Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири Перцева, Тамара Алексеевна

Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири
<
Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Перцева, Тамара Алексеевна. Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири : Дис. ... канд. исторические науки : 07.00.02.- Москва, 2007

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.С. ЛУНИНА В СИБИРИ 36- бб

I. Общественная жизнь России в конце 20-х -30-х годах XIX века 38- 49

2. Католицизм М.С. Лунина 49- 66

Глава II. ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.С. ЛУНИНА 67-140

I. Историческая проблематика в трудах М.С. Лунина 67-76

2. Движение декабристов в освещении М.С. Лунина 76- 91

3. М.С. -Лунин о крестьянском вопросе 91-101

4. Польский вопрос в публицистике М.С. Лунина І0І-ІІ9

5. Отношение М.С. Лунина к внутренней ивнешней политике царизма в 30-е г.г.XIX в ІІ9-І40

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.С. ЛУНИНА В СИБИРИ І4І-І85

I. Попытки распространения сочинений М.С. Лунина І4І-І63

2. Акатуйское заключение М.С. Лунина 163-185

Заключение І86-І9І

Источники и литература 192-215

Введение к работе

Движение декабристов, сформировавшееся к началу 20-х гг. XIX в., явилось первой в истории России политической организацией, четко определившей свои цели и наметившей конкретную программу преобразований страны, что отличало ее от всех предшествовавших выступлений против существующего строя, начиная от стихийных крестьянски?: волнений до сознательного, но одиночного протеста А.Н. Радищева. Идеология декабристов была вызвана к жизни объективными условиями развития страны в тот период. Она отразила в себе как начинающийся кризис самодержавно-крепостнической системы, так и относительную слабость революционных сил и отсутствие политического сознания в народных массах. Вместе с тем, это движение испытало на себе влияние общего европейского подъема и было одним из звеньев в цепи революционной борьбы против отживающего феодального строя.

Открытое вооруженное выступление декабристов против царизма явилось кульминационным моментом их борьбы, той точкой отсчета, от которой ведет свою историю все русское революционно-освободительное движение. В.И. Ленин рассматривал это движение как единый процесс, постоянно подчеркивая внутреннюю связь мекщу отдельными его этапами. Он придавал большое значение преемственности лозунгов и основных программных требований, выдвинутых дворянскими революционерами. Задачи, поставленные ими, сохраняли свою актуальность и для следующих поколений революционеров, они прошли через все три этапа освободительного движения в России и были разрешены лишь Великой Октябрьской социалистической революцией. В.И. Ленин показал классовую сущность движения декабристов и вскрыл причины и неизбежность их поражения. Указывая на недостатки и ошибки в действиях революционеров-дворян, он в то же время называл их "национальной гордостью" России . В работах В.И. Ленина "Гонители земства и аннибалы либерализма", "Памяти Герцена", "Доклад о революции 1905 года" и других "содержатся важные теоретические оценки движения декабристов, которые в совокупности представляют собой цельную и глубокую по своему теоретическому содержанию ленинскую концепцию декабризма" . Значение ленинского анализа заключается не только в том, что им были "вскрыты исторические предпосьшки и характерные особенности этого важного этапа в русском освободительном движении, но и показано влияние декабристов на дальнейшее развитие революционной мысли и взаимодействие дворянских революционеров с представителями следующего поколения революционных борцов" .  

Общественная жизнь России в конце 20-х -30-х годах XIX века

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. было завершением деятельности тайных обществ, но одновременно оно явилось и началом революционно-освободительного движения в России. В.И. Ленин в "Докладе о революции 1905 года" говорил: "В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма"1. Анализируя это и другие высказывания В.И. Ленина о декабристах, М.В. Нечкина пришла к очень важному выводу о том, что он "считает решающим наличие сознательной революционной идеологии и политической программы, а также самый факт открытого выступления против царизма с оружием в руках, наличие революционной организации, о подготовившей это выступление". Разумеется, широкие слои общества не могли после поражения восстания детально ознакомиться с планами декабристов, но сам факт вооруженного сопротивления самодержавию и основные лозунги стали известны и оказали влияние на дальнейшее развитие революционной мысли и революционного движения в целом.

Царское правительство осознавало огромное революционизирующее воздействие произошедших событий и потому, пользуясь своей победой, стремилось свести на нет усилия первых русских революционеров. Для него "события 25-го года имели ... свое значение , как лишнее побуждение к усиленному консерватизму ... уве Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. - до чрезвычайной степени предубеждение против всякого при-знака политических интересов в обществе" .

Восстание декабристов достаточно ясно показало, что прежний государственный аппарат власти в условиях нарастающего кризиса феодально-крепостнической системы оказался малопригодным для борьбы с растущим в обществе недовольством и стремлением к преобразованиям и требовал серьезной реорганизации. Уже в январе 1826 г. Николаю I был подан проект А.Х. Бенкендорфа об учреждении высочайшей полиции, как средства для подавления любых проявлений революционного и общественно-политического движения в стране. В июле 1826 г. было учреждено ставшее вскоре печально знаменитым Ш Отделение собственной его императорского величества канцелярии. Шефом его, равно как и шефом корпуса жандармов, был назначен генерал-адъютант Бенкендорф, вовремя угадавший желание нового императора. Объединение в одних руках двух важнейших органов политической полиции знаменовало собой "централизованный в общегосударственном масштабе" надзор за всеми "важными, с полицейской точки 4 зрения, явлениями общественной и государственной жизни России" .

Одновременно с надзором за поступками и мыслями жителей Российской империи царское правительство предприняло ряд мер, направленных на воспитание нового поколения в духе "верноподданнической любви к существующему порядку". Прикрываясь заботой о "недозрелых умах" юношества, сотрудники Николая I и, прежде всего, С.С. Уваров, ставший в 1833 г. министром народного просвещения,-принялись за строительство "умственных плотин" в виде усиления цензурных строгостей и насаждения пресловутой теории "официальной народности". Последствия такой политики не замедлили сказаться: роль общественного мнения была сведена на нет, в литературе к концу 30-х гг. заметно брала верх тенденция удовлетворения потребностей царской политики. Для общества началось время "смирное по духу и трескучее по внешности". Даже в домах наиболее передовых представителей русской интеллигенции "разговоры подлаживались под господствовавший тон". Вспоминая о том периоде, И.С Тургенев с горечью писал: "Общество еще помнило удар, обрушившийся на самых видных его представителей ... и из всего того, что проснулось в нем впоследствии, особенно после 55 года - ничего даже не шевелилось, а только бродило глубоко, но смутно в некоторых молодых умах. Литературы в смысле живого проявления одной из общественных сил, находящегося в связи с другими, столь же и более важными проявлениями их- не было, как не было прессы, как не было гласности, как не было личной свободы" . Естественно, что в таких условиях "страшное закрепощение человека, подчинение гражданина в во всем государству николаевского склада не могло не создать крепостнических душ и умов . Недаром царствование Николая I принято называть "самым глухим временем" в истории России.

Историческая проблематика в трудах М.С. Лунина

История нужна не только для любопытства или умозрения, но путеводит нас в высокой области политики" , - заметил в "Розыске историческом" М.С. Лунин, выражая общее отношение своих товарищей к историческим проблемам. Именно политические стремления, планы будущего общественного переустройства заставляли многих из них обращаться к прошлому, отыскивая историческое обоснование своей борьбы.

Формирование исторических взглядов декабристов было связано с появлением новых идей в русской общественной мысли, вызванных потребностями как социально-экономического, так и политического развития страны первой половины XIX века. Господствовавшая в русской исторической науке дворянско-монархическая концепция Н.М. Карамзина уже не отражала новых явлений общественной жизни и не могла дать ответов на актуальные вопросы современности. Естественно, что политическая ее направленность вызывала серьезную критику со стороны радикально настроенных элементов и, прежде BGero, декабристов. Они не только сами осудили защиту Карамзиным принципа незыблемости самодержавно-крепостнического строя, но сумели придать и критике других, "не разделявших их крайних взглядов и державшихся лояльно по отношению к самодержавию, оттенок своего рода оппозиционности" .

Свой очерк "Розыск исторический" Лунин начинает с рассмотрения описанной в русских летописях легенды о призвании варягов.

Хотя он и считал, что "когда нет исторических источников и предания недостаточны, напрасны будут догадки"7, он все же предлагал свое объяснение этой легенде. Он не верил в добровольное, "с общего согласия граждан" подчинение славянских племен своим недавним врагам. Скорее всего, по его мнению, варяги были либо приглашены в качестве наемной дружины для защиты границ Руси от воинственных соседей и кочующих орд, либо второй их набег оказался удачнее предшествующего и "право завоевания было началом Р их владычества" . Последнее кажется Лунину более правдоподобным, потому что "ближе к обыкновенному ходу событий". В подтверждение этому он ссылается на сообщения летописей о бунтах древлян, полочан, радимичей и других племен, жестоко подавленных новыми правителями. "Сказка" же о добровольном признании варяжских князей понадобилась потомкам Рюрика только для того, чтобы "склонить умы на свою сторону и придать законность своему владычеству"17. По мнению декабриста, она была включена в летописи в конце XI-начале ХП столетия, спустя более чем два века после "призвания" норманнов. Но Лунин на этом не остановился, он, впервые в исторической литературе, попытался вскрыть причины того, почему борьба с "норманской теорией" продолжала сохранять свою актуальность и в его время: "Сказку о добровольном подданстве многие поддерживают и в наше время для выгод правительства, которое всегда ищет опоры в мнении народном" . Этот вывод декабриста был направлен непосредственно против вывода Н.М. Карамзина, доверявшего свидетельству "доброго инока", чем вызвал одобрение Александра I, а затем и его преемника - Николая I.

Критика Луниным "норманской теории", а главное - политическая заостренность на причинах поддержки этой, казалось бы, чисто теоретической концепции самодержавным правительством XIX в. позволяет видеть в нем одного из первых представителей революционно-демократического направления в русской историографии этого важного вопроса отечественной истории.

Попытки распространения сочинений М.С. Лунина

А.И. Герцен, основатель Вольной русской типографии, писал: "Открытая вольная речь - великое дело, без вольной речи - нет вольного человека". Он твердо был убежден, что"настало время императорским комедиантам из петербургской полиции узнать, что рано или поздно, но об их действиях, тайну которых так хорошо хранят тюрьмы, кандалы и могилы, станет всем известно и их по деяния будут разоблачены перед всем миром" .

Теми же чувствами проникнуты и работы М.С. Лунина, написанные задолго до начала "действий наступательных" Герцена. Занимаясь обсуждением запретных для него, да и для любого другого николаевского подданного, вопросов, он "исполнял свой долг, доводя до сведения власть имущих слова истины, чтобы они не могли сказать, что они не знали правды и что они действовали в неведении. ... Мало любить хорошее, иногда надо это и выразить. Если это не принесет пользы сейчас - это останется залогом для будущего . Но мало и сказать правду, надо чтобы ее услышали.

Не было никакой возможности обратиться со своими мыслями к читателям журналов, выходящих в России, где "кроме цензуры,-установленной законом, и кроме безотчетных действий цензоров, была еще тайная бдительная власть над всеми литераторами и над всеми произведениями литературы: эта власть сосредоточивалась в жандармском отделении собственной канцелярии государя". Лунинские же статьи, откровенно срывающие покровы и с прошлого, и с настоящего, не пропустил бы даже цензор-новичок, не искушенный еще в подозрительности и желании "услужить любимой мысли императора". К тому же "друзья 14 декабря" пользовались особым вниманием Ш-го Отделения и его шефа, всесильного графа Бенкендорфа. Даже самые безобидные вещи их проходили особую цензуру и чаще всего их "просьбам о дозволении печатать не давалось хода .

Оставался только один путь - нелегальное распространение написанного. Но для человека, находящегося под постоянным надзором, не имеющего права отлучаться с места приписки, это было невероятно трудно. Нужны были помощники. Более всего надеется он на сестру. "Ты - моя сестра, - пишет он Екатерине Сергеевне, - и, следовательно, так же, как и я, не подвержена чувству страха" . Не из "тщеславия только" и не для того, чтобы " заставить говорить о себе", а чтобы передать свое оружие в руки нового поколения борцов, просит он сестру переслать его рукописи за границу и напечатать их там на английском, французском и русском языках. Публикации эти должны были адресоваться самому широкому кругу читателей: иностранцам, которые так и не поняли, что же про - 143 -изошло в России в декабре 1825 г.; представителям правящего класса, забывшим о прошедшем и боящимся взглянуть на настоящее; и, наконец, всем тем, кто ищет новые пути для освобождения и счастья русского народа.

Статьи приходят к Уваровой с надежной оказией. По всей вероятности, их привез кто-то из сочувствовавших декабристам сибирских купцов. Известно, что некоторые из них, например, А.В. Белоголовый, Б.В. БелОзеров, A.M. Лушников и другие были настоящими друзьями ссыльных, у других "уважение к декабристам вызывалось не только и не столько бескорыстным преклонением перед их нравственными качествами и образованностью, сколько практическим стремлением использовать эти качества ... в своих целях". Но и те и другие нередко оказывали "государственным преступникам" весьма важные услуги. Были такие знакомые и у Лунина. Федот Васильевич Шаблин, служивший у декабриста, в 1839 г. "о святках видел в гостях у своего хозяина иркутского купца Николая Кузнецова, наряженного в женское платье", а "летом 1840 г. видел куп-ца Ефима Кузнецова" .

Похожие диссертации на Общественно-политические взгляды и деятельность М.С. Лунина в Сибири