Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг. Недзелюк Татьяна Геннадьевна

Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг.
<
Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Недзелюк Татьяна Геннадьевна. Римско-католическая церковь в Западной Сибири, 1881-1918 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Новосибирск, 2001.- 257 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/247-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Условия складывания и развития католических организаций в Западной Сибири 31

1. Формирование католического населения Сибири в конце XIX - начале XX в 31

2. Политико-правовые условия развития католичества на востоке России 67

3. Хозяйственная деятельность и культурно-бытовые особенности жизни сибирских католиков 91

Глава II. Историко-культурные особенности деятельности католических приходов 103

1. Организация церковной жизни 103

2. Католические учебные заведения 126

Глава III. Функционирование крупнейших римско-католических приходов 148

1. Омский приход Непорочного Зачатия Богородицы 148

2. Тобольский приход Пресвятой Троицы 159

3. Томский приход Пресвятой Богородицы св. Розария 167

4. Новониколаевский приход святого Казимира 173

5. Барнаульский филиальный храм Непорочного Сердца Марии 182

6. Немецкие сельские приходы 189

Заключение 202

Список использованных источников и литературы.209

Приложение. Материалы по истории римско-католической церкви в Западной Сибири в конце XIX начале XX в 239

Формирование католического населения Сибири в конце XIX - начале XX в

Процесс массовой миграции граждан Российской империи неправославного, в данном случае римско-католического, вероисповедания, в бескрайние просторы Сибири начался ещё во второй половине XIX века. Поэтому целесообразным представляется провести сравнительный анализ регионального распределения католического населения по областям и губерниям, выявить его половозрастную специфику в динамике, сравнивая данные статистических исследований интересующего нас периода.

Высокой степенью достоверности характеризуются материалы первой Всеобщей переписи населения Российской империи, в связи с чем нам кажется возможным использовать эти сведения в качестве первоначального критерия. Таким образом, перед нами открываются возможности изучения демографической основы деятельности католической церкви в Западной Сибири с точки зрения не только пространственно-синхронного, но и структурно-диахронного анализа.

В целом по империи в 1897 г. римско-католики составляли 9,09% от общего состава населения, что характеризует их как третью по количеству конфессиональную группу: 69,5% от общего количества населения составляли православные с единоверцами и 11,1% -мусульмане. На четвертом месте - протестанты, но их число гораздо меньше: 2,9%. Мужчины и женщины среди римско-католиков наличествовали приблизительно в равном количественном соотношении: 5 664 665 и 5 756 262 чел. соответственно; незначительное преобладание женского населения над мужским вписывается в рамки нормального демографического распределения.

Если сравнивать количество римско-католиков по регионам, то заметим, что в Европейской России их было 4,6%, в Привисленских губерниях 74,3%), на Кавказе 0,5%), а в Сибири 0,6% \

В начале XX века, вследствие переселения из европейской части России довольно большого количества католиков-поляков, литовцев, белорусов, немцев, число исповедовавших католичество к началу 1911 г. составило 89 973 чел. в Сибири и 29 817 чел.- в Средней Азии, что также, как и в 1897 г., представляло собой 0,6% в общей массе населения на фоне общего увеличения массы народонаселения азиатской части империи. Наибольшее число переселенцев-католиков было сосредоточено в Томской, Енисейской и Тобольской губерниях, в Акмолинской области .

В рассматриваемом нами Западносибирском регионе в абсолютных данных максимальное число католиков проживало в Томской губернии - 8 973 чел. К 1911 г. вероисповедный состав населения губернии не претерпел серьезных изменений, увеличилось лишь количество верующих всех конфессий. Располагая необходимыми данными, мы можем наблюдать увеличение численности населения губернии в период с 1897 по 1911 гг. Итак, проанализируем данные в таблице 1.

Количество католиков за 14 лет увеличилось приблизительно в 4,3 раза, лютеран - в 10,5 раза, православных - в 2 раза. Число русских православных оставалось на данной территории, конечно, преобладающим. За прошедшие годы пополнилось население лютеранских поселений, были созданы новые колонии, тем не менее, католики превосходили их в количественном отношении примерно в 2 раза.

В 1897 г. основным контингентом, исповедовавшим католичество в Сибири, являлись главным образом ссыльные. Как отмечают сами организаторы переписи населения: «Сравнительная многочисленность поляков объясняется, конечно, массовою ссылкою их в Сибирь после восстания 1863 года, из которых многие, получив помилование, возвратились обратно на родину, но часть из них, найдя заработок, осталась в губернии, рассеявшись почти по всем округам»1. Относительно Томской губернии было замечено, что «римско-католики почти все состоят из поляков, литовцев и латышей» , что касается Акмолинской области, то «относительное распределение народностей по вероисповеданиям вообще совпадает с установившимися понятиями о принадлежности данной национальности к известной религии, т. е. русских к православию, поляков к католичеству, турецко-татарских народностей к магометанству и т. д.» .

Прошедшие с момента первой Всеобщей переписи населения полтора десятилетия составили иную картину мотивации переселения в Сибирь: помимо сохранявшейся традиции политической ссылки, наш регион стал местом обретения искомой многими поколениями западно-российских земледельцев свободной земли. Не забывались при этом и религиозные нужды переселенцев инославных исповеданий. Их, по возможности, селили вместе в тех пунктах, которые являлись центральными по отношению к католическим поселкам, создавали костелы. В течение 1910-1912 гг. в трех переселенческих районах: Енисейском, Томском и Иркутском, было выстроено 7 костелов. Кроме того, как по инициативе самого инославного духовенства, так, нередко, и по просьбе Переселенческого управления, в переселенческие районы командировались католические священники для объезда поселков и совершения религиозных треб .

Мы вполне согласны с польским историком Владиславом Масяржем, выделившим четыре группы населения, из которых в конце XIX - начале XX вв. образовывались польские поселения. Это:

1) бывшие ссыльные и их потомки;

2) добровольная экономическая миграция (рабочие и служащие на строительстве Сибирской железной дороги);

3) добровольная крестьянская миграция;

4) военная миграция в годы I Мировой войны.

Политическая ссылка поляков прекратилась в 1915 г., как только царские войска покинули территорию Польского Королевства.

Однако ссыльные поляки, хотя и были первым источником основания «сибирской Полонии», дали впоследствии лишь 10-15% от общего числа поляков-сибиряков.

Масярж акцентирует значение добровольной заработной миграции польской интеллигенции, которая началась со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Представители этой миграционной волны, которая продолжалась вплоть до 1914 г., - чиновники, служащие, юристы, учителя, купцы, врачи, а более всего инженеры и квалифицированные рабочие -поселялись в городах и на станциях вдоль железной дороги.

Наиболее крупной группой поселенцев-поляков, по мнению польского ученого, в чем мы с ним полностью согласны, явилась волна добровольной польской аграрной миграции, которая стала массовой с 1907 г.; этих людей поселяли в деревнях либо новоподготовленных земельных участках.

Последняя, четвертая, волна начала прибывать в Сибирь в 1914-1915 гг. с началом войны: это переселенцы, эвакуированные властями, беженцы и военнопленные из австрийской и германской армий1. В Омском военном госпитале в 1914-1916 гг. от болезней и ранений умерли 1 058 военнопленных католического исповедания, все они поименно записаны в метрические церковные книги и похоронены в Омске на военном кладбище .

Если сравнивать насыщенность католическим населением Западносибирского и Восточносибирского регионов в конце XIX и в начале XX вв., то заметим, что в 1897 г. процентное отношение католиков к основной массе сибирского населения было несколько большим в Восточной Сибири, нежели в Западной. (См. табл. 2).

Организация церковной жизни

Интерес историка никогда не ограничивается общими знаниями, отбор же индивидуального осуществляется им в соответствии с ценностным подходом в истории. «Комбинирование исследователем научного и ценностного подходов облегчается тем, что в истории всеобщие ценности - наука, нравственность, искусство, семья, церковь и пр. - оказываются и общими понятиями. Таким образом, ценностный подход позволяет дополнить установленную связь фактов в эволюционном процессе их значимостью для человека», -утверждает А. Н. Нечухрин .

Ценности по своей природе являют собой определенные явления действительности, имеющие большое значение для личности, социальной группы либо общества в целом. Они многообразны и могут выступать как в материальной, так и в духовной форме. Безусловно, для верующих какой-либо конфессии главной системой ценностей является то, что принято в данной вероисповедной среде. Ценности формируются, сохраняются и передаются в виде ритуалов, обрядов, правил поведения, одним словом, неких формул, передаваемых из поколения в поколение. Связь с практикой обусловливает исторический характер ценностей, поэтому для создания наиболее объективного исторического представления о функционировании римско-католических общин на территории Западной Сибири рассмотрим такое конкретно-историческое явление, как организация церковной жизни в сибирских католических приходах.

Системообразующей единицей любой христианской организации является так называемый Литургический календарь. Римско-католические литургические календари на каждый текущий год регулярно публиковались, наряду с православным, протестантским, армяно-грегорианским, магометанским, еврейским в периодических изданиях статистических управлений - «Памятных книжках» сибирских губерний. То обстоятельство, что католический календарь публиковался сразу же вслед за православным, говорит о лояльном отношении сибирских губернских начальств к наличию на подведомственной им территории лиц католического вероисповедания и деятельности приходских священников, руководителей деканатов (куратов).

Основными праздниками в римско-католическом литургическом календаре, также как и в календарях других христианских исповеданий, являлись Рождество и Пасха. Следуя традиционной европейской системе летоисчисления и календарного года, католический календарь «обгонял» православный на 2 недели. Рождеству предшествовал Адвент - трехнедельный пост, а Пасхе семинедельный пост, начинавшийся с Пепельной среды.

Сибирские немцы-католики начинали праздновать Рождество (Weinachten) накануне вечером: к 10 часам вечера они отправлялись в церковь на мессу, которая продолжалась до 2-х часов ночи; наутро все собирались к праздничной мессе. Рождественские традиции переселенцев-белорусов, гораздо более тесно, чем немцы, контактировавших с местным сибирско-старожильческим населением, претерпели ряд изменений в сторону их ассимиляции. Так, под Рождество в белорусских селениях, подобно старожильческим, молодежь устраивала уличные погромы: раскатывались поленницы дров, снимались с петель ворота, производились и другие бесчинства, которые на языке местных жителей носили общее название «творить». Тем не менее, собственные религиозные традиции белорусы - католики сохраняли строго: в рождественское утро ходили со звездой (добровольные умельцы изготавливали деревянную звезду со свечой внутри, которую окрашивали обычно в красный или красноватый цвет -образ Вифлеемской звезды), пели рождественские псалмы, колядки, за что полагалось праздничное рождественское угощение. Односельчане принимали библейские события рождественской ночи близко к сердцу, вспоминая о них, говорили: «Сплачеться как поют». Непосредственно после литургии в костеле белорусская молодежь «снаряжалась как кловуны» - обычай святочного ряжения; обычно рядились «медведями» - выворачивали шубы наизнанку; колядовали до самого утра.

Рождественские песнопения были особенно популярны среди поляков, наиболее распространенным являлось «Bog sie rodzi»: Bog sie rodzi, moc truchleje, Pan niebiosow obnazony; ogien krzepnie, blask ciemnieje, ma granice Nieskonczony. Wzgardzony- okryty chwala, smiertelny- Krol nad wiekami;

a Slowo Cialem sie stalo

і mieszkalo miedzy nami. (Бог рождается, сила слабеет, Господь небес обнажен; огонь укрепляется, блеск темнеет, безграничный имеет границы.

Презренный - прославленный, смертный - Царь веков;

а Слово стало плотью и обитало с нами.)

К празднику Пасхи (Ostern) немцы готовились наиболее аскетично, они строго соблюдали семинедельный пост; особенно строгой была последняя предпраздничная неделя («не пили, не ели»). Чистый четверг перед Пасхой именовался у них «зеленым», потому что в этот день в обязательном порядке надлежало употреблять в пищу лишь блюда из зелени. Вероятно, именно в связи с этим обстоятельством праздник в воспоминаниях информаторов запечатлелся как «Святая Месса, после которой освящали крашеные яйца и разные выпечки. После того, как люди приходили домой, они ополаскивали рот водой, молились и садились кушать». В сознании информаторов, в то время бывших малолетними детьми, обилие вкусных угощений после длительного поста и являло собой главную цель праздника. Люди старшего поколения пели в праздник традиционные пасхальные песни, одну из которых мы процитируем:

Der Heiland ist erstanden,

Befreit von Todes Banden,

Der als das wahre Osterlamm,

Fur mich den Tod zu leiden kam.

Halleluja.

(Воскрес Спаситель из мертвых,

От смертных уз освобожден,

Который, как истинный пасхальный Агнец,

Пришел принять смерть за меня.

Аллилуйя.)

До сих пор сохранившаяся традиция проращивать на Пасху зерна злаковых культур зафиксировала символическое стремление к освобождению и одновременно должно было способствовать плодородию, хорошему урожаю.

У белорусов к празднованию Пасхи приурочивался родительский поминальный день, именуемый «Радошным днем», отмечался он на третий день Пасхи, во вторник. Общее празднование Пасхи в белорусской среде проходило по традиционным христианским канонам: наутро праздника «славили» Христа; песни исполняли под окнами дома либо, если следовало приглашение со стороны хозяев, певцы входили в дом. По окончании ритуала «славлення» гости и домочадцы обменивались крашеными пасхальными яйцами и приветствием «Христос Воскресе!», певцы дополнительно одаривались праздничными угощениями.

Все основные события человеческой жизни находили свое отражение, «узаконивались», в церковной среде. Информаторы из среды сибирских немцев-католиков вспоминают, что крещение всегда происходило в церкви; у человека, которого собирались крестить, должны были быть крестный и крестная. Если же младенец рождался слабым, «и люди знали, что он умрет», то священника приглашали на дом, где новорожденного сразу же и крестили. Если священника не было, крещение совершала глубоко верующая бабушка, происходило так называемое «крещение в нужде», у немцев называвшееся «Ноттауфе». Обряд крещения, как и все другие литургические обряды, происходил по установленному канону, который был единым и для немцев, и для поляков, и для белорусов. У всех этих национальных групп крестные родители в течение всей своей жизни несли ответственность за воспитание крестника или крестницы.

Тобольский приход Пресвятой Троицы

В первом десятилетии XX века вероисповедный состав населения Тобольской губернии выглядел следующим образом: православные составляли большинство - 94,1%, на втором месте шли мусульмане -4,5%, на третьем католики - 0,5%,а затем лютеране - 0,4%, иудаисты - 0,2% и язычники - 0,3%2. Католиками являлись в основном лица польской национальности, которые составляли 0,4% населения губернии3.

Документов о строительстве первого католического храма в г. Тобольске не сохранилось, однако есть возможность установить точное место нахождения этого деревянного здания. На плане города 1897 г. он обозначен в 27 квартале, на улице Новой, под номером 95, рядом с собственным домом Гудовича1. Размеры церкви были незначительными, и он не мог удовлетворять потребности католической общины, численность которой постоянно возрастала.

Еще в 1893 г. курат Тобольского костела получил разрешение на сбор пожертвований в течение года для постройки нового каменного храма с условием сбора только в Тобольской губернии . В марте 1901 г. у горы было выбрано место для будущего храма, принадлежавшее г-ну Вышинскому. Губернская администрация дала разрешение на строительство; был создан специальный комитет по постройке римско-католического храма. 15 августа 1901 г. состоялось торжественное освящение закладки церкви, а в июне 1907 г. строительные работы завершились. Комиссия признала храм «вполне соответствующим назначению» и разрешила освятить для богослужений3.

В течение двадцати лет, вплоть до мая 1884 г., натоятелем тобольского прихода являлся Венедикт Концевич4. В помощь ему был прислан Доминик Майтьевский, назначенный викарием и проживший в Тобольске 16 лет; 29 марта 1893 г. на посту викария его сменил Владислав Каминский. В будущность Доминика Майтьевского вице-куратом вместе с ним служили в Тобольском приходе католические священники: Иоанн Корженевский, Иосиф Явненц, Викентий Мосей, Георгий Валашинский5. Венедикта Концевича в качестве настоятеля сменил Александр Людович, однако срок его службы в этом городе, в отличие от предшественника, оказался недолгим - через три с половиной года его сменил ксендз Пинярович, а 28 декабря 1891 г. настоятелем стал Викентий Пржесмыцкий .

В отличие от своих предшественников, Викентий Пржесмыцкий развил в Тобольске бурную деятельность. В бытность его настоятелем был построен новый каменный собор в неоготическом стиле, создано училище при костеле и возведен костельный дом, а также создано Общество пособия бедным римско-католического вероисповедания , председателем которого и был сам отец-настоятель. В состав благотворительного общества входили 18 действительных членов и один почетный - М.М. Паклевская -Козелл. В разные годы членами общества являлись: И.И. Сипович, А.И. Яцевич, О.В. Гржегоржевский, И. Тумилович, И.И. Шкультецкий, С. Кибиркштис, И.Л. Биржишко, СМ. Кевлич, А.Ф. Дроздович и др .

В 1896 г. вместо Владислава Каминского викарием в Тобольске был назначен о. Иосиф Вериго, который прожил в этом городе всего 10 месяцев - на смену ему прибыл о. Лев Святополк - Мирский. Новый викарий начал свою деятельность с того, что 2 июня 1897 г. окрестил в Тюремном замке Тобольского кремля Витольда Боярского, сына политзаключенных.

Служба куратов, вице - куратов, викариев не органичивалась костелом в губернском городе, они старались побывать у единоверцев в разных уголках Тобольской губернии, где совершали богослужения и выступали с проповедями. Так, Лев Святополк -Мирский в 1897 - 1903 гг. крестил, венчал и отпевал прихожан и их родственников в г. Тара, в селах Аромишевское и Тевризское, в деревнях Богдановка, Больше-Удалова, Ботвина, Десятова, Иванова, Карматская, Каш-Карагай, Кондрашина, Конева, Окунева, Песьянова, Подволошная, Полугрудова, Пушкарева, Салодихова, Сорочкина, Тундрова, в поселках Гриневичи, Егорьевский, Ивлевский и Тимирка, а также в Екатерининском, Падунском и Петровском заводах, на заимке Урозай1. 22 июня 1903 г. Святополк Мирский отслужил свою последнюю литургию в тобольском приходе, окрестив в г. Кургане мальчика по имени Антоний .

На смену ему прибыл капеллан Иосиф Ундернс, назначенный тобольским вице-куратом. Ундернс так же, как и его предшественники, не ограничивал свою деятельность стенами церкви - он побывал в Кургане, Туринске, Тюмени, Богдановке, Гриневичах, Хлебном. Именно в годы пастырства Ундернса у прихожан - католиков появилась мысль вместо старого деревянного храма по ул. Кузнечной построить новый, каменный. Организатором воздвижения нового храма у горы Алафеевской стал следующий викарий, кс.А.Ярецкий, вступивший вдолжность в феврале 1906 г. В будущность Ярецкого вице-куратом каменный собор в неоготическом стиле был полностью построен и освящен, в его помещении 21 ноября 1909 г. Ярецкий окрестил мальчика по имени Станислав и попрощался со своими прихожанами3.

19 марта 1910 г. место Ярецкого занял кс.С.Кибиркштис, который стал активным членом римско-католического благотворительного общества, возглавляемого куратом Викентием Пржесмыцким. 21 год своей жизн отдал Пржесмыцкий Тобольску. Когда 14 июля 1913 г. его сменил кс. Иоанн Булло, ставший новым настоятелем прихода. Станислава Кибиркштиса в ноябре 1913 г. заменил кс. Викентий Ковза, повенчавший в г. Таре брак крестьянина Атирской вол. Адама Грноля, 24 лет, с Анною Булавской, 19 лет1.

Курат Иоанн Булло пережил со своими прихожанами лихолетье империалистической войны, отпевал военнопленных, умерших в тобольском остроге от чахотки, тифа и воспаления легких, хоронил своих военнообязанных соотечественников, умерших от ран, здесь он встретил и 1917 год.

Анализ метрических книг Тобольского прихода позволяет сделать следующие наблюдения (см. табл. 13):

Рождаемость во все годы, за исключением 1915-го, доминировала над смертностью, в численных значениях превышая её в 2 - 3 раза, а то и в 14 раз (1909 год). Высоким было число заключаемых в католической общине браков, что свидетельствует о наличии в католической среде большого количества молодежи, желавшей создавать семьи и иметь детей. Пик брачности приходится на 1909 -1910 и 1918 - 1919 гг., в годы войны браков заключалось мало, порядка 23 - 25 в год; создание семьи чаще всего откладывалось до окончания войны. Мужчины в подавляющем большинстве создавали семью в возрасте 24 - 27 лет, а девицы вступали в брак 17-19 лет от роду. Чаще всего будущие супруги являлись жителями одного либо соседних населенных пунктов. Например: 17 июля 1912 г. в пос. Хлебном кс. Пржесмыцкий венчал крестьянина пос. Васильев-Бор Утоминской вол. Тарского уезда Андрея Ивзаня 27 лет с крестьянкою пос. Хлебного Тевризской вол. Тарского же уезда Анною Стукач, девицей 17 лет, а в г. Ишиме 14 июля 1913 г. кс. Иоанн Булло повенчал брак крестьянина Дубинской вол. Ишимского уезда Петра Коханского 19 лет с мещанкою г. Ишима Анелей Валейшо, девицей 17 лет. Таким образом, видим, что имели место и межсословные браки , однако они являлись скорее исключением, чем правилом.

Пики рождаемости приходятся на 1910, 1913, предвоенный год и, как ни странно, военный 1915 - 190 чел. Меньше всего детей родилось в 1917 г. - видимо, сказалась нестабильная политическая обстановка в стране. В качестве примера хотелось бы рассмотреть именно этот год, ставший затем последним годом спокойного существования для тобольских католиков. В указанный временной промежуток в Тобольской губернии было окрещено 67 младенцев католического происхождения: 29 девочек и 38 мальчиков. Большинство детей родилось в крестьянских семьях - 49 чел., трое -в мещанских, 10 - в дворянских, 1 - в семье отставного чиновника (в семье Роецких родилась дочь Янина), четверо детей появилось на свет в семьях германских подданных: Вайделович-Журомских, Диркс, Киндерман". Следует заметить, что дворяне - католики были не местными по происхождению, а уроженцами Минской и Гродненской губерний. Чтобы нагляднее представить особенности культурно-бытового характера менталитета сибирских католиков, рассмотрим перечень имен и фамилий семей тобольских католиков, зафиксированных в метрических книгах костела.

Немецкие сельские приходы

Процесс формирования немецкой диаспоры Сибири на рубеже XIX и XX столетий был во многом связан с крестьянской колонизацией восточных окраин России. Сибирский регион был открыт для немецкой колонизации ещё в 1763 г., когда земли Барабинской степи были внесены в «Реестр» при Манифесте «О позволении всем иностранцам в Россию въезжающим поселяться в которых губерниях они пожелают» . Однако до конца XIX века немецкие крестьяне сюда не стремились, в связи с традиционным стереотипом европейцев, что Сибирь - это край, где живут только волки, медведи и каторжане. С течением времени стереотипы менялись, и Сибирь в восприятии немецких колонистов стала отождествляться с краем, где много свободных плодородных земель. Закон 1889 г. «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время», а также ввод в строй Транссибирской железнодорожной магистрали сделали доступными плодородные сибирские земли для миллионов российских крестьян . Причины, по которым немцы-колонисты направлялись в Сибирь и основывали здесь дочерние колонии, были различными, однако одним из побуждающих факторов была земля, которую в Сибири можно было получить в виде 15-ти десятинного надела на каждую мужскую душу, а в более крупных размерах - купить или арендовать. Количество населенных пунктов, основанных немцами-переселенцами в Сибири, достигало трехсот. Подавляющее большинство из них находилось в Западной Сибири, в Акмолинской области и Томской губернии. Это были как небольшие хутора, так и достаточно крупные переселенческие поселки. Самая крупная компактная группа немецкого населения в Западной Сибири была образована в годы Столыпинской аграрной реформы в Кулундинской степи Томской губернии.

В отечественной историографии существует несколько точек зрения на проблему легитимности миграционного процесса немцев в Сибирь, в том числе желательности их присутствия в сибирском регионе. В.А. Дятлова, в частности, утверждает, что «царское правительство стремилось создать в Сибири из немецких колонистов как можно больше поселков и хуторов для поднятия культуры земли и примера труда окрестному населению»1 и создавало для этого максимально благоприятные условия. П.П. Вибе, наоборот, утверждает, что «политика властей по отношению к немецкой колонизации Сибири в конце XIX - начале XX веков характеризовалась откровенным прагматизмом и стремлением не допустить колонистов на лучшие земли. Их рассматривали как элемент, способный благодаря своей высокой культуре освоить самые труднодоступные районы Сибири и оказать положительное влияние на местное и переселенческое население»2. Имеющиеся в нашем распоряжении архивные материалы позволяют не согласиться ни с одной из этих точек зрения. Во-первых, переселенцев-немцев наравне с другими наделяли земельными участками из казенного и кабинетского фондов, они имели возможность арендовать либо приобретать в собственность земли Сибирского казачьего войска, частновладельческие и государственные. Во-вторых, для сохранения возможности этноконфессиональной принадлежности колонистские сельские общества наделялись церковной землей, на которой возводились церковные здания. Эту землю можно было сдавать в аренду для получения денежного вознаграждения на содержание священнослужителя и поддержания церковного имущества в надлежащем виде, либо обрабатывать самостоятельно, силами членов сельского общества, являвшихся одновременно членами церковной общины. В-третьих, немецкие поселения не остались без внимания фонда имени императора Александра III, в этих населенных пунктах строились школы ведомства МНП на средства фонда, а в последующие годы - и на средства Переселенческого управления. Отношение к немецким переселенцам в каждом конкретном случае определялось точкой зрения того или иного губернатора, уездного чиновника, поэтому в ряде случаев исследователи говорят о создании благоприятных условий и поощрении немецкого землевладения в Сибири, в других случаях чуть ли не о гонениях и предвзятом негативном отношении к колонистам-немцам.

В 1909 г. заведующим переселенческим делом в Акмолинском районе Фон Штейном было предпринято анкетное обследование переселенческих участков, в результате которого были получены следующие данные: православных 93, 75 % старообрядцев 0, 34 баптистов 0, 59 молокан 0, 27 штундистов 0, 06 проч. сектантов.0,30 лютеран 3,12 католиков 1, 46 магометан 0, 69 прочих исповед. 0,02 .

По статистическим данным, к 1915 г. в Западной Сибири проживало уже более 80 тыс. немцев, которые имели в своем землевладении и землепользовании около 750 тыс. десятин земли . По вероисповеданию это были, в основном, лютеране, меннониты и католики. Лютеране проживали в Тарском уезде Тобольской губернии, Омском и Акмолинском уездах Акмолинской области, Семипалатинском и Павлодарском уездах Семипалатинской области, Змеиногорском и Барнаульском уездах Томской губернии. Меннониты чаще всего селились вдоль Транссибирской магистрали: в Петропавловском и Омском уездах Акмолинской области, Тюкалинском уезде Тобольской губернии, Каинском уезде Томской губернии. Католики основали свои поселения в Кокчетавском, Петропавловском и Омском уездах Акмолинской области, в Барнаульском уезде Томской губернии.

Современники вспоминают, что меннонитские поселения выгодно отличались от лютеранских и католических в силу как большего стремления к налаживанию быта с точки зрения особенностей конфессионального менталитета, так и по причине материальной помощи материнских колоний — мест выхода переселенцев. Католические поселения также нельзя назвать однородными (в отличие от меннонитских, о которых говорили, что они похожи одно на другое, как яйца). Так, Новинка (Грюнфельд - Зеленополье) была большой зажиточной деревней со значительным количеством красивых деревянных крестьянских домов. В Новинке существовал искусственный пруд, два красивых березовых колка, заботливо обнесенных оградой. В огородах у поселян произрастало большое количество различных овощей и фруктов, саженцы которых были вывезены из Поволжья. Свои приусадебные участки они обрабатывали при помощи локомобиля, купленного в 1912 г. у австрийской фирмы. Локомобиль топили соломой, которую складывали в огромные кучи на краю деревни. С другой стороны, католическая немецкая деревня Лондон (Терекши) имела довольно неприглядный облик: все дома в ней глинобитные, хотя и аккуратно побелены, стены разрисованы, в том числе имели место нарисованные окна, на манер баварских1.

В силу местных климатических и природных условий (помним, что большей частью немцев-переселенцев водворяли на жительство в степи - будь то Барабинская, Ремовская или Кулундинская), где ощущался недостаток леса и деревянные постройки считались роскошью, - большинство колонистов возводили свои дома и надворные постройки из традиционного местного строительного материала - камыша и глины. Не всякий камыш и не всякая глина пригодны для качественного строительства, поэтому белую глину и камыш для строительства добывали в баганских болотах. Стены и потолки внутренних помещений штукатурили и белили также белой глиной. Поверхности стен обычно расписывали орнаментом, который либо выдавливали по сырой глине, либо наносили на стену смесью, приготовленной из сажи и молока. Наиболее распространенным видом настенных украшений являлись «шпрахи» -красочно оформленные изречения религиозного содержания".