуре и истории России. При этом разрабатываются необходимые теоретические подходы. В частности, Кондаков возвращается к проблеме роли православия в формировании российского самодержавия и, более широко, авторитарных традиций в русской культуре.

Проблема роли РПЦ в современном мире разрабатывается учеными различных исследовательских институтов. В первую очередь - Российской акаде- 1 Цыпин В. История Русской Церкви. Т. 9. М., 1997.; Он же История Русской Православной Церкви 1917 -1990. М., 1994. 2 Кондаков И. В. Введение в историю Русской культуры. М., 1997. мий государственной службы (РАГС) при Президенте РФ. В 1997-м году в редакции РАГС вышла в свет коллективная работа отечественных исследователей - «Религия и политика в современной России»1. В числе авторов сборника уже упоминавшийся С. Д. Одинцов, О. В. Овчаров, В. В. Локосов, С. Я. Яковлев и Другие.

В статье - «Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1986 - 1996 гг.)» С. Д. Одинцовым приводится периодизация государственно-церковных отношений в СССР, а затем в России на современном этапе, основанная на изменениях государственного курса в отношении религиозных организаций. Спорным представляется начало первого этапа государственно-церковных отношений с 1986 года, тем более что сам Одинцов отмечает, что за первые три года «перестройки» никаких шагов по улучшению положения в этой сфере предпринято не было. Таким образом, представляется более логичным начинать периодизацию с 1988 года. В то же время можно согласиться с его выводом, что отсутствие целенаправленной политики в сфере государственно-церковных отношений на втором этапе (1990 - 1993 гг.) имело негативные последствия - рост разобщения в обществе, вторжение новых для России религий, падение авторитета государства и т.д.2

О. В. Овчаров в своей статье указал на национальный патриотизм как фактор, способствующий подчинению Русской православной церкви государству. Исконность, патриотизм РПЦ являются факторами, объясняющими желание государства поддерживать именно РПЦ. Можно полностью согласиться с его выводом о том, что в союзе государства и Церкви обе стороны придерживаются своих интересов, точкой пересечения которых является именно патриотизм. Достаточно дискуссионной, хотя и обоснованной с позиций индивидуализма, является негативная оценка автором такого союза3. 1 Религия и политика в современной России / Под ред. Н. А. Трофимчука, С. Д. Яковлева. РАГС, 1997. 2 Одинцов С. Д. Российской государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1986 -1996 гг.) // Религия и политика в современной России. РАГС, 1997. С. 6 - 21. 3 О. В. Овчаров. Национальный патриотизм как фактор, способствующий подчинению Русской православной церкви государству // Религия и политика в современной России. РАГС, 1997. С. 32 - 38.

В 2001 году издательство РАГС выпускает учебник «История религий в России», под редакцией Н. А. Трофимчука1. В разделе, посвященном православию, приведена достаточно подробная и удачная периодизация истории РПЦ в XX веке, учитывающая не только светские, но и внутренние, собственно церковные, факторы, влиявшие на развитие Церкви. Делается также достаточно осторожный анализ современной истории РПЦ. Интересен тот факт, что во многом данный анализ дается с позиций, близких высказываемым в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП).

В 2000 году усилиями Центра по изучению нелегальной экономической деятельности издается коллективная монография М. И. Митрохина и М. Ю. Эдельштейна - «Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая составляющая». Ответственным редактором и автором предисловия выступил Л. М. Тимофеев - руководитель Центра. В работе указывается на автономность экономики епархий от Московской Патриархии, архаичность экономического управления, «неформальный характер» экономической отчетности в РПЦ в целом. Большую роль в работе, ввиду щекотливости темы, играют анонимные интервью. Авторы также приходят к выводу, что местные власти оказывают помощь Церкви чаще, чем центральные2. Выводы авторов в целом подтверждаются при исследовании развития РПЦ в Кемеровской области.

Вопросам правового статуса религиозных организаций посвящена работа И. А. Куницына, Основное внимание автор сосредотачивает на современном юридическом положении религиозных организаций. Подробно рассматриваются различные вопросы, связанные с их регистрацией и деятельностью. Как следствие данная работа может служить в качестве юридического справочника для руководителя религиозной организации. К работе прилагается целый ряд документов, которые могут рассматриваться как источники. Кроме этого в работе рассмотрено изменение правового статуса религиозных организаций на 1 История религий в России: Учебник / под общ. ред. Н. А. Трофимчука, М., 2001. 2 Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая составляющая / М. И. Митрохин, М. Ю. Эдельштейн; Отв. ред. и автор предисл. Л. М. Тимофеев. М., 2000. протяжении Российской истории. В частности, достаточно подробно освещен советский период1.

Английский исследователь - В. Мосс, в работе «Православная церковь на перепутье (1917 - 1999)» предпринял попытку реставрации истории Церкви в XX веке через призму борьбы между различными течениями внутри православия, на фоне давления со стороны государства. Автор однозначно становиться на сторону оппозиционных течений внутри Православной церкви - Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) и катакомбной церкви. В связи с этим, работа отличается критическим отношением к руководству Московского Патриархата, которое, начиная с митрополита Сергия, обвиняется в узурпации церковной власти, связях с советским правительством и спецслужбами. В то же время многие его критические замечания не имеют твердых доказательств и носят характер «наиболее вероятной» реставрации событий с точки зрения автора, что он вынужден сам и отметить (С. 129,130,135 и т.д.)2.

В 2001 году выходит сборник «Церковь и общество. Диалог русского православия и католичества глазами ученых», под редакцией Ж.-И. Кальвеза и А. А. Красикова, объединяющий работы православных, католических, а также светских авторов. В предисловии к сборнику указывается, что исследователи из Центра по изучению социально-религиозных проблем при институте Европы Российской Академии наук обратили внимание на тот факт, что во всех военных конфликтах XX века линия фронта разделяла народы, исторически связанные с ранее противоборствующими религиями. В сборнике сравнивается различные стороны жизни Русской православной и Римской католической церквей.

В I и II главах сравнивается отношение к индивиду и коллективу в Русской православной и Римской католической церквях. Игумен Вениамин (Но- 1 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и акту альные проблемы. М., 2000. 2 Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917 -1999). С.-Пб., 2001. 3 Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых / под ред. Ж.-И. Каль веза и А. А. Красикова. М., 2001. вик) пришел к выводу, что РПЦ в развитии своего социального измерения оста"* лась на стадии феодализма, а «Основы социальной концепции Русской православной церкви» сравнил с позицией Римской католической церкви середины XIX века. Пунктом, сближающим обе церкви, по его мнению, является отрицание либерально-демократических ценностей1. Игумен Вениамин (Новик) в данном случае выступил выразителем идей «обновленческого» движения в РПЦ, представители которого выступают за необходимость модернизации Православной церкви. Не вдаваясь в дебри религиозных дискуссий вокруг этого вопроса, отметим лишь, что в РПЦ существует достаточно сильная «консервативная партия», представители которой именно в архаичности РПЦ видят ее следование традициям, а значит и «правой вере».

Пьер Валлен сравнил отношение к личности и коллективу у протестантов и католиков, а затем на Западе в целом и на Востоке Европы. При этом он пришел к справедливому выводу, что, несмотря на все различия между католиками и протестантами, на Западе спасение понималось как индивидуальное оправдание человека. В восточном же христианстве приоритет отдавался коллективному спасению2.

ВIII и IV главах авторы сравнивают отношение Церкви к политике в России и на Западе. А. А. Красиков критикует воплощение православной идеи «симфонии» светской и религиозной властей на российской почве. Автор подверг критике «Основы социальной концепции Русской православной церкви». При этом он справедливо указал, что для РПЦ демократия является наименее удачной формой государственного устройства. Автор негативно охарактеризовал деятельность политических партий и общественных движений (Всемирный русский собор), заявляющих о своей проправославной направленности1. В тоже время его критика «Основ социальной концепции...» является несправедливой, 1 Игумен Вениамин (Новик). Глава I. Древний коллективизм и христианский персонализм // Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых/ под ред. Ж.-И. Кальвеза и А. А. Красикова. М.,2001. С. 19-40. 2 Пьер Валлен. Глава II. Общество и личность в западном католицизме // Церковь и общество. Диалог русского пра вославия и римского католичества глазами ученых / под ред. Ж.-И. Кальвеза и А. А. Красикова. М, 2001. С. 41 - 52. если встать на религиозную точку зрения. Церковь вполне может указывать на приоритет «небесной» жизни перед земной и негативно оценивать с этой позиции современную систему ценностей. Аналогичные возражения возможны и по ряду других пунктов критических замечаний автора. Кроме того, его позиция является достаточно дискуссионной, если подходить к истории России как к истории самостоятельной цивилизации, а не «заблудшей» провинции Европы.

Джузеппе де Роза и Джанпаоло Сальвини, анализируя отношение Католической церкви к политике, приходят к выводу, что несмотря на трудности последних двухсот лет католицизм доказал свою жизнеспособность и готовность к обновлению2.

В следующих главах авторы (протоиерей Всеволод Чаплин, Дэвид Хол-ленбах, А. Б Зубов, Э. Легран) продолжили рассмотрение различных сторон жизни Русской православной и Римской католической церквей. Общим практически для всех глав работы является достаточно резкая критика православия отечественными авторами (за исключением Всеволода Чаплина). При этом западные авторы в своих оценках, как православия, так и католичества гораздо менее категоричны.

В 2002 году выходит в свет сборник «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России» английских и российских авторов. Сборник представляется авторами как «преддверие к предстоящей публикации «Энциклопедии»», которая претендует на «максимально подробное и объективное описание современной религиозной ситуации в каждом регионе России»1. Неясно, что будет в «Энциклопедии», но уже во введении к сборнику действовавший в России с 1990 года Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 декабря 1990 г. приписывается М. С. Горбачеву, а Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. Б. Н. Ельци- 1 А. А. Красиков. Глава Ш. Русская Православная Церковь и полигика // Церковь и общество. Диалог руского право славия и римского католичества глазами ученых / под ред. Ж.-И. Кальвеза и А. А. Красикова. М., 2001. С. 53 - 79. 2 Джузеппе де Роза, Джанпаоло Сальвини. Глава IV. Церковь и политика на Западе. Христианские политические пар тии // Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых / под ред. Ж.-И. Кальвеза и А. А. Красикова. М., 2001. С. 80 - 95. ну (С. 20). В данном случае имеет место грубая ошибка, так как Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 декабря 1990 г, принимался российским руководством во главе с Ельциным, в пику союзному варианту Закона. В результате, ставиться под сомнение и достоверность других фактов, приведенных в сборнике, тем более что многие из них не подтверждены документами, и приходиться верить авторам на слово.

Лоуренс Юззел в статье «Проблема свободы религии в современной России» проанализировал развитие государственно-церковных отношений в 90-е годы в целом по стране. При этом он достаточно категоричен в своих негативных оценках современной ситуации в этой сфере. Можно согласиться с его выводом о том, что с 1994 года начинается ограничение религиозной свободы и приближение православия к статусу «официальной религии». Заслуживает внимания замечание автора о влиянии коррупции на развитие религиозной ситуации в регионах. Однако его вывод о религиозной свободе начала 90-х годов, как следствии децентрализации власти, является весьма спорным. Оценки автора отличаются тенденциозностью. Приводимые им факты религиозной дискриминации не подтверждаются документами. Аргументация, к сожалению, часто остается на уровне: «один из раввинов сообщил» (С. ЗО)2.

Большинство статей сборника принадлежат С. Филатову и Р. Лункину, которые анализируют религиозную ситуацию в различных регионах России (русский Север, Поволжье, Якутия, Хакасия, Алтай и т.д.)3. К сожалению, Кузбасс в сферу интересов авторов сборника не попал. Можно согласиться с их 1 Майкл Бурдо Предисловие // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.-С.-П6., 2002. С. 19-21. 2 Лоуренс Юззел Проблема свободы религии в современой России // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.- С.-Пб., 2002. С. 22 -32. 3 С. Филатов, Р. Лункин Православие по-поморски и по-новгородски // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.- С.-Пб., 2002. С. 33 - 57; Они же. Северный Кавказ: горские народы в поисках национальной идентичности. Там же. С. 158 -188; Они же. Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия? Там же. С. 450 - 469; С. Филатов. Религиозная жизнь Поволжья. Прагматичное христианство. Там же. С. 58 - 74; Он же. Особенности религиозной жизни Карелии. Там же. С. 75 - 89; Он же. Евра зийство и религиозная жизнь Татарстана. Там же. С. 90 -113; Он же. Религия и общество в Башкортостане. Там же. С. 114 -134; Он же. Языческое возрождение - поволжская религиозная альтернатива. Там же. С. 135 -157; Он же. Якутия перед религиозным выбором: шаманизм или христианство. Там же. С. 189 - 201; Он же Алтайский бурха- низм. Там же. С. 233 - 246; Он же. Феномен российского протестантизма. Там же. С. 293 - 314; Он же. Новые рели гиозные движения - угроза или норма жизни? Там же. С. 401 - 449. выводами о том, что развитие религиозной ситуации в регионах в первую очередь определяется политикой местных властей, что большую роль на местах играет православная церковь, что именно у нее наиболее прочные связи с местными властями в большинстве регионов России. В сборнике приведено много интересных фактов, подтверждающих данные выводы. Однако эти факты зачастую не имеют соответствующего документального подтверждения, анализ их также недостаточно полный и весьма полемичный.

Говоря о вышеперечисленных сборниках, следует отметить достаточно большое количество статей зарубежных авторов. Таким образом, зарубежные исследователи проявляют достаточно большой интерес к развитию религиозной ситуации в России. Кроме участия в совместных проектах с российскими учеными зарубежные исследователи издают и собственные работы (Д. В. По-спеловский, В. Мосс).

Чертой, снижающей ценность большинства вышеперечисленных работ зарубежных авторов, является тенденциозность, выражающаяся в отстаивании необходимости «модернизации» Церкви. Данный крен закономерен, так как большинство авторов являются представителями «русского зарубежья». Поэтому все организации, сосуществовавшие с советским режимом, воспринимаются ими негативно. Другие авторы относятся к западной плюралистической мысли, поэтому все институты традиционного общества (в частности РПЦ) рассматриваются ими как авторитарные. При этом, на наш взгляд, не учитываются российские реалии. Следует отметить тот факт, что представители Католической церкви гораздо менее категоричны в оценках.

Появившиеся в период конца 80 - 90-х годов работы православных авторов зачастую носят откровенно полемический и публицистический характер. Они интересны, прежде всего, с точки зрения изучения позиции Церкви в отношении насущных проблем современности. Кроме того, в них проявляются различные подходы к этим проблемам, существующие внутри церковной ограды. К недостаткам этих работ следует отнести тенденциозность оценок, чрез- мерную эмоциональность, публицистичность, «ненаучный» (со светской точки зрения) подход.

Таким образом, история Православной церкви в СССР и России в XX веке вызывает достаточно большой интерес в научной литературе. В то же время большинство работ по истории РПЦ в 1988 - 2000 гг. это статьи в тематических сборниках. Крупных монографических исследований по данной проблематике, ввиду современности событий, практически еще нет. Исключение составляют работы М.И. Одинцова, Владислава Цыпина, Д. В. Поспеловского, М. И. Митрохина и М. Ю. Эдельштейна1.

Как правило, исследования носят односторонний характер. Обычно в них рассматривается лишь один аспект истории Церкви - государственно-церковные отношения. Это относится, в частности, к работам Одинцова. Название коллективной работы «Религия и политика в современной России» говорит само за себя. Крен в сторону первоочередного изучения государственно-церковных отношений закономерен, так как именно эти отношения являются определяющими для всего комплекса отношений Церкви и общества. Недавно появившаяся работа «Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая составляющая», М. И. Митрохина и М. Ю. Эдельштейна является исключением из общего ряда. В ней внимание сосредоточено на экономической деятельности РГЩ. В то же время наблюдается недостаток комплексных исследований по изучению роли Православной церкви в современной России. Работа И. А. Куницина по существу является юридическим справочником для руководителя религиозной организации2.

Общей чертой практически всех работ по современной истории РПЦ является их эмоциональность и идеологическая заданность. Водоразделом между 1 Одинцов М. И. Государство и церковь, история взаимоотношений. М., 1991г.; Он же. Государство и церковь России. М. 1994; Поспеловский Д.В. История веской православной церкви в XX. в. М., 1995; Он же. Православная Церковь в истории Руси, России, СССР. М., 1996.; Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая со ставляющая / М. И. Митрохин, М. Ю. Эделыптейн; Отв. ред. и автор предисл. Л. M. Тимофеев. М., 2000.;' Цьпган В. История Русской Церкви. Т. 9. М., 1997.; Он же История Русской Православной Церкви 1917 - 1990. М., 1994. 2 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и акту альные проблемы. М., 2000. различными подходами служит вопрос об отношении к либерально-демократическим ценностям. Если авторы выступают за приоритет либеральных ценностей над национальными, то деятельность РПЦ, особенно союз с государством, получает негативную оценку. С данных позиций написаны работы Глеба Якунина, Д. В. Поспеловского, С Филатова и т.д. Если же приоритетными признаются национальные особенности, то деятельность РПЦ получает положительную оценку, а союз с государством становиться требованием жизни. С данных позиций написаны в первую очередь работы собственно церковных исследователей.

В вышеперечисленных работах изучается роль Православной церкви в целом по стране. При этом роль, которую играет РПЦ в регионах, остается нераскрытой. Между тем без изучения процессов на местах говорить об объективном и достаточно полном освящении проблематики невозможно.

В частности, это относится к такому сложному в социально-политическом плане региону как Кузбасс. Что касается изучения современной истории РПЦ в Кузбассе, то единственной работой по данной тематике является книга В. М. Кимеева, Д. Е. Кондрашина и В. Н. Усольцева «Православные храмы Кузбасса» (Кемерово, 1996). Однако в ней больший акцент сделан на архитектурные особенности церквей края. К тому же ее хронологические рамки ограничены 1995 годом.

Государственно-церковным отношениям в Кузбассе посвящена кандидатская диссертация А. В. Горбатова «Церковно-государственные отношения в Кузбассе в 1943 -1969 гг.»1.

Аналогичными вопросами для всего Западно-Сибирского региона в послереволюционные годы занимается Т. Н. Коголь, для Томской области - Л. И. Сосковец2,а для Алтайского края - М. Л. Белоглазое1. 1 Горбатов А. В. Церковно-государственные отношения в Кузбассе в 1943 -1969 гг. // Диссер. кандидата ист. наук. Кемерово, 1996. 2 Сосковец Л. И. Институт уполномоченных как форма государственного контроля религиозных организаций // Про блемы истории местного управления Сибири XYI - XX веков. Материалы III региональной научной конференции 19 - 20 ноября. Томск, 1998 г. С. 150 - 153.

Период 40 -60-х гг. в истории Православной церкви в Кузбассе рассматривают М. Кушникова и В. Тогулев в своей монографии «Плач золотых звонниц». Данная работа имеет скорее публицистический, чем научно-исследовательский характер, оценки событий чересчур эмоциональны2.

Во всех перечисленных работах разрабатываются проблемы истории РПЦ в советский период.

Таким образом, несмотря на достаточно большой интерес к истории РПЦ, положение Церкви в современном Кузбассе (как и современное ее состояние по России в целом) изучено недостаточно. Причина кроется как раз в современности исследуемых явлений. Как следствие: имеются серьезные препятствия по сбору источников; нет авторитетов, на мнение которых можно было бы опереться; прошло слишком мало времени для проведения крупных исследований.

В лучшем случае освещается первая половина 90-х гг., при этом акцент делается лишь на какую-то одну сторону проблемы (например, в «Православных храмах Кузбасса» - на архитектуру, у Горбатова - на церковно-государственные отношения).

Вместе с тем, следует указать на то, что работа по осмыслению роли РПЦ в становлении духовности, как в стране, так и в пределах отдельных субъектов Российской Федерации (в частности, в Кузбассе) является предметом размышлений, споров, обсуждений на конференциях различного уровня среди духовных лиц, ученых, творческой интеллигенции, представителей власти. Этот опыт обобщается в сборниках тезисов конференций.

Например, в сборнике «Экология культуры и образования (филология, философия, история)» содержится ряд статей по религиозной тематике. В. А. 1 Коголь Т. Н. Русская православная церковь и государство в 1917 -1927 гг. (На материалах Западной Сибири) // Ав- тореф.... кандидата ист. наук. Томск, 1995.; Белоглазое М. Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917 - 1925) // Автореф.... кандидата ист. наук. Томск, 1992. 2 Кушникова М., Тогулев В. Плач золотых звонниц. Кемерово, 1997. 3 Экология культуры и образования (филология, философия, история). Изд-во Тюменского госуниверситета, 1997.

Кондаков вполне обоснованно указывал, что в рамках русской философской мысли национализм, в его истинной форме, рассматривался как добродетель. При этом русский национализм неразрывно связан с православием1.

Если говорить о Кузбассе, то следует назвать конференции: «Православие и образование: влияние на духовное развитие личности» (Новокузнецк 1995), «Духовная и светская культура как фактор социального развития региона» (Кемерово 1996), «Традиции православной педагогики и гуманизация образования» (Новокузнецк 1999), «Первые Кузбасские философские чтения» (Кемерово 2000).

На конференциях разрабатывался ряд вопросов, касающихся развития РПЦ в стране и Кузбассе на современном этапе. В частности, В. А. Волчек, В. М. Зинякова указывали на важную роль РПЦ в сохранении единства русской нации2. Особенностью конференций, проходивших в Новокузнецке, по сравнению с Кемеровскими, явилась их практическая направленность.

Например, на конференции «Православие и образование: влияние на духовное развитие личности» разрабатываются методические вопросы преподавания православных дисциплин в школе. В частности, Б. А. Филиппов остановился на возможности преподавания религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях. К. Л. Карышев предложил православие в качестве идейного обоснования системы образования в постсоветской России .

В 1999 году православные педагоги уже активно делились опытом организации православного образования в государственных школах. Например, К. Л. Карышев поделился опытом подготовки преподавателей религиозных дис- 1 Кондаков В. А. Русская идея и православие // Экология культуры и образования (филология, философия, история). Изд-во Тюменского госуниверситета, 1997. С. 201 - 208. 2 Волчек В. А. Русская Православная Церковь как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура как фак тор социальной стабильности региона. Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конфе ренции. (24 - 25 мая 1996 г.). Кемерово, 1996. С. 5 - 8.; Зинякова В. М. Церковь - власть - политическое сознание русского народа // Там же. С. 3 - 5.

Филиппов Б. А. Церковь и школа // Сборник докладов и тезисов участников научно-практической конференции «Православие и образование: влияние на духовное развитие личности». Новокузнецк, 1995. С. 14 -19.; К. Л. Карышев Школа в постсоветской России: поиск идейных оснований // Там же. С. 28 - 31..; Никонова Л. А. Православие и литература. Спецкурс, Работа по авторской программе // Там же. С. 77 - 80.; Балакай А. Н. Русский язык как проводник традиций православной культуры общения // Там же. С. 80 - 84; Барчаков А. С. Эстетика русского символизма и православие // Там же. С. 84 - 86 и т.д. циплин в светской школе через систему повышения квалификации (СГЖ), а А. Л. Никонова аналогичным опытом при подготовке учителей словесности. А. М. Балбеко остановился на степени религиозности различных групп населения1.

В то же время конференции имели достаточно четко обозначенную направленность, поэтому всестронний анализ деятельности РПЦ в Кузбассе не предпринимался. Недостаточное освещение исторической наукой места и роли РПЦ в современном российском обществе, особенно на региональном уровне, позволяет выдвинуть эту проблему в качестве темы диссертационного исследования.

Хронологические рамки работы определяются двумя важнейшими для РПЦ событиями: празднованием 1000-летия крещения Руси в 1988 году (и хронологически связанным с этим событием резким изменением церковно-государственных отношений) и празднованием 2000-летия Рождества Христова (более поздних данных еще практически нет). В период 1988 - 2000 годов также проходят либеральные реформы в СССР, а затем РФ. Данное совпадение не случайно, так как без этих реформ реальное возрождение РПЦ не было бы возможно.

Территориальные рамки определяются границами Кемеровской области. Особенностью Кузбасса является в целом «пришлый» характер большинства населения. Данный регион в советский период отличался крупным промышленным строительством, на котором работали люди, прибывшие из разных областей СССР и имевшие разную национальность, религиозную принадлежность, в том числе, отличавшиеся низкой лояльностью к властям. Эвакуированные в годы войны, а также осевшие военнопленные добавили «пестроты» в демографию Кузбасса. 1 Карышев К. Л. Подготовка преподавателей религиозных дисциплин для светской школы в системе СПК // Сборник докладов и тезисов выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «Традиции православной педагогики и гуманизация образования». Часть 1. Новокузнецк, 1999. С. 119 -122.; Никонова Л. А. Православные ценности русской литературы. Из опыта работы с учителями-словесниками // Там же. С. 128 - 130. Балбеко А. М. Особенности воспроизводства религиозного сознания в условиях современной России // Там же. С. 143 -145.

Это наложило свой отпечаток на последующее развитие Кузбасса. В результате, к настоящему времени Кузбасс отличается сложной социальной, политической, демографической ситуацией. Поэтому представляется необходимым изучение роли религиозного фактора в стабилизации социальной обстановки. Здесь нелишне напомнить, что именно выступления шахтеров Кузбасса на рубеже 80 - 90-х годов во многом способствовали кризису СССР и росту российского суверенитета.

Методологические подходы. Основными методологическими принципами работы являются принципы историзма, взаимосвязи объективности и системности. В соответствии с этими принципами, отношения РПЦ с «миром», развитие организаций РПЦ и их деятельности в регионе рассматривается комплексно, во взаимосвязи с динамикой общественного развития, без излишней идеологизации.

Использование при написании работы хронологического и сравнительно-исторического методов позволило проанализировать особенности развития РПЦ в Кузбассе в разные годы, выявить периодизацию и региональные особенности этого развития. При написании работы был также использован метод классификации, что позволило выявить за разнонаправленными, на первый взгляд, действиями церковных структур основные направления их деятельности.

Цель. Целью данной работы является выявление общих тенденций развития структур РПЦ в Кузбассе, региональных особенностей этого развития, а также основных направлений их деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо изучение истории развития структур Русской Православной Церкви в Кемеровской области в контексте общего развития РПЦ при максимально возможном освещении многообразия взаимоотношений РПЦ с обществом.

При этом ставится ряд задач: - выявить связь развития РПЦ в Кемеровской области с изменениями в общественной жизни региона, а также страны в целом; определить основные направления деятельности РПЦ в Кемеровской области в русле общего развития Русской Православной Церкви; выявить зависимость количественных показателей деятельности РПЦ в Кузбассе от их организационной структуры; отследить динамику кадрового состава клира и изменение его образовательного уровня; определить причины, формы и методы сотрудничества православных организаций с государственными структурами Кемеровской области, а также законодательную базу такого сотрудничества; выявить связь развития такого сотрудничества с изменениями направления деятельности православных структур в регионе, а также с динамикой развития самих структур.

Объектом исследования являются организации (приходы, монастыри, братства, сестричества), относящиеся к Русской православной церкви, а также структуры управления этими организациями (благочиния, епархиальные структуры), действовавшие на территории Кемеровской области в исследуемый период.

Предметом исследования является практическая деятельность организаций Русской православной церкви и структур управления ими в Кузбассе в исследуемый период - 1988 - 2000 гг.

Источниковой базой работы послужил целый ряд как опубликованных, так и не публиковавшихся ранее источников. Спецификой источниковой базы по данной теме является недоступность ряда материалов в силу закрытого характера многих документов, в особенности финансового характера. Более доступными являются документы, хранящиеся у церковных властей, однако здесь следует отметить беспорядок в их хранении. Это связано с отсутствием централизованного органа по связям с религиозными организациями, в текущих же архивах (особенно епархиальных) соответствующей работы по сохранению и классификации документации зачастую не ведется. Так, например, не удалось получить полных материалов о размерах помощи епархии со стороны государственных органов.

В связи с современностью исследуемых событий следует указать на еще одну специфическую черту источников по данной проблеме - большое количество информации получено устно, в ходе личных бесед с чиновниками государственных органов, работниками образовательных учреждений, клириками и верующими епархии. Так как эти люди занимают ответственные посты, часть предоставляемой ими информации носит конфиденциальный характер.

При анализе источниковой базы данного исследования можно выделить ряд групп источников.

I. Законодательные акты. В первую очередь, Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 1990г. и Федеральный Закон РФ «О свободе совести и о религиозных организациях» от 1997 г.; документы и постановления Правительства и Государственной Думы РФ, документы и приказы различных ведомств РФ, в частности, соглашения о сотрудничестве с РПЦ министерства Обороны, Министерства внутренних дел и др. П. Решения, принимаемые РПЦ, в частности, решения Соборов, проходивших в данный период. Ш.Документы партийных и советских органов Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев. ІУ.Документьі Администрации Кемеровской области, в том числе ее Соглашения с епархией 1994 и 1997 гг.; документы местных органов власти, в частности, управления юстиции и УВД АКО, документы образовательных учреждений и т.д. V. Опубликованные в прессе выступления высших иерархов РПЦ, касающиеся отношения РПЦ к тем или иным проблемам современности. УІ.Документьі Кемеровской, Красноярской и Новосибирской епархий, особенно ежегодные отчеты епархий перед Священным Синодом и т.д.

УН.Материалы, опубликованные в центральной и местной прессе, как церковной, так и светской, а также переданные по каналам телевидения и радиовещания. Справочные издания. Важным источником информации послужили данные, полученные из православных ресурсов в сети Интернет. УШ.Информация, полученная устным путем в епархиальном управлении, Отделе по связям с религиозными организациями при АКО, в беседах со священнослужителями и т.д.

Следует особо остановиться на степени достоверности и ценности различных групп источников.

Достоверность законодательных актов и распоряжений местных властей в целом не вызывает сомнений. Вопрос может стоять лишь о степени их выполнения, так как в 90-е годы мы стали свидетелями систематического невыполнения или нарушения законодательства.

Не стоит под сомнением также достоверность решений руководства РПЦ: Соборов, Священного Синода, Патриарха. Важными и достаточно достоверными источниками по истории Церкви являются доклады иерархов РПЦ на Соборах и конференциях. Прежде всего, это относится к докладам Патриарха и руководителей различных отделов Московского Патриархата. Во многом их доклады основаны на материалах, предоставленных с мест. Достаточно значимыми и достоверными источниками также являются позиции иерархов РПЦ по тем или иным вопросам, которые они высказывали на Соборах, конференциях, а также в заявлениях по поводу каких либо событий и обращениях к верующим, органам власти и Президенту.

Архивные документы представлены в первую очередь фондами обкомов и крайкомов КПСС. В них содержится интересная и достоверная информация, касающаяся в 80-х гг. Однако информативность данной группы документов по развитию религиозной ситуации в конце 80-х годов в Кемеровской области резко снижается. Ценным источником послужила информация уполномоченного Совета по делам религий (СДР) по Красноярскому краю. К сожалению, фонд уполномоченного СДР по Кемеровской области обрывается на 60-х годах. Документация, касающаяся 90-х годов, в архивах не отложилась, что осложнило работу над диссертацией. По периоду 90-х годов была использована документация текущих архивов Управления юстиции Администрации Кемеровской области (АКО) и Комитета по связям с религиозными организациями при АКО. Однако данная документация позволила осветить лишь некоторые аспекты истории РПЦ в Кузбассе на современном этапе.

В связи с вышеизложенным, возрастает значение документов церковных организаций как источниковой базы. Основную массу церковной документации составили материалы, хранящиеся в епархиальных управлениях. При работе над диссертацией использовались материалы Кемеровского, Новосибирского и Красноярского епархиальных управлений. Важнейшими источниками здесь являются Отчеты глав местных епархий перед Патриархом и Священным Синодом. При работе с данной группой источников возник ряд проблем. Епархии РПЦ архивов в научном понимании слова фактически не имеют. Документация систематизируется работниками епархиального управления по своему усмотрению. При этом лица, ответственные за хранение епархиальных документов, специального архивного образования не имеют. В сочетании со сменой кадров, это приводит к запутанности системы хранения документов, а иногда и к их утрате.

В период с 1943 по 1989 год территория Кемеровской области входила в состав Новосибирской епархии, образуя Кемеровское благочиние. Поэтому сбор материала по истории Православной Церкви в Кузбассе для данного периода несколько затруднен. Приходиться опираться главным образом на епархиальные отчеты из Новосибирска. Учитывая огромные размеры Новосибирской епархии в 80-е годы (включала 2 края: Красноярский и Алтайский; 3 области: Кемеровскую, Новосибирскую и Томскую; Тувинскую АССР и 2 автономные области: Горно-Алтайскую и Хакасскую - с общей площадью в 3425,2 тыс. кв. км.), епархия была слабоуправляема, и многие сведения попросту не доходили до Новосибирска, Поэтому неудивительно, что в епархиальных отчетах основное внимание уделено церковной жизни Новосибирского благочиния.

Следует помнить и о несколько архаичном стиле управления епархиями РПЦ. Руководство епархией практически полностью завязано на архиерее. Так как в советские времена никто не беспокоился об обеспечении церкви современными средствами связи, руководство епархией и сбор информации о положении на местах были еще более затруднены. Епархиальные отчеты этого периода пестрят сообщениями о поездках правящего архиерея по удаленным приходам епархии: на машине, вездеходе, вертолете. При этом верующие многих приходов видели архиерея всего раз в жизни.

Еще одним фактором, затрудняющим работу с отчетами, является использование различных систем учета для характеристики состояния епархии в разные годы. Причиной этого является смена секретарей епископов, на которых возложено составление отчетов (особенно частая при Гедеоне), а также назначение новых епископов, предъявляющих свои требования. Добавляет неразберихи в отчетность и начавшееся с 1989 года дробление Новосибирской епархии, что особенно затрудняет сравнительный анализ динамики развития епархий региона в 90-е годы. К сожалению, удалось ознакомиться с отчетом Красноярской епархии только за 1991 год.

Следует учитывать и тот факт, что «застой», охвативший страну, распространялся и на Церковь. Это нашло своеобразное отражение в отчетах:

Во-первых, отчеты 70-80-х годов гораздо меньше по объему современных.

Во-вторых, отчеты «застойного» периода отличаются однообразием, отсутствием серьезных изменений в качественных и количественных характеристиках состояния епархии.

В то же время епархиальные отчеты являются основными и наиболее ценными доступными источниками по интересующей нас теме. Несмотря на все недостатки можно утверждать, что епархиальные отчеты при их комплексном ном рассмотрении являются вполне достоверным источником, достаточно точно отражающим положение Церкви в регионе.

Важным дополнительным источником информации стали сведения, почерпнутые из средств массовой информации. При этом был просмотрен ряд изданий центральной и местной прессы, как церковной, так и светской. Важным источником информации послужили данные, полученные из православных ресурсов, размещенных в сети Интернет.

Из справочной литературы, касающейся религиозной ситуации в области следует остановиться на изданном в 1997 году в Новокузнецке справочнике «Новокузнецк религиозный», переизданном в дополненном виде в 1999 году1. Авторы - С. Н. Добродеев (ответственный за связи с религиозными организациями при администрации Новокузнецка) и Т. И. Помыткина (сотрудник Центра духовно-нравственного воспитания и образования Института повышения квалификации учителей) собрали богатый материал по религиозным организациям Новокузнецка, использованный в данной работе при анализе религиозной ситуации в городе. В то же время следует отметить проправославную позицию авторов сборника.

Говоря об источниковой базе работы, следует отметить, что многие источники нигде не публиковались. В этой связи хотелось бы выразить благодарность за предоставленную информацию и сотрудничество Архиепископу Кемеровскому и Новокузнецкому Софронию (Будько), Епископу Новосибирскому и Бердскому Сергию (Соколову), о. Дионисию (Кандрашину) - до 1998 секретарю владыки Софрония и Кемеровского Епархиального управления (КЕУ), о Андрею - секретарю владыки Софрония и КЕУ в 1998 - 1999 гг., Черновой Ж. В. - секретарю владыки Софрония и КЕУ в 1999 - 2000 гг., о. Дмитрию (Мош-кину) - секретарю владыки Софрония и КЕУ в 2000 - 2001 гг., Б. В. ЬСирпикову - руководителю комитета по связям с религиозными организациями при Администрации Кемеровской области, С. Н. Добродееву - ответственному за связь с 1 Добродеев С. Н., Помыткина Т. И. Новокузнецк религиозный. Издание 2-е. Новокузнецк, 1999. религиозными организациями при администрации г. Новокузнецка, о. Геннадию (Князеву) - ответственному за деятельность епархии по вопросам борьбы с наркотиками и связи с медицинскими учреждениями, К. Л. Карышеву - руководителю центра Духовно-нравственного воспитания и образования при НИУУ а также многим клирикам и верующим епархии.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней на основе комплексного анализа роли РПЦ в Кемеровской области на современном этапе: определены основные направления деятельности РПЦ на региональном уровне; проанализирована динамика развития структур РПЦ (приходы, благочиния, епархия) в Кемеровской области; определены этапы развития структур РПЦ в Кузбассе; вскрыты факторы, обусловившие развитие структур РПЦ в регионе; проанализировано развитие отношений структур РПЦ с органами государственной власти; выявлена зависимость развития РПЦ от направления государственной политики в отношении Церкви; выяснена роль клира в развитии религиозной ситуации в области; проанализировано изменение уровня образования клира; выявлены основные направления деятельности структур РПЦ в Кузбассе; выяснены основные категории населения, с которыми в первую очередь работает Церковь; определена роль Православной церкви в обеспечении социальной стабильности в регионе; выявлены негативные факторы, влияющие на развитие РПЦ в регионе; введены в научный оборот и проанализированы документы РПЦ, до сих пор не находившие освящения в научной литературе, позволяющие более полно раскрыть деятельность РПЦ на современном этапе.

Практическая значимость работы определяется тем, что проведенный анализ деятельности РПЦ на региональном уровне, обобщенный материал может использоваться органами местных властей, особенно ответственных за связь с религиозными организациями, работу в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты. Кроме того, его могут использовать представители религиозных организаций, прежде всего РПЦ.

Изложенный и проанализированный теоретический и фактический материал может быть использован в работе как светских, так и религиозных исследователей.

Отношения органов государственной власти и РПЦ

История Русской православной церкви теснейшим образом связана с судьбой российского государства, что нашло свое отражение даже в ее названии. Поэтому изучение истории РГЩ следует начинать именно с отношений церкви и государства.

В 70-е годы СССР постепенно впадает в комплексный кризис, получивший название «застоя». В условиях идеологического кризиса растет количество верующих. Об этом, в частности, пишет Поспеловский1. Следствием кризиса было то, что уже в 70-е годы государство прекращает активную борьбу с Церковью. Чиновники на местах продолжают ограничивать деятельность Церкви, скорее, в силу традиции. В результате Церковь понемногу активизирует свою деятельность.

Сказанное отнюдь не означает, что государство предоставляет РГЩ свободу действий. Однако формы влияния на Церковь со стороны государства меняются. Происходит переход от закрытия храмов к проволочкам в регистрации религиозных общин и предоставлении им помещений. В немалой степени этому способствовали изменения 1962 - 1975 годов в законодательстве о религиозных организациях. Появляются опубликованные законодательные акты по религиозным вопросам. Одновременно растет роль Совета по делам религии при Совете Министров СССР (СДР). В то же время в 70-е годы возрастает роль правящих архиереев и их личных отношений с властями, особенно с уполномоченными СДР1.

Правомерность подобного вывода подтверждают отчеты по Новосибирской епархии. Еще в 1970-м году архиепископ Павел сообщает Священноначалию о проблемах с уполномоченными СДР. Однако в том же докладе он пишет, что: «Кое-где удалось немного увеличить штат священнослужителей, без меры сокращенных несколько лет тому назад»2.Отношения с уполномоченными в целом он характеризует как нормальные. Его преемник - епископ Гедеон, в 70-е годы характеризует отношения с уполномоченными как «нормальные и благожелательные»3.

В конце 70-х годов растет количество верующих как в целом по стране4, так и в Западной Сибири. Начиная с 1976 года, из отчетов Новосибирской епархии исчезает сообщение о том, что в истекшем году не было закрытия храмов, зато появляются сообщения о регистрации новых общин (1976 год - в селе Асино Томской области). В отчете за 1977 год Гедеон сообщает, что во многих городах образуются православные общины, которые собираются для молитв на частных квартирах и просят содействия в деле регистрации5. В Постановлении Кемеровского областного бюро КПСС от 28. 10. 81. говориться о росте количества крещений за предыдущие пять лет на 16 %, а доходов церкви на 11 %6. Происходит некоторое увеличение количества приходов Новосибирской епархии.

Однако с 1982 года этот небольшой прирост количества приходов останавливается. В качестве причины этого следует назвать усилия местных партийных органов по выполнению Постановления ЦК КПСС «Об усилении атеистического воспитания» от 22 сентября 1981 года7. В качестве мер такого «усиления» предписывалось улучшить подготовку кадров атеистов, активизировать их работу, усилить антирелигиозную пропаганду в средствах массовой информации, учреждениях культуры и по линии общества «Знание» и т.д. Одновременно большее внимание уделялось распространению «социалистической обрядности» (торжественные проводы в армию, торжественные бракосочетания и т.д.)1. Не остались забытыми и репрессивные меры. В 1982 году в Кузбассе «на руководителей и организаторов противозаконных сборищ наложено более 80 административных взысканий, тогда как в 1981 году - 15. Шесть религиозных экстремистов, сторонников «Совета церквей ЕХБ» привлечены к уголовной ответственности»2. В 1983 году осужден священник Новосибирской епархии Александр Пивоваров3.

Предпринятые меры не прошли бесследно. За период 1981 - 1986 гг. РПЦ лишилась 213 приходов4. В Кемеровской области, хотя и не происходит закрытия приходов, обстановка для РПЦ ухудшается. Так, согласно данным Кемеровского обкома КПСС, доходы Церкви сокращаются с 1214 тысяч рублей в 1981 году, до 1186,2 тысяч рублей в 1982, количество крещеных детей уменьшается с 13,5 % от общего количества новорожденных в 1981 году до 12,1 % в 19825.

Миссионерская работа Православной церкви

С 1999 года наблюдается снижение количества бесплатных крещений. Основная масса желающих к этому времени была уже крещена. В будущем, видимо, следует ожидать дальнейшего снижения количества людей, крещенных в ходе массовых крещений.

Миссионерская деятельность РПЦ в «глухих» районах Горной Шории особого развития не получила. Только один священник - Игорь Кропочев, окончивший Минскую духовную семинарию, изъявил желание работать в «глубинке» - в шорском улусе Усть-Анзас. Из опыта его работы следует отметить конные походы с миссионерскими целями, совершаемые им каждое лето1. Конечно, его походы уступают по масштабам миссионерским походам, совер-шаемым в Новосибирской и Красноярской епархиях на теплоходах по рекам , однако в Горной Шории нет и соответствующих водных коммуникаций. Кроме того местное население не испытывает особого энтузиазма по поводу приобщения к православию. Для шорских улусов в конце XX века достаточно актуальным становится распространение шаманизма3.

Сдерживает распространение православия среди населения также то, что в Кемеровской епархии до сих пор фактически отсутствует какая-либо целенаправленная политика в отношении молодежи. Это противоречит установкам руководства РПЦ. На Архиерейских соборах 1994 и 1997 годов говорилось о необходимости развития работы с молодежью, о целесообразности создания в каждой епархии молодежного центра и т.д.4 В 1990г. решением Священного Синода было создано Всецерковное православное молодежное движение5. Причина столь пристального внимания Священноначалия к молодежи лежит на поверхности. Люди зрелого возраста сформировались под влиянием атеистической системы воспитания и образования, поэтому меняют свои взгляды достаточно редко. Молодежь такого воспитания не получила, поэтому является более привлекательным полем деятельности для миссионерской работы (и не только православных). В Кемеровской епархии работа с молодежью до 2001 года была связана с инициативой отдельных приходов. Например, работой с молодежью занимается православное братство Петра и Павла при Преображенском соборе г. Новокузнецка, во главе которого стоит о. Сергий (Пухкой).

Причина такого положения, на наш взгляд, лежит в позиции руководства епархии. Работавший до 1998 года секретарем епископа Софрония Дионисий (Кондрашин) выразил ее следующими словами: «Не надо отделять молодежь от общества. Стоит ее выделить, как сразу и появится молодежная проблема». Причем, по его словам, аналогичное положение в сфере молодежной политики наблюдалось в большинстве епархий РПЦ.

В последнее время положение начинает меняться. В 2000 году при Епархиальном Управлении создан специальный отдел по работе с молодежью. Однако к концу года ситуация в данной сфере изменилось мало, а отдел функционировал больше на бумаге.

Важную роль в распространении православия должно сыграть непосредственное совершение обрядов Православной церкви. Особо хочется отметить здесь Знаменский собор г. Кемерово, где служит сам правящий архиерей епархии архиепископ Софроний (Будько) - единственный в области кандидат наук по литургике, с трудами которого во многом и связано развитие епархии. Именно он совершает наиболее значимые для края церемонии, на которых присутствуют первые лица области.

Так, конференция в июне 1994 г. началась с торжественного молебна в Знаменском соборе1. В мае 1995 г. перед часовней «Всех скорбящих радость» в центре г. Кемерово епископ Софроний отслужил панихиду по погибшим шахтерам, воинам и всем православным христианам, отдавшим жизнь в годы Великой Отечественной войны. В сентябре 1995 г. в Знаменском соборе, как и во всех храмах области, отслужена панихида по шахтерам «Первомайской». По просьбе губернатора области М. Б. Кислюка епископом Софронием было со- вершено богослужение о даровании хорошей погоды1, и прочее, вплоть до отпевания 11 мая 1998 г. в Знаменском соборе погибшего сына нынешнего губернатора области А. Г. Тулеева. Последнее можно было бы считать их частным делом, если бы не обилие чиновников Администрации и охраны.

Работа Православной церкви в социальной сфере

Важной частью деятельности Православной церкви является ее социальное служение. Это служение в советские времена было фактически под запретом, так как вело бы к росту популярности Церкви. Единственной формой такого служения можно было бы рассматривать взносы РПЦ в фонд Мира. Однако на практике эти взносы носили характер регулярного налога с Церкви.

В 90-е годы положение меняется. С распадом СССР государственная система социальной защиты оказалась в глубоком кризисе. В то же время исчезают ограничения на деятельность РПЦ. Параллельно происходит экономическое укрепление Церкви. В результате, создается база для выполнения Церковью своей социальной миссии. В силу этих обстоятельств РПЦ (как и велит христианский долг) оказалась крупнейшим благотворителем в стране. По сути, Церковь продублировала по ряду направлений государственные структуры социального обеспечения. Причем достаточно эффективно и в плане роста авторитета самой Церкви.

Все вышесказанное имеет отношение как к РПЦ в целом, так и к ее структурам в Кузбассе. Как уже указывалось, с 1988 года начинается бурный рост структур РПЦ в Кемеровской области, особенно ускорившийся с образованием здесь самостоятельной епархии. Параллельно с развитием РПЦ в Кузбассе развивается и благотворительность Церкви, как одно из важнейших направлений ее деятельности.

Одним из направлений благотворительной деятельности РПЦ в Кузбассе является организация благотворительных столовых при храмах. В 1994 году, на момент образования в области самостоятельной епархии, действовало 6 таких столовых. С 1996 года такие столовые действуют при всех храмах епархии1. Только при Знаменском соборе г. Кемерово питается до 30 человек ежедневно, кроме этого работники столовых носят пищу на дом больным, неспособным двигаться самостоятельно. Таким образом, организация в Кемеровской области самостоятельной епархии, среди прочего, привела к резкому росту количества благотворительных столовых.

Кроме этого, храмы епархии оказывают помощь нуждающимся одеждой, обувью, медикаментами, оплачивают престарелым малоимущим долги по квартплате. Особенно показателен здесь пример Спасо-Преображенского женского монастыря в. Ленинск-Кузнецком. В частности, в 1997 г. он выделил 3700 тыс. руб. в помощь многодетным и малообеспеченным семьям, 350000 руб. -больным детям и инвалидам, а также оказывал помощь одеждой, обувью, продуктами питания и благотворительными обедами. Монастырь также взял под свою опеку многие семьи инвалидов и больных престарелых, доставляя им обед на дом и помогая по хозяйству1.

Спасо-Преображенский собор г. Новокузнецка на свои средства предоставляет малоимущим возможность вырастить на полях картофель и развести его по домам. Тот же собор снабжает остро нуждающихся углем для отопления. При Никольском храме г. Прокопьевска открыт небольшой приют для престарелых.

Следующее направление благотворительной деятельности КНЕ - участие в различных марафонах. Так, свыше половины приходов епархии сделали отчисления в фонд проходившего осенью 1997 года областного телемарафона «Не оставим детей в беде». Епархиальное управление перечислило тогда 20млн. рублей. А управляющий КНЕ епископ Софроний и настоятель Преображенского собора г. Новокузнецка о. Александр Пивоваров по 2 - млн. рублей (неденоминированных) от себя лично2. Еще одним из примеров в этом ряду является перечисление Михайло - Архангельским храмом г. Новокузнецка 3 тыс. руб. в фонд проходившего в апреле 1999 года городского детского марафона3. Живо откликается епархия и на все крупные события, происходящие в области. Наиболее значимыми в этом ряду являются празднование 50-летия Победы и помощь пострадавшим и их семьям при взрыве на шахте «Первомайская».

На участии епархии в праздновании 50-летия Победы мы останавливались выше. Кроме этого, накануне празднования 50-летия Победы все приходы епархии сделали крупные отчисления в фонд ветеранов Великой Отечественной войны, епархиальное управление тогда перечислило в этот фонд 10 млн. руб.1

Похожие диссертации на Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг.