Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблемы культурного сближения народов Кавказа с Россией в научной и общественной деятельности П.К.Услара
1.1. Основные этапы жизни и деятельности П.К.Услара
1.2. П.К.Услар об изучении этнической истории Кавказа
1.3. Вклад П.К Услара в развитие кавказской фольклористики
1.4. Культурный синтез в концепции кавказской политики П.К.Услара
1.5. Практическая деятельность П.К.Услара, направленная на включение народов Северного Кавказа в общероссийский цивилизационный процесс
Глава II. Общественная, просветительская, исследовательская и научно-организационная деятельность Н.И.Воронова
2.1. Основные этапы жизни и деятельности Н.И.Воронова. Формирование его мировоззрения
2.2. Кавказские историко-этнографические материалы в ранних работах Н.И.Воронова
2.3. Контакты Н.И.Воронова с лидерами революционно-демократического движения
2.4. Деятельность Н.И.Воронова в Кавказском Отделе ИРГО
2.5. Н.И.Воронов - редактор «Сборника сведений о кавказских горцах»
Заключение
Список сокращений
Библиография
- Основные этапы жизни и деятельности П.К.Услара
- П.К.Услар об изучении этнической истории Кавказа
- Основные этапы жизни и деятельности Н.И.Воронова. Формирование его мировоззрения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Целый ряд самых насущных проблем и коллизий, связанных с ситуацией на Северном Кавказе на рубеже XX-XXI вв коренится в том факте, что к моменту полноценного включения народов региона в политико-административную систему Российской империи в социально-культурном плане они отстояли весьма далеко друї от друга Преодоление этой дистанции могло произойти только на основе диалога обществ и культур, их взаимного «просвещения» и сближения Одним из наиболее плодотворных периодов в этом историческом процессе были 1850-1870-е гг - активная фаза становления российского кавказоведения, поиска адекватных административно-правовых механизмов интеграции народов региона в государственную систему России, осуществления социальных и культурных преобразований и формирования нового слоя просвещенных элит в местных обществах Межкультурный диалог реализовался в политике и институтах, в науке и просвещении, но немаловажным источником его развития в тот период являлись творческие личности, интеллектуальный опыт и инициативы П К Услара и Н И Воронова - ярких представителей интеллектуальной элиты российского общества второй половины XIX в , жизнь и деятельность которых неразрывно связана с Кавказом
Современные исследователи подчеркивают, что завоевание Кавказа Россией шло вместе со становлением российского кавказоведения Указывается на тесное взаимодействие кавказской администрации и ведущих научных учреждений, причем среди российских военных чиновников, членов Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества (КОИРГО), занявшихся изучением Кавказа, в первую очередь называют П К Услара, а среди научных изданий - «Сборник сведений о кавказских горцах», которым руководил Н И Воронов1
Актуальность изучения взглядов и деятельности П К Услара и Н И Воронова определяется их значительной ролью в развитии российского кавказоведения и существенным вкладом в формирование концептуальных основ российских государственных практик на Северном Кавказе Необходимо подчеркнуть, что деятельность П К Услара и Н И Воронова фактически носила общественно-научный характер и поддается адекватной оценке только в единстве академических и практических аспектов
1 Боброеников В О Мусульмане Северного Кавказа обычай, право, насилие Очерки по истории и этнографии и права Нагорного Дагестана - М, 2002 -С 148
Отсюда - важность рассмотрения их наследия и деятельности на Кавказе в контексте их жизненного пути, всего процесса формирования их личностных качеств, убеждений и опыта С другой стороны, их исследовательские интересы складывались во многом в ответ на общие потребности и конкретные задачи государственной практики, результаты исследований адресовались не узкому круї у профессионалов, а кавказской администрации и общественности, в процесс исследования вовлекались талантливые представители местных народов, полученные выводы становились основой практических мер в области управления краем и просвещения местного населения
Нам представляется, что изучение деятельности и взглядов П К Услара и Н И Воронова в рамках одного исследования имеет особую значимость Разрозненный анализ указанных предметов ведет к преувеличению их индивидуально-субъективного аспекта и затрудняет целостное видение процесса институционализации российского кавказоведения и концептуального становления государственных практик по отношению к народам Северного Кавказа Оба они в одно время осуществляли свою деятельность в рамках одной и той же научно-административной структуры и сотрудничали между собой Предлагаемая в настоящей работе форма параллельного исследования их творческих биографий и деятельности представляется также необходимым этапом для дальнейшего комплексного изучения всей проблематики культурного синтеза и социально-политической интеїрации народов Северного Кавказа в цивилизационное и государственное пространство России Подходы П К Услара и Н И Воронова к данной проблеме сохраняют существенную значимость с точки зрения насущных общественных потребностей и задач современности Их изучение и осмысление является актуальным, так как выдвинутые ими идеи предполагали не простое сосуществование культур в единых имперских рамках, а их конвергенцию в общем цивилизационном процессе
Петр Карлович Услар (1816-1875) - известнейший ученый-кавказовед, член-корреспондент Академии Наук, лауреат Демидовской премии Он проявил себя как выдающийся лингвист, этнограф и автор трудов по истории и фольклору Николай Ильич Воронов (1832-1888) - деятель науки и культуры, правитель дел КОИРГО, редактор таких известных изданий, как «Сборник статистических сведений о Кавказе», «Сборник сведений о кавказских горцах», редактор-издатель газеты «Кавказ» Они многое сделали для того, чтобы активизировать деятельность КОИРГО Их усилия были направлены на то, чтобы помочь будущим исследователям Кавказа Они способствовали накоплению материала и разрабатывали методические приемы его изучения Их работы представляют интерес и для современной науки Результатом плодотворного сотрудничества ученых явился «Сборник сведений о кавказских горцах» Важное значение имело привлечение 4
ими к участию в «ССКГ» представителей кавказских народов Они оказывали влияние на формирование их мировоззрения Ученые превращали народы Северного Кавказа из объекта этнографического описания в субъект межкультурного диалога
П К Услар и Н И Воронов размышляли над историческими судьбами народов Северного Кавказа и проблемой их интеграции в российское ци-вилизационное пространство Представляют интерес постановка ими проблемы «Россия и Кавказ» и поиск путей ее решения, их стремление внести посильный вклад в процесс сближения народов Северного Кавказа и русских, и творческие связи с горскими просветителями Органичное включение народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство, по их мнению, должно осуществляться посредством культурного синтеза, но при сохранении национально-культурной специфики местных народов и обществ Актуальным для Российского государства является изучение в исторической ретроспективе концептуальных построений, которые преодолевают ложную дилемму национальное или общероссийское Изучение и осмысление позитивных аспектов проблемы «Россия и Кавказ» способствует формированию этнической толерантности, которая является гарантом стабильного полинационального і осударства
Историография. Личность П К Услара привлекала к себе внимание лині вистов, историков, педагогов
В дореволюционное время об ученом писали А А Шифнер, Н И Воронов, Е И Козубский Неоднократно анализировал работы и деятельность П К Услара Л П Загурский Самая известная его работа «Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе» была опубликована в 1881 г в XII книге «Записок КОИРГО» На основе ее материалов С Габиевым была написана «Лекция памяти барона Петра Карловича Услара» (1910) После смерти П К Услара на страницах изданий КОИРГО были помещены публикации, посвященные ученому, его трудам
В статье П Н Черняева2 освещается научно-исследовательская и просветительская деятельность кавказоведа В середине 1950-х гг были опубликованы статьи языковедов А С Чикобавы, У А Мейлановой, Ю Д Де-шериева 3, в которых высоко оценен вклад П К Услара в исследование
Черняев ПН Из истории кавказоведения // Сборник статей по вопросам культуры - Ростов н/Д, 1928 -Вып 4 -С 5-42
3 Чикобава А С її Услар и вопросы научного изучения горских иберийско-кавказских языков//Иберийско-кавказское языкознание - Тбилиси, 1955 -Т 7 -С 461-471, Мейланова У А ПК Услар - выдающийся ученый-кавказовед // УЗ ДагФАНСССР -Махачкала, 1956 -Т 1 -С 182-196, Дешериев ЮД Значение научного наследия П К Услара для советского кавказоведения // Вопросы языкознания -1956-№3 -С 107-115
иберийско-кавказских языков В 1966 г в Махачкале вышла работа А С Гад-жиева «Петр Карлович Услар - выдающийся кавказовед», в которой рассматривается его научная и просветительская деятельность Ш Д Инал-Ипа в своей статье4 рассматривает отдельные вопросы кавказоведения в трудах ученого и уделяет внимание его политическим взглядам
В работах И Д Трунова, ГIII Каймаразова 5 основное внимание уделено просветительской деятельности П К Услара Г Ш Каймаразов также анализирует его педагогические взгляды В статье А А Магометова «П К Услар - кавказовед», опубликованной в приложении к труду ученого «Этнография Кавказа Языкознание VII Табасаранский язык» (Тбилиси, 1979), рассматривается связь лингвистических и исторических исследований в его трудах А А Магометов ввел в научный оборот новые источники - письма П К Услара к В А Франкини, В И Шерцлго, Д Коваленско-му, которые приложены к монографии «П К Услар - исследователь дагестанских языков» (Махачкала, 1979)
Неоднократно анализировала лингвистические работы и лингвопедаго-гические теории кавказоведа 3 М. Габуниа6 В 2000 г. во Владикавказе вышла монография Т А Бекоевой «Просветительско-педагогические идеи П К Услара» С А Айларова7 на фоне различных векторов кавказской политики рассматривает его взгляды на миссию России по отношению к народам региона
Несмотря на большой интерес исследователей к личности П.К Услара, следует указать на возможности расширения источниковой базы и привлечения новых материалов, которые позволяют уточнить и дополнить работы, посвященные ученому Нуждаются в пересмотре некоторые историографические штампы и подходы к изучению отдельных источников.
4 Инал-Ипа ШД Некоторые вопросы кавказоведения в трудах П К Услара //
УЗ Адыгейского НИИ -Майкоп, 1968 -Т 8 -С 25-38
5 Трунов ДИ Свет из России - Махачкала, 1956 - С 132-143, Каймаразов ГШ
Очерки истории культуры народов Дагестана - М, 1971, Он же Просвещение в до
революционном Дагестане -М, 1989
6 Габуниа З М Научные портреты кавказоведов-лингвистов Из истории лин
гвистических учений - Нальчик, 1991, Она же К методике ономастических ис
следований П К Услара // Актуальные проблемы общего и кавказского языкозна
ния -Нальчик, J 998 -С 79-83, Она же Национальные ценности и поликульгур-
ное образование в трактовке кавказоведа XIX века П К Услара // Вестник Пятигорско
го г гсударственного лингаистаческого угоіверситета -2000 -№ 1 -С 21-26идр
Айларова СА Обновляющийся Северный Кавказ общественно-политическая мысль 60-90-х гг XIX в - Владикавказ, 2002 - С 23-28, Она же Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке культурно-исторические проблемы модернизации - Владикавказ, 2003 -С 117-122 6
Л П Загурский и Ю Проценко в некрологах высоко оценили научно-организационную деятельность Н И Воронова
Советская историография жизни и деятельности Н И Воронова начинается с работ И П Лейберова Он внес большой вклад, прежде всего, в изучение революционно-демократической деятельности Н И Воронова Самая известная из его работ «Цебельдинская находка Из истории революционных связей между Петербургом и Кавказом», первое издание которой вышло в 1976 г в Москве, вызвала интерес исследователей к личности Н И Воронова В центре внимания работ В И Недосекина и Н Ф Велен-гурина также находится его революционно-демократическая деятельность Основные вехи научной деятельности Н И Воронова отражены в статье Н П Гриценко8 Р А Губаханова9 анализирует его очерк «Из путешествия по Дагестану» Ю Коротковым была написана статья для издания «Русские писатели 1800-1917 гт Биографический словарь» (М , 1989) Следует отметить, что деятельность Н И Воронова в области кавказоведения и его взі ляды не получили всестороннего освещения в историографии
Источники. Источниковую базу составляют не только известные исследователям источники, но и малоизученные, а также впервые введенные в научный оборот диссертантом В работе использованы документы из фондов Российского государственного военно-исторического архива «Главный штаб» (ф 400), «Военно-ученый архив» (ф ВУА), Государственного архива Российской Федерации «III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии» (ф 109), «Особое присутствие Правительствующего Сената» (ф 112), Санкт-Петербургского филиала архива РАН «Канцелярия конференции АН и секретариат АН Делопроизводственные материалы 1805-1916 гг» (ф 2), Государственного архива Краснодарского края «Коллекция документов по истории просвещения в Черноморском и Кубанском казачьем войске» (ф 427), «Дирекция народных училищ Кубанской области (ф 470), Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики «Управление Кабардинского округа» (ф И-2), Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания «Канцелярия начальника Терской области» (ф 12), «Войсковое правление Терского казачьего войска» (ф 13), Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (ОРФ СОИГСИ) «Этнография» (ф 4), «Эпоха феодализма в Осетии» (ф 16)
Гриценко Н П Русские просветители XIX века среди кавказских народов // Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI-началеXX в -Грозный, 1981 -С 158-164
9 Губаханова РА НИ Воронов и проникновение передовой прогрессивной культуры России в Дагестан // Русско-дагестанские взаимоотношения в XVI - начале XX в -Махачкала, 1988 -С 121-128
В ОРФ СОИГСИ хранятся работы П К Услара «Географическое описание Главного Кавказского хребта и характеристика рек, берущих там начало», «Географическое описание Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорог», «Сведения о Владикавказском округе», «Дигорские баделята и повинности живущих на их землях», «Заметка о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев»10 Работа «Дигорские баделята и повинности живущих на их землях» - это извлечение из «Дела по прошению Дигорского общества об отправке депутатов в Санкт-Петербург в 1846 г » Она является ценным источником по обычному праву дигорцев и их социальным отношениям Часть «Заметки о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев» была опубликована после смерти П К Услара под названием «Предположение об устройстве горских школ» в приложении к его труду «Этнография Кавказа Языкознание I Абхазский язык» В ОРФ СОИГСИ хранится та неопубликованная часть «Заметки о распространении просвещения и устройстве школ среди горцев», в которой отражены его взгляды на интеграцию народов Северного Кавказа в Российское государство
Опубликованные источники для изучения взглядов и деятельности П К Услара - это научные работы ученого, его личные письма, материалы делопроизводства КОИРГО
В работе использованы материалы из его капитальных трудов, изданных под общим названием «Этнография Кавказа Языкознание» К отдельным монографиям приложены статьи и письма П К Услара
К числу исторических работ относятся «О колхах»", «Начало христианства в Закавказье и на Кавказе»12, «Древнейшие сказания о Кавказе» Часть материалов последней представляет лишь историографический интерес Для историков также имеют важное значение работы «Последние сведения о трудах г -м П К Услара»14 и «О лингвистических трудах г Каменева»15 Кавказскому фольклору посвящена работа «Кое-что о словесных произведениях горцев», опубликованная в I выпуске «ССКГ»
10 ОРФ СОИГСИ, ф 4, оп 1, д 102, д 104(1), д 104(2), д 104(3), ф 16, оп 1,д 45
" Услар ПК О колхах // ЗКОИРГО - Казань, 1891 - Кн XIV - Вьш II -С 391^103
12 Услар ПК Начало христианства в Закавказье и на Кавказе // ССКГ - Тиф
лис, 1869 -Вып II
13 Услар ПК Древнейшие сказания о Кавказе // ЗКОИРГО - Тифлис, 1881 -
Кн XII -581 с
14 Услар П Последние сведения о трудах г -м ПК Услара // ЗКОИРГО - Тиф
лис, 1866 -Кн VII -Вып 1 -С 35-40
Услар ПК О лингвистических трудах г Каменева//Кавказ -1868 -№ ЦЗ 8
В статье «О распространении грамотности между горцами» изложены его взгляды на проблему интеграции народов Северного Кавказа в Российское государство В статью «Предположение об устройстве горских школ» вошел проект П К Услара по созданию школ особого типа для і орцев, который, по его мнению, мог бы способствовать достижению культурного синтеза кавказских народов с русским
Важным источником являются личные письма П К Услара к коллегам-ученым и представителям кавказской администрации В них содержатся сведения о деятельности П К Услара по исследованию кавказских языков, созданию алфавитов, книгопечатанию, об открытии школ, о его сотрудничестве с горскими просветителями В письмах отражены его научные взгляды на изучение истории, исследование фольклора, составление этнографических карт Кроме того, в них нашли отражение его взгляды на проблему интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизаци-онное пространство
В число опубликованных источников, содержащих сведения о взглядах и деятельности Н И Воронова, входят работы самого Николая Ильича, делопроизводственная документация КОИРГО и ИРГО, письма М А Бакунина к МЛ Налбандяну Письма М А Бакунина к МЛ Налбандяну16 представляют интерес для изучения его революционно-демократической деятельности Делопроизводственная документация КОИРГО и ИРГО17 -важный источник для изучения научной деятельности Н И Воронова Очерки Н И Воронова18 представляют ценность для современных кавказоведов как исторический источник В них содержатся сведения о Ставрополе, Екатеринодаре, Ейске, Тифлисе, Поти, станицах Ставропольской гу-
16 Лемке М Очерки освободительного движения «шестидесятых годов» по не
изданным документам с портретами 2-еизд -СПб, 1908 -С 76-79,80-81
17 Отчет КОИРГО за 1865 год - СПб , 1867, Отчет КОИРГО за 1870 год - Тиф
лис, 1871, Журнал заседания Распорядительного комитета КОИРГО 25 октября
1871 года// ИКОИРГО - Тифлис, 1872-1873 -Т 1 -С 43-51, Отчет о действиях
ИРГО за 1875 і од - СПб ,1876 - С 146,Состав Кавказского Отдела // КОИРГО с
1851 по 1876 год -Тифлис, 1876 С XVll-XXVIII
18 Воронов Н Из Черноморского края // Русский вестник - 1856 - № 11 -
С 55-59, Воронов Н Черноморские письма // Русский вестник - 1857 -№ 1 -
С 71-74, № 3 - С 87-94, № 4 - С 180-186, Воронов Н Дорожные заметки на раз
ных путях Южной России // Одесский вестник - 1858 - 18 марта, 20 мая, 4 октяб
ря, 8—11 ноября, Воронов Н Несколько мыслей о новом портовом городе Черномо-
рья // Одесский вестник - 1858 - 21 июня, й-въ (Воронов Н ) Из Тифлиса // Русский
вестник - 1860 - № 10 - С 253-264, Воронов Н Вести с Кубани (письма в редак
цию) // Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кав
каза - Нальчик, 2001 -Т 2 -С 301-332 и др
бернии и Кубани, рассматриваются проблемы интеграции Северного Кавказа в Российское государство
Статья «Одна из настоятельных потребностей для многостороннего изучения России (по поводу издания ИРГ О «Географическо-статистиче-ского словаря Российской империи» Вып 1-6 СПб , 1862—1864)» интересна прежде всего тем, что в ней нашли отражение его взгляды на проблему интеграции кавказских народов в Российское государство В очерке «Плавание у восточных берегов Черного моря (из путевых заметок о южной России)» речь идет о фортификации времен Крымской и Кавказской войн В 1861-1862 гг в газете «Колокол» были опубликованы критические статьи Н И Воронова
В 1866 г в седьмой книге «ЗКОИРГО» были помещены составленные Н И Вороновым обзоры статей, опубликованных в 1863-1865 гг в газете «Кавказ» и в 1863-1866 гг в «Кавказском календаре» Он написал несколько работ, посвященных кавказской статистике В «Сборнике статистических сведений о Кавказе», который вышел под редакцией Н И Воронова в 1869 г в Тифлисе, опубликованы три его статьи, в том числе «Обзор деятельности статистических комитетов Кавказского наместничества с 1862 по 1867 г» В работе «Статистические данные о Терском казачьем войске», опубликованной в «Кавказском календаре на 1867 год» приводятся не только статистические, но и исторические сведения В 1876 г в сборнике статей «КОИРГО с 1851 по 1876 год» вышли работы ученого, посвященные развитию кавказской статистики и деятельности КОИРГО с 1851-го по 1876 г21
С 1868-го по 1876 г под редакцией Н И Воронова вышло девять выпусков «Сборника сведений о кавказских горцах» В этом издании было опубликовано несколько работ Н И Воронова Очерк «Из путешествия по Дагестану», характеризует экономическое развитие, материальную и духовную культуру народов Дагестана
Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования - раскрыть существенные аспекты налаживания российско-кавказского межкультурного диалога в процессе формирования российского кавказоведе-
19 Воронов Н Одна из настоятельных потребностей для мної остороннего изучения России» (по поводу издания ИРГО «Географическо-статистического словаря Российской империи» Вып 1-6 СПб, 1862-1864)//Эпоха -1864 -№ 12 -С 29-40
Воронов Н Плавание у восточных берегов Черного моря (из путевых заметок о южной России)//Русское слово -1861 -№11 -С 1-23
Воронов Н Обзор статистических трудов на Кавказе в последнее 25-летие // КОИРГО с 1851 по 1876 год - Тифлис, 1876 - С 19-32, Воронов Н КОИРГО с 1851 по 1876 год//Там же -С 1-Х VI 10
ния через реконструкцию основных этапов деятельности его видных представителей -ПК Услара и Н И Воронова, определить место проблематики культурного сближения народов Северного Кавказа и России в их научном творчестве и просветительской деятельности
В соответствии с целями диссертации ставились следующие задачи
реконструировать этапы жизненного и творческого пути П К Услара и Н И Воронова, определить место каждого этапа в процессе их научного становления и деятельности по развитию кавказоведения и просвещению горцев Северного Кавказа,
систематизировать данные, отражающие вклад П К Услара в развитие основных направлений научного познания народов Кавказа как комплексной междисциплинарной области исследований,
оценить актуальность научного наследия П К Услара и Н И Воронова для современной науки,
показать плодотворное сотрудничество П К Услара и Н И Воронова в научно-организационной работе над «ССКГ»,
охарактеризовать систему взглядов П К Услара на культурологические основы кавказской политики России и рассмотреть опыт его практической деятельности по решению задач включения народов Северного Кавказа в общероссийский цивилизационный процесс,
проследить формирование и раскрыть содержание взглядов Н И Воронова на решение проблемы интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство,
раскрыть формы, степень и пределы влияния взглядов П К Услара на практическую деятельность кавказской администрации
Данная диссертационная работа направлена на решение фундаментальной проблемы обобщения исторического опыта социально-культурной интеграции общероссийского цивилизационного пространства как основы устойчивого развития Российского общества и государства в современных условиях В соответствии с этим определялись объект и предмет исследования
Объект исследования - интеллектуальный и практический опыт решения проблем культурного сближения народов Северного Кавказа с Россией в процессе становления российского кавказоведения как особого научно-политического феномена и комплексной междисциплинарной области исследования в 1850-1870-е гг
Предмет исследования - научно-просветительские взгляды и деятельность П К Услара и Н И Воронова, направленные на решение задач изучения и просвещения народов Северного Кавказа как предпосылки их устойчивой интеграции в российское цивилизационное и социально-политическое пространство
Хронологические рамки исследования определены периодом активной научной и иной деятельности П К Услара и Н И Воронова и соответствуют 50-70-м гг XIX в
Географические рамки исследования соответствуют сферам научных интересов и практической деятельности П К Услара и Н И Воронова
Методолої ические основы. Работа строится на принципах историзма и научной объективности Это обеспечено опорой на репрезентативный корпус архивных и опубликованных источников, позволяющих реконструировать основные факты и этапы жизни и деятельности, а также раскрыть идейные основы и содержание научных взглядов П К Услара и Н И Воронова Анализ и интерпретация фактологической базы исследования осуществлены иа основе использования историко-системного историко-сравнительного, ис-торико-типологического методов Применительно к данному исследованию функции историко-генетического анализа реализованы при помощи историко-биографического метода В работе применен комплексный подход, позволяющий учитывать социально-политический контекст, организационные условия, идейные основы, научное содержание и практическую значимость исследовательской и просветительской деятельности П К Услара и Н И Воронова
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна данной работы определяется ее предметом, подходом к решению задач, ис-точниковой базой, полученными результатами В частности, в ней
впервые существенные аспекты процесса формирования российского кавказоведения рассмотрены на основе изучения взглядов, основных направлений и этапов деятельности его видных представителей -ПК Услара и Н И Воронова,
введены в научный оборот новые архивные и малоизученные источники, позволяющие реконструировать этапы жизненного и творческого пути П К Услара и Н И Воронова, определить место каждого этапа в процессе их научного становления и деятельности по развитию кавказоведения и просвещению горцев Северного Кавказа,
данные, отражающие вклад П К Услара в развитие кавказского языкознания, фольклористики, этнографии, истории и географии впервые систематизированы в единстве их фундаментальных и прикладных аспектов сквозь призму становления кавказоведения как комплексной междисциплинарной области исследований,
впервые подвергнуты систематическому исследованию деятельность и взгляды Николая Ильича Воронова, внесшего большой вклад в становление российского кавказоведения,
впервые показано, что проблематика культурного сближения народов Северного Кавказа и России была не просто одним из аспектов, а органи-
зующим принципом в научном творчестве и практической деятельности П К Услара и Н И Воронова,
- впервые обоснован вывод о том, то взгляды П К Услара на проблему интеграции народов Северного Кавказа в общероссийский цивилизаци-онный процесс представляют собой завершенную концепцию кавказской политики, в основе которой лежит идея культурного синтеза через развитие просвещения горцев при помощи их родных языков
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при изучении истории кавказоведения и кавказской политики России, истории и культуры народов Северного Кавказа, при подготовке практических решений в области современной государственной политики на северном Кавказе, при решении задач совершенствования содержания и методов гуманитарного образования в средней и высшей школе
Апробация работы. Апробация диссертации прошла на кафедре истории России Кабардино-Балкарского государственного } ниверситста Основные положения обсуждались на седьмой научно-практической конференции «Славянские чтения» (Нальчик, 2004), Всероссийских конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива» (Нальчик, 2005 и 2006) По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе 1 статья в журнале «Гуманитарные и социально-экономические науки», включенном в перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Структура диссертации отвечает задачам исследования Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
Основные этапы жизни и деятельности П.К.Услара
Петр Карлович Услар принадлежал к замечательным научным деятелям своего времени. Более четверти века занимаясь исследованиями на Кавказе, он проявил себя как выдающийся лингвист, этнограф и автор ряда ценных трудов по истории и фольклору. Академик А.А.Шифнер считал его труды «истинным украшением лингвистической литературы»1.
Занявшись просвещением горцев, он написал ряд статей, которые могут быть отнесены к лучшим произведениям педагогической литературы. П.Н.Черняев писал, что взгляды ученого на просвещение горских народов опережали педагогические воззрения того времени2. П.К.Услар стремился содействовать сохранению и развитию самобытной культуры народов Кавказа, а также способствовать их сближению с передовой русской культурой и усилению ее влияния на их духовное развитие.
П.К.Услар был яркой личностью. Л.П.Загурский считал, что Петр Карлович «представлял собой счастливое сочетание лучших свойств германского и славянского гениев»3. П.К.Услар поражал знавших его людей постоянством, строгим исполнением своих обязанностей и редкой честностью. В этом отношении он вполне оправдал девиз герба своих предков: «Fest und bieden - «постоянство и честность»4.
Он был чрезвычайно скромен и чужд карьеризма. Беседа с ним, вспоминали современники, доставляла истинное удовольствие, так как он невольно очаровывал собеседника.
Жизнь и деятельность П.К.Услара можно разделить на пять этапов: первый (1816-1836) - домашнее образование, учеба в классической гимназии и в инженерном училище; второй (1837-1840) - начало службы на Кавказе; третий (1840-1850) - десять лет вне Кавказа. Интерес к научным исследованиям. Первые печатные труды. П.К.Услар становится действительным членом ИРГО.
Исследователи указывают, что с 1850 г. начинается почти двадцатипятилетний период деятельности ПХ.Услара по изучению Кавказа. Проанализировав его деятельность за этот период, мы считаем, что необходимо выделить два этапа: четвертый (1850-конец 1856), когда он как военный инженер часто бывает в командировках, совмещает службу и научно-исследовательскую работу, и пятый (конец 1856-июнь 1875), когда он занимался в основном научно-исследовательской деятельностью.
П.К.Услар родился 20 августа 1816 г. в обедневшей дворянской семье в деревне Курово, Тверской губернии5. Это имение было пожаловано императором Александром I его деду, барону Карлу Услару, уроженцу Ганновера, поступившему на военную службу в России. Отец П.К.Услара, барон Карл Карлович Услар, женился на Вере Васильевне Чихачевой, русской по происхождению. В семье было три сына и четыре дочери.
После смерти П.К.Услара даже возникла полемика из-за его происхождения. Автор статьи, напечатанной в журнале «Globus», как пишет Л.П.Загурский, «старается отвоевать Услара у русского народа и включить его в германский пантеон»6. В русской печати высказывалось противоположное мнение.
До поступления в гимназию Петр Карлович получил домашнее образование. Его гувернер был поклонником классицизма и привил П.К.Услару интерес к изучению латинского языка. Уже в 12 лет он мог свободно объясняться по-латыни с профессором Рейсом. Изучение древних языков П.К.Услар продолжил в 3-й Санкт-Петербургской гимназии, где получил прекрасное классическое образование. Впоследствии академик А.А.Шифнер, представляя его на соискание Демидовской премии, упоминает о том, что П.К.Услар получил «основательное образование в этой гимназии» и уже тогда «отличался особенными способностями к филологическим занятиям» .
Окончив в 1833 г. гимназию, П.К.Услар очень хотел получить университетское образование, но из-за затруднительного финансового положения, в котором находился его отец, ему пришлось идти в военно-инженерное училище8. Но на всю жизнь он сохранил привязанность к классическому образованию, влечение к литературе и, особенно, к научным занятиям. В 1836 г. он окончил Главное инженерное училище и был произведен в полевые инженер-прапорщики9.
С 1837 г. П.К.Услар начал службу на Кавказе. В 1839 г. он участвовал в экспедиции отдельного Кавказского корпуса под командованием Головина при взятии с.Ахты. В этом же году П.К.Услар женился в Шуше на Софье Карловне, дочери ген.Краббе. В 1840 г. П.К.Услар возвращается в Петербург. По мнению П.Н.Черняева, жажда знаний и желание улучшить свое материальное положение побудили его поступить в Николаевскую Академию Генерального штаба10. Через два года он окончил ее и был причислен к Генеральному штабу11. Характеризуя этот период жизни П.К.Услара, необходимо несколько подробнее остановиться на некоторых фактах его биографии, чтобы показать, почему и как пришел П.К.Услар к научным исследованиям. В этот период П.К.Услара неоднократно постигают несчастья: погибает брат на Кавказе, умирают родители, а в 1843 г., в течение одной недели, скончались от скарлатины жена и старшая дочь. В живых у П.К.Услара осталась единственная дочь Нина (впоследствии Нина Петровна Благово) . П.К.Услар тяжело переживает их утрату. Чтобы отвлечься, он совершает довольно продолжительную поездку за границу.
П.К.Услар об изучении этнической истории Кавказа
П.К.Услара очень интересовала древнейшая история Кавказа. Это видно из его переписки с такими учеными, как К.Кесслер, А.П.Берже, В.И.Шерцль. С целью сбора материала П.К.Услар в 1856-1857 г.г. побывал за границей. В письме от 7 сентября 1857 г. к проф. К.Кесслеру, его товарищу по гимназии (впоследствии - ректор Петербургского университета), он пишет: «в прошлом году уехал я за границу, объехал Германию, Бельгию, Францию, Швейцарию, а нынешней весной через Константинополь возвратился в Закавказье» . Как писал Л.П.Загурский, военное начальство «не могло не оценить основательных знаний П.Услара по истории и этнографии Кавказа»64, и в 1858 г. на П.К.Услара «по Высочайшему повелению было возложено составление истории Кавказа». Собранный им ранее материал позволил составить «Очерк древнейшей истории Кавказа до времен Александра Македонского», который был отослан председательствующему тогда в Кавказском Отделе Д.А.Милютину. В письме к А.П.Берже из Санкт-Петербурга П.К.Услар писал: «В письмах моих к Дмитрию Алексеевичу (Д.А.Милютину - Ю.Б.) я изложил некоторые desiderata для кавказской истории»65. 17 января 1859 г. очерк был зачитан на общем собрании правителем дел КОИРГО А.П.Берже66. Но военное ведомство в тот момент больше интересовало «составление истории утверждения русского владычества на Кавказе»67. Это не отвечало научным интересам П.К.Услара, но он приступил к изучению архивных материалов в Кизляре, Моздоке, Георгиевске. Собирая материалы для всестороннего обозрения истории края, он стремился к основательному изучению архивно-документальных данных.
Но вскоре, как пишет Л.П.Загурский, за составление истории Кавказа этого периода «пожелало приняться лицо, занимавшее тогда важный военный пост в Тифлисе»68. А в 1866 г. наместник Кавказа поручил ген. Дубровину Н.Ф., который выполнял работы на военно-исторические темы, в том числе «для личного его императорского величия сведения», составление истории покорения и владычества русских на Кавказе.
П.К.Услар тем временем продолжил сбор материалов по этнической истории народов Кавказа. Летом 1861 г. были разосланы циркуляры помощника командующего войсками Кубанской и Терской областей с просьбой об оказании П.К.Услару помощи в сборе этнографических сведений для написания истории Кавказа69. Он отправляется в командировку для ознакомления с западно-кавказскими языками. Собранные П.К.Усларом материалы, по мнению Ш.Д.Инал-Ипа, «не лишены историко-этнографического интереса»70.
Следует сказать, что издатель трудов П.К.Услара М.Р.Завадский в биографическом очерке допустил неточности. У него получается, что П.К.Услару поручили составить историю Кавказа, а он принялся за изучение кавказских языков. Члены КОИРГО были возмущены такой трактовкой М.Завадского71. Как мы уже упоминали, в начале 1862 г. П.К.Услару было дано другое поручение, и он приступил к научному исследованию иберийско-кавказских языков. Но свои исторические изыскания он не оставил и до конца жизни работал над материалами по этнической истории Кавказа. Эти материалы вошли в труд П.К.Услара «Древнейшие сказания о Кавказе», который был напечатан лишь после его смерти в 1881 г. В нем дается эпическое изображение героико-легендарной эпохи в истории Кавказа, начиная от сказаний о всемирном потопе и кончая изложением реальных фактов истории античной колонизации Черноморского побережья. В этом исследовании он обнаруживает любовь к историческим изысканиям, прекрасную эрудицию и великолепное знакомство с большим числом сочинений, написанных на различных языках. Необходимо отметить, что часть материала в настоящее время представляет лишь историографический интерес. Анализируя труд ученого, П.Н.Черняев писал: «Со многим, о чем повествует П.К.Услар в этом труде, можно не согласиться, кое-что уже опровергнуто позднейшими изысканиями, но несомненно одно: этот труд капитальный, основанный на изучении первоисточников и лучших иностранных пособий, по нему можно судить, как осторожно, планомерно и обдуманно подходил П.К.Услар к составлению обширной истории Кавказа» . По мнению Ш.Д.Инал-Ипа, это была первая и серьезная попытка создания обобщающего исследования кавказской цивилизации74.
П.К.Услар сознавал
Основные этапы жизни и деятельности Н.И.Воронова. Формирование его мировоззрения
Николай Ильич Воронов - общественный деятель, просветитель и гуманист, деятель науки и культуры второй половины XIX века. Он внес большой вклад в развитие кавказоведения, а также в сохранение и развитие культуры народов Северного Кавказа, но это не нашло должного освещения в литературе. В течение пятнадцати лет Н.И.Воронов сотрудничал с Кавказским Отделом ИРГО, был правителем дел Отдела, редактором таких известных изданий, как «Сборник статистических сведений о Кавказе», «Сборник сведений о кавказских горцах» и редактором-издателем газеты «Кавказ». Как редактор «ССКГ» он работал в тесном содружестве с горскими просветителями, оказывая влияние на формирование их мировоззрения. Он был человеком незаурядных способностей, проявил себя в разных областях. Его перу принадлежат многочисленные очерки и статьи. Имя Н.И.Воронова вошло в список русских писателей XIX века. По словам современников, он отличался умом, энергичностью, большой силой воли, одержимостью в работе. Даже в трудных ситуациях он не изменял своим принципам.
Н.И.Воронов принадлежал к прогрессивно мыслящей интеллигенции. Он задумывался о необходимости перемен в России, критически осмысливал окружающую действительность, о чем свидетельствуют его статьи в газете «Колокол». О взглядах Н.И.Воронова мы можем судить не только по его работам, но и по возглавляемому им либеральному изданию «ССКГ».
Всю жизнь и деятельность Н.И.Воронова можно разделить на шесть этапов: первый этап (1832-1853) - учеба в уездном училище, в Харьковской гимназии и на историко-филологическом факультете Харьковского университета. Начало формирования взглядов Н.И.Воронова; второй этап (1854-1856) - педагогическая деятельность в Курском училище, затем в Ставропольской губернской гимназии. Формирование мировоззрения молодого Н.И.Воронова под влиянием атмосферы Ставропольской гимназии и ее директора Я.М.Неверова; третий этап (1856-1861) - продолжение педагогической деятельности в Екатеринодарской гимназии. Путешествия по краю, проявление интереса к изучению Кавказа. Начало творческой деятельности. Публикация историко-этнографических очерков и критических статей в «Колоколе»; четвертый этап (осень 1861 - 1863) - сближение с революционными демократами. Поездка в страны Западной Европы. Встречи в Лондоне с М.А.Бакуниным, А.И.Герценом и Н.П.Огаревым. Арест и заключение в Петропавловскую крепость. Ссылка на Кавказ. пятый этап (1863 - май 1880) - научно-исследовательская и научно-организационная деятельность в Кавказском Отделе ИРГО, правитель дел КОИРГО. Сотрудник Горского управления. Редактор известных научных изданий, редактор-издатель газеты «Кавказ». Для этого этапа характерно стремление внести посильный вклад в процесс сближения русского и кавказских народов; шестой этап (май 1880 - 1888) - активная деятельность Н.ИЛЗоронова прерывается из-за тяжелой болезни. 31 октября 1888 года он скончался.
Мы считаем, что нельзя оставить без внимания ни один этап его деятельности, потому что вся она, так или иначе, связана с Кавказом. Чтобы иметь цельное представление об этой личности, необходим комплексный подход к изучению его многогранной деятельности.
Николай Ильич Воронов родился 5 марта 1832 года в г.Валки Харьковской губернии, в бедной дворянской семье1. У его отца, Ильи Ивановича Воронова, была родовая деревенька Ивановка с 18 душами мужского пола, которая давала минимальный доход. Семья жила в основном на жалование отца.
И.И.Воронов в 1810 г. окончил Санкт-Петербургский педагогический институт и более 35 лет работал в Валковском уездном училище Харьковской губернии , 20 лет из них штатным смотрителем этого училища. Он написал несколько научных статей, опубликованных в журнале «Украинский вестник». Мать Николая Ильича, Дарья Саввична, происходила их запорожских казаков. В семье Вороновых любили читать, у них была хорошая библиотека.
В 1842 г. Николай Воронов окончил Валковское трехклассное уездное училище, и отец отвез 10-летнего мальчика в Харьков, где определил в губернскую мужскую гимназию , в которой уже учился его старший брат Константин. Оба они учились на казенный счет.
Николай Ильич на всю жизнь запомнил свое поступление в Харьковскую гимназию. Тогда он впервые столкнулся с пороками общества, так как с его отца хотели получить взятку. Мальчик был принят в первый класс гимназии только благодаря тому, что знал арифметику на уровне третьего класса гимназии. Впоследствии Н.И.Воронов писан: «Всё это было для меня и слишком ново и непонятно: после только я узнал, что с отца хотели содрать взятку»4.
В своих воспоминаниях о гимназии Н.И.Воронов отмечает жестокое обращение с учениками школьных надзирателей. «Трудно представить что-нибудь подобное той коллекции невежд и нравственных уродов, которой поручен был ближайший уход за развитием наших нравственных способностей», - пишет он5.
Так сложилось, что Н.И.Воронов общался гораздо больше со старшеклассниками, чем с ровесниками. По этой причине, по словам Н.И.Воронова, он быстро повзрослел, стал серьезным, руководил одноклассниками6.
В гимназии Николай Ильич проявлял интерес к изучению русской и украинской литературы, русской истории, географии, французского языка. Ему нравилась профессия учителя, он хотел преподавать русский язык и литературу, российскую историю.
В 1849 г. после окончания гимназии Н.И.Воронов поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, основанного еще в 1805 г. Это был первый университет на Левобережной Украине, он являлся центром научной и общественной мысли юга России. В то время в Харькове насчитывалось 40 тысяч жителей, из них более 4 тысяч учащихся7.
В университете Н.И.Воронов подружился со своим дальним родственником, сыном обедневшего орловского помещика Иваном Рашевским и одесситом Петром Вейнбергом . Николай Ильич и его друзья объединили небольшую группу старшекурсников, которая довольно быстро сблизилась с молодыми профессорами Дмитрием Ивановичем Каченовским и Николаем Трофимовичем Костырем. Это были люди большой эрудиции и широких взглядов. У них на квартирах часто собирались студенты и вели беседы о событиях в странах Западной Европы, о русской литературе. Д.И.Каченовский и Н.Т.Костырь первыми в Харьковском университете открыто выступили против взяточничества, серости лекций и издевательского отношения к студентам. Часть студентов их поддержала, в том числе Н.Воронов, И.Рашевский и П.Вейнберг9.