Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ЗАУПОКОЙНЫЙ ЧИН ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 41
1.1 Становление православного Заупокойного чина 41
1.2 Формирование разновидностей заупокойных чинопоследований и их литургических особенностей 54
1.3 Художественная драматургия Заупокойного чина 73
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИТОРОВ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ ДРЕВНЕРУССКИХ КАНОНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ЗАУПОКОЙНЫХ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯХ 79
2.1 Поиски путей возрождения национальных традиций творчества. Придворные композиторы XIX в. Н. М. Потулов 80
2.2 Деятельность А. А. Архангельского 102
2.3 Композиторы «Нового направления» и Заупокойный чин 114
Глава 3. ВОПЛОЩЕНИЕ РУССКИМИ КОМПОЗИТОРАМИ. ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАУПОКОЙНОГО ЧИНА В КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 133
3.1 Создание А. Д. Кастальским цикла «В ечная память героям» 133
3.2 Работа русских композиторов Х1Х-начала XX в. по возрождению жанра причастного заупокойного концерта 145
3.2 Деятельность учеников С. В. Смоленского по увековечению его памяти 158
Заключение 166
Список источников и литературы 175
Приложение 195
- Становление православного Заупокойного чина
- Поиски путей возрождения национальных традиций творчества. Придворные композиторы XIX в. Н. М. Потулов
- Создание А. Д. Кастальским цикла «В ечная память героям»
Введение к работе
Период конца XX - начала XXI вв. ознаменован пристальным интересом к богатейшему историко-культурному наследию Русской православной церкви, которое, вследствие господствовавшей в стране идеологии государственного атеизма, долгое время находилось «под спудом». Глобальные социально-идеологические преобразования в обществе повлекли за собой переоценку ценностей, открытие надолго забытых пластов отечественной духовной культуры.
Богослужебная певческая культура как система является обширной областью исследования, включающей в себя различные стилистические направления, жанровое многообразие песнопений, местоположение и время исполнения которых строго регламентировано церковным Уставом, а также деятельность мастеров, создававших эти произведения. Данная работа посвящена истории деятельности выдающихся русских композиторов по развитию Заупокойного чина Православной церкви в России XIX - начала XX в.
Православная заупокойная служба наилучшим образом выражает христианскую концепцию смерти как перехода от жизни временной к вечной, поэтому погребальные ритуалы носят не столько печальный, сколько трогательно-торжественный характер: в них нет места унынию, отчаянию и безысходности. Скорбь и просветление — вот два чувства, которые находят выражение в молитвословиях и песнопениях, исторически составивших древний Заупокойный чин.
Заупокойный обряд Православной церкви является синкретичным действом, в котором музыкальное оформление играет доминирующую роль. Статичность, с визуальной точки зрения, погребально-поминального обряда, компенсируется его богатым художественным содержанием, разнообразием звучащих в нем жанров церковной гимнографии. Практически вся заупокойная служба, за исключением молитвословий и
воззваний священнослужителя, апостольского и евангельского чтений, исполняется нараспев (пропевается), что делает Заупокойный чин Православной церкви уникальным явлением отечественной и мировой духовно-музыкальной культуры.
Если католическая заупокойная служба - реквием - более детально изучена и в историческом, и в музыкально-теоретическом плане, то православному заупокойному богослужению должного внимания в отечественной науке не уделялось. А между тем это явление обрядовой культуры с христианской точки зрения отвечает на актуальный для большинства религиозных систем и философских учений вопрос о жизни и смерти, о воскресении из мертвых, о преодолении телесной смерти бессмертием души. Кроме того, исследование песнопений Заупокойного чина православной традиции открывает широкие историко-культурные перспективы, так как рубеж XX-XXI столетий ознаменован мощным творческим подъемом в области духовно-хорового исполнительства.
Развитие отечественной медиевистики включило в круг научных и художественных интересов памятники древнерусского певческого искусства, в том числе и песнопения Заупокойного чина. Об этом свидетельствуют многоголосные обработки данных песнопений в творчестве композиторов указанного периода. Многие богослужебные жанры, в том числе и заупокойные чинопоследования, на рубеже XIX— XX столетий перестали носить сугубо прикладной характер и получили самостоятельную творческую жизнь. Наряду с безымянными, так называемыми «обиходными» напевами заупокойной службы, стали создаваться авторские циклы песнопений отпевания и панихиды, историю создания которых предполагается рассмотреть в данной работе. Некоторые из этих произведений были основаны на цитировании древнерусских распевов, другие отличались оригинальным тематическим материалом.
Одной из особенностей авторских интерпретаций песнопений Заупокойного чина является либо преобладание в них церковно-канонического начала, отсюда их скромное, «клиросное» звучание, либо усиление тенденции концертности, что выдвинуло на передний план масштабность замысла, использование сложного комплекса исполнительских ресурсов хора, привнесение в объективно-возвышенный духовный строй заупокойного чинопоследования драматизма, личных эмоционально окрашенных элементов, что не соответствовало христианской концепции смерти как перехода от временной жизни к вечной. Поэтому одним из критериев анализа данных сочинений является степень соответствия данных циклов структурным и литургическим особенностям Заупокойного чина, отсюда возможны выводы о церковно-канонической либо об индивидуальной авторской интерпретации заупокойных песнопений.
В рассматриваемый период, древние Православные заупокойные напевы в многоголосной обработке стали исполняться не только в церкви, но и получили самостоятельную жизнь на профессиональной сцене, а отдельные песнопения цитировались композиторами в небогослужебных жанрах: симфоническом, оперном, кантатно-ораториальном. Многие выдающиеся деятели отечественного музыкального искусства обращались в своём творчестве к тексту заупокойной службы, например М. П. Мусоргский, С. И. Танеев, П.,И. Чайковский; в светских сочинениях, когда того требовал сюжет, цитировали заупокойные песнопения, особенно напев «Со святыми упокой», получивший и в народном сознании и в композиторской практике статус устойчивой мигрирующей интонации, выражающей обобщенный образ-символ смерти в разнообразных аспектах её проявления. Деятельность целого ряда выдающихся и великих русских композиторов по развитию поминально-погребального обряда Русской православной церкви, а также интегрирование заупокойных песнопений в
профессиональном музыкальном искусстве, привела к тому, что они стали достоянием не только отечественной, но и мировой культуры.
Степень изученности темы. Если комплексному изучению деятельности русских композиторов XIX - начала XX столетия по развитию погребально-поминального обряда Православной церкви специального внимания в исторической науке не уделялось, то отдельные аспекты проблемы освещались в различных работах отечественных авторов.
Первая группа работ представлена литературой по истории православного церковного богослужения и литургике. Это работы, внесшие важный вклад в изучение исторических этапов формирования Заупокойного чина и развития его канонических основ.
Капитальным трудом в области исторической литургики является монография М. Скабаллановича, освящающая историю становления и развития богослужебных чинопоследований Православной церкви1. Специального раздела, посвященного формированию Заупокойного чина в данном исследовании не содержится, однако в каждом из рассматриваемых исторических периодов подмечаются важные изменения, произошедшие в структуре и содержании заупокойного богослужения. В частности, ученый указывает, что в I - II вв. поминовение мучеников и обыкновенных умерших практически не различалось, в III в. происходит их постепенная дифференциация, а в молитвословиях о упокоении усопших появляются прошения о прощении прегрешений. Практически не затрагивая вопрос о конкретном содержательном наполнении древнего Заупокойного чина, автор подробно освещает стабильные и изменяемые процессы, связанные с обрядовой стороной богослужения.
Скабалланович М. Толковый Типикон. — М., 2000. (Репринтное издание 1910).
Глубоким исследовательским подходом в освящении вопросов, связанных с церковным Уставом, отличается двухтомный труд С. Булгакова1. Помимо всесторонних указаний практического характера, в издании содержится обширная справочная информация, ссылки на источники и труды отечественных и зарубежных авторов, в качестве примеров приводятся многочисленные случаи из богослужебной практики. Специальный раздел посвящен заупокойным чино-последованиям, причем доминирующая роль отводится автором «Чину погребения мирских человек» как наиболее востребованному в церковноприходской деятельности. С. Булгаков подробнейшим образом рассматривает обрядовые действия, совершаемые при погребении, объясняет каждый структурный элемент Заупокойного чина и действия священнослужителей, служащих алтаря, чтецов и певцов при его совершении2. Исторические сведения приводятся автором также и к «Чину погребения священников», где сообщается о начале погребения архиереев по священническому чину в 1767 г., согласно Указу императрицы Екатерины II (до этого над усопшими архиереями совершался «Чин иноческого погребения») . Кроме того, исследователем приводятся данные о зарождении в 1548 г. по воле царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского Макария традиции совершения так называемых «царских» панихид, просуществовавшей до 1917 г.
Вопросы богослужебной практики и требования церковного Устава при совершении общественного и частного богослужения, к которому
Булгаков С. Настольная книга для священно-церковно-служителя. В 2-х т. - М., 1993. (Репринтное издание 1915 г.).
2 Там же.-С. 1350.
3 Там же.-С. 1357.
относится и Заупокойный чин, освещены в работе К. Никольского . Это издание носит, преимущественно дидактический характер, но в нем содержатся ценные сведения о древних обрядах погребения, в частности указывается на традицию захоронения в естественных или искусственно высеченных пещерах. Данный обычай, по сведениям автора, генетически восходит к Ветхозаветному культу, присутствуя в обрядовых действиях христиан приблизительно до V в. Раскрываются пути формирования погребально-поминального обряда и его усложнения.
История христианской церкви в I-XI вв. изложена в работе М. Э. Поснова . Во вступительном разделе автором дана подробная историография вопроса, обоснована периодизация. Исследуя богослужебные и обрядовые традиции раннего христианства, исследователь проследил их генетическую взаимосвязь с Ветхозаветным богослужением, для чего осуществил ретроспективный обзор культовых особенностей иудейской религии. Сопоставляя христианское богослужение с иудейским, ученый пришел к выводу, что культ Иерусалимского храма с его кровавыми жертвами не оказал влияния на христианское суточное богослужение, за исключением часов для молитвы. Черты преемственности наиболее рельефно прослеживаются с более одухотворенными синагогальными службами. Таким образом, от иудейского богослужения христианская церковь заимствует следующие элементы: чтение Священного Писания, пение, проповедь и молитву, наполняемые христианским содержанием . В свете формирования литургических форм, автором затронута проблема обрядовых действий, совершаемых при погребении. Не предпринимая попытки реконструкции
1 Никольский К. Учебный Устав Богослужения. В 3-х т. - М., 1999. (Репринтное
издание 1915 г.).
2 Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения церквей в 1054 г.). -
Брюссель, 1964.
3 Там же.-С. 205.
древнего Заупокойного чина, автор указывает, что тела усопших переносились к месту погребения при пении молитв и псалмов, в преднесении светильников, масличных и пальмовых ветвей. До IV-V вв. оставались в употреблении подземные захоронения, наверху которых обычно строились церкви1.
История Русской церкви с периода принятия христианства в 988 г. до восстановления Патриаршества на Руси в 1917 г. освящена в работе Н. Тальберга . Предложенная автором периодизация отразила основные этапы в жизни государства и церкви. В каждом изучаемом периоде один из разделов посвящен богослужебной жизни. Так при освящении исторических событий XVIII в., исследователем указывается на установление в 1767 г. священнического, а не монашеского, как было ранее, погребения архиереев3. Заключительный раздел издания посвящен церковному пению XIX - начала XX столетия. В нем затронута проблема происхождения Придворного напева в первой трети XIX в., освящены основные этапы деятельности придворных композиторов. Ученый подчеркивает значение трудов Д. С. Бортнянского, П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова и других для развития богослужебного пения4. Исследователем отмечены труды композиторов «Нового направления» в русской духовной музыке по возрождению национальных традиций творчества. Несмотря на то, что деятельность данных композиторов в сфере развития погребально-поминального обряда практически не затронута, в данной работе рельефно очерчен исторический фон эпохи, приводятся ссылки на источники, исторические события в жизни Русской
Поснов М. Э. История христианской церкви ... - С. 502. 2 Тальберг Н. История Русской церкви.- Jordanville, N. Y.: Holy Trinity Monastery: Типогр. преп. Иова Почаевского, 1959. Там же.-С. 716. 4 Там же.-С. 866-884
православной церкви приведены в их последовательности и логической взаимосвязи.
Проблеме выявления литургических особенностей заупокойного богослужения Православной церкви посвящена специальная работа А. Сахарова1. В ней ученый классифицирует заупокойные чинопоследования, проводя смысловую параллель между их формой и содержанием. Исследователь производит сравнительный анализ некоторых структурных элементов Заупокойного чина с аналогичными в богослужениях Первой и Страстной седмиц (недель) Великого поста, приходя к выводу об их глубокой символической и структурной взаимосвязи. В книге практически не содержится исторических сведений, но глубоко и всесторонне освящаются уставные особенности заупокойного богослужения.
Обрядовая сторона Чина погребения и ее богословское обоснование нашли выражение в работе М. Лебедева . Автором сопоставлены древний и современный Чины погребения, дан обзор подготовительных обрядовых действий, выявлены традиции погребения иудеев и римского язычества. Работа содержит многочисленные ссылки на источники, преимущественно Священное Писание и патристическую литературу.
Гимнографическая деятельность Иоанна Дамаскина всесторонне освещена в статье монахини Игнатии . Здесь приводится подробная биография песнотворца с использованием агиографических источников, классифицируются и характеризуются основные сферы его деятельности - богословская, догматическая, публицистическая, церковно-гимнографическая. Излагая церковное предание о начале творческого
1 Сахаров А. О поминовении усопших по уставу Православной церкви. - СПб., 1995. Лебедев М. Последование чина погребения мирян: история, смысл и литургические особенности. - Загорск, 1983.
Игнатия, монахиня. Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гамнографическом творчестве // Богословские труды. — № 23. — М., 1982.
пути Иоанна Да*маскина, автор касается истории создания заупокойных песнопений. Пытаясь «приблизить» и изложить в более доступной форме события VIII в., монахиня Игнатия сопоставляет параллельные места в жизнеописании святого и поэме А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин», содержащей в одной из глав художественное изложение истории создания Заупокойных песнопений.
Освящение истории формирования и развития христианской религии на основании анализа документов, трудов античных и церковных историков, предпринял коллектив авторов1. В работе излагаются предпосылки возникновения христианства и дальнейшие пути его развития. Показаны этапы эволюции религиозного учения от момента зарождения, бытования отдельных общин, до становления четкой иерархической организации. Материалов по истории Заупокойного чина, имеющих непосредственное отношение к теме диссертационного исследования, в этом издании не содержится, однако обширные сведения, богатые фактические данные позволяют воссоздать исторический фон исследуемого периода. Достоинством труда является объективность, свобода от каких-либо идеологических установок.
Таким образом, в указанных трудах получили разработку отдельные аспекты истории о путях и условиях формирования заупокойных чинопоследований Православной церкви, предпринят анализ богослужебно-уставных указаний, позволяющих осмыслить церковно-канонический аспект Заупокойного чина.
Вторую группу составляют труды по изучению истории древнего певческого искусства Русской православной церкви, составляющего основу богослужебно-обрядовых действ, в том числе и Заупокойного чина, и отечественной духовно-музыкальной культуры.
История религии / В. В. Винокуров, Л. П. Забияко, 3. Г. Лапина и др. / Под общ. Ред. И. Н. Яблокова. - М., 2002. - Т.2.
Одним из первых к проблеме исследования истории древнерусского церковно-певческого искусства обратился церковный иерарх, митрополит Евгений (Болховитинов), подчеркнувший бедственное состояние современного ему богослужебного пения и предпринявший попытку показать самобытность древних церковных распевов. Работы этого церковного деятеля, несмотря на недостаточную теоретическую разработку проблемы, ознаменовали качественно новый исторический этап в освящении вопросов, связанных с богослужебным пением. Благодаря работам митрополита Евгения становление, развитие и современное состояние церковно-певческого искусства стали предметом научного интереса последующих ученых.
Заслуга в осуществлении публикации и исследовании документов, касающихся деятельности мастеров древнерусского певческого искусства принадлежит историкам В. М. Ундольскому и И. П. Сахарову2. Ими сделан обстоятельный обзор древнерусских музыкально-исторических и музыкально-теоретических трактатов, певческих сборников. Однако, исследование творчества древних музыкантов носит, скорее описательный (вслед за источниками), нежели обобщающий и теоретический характер.
Выдающееся значение в истории изучения русского православного богослужебного пения принадлежит трудам отечественного ученого-медиевиста Д. В. Разумовского3. Работы автора основаны на детальном
1 Евгений (Болховитинов). Историческое рассуждение вообще о древнем
христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской Церкви. Изд. 2-е. -
СПб., 1804; Он же. О русской церковной музыке // Отечественные записки- СПб.,
1821.-С. 145-157.
2 Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. - М., 1846;
Сахаров И. П. Исследования о русском церковном песнопении. - М, 1849.
Разумовский Д. В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения.- М., 1863. Он же. Церковное пение в России // Муз. академия. - 1999- №1-4; 2000.-№1-4.
палеографическом изучении памятников древнерусского певческого искусства. Впервые исследователем была представлена целостная, последовательная история развития отечественного богослужебного пения, в ней обоснована периодизация, содержится богатейший фактический материал, ссылки на источники и нормативные акты. В одном из разделов автором была рассмотрена проблема происхождения первого в XIX столетии многоголосного заупокойного цикла - Панихиды анонимного «Придворного напева». Ученым также было выдвинуто утверждение о синтетическом характере мелодического фонда этого произведения1, обозначены этапы деятельности придворных композиторов по разработке мелодического фонда Придворного напева и развитию богослужебного пения, в том числе и заупокойного чина Православной Церкви.
Исторический обзор богослужебного пения 1-Х вв. произведен в статье А. Никольского . Автор предлагает и обосновывает историческую периодизацию, дает характеристику каждого периода и указывает наиболее выдающихся песнотворцев и деятелей церковно-певческого искусства. В своей статье он обстоятельно характеризует деятельность Иоанна Дамаскина по кристаллизации богослужебной и певческой систем Православной церкви. А. Никольским дан обзор и характеристика пения Западной церкви, выявлены черты сходства и вскрыты глубокие различия. Кроме того, автором подчеркнута преемственность византийского и русского богослужебных обрядов.
Работа по изучению истории православного богослужебного пения и обряда в 20-е гг. XX столетия была продолжена А. В. Преображенским
Разумовский Д. В. Церковное пение в России // Муз. академия. - 2000. - № 4.- С.56.
2 Никольский Л. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х вв. (1916 г.)
// О церковном пении: Сб. статей. - М., 1997. - С.27-61.
3 Преображенский А. В. Культовая музыка в России. - JT., 1924.
и Н. Ф. Финдейзеном . Их работы прослеживают эволюцию церковно-певческого искусства с древнейших времен до начала XX столетия. Оба исследователя касались проблемы развития творчества в условиях средневекового канонического искусства.
Исследование по истории русского богослужебного пения, имеющее обобщающее значение, было опубликовано И. Гарднером. В нем автор сопоставляет точки зрения различных исследователей предшествующего периода. В поле зрения ученого вошло творчество практически всех деятелей церковно-певческого искусства. Второй том исследования охватывает период XIX - начала XX в. Ученый полемизирует с рядом утверждений Д. В. Разумовского, в частности о периодизации и генезисе Придворного напева, возникновение которого он относит ко второй половине XVIII столетия2. Деятельность Придворных композиторов, за исключением недолговременной работы М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Смоленского, оценивается Гарднером критически. Сам факт издания «Полного круга песнопений, издавна употреблявшихся при Высочайшем Дворе», унификационная деятельность Капеллы по распространению Придворного напева, цензура духовно-музыкальной литературы вызывает негативную реакцию ученого и рассматривается им как своеобразная творческая «агрессия», посягательство на местные певческие традиции и композиторское творчество.
История становления и развития Придворной певческой капеллы с момента основания ее в качестве хора государевых певчих дьяков и современное автору состояние Ленинградской государственной
1 Финдейзеи Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. - Вып. 2. - М., Л., 1928.
Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви.-Т.2. Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery. - Yordanvill, New York, 1982.- C.287.
академической капеллы им. М. И. Глинки прослежена в работе А. Ершова1. В книге изложены биографические сведения о композиторах и служащих Придворной певческой капеллы, прослежены этапы ее развития в контексте исторических событий государства. Акцент сделан автором не только на исполнительской, но и на педагогической и культурно-просветительской работе главного хора Российского государства. Автором издания также приводятся сведения об издании «Круга песнопений, издавна употреблявшихся при Высочайшем Дворе», что имеет непосредственное отношение к деятельности придворных композиторов первой половины XIX в. по развитию погребально-поминального обряда Православной церкви.
К исследованию истории Заупокойного чина и особенностей его преломления в музыкальном творчестве специально обратился С. 3. Трубачев . Ему принадлежит заслуга исторического обзора данной жанровой сферы с эпохи древнерусского искусства до начала XX столетия, а также заслуга введения в научный оборот следующих сочинений: Панихиды Придворного напева, заупокойных циклов видных русских композиторов Д. М. Яичкова, С. В. Смоленского, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского. Работа отличается сочетанием исторического, религиозно-философского, и музыковедческого подходов к раскрываемой теме. Автором осуществлен семантический анализ кульминационного песнопения Заупокойного чина - кондака «Со святыми упокой».
Исторические аспекты развития профессионально-музыкального искусства в России XVI-XVII вв. исследованы в монографии
Ершов А. Старейший русский хор. - Л., 1978.
Трубачев С. Песнопения панихиды в русской музыке // Журнал Московской Патриархии. - 1985. -№12. - С.64-77.
Н. П. Парфентьева . Систематизируя основные виды деятельности хоров государевых и патриарших певчих дьяков, ученый сообщает, что наряду с прочими обрядами, певчие главных хоровых коллективов участвовали и в Чине погребения лиц царской семьи и ее ближайших родственников. Исследователем приводится факт участия «царевых певчих дьяков да патриарховых певчих дьяков» в отпевании отца царицы Марии Ильиничны 20 мая 1668 г., а также участия в погребении самой царицы 3 марта 1669 г.2 Отметим, что традиции особо торжественного «царского» погребения и поминовения имели продолжение и в последующие исторические периоды.
Проблемы эволюции творческого мышления русских церковных композиторов освещены в монографии Н. С. Гуляницкой . Ученый на материале богослужебных песнопений различных авторов XIX столетия выстраивает целостную картину истории развития русского многоголосия указанного периода. В сферу научных интересов исследователя входят произведения как маститых, так и малоизвестных композиторов, в том числе и авторов, обращавшихся в Заупокойному Чину Православной церкви. Данная работа позволяет сфокусировать внимание на особенностях индивидуального авторского подхода к песнопениям Заупокойного Чина.
Своеобразная историческая реконструкция музыкальной жизни первых христианских общин содержится в книге выдающегося отечественного искусствоведа Е. В. Герцмана4. На основании изучения трудов церковных деятелей, историков, анализа документов, сопоставления прямых и косвенных источников, исследователь воссоздает атмосферу богослужения первых христианских общин и прослеживает развитие христианской церковной гимнографии от
Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты России XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. - Челябинск, 1991.
2 Там же...С. 33.
3 Гуляницкая Н. С. Русское «гармоническое» пение (XIX век). -М., 1995.
Герцман Е. В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних
христианских общин-М., 1996.
момента ее зарождения до IV в., периода активного становления иерархической организации церкви и кристаллизации канонических основ религиозного культа. Автором выявляются черты преемственности раннего христианского богослужения с Ветхозаветным, а также рельефно очерчиваются основные этапы становления и развития богослужебных форм нового религиозного учения. Примечательно, что отдельна глава посвящена Е. В. Герцманом заупокойным службам первых христиан, где на основании немногочисленных литературных памятников первых христианских веков, воссоздаются формы, их содержательное наполнение, причем подчеркивается отсутствие четкой дифференциации музыкального материала, и описывается, наиболее устойчивая к изменениям, обрядовая сторона заупокойного богослужения первых христиан.
Проблема творческой деятельности в условиях средневекового канонического искусства на примере творчества мастеров древнерусского пения исследуется в монографии Н. В. Парфентьевой1. Автором разработан метод поформульного сравнения древнерусских музыкальных произведений, на основании которого изучается преломление общих творческих принципов эпохи в сочинениях отдельных мастеров (Ф. Крестьянина, В. Рогова, И. Лукошкова, Ф. Субботина и др.). На основании изучения творчества мастеров и музыкально-теоретических трудов средневековых авторов, ученым делается вывод о неоднозначном отношении к творчеству в области музыкального искусства. Данное исследование помогает постичь канонические основы церковного искусства в эпоху Средневековья, на основании . чего возможно определение критериев канонического искусства в эпоху позднего романтизма, модернизма, что важно для
1 Парфеитьева II. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков).—Челябинск, 1997.
постижения канонических основ Заупокойного чина и их преломления в композиторской творческой деятельности.
Освещению истории воплощения древнерусских традиций в творчестве русских композиторов XX столетия посвящен труд Н. В. Парфентьевой и Н. П. Парфентьева1, в котором дана историческая периодизация рассматриваемого явления, представлена разработанная авторами типологическая классификация духовной музыки, изучен, систематизирован обширный исторический и музыкальный материал, на примере творчества А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова и др., а также выявлены основные направления и закономерности творческого процесса отечественных композиторов XX в. при обращении к каноническим церковным жанрам и к сфере христианской «духовности» в более широком смысле. Учеными рассматриваются новаторские черты стиля композиторов «Нового направления» в русской духовной музыке, в том числе на примере таких выдающиеся сочинений А. Д. Кастальского как Кондак и Икос Панихиды2 и оратории «Братское поминовение»3.
Среди трудов по истории развития духовно-музыкальной культуры отметим и работы, посвящены изучению заупокойного богослужения западных христиан.
Глубоким исследованием в области изучения истории музыкальной культуры является монография Л. Н. Шаймухаметовой, содержащая разработки автора в области методологии семантического анализа «классической музыкальной темы»4. Ученым уделяется особое внимание семантической функции средневековой секвенции, ставшей
Парфентьева Н. В. Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века.- Челябинск, 2000.
2 Там же.-С. 44.
3 Там же.-С. 109.
4 Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. - М., 1998.
неотъемлемой частью католической заупокойной мессы и зазвучавшей во многих симфонических произведениях разных авторов, времен, стилей. ИсследователехМ подчеркивается, что «напеву удалось сохранить не только однозначность образной символики через ее связь с темой смерти в возвышенно-философском понимании, но и утвердить себя в качестве ее «вечной» эмблемы»1. Данное исследование способствует выявлению художественного и образного строя заупокойного богослужения западных христиан, вследствие чего возможен сравнительный анализ с Православным чином погребения.
В одном из новых изданий, исследующих латиноязычную гимнографию, авторами приводятся оригинальные тексты песнопений католической церкви на латинском языке с художественным переводом, кроме того, рассматриваются крупные циклические формы, в том числе месса и реквием, анализируются основные исторические этапы формирования их структуры2. Авторами справедливо подмечено, что история реквиема показывает, что он может рассматриваться как более древний и аутентичный вид самой службы мессы, то есть в реквиеме собственно «месса» как литургический обряд и действие представлена ярче, чем в известных авторских многоголосных обработках. Таким образом, на основании выявления канонических основ католической заупокойной службы «Реквиема» возможен его сравнительный анализ с православным чином погребения.
История развития католической заупокойной мессы «Реквиема» в зарубежном и отечественном музыкальном искусстве прослежены в
1 Там же.-С. 13. Лебедев С. Поспелова P. Musica latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. - СПб., 2000.
работе Л. К. Игнатьевой . Исследуя реквием в западноевропейской музыке, исследователь подчеркивает его первородную связь с культовой традицией католической церкви, отмечает, что его эволюция связана с усилением светских тенденций и авторского «вторжения» в его канонический строй. Обращение отечественных композиторов к жанру реквиема связано с политикой государственного атеизма после 1917 г. и, вследствие этого, длительным запретом на православную религиозную тематику в искусстве. Кроме того, сложившаяся форма предполагает свободу для композиторского творчества. Автором дается типология отечественных реквиемов и их характеристика, выявляется деятельность отечественных композиторов по развитию данного жанра2.
Среди трудов по истории русской духовно-музыкальной культуры особое место занимают работы, посвященные творческой деятельности отечественных композиторов XIX — начала XX столетия.
Обширная отечественная литература посвящена изучению деятельности и творчества М. П. Мусоргского. Заслуга возрождения внимания к личности этого композитора в первой трети XX столетия принадлежит отечественному ученому В. М. Беляеву3. Им выдвинут ряд положений, развитых впоследствии в научных трудах (опора музыкального тематизма на речевую интонацию, влияние древнерусской культовой традиции на музыкальное мышление Мусоргского и др.).
В монографии Г. Хубова прослежены основные вехи жизненного и творческого пути композитора4. В первой части книги автором написана
1 Игнатьева Л. К. Историческое развитие зарубежного и отечественного реквиема:
вариации на тему жанра // Вопросы современного музыкознания: Межвуз. сб. науч. тр. —
Челябинск, 2003. - С. 15-31.
2 Там же. - С. 26.
3 Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. - М., 1972. (Авторская рукопись
датирована 1927 г.).
4 Хубов Г. Мусоргский. - М., 1969.
подробная биография композитора, охарактеризована эпоха, в которую жил и творил Мусоргский, основные мысли и чаяния его современников. Автором также прослежена история становления «Могучей кучки», очерчен круг взаимоотношений членов балакиревского кружка, место в нем М. П. Мусоргского, отмечены основные вехи становления стиля композитора, произведен анализ сочинений. Наиболее объемный раздел исследования охватывает зрелый период творчества композитора, историко-культурный, музыкально-тематический разбор опер «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых использованы интонации песнопений православного Заупокойного чина.
Особенностям музыкальной драматургии М. П. Мусоргского посвящена монография Р. Ширинян1, в которой автором прослежена эволюция оперного стиля композитора, сформулированы его эстетические принципы и мировоззренческие установки.
Черты новаторского стиля композитора рельефно очерчены в критических статьях отечественного музыковеда М. Сокольского2, в которых автор указывает, что композитором были введены «новые для искусства своего времени люди, по-новому увиденные и услышанные»3.
Исследованию новаторских, обращенных к музыкальному искусству XX столетия, аспектов творчества М. П. Мусоргского посвящена коллективная монография4. Исследование раскрывает широкий круг актуальных для современной науки проблем. В 1990-е гг. появляется целый ряд работ освещающих самые разные аспекты истории жизни, деятельности и творчества М.П. Мусоргского5. Среди них
1 Ширинян Р. Оперная драматурия Мусоргского. — М., 1981.
2 Сокольский М. Мусоргский. Шостакович. Стравинский. - М., 1983.
3 Тамже.-С9.
4 М.П. Мусоргский и музыка XX века: Сб. статей / Ред.-сост. Г. Головинский. - М.,
1990.
5 Трембовельский Е. Модальное развитие - одна из основ мышления Мусоргского //
Муз. академия.—1993- №1.- С. 187-192; Сабинина М. К развязке драмы совести в
выявлению литургического элемента в творчестве Мусоргского посвящена работа Т. Щербаковой1.
Достаточно обширна и отечественная историография творчества великого русского композитора П. И. Чайковского, однако исследуемая проблема вызывает необходимость сконцентрировать внимание лишь на некоторых аспектах его деятельности.
Интересные мысли, тончайшие наблюдения над музыкой П. И. Чайковского содержатся в сборнике статей Б. В. Асафьева. Глубокие прозрения о символическом строе музыки оперы «Пиковая дама»,2 история создания, драматургия, интонационный строй, образные характеристики героев выстраивают особое пространство. Ученым подчеркивается использование православного надгробного напева «Молитву пролию» в 5-й картине оперы.
Основным принципом исследования в монографии Г. Домбаева стал не историко-хронологический, а жанровый подход, позволивший систематизировать все творческое наследие Чайковского3. В разделе, посвященном хоровому творчеству a cappella исследователем приводятся фактические данные и о духовном наследии композитора, в том числе о времени создания Причастного стиха «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»4, к которому мы обращаемся в данной диссертации.
Истории деятельности и творчества С. И. Танеева также посвящен ряд монографических изданий. Особо выделим книгу Л. Корабельниковой, в
«Борисе Годунове» // Муз. академия.- 1993. - №1. - С.193-196; Головинский Г., Конотоп Л. Мусоргский и древнерусская певческая традиция // Муз. академия. — 1993. -№1. - С.203-206; Головинский Г. Мусоргский и фольклор-М., 1994.
1 Щербакова Т. «Жизнь, где бы не сказалась...»: Литургический элемент в творчестве Мусоргского // Муз. академия - 1999. - № 2. - С. 127-137.
Асафьев Б. В. Пиковая дама// О музыке Чайковского.-Л.,1972.-С. 327-362. Домбаев Г. Творчество П. И. Чайковского -М., 1958. 4 Там же...С. 284.
которой стиль композитора рассмотрен в широком социально-историческом и культурологическом контексте1. Автором особое внимание уделяется деятельности композитора по созданию кантаты «Иоанн Дамаскин», композиционной основой которой является Православный надгробный напев «Со святыми упокой».
Одной из немногих научных работ, освещающих историю жизненного и творческого пути выдающегося русского композитора А. А. Архангельского является монография А. Ткачева . Однако в ней акцентируется исполнительская, общественная деятельность, анализируются светские произведения и обработки русских народных песен, а обширная область духовной музыки композитора автором практически не затронута.
Подробный обзор истории творческой деятельности
П. Г. Чеснокова и А. Д. Кастальского предпринят К. Дмитревской . Работа отличается вдумчивым, глубоким подходом к излагаемому материалу, обилием фактической информации. Однако, акцент в данном издании делается, преимущественно на истории создания композиторами светских сочинений, тогда как о духовном наследии - наиболее ценной части творчества данных композиторов - лишь упоминается. Книга не свободна от идеологических установок советского периода, что является печальной приметой времени и обедняет ее содержание.
Отдельно творчество А. Д. Кастальского в контексте эстетики «Нового направления» исследовано и С. Г. Зверевой . Работа содержит наиболее полную информацию о жизненном и творческом пути композитора, анализ его основных сочинений. Подобно тому, как в
1 Корабельникова Л. Творчество С. И. Танеева.-М.: Музыка, 1986.
2 Ткачев Д. Александр Андреевич Архангельский-Л., 1974.
3 Дмитревская К. Русская советская хоровая культура.-М., 1974.
4 Зверева С. Г. Александр Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба.-М.: Вузовская
книга, 1999.
интерьерах храма сочетались иконы старинного и современного письма, в литургических чинопоследованиях - древний Устав с особенностями современной богослужебной практики, так же характерной особенностью сочинений Кастальского являются сопоставления и сосуществование древнерусских и современных пластов1. Особое внимание уделяется истории создания крупного циклического сочинения Кастальского -оратории «Братское поминовение». В период творческой зрелости композитором создан цикл «Вечная память героям (Избранные песнопения Панихиды)». Примечательно, что это сочинение является единственным крупным хоровым циклом для смешанного хора в творчестве Кастальского. Структура католического реквиема с латинским текстом, положенные в основу оратории «Братское поминовение», в цикле «Вечная память героям» были заменены церковно-славянским языком и последованием канонических песнопений панихиды.
Особую группу работ составляют диссертационные исследования, содержащие новейшие научные разработки в области истории музыкальной культуры России. Работа по выявлению церковно-канонического и индивидуального авторского начала в русской духовной музыке рубежа XIX-XX столетий на примере творчества СВ. Рахманинова осуществлена О. А. Урванцевой . Автором прослеживает трансформацию понятия «канон» в разные исторические эпохи на примере творчества композиторов данных периодов. Исследователем изучен весомый пласт русской духовной музыки последних двух столетий с точки зрения соответствия данных сочинений канонической модели богослужения, либо превалировании в них индивидуального авторского начала, рассмотрены различные исторические этапы формирования понятия «автор» в духовной музыке.
1 Зверева С. А. Д. Кастальский...С. 283. Урванцева О. А. Проявление авторского начала в канонических жанрах Русской духовной музыки р>бежа XIX-XX вв. (На примере творчества С. В. Рахманинова): Автореф. дис. канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 1997.
Духовная, философская, религиозная и музыкальная атмосфера «Серебряного века» раскрыты С. В. Черевань1, которая последовательно проводит мысль об особых мессианских чаяниях и эсхатологической направленности философской мысли и искусства рубежа ХІХ-ХХ вв. Кроме того, автор указывает на особую ретроспективность искусства «Серебряного века», стремившегося заглянуть в эпоху Средневековья «через голову» предшествующих столетий.
Исследованию песнопений современного церковного Обихода на примере московской традиции посвящена работа Н. А. Потемкиной . Автор обобщает сложившиеся в ХІХ-ХХ столетиях певческие традиции, подробно исследуя их особенности. Важные выводы и результаты данного исследования опираются и на анализ обиходных заупокойных песнопений русских композиторов.
Таким образом, анализ существующей литературы показывает, что в науке затронуты лишь отдельные стороны заявленной в данной диссертации проблемы, но комплексного изучения истории деятельности русских композиторов XIX - начала XX вв. по развитию погребально-поминального обряда, или Заупокойного чина, Русской православной церкви до сих пор не предпринималось.
Цель исследования заключается в выявлении и изучении основных направлений деятельности композиторов России XIX - начала XX в. по развитию погребально-поминального обряда Русской православной церкви.
Черевань С. В. «Сказание о невидимом града Китеже и деве Февроиии» Н.Л. Римского-Корсакова в философско-художественном контексте эпохи: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Новосибирск, 1998.
Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного Обихода (на примере московской традиции): Автореф. дис. канд. искусствоведения. - Москва, 1999.
Указанная цель определила задачи исследования:
рассмотреть исторические этапы формирования Заупокойного чина
Православной церкви;
выявить историко-литургические особенности заупокойных
чинопоследований;
проследить историю развития художественных особенностей
Заупокойного чина, проанализировав тексты молитвословий, с
точки зрения их семантики;
показать поиск путей возрождения национальных традиций
творчества придворными композиторами первой половины XIX в. и
Н. М. Потуловым на примере их заупокойных сочинений;
рассмотреть деятельность А. А. Архангельского по воплощению
церковно-канонического начала в его «Панихиде»;
осветить деятельность композиторов «Нового направления» по
развитию поминально-погребального обряда в заупокойных циклах
Д. М. Яичкова, С. В. Смоленского, П. Г. Чеснокова;
определить особенности новаторского подхода А. Д. Кастальского
в работе с чинопоследованием Панихиды;
показать деятельность коллег и учеников С. В. Смоленского по
увековечению его памяти;
раскрыть творческую деятельность отечественных композиторов
второй половины XIX - начала XX в. (П. И. Чайковского,
А. Т. Гречанинова, Г. Ф. Львовского, К. Н. Шведова,
П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского) по возрождению жанра
заупокойного хорового концерта;
определить значение деятельности русских композиторов по
развитию поминально-погребального обряда Православной церкви
для истории отечественной духовной культуры.
Объектом исследования данной диссертации является погребально-поминальный обряд Русской православной церкви, произведения которого составляют одно из выдающихся достижений отечественной духовной культуры.
Предметом исследования выступает процесс поиска путей и осуществления творческой деятельности композиторов XIX - начала XX века по развитию музыкального оформления погребально-поминального обряда Православной церкви.
Территориальные рамки охватывают деятельность русских композиторов XIX - начала XX вв. в преимущественно столичных культурных центрах - Санкт-Петербурге, Москве. Это обусловлено тем фактом, что период зрелости и творческой активности у композиторов, уроженцев различных регионов, так или иначе был связан с этими городами. Однако на протяжении XIX столетия эти культурные центры по вопросам, связанным с церковным искусством, находились в своеобразной «духовной оппозиции». Санкт-Петербург как столица государства бы той фокусной точкой, где концентрировались достижения в различных областях, в том числе в музыкальном искусстве и церковном пении. Если в Петербурге поддерживались европейские традиции творчества, с его более светским характером, то Москва, наоборот, выступала за сохранение древнерусских канонических принципов церковного искусства. К концу
XIX столетия Петербург несколько утратил позиции в области развития
богослужебного пения. Доминирующее значение в области возрождения
национальных истоков в отечественной духовной культуре, и в частности в
музыкальном искусстве, приобретает Москва.
Хронологические рамки исследования ограничены XIX - началом
XX в. (до 1917 г.). Указанный период представляет собой цельный отрезок
времени, на протяжении которого осуществлялась деятельность плеяды
выдающихся русских композиторов. С позиций современных научных
знаний можно утверждать, что «массовое» обращение композиторов к
православному Заупокойному чину — это уникальное явление, свойственное исключительно указанному периоду.
До XIX жанровая сфера Заупокойных песнопений как бы
игнорировалась композиторами предшествующего времени
(приоритетными направлениями творчества были циклы Божественной Литургии, хоровые концерты, песнопения Молебна). Согласно мнению некоторых исследователей, Заупокойные чинопоследования до начала XIX столетия исполнялись исключительно в одноголосном изложении1. Автором данного исследования также пока не выявлено циклических многоголосных заупокойных сочинений, датированных XVIII и более ранними столетиями.
Если в первой половине XIX в. осуществляются лишь единичные обращения к Заупокойному чину в творчестве Придворных композиторов и Н. М. Потулова, то рубеж XIX - начала XX столетий ознаменован мощным движением за возрождение национальных традиций творчества, расцветом отечественной палеографии, медиевистики, «открытием» древнерусской иконописи, декоративно-прикладного искусства, богослужебного пения. Деятельность композиторов «Нового направления» (С. В. Смоленского, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, Д. В. Аллеманова, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, Д. М. Яичкова и др.) в духовной музыке ознаменовала качественно новый этап в развитии погребально-поминального обряда Православной церкви, представляя своеобразный синтез церковно-канонического и индивидуального авторского начал.
Хронологически период исследования завершается 1917 г. В этом году издано последнее крупное циклической сочинение в жанре Заупокойной музыки «Вечная память героям» (Избранные песнопения Панихиды) А. Д. Кастальского. Мощное культурное движение рубежа XIX
1 См.: Левашев Е. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова. — С. 9.
- начала XX столетий было прервано трагическим для русского духовного искусства Октябрьским переворотом. Канонические жанры Православной церкви, в том числе и песнопения Заупокойного чина, вплоть до последних десятилетий XX столетия находились под строжайшим запретом. Композиторы советского периода обращались, преимущественно к каноническим жанрам латинской гимнографии. Поэтому деятельность отечественных композиторов XX в. в области заупокойной музыки стала осуществляться преимущественно в жанре католической заупокойной мессы - реквиема.
Таким образом, хронологический отрезок XIX - начала XX в. рассматривается как цельный период, ознаменовавшийся обращением отечественных композиторов к православному погребально-поминальному обряду и деятельностью по развитию и совершенствованию его музыкального оформления.
Методологической основой исследования выступают основополагающие принципы исторической науки - объективность и историзм. Объективность предполагает выявление всех фактов, характеризующих объект и предмет изучения, и как следствие - вскрытие глубинных корней явления и его всесторонний показ в связи с другими категориями исторической реальности. Принцип историзма позволяет исследовать предмет на всех этапах его исторической динамики в контексте общеисторических условий. Выявление и всесторонний анализ исторических факторов и причинно-следственных связей, оказавших влияние на русских композиторов XIX - начала XX в. в ходе развития ими погребально-поминального обряда Православной церкви позволяет найти объяснение многим творческим процессам, определяющим деятельность композиторов указанного периода.
Использованный в работе принцип системности и комплексности подходов позволил решить поставленные в исследовании научные задачи. Лишь комплексное изучение такого многогранного явления, как
композиторская творческая деятельность в канонических жанрах позволяет наиболее верно определить значение этой деятельности для развития погребально-поминального обряда Православной церкви и для отечественной духовной культуры в целом.
В ходе исследования применялся хронологический метод, основанный на выявлении и последовательном расположении событий, что позволяет изучить деятельность русских композиторов Х1Х-начала XX века в ее временной последовательности. Проблемы и сложные вопросы, требовавшие специального рассмотрения в ходе исследования, разрешались с помощью проблемного метода исторического познания.
В исследовании широко использован метод сравнительного анализа. Авторские заупокойные сочинения были сопоставлены с древним архетипом — древнерусскими «Чином погребения мирских человек» и «Чином панихиды», зафиксированными в Синодальном издании 1772 г. На основании такого сравнения делались выводы о канонических аспектах сочинений: о структурном соответствии авторских заупокойных циклов логике Чинопоследования, о характере музыкального языка, опирающемся на интонации древнерусских распевов, либо содержащем оригинальный тематический материал.
Наряду с методами исторического познания, в диссертации применялся метод музыкально-исторического исследования, что позволило рассмотреть Заупокойный чин, как особое музыкальное явление в общем контексте отечественной духовно-обрядовой культуры.
Источниковая база исследования. При написании диссертации использовались опубликованные и неопубликованные источники. По содержанию их можно условно классифицировать следующим образом: 1) историко-литургические памятники, содержащие заупокойные чинопоследования Православной церкви; 2) нарративные источники, в том числе тексты Священного Писания; 3) эпистолярное наследие и
воспоминания русских композиторов XIX - начала XX в.; 4) предисловия, сопровождающие нотный материал песнопений Заупокойного чина, сборники, пособия и т.п., заключающие в себе пояснения авторов, издателей, критиков; 5) периодические издания, содержащие прижизненные публикации выдающихся композиторов, критиков.
Из источников первой группы важнейшее значение в выявлении истории формирования литургических особенностей, структурного, образного и художественного строя Заупокойных чинопоследований имеют тексты Чинов погребения мирян, монахов, младенцев, священников, а также Чина погребения на Пасху и Панихиды. Главным источником богослужебных текстов является Большой Требник1. В нем содержатся все чинопоследования Русской православной церкви, в том числе и заупокойные. Важным источником, содержащим древний богослужебный текст, является «Чин погребения мирских человек», принятый у старообрядцев .
Богослужение Православной церкви строго регламентируется Уставом. Нормы церковного Устава зафиксированы в Типиконе . Именно он регулирует все стороны богослужебной жизни, действия священнослужителя, певчих, место и время совершения заупокойных чинопоследований, определяющие их особенности.
Древние чинопоследования Грузинской церкви, в том числе и заупокойные, с их последующим сравнительным анализом, опубликованы К. Кекелидзе. В издании произведен анализ древнего чина погребения на основании сравнения греческих, грузинских и русских памятников. Ученым также приводится несколько разновидностей Панихиды, на основании
Большой Требник. - СПб., 1995 (Репринтное издание)
Чин погребения мирских человек / Высший старообрядческий Совет. - Вильно, 1899.
3 Типикон. - СПб., 1995 (Репринтное издание)
изучения которых возможно проследить основные исторические этапы развития данного чинопоследования1.
Тексты латиноязычной гимнографии, как крупных циклических структур, таких как Месса, Реквием, так и отдельных песнопений с подстрочными комментариями и художественным переводом, приводятся в сборнике «Musica latina» . На основании анализа текстовых источников и выявления канонических основ католической заупокойной службы «Реквиема» возможен его сравнительный анализ с Православным чином погребения.
Среди источников второй группы особое место занимают священные тексты Ветхого и Нового Заветов. Они являются главными источниками для изучения богословского содержания Заупокойного чина. Во-первых, во всех Чинопоследованиях погребения присутствует Апостостольское и Евангельское чтения; во-вторых, в богослужебных молитвословиях и песнопениях имеются смысловые ассоциации и парафразы на тексты Священного Писания.
Из книг Ветхого Завета наиболее востребованным в богослужебной практике источником, является Псалтирь пророка и царя Давида3. В каждом заупокойном Чинопоследовании (кроме Пасхального) «стихословятся» псалмы № 118, 90 и 50. Тексты молитвословий содержат параллельные места с пророчествами о крестной смерти и воскресении Христовом, содержащимися в Псалтири.
Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. - Тифлис, 1908.
Лебедев С. Поспелова P. Musica latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке- СПб., 2000.
3 Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические).-Nevv Life Campus Crusade For Christ International, 1992.- С 569-640. (Перепечатано с Синодального издания).
Из книг Нового Завета главным источником является Евангелие. Помимо описаний событий, связанных с земной жизнью, крестными страданиями, смертью и воскресением Христа, в тексте излагаются основные положения христианской эсхатологии. Важнейшим элементом Заупокойного чина является чтение фрагментов из Апостольских посланий.
Отдельную подгруппу нарративных источников представляют творения святых отцов. Патристическое наследие выполняет важную роль в описании и характеристике древних погребальных обрядов христианской церкви, позволяет проследить их динамику, выявить стабильные и мобильные элементы богослужения, произвести сравнительный анализ с современными Заупокойными чино-последованиями. Наиболее древний Чин погребения содержится в описании Дионисия Ареопагита,1 анализ которого показывает, что основные структурные элементы, свойственные древнему обряду погребения, - чтение Священного Писания, псалмопение, проповедь, разрешительная молитва - перешли в современную богослужебную практику церкви.
Ценным вкладом в развитие представлений о богослужении древней церкви и духовной жизни первых христиан являются исторические сочинения Евсевия Кесарийского и Сократа Схоластика . В трудах первых церковных историков содержатся ценные сведения об отдаленной эпохе. В «Церковной истории» указанных авторов имеются упоминания об обрядовой стороне погребения. Наиболее полные сведения сообщаются о погребении царя Константина Великого4, положившем начало особенно пышной и торжественной церемонии царского погребения в греческой, а затем и русской церкви.
1 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. - СПб, 1855. - С. 222,223,226. Евсевий Кесарийский. Церковная история // Сочинения. - СПб., 1858. - Т. I.
3 Сократ Схоластик. Церковная история. — СПб., 1850.
4 Евсевий Кесарийский. О жизни блаженного царя Констанигга // Сочинения. -
СПб., 1850.- Т.2.
Важные сведения о конкретном содержательном наполнении древнего Чина погребения содержатся в творении Григория Нисского, повествующего о похоронах своей сестры Макрины, накануне которых «вся ночь, как праздники мучеников, проведена была в псалмопениях»1.
Обрядовой стороны погребения касается и Григорий Богослов: «Оно сопровождается всенародными благословениями, торжествами, шествиями и нашими священными обрядами, всенощными песнопениями, возжжением светильников... И вынос тела становится радостным торжеством, растворяемым печалию»2.
Агиографические источники представлены жизнеописанием Иоанна Дамаскина, в котором повествуется об истории создания песнопений Заупокойного Чина3. К данной группе источников относится также Пролог, книга, содержащая жизнеописание святых на каждый день богослужебного года4.
Третья группа источников представлена эпистолярным наследием и воспоминаниями деятелей отечественной духовно-музыкальной культуры. Изучение этого наследия способствует более глубокому проникновению во внутренний мир композиторов, выявлению особенностей их авторского замысла и драматургии произведений, вскрытию глубинных причин, побудивших к созданию того или иного сочинения.
Достоянием исторической науки является обширное эпистолярное наследие П. И. Чайковского5. Указанное издание включает свыше четырехсот писем, расположенных в хронологическом порядке, которые отражают все важнейшие события жизни композитора, а также факты его творческой биографии. В сборнике представлена переписка Чайковского с
1 Григорий Нисский. Творения. - М., 1871. - С.367. Григорий Богослов. Творения. - М., 1868. - Т.1. - С. 192
3 Житие преподобного Иоанна Дамаскина. - СПб., 1872.
4 Пролог. Январь - апрель. Сентябрь - декабрь. — М., 1879.
5 Чайковский П. И. Избранные письма/Сост. и комм. Н. Н. Синьковской. - М., 2002.
широким кругом лиц; на ее страницах обсуждаются замыслы создания произведений, полемические высказывания, критические суждения. Таким образом, эпистолярное наследие великого композитора является важным источником для изучения его жизни и деятельности.
Новые документы и материалы к биографии и деятельности П.И. Чайковского с комментариями и анализом, а также новые исследования известных документов опубликованы в сборнике статей Петербургской государственной консерватории1. Сборник основан на материалах архивов России и США. Опубликованы 17 неизвестных писем П.И. Чайковского, исследуются нотные рукописи композитора, имеющие непосредственное отношение к теме нашего диссертационного исследования.
Публикация документов и материалов, преимущественно эпистолярного наследия М. П. Мусоргского содержится в издании С. Шлифтенштейна . На страницах писем М. П. Мусоргского к коллегам-композиторам раскрывается его богатый внутренний мир.
Обширный фактический материал содержат воспоминания С. В. Смоленского, охватывающие московский и петербургский период деятельности композитора . Автором дается подробный обзор своей деятельности на посту директора Синодального училища и Придворной певческой капеллы.
Ценные сведения по вопросам развития богослужебного пения, в том числе и об обращении композиторов к Заупокойному чину Православной церкви содержатся в переписке П. Г. Чеснокова с С. В. Смоленским . На
1 Чайковский: Новые документы и материалы: Сборник статей / Отв. ред. Т.З. Сквирская. - СПб., 2003. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 4) Шлифтенштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба.- М., 1975. Смоленский С. В. Воспоминания / Русская духовная музыка в документах и материалах. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - Т. IV.
4 П. Г. Чесноков. Переписка со С. В. Смоленским // Муз. академия. - 1998. - № 2-С. 174-176.
страницах письма П. Г. Чеснокова от 08.03.1907 г. им кратко констатируется факт создания Панихиды № 1, а также обозначен древний знаменный распев, как интонационный источник заупокойного кондака «Со святыми упокой».
Важную роль в постижении внутреннего мира А. Т. Гречанинова играют его письма к В. И. Гречаниновой1. В одном из писем рельефно раскрываются особенности религиозного мировоззрения композитора.
Четвертой группой источников для изучения деятельности композиторов в области развития Заупокойного чина Русской православной церкви являются предисловия, вступительные статьи к нотным изданиям, сборникам, пособиям, содержащие разнообразную информацию, комментарии, раскрывающие замыслы авторов.
Так, жизненный и творческий путь Н. М. Потулова освящен во вступительном разделе к изданию его учебного пособия . Помимо некоторых биографических сведений, подчеркивается важное историческое значение творчества данного композитора для развития национальных традиций в отечественном богослужебном пении, указывается на особый «церковный дух» сочинений композитора. Данный источник проясняет историю создания Панихиды древнекиевского распева Н. М. Потулова.
Вступительный раздел к изданию нотных сочинений А. А. Архангельского, представляющий воспоминания различных лиц, проливает свет на последние годы жизни композитора3.
Важную роль в выявлении деятельности отечественных композиторов по развитию погребально-поминального обряда выполняет и собственно
1 Гречанинов А. Т. Письмо к В. И. Гречаниновой от 22.03.1916 г. Оп>бл.: Рахманова М. П. История русской музыки. В 10 т. - М, 1997. - Т.10А. - С.198.
Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной Российской Церкви (учебное руководство в духовных училищах, семинариях, низших учебных заведениях Министерства народного просвещения). — Вып.4.-М., 1898.
3 А. А. Архангельский. Воспоминания современников. - М., 2001.
нотный материал церковных песнопений. Редкие издания опубликованных Заупокойных сочинений хранятся в Российской государственной библиотеке и библиотеке Московской Духовной академии.
Списки неопубликованных духовно-музыкальных сочинений автором диссертации найдены в библиотеке Синодального училища. Таким образом, впервые введены в научный оборот рукописные произведения коллег и учеников С. В. Смоленского, посвященные его памяти. Всего таких произведений выявлено четыре1.
Пятую группу источников составляет периодическая печать. Здесь содержится обширный материал, представляющий собой прижизненные публикации выдающихся композиторов, критиков, ученых в области исследования богослужебного пения, композиторского творчества, музыкально-теоретической мысли.
Разнообразные сведения по истории русской духовно-музыкальной культуры рубежа XIX—XX столетий находятся в журнале «Хоровое и регентское дело» (1909-1916 гг.). Основные рубрики издания посвящены обзору истории древнего церковного пения, осмыслению его богословских основ, персоналиям отдельных деятелей искусства. Важным разделом журнала является публицистический, позволяющий иметь представление о содержании дискуссий, полемических выступлений по широкому спектру проблем, не потерявшие актуальности и по сей день. К ним относятся публикации, посвященные памяти выдающегося деятеля церковно-певческого искусства С. В. Смоленского, подробные рецензии на заупокойные сочинения П. Г. Чеснокова, краткие заметки о заупокойных богослужениях, где были исполнены исследуемые произведения. Сведения о проведении концерта памяти С. В. Смоленского дают представления о богослужебной и концертной «жизни» сочинений данной жанровой сферы.
1 Никольский Л. В. Упокой Боже раба твоего; Лллеманов Д. В память вечную; Соколов И. Г. Плачу и рыдаю; Чесиоков П. Г. Плачу и рыдаю. См.: Библиотека Синодального училища. Московский Андреевский монастырь. Ф.22.
Для современного исследователя ценным фактическим материалом являются анонсы концертов, рецензии, позволяющие судить о композиторской деятельности, исполнительстве и развитии музыкально-теоретической мысли в изучаемый период.
Остро полемичны высказывания на страницах периодической печати композитора и музыкального критика Н. И. Компанейского1.
Своеобразным творческим манифестом композиторов «Нового направления» стала статья А. Т. Гречанинова, в которой он, обосновывая эстетику нового искусства, попытался примирить понятия «церковность» и «концертность»: «Если музыка соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет «в духе» (церковности)» . Осново-полагающим признаком «церковности» сочинения для композитора является четкая декламация молитвенного текста и синхронное произнесение слов. Что касается мелодического материала, то в возрождении старинных напевов виделся композитором единственно верный путь. Кроме того, А. Т. Гречаниновым была выдвинута концепция демократической и просвещающей церкви, поддержанная другими деятелями «Нового направления».
Важное значение имеет статья А. Д. Кастальского, освещающая жизненный путь и основные направления деятельности композитора, в которой он пишет также об основных подходах и законах творчества «Нового направления»3.
Таким образом, перечисленные основные источники, позволяют решать поставленные задачи.
1 Компанейский Н. И. О стиле церковных песнопений // Русская музыкальная газета. -1902.-№6.
Гречанинов А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений // Московские ведомости. - 1900. - № 53.
3 Кастальский А.Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковном пении // Музыкатьный современник. - 1915. -№ 2.
Научная новизна исследования определяется следующим:
1) на основе разнообразных источников воссоздана целостная история
развития православного заупокойного богослужения с древнейших времен,
выявлены типологические, литургические и художественные особенности
заупокойных чинопоследований;
впервые деятельность композиторов XIX - начала XX вв., связанная с развитием погребально-поминального обряда Русской православной церкви, стала предметом специального исследования, что позволило рассмотреть воплощение ими традиционных и новаторских черт в песнопениях Заупокойного чина;
процесс развития погребально-поминального обряда впервые прослежен в контексте исторических событий;
заупокойные циклы русских композиторов классифицированы с точки зрения их связи с древним первоисточником - «Чином погребения мирских человек», так как для рубежа XIX-XX вв. характерна ретроспективность, желание обратиться к своим истокам и по-новому их осмыслить;
установлено, что песнопения Заупокойного чина древнерусских распевов Синодального издания 1772 г. стали основой «Панихиды» придворных композиторов XIX в. и Н. М. Потулова;
6) выявлены неопубликованные произведения, переписанные с
рукописей авторов - выдающихся деятелей Нового направления:
А. В. Никольского, Д. В. Аллеманова, П. Г. Чеснокова и неизвестного
композитора И. Г. Соколова, посвященные памяти С. В. Смоленского;
7) впервые предпринято источниковедческое исследование таких
крупных циклических сочинений, как Панихида Придворного напева,
Панихида № 1 и «Песнопения из отпевания мирян» П. Г. Чеснокова, а
также сочинений на текст Причастного стиха Г. Ф. Львовского,
П. И. Чайковского, А. А. Архангельского, К. Н. Шведова,
А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова.
8) прослежена история создания и осуществлен источниковедческий анализ заупокойных сочинений П. И. Чайковского, С. В. Смоленского, А. Д. Кастальского, Д. М. Яичкова, П. Г. Чеснокова, занимающих выдающееся место в отечественной духовно-музыкальной культуре.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в девяти научных публикациях. Автором были сделаны доклады на региональных и межвузовских научных конференциях (Челябинск, 2002, 2003, 2004).
Практическая значимость. Результаты исследования и основные положения могут быть использованы при написании обобщающих научных трудов и учебных курсов по истории русской духовной и музыкальной культуры.
Структура работы построена исходя из целей и задач на основе проблемно-хронологического принципа. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
российская
госудлрстпенная
с;>сл;юте;;л
Становление православного Заупокойного чина
Православный обряд погребения начал формироваться с первых веков существования христианства. «Краеугольным камнем» новой религии было учение о преодолении вечной смерти Воскресением Христовым. Сама по себе идея воскресения из мертвых не была новой. Каждое религиозное учение по-своему пыталось ответить на вопрос о жизни и смерти, и идея бессмертия души была свойственна многим религиозным культам древности.
Монотеистическая религия древних иудеев с достаточно разработанным теологическим учением, так же поддерживала идею бессмертия души1. В одном из эпизодов священной истории Ветхого Завета повествуется о воскрешении пророком Елиссеем умершего сына Сонамитянки, родившегося по его благословению.2
Если в книгах Ветхого Завета идея воскресения из мертвых «растворена» в ожидании грядущего Мессии, то в тексте Евангелия таких событий, связанных с чудесным воскрешением умерших, являющихся прообразом всеобщего воскресения, описывается намного больше. Таково воскрешение Иисусом Христом дочери Иаира3, воскрешение в Наине умершего юноши, единственного сына у матери . Одним из центральных Евангельских эпизодов является воскрешение праведного Лазаря: «Лазарь друг наш уснул, Я иду разбудить его». Указанные фрагменты Новозаветных повествований в христианстве воспринимались как непреложные истины, а само Евангелие стало активно прріменяться и как символ и как источник священных текстов в христианском богослужении.
Идея воскресения из мертвых, освященная искупительной жертвой Богочеловека, приобрела в христианстве новое звучание и сакральный смысл, который можно резюмировать Евангельскими словами: «Аз есмъ воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»3. Кроме того, идея вечной жизни и воскресения из мертвых прочно срослась с христианской эсхатологией, став одним из важнейших постулатов вероучения.
В свете евангельских истин, христиане стали устанавливать новые обычаи и обряды и освящать некоторые прежние, воспринятые, прежде всего, от Иудейства. Однако культ Иерусалимского храма, с его кровавыми жертвами, практически не оказал влияния на христианское богослужение, за исключением часов для молитвы. Черты преемственности наиболее рельефно прослеживаются с более одухотворенными синагогальными службами, где наряду с общей молитвой читалось Священное Писание, Закон, Пророки, пелись песни из Псалтири, неотъемлемым элементом была проповедь на темы из прочитанного. Ввиду того, что первые христиане по этническому составу были преимущественно выходцами из иудейской среды, они еще какое-то время продолжали посещать иудейское богослужение. Согласно Священному Писанию, апостолы после Вознесения Христова до
Пятидесятницы ходили ежедневно в храм , но старались держаться отдельно от иудеев2.
Христиане, еще с апостольских времен имели свои богослужебные собрания в первый день недели. Их литургические формы во многом опирались на иудейские. У них так же присутствовало чтение книг Ветхого Завета, получивших в свете евангельских событий новое смысловое наполнение (исполнение пророчеств о Христе). Немаловажную роль играли воспринятые христианством от иудейской традиции способы исполнения песнопений, широко употреблявшиеся в Иерусалимском храме. Антифонное пение осуществлялось попеременно двумя хорами, нередко имело место противопоставление мужских и женских тембров. Широкое распространение получил также респонсорный способ, представлявший диалог солиста, поющего основной текст песнопения, и повторяющегося припева хора.
Таким образом, от иудейского богослужения христианская церковь на раннем этапе заимствует не только основные структурные элементы богослужения, наполняемые христианским содержанием, но и способы организации музыкального материала.
Заупокойное богослужение в первые христианские века (1-Й вв.), по наличию указанных выше структурных элементов, практически не отличалось от общественного богослужения. В обрядовой стороне погребения первых христиан было также много черт преемственности. Например, известно, что первые иудохристиане, как и иудеи, погребали умерших, обвитых пеленами, в естественных или искусственно высеченных пещерах, вход в которые заваливали камнями. Пещера при этом служила и гробом, и могилой. Отметим, что практика подобных захоронений просуществовала до IV-V вв., но над местами погребения христианских мучеников нередко строились церкви.
Поиски путей возрождения национальных традиций творчества. Придворные композиторы XIX в. Н. М. Потулов
Предшествующее исследуемому периоду столетие, а в наибольшей степени вторая половина XVIII в., была ознаменована европейским влиянием на русскую музыкальную культуру и возрастанием в отечественном богослужебном пении явлений, чуждых национальным традициям. Процесс секуляризации церковного искусства начался гораздо раньше, еще во второй половине XVII в., стремительным развитием Партесного стиля1. Однако кульминация этого процесса пришлась на екатерининскую эпоху, когда при императорском дворе в Придворной капелле трудились итальянские капельмейстеры, наиболее яркими представителями которых были Мартини, Паэзиелло, Чимароза, Сарти, Галуппи.
Наряду с концертной деятельностью, им вменялось в обязанность обучение теории музыки русских певцов и инструменталистов. Итальянские композиторы, отличавшиеся хорошей техникой, непревзойденным мастерством в области инструментальной музыки, плохо разбирались в специфике русского православного богослужения и церковного пения. Нередко тексты молитвословий механически «подставлялись» ими под уже готовый музыкальный материал, например: «Херувимская песнь», составленная из тематизма оратории Й. Гайдна «Сотворение мира»; молитвословие «О, Всепетая Мати» на музыку хора жриц из оперы К. Глюка «Ифигения» и т.д. Неизбежным следствием такого «творчества» было смещение метрических акцентов и логических ударений, несоответствие музыкальной фразы текстовой, нарушение пунктуации, светский, ариозного типа, характер мелодизма, не соответствующий богослужебной обстановке1.
Творчество отечественных композиторов Придворной капеллы также формировалось под влиянием итальянских музыкантов. В частности, Максим Созонтович Березовский, уроженец Черниговщины, успешно окончил глуховскую певческую школу2, учился в Киевской духовной академии, после чего продолжил музыкальное образование в Придворной певческой капелле. Посетивший в 1766 г. Санкт-Петербург капельмейстер францисканского собора в Болонье падре Мартини, обратил внимание на талантливого юношу. Под его руководством М. Березовский девять лет стажировался в Италии, где им были написаны циклы Божественной Литургии, хоралы, концерты для хора, сочинения крупной формы, в частности опера «Демофонт», получившая высокую оценку современников. Вершиной хорового творчества a cappella считается концерт Березовского «Не отвержи мене во время старости». Березовский был избран академиком Болонской Академии наряду с Моцартом. Но судьба композитора окончилась трагически: не найдя достойного применения своему таланту на родине, он в возрасте тридцати трех лет покончил жизнь самоубийством.
Творчество М. С. Березовского стало важной страницей истории русской музыкальной культуры. Также велико значение творческой деятельности для развития отечественного богослужебного пения С. А. Дехтярева (1766-1813) и А. Л. Веделя (1767-1808). Стиль церковных сочинений этих отечественных авторов был более благообразен с точки зрения соответствия музыки и текста церковному искусству, однако некоторые черты барочного искусства - изначальная ориентация на концертность, проявляющаяся в яркой контрастности разделов, противопоставлении сольного, ансамблевого и общехорового изложения, западноевропейские средства музыкальной выразительности были характерны для русских композиторов второй половины XVIII столетия.
Таким образом, творческая деятельность и художественные принципы придворных композиторов второй половины XVIII в. были далеки от идеалов богослужебного канонического искусства как по форме, так и по содержанию. В этот период прервалась преемственность с богатейшими традициями древнерусского певческого искусства, музыкальный язык сочинений авторов данного периода опирался на западноевропейскую музыкальную систему.
Создание А. Д. Кастальским цикла «В ечная память героям
Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926) родился в Москве, в семье протоиерея Дмитрия Ивановича Кастальского. Богатейшее наследие православного богослужебного пения составляло неотъемлемую часть слухового опыта Кастальского, а любовь к русским народным песням и городской романсовой культуре была привита композитору его матерью. В 1875 г. Кастальский поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами по теории музыки были П. И. Чайковский и С. И. Танеев, руководителем оркестрового класса был Н. Г. Рубинштейн. В период обучения композитор активно занимался самообразованием, изучая партитуры преимущественно русских композиторов XIX в. «... К классикам особого тяготения не имел», -писал о себе впоследствии А. Д. Кастальский1.
Академическое консерваторское образование оказалось «не по душе» композитору. Так и не окончив курса обучения, он в 1881 г. был призван в армию, где прослужил полгода артиллеристом. По окончанию службы последовала педагогическая работа: руководитель хора и оркестра рабочих железнодорожных мастерских (г. Козлов), с 1884 г. преподавание фортепиано и теории музыки в городских училищах Москвы. В октябре 1887 г. по рекомендации П. И. Чайковского А. Д. Кастальский был приглашен в качестве преподавателя фортепиано в московское Синодальное училище церковного пения.
Талант А. Д. Кастальского возрос на благодатной почве Синодального училища, где в то время трудилось множество выдающихся музыкантов, ученых. Директор училища С. В. Смоленский, медиевист, палеограф, церковный композитор, разглядел самобытный талант Кастальского и стал привлекать его к хормейстерской работе.
В 1891 г. А. Д. Кастальский был назначен помощником регента Синодального хора, вместо Н. И. Соколова, консервативно настроенного к реформам С. В. Смоленского. Впоследствии, около двадцати лет композитор прослужил регентом Синодального хора, управляя за богослужением в Успенском соборе Московского Кремля. Этот вид деятельности оказал огромное влияние на творческий облик и стиль хорового письма композитора, дав ему практические навыки церковно-певческого исполнительства. Кроме того, сама атмосфера Успенского собора, с его древнерусскими фресками и иконами, старинной церковной утварью и сохранившимися богатейшими певческими традициями не могла не воздействовать на музыкальные вкусы и научные интересы композитора.
Увлеченность А. Д. Кастальского древним искусством была поддержана и коллегами по Синодальному училищу. По инициативе
В. Смоленского, он совместно с ученым А. В. Преображенским был привлечен к разбору, расшифровке и исследованию древнерусских певческих рукописей, привозившихся со всей России. Впоследствии навыки работы с древним первоисточником пригодились Кастальскому в композиторской деятельности, так как позволили черпать музыкальный материал непосредственно из оригиналов. Тогда же композитор заметил, что «наши самобытные церковные напевы в хоровом изложении только обезличены, послушайте, как они стильны в унисонах старообрядцев и как бледнеют в учебно-шаблонном изложении наших классиков». Найти пути адекватной обработки старинных напевов стала одной из важнейших творческих задач Кастальского.
Постепенно приоритетным в научной деятельности для Кастальского становилось фольклорно-этнографическое направление, в котором было сделано немало достижений. Являясь членом Музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологи и этнографии, Кастальский опубликовал ряд статей по данной проблематике, издана книга «Особенности народно-русской музыкальной системы» и ее вторая редакция «Основы народного многоголосия»2. Так формировалась, выдвинутая композитором, концепция «национального стиля», в основу которой было положено сочетание церковных распевов и фольклора.