Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления о пространстве и времени в картине мира декабристов Вольф, Светлана Павловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вольф, Светлана Павловна. Представления о пространстве и времени в картине мира декабристов : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Вольф Светлана Павловна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2012.- 281 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/578

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование картины мира декабристов 62

1.1. Воспитание и обучение как факторы формирования картины мира декабристов 62

1.2. Чтение как способ познания окружающего мира декабристами 84

1.3. Путешествие как фактор формирования пространственных представлений декабристов 107

Глава 2. Представления декабристов о пространстве 130

2.1 .«Европа» в пространственных представлениях декабристов 130

2.2.«Восток» и «Азия» в ментальной карте декабристов 147

2.3. Образ России и ее регионов: имперский дискурс декабристов 164

Глава 3. Представления декабристов о времени 190

3.1. Время и история: прошлое в восприятии декабристов 190

3.2. Настоящее и будущее в представлениях декабристов 213

Заключение 230

Список использованных источников и литературы 234

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Со дня восстания на Сенатской площади прошло уже более ста восьмидесяти лет. Декабристы же по-прежнему принадлежат к знаковым фигурам отечественной истории. Их образ мысли, поведение на протяжении многих лет привлекают внимание ученых, публицистов, общественных деятелей. Современная исследовательская ситуация характеризуется серьезными методологическими новациями, повышенным интересом к изучению проблем пространства и времени, формирующих базовую сетку представлений, определяющих картину мира эпохи, общества, группы, личности. Становление культурно-интеллектуальной истории способствует сосредоточению внимания исследовательского сообщества на изучении смыслов, мифов, стереотипов, концептов, которые образуют картину мира общества и отдельных социальных групп.

Декабристы представляли собой активную часть русского дворянства первой четверти XIX в. Через свои сочинения они транслировали различные образы и конструкты, которые выражали не только пространственно-временные стереотипы, характерные для этого общества, но и воплощали идеи, осознание которых было результатом их собственного осмысления окружающей действительности. В связи с этим анализ представлений о пространстве и времени в картине мира декабристов представляет особую важность для исторической науки.

Степень изученности темы. Проблема представлений о пространстве и времени в картине мира декабристов не являлась предметом специального изучения. Однако зачатки ее изучения прослеживаются в процессе осмысления опыта и наследия декабристов.

В дореволюционной историографии широко представлены проблемы истории освободительного движения и включенности в него движения декабристов. Первоначальное изложение правительственной версии событий, произошедших 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, наложило определенный отпечаток на складывание образа декабристов. О занятиях декабристов, не связанных с их политическими интересами, говорили лишь редкие упоминания в некоторых публикациях (А. А. Пигарев, А. С. Пушкин, А. Я. Купфер и др.).

Начиная со второй половины XIX в., появились новые возможности для исследования. Публикация источников и использование ранее недоступных секретных материалов следствия и суда над декабристами стимулировали к выяснению истоков и сущности декабристской идеологии, анализу программных установок декабристов (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, Б. Н. Чичерин, Н. А. Мельгунов, А. И. Герцен, А. П. Щапов, А. Н. Пыпин, В. О. Ключевский и др.).

Изучение и интерпретация истории движения было продолжено историками начала XX в. - Н. П. Павловым-Сильванским, П. Е. Щеголевым, А. А. Корниловым и др. Новые попытки восстановить память о занятиях декабристов историей и естественными науками были сделаны В. Я. Богучарским, М. В. Довнар-Запольским, В. И. Семевским.

В дореволюционной историографии происходило формирование не только романтизированного образа декабриста и «декабристского» мифа, но и впервые предпринималась попытка охарактеризовать декабристов как представителей особого культурно-исторического типа. Однако представления декабристов о пространстве и времени характеризовались только на уровне описания их исторических и географических работ, перечисления исследовательских интересов декабристов и зачастую сводились к обоснованию политических целей тайных обществ. Кроме того, труды декабристов-историков, и все еще большая часть источников по истории декабризма, находились в ограниченном доступе, что не позволило в полной мере исследовать их мировоззрение. Постепенно начинает развиваться исследовательский интерес историков к выявлению факторов формирования мировоззрения декабристов.

С наступлением советской эпохи начался подлинный расцвет изучения политических идей декабристов. Обоснование политических воззрений декабристов начинает базироваться на исследовании их исторических взглядов. Продолжают появляться не только исследования по движению декабристов, где подробно освещается процесс формирования их мировоззрения, но и выходят монографии, в которых осуществляются попытки определить место и роль декабристов в развитии русской исторической науки (Б. Б. Кафенгауз, Е. А. Прокофьева, Б. Г. Кокошко, А. В. Предтеченский и др.). Появляются исследования, посвященные взглядам декабристов на всеобщую историю. Выясняются основания их философских взглядов (Н. Ф. Седых, Н. Дейнеко, Г. Габов и др.). Однако об интересе декабристов к изучению категорий пространства и времени говорят лишь редкие упоминания в работах, по-прежнему посвященных в большей степени изучению сущности самого восстания на Сенатской площади. При изучении исторических взглядов декабристов не учитываются те изменения, которые определили их отношение к времени.

Таким образом, в советской историографии не только продолжается всестороннее изучение движения декабристов, но и начинается активное исследование исторических и географических взглядов декабристов как на уровне составляющей коллективных, так и в качестве отдельных работ (С. С. Волк, В. Е. Иллерицкий, М. А. Алпатов, В. М. Пасецкий). Однако очевидно их изучение, прежде всего, в рамках политической истории, что и придает историческим и естественнонаучным изысканиям декабристов исключительно политический характер. Новый подход к изучению явления декабризма представлен в работах Ю. М. Лотмана. Повседневная жизнь для Ю. М. Лотмана – категория историко-психологическая, знаковая система, т.е. своего рода текст, где бытовое и бытийное неразделимы. Обладая своей спецификой, исследования Ю. М. Лотмана показывают непрерывность культурно-исторического процесса, интеллектуальную и духовную связь поколений эпохи декабристов. Ю. М. Лотман рассматривает «поведение декабриста, его поступки» как один из аспектов историко-психологической характеристики декабризма. Ю. М. Лотман впервые обращает внимание на изучение поведения декабристов как выразителей «сложных этических, религиозных, эстетических, бытовых и других, семиотических норм, на фоне которых складывается психология группового поведения».

В рамках литературоведения в этот период исследуются представления декабристов о времени. И. А. Стрельникова посвятила одну из своих статей исследованию образа времени в лирике декабристов с целью «выявления миропонимания поэтов-декабристов, выразившегося в художественном решении ими проблемы «я и время», «поколение и время».

Исследование пространственных представлений декабристов га данном этапе по-прежнему ограничивается анализом их географических сочинений. Изучение представлений о пространстве и времени не сопровождается стремлением исследователей включить их в картину мира декабристов.

В современной исторической науке допускается вариативность в выборе подхода к исследованию, что позволяет по-новому взглянуть на тему декабристов. Выходя за рамки строгого определения декабристов «дворянскими революционерами», современные исследователи предлагают новое видение проблем формирования их мировоззрения, как в целом (С. Экштут, В. С. Парсамов, И. Пономарев, М. П. Одесский и др.), так и каждого по отдельности (С. В. Макеев, С. Х. Аубекеров, В. М. Бокова и др.).

Публикация источников и использование ранее недоступных секретных материалов о декабристах стимулируют к созданию биографических очерков о декабристах, выяснению истоков декабристской идеологии. Немалое внимание историки по-прежнему уделяют и исследованию эволюции мировоззрения декабристов, их жизни и деятельности в ссылке (Л. А. Терская, Т. Р. Гаджиева, Е. В. Мирзоян, Т. А. Бочанова и др.).

В проблемное поле современного декабристоведения входит достаточно широкий круг вопросов, имеющих не только принципиально новые основания, но и сохраняющих преемственность по отношению к существующей исследовательской традиции. Так сохраняют свое значение исследования политических представлений декабристов (М. И. Серова, Д. С. Артамонов).

В отечественной исторической науке происходит осознание возможностей междисциплинарных подходов. История ментальностей, история повседневности и новая культурно-интеллектуальная история определяют новые методологические основания для исследования наследия декабристов. В связи с этим декабристы становятся объектом исследования, но уже не как организаторы восстания, а как представители русского образованного общества первой половины XIX в. Пространственно-временные ориентиры этого общества определяют направление формирования картины мира декабристов в целом и их представлений о пространстве и времени в частности.

Все большее внимание историки обращают на темпоральные и пространственные представления декабристов, их поведенческие и ценностные ориентации (О. В. Мишуков, Ю. В. Стенник, С. М. Усманов и др.). Попытку исследования внутреннего мира декабриста Г. С. Батенькова путем реконструкции его литературных интересов предпринимает В. Д. Юшковский. Воззрения декабриста В. Д. Юшковский рассматривает в тесной взаимосвязи с его мироощущением, восприятием окружающей действительности. Исследование В. Д. Юшковского демонстрирует новый подход к изучению взглядов декабристов. Однако, рассматривая систему воззрений Г. С. Батенькова, историк не стремится к целостному описанию картины мира декабриста.

Таким образом, для современной историографии наряду с постановкой новых исследовательских задач продолжает оставаться актуальным изучение вопросов, неоднократно рассмотренных предшественниками. Представления декабристов о пространстве и времени становятся предметами отдельных исследований. Восприятие декабристами пространства и времени изучается разрозненно и не сопровождается стремлением исследователей представить эти категории в качестве составляющих их картины мира.

Вместе с тем продуктивность использования категории «картина мира» показывает широкий опыт ее применения в исторических исследованиях представителями школы «Анналов» и ее последователями (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Ж. Ревель и др.)

Труды французской исторической школы «Анналов» стали важным идейным источником, повлиявшим на становление отечественной исторической антропологии. Знакомство с трудами представителей школы «Анналов», помимо подтверждения правильности выбранного направления преобразования социальной истории, привнесло новые понятия и термины, которые в будущем легли в основу понятийного аппарата этого направления. Так, А. Я. Гуревичем исследуются универсальные категории культуры (время, пространство, жизнь, смерть, богатство и т.д.), которые, кристаллизируясь из практического опыта человека, начинают сами определять его сознание. Определённый набор таких универсальных категорий, присущих каждому народу, и различная степень акцентуализации на разных категориях образует «сетку координат» или, как называет её А. Я. Гуревич – «картину мира». Посредством такой «модели мира» человек воспринимает действительность, переводит её данные во внутренний опыт, на основании чего выстраивается собственное мировоззрение, теоретические и идейные конструкты.

Приемами и инструментарием школы «Анналов» пользовались и исследователи культуры в 1980-90-х гг., обратившись к анализу истории ментальностей и «картин мира» различных эпох и цивилизаций, что раскрывалось преимущественно на материале истории или художественной культуры. Представители нового поколения школы «Анналов» (Ф. Арьес, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, М. Вовель, Р. Мандру) в своих работах попытались практически воссоздать ментальность разных культурных эпох.

В современной исторической науке постепенно приобретают популярность исследования общественного сознания, что во многом объясняется неразработанностью проблем культуры в рамках господствовавшей прежде исследовательской парадигмы. Многие историки посвящают свои исследования проблеме согласованности картины мира с конкретно-историческими механизмами культуры. Мы можем наблюдать не только активное использование историками категории «картина мира» в исследованиях, но и изучение разных ее аспектов (В. С. Жидков, К. Б. Соколов, Н. А. Хренов, И. М. Савельева, А. В. Полетаев).

Постепенно развивается исследовательский интерес не только к изучению повседневной жизни разных социальных групп, но их социокультурных представлений (А. И. Куприянов, Е. А. Зуева, Д. В. Тимофеев, Т. А. Сабурова). По мнению А. Я. Гуревича, исследование сферы мыследеятельности подводит к выводу, что «поведение людей соответствует не столько объективным условиям их существования, сколько их картине мира, навязанной им их языком и всеми вообще языками культуры, религией, воспитанием, социальным общением». Следовательно, ключ к пониманию социального поведения людей дает изучение их картины мира. При этом, конечно, нужно не только реконструировать эту картину мира, но и увидеть ее в конкретных исторических фактах, которые только в таком случае становятся более или менее понятными.

В исторической науке накоплен значительный опыт в исследовании мировоззрения декабристов, а также в применении категории «картина мира». Однако проблема восприятия пространства и времени как основополагающих категорий картины мира декабристов не стала предметом специального исследования. Между тем, пространство и время являются «определяющими параметрами существования мира и основополагающими формами человеческого опыта». Характерные черты темпоральных представлений декабристов воплощаются в их историческом сознании. А пространственные представления могут быть выявлены при исследовании «ментальной карты» декабристов. Для выполнения этих задач мы обращаемся к исследованию широкого круга источников, созданных декабристами.

Цель и задачи исследования. Цель - выявить структуру и содержание представлений о пространстве и времени в картине мира декабристов.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда научных задач:

1) определить факторы, повлиявшие на формирование картины мира декабристов;

2) выявить основные элементы «ментальной карты» декабристов;

3) раскрыть содержание понятий «Европа» и «Азия» в пространственных представлениях декабристов;

4) выявить представления декабристов о России и ее регионах;

5) определить характер и способы репрезентации прошлого декабристами;

6) раскрыть восприятие настоящего и будущего как элементов исторического сознания декабристов.

Объектом исследования выступает картина мира декабристов. Картина мира представляет собой систему представлений, в которой основополагающими категориями являются пространство и время.

На сегодняшний день в декабристоведении не существует единого мнения относительно того, кого считать декабристом. В нашем исследовании мы будем основываться на классификации, данной М.А. Рахматуллиным, которая предлагает причислять к декабристам следующих лиц:

1) участников движения на Сенатской площади;

2) участников восстания Черниговского полка;

3) организаторов и руководителей тайных (декабристских) обществ;

4) новых членов тайных (декабристских) обществ (с подразделением на тех, кто состоял в них до августовского рескрипта 1822 года, и тех, кто остался в них позже).

Предмет исследования – структура и содержание представлений декабристов о пространстве и времени.

Хронологические рамки исследования охватывают конец 90-х гг. XVIII в. – 60-е гг. XIX в. – период жизни и творчества декабристов. Нижняя граница обусловлена началом формирования картины мира декабристов в целом и их представлений о пространстве и времени в частности. Это время ознаменовано целым рядом событий, которые оказали влияние на представления русского образованного общества первой половины XIX в. Распространенные в его среде идеи философии Просвещения и географического детерминизма оказали значительное влияние на формирование представлений декабристов. В это время появляются первые исторические и географические сочинения декабристов. Верхняя граница, 60-е гг. XIX в., связана с возвращением декабристов из ссылки, которая изменила их мироощущение, повлияв на переосмысление ими не только представлений о ценности времени, но и на изменение их «ментальной карты». В эти же годы заканчивается жизнь и творчество декабристов, написаны их последние мемуарные сочинения.

Методологическая основа диссертации. Теоретико-методологические основы исследования составляют положения истории ментальностей и современной культурно-интеллектуальной истории.

При интерпретации событий прошлого актуально востребованными становятся не столько сами события, сколько представления людей, действующих в этих событиях, их модели восприятия и оценки действительности жизни. Одной из возможностей актуализации прошлого является выделение новых категорий познания. В их числе – категория «картина мира» как типологическая модель эпохи, культуры, социальной группы. Постановка задачи воссоздания представлений носителей изучаемой культуры в ее собственных терминах и конструкциях, в которые они сами себя помещали и в которых себя выражали, стало проявлением общей тенденции в развитии современного гуманитарного знания, изучающего феномен «другого / иного». Современные исследователи в картину мира как систему представлений о мире включают и представления о пространстве и времени, закрепленные в различного рода текстах.

Проблема интерпретации образа прошлого на основе категории «картина мира» как типологической модели может быть представлена предметно в переходные моменты истории, когда для человека, живущего в изменяющейся исторической реальности, актуализируется выбор оснований жизненных смыслов и человеческих ориентаций, способов конструирования идентичности. Важен не только факт интерпретации адекватного содержания «картины мира» субъектов, действующих в истории, но и факт выявления их взаимодействия в аспекте конструируемой субъектами идентичности.

Таким переходным моментом в истории является и восстание на Сенатской площади 1825 г. Если сам факт изменения исторической реальности после этого события долгое время был, есть и будет предметом споров историков, то изменение жизни самих декабристов, изменение их мироощущения не вызывает сомнений. Активная общественная жизнь декабристов сменяется отчаянными попытками сохранить во что бы то ни стало желание жить, которое позднее перерастает в стремление передать потомкам свое собственное мнение об истинном ходе вещей в столь судьбоносное время.

С точки зрения подхода современной культурно-интеллектуальной истории «человеческая субъективность выступает в ее истинной целостности, неразрывно соединяющей категории сознания и категории мышления». В презентизме, представляющем собой ретроспективный подход в истории идей, речь, по существу, идет об актуализации лишь тех сторон прошлой духовной жизни, которые имеют ценность в сегодняшней действительности. Однако современное переосмысление обязательно привносит в прошлый текст такое мыслительное содержание, которое «прежде отсутствовало, то есть модернизирует его. Совершенно иной вариант – анализ духовных явлений с точки зрения их роли в жизни прошлого, то есть собственно историческое исследование, с помощью методов, которые позволяют охарактеризовать идеи и ценностные установки минувшего во взаимосвязи с обстоятельствами, их породившими, а в перспективе – понять конкретные действия, мотивированные этими культурными ориентирами».

Диссертационная работа основана на междисциплинарном подходе. Взаимодействие интеллектуальной истории, психологии и лингвистики является основополагающим в исследовании факторов, определяющих формирование картины мира декабристов, содержания интеллектуальных конструктов в «ментальной карте» декабристов, их темпоральных представлений и т.д.

Исследование опирается на принципы единства логического и исторического, логический принцип непротиворечивости выдвигаемых положений. Актуальным для нашего исследования стал также традиционный для научных исследований принцип историзма. Названные принципы реализуются посредством общенаучных (метод синтеза и анализа, описательный метод) и специальных (сравнительно-исторический, историко-генетический, структурно-системный) методов исследования. К специальным методам, используемым в диссертационном исследовании, можно также отнести метод многократного прочтения текста, дающий возможность выявить скрытые смыслы и контексты интеллектуальных конструктов, метод деконструкции текста, который позволяет выявить типичные образы пространства и времени, характерные для исследуемого периода.

Ключевыми понятиями диссертации являются «представление», «ментальная карта», «конструкт», «образ», «историческое сознание», «историческая память».

Источниковая база диссертации обусловлена предметом исследования, поставленной целью и задачами. Использованные в работе источники по типу и информативным возможностям могут быть распределены следующим образом:

1) источники личного происхождения,

2) исторические сочинения,

3) философские и экономические сочинения,

4) географические сочинения,

5) публицистика,

6) проекты государственного устройства П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева,

7) художественные произведения и литературная критика,

8) делопроизводственные материалы.

К источникам личного происхождения относятся мемуары, дневники, переписка и путевые заметки декабристов. Значительная часть их представлена материалами из фондов отделов рукописей Российской государственной национальной библиотеки, Института русской литературы и искусства, Российской государственной библиотеки, а также Российского государственного архива литературы и искусства. Воспоминания, записки, дневники, заметки и материалы переписки декабристов содержат информацию об особенностях исторической памяти, пространственных представлениях, проявляющуюся как в отборе материала, включенного в воспоминания, так и в оценочных суждениях, смысловой нагрузке, семантических коннотациях слов и фраз, метафорах и образах.

Исторические сочинения декабристов представлены отдельными исследованиями и статьями. Исследование этих источников позволило выявить проблемы российской истории, на которые декабристы обращали особое внимание, а также основные черты, присущие их историческому сознанию. Исторические сочинения и очерки демонстрировали основные принципы структурирования исторического времени декабристами.

Анализ исторических сочинений декабристов позволяет выявить компоненты их ментальной карты, определить содержательные характеристики этих компонентов, проследить изменения их содержания на протяжении всего текста через выделение метафор, семантических оборотов, лингвистических структур, выявить устойчивые образы пространства и стереотипы в описании отдельных регионов (Кавказ, Польша, Сибирь).

Философские и экономические сочинения также содержат некоторые примеры воплощения представлений декабристов о пространстве и времени. Декабристы в них продолжают руководствоваться не только идеями философии Просвещения, но и событиями национального прошлого, с целью создания проектов развития экономических учреждений в Российской империи в будущем.

Географические сочинения декабристов позволяют выявить образы и стереотипы пространственных представлений. Образы пространства, представленные в этих сочинениях декабристов, основываются не только на их личных впечатлениях, появившихся в ходе путешествий и после прочтения разнообразной литературы, но и на результатах научных изысканий, в которых они принимали самое активное участие.

Публицистика декабристов представлена не только статьями, опубликованными на страницах периодических изданий, но и отдельными очерками декабристов общественно-политического характера. Общественная мысль была неразрывно связана с проблемой исторического пути России, ее прошлого, настоящего и будущего. Публицистика отражала не только изменения в системе представлений русского образованного общества, но и непосредственно формировала представления декабристов, выступая важнейшим средством трансляции идей, способствуя становлению их самосознания. Безусловно, с точки зрения анализа ментальных структур, такого рода источники имеют ряд ограничений вследствие своего стремления сформировать у читателя определенное представление, оказать воздействие на общественное мнение, иногда даже выдать желаемое за действительное. В то же время необходимо учитывать цензурные ограничения, невозможность открыто выразить свои взгляды в условиях императорской России.

Проекты государственного устройства П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева воплощают представления декабристов о пространстве и времени, направленные в будущее и вобравшие в себя лучший опыт прошлого и настоящего.

Художественные произведения и литературная критика декабристов содержали поэтическое воплощение образов пространства и времени. Представления о времени и его модальностях - прошлом, настоящем и будущем – содержатся не только в произведениях декабристов, посвященных исторической тематике, но и в лирических произведениях, а также в литературно-критических статьях. Художественные произведения декабристов позволяют выявить представления о географических объектах, относящиеся «как к современным, так и к историческим пространственным образам, стереотипам».

Значительный интерес представляют делопроизводственные материалы следствия над декабристами. Исследователями на основе специального дела об аресте, а также фронтального изучения делопроизводства следственного комитета составлена исчерпывающая сводка архивного материала по кругу вопросов, касающихся, главным образом, показаний декабристов по делу, указывающих на их исторические интересы и представления о пространстве и времени в перспективе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые поставлена и на междисциплинарной основе изучена проблема представлений о пространстве и времени в картине мира декабристов. Предложена исследовательская модель изучения картины мира декабристов как составной части социокультурных представлений дворянского общества в первой половине XIX в. В диссертации впервые выявлены основные черты темпоральных представлений декабристов с использованием категорий исторического сознания и исторической памяти. Доказано наличие мифологических и исторических элементов в представлениях декабристов о времени.

Впервые выявлены и раскрыты компоненты «ментальной карты» декабристов, отражающие особенности представлений русского дворянства первой половины XIX века о пространстве. Доказано наличие стереотипов в восприятии пространства Европы и Азии, обусловленных поисками национальной идентичности через осмысление идей эпохи Просвещения. Установлено, что пространственные представления декабристов были тесно связаны с имперской идеологией, что ярко выразилось в созданных образах регионов Российской империи.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования имеют значение для дальнейшего изучения социокультурных представлений декабристов и в целом картины мира русского образованного общества первой половины XIX в. Содержащийся в диссертации материал может быть востребован в образовательной практике высших учебных заведений при разработке лекционных курсов и создании учебных пособий по истории России. Отдельные положения и выводы могут быть использованы при написании обобщающих и специальных исследований по проблемам истории ментальностей, интеллектуальной истории, истории русской общественной мысли и культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях, в том числе в двух ведущих рецензируемых изданиях, а также были представлены в докладах и выступлениях на двух международных научных конференциях (Новосибирск, 2010; Омск, 2011) и четырех всероссийских научных конференциях (Тобольск, 2009; Новосибирск, 2010; Чебоксары, 2010; Нижний Новгород, 2010).

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Формирование картины мира декабристов происходило под влиянием совокупности факторов. Воспитание и обучение способствовали развитию интереса декабристов к наукам, а также прививали им чувство глубокой ответственности перед государством и потребность выполнения гражданского долга. Чтение декабристами разнообразной литературы составило основу восприятия ими пространства и времени сквозь призму отраженных в ней идей, в большинстве своем присущих эпохе Просвещения. Путешествие стало одной из ведущих культурных практик, определявших формирование представлений декабристов о пространстве и времени. Дальнейшее развитие эти идеи получали в процессе коммуникации в декабристских обществах.

2. Интеллектуальные конструкты «Европа», «Азия» и «Россия» составили основные элементы «ментальной карты» декабристов. «Европа» первоначально идеализировалась декабристами и соответствовала «образованному миру». Границы «Европы» в восприятии декабристов включали и часть пространства «России». Декабристы тем самым стремились придать «своему» пространству те, черты которые приблизили бы его к прогрессивной, но чужой «Европе». Смысловое наполнение интеллектуального конструкта «Азия» основывалось декабристами на европейском понимании идеала общественного развития. Кроме того, отрицательные черты пространства «Азии» стали отражением опыта исторического прошлого России. Положительные черты этого интеллектуального конструкта воплотились в образе «Востока». К «Востоку» и «Азии» декабристы относили одно и то же пространство, но в зависимости от критериев его описания соответствующие интеллектуальные конструкты наполнялись разным смыслом.

3. Описание пространства «России» осуществлялось декабристами с помощью метафор, применяемых для описания пространства «Европы». Широта географических условий на всем пространстве Российской империи и своеобразие исторического пути русского народа определяются декабристами в качестве особых отличительных черт «России», позволяющих занять ей достойное место в ряду европейских государств. Описания декабристами регионов России – Кавказа, Польши и Сибири были ограничены рамками имперского дискурса, в котором цивилизаторская миссия России была первостепенна. Кавказ отождествлялся декабристами с пространством угрозы, исходя из сложного исторического опыта покорения его народов, а также определялся составным элементом дикого, непросвещенного пространства «Азии». В представлениях декабристов Польша играла роль некого «вспомогательного инструмента», используемого для описания пространства лишь в том случае, если упоминание о ней позволяло возвысить положение России на международной арене. Сибирь, которую декабристы прежде все больше относили к «Востоку», приобрела значение неотъемлемой части пространства России только после реального знакомства с ней в ссылке.

4. Структуризация времени декабристами отражает характерные для Нового времени процессы модернизации сознания. Основные единицы измерения времени, употребляемые декабристами – век, столетие, эпоха. Описание событий «древней» истории декабристами сочетает в себе черты мифологического и исторического. Значимость событий далекого прошлого определялась не только исходя из потребностей настоящего времени. События прошлого рассматривались в развитии и взаимосвязи. Осмысление событий «новой» истории, более близкого для декабристов прошлого, напротив, осуществлялось в большей степени под влиянием идей, актуальных для настоящего времени, семейных воспоминаний. Представления декабристов о будущем получили воплощение в проектах государственного устройства. Планируемое будущее в проектах декабристов характеризовалось наличием утопических черт. Основными институтами государства в них должны были стать учреждения, деятельность которых осуществлялась в далеком прошлом и уже стала историей. Наряду с этим содержание проектов выражало хорошее знание потребностей настоящего времени и включало мероприятия, осуществление которых имело достаточно устойчивые основания. Отношение декабристов к времени коренным образом меняется в период заключения, каторги и ссылки. Декабристы живут теперь прошлым, скорость течения времени резко замедляется для них.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Воспитание и обучение как факторы формирования картины мира декабристов

Начальным этапом в формировании картины мира декабристов является период родительского воспитания. Личности отцов, матерей и других родственников, постоянно находившихся рядом с юными декабристами, заслуживают пристального внимания, так как сведения о них помогают восстановить обстановку, в которой воспитывались интересующие нас представители дворянского сословия. Поэтому мы обращаемся к биографическим данным о семейном воспитании декабристов.

«В воспитании, умственном развитии и образовании характера каждого человека имеет большое значение семья со всем ее духом и наследственной передачей, школа с ее дисциплиной и порядками и, наконец, окружающее общество или среда ... Семья и среда, в которой складывался умственный и нравственный облик декабриста Тургенева, были очень благоприятны. Иван Петрович был на редкость хорошим человеком: образованный, трудолюбивый и проникнутый чувством долга, он был прекрасным примером для подражания для своих детей»208. Именно от отца декабрист получил «влечение к учености, т.е. научные и литературные интересы и любовь к книгам»209. От матери - «вспыльчивость, склонность к меланхолии и мрачным размышлениям, трезвость натуры, отсутствие или слабое развитие поэтической и художественной стороны»210.

Окружающая обстановка была весьма благоприятна для умственного развития братьев Тургеневых. Они вращались в наиболее культурном, наиболее просвещенном обществе того времени. «С самого нежного возраста они слышали вокруг себя разговоры о литературе и искусствах, вращались в обществе лучших писателей того времени, а обеспеченность их родителя дала им возможность с детских лет ознакомиться с иностранными языками, особенно с немецким» 11. Интерес к наукам, привитый родителями будущему декабристу, способствовал тому, что его представления о мире были чрезвычайно широки и основывались на множестве идей и предпочтений. Вместе с тем независимость мышления, также привитая Н. И. Тургеневу в семье, определяла его рассудительность при восприятии окружающей действительности. Свободное владение иностранными языками и частые заграничные поездки повлияли на свободное восприятие пространства декабристом. Он мог свободно размышлять, высказывать свою точку зрения о какой - то стране мира, так как сам побывал там и знал о ее достопримечательностях не понаслышке. И все та же страсть к наукам позволяла царственно обладать временем, изучать события прошлого для осмысления настоящего и планирования не только своего будущего, но и будущего целого Отечества.

Отец братьев Бестужевых, активных участников собраний тайных обществ, А. Ф. Бестужев, в значительной степени был связан с оппозиционными группировками и радикальной мыслью предыдущего царствования, сам принадлежал к тому отряду русской интеллигенции рубежа XVIII - XIX вв., которому в нашей исторической науке присвоено звание радищевцев. Семья Бестужевых была глубоко демократичной, в ней не было преклонения перед чинами и званиями, не было чванства своим старинным дворянством, господствовало пренебрежение к родовой аристократии, не закрепившей собетвенными делами право на почет и уважение. А. Ф. Бестужев придавал большое значение вопросам воспитания: ему принадлежит обширный трактат «О военном воспитании». Свои педагогические идеи он стремился воплотить в собственной семье,- и это заметно сказалось на воспитании сыновей. Можно говорить о неком едином «бестужевском духе» в семье. «Их всех объединял повышенный интерес к науке, объединяло отношение к своим обязанностям в обществе, объединяла, наконец, ярко выраженная у всех братьев глубокая любовь к родине и страстная ненависть к деспотизму и крепостному праву»21 . Интерес же старшего сына Николая к истории русского флота был обусловлен тем, что все мужчины в семействе Бестужевых, каждый в свое время, служили во флоте. Братья Бестужевы не только уважительно относились к прошлому своей страны, но и не менее трепетно воспринимали необозримые пространства Отечества. Осознание своего высокого общественного долга выразилось достижениями братьев - декабристов в науке и искусстве.

Отец декабриста Матвея Ивановича Муравьева - Апостола, Иван Матвеевич, был очень образованным человеком, получившим воспитание в одном из лучших тогдашних пансионов, отлично знавшим языки, классические и новые. Служа в гвардии, он своими литературными трудами обратил на себя внимание Екатерины II, которая и назначила его состоять кавалером при старших внуках, великих князьях Александре и Константине Павловичах. Иван Матвеевич пользовался большим расположением Александра Павловича. При Павле I был назначен нашим посланником в Гамбург, где и жил с семьей до 1800 г., когда вернулся в Петербург, чтобы занять пост вице-президента иностранной коллегии. При составлении заговора против Павла I получил приглашение принять участие в нем, но отказался. Потом участники заговора сумели настроить Александра I против Ивана Матвеевича. После этого он уже никогда не пользовался его милостью.

В 1802 г. Иван Матвеевич занял должность посланника в Испании. Вследствие того, что испанская столица не представляла никаких средств для хорошего воспитания, Муравьевы решились отправить двух старших сыновей, Матвея и Сергея, учиться в Париж, где они и пробыли в средней школе до 1808 г. В этом году мать, Анна Семеновна, приехала в Париж за сыновьями и вместе с ними отправилась оттуда в Россию. «В 1809 году, когда они, наконец, подъехали к русской границе, оба брата Муравьевы, принялись обнимать сторожевого казака: после многолетнего пребывания за границей они возвратились в Россию, преисполненные любви к родине. Когда они снова уселись в карету, услыхали от матери поразительную для себя новость: «Я очень рада, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь, дети, я вам должна сообщить ужасную весть; вы найдете то, чего не знаете: в России вы найдете рабов!» 13. Эти слова хорошо показывают то направление, в каком Муравьевы старались вести воспитание сыновей. Они боялись растлевающего влияния рабства и воспользовались пребыванием за границей, чтобы скрыть от них до того времени даже существование в России крепостного права. Сделанное открытие произвело сильное впечатление на юных братьев. Страстное желание изменить будущее своей страны и глубокий интерес к изучению ее территорий сопровождали братьев Муравьевых -Апостолов всю их жизнь.

В своих воспоминаниях о семье декабрист И. Д. Якушкин писал, что его отец «уже был заключен в Алексеевский равелин» 14, когда он родился. Следовательно, независимое вольное восприятие действительности могло быть передано мальчику «по наследству» от отца. Мать его также имела «независимый характер», какие встречаются редко, и при всей своей снисходительности и мягкости никому не позволяла наступать себе на ногу, да и редко кто на это отваживался, потому что ее тонкая, но острая насмешка сейчас же заставляла человека отступить в должные границы»215. В то время произвола ее глубоко возмущало всякое насилие, она высказывалась прямо и горячо, с кем бы ей ни приходилось говорить. В обществе ее многие не любили: высказывание мнения, хоть, например, об истязаниях, которым подвергались нередко крестьяне, могло многим показаться просто обидой. Такое независимое и прогрессивное отношение родителей к порокам современного общества оставило своеобразный след в восприятии окружающего мира будущим декабристом. Его интересовали любые возможности изменить жизнь родной страны к лучшему, не слепо заимствуя чужеземные идеи и представления, а пытаясь переосмыслить их, используя опыт преобразований национального прошлого.

Дворянство было не только первым самым привилегированным сословием Российской империи, оно также именовалось «благородным». Для многих русских дворян понятие благородства и чести соединялись с личным самолюбием или представлением об «особенности своего положения». Но для другой части дворянства это было следование высокому нравственному долгу. Во многих знатных семьях это чувство воспитывали в детях с раннего возраста, и оно прочно входило в сознание ребенка. В восприятии ребенка понятие дворянской чести сочеталось с нравственным долгом, долгом строгой ответственности за слова и поступки, долгом быть храбрым, честным и образованным и не ради славы, богатства и т. п.216 К этой «другой части дворянства» принадлежали и семьи декабристов, в которых воспитанию нравственности придавалось большое значение.

.«Европа» в пространственных представлениях декабристов

Представления о пространстве нашли отражение не только в разного рода сочинениях, но и в письмах, записках, мемуарах декабристов. Декабристы-естествоиспытатели В. П. Романов, К. П. Торсон, Д. И. Завалишин, М. К. Кюхельбекер обращались к изучению пространства с научными целями. Декабристы-литераторы, напротив, описывали пространство в поэтической форме. Ф. Н. Глинка в одном из своих писем предлагал адресату прочесть его небольшую повесть: «Она познакомит Вас отчасти с пиитической стороной сих лесистых пустынь, на пространстве которых почиют огромные озера...»376. «Чувство красоты, гармонии, самых форм» было «нераздельно с чувством пространства» и для Г. С. Батенькова377.

При описании событий прошлого декабристы относили их не только к определенному времени, но и пространству. Ф. Н. Глинка в своей статье, по священной семисотлетию Москвы, сообщал, что им окончены и напечатаны две книги - указатели источников истории и топографии Москвы, «с древним ея уездом, расположенный в хронологическом порядке по княжениям и цар ствованиям российских государей со включением царствования Государя Императора Николая Павловича»378. Декабристу важно было описать не только историческое развитие города, но и изменение его территории. Имен но обзор источников истории и топографии Москвы помог Ф. Н. Глинке представить этот город во всем его величии и значимости для Российской империи.

Восприятие пространства декабристами определялось влиянием просветительских идей. Географический детерминизм стал одной из характерных черт просветительской историографии XVIII-XIX вв. Любая история, написанная в рамках просветительской парадигмы, начиналась с описания пространства и природно-климатических условий. Шарль Монтескье, Анн Тюр-го, Иоганн Гердер связывали с географической средой, и особенно с климатом, обычаи и «нравы», и, развивая эту линию, объясняли специфику правовых норм разных государств. И. Гердер писал: «Мы проследили исторический путь некоторых народов, и нам стало ясно, насколько различны, в зависимости от времени, места и прочих обстоятельств, цели всех их устремлений»379. Построение Д. И. Завалишиным модели развития человечества весьма сходно с философскими изысканиями Гердера. Декабрист утверждал: «В постепенном развитии человечества каждое преобладающее начало в отделе человечества по времени приурочивается и к известному пространству на земле, представляющему более соответственные условия для полнейшего действия и проявления этого начала»380.

«Опыт истории российского флота» Н. А. Бестужев начинал с обоснования географических условий развития торговли в России. «Еще до рождества Христова славяно-руссы, или вообще скифы ... , предпочитая плодородие низовых земель, селились более около восточных и южных краев нынешней России. От Дуная по берегу Черного моря, чрез Днепр и Азовское [море], владея Крымом и распространяясь опять около берегов Черного моря, мимо подошвы Кавказа даже до Каспийского моря, сии народы изобиловали земными произведениями в сих странах благословенных»,- писал декаб-рист381.

Причину равнодушного отношения азиатских народов к просвещению А. А. Бестужев видел в особенностях климата той местности, где они проживают. Он писал о бурятах в письмах к родным: «...все в этом народе носит отпечаток холода и бедности климата.. .»382. «Я мало верил доселе трактатам господ физиологов о влиянии климата на темперамент, ибо в Северной Пальмире своей встречал все страсти Италии хоть редко, но несомненно,- за то здесь неверие мое склонилось подобно магнитной стрелке: при каждом философическом взоре больше и более убеждаешься в этой истине. Здесь ум и чувства людей в какой-то спячке: движения их неловки и тяжелы, речь однозвучна и протяжна; сидеть удовольствие величайшее их и молчать - не труд, даже женщинам. Здесь движутся только желчные страсти: корысть, зависть, тщеславие» 383,- отмечал декабрист. Следуя идеям просветителей, А. А. Бестужев признавал влияние особенностей климата на развитие «нравов» народа.

Пространственные представления декабристов, как образованных людей того времени, характеризовались европоцентризмом. Ведь декабристы получали представления о европейских странах, черпая сведения о событиях за рубежом не только по печатным изданиям, но и имели возможность посетить многие из них. Опыт знакомства с европейскими странами отражался декабристами в различных текстах. «Европа» воспринималась ими как отдельный мир, а ее границы приобретали своеобразное обозначение на ментальной карте декабристов. Активное использование концепта «Европа» мы можем наблюдать во многих их сочинениях. Наряду с географическим значением этот концепт наполнялся декабристами разными смыслами.

Значительное влияние на формирование декабристского мировоззрения оказало чтение трудов европейских мыслителей. Поэтому представление конструкта «Европа» в западноевропейской общественной мысли становится важным для понимания той роли, которую играет это пространство в представлениях декабристов. Отношение европейских мыслителей к своим странам как к особой части мирового пространства зарождается еще в эпоху Ренессанса. Американский историк Л. Вульф обнаружил проявление этих начал еще в итальянских городах-государствах, которые были «несомненными центрами наук и искусств, живописи и скульптуры, красноречия и философии, не говоря уже про финансы и торговлю» . По его мнению, «итальянские гуманисты не стеснялись смотреть на другие страны с откровенным снисхождением, наиболее ярко выраженным Макиавелли в знаменитом «Призыве освободить Италию от варваров», последней главе его«Государя»385. Конструкт «Европа» оформляется в течение XVIII-XIX вв. под влиянием эпохи Просвещения. За несколько столетий, пролегших между эпохой Ренессанса и веком Просвещения, культурные и финансовые центры Европы переместились из Рима. Флоренции и Венеции, с их сокровищами и сокровищницами, в более динамичные Париж, Лондон и Амстердам. В Париже XVIII в. Вольтер видел Европу совсем иными глазами, чем Макиавелли во Флоренции века XVI. Вольтер был в числе многих философов Просвещения, старавшихся найти и сформулировать новую концепцию континента, простиравшегося для них не с юга на север, а с запада на восток. При этом «они сконструировали новый образ Европы, завещав его нам, видящим континент их глазами, — а вернее, это мы сами послушно переняли заново изобретенную ими картину Европы. Подобно тому, как в век Просвещения новые центры пришли на смену старым столицам эпохи Ренессанса, кран варварства и отсталости находился теперь не на севере, а на востоке»386.

Новый образ Европы в процессе заимствования культурных начал, начавшегося в России XVIII в., проявился также и в русской общественной мысли. Начиная со времени Петра I, когда вторжение европейской культуры стало результатом целенаправленной политики, при дворе начали господствовать немецкие и французские порядки. Несколько поколений русских людей выросло на европейских образцах и к концу XVIII-XIX вв. влияние Европы уже фактически господствовало не только во внешних атрибутах царского двора, но и в умах и вкусах большинства его обитателей. Русская общественная мысль развивалась при огромном воздействии европейских идей. Работы просветителей составляли круг чтения образованных людей этого периода, формируя у них не только определенный образ Европы, но и ментальную карту в целом.

На восприятие пространства декабристами не могло не оказать воздействия наследие Н. М. Карамзина. Н. М. Муравьев, откликаясь на «Историю государства российского», заключал, что народ «славянский» был «избран оплотом Европы против кочующих народов»387. Образ Европы в данном случае используется декабристом для выделения особого образа России, что позволяет говорить о стремлении охарактеризовать пространство, опираясь на опыт отечественной историографии.

Говоря о значении конструкта «Европа» для декабристов, закономерно возникает вопрос о его границах в их представлениях. Внешние границы Европы определяются для декабристов тем кругом стран, которые, по их мнению, являются «европейскими». Так Д. И. Завалишин относил к их числу Францию, Англию, Германию, Испанию и Италию. Декабрист определял каждой из них соответствующее народное начало: «разсудокъ», «совесть», «волю» и «память»388. Борьба этих народных начал, по мнению Д. И. Завалиши-на, оказала влияние на развитие всего человечества в период ума, когда «преобладающая деятельность переходит в Eвропу»389.

Образ России и ее регионов: имперский дискурс декабристов

Образ России занимал особое место в пространственных представлениях декабристов. «Мы разговаривали только и единственно о России и не можем наговориться о ней, - писал В. К. Кюхельбекер, - теперешнее состояние нашего Отечества, сердечное убеждение, что святая Русь достигнет высочайшей степени благоденствия, что русский бог не вотще даровал своему избранному народу его чудные способности, его язык богатейший и сладост-нейший между всеми европейскими народами»492. По мнению декабриста, Россия занимала особое место в ряду стран Европы, а русский народ - среди народов европейских.

Россия воспринималась декабристами как часть пространства Европы. Для их сочинений характерно синонимичное обозначение пространства Европы и «европейским», и «западным»493.

По мнению Д. Замятина, геополитический образ Россия-и-Европа, или Россия как Европа являлся ключевым для русского самосознания. «Если в историософском плане этот образ был проработан в основном уже в XIX веке, то в политическом и культурном смысле понимание России как в первую очередь европейской страны и державы было заложено по преимуществу в XVII-XVIII веках. Очень важно отметить, что Россия воспринималась и воспринимается во многом как маргинальная, пограничная, фронтирная страна Европы...»,- пишет Д. Замятин494.

Декабристы так или иначе сравнивали Россию с Европой. В связи с этим для них огромное значение приобретало и отношение европейцев к России как к равному себе государству со своими исключительно важными интересами. Поэтому М. К. Кюхельбекер не доверял иностранцам, пишущим о России, «о России русские мало пишут, иностранец же, самый даже благонамеренный, о ней, быть может, менее, чем о какой другой земле, в состоянии сказать что-нибудь верное... и на все смотрит, так сказать чужими глазами. Притом большею частию пребывание заграничных гостей в России кратковременно. Итак, мудрено ли, что немцы, французы, англичане и прочие печатают столько вздору про матушку Россию?»,- писал дeкaбрист495. Для М. К. Кюхельбекера очевидно, что европейские народы не смогут самостоятельно составить представление о России как о достойной державе. В связи с этим необходимо активно знакомить их с достоинствами Отечества. Так декабристы радовались каждому шагу, сделанному Россией в направлении к Европе, а полемика о восточном вопросе была для некоторых поводом еще раз сказать об этом. В. И. Штейнгель писал И. И. Пущину: «В Европе, уверяет «Le Nord», делается уже явный перелом мыслей о восточном вопросе. Газета эта ратует открыто за Россию, с целью продолжать знакомить с нею Запад»496.

Включение России в европейское пространство отождествлялось декабристами с ее становлением в ряд просвещенных государств. В. П. Романов в прошении о проведении очередной экспедиции - «путешествия от западных берегов Северной Америки до Ледовитого моря и до Гудзонского залива» -настаивал: «Конечно, Россия таковыми открытиями не приобретает выгод, имеющих влияние на торговлю, но, стоя уже на первой ступени государств образованных, берет участие в общем деле географических открытий на пользу всего чeлoвeчества»497. Желание декабристов представить Россию европейской державой проявлялось тем самым в их стремлении приблизить ее к европейскому идеалу просвещенности и образованности. Продолжая аргу ментировать свою позицию, В. П. Романов говорил и об исключительных преимуществах России перед Европой в случае успешного осуществления данной экспедиции; «... Но если бы сие исполнилось, разве мало того, что слава такого путешествия отнеслась бы к России, что она узнала бы край, который с открытия Америки (т.е. около трех с половиной столетий) непроницаем для европейца?»498. Завершает декабрист свои предложения все той же уверенностью в просветительском значении географических открытий: «Какую пользу принесли наши экспедиции к полюсам? Кроме славы, никакой! Но такою славою дорожит всякая просвещенная держава...»499.

Нередко именно с позиции европейского просвещения декабристы оценивали состояние своего Отечества. «Там нечего делать, разврат и рабство, бедность и гордость, невежество и притязания на ум - вот как я вижу и понимаю людей в том краю, где я родился. Здесь все еще ново, здесь все еще отзывается российской сивилизацией, понятиями уже не русскими. Россия, по моему мнению, мало отошла от России времени Иоанна Грозного. Наружный лоск, лакировка кожи не доказывают прочности. Я не безусловный чтитель Монтескье, но совершенно согласен с его определением о России и народе, особливо дворянина русского»,- писал В. Ф. Раевский500. Такое восприятие России сходно с представлениями западноевропейских путешественников о Восточной Европе в эпоху Просвещения. Американский историк и культуролог Л. Вульф считает, что она мысленно воспринималась ими как «относительно отсталая (по сравнению с цивилизованным Западом) территория». «Они видели в Восточной Европе переходную территорию между Западом и диким Востоком. Восточная Европа в глазах человека Просвещения находилась на пути к цивилизации, однако представлялось, что достижения в этом направлении лишь поверхностны, в глубине же все еще располагается варварская основа. Соответственно, Восточная Европа рассматривалась как территория, отмеченная противостоянием дикости и цивилизации»501. Так и Рос-сию декабристы наделяли не только положительными чертами европейской просвещенной державы, но и находили в ней остатки прежнего невежества.

С другой стороны, декабристы все чаще стремились выделить особое положение России среди государств Европы. «Россия по своему географическому положению, своему пространству, своим внутренним средствам, наконец, по свойству своего народонаселения есть единственное в Европе государство, которое может не только существовать, но и развивать свои силы и свое благосостояние независимо от внешней политики. Ей не нужно следить за каждым действием той или иной державы, за каждым европейским событием и опасаться каждую минуту нарушения так называемого политического равновесия в Европе»,- писал Н. В. Басаргин502. Эти рассуждения декабриста относятся уже к середине XIX в., поэтому в них получила отражение характерная для этого времени идея обновленного «европеизма». Согласно ей, по мнению Ю. М. Лотмана, «усвоив европейскую цивилизацию и встав на общий европейский путь, Россия, как неоднократно повторяли представители разных оттенков этого направления, пойдет по нему быстрее и дальше, чем Запад»503.

Декабристы пытались представить Россию как особое пространство, исходя из разнообразия ее географических условий. По мнению Н. И. Тургенева, причиной всех тягот России в сравнении с тяготами Европы являлись «особенности климата»: «Россия находится весьма в невыгодных условиях и окружена различными затруднениями, неизвестными жителям Западной Европы» . Но, несмотря на «эти непреодолимые для человека препятствия», декабрист считал, что «следует признать и примириться с ними; между тем эти препятствия совершенно ничего не доказывают против возможности нравственного, умственного развития народа»505. М. К. Кюхельбекер в описании пространства России также отмечал широту ее географии: «Российская империя, занимающая половину Европы и Азии и часть Америки, представляет богатое поприще для ученых наблюдений. Даже гении, подобные Гумбольдту, не в состоянии обнять столь пространное и разнообразное государство, вмещающее в себе, кроме жаркого, все климаты земного шара: обширные степи и великие горные хребты, бесплодные солонцы и тучные равнины Малороссии, благодатную природу закавказскую и Крыма и суровость стран полярных...»506. Россию декабрист описывал уже не только как часть Европы, но и Азии, и Америки. Пространство Отечества, наряду с его идеализацией, начинает детализироваться декабристами. А обоснования причин ее отличия от Европы становятся все более разнообразными и аргументированными.

Настоящее и будущее в представлениях декабристов

Настоящее и будущее в разные периоды жизни и деятельности декабристов воплощались ими в разных формах. Вдохновенные рассуждения о будущем России и своей активной роли в нем осуществлялись декабристами лишь до восстания на Сенатской площади.

Т. А. Ложкова посвятила свое исследование изучению системы жанров в лирике декабристов в период до 14 декабря 1825 г. По ее мнению, «в период 1814-1820 гг. все они оказываются носителями особого мироощущения» . Это особое мироощущение приводит декабристов к новому пониманию собственной личности и ее места в мире. Через художественные произведения они утверждали свою исключительность, избранность, предназначенность для некоего высокого поприща. Т. А. Ложкова считает, что декабристы, находясь в резко конфликтных отношениях с несовершенной реальностью, «не могли удовлетвориться погружением в мир собственной души и его абсолютизацией подобно поэтам школы Жуковского» 673. Для них было важно осуществить свой идеал в действительности и преобразовать окружающий мир на тех началах, которые представлялись им истинно справедливыми. И. А. Стрельникова также отмечает в своем исследовании лирики декабристов, что «передача авторского миропонимания, авторского ощущения современности как одного из звеньев исторического процесса важна и значительна в произведениях декабристов»674.

Активное изучение прошлого и осознание своего высокого гражданского долга способствовало обращению декабристов к настоящему и будущему. Ведь именно после знакомства с примерами народного представительства в древней истории, они приступили к созданию проектов государственного переустройства. проекты государственного устройства в полном виде до нас не дошли. Текст «Конституции» Муравьева, сожженной сразу после разгрома восстания, восстанавливался им по памяти во время следствия в первой половине 1826 г. Работа над «Русской правдой», которая должна была состоять из десяти глав и служить своего рода «наказом Временному верховному правлению» после перехода власти в его руки в случае свержения самодержавия, самим Пестелем не была завершена. Полностью были написаны пять глав, остальные существовали только в отрывках. Рукопись «Русской правды», над которой Пестель работал почти десять лет, была закопана накануне ареста, но, изъятая по указанию следственной комиссии, фигурировала в качестве главного обвинения автору. При этом самые важные главы: шестая, посвященная вопросу о форме верховной власти, и седьмая, рассматривавшая проблему организации власти на местах,- были, по всей вероятности, уничтожены Пестелем, и об их содержании можно судить только на основании отрывочных данных, содержавшихся в его ответах следственной комиссии.

В каждом из проектов утверждается идея необходимости участия народа в формировании высших органов власти. При этом в наименовании органов этой власти и ее атрибутики, как Муравьев, так и Пестель по-своему возродить древние традиции народного самоуправления. Идеализация в глазах декабристов демократических начал в общественном устройстве жизни древних славян, якобы определявших формы существовавшей у них политической власти, отразилась по-своему на проектах государственного переустройства.

Главное, что объединяет содержание конституционных программ Н. М. Муравьева и П. И. Пестеля - это решительное неприятие ими идеи бесконтрольной самодержавной верховной власти, противоречащей, по их мнению, изначальным формам государственного устройства, существовавшего в Древней Руси. Сторонник формы конституционной монархии Н. М. Муравьев предусматривал ограничение верховной власти многоуровневой системой самостоятельных органов исполнительной, законодательной и судебной власти на местах в регионах675. Все эти представительные органы основывались на выборном принципе. На вершине подобной системы представительной власти должно было находиться избираемое всеми членами общества Народное вече - гарант гражданского равенства всех жителей страны перед законом. Это сочетание единодержавной власти монарха с представительным органом в лице Народного вече представляло собой утопическую попытку совместить оправдавший себя в историческом смысле монархический принцип власти с системой народного самоуправления, какой она, по представлениям Н. М. Муравьева, существовала в городах - республиках древнем Новгороде и Пскове. Согласно Конституции Н. М. Муравьева в компетенцию Народного вече входило объявление войны, организация военных сил, наблюдение за использованием финансовых средств. Если Вече находило, что представительные собрания отдельных «держав» преступили пределы отпущенной им по конституции власти, то оно имело право их распускать676

Сходным образом решал вопрос об участии народа в формировании органов власти П. И. Пестель в своей «Русской правде». Содержание центральных глав, где должны были определяться формы местной и верховной власти, как уже было отмечено, осталось для потомков неизвестным. Но убежденный сторонник республики Пестель в главе четвертой - «О народе в политическом отношении» - своего проекта, говоря о функции окружных поместных собраний, предусматривал назначение ими народных представителей в «Народное вече, образующее верховную законодательную власть»677.

В декабристской литературе на первый план выходил образ борца за независимость родины, утверждался принцип выборности национального вождя сообразно с волей народа678. Рассматривая в качестве своеобразных представительных учреждений, ограничивавших самодержавную власть, Боярскую думу и земские соборы, декабристы делали вывод о праве народа на лишение власти тех царей, которые отягощали ею народ.

Главное отличие проектов - разность политических взглядов авторов (Н. М. Муравьев - сторонник установления конституционной монархии; П. И. Пестель - сторонник установления республиканского управления), которая отчетливо проявляется и в их исторических взглядах. Поэтому можно отметить непосредственную связь политики, предлагаемой в проектах декабристов, с их взглядами на отечественную историю, ведь для каждого из них она выглядела по-разному, как по-разному представлялся и образ правления России.

Поскольку прошлое принадлежит чужому опыту, само его существование в каких-то случаях может подвергаться сомнению: характерным образом могут возникать сомнения в том, действительно ли существовали те или иные люди, на самом ли деле происходили те или иные события. Само стремление перестроить историю, по-новому организовать дошедшие до нас сведения - в высшей степени симптоматично и значимо: оно очень отчетливо демонстрирует подход к прошлому679. Такое видение проблемы политического строя, по всей видимости, есть результат влияния трудов представителей философской мысли периода Просвещения на декабристов.

Главными причинами «благоденствия и величия народов» декабристы, как и мыслители XVIII в., обычно считали успехи просвещения и мудрое законодательство. В них, как позже заявил М. Орлов, «вся судьба правительства и народов»680. В своей статье «О причинах благоденствия и величия народов», опубликованной в 1820 г. в «Сыне отечества» Н. И. Кутузов «причины благоденствия и величия народов» видел в правильном соединении «мудрых законов» с действиями «мудрого правительства», стремящегося «благодетельствовать подданных»681.

Даже признавая взаимодействие просвещения и нравов с законами и учреждениями («Если правительство влияет на нравы, то и нравы влияют на правительство»), Н. А. Крюков склонялся к типично просветительскому тезису о том, что «мудрые законы в состоянии произвести чудо всеобщего бла-женства» . Под «мудрыми» законами здесь обычно понимались, прежде всего, «мудрая» конституция и политический строй, исключающий возможность деспотического управления страной.

Несмотря на испытание столь мощного просветительского влияния, в целом содержание проектов государственного переустройства, созданных декабристами, было крайне утопично. О. И. Киянская важнейшей идеей «Русской правды» считает «идею всеобщего юридического равенства граждан перед законом»683. Но фактически «любое национальное своеобразие в данном случае уничтожало принцип равных возможностей» . Народам представлялся выбор: либо слиться с русскими, приняв их образ жизни и формы правления, либо испытать на себе много неприятностей - вплоть до выселения из страны. В соответствии с проектом все части России должны быть связаны общностью русского языка, православной веры, законодательства и традиций.

Похожие диссертации на Представления о пространстве и времени в картине мира декабристов