Введение к работе
Актуальность темы. Современные исследователи новейшей отечественной истории признают, что изучение российской действительности XX в. будет не полным без исследования государственно-церковных отношений. При осмыслении места и роли Русской Православной Церкви в государственно-общественном развитии, а так же вопросов религии и свободы совести в условиях советской власти, особенно важен период 1945-1964 гг., когда, с одной стороны, Русская Православная Церковь получила легальный статус в СССР, а с другой - подвергалась ограничениям и гонениям.
Большинство историков ведет отсчет начала коренного изменения в государственно-церковных отношениях с 1943 г., то есть с фактического восстановления патриаршества в СССР, и в этом есть своя логика. Именно в это время комплекс разнообразных обстоятельств и причин привёл советское руководство к пониманию необходимости установления отношений с Русской Православной Церковью.
Однако новое качественное состояние и жизнедеятельность Русской Православной Церкви начинается с начала 1945 г., когда состоялся Поместный Собор, на котором был избран новый Патриарх Московский и всея Руси Алексий, а Церковь получила свое нынешнее название. Было утверждено новое Положение «Об управлении Русской Православной Церкви», что означало признание государством Церкви и её структур, в том числе и приходских организаций, в качестве социальных институтов. Именно с принятием Положения об управлении РПЦ начался ее переход на иную правовую основу, возросла роль приходского священника, были расширены границы деятельности приходских организаций.
До 1954 г. взаимоотношения между государством и Церковью были относительно ровными, но следующее десятилетие, которое вошло в историю как «оттепель», оказалось для Церкви тяжелым и сложным. Демократизация общественной жизни, вследствие развенчания «культа личности Сталина» не только не коснулась положения Церкви, но и обернулась для нее репрессиями и ограничениями. С 1958 г., несмотря на иные веяния в обществе, наступает время открытого давления на Церковь. В стране развернулась кампания наступления на религиозные организации, стратегической целью которой, в конечном счете, было уничтожение Церкви как социального института и религии в стране.
Одним из ее направлений стала т.н. церковная реформа, направленная на подавление внутренней жизнеспособности Русской
Православной Церкви. Основной ячейкой РПЦ в этих условиях становятся приходские организации, на которые приходятся главные последствия проводимой реформы. Исследование и анализ их жизнедеятельности помогает обозначить реальное место Русской Православной Церкви в советском обществе 1940 - начала 60-х гг.
Объектом исследования являются приходские организации Русской Православной Церкви г. Москвы и Московской области, включающие в себя священнослужителей, клириков, церковных служащих, приходские общины и советы, а так же Совет по делам РПЦ.
Предметом исследования является религиозная и гражданская деятельность приходских организаций Русской Православной Церкви на территории г. Москвы и Московской области в 1945-1964 гг., специфика развития жизни приходов, взаимоотношения советских органов управления и контроля над религиозными организациями и приходами, а так же религиозная жизнь общества в послевоенный период, когда руководство страной возглавляли И.В. Сталин и Н.С. Хрущев.
Хронологические рамки исследования - период от января 1945 г., до ухода Н.С. Хрущева с политической арены в 1964 г.
Четкое определение территориальных рамок исследования позволит полнее составить картину происходивших событий. Столица советского государства и Московская область являлись ядром европейской части СССР. Их территориальное положение, сосредоточие в ней центральных структур власти, выделяет их из ряда областей центральной России. Таким образом, можно говорить о первоочередности происходящих в изучаемом регионе событий и внедрении новых схем государственно-церковных отношений, а так же о первостепенном реагировании на изменение направлений и содержание государственно-церковной политики. По состоянию на 1945 г. в 25 районах Москвы и 61 районе Московской области насчитывалось 31 и 138 церквей соответственно, а к 1964 году на территории 17 районов Москвы и в 12 районах области - 43 и 134 церкви соответственно. Количество открытых церквей на рассматриваемой территории достигло максимальной цифры - 211 церквей в 1958 г.
Степень изученности темы. Историографию по исследуемой проблеме можно условно разделить на два этапа: с 1945 по 1989 гг., и с 1990-х гг. до наших дней. Научная литература первого периода была основана на идеологических установках правящей партии и в большинстве случаев носила пропагандистский характер.
Первыми предприняли попытку описать проблему государственно-церковных отношений Г.Г. Карпов и В.А. Куроедов, которые возглавляли Совет по делам РПЦ в разное время. В 1946 г. вышла книга Г.Г. Карпова, которая была нацелена на создание положительного общественного мнения в зарубежных странах по отношению к Советской власти. В ней положение РПЦ сильно приукрашено, а приведенные статистические данные о состоянии Церкви не соответствовали действительности. В.А. Куроедов подчеркивал ведущую роль государства в нормализации отношений и видел основную причину успешной работы международных организаций по защите мира в участии Патриарха Алексия.
В 1950-х гг. под редакцией В.Д. Бонч-Бруевича в печать вышла «Научно-атеистическая библиотека». Он считал, что временное увеличение религиозно настроенных людей в годы войны не остановило процесс ухода от Церкви широких слоев населения. К.А. Паюсов отвергал взаимосвязь возросшего патриотизма и религии. Н.И. Кондакова убедительно показала взаимосвязь между войной и распространением религиозных убеждений.
Советская историография 1960-х гг. по проблемам взаимоотношений государства и Церкви представлена небольшим объемом исследований. В частности, это работы П.К. Курочкина, П.М. Новикова, В.Е. Чертихина, А.В. Белова и др.
Эти работы были предельно идеологизированы. Церковь в них представлялась как атавизм, и одновременно заявлялось, что Церковь в СССР впервые в мировой истории получила реальную свободу от государственного управления и давления.
В советской историографии попытки дать критический анализ работ о положении религии и церкви в СССР, изданных за рубежом, были предприняты в 1970-е гг. Естественно в них указывалось на неспособность авторов применить марксистский подход к изучению истории. Тем не менее, Э.И. Лисавцев в своей монографии отметил, что Русская Православная Церковь хранит национальные традиции русского народа, что вместе с другими причинами, возникшими в условиях военного времени, усиливало влияние Церкви в обществе и проявления религиозности. Так же он оспорил заявления иностранных оппонентов о роли Церкви в «пособничестве» «советскому империализму».
В 1980-е гг. продолжали появляться работы различной направленности. Философы Н.С. Гордиенко и П.К. Курочкин объясняли патриотическую деятельность Церкви и её участие в мероприятиях по защите мира переходом на позиции лояльности к советскому государству. А.И. Клибановым впервые достойно был оценен вклад религиозных организаций в утверждении общечеловеческих норм нравственности, идеалов труда и мира.
Другую группу исследований этого периода в историографии составляли работы, посвященные развитию атеизма в СССР. Была предпринята попытка оценить общественное значение атеизма, научно проанализировать проблемы атеистического воспитания и доказать несостоятельность суждений «о политике «государственного атеизма» в СССР. В ряде работ приводились результаты социологических исследований, говорящих о снижении религиозности населения.
Еще одним направлением стала попытка представить свидетельство о полной исторической бесперспективности Церкви.
В некоторых исследованиях религиозная политика рассматривалась как «осуществление подлинной свободы совести», особенно после подписания Хельсинских соглашений и стремления опровергнуть «буржуазные вымыслы» о наличии в стране «принудительного атеизма». Появление в 1989 г. сборника «На пути к свободе совести» имело немалое значение для изучения государственно- церковных отношений. Он содержал статьи многих авторов - от духовенства и мирян разных религий до атеистов, где открыто обсуждались назревшие государственно-церковные и внутрицерковные проблемы. Немалая роль в освещении религиозной политики исследуемого периода принадлежит религиозному самиздату.
В работах, отнесенных к первому периоду историографии, отмечены некоторые конструктивные элементы государственной политики по отношению к РПЦ, обусловленные её лояльностью. Внутрицерковная жизнь рассматривалась поверхностно и была не лишена идеологической предвзятости.
Второй этап отечественной историографии начинается с 1990-х гг. Авторы заново пересмотрели общепринятую доктрину религиозной политики советского государства. Увеличивался объем рассекреченных документов, и взгляды историков стали объективнее и менее идеологизированы.
В 1988 г. торжества по случаю тысячелетия Крещения Руси дали толчок к интенсивной разработке проблем государственно- церковных отношений. З.П. Иноземцева полагает, что празднование юбилея сформировало историю РПЦ в одно из наиболее приоритетных направлений, ставящих задачу постичь «цивилизационный код» жизни России. Первым, кто попытался объективно оценить государственную религиозную политику 1940-х - начала 1950-х гг. и выяснить причины новой волны «богоборчества» в 1960-е гг., стал В.А. Алексеев.
Значительным вкладом в исследовании эволюции конституционно-правовой базы государственно-церковных отношений стала монография М.И. Одинцова. Автор утверждал, что единой линии в религиозном вопросе в 1917-1965 гг. у руководства страны не было. М.И. Одинцов положительно оценивал деятельность Г.Г. Карпова на посту председателя Совета по делам Русской Православной церкви. Он датировал в качестве границы начало изменений в государственно-церковных отношениях сентябрем 1943 г., но некоторые из исследователей считали, что изменения начали происходить с начала Великой Отечественной Войны, и даже во второй половине 30-х гг.
О.Ю. Васильева сделала вывод об использовании государством авторитета РПЦ в политических целях. «Новый курс» был связан, прежде всего, с внешнеполитическими планами сталинского руководства. И.В. Сталин, по её утверждению, видел значимость религии как морально-этической основы сближения народов. Анализируя реализацию концепции державности А.А. Данилов и А.В. Пыжиков и сделали вывод об использовании РПЦ в конструкции противостояния СССР и Запада. А.В. Фатеев говорил об использовании возможностей РПЦ для дискредитации католицизма и западной политики, а развитие государственно- церковных отношений, как благоприятных для Церкви, в то же время создание Совета представлялось ему возрождением института обер- прокурорства. Е.Ю. Зубкова видела лишь «иллюзию либерализации» в религиозной сфере, результатом которой стало ужесточение контроля над церковью .
Исследователи не обошли вниманием и вопрос об отношении И.В. Сталина к религии. А.И. Клибанов впервые отметил прагматизм сталинской политики в «религиозном» вопросе, но подчеркнул временный и условный характер изменений в этой сфере общественных отношений. В.Т. Ефимов на основании анализа сталинских произведений, выступлений и воспоминаний о нем пришел к выводу, что Православие существенно влияло на внутренний мир Сталина. О.Ю. Васильева особо подчеркнула, что в инициированном И.В. Сталиным «возрождении Церкви был четкий политический расчет, расчет дальновидный и вполне оправдавшийся». Другие авторы утверждали, что для И.В. Сталина православие, как и любая иная идеология, имела лишь функциональное значение.
Проблемы государственно-церковных отношений советского периода стали объектом исследования Д.В. Поспеловского, В. Цыпина, Т.А. Шкаровского, и других авторов.
На нынешнем этапе историки все чаще обращаются к региональному аспекту изучения внутрицерковной жизни. Этим исследованиям присуще более подробное и доскональное исследование внутренней жизни Церкви, ее общин. Среди работ, посвященных изучаемой проблематике можно отметить статью протодиакона С. Голубцова.
За последние годы историческая наука обогатилась новыми крупными и значимыми исследованиями, представляющими большой научно-теоретический и практический интерес. Среди них работы И.И. Масловой, Т.А. Чумаченко, исследовавшей деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви, и А.А. Федотова. В его научных трудах, в частности, немалое место отведено проблеме исследования церковной реформы 1960-х гг. на примерах регионов, непосредственно примыкающих к исследуемому . Значительное место в его работах занимает и исследование внутрицерковной жизни на примере центрального региона. Эти работы, несомненно, представляют собой большой научно-теоретический и практический интерес.
Однако вопросы о внутреннем положении и деятельности РПЦ, о позиции местных органов власти и влиянии Церкви на жизнь советских людей на данном этапе недостаточно разработаны. Как и прежде актуальна задача исследования государственно-церковных взаимоотношений в 1945-1964 гг., в частности, на материалах центрального региона страны - г. Москвы и Московской области.
Актуальными вопросами современной российской историографии взаимоотношений советского государства и РПЦ исследуемого периода являются:
Выделение и характеристика подпериодов истории РПЦ 1945-1964 гг.
Вопрос правового положения Церкви, создания и деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР.
Взаимоотношения местных органов власти и приходских организаций Русской Православной Церкви в регионах.
Целью данной исследовательской работы является реконструкция системы взаимодействия официальной советской власти и приходских организаций Русской Православной Церкви и выявление ее характера в исследуемый период на основе всестороннего изучения деятельности приходских организаций Русской Православной Церкви в 1945-1964 гг.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие
задачи:
изучить и проанализировать основные нововведения в системе взаимоотношений советских органов управления и контроля над религиозными организациями и приходских организаций Русской Православной Церкви в контексте внутренних процессов управления религиозной жизнью в рамках избранного региона.
комплексно рассмотреть и проанализировать обрядовую, религиозную, социальную и гражданскую деятельности приходских организаций Русской Православной Церкви в территориальных рамках одного из ключевых регионов РСФСР, взаимоотношения приходов с местными органами власти, внутренние отношения и процессы в церковных общинах.
Теоретико-методологическая база исследования выстраивается в соответствии с принципами историзма, научной достоверности и объективности, и включает как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные, характерные для исторической науки: историко-сравнительный, историко-системный. Использован метод реконструкции для воссоздания системы государственно-церковных отношений. Использование в работе многочисленных количественных данных также потребовало применения статистических методов.
Источниковую базу исследования составляют материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) - фонд Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (Ф. р-6991); Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) - фонд Центрального Комитета КПСС (Ф. 17), фонд Молотова В.М., председателя и заместителя Председателя СНК СССР (Ф. 82). Отдела пропаганды и агитации по РСФСР (Ф. 556); Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО) - фонд уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Московской области (Ф. 7383).
К основным законодательным источникам необходимо отнести законодательство о религиозных объединениях - постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г. с вносимыми с течением времени в него изменениями, Конституцию СССР 1936 г. и Конституцию РСФСР 1937 г., резолюции и решения съездов, конференций и пленумов ЦК на протяжении исследуемого периода.
Делопроизводственные материалы следует разделить по уровням их формирования:
-
-
Материалы государственных учреждений федерального уровня - документы Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР - фонд р-6991 Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Совет не только контролировал, но и направлял и управлял всей деятельностью Московской Патриархии.
-
Материалы государственных учреждений регионального уровня - документы фонда уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Московской области - фонд 7383 Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО).
Материалы фонда охватывают самые различные стороны жизнедеятельности Московской епархии и взаимоотношения государства в лице уполномоченного и Церкви, и представляют большую исследовательскую ценность.
Помимо того, при написании работы были привлечены материалы периодической печати, а именно «Журнал Московской Патриархии», газеты «Правда» и «Путь Ильича», а так же журнал «Партийная жизнь», выходящие на территории Московской области.
Также нами были использованы источники личного происхождения. В данном качестве выступили мемуары видных деятелей исследуемой эпохи Н.С. Хрущева, митр. Николая (Ярушевича), архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) и др. В ней дается эмоционально окрашенная оценка исследуемых событий непосредственных участников и свидетелей с обеих сторон.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые комплексно изучено влияние изменений государственно-церковных отношений на жизнь и деятельность приходских организаций РПЦ на территории г. Москвы и Московской области, а так же вскрыты механизмы взаимодействия государственных структур разного уровня и приходов Русской Православной Церкви по вопросам, связанным с изменениями государственной политики в отношении Церкви. Введены в научный оборот ранее не использованные архивные материалы, касающиеся органов управления и контроля над РПЦ и местного самоуправления.
Основные положения работы, выносимые на защиту.
Результатом утверждения на Поместном Соборе 1945 г. Положения об управлении РПЦ для приходских организаций явилось значительное расширение рамок их деятельности и возможностей для удовлетворения религиозных потребностей верующих. Настоятели приходов впервые за время существования СССР получили реальные полномочия по управлению ими, что почти сразу благотворно сказалось на существовании большинства приходов. Одним из важных следствий утвержденного нового Положения стала повсеместная активизация деятельности православных приходов и особенно тех, которые возглавили молодые священники, получившие духовное образование.
В 1945-1958 гг. политика государства привела к существенному изменению положения Русской Православной Церкви и её приходов в стране. Были восстановлены традиционная структура управления РПЦ, система её духовного образования, издательская деятельность, упорядочена система налогообложения приходских организаций РПЦ, духовенства. Религиозные общества получили право ограниченного юридического лица. Укрепилось материальное положение приходов, их деятельность стала заметным фактором жизнедеятельности общества послевоенных лет.
Отличие государственно-церковных отношений на рубеже 1950-60-х гг. заключалось в том, что массовые репрессивные акции по отношению к Церкви и духовенству, в период 1958-1964 гг. носили в основном экономический характер, в отличие от репрессий предвоенных лет. С 1958 г. отменяются нормативные акты послевоенного периода, которые обеспечивали возрождение РПЦ. И кроме этого вводятся в действие законодательные акты, дополнительно ограничивающие права Церкви, приходов и духовенства.
Квитанционно-окладная система дала уполномоченным и исполкомам эффективный рычаг воздействия на протестующих священников, наиболее активно совершавших церковные требы. Она позволила государству установить полный контроль над финансами Церкви. Тем не менее, ей не удалось решить задачу сокращения религиозной обрядности. Количество совершения обрядов в Москве и Московской области осталось приблизительно на уровне 1961 г. Несмотря на финансовое давление, доходы и церквей Московской епархии росли, как, впрочем, и их расходы.
Церковная благотворительность, запрещенная советским законодательством, стала объектом особого внимания гражданской власти, так как она способствовала повышению авторитета Русской Православной Церкви в обществе. Особенно остро встает вопрос о церковных пенсионерах. Расходы, идущие на благотворительную деятельность Церкви конспирировались под статьей «прочие расходы». Московские церкви продолжают выделять десятки тысяч на материальную помощь.
Итогом приходской реформы 1961 г. становится полная передача прав управления приходом от священников-настоятелей к уполномоченным религиозных организаций и их исполнительным органам, курируемым старостами. В Московской епархии были зафиксированы попытки священников бороться за сохранение прежнего положения в структуре приходов, но такие случаи были единичными явлениями и заметно не повлияли на общий ход мероприятий. Большинство церквей закрывалось под предлогом малочисленности посещения, неспособности существовать без финансовой помощи извне, «в порядке упорядочения церковной сети», формированием «затухающих приходов» с неполной «двадцаткой».
Особое место в церковной реформе отводилось проблеме устранения религиозного влияния приходских организаций на детей и молодёжь. Кампания нанесла серьёзный ущерб религиозности молодёжи, но не смогла полностью подорвать влияние Церкви, о чем свидетельствуют статистические данные религиозной обрядности, в частности, крещений и венчаний. Тем не менее, религиозная обрядность в Московской епархии была не самой высокой в стране. Анализ данных показывает нестабильную динамику совершаемых обрядов, имевшую тенденцию к понижению. Новым в антирелигиозной кампании стало появление общественных комиссий, следящих за соблюдением законодательства о культах.
Практическая значимость исследования. Обобщенный исторический опыт внутрицерковной жизни, взаимоотношений государства и общества с Русской Православной Церковью в 19451964 гг., может быть использован при изучении отечественной истории XX в., для разработки курсов по истории России, г. Москвы и Московской области, истории Русской Православной Церкви, курса «Основы религиозных культур и светской этики», при подготовке учебных и учебно-методических пособий, составлении справочных краеведческих изданий, в практической деятельности государственных и муниципальных служащих, занимающихся государственно-церковными отношениями, при разработке государственного законодательства по религиозным вопросам.
Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 07.00.02 - отечественная история, а именно: п. 4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов, п. 11. Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны, п. 13. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий.
Апробация результатов работы. Все основные результаты и выводы автора опубликованы. Всего по теме диссертации 6 научных работ общим объемом 2,5 п.л. (автора - 2,4 п.л.).
Структура диссертации выстроена по проблемно- хронологическому принципу. Она включает в себя введение, основную часть, разбитую на две главы, заключение, список литературы и источников и приложение. Содержание элементов структуры определяется заявленными выше целью и задачами. Подобная композиция исследования позволяет с необходимой степенью полноты осветить изучаемые процессы и выявить причинно-следственные связи внутри них.
Похожие диссертации на Приходские организации РПЦ в 1945-1964 гг.: религиозная и гражданская деятельность : на материалах г. Москвы и Московской области
-