Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг. Федирко Оксана Петровна

Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг.
<
Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федирко Оксана Петровна. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Благовещенск, 2001.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/332-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Возникновение и становление православных образовательных учреждений Благовещенской епархии

1.1 Система православного образования в России 23

1.2 Развитие системы православного образования Благовещенской епархии 45

Глава 2. Организация учебно-воспитательной работы, магариадное содержание и характеристика педагогических кадров

2.1 Основные типы православных образовательных учреждений 82

2.2 Организация учебного процесса и программное обеспечение 92

2.3 Воспитание 118

2.4 Педагогические кадры 125

2.5 Источники финансирования и школьные помещения 138

Заключение 157

Список литературы и источников 164

Приложение 1. Епархиальные архиереи Камчатской, Курильской и Алеутской епархии и Благовещенской епархии 175

Приложение 2. Список должностных лиц и преподавателей Благовещенского женского епархиального училища 176

Приложение 3. Список должностных лиц и преподавателей Благовещенской духовной семинарии 180

Приложение 4. Церковноприходские школы Благовещенской епархии в 1909/10 у. г 184

Система православного образования в России

Система образования России формировалась под воздействием двух основных институтов - церкви и государства.

В истории средневековой России образование в виде обеспечения элементарной грамотности всецело было функцией церкви и осуществлялось непосредственно в стенах религиозных учреждений на основе богословской литературы. Такая школа формировала религиозно-догматический взгляд на мир, прививала патриархально-христианские ценности и черпала педустановки из библейского вероучения. По определению П.Ф. Каптева1, педагогическая культура русского средневекового общества была подлинно церковной.

Вмешательство государства в процесс развития сети духовных образовательных заведений начинается при Петре I, который своим указом, изданным 16 сентября 1721 г. при учреждении Св. Синода, повелел в каждой епархии Российской империи открывать духовные училища для обучения в них детей духовенства . Но низкий образовательный уровень духовенства, нехватка священнослужителей, способных преподавать в данных образовательных учреждениях, недостаток средств, отпускаемых на их создание и содержание, являлись причинами невыполнения указа императора.

В связи с этим Петр I в 1723 г. был вынужден повторить свое предписание «поповских, дьяконских и причетнических детей ... набирать в школы всех тех, которые учиться могут ... и учить в надежде лучшего священства, как Духовным регламентом определено»1. К концу царствования Петра I насчитывалось уже около 10 духовных училищ. Первые епархиальные школы были основаны в 1721 г. в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре. На востоке России первое духовное училище было открыто в 1726 г. в г. Иркутске . К 1764 г. церковное образование было представлено двумя типами школ - семинариями и епархиальными училищами, всего их насчитывалось 26 с 6000 учащимися.

При императрице Екатерине II и императоре Павле I было открыто еще 14 семинарий, но особое внимание уделялось епархиальным духовным училищам. К этому времени необходимость в них была уже очевидна, т.к. единственная духовная семинария не могла удовлетворить существовавшую потребность в грамотном духовенстве. В связи с этим Екатерина II в инструкции, данной Консистории о церковных имениях, изъявила желание «в двух монастырях каждой епархии учредить малые гимназии, в которые ... добровольно обучающиеся ... и способные к изучению высших наук ... будут препровождены для изучения их»3.

К концу 1808 г. в России функционировало 4 академии, 36 семинарий и 115 духовных училищ4. К этому времени церковные школы, как и сама церковь, утратили самостоятельность. Церковная школа из внесословной стала сословной и «профессиональной». В ней обучались исключительно дети священнослужителей для подготовки к церковной деятельности. Церковное образование все больше превращалось в образование духовное и оказывалось подчиненным по сословному признаку.

В то же время петровские реформы, сломавшие старый уклад жизни, положили начало новому периоду в развитии отечественной педагогики, -подчинение образования интересам абсолютистко-бюрократического государства. Общество становилось на службу государству, а сословия «закреплялись» по военному, судебному, торговому, духовному и другим ведомствам. Поддержание такого государственно-бюрократического уклада требовало создания профессионального, сословно ориентированного и осуществляемого официальными властями образования. Прежняя церковная школа уже не отвечала новым требованиям ни по содержанию, ни по своему духу. В связи с эти в XVIII в. образование постепенно перестает быть всецело церковным. В это время создаются профессиональные учебные заведения (морские, инженерные, медицинские, промышленные и т.п.), находящиеся вне ведения церкви и дающие прикладные, пригодные для государственной и практической деятельность знания.

Таким образом, в середине XIX в. церковная педагогика оказалась значительно потесненной педагогикой светской, государственной. В непосредственном ведении церкви сохранились лишь духовные академии, духовные семинарии и епархиальные училища; церковное образование приобрело характер профессионально сословной подготовки духовенства. Однако сужение сферы церковной педагогики еще не означало секуляризации образования. Во всех учебных заведениях преподавался Закон Божий.

Кроме того, секуляризация светских учебных заведений, коснувшись обучения, практически не затронула область воспитания, которое по-прежнему оставалось религиозным, особенно в семье. Поэтому ослабление церковного образования автоматически не подорвало образования религиозного. Этим обстоятельством объясняется та острая борьба, которая развернулась в период царствования Александра II и Александра III в области народного образования между демократической общественностью и государством.

Одним из главных направлений политики стало возрождение и поддержка сети приходских школ, призванных осуществлять воспитание, как это было предписано рескриптом Александра II, «в духе истин религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка»1. С 1858 г. количество церковноприходских школ начало быстро расти и к 1861 г. увеличилось с 2270 до 18587, а в 1863 г. достигло 214212.

Высокую оценку деятельности церковных школ в 1879 г. давал министр Министерства народного просвещения (МНП) граф Д.А. Толстой в циркуляре, разосланном по дирекциям народных училищ. В частности он писал, что «духовенство, призываемое на означенное поприще и долгом пасторства, и волей монарха, и историческим значением. Приходские церкви в судьбах отечественного просвещения могут, и по своему умственному развитию, и по близости к народу, оказывать в этом отношении тем большие заслуги, чем благоприятнее будущее для народообразовательной деятельности самого духовенства и чем полнее будет готовность помогать ему в этом поприще со стороны как правительственных, так и общественных и сословных учреждений. Питая такую уверенность, и в виду надлежащего обеспечения этого образования, проникаясь мыслью о необходимости дальнейшего в этом участия со стороны православного духовенства, я считаю непременной обязанностью вверенного мне министерства всеми зависящими способами содействовать духовенству в таком участии, будучи уверенным, что труды, принадлежащие духовенству на почве школьного образования народа, не останутся впредь без материального, в соответствующей мере, постоянного вознаграждения»3.

Однако к началу 90-х гг. XIX в. в результате преобладающего развития земской школы число церковноприходских школ резко сократилось. Новый взлет приходского образования был связан с принятыми 13 июня 1884 г., «Правилами о церковноприходских школах», которые полностью вывели их из ведения светской власти. Вдохновителем данного документа стал обер-прокурор святейшего Синода (1880-1905) К.П. Победоносцев, который стремился сделать народное образование делом Церкви. Он писал Александру III, что организация церковноприходских школ есть «вопрос первостепенной важности для государства. Народ у нас пропадает, раскол и секты держатся от невежества: люди вырастают не получая первых самых основных понятий о Боге, о Церкви, о заповедях... Для блага народного необходимо, чтобы повсюду, поблизости от него, и именно около приходской церкви была первоначальная школа грамотности в неразрывной связи с учением закона Божия и церковного пения, облагораживающего всякую простую душу. Православный русский человек мечтает о том времени, когда Россия по приходам покроется сетью таких школ»1.

В первой статье «Правил о церковноприходских школах» 1884 г. говорилось, что цель церковноприходских школ - «утверждать в народе православное учение веры христианской нравственности и первоначальные полезные знания». Особенностью данных «Правил» было то, что в отличие от подобных уставов для начальных школ, в них идет речь не вообще о христианском учении, а «о православном учении веры». Тем самым подчеркивался конфессиональный характер церковноприходских школ.

Основные типы православных образовательных учреждений

I Школы грамоты. Впервые фигурируют в отчете Камчатского Епархиального Училищного совета за 1895 - 1896 учебный год1, хотя есть сведения о существовании данного типа школ грамоты еще в 1893 г2.

Основной задачей этих школ было обучение детей основам элементарной грамотности: чтению и письму, необходимым в крестьянском труде арифметическим действиям и изучение Закона Божьего.

Деятельность данных школ регулировалась Правилами о церковноприходских школах 1884 г., где в 6 говорилось, что «ведению и наблюдению духовного начальства подлежат открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамоты». Несколько позднее, в 1891 г., были утверждены «Правила о школах грамоты». По этим правилам,епархиальным начальством было дано распоряжение открывать школы грамоты там, где денег на открытие и содержание церковноприходской школы было недостаточно.

Для Дальнего Востока такое замечание имело огромное значение. Как уже указывалось выше, большинство населенных пунктов в Приамурье были небольшими, следовательно, детей школьного возраста было немного, да и сельское общество не всегда могло позволить себе содержать полноценную школу.

Среди действовавших на территории Благовещенской и Приамурской епархии школ грамоты можно выделить несколько видов:

1. Так называемая «ходячая» школа грамоты. Грамотный крестьянин обучал детей, проводил занятия в определенные дни, переходя из села в село или из дома в дом. Такая школа, естественно, не имела стационарного помещения и официального содержания. Все учебные пособия и учебники покупали родители учеников, кроме того, они оплачивали труд учителя поурочно. Данный вид школ был достаточно популярен, потому что учащиеся данной школы не были заняты всю учебную неделю и могли помогать родителям по хозяйству. Однако эти же школы из всех представленных имели самые большие недостатки как в организации, так и в плане обучения. Численный состав был нестабилен, очень многие учащиеся посещали школу нерегулярно, тем самым отставая от программы, а само преподавание чаще всего не имело методической основы и велось так, как было удобно учителю. Еще одним серьезным недостатком было то, что образовательный ценз учителей таких школ был достаточно низким. Такие школы существовали чаще всего одну зиму, хотя встречались и исключения. Во время инспекции в 1894 году епархиальный наблюдатель отметил «ходячую» школу грамоты с. Грязнушки. Учитель Петр Котов (казак), окончивший одноклассную школу МНП, обучал детей уже в течение четырех лет, и епархиальный наблюдатель остался весьма доволен знаниями его учеников1.

2. Частная школа грамоты. Помещалась чаще всего в доме учителя, где занятия проводились три-четыре дня в неделю. Численный состав был постоянным, так учитель договаривался с родителями учеников с осени и практически всегда брал плату за учебу продуктами или деньгами вперед на весь год. Число учащихся в таких школах редко превышало 20 человек. Недостатками такой школы было опять-таки отсутствие системы в процессе обучения, низкий уровень подготовки учителя. Выпускникам такой школы, желающим продолжить свое обучение, из-за несоответствия программы требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам, приходилось начинать учиться заново как в церковноприходских школах, так и в министерских. Частных школ было значительно больше, чем «ходячих». Стимулом совершенствования преподавания для учителей было сохранение постоянного дохода в виде платы за обучение. В связи с этим многие учителя данного вида школ грамоты обращались за советами к священнослужителям и коллегам, регулярно знакомились с новинками педагогической мысли того времени. Примером такого отношения к своему делу мог служить учитель частной школы грамоты с. Петропавловки крестьянин Дмитрий Мельник. Он окончил курс одноклассного народного училища. В 1895 г. его школу посетил епархиальный наблюдатель, которого учитель сам пригласил на урок и просил разобрать его с методической точки зрения. На тот момент в его школе обучалось 15 учеников, которые, «хотя учитель не подготовлен, знания показали удовлетворительные»1.

3. Традиционная школа грамоты. Школы создавались при приходах силами священников и местной общественности. Эти школы, самые распространенные в епархии, были под постоянным контролем епархиальных властей, имели материальную и педагогическую поддержку, поэтому о них сохранилась более полная информация . Приведем несколько примеров.

Михайловская школа грамоты была основана в 1893 г. Помещалась в частном доме, наем которого осуществлялся из средств местного общества. Долгое время учителем был псаломщик Иннокентий Николаевский. Ему выплачивалось вознаграждение 100 руб. в год. В школе обучалось в среднем около 40 учеников, как мальчиков, так и девочек. При школе действовал хор певчих. Учитель данной школы был мастером переплетного дела, и для организации занятий с детьми на средства епархии для школы в 1895 г. были приобретены переплетный станок и классная доска3.

В селении Белогорское школа грамоты существовала с 1893 г. Учителем был Михаил Троицкий, окончивший курс четырехклассной прогимназии. У этой школы было маловместительное и неудобное здание1.

Городская школа грамоты при Ново-Соборном приходе была открыта в 1895 г. в декабре. По данным за 1896/1897 учебный год в ней обучались: православных - 13 мальчиков и 14 девочек, сектантов-молокан - 10 мальчиков и 6 девочек. Законоучителем был Симеон Тихвинский, учительницей - Александра Мартиниановна Мищенко из 4-го класса Благовещенской женской гимназии.

Школа грамоты располагалась в частной квартире, предоставленной бесплатно Благовещенским купцом Андреем Михайловичем Юіоссом, и содержалась частично на добровольные пожертвования, а также на доходы от церкви и плату за обучение до 5 рублей с каждого ученика .

В деревне Березовка школа грамоты была открыта в 1897 г. в общественной полуразрушенной избе. Были изысканы средства для постройки нового здания, которое было закончено зимой 1900 г. Его строительство обошлось в 2700 рублей.

Необходимо отметить, что школы грамоты, находившиеся в ведении Училищного совета, были в более привилегированном положении, чем школы, открывающиеся самостоятельно. Срок обучения в школах грамоты зависел от частоты проводимых занятий и в среднем составлял 1-2 года. Это позволяло дать низшее образование большому количеству людей. Церковные деятели давали высокую оценку качеству знаний, полученных в данных школах, говоря, что «нелегко давалась эта грамота, но за то всякий, овладевший ею, оставался грамотным на всю жизнь и не нуждался в повторных курсах или классах»4. На самом деле эти школы отличали низкий уровень подготовки преподающих учителей, слабая материальная обеспеченность, в подавляющем большинстве отсутствие собственного здания, недостаточное финансирование. Но в то же время для этих школ был характерен достаточно широкий охват населения образовательными услугами.

Данный тип школ просуществовал недолго. Последние сведения о школах грамоты встречаются в отчетах Благовещенского Епархиального училищного совета за 1910 г., в дальнейшем они прекратили свое существование. Школы грамоты были либо закрыты, либо были преобразованы в одноклассные церковноприходские школы. Надобность в них отпала в связи с бурным ростом числа школ различных ведомств в рамках Благовещенской и Приамурской епархии в начале XX в.

Воспитание

Давая детям начальное образование, церковные школы стремились дать им и надлежащее воспитание в духе христианской веры и благочестия. Внешние меры воспитания были более или менее однообразны во всех православных образовательных учреждениях.

Дисциплина поддерживалась мерами нравственного характера. От учителей требовалось обращать особое внимание на религиозно-нравственное воздействие на душу ребенка, на развитие в детях чувства долга и страха Божия, так как считалось, что если ребенок их имеет, то вопросы дисциплины вообще не встают. Везде и неуклонно соблюдался установленный порядок ежедневной утренней молитвы перед уроками и после них. В воскресные и праздничные дни дети посещали храмовое богослужение, принимая участие в чтении и пении на клиросе.

Своевременно школьники вместе с учителями исповедовались и причащались. Кроме религиозных требований, к учащимся предъявлялись и другие требования, касающиеся вежливого обращения к окружающим, почтительного отношения к взрослым, общей порядочности, чистоплотности1. Ученикам, нарушившим правила поведения, объявлялись выговоры, делались замечания, сообщалось об их поведении родителям, они могли быть исключены из школы . Но чаще всего провинившийся должен был стоять за партой или по середине класса или мог быть оставлен после урока, но не более чем на час.

Учащиеся начальных школ проживали в семьях, поэтому большей частью их воспитанием занимались родители.

Основной задачей средней духовной школы была необходимость вместе с образованием и просвещением воспитывать в учащихся религиозно-нравственные настроения и церковные навыки, подготавливая тем самым достойных служителей церкви.

Подавляющее число семинаристов проживало в Семинарских общежитиях или на частных квартирах вдали от родительского дома, они в известной степени лишены были материальной поддержи, внимания родителей и их воспитательной функции, а это не могло не сказаться на формировании их личности. Важнейшую роль в воспитании семинаристов играли преподаватели. Среди них было немало людей, хорошо знавших свой предмет, умевших преподнести его своим воспитанникам, удерживавших их от унижавших достоинство человека и гражданина поступков. Вместе с тем воспитание, которое получили семинаристы в детстве при родителях, было большей частью решающим в формировании их личности.

Благовещенская духовная семинария и соединенное с ней училище имело ряд особенностей в плане воспитательной работы. В одном здании обучались и воспитывались мальчики из духовного училища в возрасте от 10 до 17 лет и семинаристы от 16 до 25 лет. Разница в возрасте слишком большая, чтобы можно было и к тем и другим применять одни и те же правила и приемы дисциплины и воспитательного воздействия. Нарушения правил поведения, случавшиеся у взрослых воспитанников семинарии, негативно действовали на учащихся духовного училища; таким путем перенимались мальчиками от взрослых дурные привычки - табакокурение, употребление спиртных напитков, сквернословие и т. п. При совместной жизни воспитанников в общежитии трудно было предотвратить дурное влияние старших воспитанников на младших. В европейских российских семинариях имелся опыт отделения даже крайних классов семинарии одних от других (ввиду разности возраста, духовно-нравственных настроений и запросов воспитанников), а именно первых (младших) двух классов семинарии от остальных и присоединение их к училищу. Руководство семинарии пыталось решить данную проблему путем отделения училища от семинарии, однако средств на постройку здания для семинарии получить не удалось1.

В воскресные или праздничные дни семинаристы могли получить разрешение на увольнение в город, остальные могли отдохнуть от занятий в роще архиерейского сада. Семинарскому начальству предоставлялось право, применительно к местным условиям, разрешать всем воспитанникам отпуска из общежития в послеобеденное время и до начала вечерних занятий.

Мерами воспитательного характера было и назначение дежурных учащихся для наблюдения за правильным расходом продуктов, ежедневно выдаваемых на ученическую кухню2.

За нарушение внутреннего распорядка семинарской жизни Устав предусматривал различные меры наказания: внушение, выговор, водворение на несколько дней в карцер, и, наконец, исключение из семинарии с правом обратного поступления в семинарию или без такового.

Для женского епархиального училища задачи в области воспитания были схожи с определяемыми для семинарии. Однако Совет училища пошел по несколько другому пути. Распорядок дня епархиалок был строго регламентирован, что давало возможность контролировать, и корректировать поведение девочек. В целом распорядок дня для епархиалок представлял собой следующее: вставали воспитанницы в 7 ч. утра; после молитвы пили чай; после 2-го урока завтракали, а по окончании уроков в 14 ч. собирались в столовую обедать. После обеда до 17 ч. воспитанницы были свободны от обязательных занятий, проводили часы досуга в рекреационной зале или, если позволяла хорошая погода, в сопровождении воспитательницы некоторое время гуляли по берегу реки Амур и по прилегающему к неку бульвару, усаженному деревьями. В 17 ч. вечера после вечернего чаю воспитанницы расходились по своим классам для вечерних учебных занятий с переменой в 30 минут для отдыха. В 20 ч. 30 мин. занятия заканчивались, воспитанницы ужинали, после чего отправлялись в церковь для молитвы на сон грядущий, а после вечерней молитвы расходились по своим дортуарам и ложились спать1.

Согласно 45 Устава епархиальных училищ воспитанницы всех классов приучались к занятию домашним хозяйством посредством поочередных дежурств в классе, в столовых и дортуарах, где они должны были наблюдать за чистотой и порядком .

Участие воспитанников православных образовательных учреждений в праздниках, проводимых как в рамках одной школы, епархии, так и в целом империи оказывало на них большое воспитательное значение и поднимало престиж учебных заведений РПЦ. Наиболее яркими примерами участия учащихся и преподавателей церковноприходских и средних духовных школ в культурной жизни города и Приамурья являются организация литературных вечеров, куда приглашались все желающие, участие в массовых городских и местных праздниках и так далее.

В первые годы возникновения семинарии при первом ее ректоре Иакове регулярно устраивались литературные собрания, на которых с кафедры читались учениками их лучшие сочинения. На такие собрания могли прийти все желающие3. Эта традиция сохранилась и в последующие годы.

В 1885 г. учащиеся церковных школ и духовной семинарии участвовали в Мефодиевских чтениях, посвященных тысячелетию со дня кончины славянского первоучителя Св. Мефодия4.

Сохранились сведения об участии учащихся церковных школ и духовной семинарии в праздновании в 1888 г. 900-летия крещения русского народа при святом князе Владимире5. 26.08.1897 г., в день столетия со дня рождения Иннокентия Вениаминова, преподаватели всех учебных заведений и воспитанники старших классов каждого учебного заведения участвовали в торжественной заупокойной литургии в Кафедральном соборе1.

Достаточно интересным получился Гоголевский праздник, организованный специально для церковноприходских школ г. Благовещенска Училищным советом. Праздник проходил 21 февраля 1902 г., и целый день в каждой школе шли мероприятия, посвященные биографии и творчеству Н.В. Гоголя, учащиеся соревновались в чтении произведений великого русского писателя, а победившие вместе с родителями были приглашены на вечер в Никольскую школу. Программа вечера состояла из двух отделений: чтение отрывков из произведений Гоголя и пение русских и малороссийских песен2.

16 мая 1905 г. с разрешения Никодима состоялась первая общая прогулка учеников всех церковных школ г. Благовещенска за р. Зею. Инициатором этого воспитательного мероприятия, в котором участвовало до 700 человек, был Н. Логвинов3.

12-го февраля 1914 г. в здании местного Епархиального женского училища состоялся литературно-вокально-музыкальный вечер, на котором присутствовали ... Епископ Приамурский и Благовещенский, многие духовные и светские лица, воспитанники и воспитанницы прочих местных средних учебных заведений4.

Источники финансирования и школьные помещения

Финансирование церковного образования во второй половине XIX в. было минимальным, шло из разных источников и не было четко фиксированным. Это не давало возможности духовному ведомству экономно распределить средства на необходимые нужды. Начальные школы РГЩ финансировались в основном из казны, средств местного самоуправления, за счет платы за обучение, из фондов, создаваемых церковноприходскими попечительствами, и процентных отчислений с банковских вкладов благотворителей.

В очерке «Начальное образование в г. Благовещенске» СЕ. Матвеев сравнил финансовое состояние школ МНП и церковноприходских к 1 января 1900 г1. Из шести школ МНП 5 содержались полностью на средства, получаемые из городской казны. Первое народное училище формировало свой бюджет, получая 1899 руб. из государственной казны и 1515 руб . из городской. Только одно училище МНП - Мещанское в дополнении к пособию, выплачиваемому городской казной, получало проценты с банковских вкладов благотворителей.

Из шести церковноприходских школ г. Благовещенска, существовавших к тому времени, только образцовая школа при духовной семинарии содержалась полностью на средства Синода. Остальные школы финансировались из различных источников: они получали пособия как от Синода, так и от города; брали плату за обучение, в среднем 2 руб. 80 коп. в год (в отличие от государственных школ, где обучение было бесплатным).

Важной статьей, формирующей бюджеты данных школ, были пожертвования, собираемые духовенством епархии на нужды церковного образования. Это были значительные суммы, от 35 до 1000 руб., которые распределялись по мере надобности среди действующих школ. Кроме этого, в данный период богатыми людьми г. Благовещенска и Приамурского края практиковалось вкладывать деньги в образование, переводя деньги на банковые счета и отчисляя с данных сумм проценты на содержание школ. По тем же запискам С.Е.Матвеева, делалось это преимущественно только для поддержания церковных школ (исключением было только Благовещенское мещанское училище МНП) . Благодаря привлечению дополнительных средств при практически равном содержании школ МНП и Синода, стоимость обучения учащегося в церковноприходских школах была меньше (13 руб. 38 коп. на одного человека), чем в государственных (соответственно 23 руб. 46 коп.) . В 1899 г. на содержание церковноприходских школ было израсходовано 46478 руб., что в среднем составило 528 руб. на одну школу4.

В начале XX в. ситуация в финансировании начального церковноприходского образования несколько улучшилась, но не кардинальным образом. Средств выделяемых Синодом на содержание школ, не хватало, и заведующие школ вынуждены были вновь обращаться за материальной помощью к благотворителям, либо брать минимальную плату за обучение. Ежегодные расходы городской школы содержали следующие статьи: содержание учащихся (в среднем ИЗО руб.), ремонт собственного помещения (280 руб.), отопление и освещение (360 руб.), содержание прислуги и поддержание чистоты (250 руб.), приобретение учебных пособий (6 руб.), непредвиденные расходы (77 руб.). Итого: 2103 руб.

Доходы складывались из средств, получаемых от Синода (на одну школу 832 руб.), от местных церквей и монастырей (300 руб.), от кружечного сбора (170 руб.), пособия от городской Думы (300 руб.), платы за обучение (400 руб.), пожертвований (50 руб.) Итого: 2052 руб1.

Таким образом, средств хватало только на самое необходимое, однако не везде ситуация была столь положительная. Бюджеты церковных школ были преимущественно дефицитными.

В то же время анализ формирования бюджета церковноприходских школ еще раз доказывает достаточно большую популярность их среди населения епархии и епархиального центра.

Проблема материальной обеспеченности, бытовые условия, а в равной степени и правовое положение учащихся духовных учебных заведений вообще и семинарий в частности занимала далеко не последнее место в их жизни. От материальной обеспеченности того или иного семинариста зависело, в конечном счете, его пребывание в семинарии. Разумеется, эта проблема стояла остро перед учащимися - выходцами из малообеспеченных семей, а большая их часть таковыми и являлась.

В 1861 г. на содержание каждого воспитанника выделялось по 37 руб. в год. С 1866 г. расходы на содержание казеннокоштных воспитанников были увеличены до 90 руб. в год .

Все семинаристы разделялись на казеннокоштных и своекоштных. Большую часть семинаристов составляли казеннокоштные, т.е. содержащиеся на полном казенном обеспечении. Все это делало семинарию привлекательной для детей малообеспеченных сословий: духовенства, крестьян, казаков, мещан и др.

Расчет со своекоштными учениками семинарии и училища производился по полугодиям, делая некоторым плательщикам рассрочку на три раза. За полный пансион представители светских сословий платили 115 руб, духовного сословия - 105 руб., за полупансион, соответственно, - 75 руб. и 65 руб1. Благовещенская духовная семинария и присоединенное к ней училище ежегодно получали пособие от Синода в среднем в 50000 руб., кроме того, регулярно выделялись средства на ремонт учебного здания и покупку необходимых учебных пособий. Однако, выделяемых и собираемых с учащихся средств все равно не хватало, и значительный вклад в формирование бюджета семинарии вносили благотворители. Одним из постоянных спонсоров семинарии был Почетный член правления Благовещенской духовной семинарии с 1900 г. В.А. Левашов.

При открытии Благовещенского женского епархиального училища первым съездом благочинных Благовещенской епархии, сразу было оговорено, что содержаться оно будет только за счет средств епархии. Для этого решено было взыскивать взносы с церквей епархии: двадцатирублевый свечной налог; 10% с кружечного сбора; 1% с содержания причтов; 10 рублевый свечной налог с Комитета. Таким образом, в 1901 г. было собрано 34000 руб.

На содержание училища духовенством епархии тратились значительные суммы в 1903 г. - 61209 руб. 24 коп2; в 1907 г. - 47762 руб. 47 коп3.; В 1914 - 45146 руб. 78 коп4.

Обучение в епархиальном училище было платным. Стоимость его была установлена для детей духовенства Благовещенской епархии за полное содержание - 120 рублей, иноепархиальным и иносословным - по 220 рублей, и в первый год на постельные принадлежности 25 рублей; бесплатных вакансий в училище первоначально предусмотрено не было. Воспитанниц снабжали письменными принадлежностями и одеждой. Предусматривались льготы для некоторых категорий поступающих.

Определением Синода от 18-27.09.1902 за № 4243 были уравнены в правах с детьми духовенства при приеме в духовные учебные заведения дети учителей и учительниц церковноприходских школ, в связи с этим IV съезд благочинных Благовещенской епархии постановил принимать их на содержание в женское епархиальное училище за сумму 120 рублей в год1. Решением этого же съезда было принято постановление о льготе для детей псаломщиков: пятилетний срок службы давал им право на уменьшение содержания дочери в женском епархиальном училище до 60 руб., а трехлетний - до 80 руб. В том случае, если у священника две дочери обучались в училище одновременно, то содержание одной обходилось - 120 руб., в другой - от 60 до 80 руб. в год2. Кроме того, существовала система льгот, связанная с особенностями внешней и внутренней политики России. В 1916 году вышел указ императора об учреждении друх стипендий при женских епархиальных училищах для сирот детей Георгиевских кавалеров. Этим указом устанавливалось общее правило, что на эти стипендии назначались только иносословные воспитанники, которые в общем, разрядном списке занимали по успехам в учебе и поведении 1 и 2 места3.

При второклассной и при и во всех миссионерских школах имелись общежития; при первой содержание учащегося-пансионера обходилось в 60 рубтт а"ёмиссионерских - 35 рублей.

Похожие диссертации на Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии, 1862 - 1918 гг.