Введение к работе
Актуальность тэмн исследования. Атеистическим воспитани сельского насалания Узбекской ССР партийные, комсомольские,п союзные организации, ее идеологический актив занимались прак часки на каздом отрезка советского периода истории Узбекиста И данной точки зрения .любой аз этих отрезков мовет и доджа стать для узбекских историков объектом научного анализа.
1 См.: Ленин В.И. О кооперации // Поли.собр.соч. Т.45. С.376 См.: Населенна СССР. По данный Всесоюзной переписи насален 1979 г. - U. і Политязда , 1980. - С.9; 0 предварительных и гах Всесоюзной переписи населения 1989 года. Сообщение Гос стата СССР // Правда. 1989. 29 апреля; 0 предварительных и гах Всесоюзной переписи населения 1989 года по Узбекской С Сообщение Госкомстата Узбекской ССР // Правда Востока. 198 13 мая.
Однако наибольший теоретический и практический интерес -представляет, по мнению диссертанта, временной период, обозначенный нами как 60-80-8 годы. Актуальность обращения именно к этому периоду отечественной истории детерминирована целым рядом обстоятельств, важнейшими из которых мы считаем следую- щие.
Во-первых, как раз в начале этого периода ныне существующая система атеистического воспитания трудящихся сложилась а к его концу - полностью исчерпала свой ресурс, основательно подорванный в годы застоя.
Начало формированию данной системы положили решения состоявшегося в 1961 г. ХХП съезда КПСС. Принятая этим съездом Программа Коммунистической партии Советского Союза гласила: "Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людай стихийными силами природы и социальным' гнетом, из-за незнания истинных причин природных а общественных явлений". А основополагающие принципы построения самой система атеистического воспитания были предусмотрены "Мероприятиями по усилению атеистического воспитания населения", разработанными в 1964 г. Идеологической комиссией при ЦК КПСС2. Данным документом руководствовалась в своей работе по атеистическому воспитанию трудящихся города и села и партийная организация Узбекской ССР.
За два десятилетия.своего функционирования зта система явила как свои несомненные достоинства, так и очевидные недостатки. Она должна быть радикально преобразована и выведена на более высокий уровень, соответствующий дух перестройки и ее ' требованиям, содержащимся в материалах ХХУП съезда КПСС, решениях XIX Всесоюзной партийной конференции, последующих пленумов ЦК КПСС, XXI съезда Коммунистической партии Узбекистана, а тек-.жэ других общесоюзных и республиканских партийных форумов. Но
!«ата риалы ХХП съезда КПСС. - w!.: Политиздат, 1961. - С. 412. См.: О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. -2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1981. - С.82-69.
чтоби осуществить такое преобразование, необх.димо изучить, осмыслить и участь оянт агеистичаского воспитания 60-80-х годов - ш только его успехи, достижения, победа, но и ошибки, просчеты, поражения - и извлечь из этого опыта максимальную пользу для дела парастройки всей атеистической работы в республика, в сельской местности в первую счерадъ.
Во-вторых, в 60-^0-8 года произошли наиболее заметные перемены в деятельности исламских организаций, имеющихся в Узбекистане. Иманнс в это время они модернизировали вероучение а культ ислама применительно к новым условиям жизни верующих, нашли и опробовали новые способы воздействия на различные группы населения .республики, в том числе и на сельских нителей. Для этого периода характерно повышение активности не только официального духовенства, но л нелегальных служителей исламского культа - самозванных мулл, ишанов и т.п. Чтобы идеологически противостоять такой деятельности, продолжающейся и поныне, надо серьазно разобраться б ее глубинных истоках, уходящих в отмеченные нами временные рамки, изучить причины и конкретные проявления уЕСмйнутнх выше пктемен.
В-третьих,; теин' в 60-80-е годы были допущены как по стране в целом, так и в Узбекистане наиболое грубна нарушения марксистско-ленинских принципов отношения к религии, ЦарКЕИ и верующим, существенно затормозившие процесс отхода трудящихся страны, в том числе и Узбекской ССР от религии и резко снизившие эффективность атеистического воспитания всех групп населения республики, а значит, и сельских жител 1. Ке разобравшись в суі этих нарушений, нельзя до конца искоренить их в настоящем и не допустить в будущем.
Степень разработанности проблемы. Ни диссертационных исследований докторского уровня, ни научных публикаций монографического характера, целиком посвященных исследованной нами проблеме, нет, если не счит&.ь работ диссертанта (см.перечень в конца автореферата). Но некоторые подхода к изучению отдельных аспектов данной проблемы, создавшие диссертанту благоприятные условия для ва комплексного решенияц отчетливо прослеживаются в целом ряде трудов советских исследователей. Укажем важней-евз из этих трудов, имея в виду гшь монография я сборники. В первую очередь ато книги, содержащие анализ основных
показателей экономического, социального и культурного развития социалистического сала, в том числе и узбекского^как з 60-60-а года, так и в предшествовавшие периоду послереволюционного этапа истории Узбекистана . йз5'чєнеє этих книг дало диссертанту возможность глубже.понять я обстоятельнее раскрыть социально-экономическую и общественно-политическую обусловленность процесса освобождения сельского населения Узбекской ССР от религиозного влияния, объективную детерминированность массового перехода сельских тружеников республики на позиция баз-религиозности и атеизма» .
Исследованию илтересущай нас проблемы содействовали труды советских историков, осветившие важнейшие аспекты деятельности КПСС и Коммунистической партии Узбекистана по коммуниста-' ческому воспитанию различных групп населэния Советского Союза и нашей республик;!, правде всего жителей узбекских сел . Не-
См.: Аграрная политика КПСС на современном этапе. - М.: По
литиздат, 1903. - 315 е.; Аминова Р.Х. Победа колхозного
строя в Узбекистане. - Ташкент: Фак, Ї98І. - 147 е.; КПСС и
культурное преобразование села. - М.: Политиздат, 1981. -
237 с.; Каримои Р. Партийное руководство развитием культуры
Узбекистана. - Ташкент: Узбекистан, 1982, - 252 с.; Коммунис
тическое воспятанзэ трулоншеов села я попроси ловшания куль
туры сельского бита. (На примерз Узбекской ССР). - М,: По
литиздат, 1975. - 173 е.; Кудрина Т.А. Культура современной
дервЕна. - М.: Мысль, 1980. - 160 с.
C.v.: Искандеров М. идеологическая работа Компартии Узбекис-
тана на современном этапа, - Ташкент: Уз<5екистан, 1971« - ' "'*
332 е.; го яе, Комплексный подход в адеологичаской работа.
Ташкент: Узбекистан, 1983. - 280 с; Каснмов'А.М. Партий- . нов руководство мзрксист'ско-лешшскам образованием в Узбекистана в совращенных условиях. - Ташкент: Узбекистан, I98G.
225 с.; Раджапова Р. идеологическая работа Компартия Узбекистана в период строительства социализма. - Ташкент: Узбекистан, 1983. - 232 с; Сельский, райком: формы'я метода работы. Об опыта работы партийных комитетов Узбекистана. - Ташкент: Узбекистан, 1980. - 226 с.
8 достаточное вниманиа авторов этих трудов к атеистическому воспитанию сельского населения Узбекской ССР стимулировало страм-~ лзние диссертанта специально изучить место и роль данного раздела адаологичаской работк партии в общам воспитательном процессе.
Большим подспорьем для диссертанта явились публикации, раскрывающие идеологический потенциал советского образа жизни, социалистической культура во всех ее проявлениях^. Правда, атеистические аспекта этого потенциала на получили в них должного решения, но за этим стоит на игнорирование проблем атеистического воспитания, а их "непрофильность" для авторов упомянутых публикаций.
Большой фактический материал и глубокие обобщения содержат книги и сборники, раскрываодиа роль и место йдеологичаских учреждений и даяталай культури з коммунистическом воспитании сельских тружеников как страна в целом, так и Узбекской ССР"%
См.: Коллектив колхозников. Социалыш-психологическоа исследование. - ; .: Мысль, 1970. - 74 е.; Социалистический образ жизни и новый человек. М.: Политиздат, 1978. - 97 с; Образ Еизни в условиях совершенствования социализма. (На материалах Узбекской ССР). - Ташкент: Фан, 1986. - 128 с; Социа-. диетические традиции, праздники, обряды - важное, средство коммунистического воспитания. - Ташкент: Узбекистан, 1986. -81 с.; Зштухтаров X, Учреждения культуры и духовная жизнь села. - Ташкент: Узбекистан, 1985. - 130 с-См.: лтеллиганция Узбекистана: место и роль в обществе. -Ташкент:.Узбекистан, 1987. - ПО с; Культура быта села на подъеме. (Из опыта деятельности Коммунистической партии Узбекистана по повышению культуры быта села в период развитого социализма). - Ташкент: Узбекистан, 1982. - 155 е.; Партийная пропаганда и современное.ь. (Из опыта идейно-политической работа Компартии Узбекистана). -Ташкент: Узбекистан, 1986. - 167 е.; Руководство Компартии Узбекистана коммунистическим воспитанием масс. - Ташкент: Узбекистан, 1981. -357 с.j Тургумбаав А.Х, Роль образования в формировании всесторонне развитой личности. - Алма-Ата: Казахстан, 1986, 164 с; Якубов Ш. Художественная культура в идеологической работе. - Ташкент: Узбекистан, 1985. - 94 с.
С сожалению, проблемы атеистического воспитания жителей сала адекватного отражения в этих книгах и сборниках не получили, іто как-то объяснить можно, но оправдать - нельзя.
Особую группу составляют докторские диссертации и монографические труды .посвященные энализу состояния рзлигиозности
ГСм.: Абдусамедов А.И, Общие закономерности и специфика становления и развития научно-материалистического атеистического мировоззрения в регионах, миновавших стадию калиталязма:Дис, . докт.филос.наук. - М,,1978; Алиев А.Г. Духовная культура и религия: Дис...докт.фялос.наук. - Баку, 1983; Базаров А. Основные факторы и особенности формирования атеистического мировоззрения дехканства (на материалах Таджикской ССР).Дис...докт. филос.наук. - Ташкент,1971; Базарбаав Ж. Характео религиозности сельского населения Каракалпакской АССР и пути аа преодоления (опыт конкратно-социологического иссдэдовзнид): дис.докт. филос.наук. - Ташкент,1973; Байрамсахагов Н.Б, Развитие атеистической традипии в духовной культура туркменского народа: Дис...докт.филос.наук. - М.,1985; Джаббаров И.М.Социальный прогресс и преодоление пережитков ислама в быту (опыт социально-философского исследования на материалах Узбекской ССР): Дис...докт.филос.наук. - М. ,1973; Иаджидов P.M. Утверждение социалистического образа жизни в республиках Советского Востока и его влияние на процесс секуляризация: Дис...докт.филос. наук. - М. ,1982; Щулембаев К.Ш. Становление я развитие научно-атеистического мировоззрения трудящихся в процессе утверждения Социалистического образа жизни: Дис...докт.филос.наук. -М., 1985 и другие.
См.: Абдусамедов А.И. Становление атеистического мировоззрения в Узбекистана. - Ташкент: Узбекистан, 1973. - 183 е.; Абаев С.А. Атеизм в Каракалпакатана. Опыт и проблемы. - Ташкент: Фан,1987. - 155 с.; Акмурадов К. Атяястячаскоз воспитание сельского населения на современном э'*_.ле. -Ашхабад: 1985. -114 е.; Акмурадов'Т. Формирование научно-материалистического мировоззрения трудящихся. - Ташкент: Узбекистан, 19 3. - 149 с; Назарбаев Ж. Секуляризация населения социалистической Каракалпакии. - Нукус: 1973. - 5-1 с; Базаров А, Некоторые особенности.и пути формирования научно-атеистического мировоззрения таджикского дехканства. - Душанбе: 1971. - 85 с.; Джаббаров И. Общественннй прогресс, бнт и религия. - Ташкент: Узбекистан, 1973. - 218 е.; Джавлиев Т, Вопросы атеистического воспитания труженикоз сала. (На материалах южных областей УзССР). - Ташкент: Фан, 1979. - 119 с; Шулвмбаев К-. Образ жизни, религия, атеизм. - Алма-Ата: Казахстан, 1986. -244 с.
10 в регионах традиционного распространения ислгча, а также исследованию процесса праодоленяя различными группами населения отих регионов влияния религии с виходом на рубежи безрелиглозности и атеизма. Но интересующий нас отрезок времени (60-80-а года) и избранный нами регион (сельская маетность Узбекистана) должного освещения.в этих диссертациях и монографиях на получила,так как на входили в круг научных интересов упомянутых авторов.
К тому же-при всай фундаментальности перечисленных научных трудов .л ах'серьезной теоретической значимости как причини религиозности, так.и пути ее преодоления освещены в них традиционно- с позиций признания религии пережитком прошлого, якобы не имеющим в нашэм общества социальных корней. В этих трудах завышены (отнвдь не по вина авторов) успэхи в дало преодолении религиозности.и оставлены в тени находившиеся под запретом серьезные недостатки в атеистическом зоспиташш трудящі. :ся города и села.
Наконец, следует упомянуть докторские диссертации и мо-
См.: Артыков АвА. Сущность модернизации идеологии ислама: Дас. ... докт.филосонаук. - Ташкент, 1966; Акнозаров Х.З. особенности ислама в дореволюционном Казахстана и критика его идеологии:. Дис, ... докт.филос.наук,'- Баку, 1986; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность: Дис. ... догт,истор.наук; - М., 1979; Макетов И.к. Взаимосвязь национального и религиозного в сознании современных последователей ислама: Дис. ... докт.филос.наук. -f/U, 1979; Саидбаав Т.С, Ислам и общество. Анализ изменений роли, и функции религия в социалистическом обществе: Дис. ... докт.филос.наук.' - М., І90; Усманов М.А. Основные этапы эволюции ислама: Дас. ... докт.филос.наук. - М., 1978.
нографии", содержащие изложение истории и анализ современного состояния ислама как в страна в целом, так и в ее среднеазиатском региона. Однако и в диссертационных исследованиях, и в научных публикациях, упомянутых выше, на выявлены вса аспекты модернизации современного ислама, характерные для рассмотренного нами периода истории, и не в полной мере учтаиа специфика деятельности мусульманского духовенства и религиозных активистов в условиях сельской маетности.
Такова основные научные труды, наметившие дальние подходы к исследованной нами проблеме, убедившие диссертанта в необходимости и правомерности дальнейшего шага - всестороннего, комплексного изучения предпосылок, состояния и результатов научно-атеистического воспитания сельского населения Узбекской CGP в 60-80-а года. '
Объектом исследования и предметом научного анализа явились дм дисезртанта все социальные и возрастные контингенти сельского населения Узбекской ССР: колхозники, рабочие совхозов, инженарно-твхначесхий состав, работники сферы обслуживания, медицинский персонал, работника культурно-просветительных учреждений, учительский состав; пенсионеры, работающие, домохозяйки, учащиеся. Была изучена как нарелиги'озная часть сельс-
См.: Абдусамадов А.И. Социальный прогресс и ислам. - Ташкент: Узбекистан, 1984. - 151 е.; Арипов М. Социальный идеал ислама: мифы и реальность. - Ташкент; Узбекистан» 1988, - ПО с.і Ашров Н. Зволюция ислама в СССР. - М,: Политиздат, 1973. -150 е.; Ахмедов А, Ислам в современной я^чйно-политяческой борьбе. - М.: Политиздат, 1385. -.295 е.; Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках. Советского Востока. - М.: Мысль, IS83. - 171 е.; Каримов Г,М. Шариат и его социальная сущность. - ІЛ.: Мысль, 1978. - 55 с; Манатов й.А. Ислам, верующий, современной. - Махачкала: 1974. -61 с; Саидбавв Т.С. ислам и общество. 2-е изд. - М.: Мысль, 19. - 150 с,; Усманов М.А. Причины живучести исламской религии в регионах традиционного ов распространения в СССР. - М.: Политиздат, 1980. - 79 с.
ких жителей (от просто неверующих до убаяденн- х и активных атеистов), так и религиозная, в которой выделаны четыре типологические группы. Таким образом, исследован весь массив сельского населения республики, благодаря чему диссертанту удалось составить достаточно полную картину состояния научно-атеистического воспитания в узбекском села.
Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования многопланова. Диссертант стремился с максимальной полнотой и обстоятельностью проанализировать и охарактеризовать состояние научно-атеистического воспитания сельского населения Узбекской ССР в 60-80-в года, определить степень его эффективности, сделать надлежащие вывода из допущенных в то время ошибок и одновременно выявить та формы воспитательной работы, которые на изжили себя, а доказали свою состоятельность и в обновленном вида могут быть использованы в ходе перестройки воспитательного процесса.
Диссертант поставил перед собой следующие.задачи первостепенной важности:
-
йсс,..|ДОвать те объективнее предпосылки и субъективнее условия развитая социалистического села, благодаря которым появилась реальная возможность радикально изменить обстоятельства жязна сельских тружеников Узбекистана и тем самым резко пони?» знть степень влияния на них религии.
-
Изучить состояние религиозности в сельской местности Узбекской ССР: установить'основные причини сохранения и воспроизводства религии в.новых поколениях со"ь'ских тружеников, опре; іить типологические группы сельских верующих И ИССЛЭД0-. вать модернистские тенденции в деятельности мусульманских религиозных организаций, функционирующих на территории Советского Узбекистана.
-
Раскрыть влияние социалистического образа жизни, утвердивша гося. в узбекском ев! , на массовый отход сельского населения Узбекистана от религии, на повышение степени его восприимчивости к атеизму как существенной черте научно-материа-
.диетического мировоззрения и сущностной особенности коммунистической нравственности.
4. Вьявить характер а степень воздействия роста образова
тельного уровня сельских тружеников Узбекской ССР, достигнуто-
ІЗ го благодаря успехам школьного, профессионального и общественно-политического образования на сале, на повышение атеистической зрелости различных груш сельского населения республики.
5. Всесторонне исследовать вклад сельских культурно-лрос- .
ватитальных учреждений, средств массовой информации и пропаган
ды в атеистическое воспитание сельского населения Советского
Узбекистана, а также раскрыть атеистический потенциал массово
го развития физической культур и спорта на сале.
6, На основа проделанного анализа составить полную и дос
товерную картину состояния каучно-атоистичаского воспитания
сельского населення Узбекской ССР в 60-80-а года, извлечь уро
ки из неудач, имевших место в указанное время, закрепить дос
тигнутые тогда же успехи и разработать практические рекоменда
ции по радикальной перестройка атеистическом, идагно-воспита-
тальной работы на сале.
Теоретическая и .методологическая основа исслпдования. При написании диссертации автор руководствовался правде всего трудами К.Маркса, Ф.Энгельса я В.И.Лзника, содержащими глубоко научный анализ проблем религии и атеизма, а также лзяилскими указаниями о важности научно-атаистичаского воспитания трудя- . щяхся, участвующих в социалистическом стпоигадьстЕв.
Диссертантом использованы также произведения соратников и единомышленников В.И.Ленина, проводивших ленинские идей в жизнь: Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, М.И.Калинина, З.Д.Бонч-Бруевича, Е.Л.Ярославского и других, внесших зесвкый вклад в становление системы атеистического воспитания советских людей.
Б своей работе диссертант опирался на идеи и выводы, содержащиеся в новой редакц/и Программы Ком?- шстячаской партии -Советского Союза, утвержденной ХХУІГсъездом КПСС, в материалах съездов КПСС, прежде всего ХХУЇЇ, в решениях' плещ іов ЦК КПСС ц XIX Всасоюзной партийной конференции, в материалах съездов Коммунистической партии Узозкистака и пленумов ЦК Компартии республики, а также в специальных постановлениях ЦК КПСС и ЦК КП Узбекистана по вопросам культуры, идеологии, коммунистического воспитания и научпо-атеистичаской пропаганда.
Наконец, при написати диссертации была учтены я приняты во вниманиа выводы а сообщения известных советских историков, философов и религиеведов: А.И.Арнольдова, А.А.Артнкова, А.И.
14 Абдусамедоза, Р.Х.Аминовой, А.Б.Белова, Э.А.Баллара, А.Базарова, Ж.Баээрбаева, В.Й.Гараджи, И.Р.Григулевича, Н.С.Гордиан-ко, И„И.Дкаббарша,.З.К.Дулумана, Б.А.Зоца, И.Г.Иванова, В.М. Иовчука, А.Н.Ипатова, Г.М.Каримова, М.П.Кнма, М.С.Когана, П.К, Курочкяна, Э.И.Лисавцава, Б.А.Яобовика, Р.М.Мажидова, ii.A.Ma-катова, М.П.лічадлова, М.П.Новикова, А.Ф.Окулова, А.С.Ояищенко, В.К.Танчара, Т.С.Саидбаева, М.А.Усманоаа, М.Д.Угриновича, Э.Г. Филимонова, Э.Ю.Юсупова, Й.Н.Яблокова и шогих других, чьи труди включена в список использованной литературы.
Основная источнаковая база диссертации. Помимо ознакомлэ-ния с опубликованными трудами советских историков, философов и религиеведов диссертант изучил и ввел в научный оборот большое количество архивных источников, характеризующих различные аспекты многосторонней деятельности республиканской, областных и районных партийных организаций по научно-атеистическому воспитанию сельского населения Узбекской ССР.
В частности, широко использованы, е диссертации документы Центрального Государственного Архива Узбекской ССР (ЦГАУзССР, фонда: 2455, Р-2698, 2653, Р-2700, 2343, 1963, 2730, 2721, 2564, 2531, 2669, 412), Центрального Государственного Архива . научно-технической и медицинской документации.Узбекской ССР (ЦГА НТМД, фонда: І, Р-40), Государственные архивы аграрных Сурхандарьинской (фонды: 45, 58, 77, 454, 455, 456, 464, 5П, 518, 544), Кашкадарьинсяо? (фонда: 193, 249, 390, 486, 495,527), Бухарской (фонда: 455, 820, 1127, ИЗО, 1198, 1206, 1210), промышленной Ташкентской (фонды: 530, 421, 89Г, 931), густонаселенной Андижанской (фонды: 505, 623, 625, 616, 634) областей.
Диссертант использовал также материалы текущих архивов Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Узбекской ССР, министерств*культуры, народного образования, сельского хозяйства. Дома научного атеизма, общества "Знание" Узбекской ССР'и Межреспубликанского филиала Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС в г.Ташкенте. .-.'.-
В диссертации использованы результаты коккрэтно-сициоло-гичгских Есследований, проведенных автором в разные годы в ряда колхозов и соехозоз республики и охеэтивших различные группа гэльского населения Узбекской ССР: трудящихся агропрома,
15 интеллигенцию, молодежь. Исследовались особенности и ведущие тенденции роста культурно-образовательного, профессионально-технического и общественно-политического уровня сельского населения республики, объем и характер потребления различными группами тружеников села материальных и духовних ценностей, а таете степень влияния этих процессов на понижение уровня религиозности и повышение уровня мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности сельских жителей Советского Узбекистана.
Самым тщательным образом изучала диссертантом сельская периодика, особенно областная и районная. .Анализировалась также программы местного радиовещания,.содержащие большой фактический материал по интересующей нас проблеме.
Очень много дали диссертанту беседы с различными группами атаистов (партийными, советскими, комсомольскими и профсоюзными руководителями, работниками сельских культурно-просветительных учреждений, сельскими учителями, пропагандистами, учащимися сельских школ и пр.) и верующих (в том числе активистами мусульманских общин), а также со служителями культа (муллами, имамами, шейхами а т.п.). Особый интерес представляют беседы с бывшими веруздимя и служителями культа, ушздшиш! из мечети и занявшимися общ&ственяополезным трудом в сельскохозяйственном производстве.
Анализ деятельности исламского духовенства по модернизации мусульманского вероучения и обрядности, по поддержания- и воспроизводству религиозности сельского населения осуществлен диссертантом на основе критического разбора современных публикаций мусульманских объединений нашей страны {журналы "Щ- ' сульмане Советского Востока", "Религия в СССР', луккыа календари, труды мусульманских богослоэов и т.п.), а также проповедей современного мусульманского духовенства.
Наконец, подвергнуты критическому рассмотрению труды зарубежных исламоведов, искаженно освещающие положение религии в СССР, в том числе и в Советском Узбекистана.
Научная новизна исследования. Данная диссертация являет-. ся первым советским исследованием, дающим целостное прэдстав-лэиие о состоянии научно-атеисгячвсяого воспитания сельского населения Узбекской ССР в 60-80-е годы, когда сформировалась
система такого воспитания, функционирующая и поныне, несмотря на то, что она уже во многом не отвечает современным требованиям. Проведя это исследование, в хода которого введено в научный оборот большое- количество архивных материалов, данных конкретно-социологических исследований, задокументированных личных наблюдений, бесед с верувдики а атеистами, диссертант пришел к следующим научным результатам, составляющим его персональный вклад в изучение истории Узбекской ССР и истории становления системы атеистического воспитания в республика:
На конкретном историческом материале показана социальная обусловленность и закономерность становления массовой бсз-религиозности а повсеместного атеизма в сельской местности Узбекской ССР - процесса, начавшегося еще в первые годы Советской власти, но набравшего силу в 60-80-е годы. Тем самым получены дополнительные аргументы, опровергающие домыслы буржуазии пропаганда о якобы насильственной атеизации населения Советского Узбекистана.
С современных методологических позиций и на основе нетрадиционно! ^ подхода выявлены я исследованы проявившиеся в 60-80-е года факторы воспроизводства и сохранения религиозности
в сельской местности Узбекской ССР, охарактеризованы социальные, гносеологические и психологические корни этой религиозности в ае исламской модификация. Тем семам показана научная несостоятельность стереотипных представлении о религии при социализма как пережитка прошлого, некоем атавиз.уа, лишайным почвн в социалистическом обществе и сушоствуюиіг лишь но традиции.
Предложена собственная типология основных групп верующих яитвлей узбекских сел - типология, уточняющая И ДОПОЛНЯЮЩАЯ ранее существовавшие типологические характеристики. Учет этой типологии дает возможность диффаранхшровать воспитательную работу с различными группами верующих, добиваясь большей результативности воспитатал^лого процесса.
- Дана более полная и объективная характеристика деятель
ности современного исламского духовенства по поддеряаїшю и
воспроизводству религиозности сельского населения Узбекской
ССР - характеристика, отвергавшая ранее бытовавшие среди про
пагандистов научного атеизма ошибочное представление об этой
деятельности как о следствии ловкачества и беспринципности
17 мусульманских служителей культа,
Коккратмзарозан применительно к специфика сельского быта Узбекской ССР вывод о рошапцем влиянии социалистического образа жизни на преодоление релегйозностл каталей седа, приобщение их к ценностям научно-материалистического мировоззрения, коммунистического воспитания, формирование у них сначала бвз-рвлигиозиости, а затем к атеистической убежденности. Тем сакам обоснована необходимость дальнейшего совершенствования на селе соцяалясгичаекзго образа казна как предпосылки поелвдуювдх успехов з дало нзучно-атвйстйческоро чоспатакия сельского населения Советского Узбекистана.
Установлена явно гпоявпвшаяся в бО-50-а года зависимость научно-атаистичоского воспитания всех групп населения Узбекской ССР, в том чкеле и сельских жате лай республики, от решения проблемы двуязычия. Учет этой зависимости крайне важен в соб-раманных условиях, когда ориентация на билингвизм приобрела в республике всеобщий характер и стала давать более кцутдмые ре>-зультати, чем правде .
Предпринято комплексное рассмотрение роля всех форм образования сельского населения Узбекской ССР (школьного, профессионально-технического, экономического и общественно-политического) в деле научно-атеистического воспитания жителей узбекских сэл. Обосновано решапцее влияние на этот процесс сельской интеллигенция, правде всего учительства, что должно учитываться при подготовка кадров этой интеллигенции в вузах
и техникумах республики.
Обобщен многолетний опыт работы сельская культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации.по научно-атеистическому воспитанию тружеников узбекских сал. Такое обобщение , принятое к сведению, поможет делу радикального обновления кине существующей системы яам"чяо-этвастяческого воспитания на езле, предпринимаемого в условиях перестройки.
Приведены конкретные доказательства того, что, несмотря на постепенную концентрацию застойных явлений а Узбекской ССР
См.: Закон о государственном языка Узбекской ССР //. Правда Востока. 1989. II октября.
(как и по страна з ііело-л) и на разгул раюидовщины в республи-К8, партийная организация Советского Узбекистана проделала в 6О-80-3 годк большую работу по идейно-политическому, мировоз-зрзнчвско?лу д нравственному воспитанию трудящихся городов л сел, в том числе по созданию благоприятных условий для преодоления большинством сельского населения республики религиозности с ваходо.у; ка рубака безралягиозности и марксистско-ленинского атеизма. Тем самым опровергнута крайне наги лип тиче ские и потому глубоко ошибочные представления об этом периоде как времена якобы одних лишь ошибок, заблуждений я неудач, будто бы не содержащие в себе ничего положительного, достойного сохранения и приумножения в новых исторических условиях революционной перестройки .
Практическая значимость исследования. Вся совокупность содержащихмя в данной диссертации фактов, положений и выводов представляют не только теоретическую ценность, но & практическую значимость. Эти факты, положения и выводы нашли отражение в монографиях, бропгорах л статьях диссертанта, в читаемых дм лекциях для студентов, пропагандистов и массовой сельской аудитории, в составленных ям методических.материалах для организаторов атеистической работы не селе и планах воспитательных мероприятии для различных групп сельского населения, наконец, в рекомендациях по ведению индивидуальной работа с верующими, ис-поведуодимя ислам. Кроме того, они могут быть использованы:
в трудах и справочных .изданиях по истории Советского Узбекистана при характеристике состояния рь-личннх аспектов духовьЛ жизни сельского населения республики в 60-80-е ГОДЫ}
в публикациях, освещающих советский период развития узбекского села, а .также роль всех отрядов сельской интеллигенции в просвещении и воспитании трудящихся;
в тех разделах вузовского и школьного курсов истории СССР, которые посвящены Советскому Узбекистану и характеризуют различные стороны жизни трудящихся республики;
- в вузовских спецкурсах и спецсеминарах по истории Узбе
кистана, посващеннмх характеристике всех аспектов духовной жиз-
1 См.:. Материалы Пленума Централы то Комитета КПСС. 19-20 сен-Г-- тября 1989 г. -_М.:_ Политиздат,., 1989. С.27.
19 ни трудящихся Узбекской ССР, в том числе и сальских жителей республики;
- в вузовском курсе основ научного атеизма, в частности,
в тамах "Современный ислам", "Ислам в СССР", "Религия в советском обществе", "Свобода совести при создализмз", "Система атеистического воспитания в СССР", "Учитель в система атеистичаско-го воспитания";
в тематика студенческих рефератов, курсовых и дипло>«чнх работ по истории Советского Узбекистана и проблемам атеистического воспитания в республика;
в публикациях об истории становления, этапах раззитая и современном состоянии системы научно-атеястачаского воспитания в Узбекской ССР;
- в трудах, анализирующих современное состояние религиозности в Советском Узбекистане и уровни атеистической зрелости различных групп населения рзспублики, в том числе и сельских жителей!
в методических разработках » рекомендациях для лекторов я пропагандистов, ведущих атеистическую воспитательную работу среди различных контингентоа сельского населеная Советского Узбекистана;
в лекциях и беседах по проблемам научно-атеистического воспитания, читаемых в сельской маетности Узбекской ССР как в системе политического просвещения (университета марксизма-ленинизма, теоретические семинары, народные университеты культуры и т.п.), так и по линии республиканской организации .общества "Знание". .
По мнению диссертанта, принятие и рае ізация перечислен- ' .них выше практических рекомендаций, обоснованность которых подтверждена всем содзржаниам диссертации, даст-возможность идеологическому активу Узбекской ССР существенно обновить систему научно-атеистического воспитания, сложившуюся в республика в 60-80-е годы, и вывести ее на современный уровень, отвечающий требованиям периода перестройки.
Апробация работы. Диссертация обсуздеяа на расширенном заседании ка-їздр общэствэиних наук Термезского государственного педагогического института и в отделе истории культуры Института истории, археологии и этнография лм. Ч.Ч.Валиханова Акаде-
20 мий наук Казахской ССР.
Основные положения и вывода диссертации нашли отражение в 4 монографиях, 8 брошюрах и более 60 статьях. На публикации диссертанта, иузются положительные отзывы, опубликованное на страницах республиканской печати.
По проблемам своего диссертационного исследования автор выступал: на всесоюзных научно-практичэских конференциях "Тор-ЯЗ-с-УйР .да&иускод национальной политики КПСС" (Ташкент, 1974), на ршцйбядааяской няучно-практяческой конференции "ХХУ съезд КПСС # я.щг#і№йк9 лрйбязма коммунистического воспитания молодежи'" .(Тедсвну, i$7&)i -"Совершенствование атеистической подготовки студентов рддагдагдтеких вузов" (Фрунзе, 1985); на региональном «аддаре~соьед«шди "Доваа задачу* научно-атеистической пропаганду в -С^ега трз.брван/4 ХШЇ «съезда КПСС" (Карши, 1987); яа научн;рг-драктйЧв5/.оа кэй$еро.щда дряадаватеяай общественных наук вузов Узбекской Ш"" {Бухара, ЇУ75); на яквгодных традиционных №$*іІФ~?9(>рв?№Чд-0№Х кяяферееткях ученых Тзрмззского рдс^да^гэедалго дздагогического даститухэ (Термез, 1Э36-1989)
Структура работы. В соответствия с далью я задачаш дссле-цвтщя диссертация состоит из введения, яям глав,, заключения # еадекз асдользованяой литературы и источников-