Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Условия формирования личности и начало деятельности М.А. Осоргина 33
1 Влияние семейного воспитания и образования на формирование личности М.А. Осоргина 33
2 События 1905 г. в формировании личности М.А. Осоргина 53
3 Изменение общественно-политической позиции М.А. Осоргина в период с 1906 по 1914 гг. 68
Глава 2. Общественно-политическая деятельность и взгляды М.А. Осоргина в 1914-1922 гг. 85
1 Отношение М.А. Осоргина к событиям в России и в мире в период Первой мировой войны 85
2 Русская революция 1917 г. в понимании М.А. Осоргина 102
3 Участие М.А. Осоргина в работе различных общественных организаций в 1917-1922 гг. 117
Глава 3. Эволюция общественно-политических взглядов и деятельность М.А. Осоргина в 1922-1942 гг. 133
1 Представления М.А. Осоргина о фашизме и национальном вопросе 133
2 Проблема просвещения и религии в мировоззрении М.А. Осоргина 148
3 Государственно-правовые взгляды М.А.Осоргина и его общественная деятельность по защите авторских прав 171
Заключение 186
Список источников и литературы 192
- Влияние семейного воспитания и образования на формирование личности М.А. Осоргина
- Отношение М.А. Осоргина к событиям в России и в мире в период Первой мировой войны
- Представления М.А. Осоргина о фашизме и национальном вопросе
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящий момент происходит становление демократического политического строя современной России, все более заметны качественные перемены во всех областях жизни российского общества. В связи с чем обращение к историческому опыту прошлых поколений, к общенациональным духовным ценностям приобретает особый смысл. Поэтому устойчивой тенденцией отечественного обществоведения, в том числе исторической науки, стало познание истоков духовности через обращение к наследию русских мыслителей конца XIX - первой половины XX в., оказавшихся по воле судьбы в вынужденной эмиграции. Большое внимание деятели русского зарубежья отводили изучению вопросов актуальных и для сегодняшней России. Поэтому не ослабевает интерес историков к личностям, распространяющим идеи гуманизма и либерализма, мировоззрению и деятельности научной и творческой интеллигенции, сохранявшей основы русской самобытности за рубежом. В 90-е годы XX -начале XXI вв. были переизданы воспоминания М.А. Алданова, Б.К. Зайцева, П.Н. Милюкова, Н.Н. Берберовой, М.В. Вишняка. Отечественными историками был написан целый ряд общих работ о видных деятелях русского зарубежья, выпускали сборники биографических словарей и словарей-справочников по эмиграции.
Кроме того, в последнее время появилась целая серия диссертационных работ, посвященных исследованию воззрений И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, П.Б. Струве, З.Н. Гиппиус, Е.Д. Кусковой, Е.В. Спекторского и других представителей научной и творческой интеллигенции рубежа веков . В ряду этих славных имен и имя Михаила Андреевича Осоргина, популярного публициста, летописца истории Италии начала XX в., страстного библиофила, одного из самых читаемых писателей русского зарубежья первой половины XX в., общественного деятеля.
Настоящая фамилия М.А. Осоргина Ильин. Он родился 7 (19) октября 1878 г. в Перми в семье обедневших дворян, был шестым ребенком в семье. Окончив Пермскую классическую гимназию в 1897 г., он поступил на юридический факультет Московского университета. Тогда же начал свою журналистскую деятельность как постоянный корреспондент «Пермских губернских ведомостей». В 1899 г. за участие в студенческих волнениях был выслан на родину. Потеряв год обучения, был восстановлен, и в 1902 г. он окончил университет. В 1904 г. вступил в партию социалистов-революционеров, примыкал к ее левому крылу. До ареста в декабре 1905 г. Осоргин работал помощником присяжного поверенного. Как замешанного в подготовке Московского вооруженного восстания его заключили на полгода в Таганскую тюрьму и приговорили к 5 годам ссылки. Избегая ее, в августе 1906 г. он уехал в Финляндию, оттуда за границу, в Италию. Первый эмигрантский период составил почти 10 лет (1906-1916 гг.). Осоргин был заграничным корреспондентом ряда отечественных либеральных изданий: «Русское богатство», «Русские ведомости», «Вестник Европы» и других. Он изучал итальянскую действительность, являлся представителем российской комиссии по организации экскурсий русских учителей в различные европейские страны. В связи с начавшейся Первой мировой войной нелегально вернулся в Россию летом 1916 г.
Влияние семейного воспитания и образования на формирование личности М.А. Осоргина
Ильины - прямые потомки Рюрика, состояли в родстве с Аксаковым, в роду были придворные, военачальники, ученые, драматург 18 в. Н.И. Ильин . Во времена молодости Осоргина считалось неприличным заниматься предками, «сословные предрассудки», но он с детства изучал свою историю по «Семейной хронике»112 СТ. Аксакова, сочинения которого подарил ему отец. По свидетельству публициста М.А. Алданова, писатель не был вполне равнодушен к своему происхождению , и случалось, говорил о себе «Я ведь рюрикович» . Осоргин полагал, что его предки пришли из стран варяжских. Из Бархатной книги1 5 он узнал о принадлежности отца и матери, рожденной Савиной, и бабки по отцу, рожденной Осоргиной, проживавшей в Уфе, к очень старым великорусским дворянским семьям. Ему было известно, что часть его предков «жили близ Мурома в своих деревнях, другие спустились пониже и повернули к востоку, к степям и к
монголам»116. Муромская ветвь Осоргиных, к которой по бабке со стороны отца принадлежал сам Осоргин, не входила в число первостепенных родов. Осоргины относились к служилому классу - «классу мыслящему, в среде которого возрождались духовные движения, который одинаково выделял из себя и вольнодумцев, и свободомыслящих, и фанатиков старины»117. Из этого рода происходила причисленная к лику святых Юлиания Лазаревская, она умерла в 1604 г. Муромская помещица, в миру Ульяна Устиновна Осорьгина, раздала все свое имущество нищим. При царе Борисе, в жестокие голодные годы, она дошла до крайней нищеты, хлеб пекла из лебеды, но и тогда ее окружали нуждающиеся. Ее называли "святой православной интеллигенции" образцом христианской любви. Духовный облик и даже жизнь Юлиании перекликаются с дальнейшей судьбой ее далекого потомка Михаила Андреевича Осоргина. С 1906 г. фамилия эта стала псевдонимом Михаила Ильина, сдвоилась с собственной фамилией, а затем в документах заменила ее. Видимо, Осоргин взял данный псевдоним именно потому, что не хотел излишнего внимания к своей сословной принадлежности, а по убеждениям и взглядам ему были ближе предки по родовой ветви бабки. Но в историографической науке существует мнение, что псевдоним был взят «по конспиративным соображениям».
Непосредственная история предков для Осоргина-мальчика начиналась с портрета прабабки, который висел у них в столовой, и с деда и бабки. Привезли портрет прабабки из уфимского имения. Портрет ее «блистал не красотой, а строгостью. Старая, в чепце, губы поджаты, смотрит в глаза пристально-сурово и осуждающе». Он описывал портрет своего деда:Большелобый, с фамильным нашим носом, он изображен сидящим в кресле, а во рту чубук огромнейшей трубки. На голове деда шапочка вроде ермолки, а на лице довольство и покой» . Свою бабку, уфимскую помещицу, владелицу имения Осорьино, он знал живой. Вместе с отцом он приезжал в Уфу, когда ему шел тринадцатый год. Жила она в своем старом городском доме, деревянном, уютном, заставленном ветхой мебелью. Когда шли обедать, внук вел ее, совсем низенькую от тягости больших лет, под руку в столовую. Писал, что бабка была живой хронологией. Она пыталась внушить внуку чувство гордости за их происхождение: «Ты помни, что мы не какие-нибудь, а столбовые. Дворян много, а столбовые все на счету, записаны в одну книгу» ". Осоргин утверждал, что бабка напрасно старалась привить уважение к неведомым ему предкам. Однако он тепло отзывался о родственниках, с которыми ему, двенадцатилетнему, довелось лично познакомиться в Уфе, их фамилии с детства были ему знакомы по аксаковским книгам. Можно сказать, что в детстве у Осоргина зарождается такая черта, как любовь к отдельному человеку, а не ко всему человечеству. Он гордился тем, что родился в глубокой провинции, на земле, никогда не знавшей крепостного права. Радовался тому, что «голубая кровь отцов окислилась... независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов и позволила мне во всех скитаньях остаться простым, срединным русским человеком, не извращенным ни сословным, ни расовым сознанием, сыном земли и братом любого двуногого»123.
Отношение М.А. Осоргина к событиям в России и в мире в период Первой мировой войны
Осоргин был в Италии, когда началась Первая мировая война. Летом 1914 г. он подвел итоги собственной работы на посту куратора русских экскурсантов, которые побывали практически во всех центрах общественно-политической и интеллектуальной жизни Италии. Эта работа стали для него специфической формой служения Отечеству, питала его новыми творческими импульсами, наряду с журналистской деятельностью не позволяла ему духовно оторваться от России. Вместе с тем Осоргин, по мнению итальянской исследовательницы, испытывал чувство величайшего морального удовлетворения от сознания, что работает для европейского мира, для дружбы и братства народов. В своем заключительном отчете он от имени участников экскурсий подчеркивал, что государства являлись не вражескими лагерями, а странами культуры, просвещения, красоты. Осоргин горько переживал столь внезапное прекращение привычной опеки над русскими путешественниками, пишет Пасквинелли363: «...я почувствовал себя одиноким, как никогда, - Россия была в войне, скоро могла вступить и Италия, а я оставался за бортом событий, в чужой стране, еще более отрезанный от родины» .
См.: Пасквинелли А. М. Осоргин и экскурсии русских учителей в Италию // Михаил Осоргин: Жизнь и творчество: Материалы первых Осоргинских чтений. Пермь, 1994. С. 97. 364 Осоргин М.А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. М., 1989. С. 100. Итальянская исследовательница описывает драматичную историю возвращения на Родину последних пяти групп экскурсантов, застрявших в Венеции в критический момент объявления войны и лишенных возможности проехать через Австрию. Из ее слов следует, что именно Осоргин помог им уехать в Россию. Многих усилий и волнений стоило ему устроить «туристов» на пароход, отплывающий в Константинополь 5. Как вспоминал сам писатель, это были «две недели кошмара и нечеловеческой работы»366. В этой ответственной ситуации Осоргин проявил незаурядные организаторские способности и благороднейшие человеческие качества. Так, Первая мировая война косвенно повлияла на жизнь эмигранта .
Война изолировала нейтральную Италию. Осоргин решил вернуться на родину . Он писал, что его преследовала «неотвязная мысль - пуститься в путь кругом Европы и явиться к призыву в России моего класса. Во мне нет никакой воинственности, но десяти лет достаточно, чтобы соскучиться по родным местам, и решиться на авантюру»369. Осоргину было не чуждо убеждение А.Ф. Керенского, что «великая война самым глубочайшим образом противоречила национальным интересам и задачам России» . Он начал добиваться разрешения на въезд в Россию. Ни хлопоты его второй жены Р. Гинцберг, выехавшей в мае 1915 г. на родину, ни «благоприятное» для публициста донесение полицейского агента, по замечанию литературоведа Л.В. Поликовской, не помогли371. Официальный ответ был: «...в случае прибытия в Россию подлежит водворению в Сибирь»372.
Представления М.А. Осоргина о фашизме и национальном вопросе
В 1923 г. состоялась поездка Осоргина в Италию. Результаты и впечатления от путешествия публицист отразил в статье «Итальянское письмо». Анализ его содержания позволяет раскрыть отношение писателя к такому феномену политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. XX в. как фашизм и его представления о «русском вопросе» за рубежом после 1917 г., который «появился» одновременно с фашизмом, когда все русские для европейцев стали распространителями «коммунистической заразы»605.
Первые впечатления о фашизме у Осоргина были противоречивые: «Фашизм - явление любопытное, чисто итальянское, и прямой линейкой русских реставраторов и ортодоксальных демократов он не меряется; в основе своей реакционный, и благотворный только в той степени, в какой он национален и активен» . Публицист видел, что достижения итальянской демократии, знакомые ему по первой эмиграции (1906-1916 гг.), изживали себя. Поэтому он не счел для себя возможным находиться там при набирающем силу тоталитарном правлении Муссолини.
Кроме того впервые за долгие годы, прожитые в Италии, Осоргин попал в унизительную для русского человека ситуацию. Была оскорблена его национальная честь. Причин тому было немало. При пересечении границы его единственного из ! всех пассажиров пригласили в пограничную канцелярию охранной полиции. Публицист объяснял это следующими обстоятельствами: «.. .в глазах мудрых европейских правителей бандит менее неприятный гость, чем русский гражданин любой профессии»607. Действительно, отношение к русским, по сравнению с дореволюционным периодом, кардинально поменялось608. Русская нация не была представлена на международном женском съезде в Риме, русского флага не было среди многочисленных флагов других национальностей, украшавших итальянские площади, аллеи и дома. Находясь в положении эмигранта из Советской России он не без гордости заявлял на страницах «Воли России»: «Я русский, сын России, ея гражданин!» . Он призывал каждого эмигранта в отдельности «решительно отстаивать свое национальное достоинство». Публицист обращал их внимание на то, что «как нация, мы по меньшей мере не хуже всех других, и прибедняться и затушевываться нам не пристало»610. Он говорил о том, что не достойно русских извиняться за то, что они русские, предупреждал, что снисходительная оценка своего народа ведет к презрению русских иностранцами. Осоргин не считал себя националистом, даже предполагал, что русской нации нет. Но воспоминание об унизительных процедурах611 над русскими беженцами в Константинополе, заставило его осознать, что ему не чуждо чувство национального достоинства. Он просил эмигрантов, которые забыли о своей национальной чести, помнить, что «большевики, посылающие