Введение к работе
Актуальность темы. 1920-30-е годы – время масштабных преобразований во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в области культуры. Несмотря на противоречивый характер культурных преобразований тех лет, их результаты были немалыми. Осуществлялись значительные мероприятия по ликвидации неграмотности, в быт населения вошли книги, радио, кино, преобразился облик городов.
В современный период Россия находится на сходной ступени исторического развития - этапе перехода к постиндустриальной эпохе, который также сопровождается сменой жизненных ориентиров, ценностных установок, мировоззрения. В ситуации культурной нестабильности, наряду с положительными моментами в областях культуры и общественной жизни появились и негативные явления, такие как резкий упадок нравственности, особенно в молодёжной среде, излишняя ориентация на культуру Запада. В этой связи актуальным представляется новое осмысление исторического опыта прошлых эпох в сфере преобразования культуры при резкой смене культурных ориентиров.
В связи с процессами регионализации, активно ведутся научные исследования различных аспектов истории регионов страны, в том числе истории культуры и быта. Кроме того, в настоящее время в исторической науке идут поиски в таких новых направлениях, как гендерные исследования, история повседневности. Они позволяют решить ряд научных проблем, связанных с положением отдельных личностей, групп и сообществ в разные исторические периоды, выявить и конкретизировать такие стороны в жизни общества, как мотивы к труду, ментальность, модели общественной коммуникации. В этом плане данное диссертационное исследование отвечает общей тенденции.
История Российских регионов с ярко-выраженной крестьянской спецификой развития демонстрирует особые варианты перехода к новым этапам развития. Ряд данных закономерностей может быть раскрыт на примере Вятской губернии / Кировской области.
Степень изученности проблемы. На протяжении 1930-1950-х годов по данной теме накапливались исследования, в которых рассматривались некоторые вопросы проведения культурных преобразований в Вятском регионе. Это работы о распространении всеобщего обучения, о жилищных условиях городского населения, о деятельности местных ячеек МОПРа1 .
1 Шерстенников М. М. Ориентировочная сеть всеобщего обучения Вятской губернии. // Вятско-Ветлужский край. – 1928. - №2-3. – С. 38-49, Шубин Р. Е. Жилищные условия городского населения Вятской губернии (по материалам переписи1926 года). // Вятское хозяйство. – 1929. - №3. – С. 67-76, Кровицкий Г. Вятка – город МОПРа. - М.:.изд-во ЦК МОПР СССР, 1925.
Кроме того, появились немногочисленные труды, касающиеся опыта проведения культурных преобразований социализма в рамках всей страны. К ним относятся, например, работы о деятельности библиотек, о ликвидации неграмотности, о новой советской интеллигенции, о советской художественной фотографии, о советской литературе2 и т. д. Так, для данного периода в истории изучения темы характерно накопление фактического материала.
Во второй половине XX столетия широко исследуется тема культурных преобразований в различных регионах СССР, в рамках которой чаще всего затрагиваются вопросы, связанные с ликвидацией неграмотности3.
Для этого периода характерно внимание к теме роли В. И. Ленина в культурных преобразованиях. Широко изучался вопрос о том, что вкладывал Ленин в понятие «культурная революция», введённое им для обозначения проводимой культурной политики4.
Были также работы, характеризующие отдельные моменты культурного развития советского государства. Например, Ковалёв С. М. пишет о коммунистическом воспитании и формировании нового человека5 . Кроме того, в 1950-60-е годы началось теоретическое осмысление темы. В этом плане наиболее значимы работы Кима М. П., в которых ставятся такие важные проблемы, как сущность, закономерность, периодизация, содержание культурной революции, её особенности в СССР. В частности, подчеркивается, что культурная революция включала в себя целый ряд направлений: превращение культуры в «подлинно народную» (все достижения науки и искусства должны были стать достоянием всего народа); массовая ликвидация неграмотности, повышение образовательного и культурного уровня всего народа;
2 Васильченко В. Е. Библиотечное дело в РСФСР в 1917-1920 годах. - М.: Госкультпросветиздат, 1954, Элькина Д. Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. - М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959, Ковалёв С. М. Интеллигенция в Советском государстве. - М.: Правда, 1946, Советская художественная фотография (1917-1957). - М.: Искусство, 1958, Советская литература: сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1952.
3 Культурное строительство в Вологодской области. Сборник статей. - Вологда: обл. кн. изд., 1958, Культурное строительство в Сибири 1917-1941. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1979, Культурная революция на Урале. - Свердловск: Среднеуральское кн. изд., 1966.
4 Карпов Г. Ленин о культурной революции. - Л.: Лениздат, 1970, Кирюхина Е. И. Ленин и Вятский край. - Киров: Кировск. отд. Волго-Вятского кн. изд., 1970.
5 Ковалёв С. М. Коммунистическое воспитание трудящихся. - М.: Соцэкгиз, 1960, Ковалёв С. М. Марксизм-Ленинизм и формирование нового человека. - М.: Педагогика, 1973.
освобождение культуры от реакционных идеологий и антинаучных мировоззрений, преобразование культуры на основе передовой социалистической идеологии и научного мировоззрения; преодоление культурного неравенства между отдельными частями и социальными группами общества (мужчины и женщины, деревня и город, работники умственного и физического труда); формирование новой народной интеллигенции; расцвет науки и искусства; переустройство быта, утверждение культурных форм общежития. Итогом культурной революции должно было стать становление нового человека – человека социалистической культуры, идеологии и нравственных норм, богатого духовного мира и широких общественных интересов, человека, преданного делу коммунизма.6
Теоретические вопросы, связанные с культурными преобразованиями, раскрываются и в сборнике «Культурная революция в СССР (1917-1965)», в основу которого легли материалы Всесоюзной Сессии Научного Совета по истории социалистического и коммунистического строительства в СССР, состоявшейся в Москве в 1965 году7.
Констатировались утверждение и расцвет в СССР социалистической культуры, а также наступление нового этапа в области культурного строительства – перехода к коммунизму в области культуры, например - в труде Арнольдова А. И.8. В работе Зак Л. М. обобщён опыт изучения культурных преобразований в СССР9.
Во второй половине 1970-х годов появились обобщающие труды рассматриваемой проблематики. В этих работах в хронологической последовательности даётся изложение фактов культурной жизни советского народа в указанный период10.
В целом, политическим и экономическим преобразованиям советской власти было посвящено немало работ, в то время как преобразованиям в области культуры - крайне недостаточно. В исследовательском поле господствовал единственный идеологический принцип – марксизм-ленинизм, что сужало число граней научных изысканий.
К концу XX в. ситуация в отечественной историографии оценивалась специалистами специфично. Об этом можно судить даже по
6 Ким М. П. О сущности культурной революции и этапах её осуществления в СССР / Культурная революция в СССР (1917-1965). – М.: Наука, 1967. – С. 24.
7 Культурная революция в СССР (1917-1965). – М.: Наука, 1967.
8 Арнольдов А. И. Коммунизм и культура. – М.: Знание, 1960.
9 Зак Л. М. История культурного строительства в СССР в советской историографии. // Вопросы истории. – 1964. - №2. –С. 3-21.
10 Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроника. – М.: Наука, 1975, Культурная жизнь в СССР 1928-1941. Хроника. – М.: Наука, 1976.
названиям научных публикаций того времени: «История на распутье»11, «Клио на распутье»12, «О кризисе современной исторической науки»13. Этот кризис касался не только истории, но и всей науки в целом и ознаменовал её переход к постнеклассической парадигме. Появились новые точки зрения, оценки, подходы.
Из исследований этого периода можно назвать работу Сапронова П. А. Автор считает, что советская культурная эпоха так и не состоялась. В первые десятилетия существования советской России культуру в ней создавали люди, сформировавшиеся в Петербургской России. Советский период он называет периодом «исторического и культурного безвременья»14.
Ю. Шевцов связывает культурную революцию с коллективизацией и социальной борьбой в деревне. Суть культурной революции, по его мнению, состояла в завоевании бедняцким полюсом политических позиций в деревне15.
Мунчаев Ш. М. и Устинов В. М. оценивают развитие советской культуры как сложный и противоречивый процесс. С одной стороны они отмечают, что в процессе культурной революции формировалась интернациональная по своей природе социалистическая культура Советского государства, состоявшая из лучших образцов национальных культур. Но, с другой стороны, подчёркивается, что в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина в 1930-е годы были распространены грубое вмешательство в творческую деятельность, система запретов, ограничений и даже гонений. Уничтожались культурные ценности, памятники архитектуры, древние храмы. Многие учёные, деятели культуры вынуждены были уехать за границу16.
Отдельные моменты повседневности, культурных новшеств, такие как советское плакатное искусство, метод соцреализма в советском искусстве,
11Бессмертный Ю. Л. История на распутье. / Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг школы «Анналов». – М.: Наука, 1993. – С. 4-15.
12 Лотман Ю. М. Клио на распутье. // Наше наследие. – 1998. - №5. – С. 1-4.
13 Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки. // Вопросы истории. – 1991. - №2-3. – С. 21-36.
14 Сапронов П. А. Русская культура XIX – XX веков. Опыт осмысления. – СПб.: Паритет, 2005. – С. 645.
15 Шевцов Ю. Новая идеология: голодомор. – М.: изд-во Европа, 2009. – С. 58.
16 Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История Советского государства. – М.: Норма, 2008. – С. 356, 400.
преобразование на советский лад пространства провинциального города рассматриваются в сборниках «Соцреалистический канон»17, «Визуальная антропология: режимы видимости при социализме»18, «Визуальная антропология: городские карты памяти»19.
В коллективной работе Меерович М. Г., Конышевой Е. В., Хмельницкого Д. С. «Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928-1932)» рассматриваются ключевые моменты советской градостроительной политики начального этапа индустриализации: кампании по обобществлению быта, выбор территорий под строительство новых городов, принудительные миграции для освоения новых территорий, типология массового жилища и т. д. 20.
В монографии Осокиной Е. А. «За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. (1927-1941)» показано, что в тяжёлое время первой пятилетки централизованное распределение по карточкам и рынок тесно сосуществовали. И рынок, несмотря на то, что большей частью был нелегальным, в условиях скудного государственного снабжения спасал людей от голода 21.
Работа Орлова И. Б. и Юрчиковой Е. В. «Массовый туризм в сталинской повседневности» посвящена одной из сфер советской повседневности – массовому туризму. На примере Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий показывается, что и эта сфера жизни советского общества была идеологически нагружена, подчинена идеям военизации, а также общественно-политическим и даже антирелигиозным целям 22.
Большой интерес представляет монография Вишленковой Е. А. «Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в
XIX-XX веках». В книгу включены теоретико-методологические аспекты
17 Соцреалистический канон. Сборник статей. – СПб.: Академический проект, 2000.
18 Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
19 Визуальная антропология: городские карты памяти. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.
20 Меерович М. Г., Конышева Е. В., Хмельницкий Д. С. Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928-1932). – М.: РОССПЭН, 2011.
21 Осокина Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации (1927-1941). - М.: РОССПЭН, 2008.
22 Орлов И. Б., Юрчикова Е. В. Массовый туризм в сталинской повседневности. – М.: РОССПЭН, 2010.
исследования истории провинциальной повседневности23. Повседневность столицы рассмотрена в работах Андреевского Г. В. 24.
В рассматриваемый период появились работы, основанные на новых подходах к рассмотрению проблем культурных преобразований в регионах СССР в 1920-30-х годах. Региональный историк С. А. Гомаюнов в работе «Композиционный метод в историческом познании» рассматривал культурные процессы с точки зрения синергетики. Согласно этой позиции, в отечественной истории выделяется четыре культур-системы, каждая из которых обладает своим системообразующим фактором. Переход от одной культур-системы к другой осуществлялся через этап неравновесия, завершавшийся точкой бифуркации или культурным взрывом. Период конца XIX- начала XX веков является переходным. В результате взрыва 1917 г. происходит складывание культур-системы, где роль системообразующего фактора играет идеология 25.
Появились работы, посвящённые отдельным аспектам проведения культурных преобразований в Вятском регионе. Жаравин В. С. исследовал историю создания и деятельность музея Революции, открытого в 1927 году26. Проблемы просвещения Вятской деревни исследованы Чемодановым И. В.27. О положении церкви на территории Вятского края в трагические для неё 1920-30-е годы (о закрытии церквей, использовании их под хозяйственные нужды, об изъятии церковных ценностей и т. д.) писал Бадьин В. М.28
23 Вишленкова Е. А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX-XX веках. Казань: изд-во Казанского гос. ун-та, 2008.
24 Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. – М.: Молодая гвардия, 2008, Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы. – М.: Молодая гвардия, 2003.
25 Гомаюнов С. А. Композиционный метод в историческом познании. – М.: изд. Моск. пед. гос. ун-та, 1994. – С. 82-84.
26 Жаравин В. С. Музей Революции в Вятке. Из истории музейного дела края. // Герценка: Вятские записки. – Киров, 2003. – Вып. 5. – С. 151-155.
27 Чемоданов И. В. Проблемы сельского образования в период НЭПа (по материалам Вятской губернии) /Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 2-х тт. т. 2. – Киров, 2005. – С. 68-73, Чемоданов И. В. Развитие социокультурной сферы Вятской деревни в период НЭПа. / Там же. С. 74-77.
28 Бадьин В. М. Вятская епархия в 1917-1941 годах. / Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии. – Вятка [Киров]: Буквица, 2007. – С. 360-449.
Вопросы приобщения детей - дошкольников Вятского края к ценностям советской эпохи рассмотрены в работе Бабинцевой Т. В29. Проблемы школьного образования региона исследованы в работах Корякина А. Н.30.
В начале XXI века в региональном историческом сообществе появились труды, в которых история края рассматривается не только в формационном подходе, но и в цивилизационном. Это «Очерки истории Вятского края»31.
Культурные процессы региона, представленные в динамике, исследованы в работах И.Ю. Трушковой. Прежде всего, это монография, посвященная «регионообразующей» категории населения – крестьянству32. Методы истории повседневности использованы при изучении интеллигенции региона33. В отношении крестьянства реализованы и гендерные подходы34.
В конце XX – начале XXI века появились монографии зарубежных историков, посвящённые советскому периоду истории России, в которых затрагиваются разные стороны советской действительности (в том числе идеология, быт). Это работы таких авторов, как Даниелс Р.
29 Бабинцева Т. В. История развития дошкольного воспитания в Вятском крае с1866 по 1945 год. // Герценка: Вятские записки / Кировская ордена Почёта гос. Универс. Обл. науч. б – ка им. А. И. Герцена. – Киров, 2011. – Вып. 20. – С. 112-132.
30 Корякин А. Н. Вопросы утверждения новой идеологии в школах Кировской области в 1930-х годах.// Современные проблемы науки и образования. – 2012. - №2. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.science-education.ru/102-5939, Корякин А. Н. Единая трудовая школа: проблемы создания и специфики в Вятском регионе в 1920-х годах. // Современные проблемы науки и образования. – 2012. - №3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.science-education.ru/103-6026
31 Очерки истории Вятского края [Текст] / Под ред. Трушковой И. Ю / История и культура Вятского края. - М.: Академический проект; Киров: Константа, 2005. – С. 5-292.
32 Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX – начале XX вв. (система жизнеобеспечения. – Киров. Вятский государственный университет, 2003.
33 Трушкова И. Ю. Особенности отношений бюрократии и интеллигенции в российской провинции в XIX – начале XXI веках на примере Вятского региона. / Бюрократия и бюрократы в России в XIX – XX веках : общее и особенное. Материалы XII Всероссийской научно-теоретической конференции. - Москва РУДН, 29-30 мая 2008. – М.: изд-во РУДН 2008. – С. 415-423.
34 Трушкова И. Ю. Женщина и мужчина в традиционной культуре Вятского региона: гендерные портреты. - М.: изд-во РАЕ, 2009.
В.35, Грациози А.36, Левин М.37, Соколофф Ж.38,. Холмс Л39.
В числе зарубежных исследователей - историк Чун Хо-Кан. Он исследовал политические цели культурной политики большевиков и пришёл к выводу, что такой целью являлся процесс выключения интеллигенции из общественной жизни40.
Имеются работы иностранных авторов и по истории города Вятки в первые годы советской власти. Это труды американского профессора Холмса Л., касающиеся сферы образования. В частности, затрагивается вопрос об отношениях между администрацией школ и учителями41.
Важное значение для исследований культурных преобразований происходивших в российских регионах в 1920-30-х годах, имеют общетеоретические работы Тойнби А.42 и Тоффлера Э.43 Оба автора связывают преобразования рассматриваемого периода с необходимостью индустриализации страны.
В целом, на сегодняшний день, не смотря на наличие целой серии обобщающих работ по ряду аспектов темы проведения культурных преобразований в российских регионах, на материалах Кировской области подобных исследований нет.
Источниковая база настоящего исследования представлена комплексом неопубликованных и опубликованных исторических
35 Даниелс Р. В. Взлёт и падение коммунизма в России. [пер. с англ.]. – М.: РОССПЭН, 2011.
36 Грациози А. Советский Союз в 209 цитатах: 1914-1991. [пер. с ит. А. И. Петрожицкого]. – М.: РОССПЭН, 2010.
37 Левин М. Советский век. [пер. с англ. В. Новикова, Н. Копелянской]. – М.: изд-во Европа, 2008.
38 Соколофф Ж. Бедная держава: История России с 1815 года до наших дней. [Пер. с фр. Н. Ю. Паниной]. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
39 Холмс Л. Социальная история России: 1917-1941. [пер. с англ.]. - Ростов на Дону: изд-во Рост.ун-та, 1993.
40 Чун Хо-Кан. Социокультурная ситуация до октябрьской революции и культурная политика большевиков в 20-х гг. XX века. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2006. - №6. – С. 69.
41 Холмс Л. Удержите самодурство: администрация школ Кировской области в 1939-1941 годах. // Герценка: Вятские записки. – Киров, 2003. – Вып. 5. – С. 95-108, Holmes L. Kirov, s school no 9: pover, privilege and excellence in the provinces, 1933-1945 / Холмс Л. Кировская школа №9: мощь, привилегия и превосходство в провинции, 1933-1945. Киров: Лобань, 2008.
42 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – СПб.: Ювента, М.: Прогресс, 1995.
43 Тоффлер Э. Третья волна. – М.: изд-во АСТ, 1999.
источников. К первой группе источников относятся неопубликованные архивные материалы. В работе были использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).
Кроме этого, автором были исследованы фонды Государственного архива социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО).
Фонд Р-374 ГАРФ (Центральная контрольная комиссия ВКП(б) – Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР) включает материалы работы комиссий, созданных в разные годы для контроля над реализацией переселенческой политики в отношении кулачества. Например, справки о количестве кулаков, высланных в 1930-1931 годах из разных регионов страны (в том числе и из Нижегородского края) и, соответственно, о количестве кулаков расселённых на различных территориях44. Эти сведения представляют интерес, поскольку спецпереселенцы использовались как рабочая сила в процессе социалистических преобразований.
В фонде Р-9479 ГАРФ (4-й специальный отдел министерства внутренних дел СССР) имеются докладные записки в центральные органы об условиях жизни спецпереселенцев в разных регионах, указания ГУЛАГа о проведении среди жителей спецпоселений некоторых культурных мероприятий45.
Фонд 17 РГАСПИ (Центральный комитет КПСС) содержит дела о положении спецпоселенцев на разных территориях и рекомендации ВКП(б) по изменению этого положения. Также здесь есть сведения о городских волнениях в разных городах страны, в связи с трудностями в снабжении населения хлебом в 1928 году46.
В фонде 558 РГАСПИ (Сталин И. В.) имеются стенограммы выступлений И. В. Сталина на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года по поводу средств для индустриализации, о смычке между городом и деревней47.
В фонде Вятского губкома ВКП(б) (Ф. 1) ГАСПИКО отложились протоколы заседаний, отчёты, доклады агитационно-просветительного отдела и агитколлегии губкома об организации партийного просвещения, о проведении митингов и бесед, общественно-политических кампаний и революционных праздников. Есть материалы о ликвидации неграмотности в губернии, описание клубов города Вятки инструктором губполитпросвета.
44 ГАРФ. Ф. Р-374. Оп. 28. Д. 4055.
45 ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 11.
46 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 120. Д. 52, Оп. 85. Д. 307.
47 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1032.
Представляют интерес также резолюции рабочих собраний по поводу смерти В. И. Ленина. Здесь же имеются рекомендации губкома партии, доклады, переписка по организации атеистической работы, о проведении комсомольской пасхи и комсомольского рождества, о деятельности Союза воинствующих безбожников, изъятии церковных ценностей, деятельности духовенства и количестве церквей. Кроме того, в данном фонде содержатся протоколы заседаний коллегии губженотдела и делегатских собраний, отчёты и переписка о работе среди женщин, списки и биографии женщин-активисток. Имеются протоколы губернских совещаний и уездных коллегий о шефстве города над деревней в деле просвещения, а также секретные сводки Вятского отдела ОГПУ, содержащие высказывания крестьян по поводу проводимых мероприятий. Материалы фонда содержат и сведения о ценах на основные продукты питания в 1920-30-е годы, о заработной плате рабочих, о выступлениях безработных, о негативных явлениях на предприятиях, об условиях жизни рабочих в общежитиях, о бытовых условиях детских домов48.
В фонде второго райкома ВКП(б) (Ф. 4) ГАСПИКО находятся отчёты, переписка по вопросам хозяйственного и культурного развития районов, о развитии стахановского движения и социалистического соревнования. Здесь имеются докладные записки, справки по вопросам агитационно-пропагандистской работы, резолюции собраний членов РКП(б) о ликвидации неграмотности, резолюции собраний рабочих коллективов о суде над патриархом Тихоном. Есть сведения о работе культурно-просветительных учреждений, о праздновании знаменательных дат.49.
Фонд Нолинского укома ВКП(б) (Ф. 10) ГАСПИКО содержит протоколы совещаний по работе в деревне, о шефстве над деревней. Отчёты, доклады, о состоянии агитационно-пропагандистской работы, работы по ликвидации неграмотности, антирелигиозной пропаганды, об изъятии церковных ценностей. В данном фонде имеются протоколы заседаний партийного комитета по проведению революционных праздников, траурных собраний по поводу смерти В. И. Ленина, сведения об оказании помощи революционерам зарубежных стран. Есть также протоколы коллегий женотделов, женских делегатских собраний, отчёты о работе среди женщин. Особо хочется отметить информацию о, так называемых, октябринах (обряд, проводимый вместо крещения ребёнка) и передаче
48 ГАСПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 139, 209, 215, 530, 535, 536, 550, 566, 591, 592, 786, 805, 823; Оп. 3. Д. 51; Оп. 5. Д. 46; Оп. 7. Д. 117; Оп. 8. Д. 2.
49 ГАСПИКО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 43.
новорождённого ребёнка под шефство Коммунистической партии50.
В фонде Вятского губкома ВЛКСМ (Ф.452) ГАСПИКО отложились отчёты губкома, укомов и ячеек ВЛКСМ о проделанной работе. Также имеются указания, доклады, переписка о борьбе с беспризорностью, о ликвидации неграмотности, проведении антирелигиозной пропаганды, о комсомольских субботниках, отчёты о работе комсомольцев в деревне. Данный фонд содержит и сведения о массовой военизации населения и физкультурной работе, в частности об организации среди комсомольцев военной игры «Борьба за Вятку». Представляет интерес и информация о таких формах культурно-просветительной и пропагандистской работы, как «живая газета», агитсуд и культурно–бытовой поход51.
Фонд Кировского крайкома ВКП(б) (Ф. 1255) ГАСПИКО включает в себя отчёты, докладные записки по жилищно-коммунальному и дорожному строительству, о строительстве городского театра и гостиницы, о работе транспорта. Имеются материалы обследования культурно-просветительной работы в крае отделом культпросветработы Кировского крайкома ВКП(б), в которых отражены показатели деятельности по ликвидации неграмотности, а также работы библиотек, музеев, изб-читален, клубов. Имеются сведения о состоянии детских домов области и о том, как областной отдел народного образования решал бытовые проблемы этих учреждений. Большой интерес представляют сведения о культе личности местного значения52.
В фонде Кировского обкома КПСС (Ф. 1290) ГАСПИКО хранятся протоколы и стенограммы заседаний, совещаний, собраний областного партийного актива по вопросам строительства, транспорта, связи, торговли, развития науки и техники, народного образования, торжественных заседаний, посвящённых знаменательным датам. Кроме того, имеются отчёты, справки, докладные записки о состоянии агитационно-пропагандистской работы, культурно-просветительной работы, художественной самодеятельности, физкультурной работы, о деятельности библиотек, театров, домов культуры, красных уголков, о настроениях населения. В фонде хранится произведение местного писателя-журналиста – Васенёва Н. Ф. – «Обновлённый край»53.
В фонде Государственного архива социально-политической истории Кировской области (Ф. 6774) хранятся тексты для публикации в
50 ГАСПИКО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 146, 576.
51 ГАСПИКО. Ф.452. Оп.1. Д. 158, 180, 183.
52 ГАСПИКО. Ф. 1255. Оп.1. Д. 570, 663; Оп. 2. Д. 392, 396.
53 ГАСПИКО. Ф.1290. Оп.1. Д. 201.
Вятском епархиальном вестнике к 2000-летию Рождества Христова. Среди них есть материалы об изъятии церковных ценностей, о слежке над духовенством, о религиозности рабочих некоторых заводов и крестьянства54.
Фонд Многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства города Кирова (Ф. 6817) ГАСПИКО содержит планы и отчёты по обеспечению жилой площадью населения, по благоустройству города, по развитию городского транспорта, о планировании строительства в городе Вятке трамвайной линии, а также список революционных памятников и мемориальных досок, установленных в Вятке к десятилетию Октябрьской революции55.
К неопубликованным источникам относятся и материалы Кировского областного краеведческого музея. Они очень немногочисленны, но представляют большой интерес. Например, серия фотографий местного фотографа Л. Шишкина, на которых запечатлены, в основном, улицы города Вятки (с 1934 года – Кирова) в 1930-е годы, работы по благоустройству улиц56, празднование очередной годовщины Октябрьской революции57, празднование 1 Мая на площади Революции58, парад физкультурников на площади Революции в 1921 году59, сцены из представлений на вечерах самодеятельности в исполнении коллективов «Синей блузы»60 и т. д. Эти фотодокументы хорошо дополняют представление о жизни города тех лет.
В диссертационном исследовании были использованы и опубликованные источники. Прежде всего, это сборники документов. Сборник «Культурное строительство в СССР 1917- 1927» является составной частью общесоюзной документальной серии «История культурного строительства в СССР». В сборник включены директивные материалы – декреты, постановления, циркуляры, инструкции, отчётно-итоговые документы, протоколы, стенограммы, резолюции съездов, конференций и совещаний, а также переписка руководителей партийных и государственных органов. Документы сборника дают представление о создании системы государственного руководства областью культуры, разработке и определении единой государственной политики в этой сфере61.
54 ГАСПИКО. Ф. 6774. Оп. 1. Д. 141.
55 ГАСПИКО Ф. 6817. Оп.1. Д. 34, 48.
57 КОМК 20573 автор Имбрицкий А.
59 КОМК 6763нвф автор Лобовиков С.
61 Культурное строительство в СССР 1917-1927 - М.: Наука, 1989.
Сборник «Культурное строительство в Кировской области (1918-1987)» относящийся к той же серии, в той или иной мере освещает основные направления культурного строительства в регионе: идеологическую работу, образовательно-просветительную деятельность, борьбу с религией, работу среди крестьянства, женщин и детей, а также организаторскую роль областной партийной организации. Документы показывают, как созданные в губернии новые органы власти начали осуществление культурных преобразований, руководствуясь общепартийными установками, декретами советского правительства, постановлениями Наркомпроса62,.
В работе были использованы данные статистики и справочные материалы. Статистический сборник содержит данные о состоянии губернии накануне рассматриваемых преобразований63. Справочник по административно - территориальному делению содержит данные об образовании, переименовании, изменении статуса, ликвидации административно-территориальных единиц и населённых пунктов Вятской губернии / Кировской области64.
План мероприятий по благоустройству города Вятки на 1934 год и Отчётные материалы Кировского областного исполнительного комитета показывают деятельность местных властей в сфере жилищного и дорожного строительства, развития коммунальных служб, озеленения городской территории и т. д65.
Ещё один вид опубликованных источников – это антирелигиозные пропагандистские материалы, которые раскрывают такую важную составляющую культурных преобразований, как борьба с религией66.
Большую ценность представляют материалы периодической печати. Автором были подробно изучены основные местные издания - газеты
62 Культурное строительство в Кировской области (1917-1987): Документы и материалы. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987.
63 Статистический сборник. 200 лет Вятской губернии. – Киров: ГИПП «Вятка», 1996.
64 Административно-территориальное деление Вятской губернии-Кировской области 1917-2009 гг. Справочник. Киров: изд-во Лобань, 2011.
65 План мероприятий по благоустройству города Вятки на 1934 год. – Вятка: изд. Горземотдела, 1934, Материалы к отчёту Кировского областного исполнительного комитета за 1935-1939 годы. – Киров: изд. Облисполкома, 1939.
66 Безбожник за непрерывное производство. Материалы для безбожников пропагандистов. – Вятка: изд. Окрсовета СВБ, 1929, В помощь ячейке союза безбожников. – Вятка: Губсовет СВБ, 1928, Против Бога. Сборник – руководство по антирелигиозному вопросу. - Вятка: изд. Комиссии по проведению «Комсомольской пасхи» при Вятском губкоме РКСМ, 1923, Брауде Д. Враг без маски. О классовой сущности религиозных организаций Нижегородского края. Материалы для безбожной учёбы. – Нижний Новгород: ОГИЗ Нижегородское краевое отделение, 1931.
«Вятская Правда» за 1920 – 1934 годы, «Кировская правда» за 1935-1939 годы, а также «Комсомольское племя» за 1936 - 1939 годы. В этих источниках содержится яркий, обширный материал о повседневной жизни населения города Вятки / Кирова и всей губернии.
В качестве опубликованных источников были использованы и воспоминания современников Лебедева В.67, Васенёва Н.68 и Копелева Л.69 Воспоминания очевидцев помогают окунуться в атмосферу тех лет и посмотреть на исследуемые события их взглядом. Комплексное использование обозначенных разноплановых источников призвано способствовать качеству и объективности исследования.
Методологическая основа исследования. Исследование преобразования культурной среды провинциальных городов в первые десятилетия советской власти основано на понимании их как комплекса общих и специфичных общественных явлений в их исторической динамике. В работе используются принципы историзма, объективности и научности, предполагающие критическое отношение к источникам, формулирование оценок и суждений на основе всестороннего осмысления совокупности фактов.
В работе применяется сравнительно-исторический, проблемный и хронологический методы, частично - метод «включенного наблюдения», приемы, применяемые в гендерных исследованиях и в регионоведении, а также комплексный подход к изучению проблемы. Всё это позволяет всесторонне рассмотреть осуществление культурных перемен в Вятском регионе в 1920 – 30-е годы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот вводятся не привлекавшиеся ранее к изучению архивные документы и музейные источники, а также под новым углом зрения исследуются известные ранее документы. Автором получена комплексная картина проведения культурных преобразований в городах Вятского региона в 1920-30-х годах.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов по истории культуры, быта, церкви Вятского региона в частности и России – в целом, при написании учебных пособий и методических разработок для учащихся средних и высших учебных заведений. Они могут быть полезны при организации мероприятий
67 Лебедев В. Вятские записки. – Киров: Кировское кн. изд-во, 1957.
68 Васенёв Н. Обновлённый край. Записки журналиста. – Киров: обл. изд-во, 1937.
69 Копелев Л. И сотворил себе кумира. – Харьков: Права людини, 2010.
просветительного характера, а также в государственно-муниципальном управлении регионом.
Хронологические рамки исследования охватывают период в основном с начала 1920-х гг. (а именно - с 1917 г.) и до конца 1930-х гг. Выбор нижней границы обусловлен началом общих социалистических преобразований, в том числе – и в сфере культуры. Выбор верхней границы обусловлен временем завершения этапа решающих успехов культурных преобразований.
Территориальные рамки исследования охватывают Вятскую губернию / вятские районы Нижегородского края / Кировскую область в их административных границах 20-30-х годов ХХ в. Для некоего общего названия используется и обобщающий термин «Вятский регион». (В 1920-1925 годах из состава Вятской губернии была выделена Вотская АО – позднее Удмуртская АО, отдельные волости Малмыжского, Уржумского, Яранского, Сарапульского и Елабужского уездов переданы Татарской АССР, Марийской АО и Вотской АО. В январе 1929 г. создана Нижегородская область, Вятская губерния вошла в её состав. В июле 1929 г. Нижегородская область стала Нижегородским краем. В 1932 г. Нижегородский край переименован в Горьковский край. В декабре 1934 г. город Вятка переименован в город Киров и образован Кировский край в составе 37 районов, выделенных из Горьковского края, Удмуртской АО и ряда районов, выделенных из Свердловской области. В декабре 1936 г. Кировский край преобразован в Кировскую область, а Удмуртская АССР получила статус самостоятельной административной единицы)70.
Объектом исследования является процесс осуществления культурных преобразований в Вятском регионе.
Предметом исследования являются: основные направления преобразований в сфере культуры региона в 1920-30-е годы, участие городского населения в культурных преобразованиях, а также изменения в культурном ландшафте и в быту городов края.
Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное исследование проведения культурных преобразований в городах Вятского региона в период 1920 - 30-х годов.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
1. Выявить основные направления культурных преобразований в Вятском регионе в 1920-30-х годах.
2.Проследить участие городского населения в культурных преобразованиях.
3. Охарактеризовать изменения в культурном ландшафте и в быту жителей вятских городов.
70 Административно-территориальное деление Вятской губернии-Кировской области 1917-2009 гг. Справочник. Киров: изд-во Лобань, 2011. – С. 11-82.
. Апробация работы: основные положения отражены в 8 публикациях автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и иллюстраций.