Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева Мусаев Сулейман Ахмедович

Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева
<
Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мусаев Сулейман Ахмедович. Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Мусаев Сулейман Ахмедович; [Место защиты: ГОУВПО "Кабардино-Балкарский государственный университет"].- Нальчик, 2006.- 0 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность предлагаемого исследования определяется уникальностью самой личности Сайда Ибрагимовича Габиева (1882 — 1963): первый дагестанский поэт-романтик, первый историк-исследователь, участник революционных боев на баррикадах в 1905 года, впоследствии отдавший предпочтение просвещению и преобразованию общества ненасильственным путем, издатель первых национально-демократических газет, организатор становления Республики Дагестан, человек прошедший через репрессии, но не сломленный застенками — его общественно-политическая деятельность требует углубленного изучения. Он известен на Кавказе как ученый-историк, этнограф, фольклорист, философ, публицист, писатель. Обширно его творческое наследие. Если большинство художественных, значительная часть публицистических произведений СИ. Габиева подвергнуты научному анализу, его исторические труды недостаточно исследованы. В обширной дагестанской научной литературе вся деятельность этой многогранной личности сводилась к литературно-публицистическому творчеству. О государственной же деятельности человека, внесшего решающий вклад в дело организации государственности и становления Республики Дагестан, упоминалось только вскользь.

Происшедшие в России с начала перестройки глубокие общественные и политические изменения дают возможность преодолеть издержки советского партийного принципа в изучении объекта исследования, выйти за пределы ограниченных идеологических рамок, дать очищенную от штампов характеристику его личности, создать цельный образ общественно-политического деятеля.

Степень разработанности темы. Творчеству СИ. Габиева посвящено немало работ. О нем писали Г.Б. Муркелинский, С.Ш. Гаджиева, Г.А. Алек-беров, Э.Ю. Кассиев, Дж.Н. Ахмедов, М.А. Абдуллаев, М.Д, Бутаев, Х.М. Хасбулатов, К.Д. Султанов, В.Г. Гаджиев, Н.С Джидалаев, М.Г. Магомедов и другие1. В этих работах высоко оценивается творчество СИ. Габиева как поэта и прозаика, публициста и журналиста, историка и общественного деятеля.

1 Муркелинский Г.Б. Литературно-публицистическая, общественная деятельность СИ. Габиева; Гаджиева С.Ш. Сайд Габиев как историк и этнограф Дагестана; Аликберов Г.А. Победа социалистической революции в Дагестане. Махачкала. 1968; Кассиев Э.Ю. Очерки

Как видно из приведенного выше списка, большая часть исследователей — филологи. Ими довольно тщательно проанализированы литературные и публицистические произведения Сайда Габиева. Необходимо подчеркнуть то, что все эти авторы, кроме В.Г. Гаджиева, строго следуя марксистско-ленинской методологии, подчеркивали классовую ограниченность его мировоззрения, отступления от «магистрального пути развития человечества», корили за реформистские иллюзии и обвиняли его в заигрывании с богом1.

Что касается исторических исследований, посвященных СИ. Габиеву, то их значительно меньше. Значительная часть его произведений, остается не изученной и даже не опубликованной. О его политической же деятельности, имевшей судьбоносное значение в истории Дагестана, в большинстве работ сказано только вскользь.

Объектом изучения данной диссертации является историческое наследие и общественно-политическая деятельность СИ. Габиева, неразрывно связанная с весьма сложной эпохой, полной социальных противоречий, тремя революциями и строительством нового общественно-политического строя.

Предметом исследования является анализ исторических и просветительских работ СИ. Габиева, его роль в установлении государственности Республики Дагестан.

Цель и задачи исследования. Цель предпринятого исследования состоит в том, чтобы объективно изучить его многочисленные произведения, открыть в них новые стороны, очистить его образ от одностороннего подхода, который

лакской дореволюционной литературы. Махачкала 1959; Ахмедов Дж.Н. Периодическая печать Дагестана (1900-1940 гг.). Махачкала. 1963; Его оке. Национальная печать Северного Кавказа. Махачкала. .1.989. Абоуллаев М.А. Мыслители Дагестана XIX - нач. XX вв. Махачкала. 1963; Его же. Общественно-политическая мысль в Дагестане в нач. XX в. М. «Наука». 1987; Бутаев М.Д. Зеркало времени. Махачкала. 1965; Его же. Летопись революции. Махачкала. 1971; Его оке. Приравнено к оружию. Махачкала. 1975; Его же. Большевистская печать Дагестана. Махачкала. 1988; Хасбулатов ХМ. Сайд Габнев. Махачкала. 1972. С. 55; Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М. «Советский писатель». 1978. Гаджиев В.Г. Предисловие // Габиев СИ Избранные труды. Махачкала. 2001; Гаджиев В.Г. Мастера отечественного кавказоведения. Махачкала. 2005. Джида-лаев /{.С Предисловие // Габиев. СИ. Лаки, их прошлое и быт. Махачкала. ООО «Риасофт». 2002; Магомедов М.Г. Исторические взгляды СИ. Габиева. Дисс. на искание степени канд. исторических наук. Библиотека Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. 2004.

' Хасбулатов ХМ. Саид Габиев. Махачкала. 1972. С. 55; Бутаев М.Д. Большевистская печать Дагестана. Махачкала. 1988. С. 89; Ахмедов Дж.Н. Национальная печать Северного Кавказа. Махачкала. 1989. С. 14.

был свойственен прошедшей эпохе, и выявить истинное место, которое он занимал в событиях первой четверти XX столетия.

Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач:

раскрытие условий формирования мировоззрения СИ. Габиева;

выявление демократических тенденций в юношеских произведениях СИ. Габиева;

участие в революционном движении в 1905 г.;

определение СИ. Габиевым роли России в исторических судьбах горских народов Кавказа;

анализ социальной направленности публицистики СИ. Габиева;

просветительская деятельность и гуманизм СИ. Габиева;

критика СИ. Габиевым концепции евроцентризма;

деятельность СИ. Габиева в годы революций и Гражданской войны и его роль в создании государственности Республики Дагестан.

Научная новизна заключается в комплексном исследовании творческого пути СИ. Габиева, в создании целостного образа общественно-политического деятеля, положившего начало новым направлениям в общественно-политической жизни народов Дагестана, освободив сам процесс исследования от идеологических штампов, раскрывая подлинное его мировоззрение. Большинство авторов считало, что только после Октябрьской революции в годы Гражданской войны он стал на большевистский путь, что до этого Сайд Габиев метался в поисках единственно верного пути, ведущего народы к вечному блаженству. При этом отрицалось, что были возможны другие пути достижения лучшей жизни, кроме как через социалистическую революцию. На самом деле же он считал, что не насильственные методы, а только просвещение приведет общество к реальным социальным преобразованиям. Лишь тогда когда борьба между противоборствующими сторонами приняла открыто антагонистический характер и стал перед выбором взаимоисключающих путей, он включился в борьбу за коммунистические идеалы. Но и при этом оставался гуманистом и сторонником просвещения.

Источниковая база исследования включает труды СИ. Габиева: юношеские произведения, научные работы, публицистика, книги, эпистолярии, мемуаристика. Кроме того, в нее входят многочисленные произведения, которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме.

Примечательно, что в советский период вплоть до 1989 года из многочисленных произведений СИ. Габиева был издан только один сборник «Звуки лакской чунгуры» 1927 г. (повторное издание вышло в 1968 г.), составленный из стихов, давно вошедших в хрестоматии дагестанской литературы. Общественные и политические изменения, произошедшие в России с начала перестройки, изменили в лучшую сторону отношение к творчеству СИ. Габиева. В 1989 году усилиями доктора филологических наук профессора Г.Б. Муркелинского и кандидата исторических наук Д.С. Габиева (сына Сайда Ибрагимовича) была выпущена книга «Сайд Габиев» в серии «Дагестан: время и судьбы», охватившая материалы периода с конца XIX по 1961 г. Это и стихи, посвященные борьбе за светлое будущее, Родине, горному пейзажу, как оригинальные (написанные самим автором на русском языке), так и переведенные (разными переводчиками) с лакского на русский язык, и поэтические новеллы и аллегории, датируемые 1897—1914 годами, неоконченная повесть «В народ», выходившая частями в газетах «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета». Кроме того, в нее вошли статьи на общественно-политические темы, письма, адресованные СИ. Габиеву и связанные с газетной деятельностью (1912-1914 гг.), письма и приветственные адреса, полученные им в советский период, и, наконец, выступления, обращения, статьи, характеризующие работу Дагревкома в период борьбы с мятежом Нажмутдина Гоцинского, декреты, приказы государственной власти по созданию кооперации и правительственной комиссии по ликвидации неграмотности, а также некоторые воспоминания Сайда Ибрагимовича.

В 2001 году доктором исторических наук профессором В.Г. Гаджиевым был составлен сборник избранных трудов СИ. Габиева, в который кроме некоторых из уже опубликованных сочинений, вошли и ряд ранее не переиздававшихся. В частности, сюда были включены: юношеское сочинение «Лаки, их прошлое и быт», научно-популярное произведение «Арабы, ислам и арабо-мусульманская культура», романтическая легенда «Месть Аслан-бека», некоторые воспоминания. В том же году малым тиражом на русском и на лакском языках (перевод и комментарий Мусаева С.А.) была выпущена книга «Лаки, их прошлое и быт».

К данному исследованию привлечены преимущественно опубликованные произведения. Это, прежде всего, юношеские стихи, прозаические художественные произведения «Безумец», повесть «В народ», исторические статьи «Лаки, их прошлое и быт», «Арабы, ислам и арабо-мусульманская

культуры», «Передовица», публицистические статьи «Обычный суд и военно-народное управление у кавказских горцев», «А.И. Герцен (К столетию со дня рождения)», «Программная статья газеты «Заря Дагестана»», «Гибель «Титаника»», «Отклик Дагестана на воззвание губернатора Дагестанской области к народу», «Опять говорим: довольно крови!», «Еще раз о Балканской войне», «Штрих современного положения мусульманских государств», «Из воспоминаний по 1918-1919 и 1920 годам», воспоминания «Памяти Коста (К пятидесятой годовщине со дня смерти)», «Памяти Коста (По случаю шестой годовщины со дня смерти осетинского поэта Коста Хетагурова)», «Памяти Наримана Нариманова», «Памяти А.П. Философовой». Из неопубликованных ранее статей использованы: «Моя автобиография», написанная СИ. Габиевым в 1926 году, а также некоторые материалы из эпистолярного наследия. Ограниченный объем проводимой работы не дал возможности включить многие из неопубликованных трудов. Можно быть уверенным в том, что изучение общественно-политической и научной деятельности Сайда Ибрагимовича на этом не кончится, а явится всего лишь определенным этапом дальнейшего ее исследования.

Методологическую основу исследования составили работы Муркелинского Г.Б., Гаджиевой С.Ш., Калиевой Н.М, Алекберова Г.А., Кассиева Э.Ю., Казамбиева М.А., Абдуллаева М.А., Бутаева М.Д., Хасбулатова Х.М., Гаджиева В.Г., Джидалаева Н.С., Султанова К.Д., Магомедова М.Г. и др., посвященные анализу деятельности СИ. Габиева. Необходимо подчеркнуть особенно важную роль статей В.Г. Гаджиева, как наиболее свободных от идеологической однобокости.

Объективизм исследования предполагает: освобождение объекта исследования от подгонки под заранее заготовленные схемы; выявление независимых от воли исследователя связей, определяющих процессы общественно-политического развития; анализа всех явлений во всей многогранности, изучения всех фактов в совокупности.

Путь к изучению творческого наследия СИ. Габиева был расширен в 2002 году, когда на торжественном собрании общественности, посвященном 120-летию со дня его рождения, в котором приняли участие первые лица республики, с докладом «СИ. Габиев - выдающийся ученый и общественно-политический деятель» выступил первый заместитель правительства Республики Дагестан Гаджимагомедов Г.М. Состоялись научно-практическая конференция, на которой с докладом выступили известные историки Дагестана

М.Д. Бутаев, В.Г. Гаджиев и другие, а также собрание общественности на родине Сайда Ибрагимовича Кумухе. К сожалению, несмотря на принятое решение, материалы этих мероприятий остались неопубликованными.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты дают возможность полнее и лучше оценить творчество СИ. Габиева, вернее оценить его роль в решении судьбоносных проблем в истории Дагестана. Они могут быть использованы при написании учебных пособий по истории Дагестана для вузов, средних специальных учебных заведений и школ.

Апробация работы. Результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседании кафедры отечественной истории Кабардино-Балкарского государственного университета. Основные положения нашли отражение в публикациях автора.

Структура и объем диссертации обусловлены предметом исследования, ее целью и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Обший объем работы 178 страниц машинописного текста (171 с. основного текста и 7 с. библиографии, включающей 125 наименования трудов, использованных в ходе работы).

Похожие диссертации на Общественно-политическая и научная деятельность С.И. Габиева