Введение к работе
Актуальность темы исследования. В связи с ростом духовности, сохранением культуры, возрождением религиозных традиций народов в современной России проблема взаимодействия общества и власти приобретает особую значимость В соответствии с Конституцией и Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, создание религиозных организаций и групп, право каждого на получение религиозного образования и тд На современном этапе взаимоотношения государства и религии принимают новый, более качественный характер. Поэтому сегодня, когда религиозные деятели и организации выступают субъектом общественно-политической жизни страны, важно обратиться к прошлому опыту взаимоотношения власти и религии Все это способствует активизации научных исследований в области истории государственно-религиозных отношений Появились новые концептуальные подходы в изучении истории конфессий, значения религии в обществе
Своевременность обращения к теме репрессивной политики Советского государства протав религии, священнослужителей обусловлена необходимостью возрождения духовности, традиций, обычаев народов России, реализации прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ
В этой связи актуальным представляется изучение политики Советского государства в отношении религии и духовенства, особенно в период утверждения моноидеологии и ликвидации носителей других идеологий. Большое значение имеет раскрытие сущности репрессивной политики против священнослужителей, форм и методов ее реализации, извлечения уроков из трагических страниц прошлого
Объектом данного исследования является история отношения Советского государства к духовенству в 1917 - 1940-е гг., показанная на примере Калмыкии в контексте общей атмосферы в стране
Предметом исследования определены различные формы взаимоотношений Советского государства и духовенства на разных этапах истории, репрессивные меры, применявшиеся к служителям культа
Целью настоящей диссертации является комплексное исследование политики репрессий Советского государства против духовенства в 1917 -1940-е гг. в Калмыкии, всех видов репрессивных мер
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие научные задачи:
исследовать законодательную базу Советской репрессивной политищ против духовенства, раскрыть негативные последствия процесса претворения ее в жизнь,
обозначить основные направления развития взаимоотношений между государством и церковью при Советской власти,
рассмотреть деятельность государственно-партийных органов Калмыкии в реализации антирелигиозной политики, основные виды репрессий против духовенства,
проанализировать правовой статус и экономическое положение духовенства
Историография проблемы. Литература по истории духовенства обширна и многопланова опубликованы монографии, научные статьи, доклады, сообщения Историографию рассматриваемой темы в соответствии с ее хронологией и содержанием можно разделить на три основных этапа первый этап (1917 - 1930-е гг., советский период) -пропаганда атеизма и начало массированного наступления на религию, второй этап (1940 -1980-е гг, советский период) - идеологическая борьба на научной основе, третий этап (с 1991 г. по настоящее время, постсоветский период) - изменение политики государства к религии
Первый этап (1917 -1930-е гг, советский период) - пропаганда атеизма и начало массированного наступления на религию Начальные два десятилетия Советской власти - период ее установления и упрочения -ознаменовались разрушительными действиями по отношению к религии. Публикации 1920 -1930-х гг носили резко обличительный характер, основное их содержание сводилось только к борьбе с «реакционным духовенством», «религиозным дурманом»1.
В трудах по религиозной тематике, опубликованных в 1920-1930 гг, религия представлялась исключительно как политический и
Ленин ВИ Полное собрание сочинений М, 1979 Им 5-е Т 12 С 142 - 147, Т 17 С 415 - 426, 429 - 438
идеологический противник Советской власти2 Для них были характерны идеологическая заданность, декларативность, односторонний взгляд на деятельность духовенства, а главное - необъективность в оценке государственно-религиозных отношений3
Советская историография периода с 1918 по 1930-е гг в Калмыкии представлена в основном антирелигиозной публицистикой. Главным образом, это были небольшие брошюры, газетные и журнальные статьи, в которых акцент делался большей частью на надуманной реакционной роли ламаизма
Четкую атеистическую, пропагандистскую направленность имели и публикации видных калмыцких общественных деятелей АЧ Чапчаева4, ХБ Канукова5,АМ Амур-Санана6, У Д Душана7 и других8,-выходившие как на русском, так и на калмыцком языках Не отличаясь новизной постановки вопроса и не претендуя на научность, тем не менее калмыцкие издания той поры представляют определенный интерес для исследователей
Ярославский Е М 10 лет на антирелигиозном фронте М , 1927, его же Об очередных задачах антирелигиозной пропаганды среди национальностей // Антирелигиозное 1937 № 11 С 4
'Религия - опиум для народа Сб антирелигиозных материалов Куйбышев, 1937, Религия и классовая борьба (Материалы) Всесоюзная коммунистическая партия Московский областной комитет Отдел агитации, пропаганды и печати М , 1930, Религия - враг науки Сб статей Куйбышев, 1938, Красиков ПА Советская власть и церковь М , 1920, Религия и современный капитализм Союз воинствующих безбожников СССР Уральский областной совет Свердловск, 1930 и др
«Чапчаев А Ч Калмыки и Октябрьская революция // Три года борьбы астраханского пролетариата Астрахань, 1920 С 33-42
'Кануков ХБ Избранные статьи, речи и выступления (1918 - 1927 гг) Элиста, 1973, его же Влияние духовенства ламаитов на экономику верующих // Калмыцкая степь (Хальмгин тег) 1930 Я» 3 - 4 С 75-82, его же Галын Окн Тенгр (Огнепоклонство у ламаитов-буддистов) // Калмыцкая степь (Хальмгин тег) Астрахань, 1928 № 8 - 9 (11 - 12) С 83 - 89, его же Будда-ламаизм и его последствия Астрахань, 1928 и др
6Амур-Санан А М Мудрешкин сын Элиста, 1979 С 73
7Душан УД Вредные обычаи и суеверия у калмыков и борьба с ними М, 1928 -55 с , его же Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии Этнографический сборник № 1 Элиста, 1976 С 5 - 88
'Шучинов Э Религиозная работа в системе партпросвещения // Калмыцкая степь (Хальмгин тег) 1928 №8-9(11- 12) С 53 - 55, Долгий К А Роль гелюнгов в жизни калмыка и наши задачи // Вестник Калмыцкого обкома 1925 № 2 - 3 (28 - 29) С 59 -60, Майоров Б Первый шаг (по антирелигиозной пропаганде) // Вестник Калмыцкого обкома 1924 № 1 - 2 (19 - 20) С 23 - 24, его же Калмыки в сетях ламаизма // Вестник Калмыцкого обкома 1923 № 9 (18) С 44 - 48 и др
В этих работах нашли отражение особенности и этапы антирелигиозной борьбы9
Второй этап (1940 - 1980-е гг, советский период) - идеологическая борьба на научной основе
В годы Великой Отечественной войны появление заметных исследований по проблемам взаимоотношений государства и конфессий не отмечено Новый виток интереса к религии был вызван только в послевоенные годы Работы этого периода отличаются тем, что в них главным требованием антирелигиозной пропаганды становится научность атеистических исследований Сущность нового подхода к борьбе с религией заключалась в раскрытии иллюзорного характера всех религиозных представлений о мире и человеке, социальной природы религии, роли в общественной жизни и выполняемые ею функции10. Эти вопросы регулярно освещались в сборниках статей «Вопросы атеизма», «Вопросы
5 Амосов НК Октябрьская революция и церковь М, 1939
10 Окулов АФ Научное мировоззрение и атеистическое воспитание М, 1976 - 87 с , его же Ленинское атеистическое наследие и современность М , 1986 - 126 с , его же Социальный прогресс и религия М, 1982 121 с, Персиц ММ Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917 - 1919 гг) М, 1958 - 200 с , Шахнович МИ Ленин и проблемы атеизма М - Л, 1961 - 671 с, его же Новые вопросы атеизма Социологические очерки Л, 1973 -240 с Воронцов Г В Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917 - 1937 гг) Л, 1973 - 176 с, его же Массовый атеизм Становление и развитие Л, 1983 - 183 с, Лукинский ФА Спор, так спорі (О работе с верующими) М, 1964 - 102 с , Гордиенко НС Атеизм и религия в современной борьбе идей критика клерикального антикоммунизма Л , 1982 - 175 с, его же Современное православие и его идеология М, 1963 - 205 с , его же Основы научного атеизма М , 1988 - 303 с, Ярославский ЕМ Библия для верующих и неверующих М , 1977 - 375 с , Маркс К и Энгельс Ф Об атеизме, религии и церкви М , 1986 - 670 с , Научный атеизм и атеистическое воспитание Сб статей Минск, 1989 - ПО с, Научный атеизм, религия и современность Новосибирск, 1987 - 335 с, Демьянов А И Факты против размышлений (Миф о «религиозном возрождении» в СССР и его несостоятельность) - Воронеж, 1989 - 126 с, Арутюнов С А, Жуковская НЛ Ламаизм и ранние формы религии М, 1977 - 200 с , Жуковская НЛ «Святые» реликвии миф и действительность М, 1987 - 107 с, Москалец ВП Религиозный культ особенности функционирования и пути преодоления Киев, 1987 - 116 с, На пути к свободе совести М, 1989 - 493 с , Зоц В А Духовная культура и атеистическое воспитание М, 1978 - 120 с, Денисов В П Религия и атеизм чувашского народа Чебоксары, 1972 - 478 с
научного атеизма»" Большими тиражами выходили в свет настольные книги атеиста, словари, брошюры12
Определенным продвижением в разработке рассматриваемой проблемы стали работы историков И Эйнгорна13, И Я. Трифонова14 Дискриминационная политика по отношению к служителям культа -лишение избирательных прав раскрывалась в отдельных работах К примеру, об этом писал А И Лепешкин в своем труде «Советы - власть трудящихся (1917 -1936)», посвященном рассмотрению избирательного законодательства, организации и деятельности местных органов Советской власти, проведению выборов, реализации активного и пассивного избирательного права15
Отечественная историография исследуемой темы вплоть до конца 1980-х гг представлена трудами, в которых основное внимание уделялось изучению процесса становления, развития и утверждения атеистических воззрений в СССР
Что касается историографии Калмыкии, то исследования на данную тему с 1940 г. по 1960 г отсутствуют в связи с Великой Отечественной войной и депортацией калмыцкого народа в восточные районы страны Первые труды калмыцких ученых по религии появились только в начале 1970-х гг В исследованиях последующего десятилетия буддизм в основном представлялся как пережиток прошлого Публиковались собственно буддоведческие исследования, издавались научные сборники, например, «Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма»16 Проблемы лишения избирательных прав затрагивал и профессор В.Б Убушаев17 Было опубликовано несколько исторических исследований, анализирующих обновленчество как движение и причины его раскола. Этому посвящена
" Вопросы научного атеизма / Академия общественных наук при ЦК КПСС, Институт научного атеизма, М , 1966, Вопросы атеизма Респ межведомственный сборник / Киев гос ун-т им ТГ Шевченко - Киев, і 966,
12Настольная книга атеиста М , 1987 - 430 с , Краткий научно-атеистический словарь / АН СССР, Ин-т философии М, 1964 - 642 с , Воспитать атеиста. М, 1988 -25 с
" Эйнгорн И Союз несбывшихся надежд // Наука и религия - 1987 - № 2 - С 23 -24
14 Трифонов И Я Раскол в русской православной церкви (1922 - 1925 гг) // Вопросы
истории - 1972 - № 5 - С 64-77
15 Лепешкин А И Советы - власть трудящихся М , 1966
16 Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма Сб научных трудов Элиста,
1980
17 Убушаев В Б Укрепление советов в Калмыкии Элиста, 1972
статья Ю О. Оглаева18, а также работы Г.Ш Дорджиевой, в которых были уточнены факты, касающиеся истории калмыцкого духовенства, и научно переосмыслены государственно-церковные отношения, характерные для первых лет существования Советской власти19. Издавались книги, затрагивающие историю ламаизма и православия, описывались обряды и праздники, как, например, работы У.Э. Эрдниева, УД Душана, Р.В Неяченко20
В статье И И Орехова «Ламаистское духовенство Калмыкии в начале XX века», опубликованной в научном сборнике «Ламаизм в Калмыкии», были приведены подробные данные о количественном составе духовенства по улусам на июль 1917 г и проанализированы решения I съезда буддистов, состоявшегося в июле 1917 г. в г Астрахани21. В 1987 году появился сборник научных трудов, в которых подробно исследовались вопросы, посвященные истории калмыцкого буддизма22. Вопросы христианизации калмыков были рассмотрены в статье Г Ш Дорджиевой23
Третий этап (с 1991 г по настоящее время, постсоветский период) -изменение политики государства по отношению к религии
С демократическими преобразованиями в обществе связан новый этап в отечественной историографии, характерными чертами которого являются освобождение от идеологических шаблонов и расширение источниковой базы Нормой становятся выбор острых тем для исследований,
"Оглаев Ю О Обновленческое движение ламаистского духовенства в Калмыкии в 20 - 30-х годах // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста, 1980 С 71 -93
"Дорджиева ГШ Ламаистские хурулы (монастыри) и духовенство Калмыкии во второй половине XIX начале XX в // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма Элиста, 1980 С 23 - 43, ее же Социальная роль ламаистской церкви в Калмыкии (последняя треть XVII - первая половина ХГХ вв) Автореф дисс канд ист наук - М, 1976 и др
"Эрдниев УЭ Калмыки Элиста, 1980, Душан УД Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник Элиста, 1976 Вып № 1 С 5 - 88, Неяченко РВ Внедрение в быт новых обрядов и обычаев как составная часть атеистического воспитания // Социалистический образ жизни населения Калмыцкой АССР опыт, проблемы, задачи совершенствования Элиста, 1987 С 122 - 130
"Орехов ИИ Ламаистское духовенство Калмыкии в начале XX века. Элиста, 1977 С 50-55
"Вопросы истории ламаизма в Калмыкии Элиста, 1987 - 132 с
"Дорджиева ГШ Христианизация калмыков во П-й половине ХГХ в // Проблемы общественной жизни народов Северного Кавказа в дореволюционный период Ставрополь, 1985 С 156-183
представление на суд научной общественности исторических фактов, ранее не обсуждавшихся, что явственно прослеживается в работах В А Алексеева, АН Кашеварова,ДВ Поспеловского.МИ Одинцова,ОЮ Васильевой, МЮ Крапивина, Н Л Жуковской, М А Бабкина, А.И Андреева и других24.
Вопросы лишения служителей культа избирательных прав преимущественно рассматривались исследователями в комплексе других проблем". В последние годы появилось немало диссертационных исследований26, касающихся вопросов буддизма
Среди научных работ, увидевших свет в рассматриваемый период, следует особо отметить книгу К Н. Максимова «Трагедия народа
24Алексеев В А Иллюзии и догмы М, 1991 - 400 с , Кашеваров А Н Государство и Церковь из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви СПб, 1995, его же Государственно-церковные отношения в советском обществе 1920 - 1930-х гг (новые и малоизученные вопросы) СПб, 1997, его же Православная российская церковь и советское государство (1917 - 1922) Москва, 2005 -437 с и др, Поспеловский Д В Русская православная церковь в XX веке М, 1995, его же Тоталитаризм и вероисповедание М , 2003 - 655 с, Одинцов М И Государство и церковь в России XX век М , 1994, его же Хождение по мукам // Наука и религия -1990 - № 5 - С 8 -10, № 6 С 12 - 13, № 7 С 56 - 57, № 8 С 19 - 21 , Васильева О Ю Русская православная церковь и Советская власть в 1917 - 1927 гг // Вопросы истории - 1993 - № 8 - С 40-54, Крапивин МЮ Противостояние большевики и церковь (1917 - 1941 гг) Волгоград, 1993, Покровский НН Политбюро и церковь 1922 - 1923 Три архивных дела // Новый мир - 1994 - № 8 - С 186-213, Уйманов В Н Репрессии Как это было (Западная Сибирь в конце 20-х - начале 50-х годов) Томск, 1995 - 336 с , Кан А С Постсоветские исследования о политических репрессиях в России и СССР // Отечественная история - 2003 - № 1 - С 120-132, Жуковская НЛ Возрождение буддизма в Бурятии пробтемы и перспективы М, 1997
- 24 с , Бабкин М А Святейший Синод Российской православной церкви и свержение
монархии в 1917 г // Вопросы истории - 2005 - № 2 - С 97-109, Андреев А И О
закрытии высшей буддийской конфессиональной школы Цаннид-Чойра в Калмыкии //
Orient Альманах Вып 1 СПб, 1992 С 152-158
"Фицпатрик Ш Классы и проблемы классовой принадлежности в советской России 20-х годов // Вопросы истории - 1990 - № 8 - С 16-31, Тихонов В И Лишение избирательных прав в Москве в 1920 - 1930-е годы Новые архивные материалы и методы обработки М, 1998 /ВИ Тихонов, В С Тяжельникова, ИФ Юшин Рец Бородкин Л И, Рогалина Н Л // Отечественная история - 1999 - № б - С 164 - 166 и др
"Жамсуева Д С Агинские дацаны как памятники истории и культуры Автореф дисс канд ист наук Улан-Удэ, 2000 - 26 с, Курышева Э В Государственная политика в СССР по охране памятников истории и культуры и развитию музейного дела в 1918
- 1941 гг (На материалах Нижнего Поволжья) Дисс канд ист наук Астрахань,
2004
репрессии в Калмыкии (1918-1940-е гг )27, в которой рассматривается общая репрессивная политика Советского государства на примере Калмыкии В исследовании Г Ш Дорджиевой «Буддийская церковь в Калмыкии в конце XIX - первой половине XX века»28 показаны история обновленческого движения калмыцкой церкви и религиозная политика Советской власти в Калмыкии, С С Белоусов29 в своем труде рассматривает процессы становления и развития церковно-приходской системы в Калмыкии в досоветский период Приведенные в статье А Н. КЬманджаева «Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе» данные свидетельствуют об увеличении количества хурулов и численности ламаистского духовенства в 1914 г30
Большую научную ценность и познавательный интерес представляют работы Э П Бакаевой31 В книге исследователя И В Борисенко32 приведен список священнослужителей, подвергшихся репрессиям в Калмыкии в 1930 - 1940-е гг Кроме того, вышла статья Е Н Бадмаевой, посвященная церковной политике Советского государства в Калмыкии33
К середине 1990-х гг калмыцким исследователям удалось значительно увеличить источниковую базу, расширить границы в постановках тем34
"Максимов КН Трагедия народа, репрессии в Калмыкии (1918 - 1940-е гг) М, 2004 -311 с
иДорджиева ГШ Буддийская церковь в Калмыкии в конце ХГХ - первой половине XX века М, 2001 - 181 с
"Белоусов С С Православные приходы в Калмыкии в XIX - XX вв (1806 - 1917 гг) Элиста, 2003 - 160 с
мКоманджаев А Н Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе (конец ХГХ - начало XX в) // Orient Альманах Вып 1 СПб, 1992 С 145-151
"Бакаева Э П Ламаизм в Калмыкии XVII - начала XX вв Историко-этнографическое исследование Автореф дисс канд ист наук Москва, 1989, ее же Из истории деятельности А Доржиева в Калмыкии // Наука и высшая школа в Калмыкии Элиста 2000 № 3 - 4 (5 - 6) С 196 - 205 и др
"Борисенко ИВ Храмы Калмыкии Элиста, 1994 - 120 с и др
"Бадмаева ЕН Церковная политика советского государства в Калмыкии в 1921 -1922 гг // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге Ш тысячелетия Материалы конференции г Элиста, 19 - 21 сентября 2000 г СПб , 2000 - 212 с С 203 - 205
"Орлова К В Цанид Чоре в Калмыкии // Бурят-монголы накануне ГО тысячелетия опыт кочевой цивилизации Россия - Восток - Запад в судьбе народа 24-28 августа 1997 Улан-Удэ, 1997 С 111-112, Церенов ВЗ Эркетени земля и люди // Элиста, 1977 С Ш - 117, Гордеев А Тюгмюд Гавджи // Мандала - Элиста - 1988 - № 8, 9 -С 10-11, Сартикова ЕВ Хурульные буддийские школы в Калмыкии // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге Ш тысячелетия Материалы конференции Элиста, 19 - 21 сентября 2000 г СПб, 2000 С 137 - 139 и др
В монографии КН Илюмжинова и КН Максимова «На пути к демократии», посвященной вопросам формирования в Калмыкии органов государственной власти, истории проведения выборных кампаний, также затронута тема лишения избирательных прав35 Представляет определенный интерес работа А Моисеева о положении Русской православной церкви в 1920 - 1930-х гг36, а также ряд статей ГШ Дорджиевой37, продолжающей исследования по проблемам духовенства Исследователь А Н Басхаев в своих статьях «Начало репрессий против калмыцкого духовенства», «Репрессии против калмыцкого буддийского духовенства в 20 - 30-х гг XX в.» и др38 на основании редких документов, впервые введенных в научный оборот, показывает истинное положение священнослужителей в период разгула неслыханных в истории гонений на церковь
"Максимов К Н , Илюмжинов К Н На пути к демократии Элиста, 1998 - 288 с
"Моисеев А Война с церковью Русская Православная церковь в Калмыкии в конце 20 - 30-х гг XX в // Теегин герл (Свет в степи) - 1997 - № 6 - С 96 - 105
"Дорджиева ГШ Обновленческое движение в Калмыкии // Бурят - монголы накануне Ш тысячелетия опыт кочевой цивилизации Россия - Восток - Запад в судьбе народа (24 - 28 августа 1997 г) Улан-Удэ, 1997 С 109 - ПО, ее же Религиозная политика советской власти в Калмыкии // Религии мира История и современность Ежегодник М, 1999 С 164 - 166, ее же Архивные документы о репрессиях в отношении калмыцкого духовенства // История и культура монголоязычных народов источники и традиции 14 - 18 сентября 1999 г Ч 2 Элиста, 1999 С 45 - 46, ее же Буддизм в духовном возрождении калмыцкого народа // История и современность 6-7 марта 1994 г Нальчик, 1994 С 76 - 78, ее же К вопросу о судьбе памятников буддийской культуры в 20 - 30-х годах (на материалах Калмыкии) // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия Материалы конференции г Элиста, 19-21 сентября 2000 г СПб, 2000 С 141 - 144
38Басхаев А Н Репрессии против калмыцкого буддийского духовенства в 20 - 30-х гг XX в // Политические репрессии в Калмыкии в 20-40-е гг XX в Сб научных трудов Элиста, 2003 С 30 - 53, его же Начало репрессий против калмыцкого духовенства (1929 - 1932 гт) // Теегин герл (Свет в степи) - 2000 - № 4 - С 93 - 105, его же Политика советского государства в отношении ламаистской церкви Калмыкии во второй половине 20-х годов XX в // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге Ш тысячелетия Материалы конференции г Элиста, 19-21 сентября 2000 г СПб , 2000 С 109 - 113, его же Ламаистская церковь Калмыкии // Теегин герл (Свет в степи) - Элиста. - 1996 - Я 6 -С 110-121, его же Калмыцкие хурулы в начале XX в // Теегин герл (Свет в степи) - Элиста. - 1997 № 6 С 88 - 95, его же Калмыцкая церковь в первые годы Советского государства (1918 - 1920 гт) // Калмыкия - субъект Российской Федерации история и преемственность Матер респ науч конф ,6-7 октября 2005 г Элиста, 2005 С 283 - 289
В 2006 г вышла в свет монография К В Орловой, в которой рассматривается более чем двухвековая история христианизации калмыков, берущая начало с момента добровольного вхождения в состав Российского государства и прерванная Октябрьской революцией 1917 г. В ней проанализированы методы, формы применявшиеся православной церковью для христианизации калмыков и ее результаты39
Таким образом, в религиоведческих трудах исследуемых периодов большей частью рассматриваются вопросы атеистической пропаганды, а в изданных в последние годы книгах содержатся лишь фрагментарные сведения об антирелигиозной борьбе Несмотря на актуальность и научную значимость, вопросы политики Советского государства в отношении духовенства в Калмыкии в рассматриваемый период недостаточно разработаны даже при наличии солидной историографии До сих пор отсутствуют какие-либо полные исследования взаимоотношений власти и духовенства не только на региональном уровне, но и в целом по России.
Источниковая база исследования представлена большим количеством различных опубликованных и неопубликованных документальных материалов С учетом информативной значимости весь комплекс используемых в исследовании источников можно разделить на следующие группы
1 Законодательные акты Относительно религии государственное законодательство представлено комплексом законодательных актов среди которых особое место занимают Конституция РСФСР 1918 г, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г)40 Кроме указанных законов, деятельность исполнительных органов в этой сфере регулировалась и другими нормативными актами, принятыми наркоматами внутренних дел и просвещения. Большое значение для определения государственно-религиозных отношений имело постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929 г) Для данного исследования важно было не только привлечь
"Орлова К В История христианизации калмыков середина XVII - начало XX в М Воет лит, 2006 - 207 с, ее же Миссионерская деятельность в Большедербетовском улусе // Кочевая цивилизация Великой степи современный аспект и историческая перспектива Мат-лы Элиста, 2002 С 164-169, ее же Деятельность священников-калмыков в Калмыцкой степи // Российское монголоведение Бюллетень V М, 2001 С 325 - 331
*Тидулянов П В Отделение церкви от государства полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного суда РСФСР и других социалистических республик М, 1926
законодательные акты центральной власти, но и проанализировать местное правотворчество Применение и анализ законодательных документов ЦИК и СНК КАССР позволили выявить особенности антирелигиозной политики на местах
-
Документы и материалы советских и партийных органов, общественных организаций Наибольшее количество источников находится в фондах Национального архива Республики Калмыкия Основной комплекс материалов по исследуемой проблеме сосредоточен в фондах Калмыцкого обкомаКПСС(ф П-1) и Калмыцкого облисполкома (ф Р-3) Здесь хранится официальная переписка органов и ведомств, осуществлявших антирелигиозную политику - Калмыцкого Центрального исполнительного комитета (КалмЦИК), Совета Народных Комиссаров Калмыцкой Автономной Советской Социалистической Республики (СНК КАССР), Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), Народного комиссариата просвещения (НКПрос), ОПТУ41 В диссертации также использованы документы улусных органов государственной власти, позволяющие проследить реализацию антирелигиозной политики центральных и местных властей42 Новыми источниками, оказавшими неоценимую помощь в разработке данной проблемы, послужили документы, опубликованные в сборнике «Совершенно секретно Лубянка- Сталину о положении в стране (1922 -1934 гг)», вышедшем в свет в 2001 г43
-
Судебно-следственные документы В последнее время в связи с рассекречиванием прежде закрытых фондов архивов стали доступны многие ценные материалы В частности, гриф секретности снят с документов ОПТУ, касающихся религиозного движения в 1920-х гг, они выделены в отдельные единицы хранения
4. Делопроизводственная документация Комплекс использованной в исследовании делопроизводственной документации можно разделить на
"Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК) Ф П -1 Оп І ДЦ 232, 291, 17, 53, 59, 51, 214, 4, 5, 17, 32,44, Оп 2 Д 105, 280, Ф Р-3 Оп 2 Д 280, 368, 371, 508а, 509, 790, 812, 1304, 1302, 1369, 1541, 1783, 1918, Оп 5 Д 44, Оп Юс Д 173, 178, 181, 185, 245 и тд
«НА РК Ф Р-112, ф Р-82, ф Р-10, ф Р-63, ф Р-21, ф Р-42, ф Р-49, ф Р-96, ф Р-81, ф Р-84, ф Р-87, ф Р-85, ф Р-116, ф Р-19
''Совершенно секретно Лубянка - Сталину о положении в стране (1922 - 1934 гг) // Сборник документов М , 2001
организационную, распорядительную, учетно-контрольную и текущую. Наибольшую ценность для изучения данной проблемы представляет распорядительная документация К исследованию также была привлечена учетно-контрольная документация
Важное место среди делопроизводственной документации как государственных, так и религиозных учреждений занимает текущая переписка, позволившая изучить во всей последовательности связь государственных организаций с учреждениями духовенства по наиболее актуальным вопросам Ценным оказалось также использование такого вида переписки, как письма граждан в государственные органы
-
Статистические материалы К этому виду документации относятся отчеты районных культкомиссии о количестве хурулов, церквей и служителей культа в республике, об осужденных за политические преступления
-
Периодическая печать Распространению идеологических установок партии в области религии способствовали средства массовой информации «Разоблачающие» духовенство материалы публиковались на страницах центральных и региональных изданий общественно-политического характера «Правда», «Красный калмык», «Ревдольган» («Революционная волна»), специализированных газет и журналов «Безбожник», «Атеист», «Антирелигиозник» и др Были использованы в работе и материалы периодической печати последних лет44.
Введение в научный оборот исторических источников общероссийского и местного значения, их сравнительное изучение способствовали более глубокому исследованию данной проблемы. Это позволило выявить особенности антирелигиозной борьбы партийных и советских органов против буддийского духовенства.
Методологической основой исследования стали основополагающие принципы историзма, научной достоверности и объективности Для решения поставленных задач в исследовании использованы такие общеисторические методы как историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный
Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период
"«Известия Калмыкии» - 1998, 1999, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг, «Хальмг унн» - 1992, 1994, 1997, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гт, «Комсомолец Калмыкии» - 1979, 1991 гг, «Вечерняя Элиста» - 2003 г, «Элистинские новости» - 2003 г, «Элистинская панорама» - 2005 г, «Молодежь Калмыкии» - 1992 г
с 1917 г по 1940-е гг Начальный рубеж обусловлен временем установления Советской власти и периодом формирования новых основ государственно-религиозных отношений, принятия нормативных актов, регулирующих организационную деятельность духовенства, определяющих его правовой и социальный статусы. Конечный рубеж исследования обозначен началом 1940-х годов, когда в силу объективных причин, связанных с Великой Отечественной войной антирелигиозная политика государства приобрела более либеральный характер
Территориальные границы исследования охватывают места расселения народов (калмыков, русских и др.). исповедующих буддизм, православие, ислам и проживающих в Калмыкии - Калмыцкой автономной области, преобразованной в 1935 г в Калмыцкую АССР.
Научная новизна предлагаемой диссертации заключается в постановке проблемы, те в привлечении внимания к истории взаимоотношений религии и Советской власти. Исследование представляет собой обобщающий труд по изучению репрессивной политики Советского государства против духовенства в Калмыкии Впервые на примере отдельно взятого региона в комплексе рассмотрены основные этапы репрессий, виды карательных мер, применявшихся против духовенства, особенности их реализации Новшеством является и то, что в диссертации полно исследованы лишение священнослужителей политических прав, в тч избирательных, ограничение в свободе выбора работы, а также экономические репрессии В научный оборот введены новые документы, способствующие более глубокому раскрытию темы исследования, осмыслению происходившего - решения об арестах, протоколы допросов, постановления о ссылках священнослужителей, о закрытии и разрушении храмов
Практическая значимость заключается в том, что предлагаемый материал может быть использован при дальнейшем исследовании и теоретически углубленном изучении данной темы, подготовке монографий, разработке учебных курсов отечественной истории и программ по краеведению для ВУЗов, а также при совершенствовании систематизации архивных фондов, составлении к ним научно-справочного аппарата.
Содержание и выводы диссертации могут представлять интерес для местных органов власти при определении принципов взаимоотношений с религиозными объединениями
Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на двух международных и двух
республиканских научных конференциях Результаты исследования отражены в докладах и 5 авторских публикациях
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений