Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История обрядовой культуры нивхов : Середина XIX-80-ые годы XX вв. Скоринов, Сергей Нестерович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скоринов, Сергей Нестерович. История обрядовой культуры нивхов : Середина XIX-80-ые годы XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Хабаровский гос. пед. ун-т.- Владивосток, 1996.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/1488-5

Введение к работе

Актуальность исследования. Осознание масштабов грядущей катастрофы культуры малочисленных этносов побудило ООН объявить в 1994 г. 10-летие коренных народов мира. В этой связи изучение традиционной и современной обрядовой культуры одного из малых народов Дальнего Востока России — нивхов приобретает не только научное, но и, главное, высокое гуманистическое звучание. Исследование обрядовой культуры нивхов как составной части общечеловеческой культуры увязывается автором диссертации с магистральными этико-нравственными проблемами современности: сохранением этнического разнообразия мира, возрождением и дальнейшим развитием самобытных и неповторимых культур.

Актуальность научного изучения истории обрядовой культуры нивхов определяется сложностью и нерешенностью поставленных исторической наукой основных проблем истории нивхов, касающихся ее этно- и культурогенеза,культурных контактов и заимствований.1 Обращение к традиционной и современной обрядности нивхов, выделение ее этно-специфических черт должно способствовать, по мнению автора диссертации, расширению источниковедческой базы истории Приамурья и Сахалина, что, в конечном итоге, поможет историкам, этнографам и культурологам продвинуться к желаемой цели.

Несмотря на наличие обширного корпуса литературных данных об отдельных ритуалах у нивхов, специального

монографического исследования истории обрядовой культуры этого народа до сих пор не создано. Между тем такое исследование позволило бы не только прояснить ряд проблем этногенеза и культурогенеза аборигенов Амура и Сахалина, но и на конкретном и достаточно своеобразном фактическом материале поставить и попытаться решить недостаточно проясненные вопросы общей теории обрядовой культуры, возможно, применимые и для исследования других этносов, совершивших стадиальный скачок из патриархально-родовой в современную цивилизацию.

Изучение истории обрядовой культуры актуально еще к потому, что оно устраняло бы имеющийся пробел в нивховедческой литературе, в которой большее внимание уделялось проблемам материальной культуры, чем духовной. Исследование же истории нивхского обрядоведческого процесса способствует созданию целостного представления об истории и культуре одного из аборигенных народов Амура и Сахалина.

Таким образом, совокупность нерешенных исторических, теоретических, культурологических задач изучения истории и культуры нивхов, значимость обрядовой деятельности в возрождении и сохранении самобытных этносов, их языков, культур обуславливают актуальность избранной темы.

Этнические рамки диссертации ограничиваются особой этнической группой амуро-сахалинского региона — нивхами (устаревший этноним — гиляки). Особенности исторического развития данного этноса отражаются и на его обрядовой культуре, что позволяет диссертанту выделить ее для специального исследования. При этом необходимо заметить, что изучение культуры нивхов рассматривается автором диссертации системно, во всем многообразии культурных контактов, влияний и заимствований, неизбежно происходящими в результате совместного исторического проживания с другими народами как тунгусо-маньчжурами: нанайцами, ульчами, негидальцами, ороками, орочами, удэгейцами, так и стадиально от них отличными — российскими народами, а где это возможно, и китайцами, японцами, корейцами.

Хронологические рамки диссертации определяются серединой XIX в., т.е. временем господствования у нивхов традиционных форм обрядности и 80-ми гг. XX в. — преобладанием у них новых фор'м обрядовой культуры.

Хронологические рамки диссертации позволяют рассмотреть обрядоведческий процесс в динамике его исторического развития: от прошлого к настоящему, выявить основные его тенденции и закономерности в период смены формационных и цивилизациониых парадигм форм сознания, культур, образа жизни.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию исторического и современного проживания нивхов

— районы Хабаровского края (в основном Николаевского и
Ульчского р-онов) и частично о-ва Сахалина. При этом
необходимо отметить, что большая часть историко-
этнографнческого материала собрана автором во время полевых
экспедиций в Хабаровском крае. Выбор территории обусловлен
компактным проживанием этнических групп и бытованием на
ней национальных форм обрядности.

Объект исследования — история обрядовой культуры нивхов Нижнего Амура и Сахалина; история промысловой, семейно-бытовой (родильной, зротико-брачной, похоронной и поминальной), праздничной обрядности; история развития современной обрядовой деятельности.

Предмет исследования — особенности, своеобразие, тенденции и закономерности исторического развития нивхской обрядовой культуры; ее воздействие на традиционную и современную национальную культуру и искусство; влияния, заимствования и новации в этническом обрядоведческом процессе; особенности обряда как исторического источника.

Цель работы — монографически исследовать историю обрядовой культуры нивхов на протяжении 130-летнего развития, установить особенности, тенденции, закономерности обрядоведческого процесса в период стадиальных изменений

— перехода от архаических первобытных форм к современным,
раскрыть специфику обряда как исторического источника,
определить место нивхской обрядовой культуры в системе
духовной культуры народов Нижнего Амура и Сахалина.

Основными задачами исследования являются: 1. Изучение истории культуры кивхов на протяжении более 100 лет на примере анализа обрядовой деятельности данного этноса, что может помочь будущим исследователям обратиться к решению сложнейших вопросов этно- и культурогенеза.

2. Сбор экспедиционио-полевого, архивного и музейного
материала и на этой основе разработка теоретической модели
системного представления об истории обрядовой культуры
нивхов, обобщение эмпирического материала соответственного
этой модели обрядоведческого процесса.

  1. Исследование значения обрядовой практики как исторического источника, способствующего решению более общих задач изучения истории и культуры нивхов.

  2. Изучение процессов трансформации традиционной обрядности в новую систему, отвечающую потребностям адаптации этноса к новым социальным условиям.

0. Рассмотрение современной обрядности как одного из
способов включения этноса не только в социальные, но и в
культурные (художественные) структуры новой для него
цивилизации, и в этой связи установить характерные
закономерности и механизмы, регулирующие соотношения
традиционного и инновационного аспектов адаптации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Исследование истории обрядовой культуры нивхов, в силу непроясненности этногенеза и кульгурогенеза этого народа, стоящего особняком среди аборигенных народностей Дальнего Востока, может доставить историкам, этнографам и культурологам дополнительный источник для решения специальных проблем их науки.

  2. История обрядовой культуры может быть представлена в системе операциональных понятий, классификаций и дефиниций, позволяющих сопоставить теоретическую модель с эмпирическими данными исторического характера.

  1. Обрядовая культура — особый пласт этнической культуры, функция которого — создание механизмов этнической самоидентификации. Обрядовая культура приписывает этнокультурным ценностям и нормативам особую "ценность демонстративности", способствует этнической дифференциации.

  2. Обрядовая культура нивхов носит ярко выраженный стадиальный характер. Поддаются корректной историко-этнографической фиксации и интерпретации по меньшей мере две поздние стадии: а) XIX — нач. XX века, стадия традиционной обрядовой культуры, и б) 30-80-ые годы XX века, стадия современной обрядовой культуры.

  1. Единый обрядовый комплекс, реализующий систему ценностей демонстративности этнокультуры на ее традиционной и современной стадиях, хотя и подвергается разложению и ценностно-знаковой дифференциации, но в основных, системообразующих механизмах оказывается относительно устойчивым и в свою очередь служит основанием для ассимиляции этнокультурой новых ритуалов. Представление о том, что под давлением государственного патронажа ритуальная система полностью разрушается, не отвечает реалиям нивхской обрядовой культуры.

  2. Адаптация устойчивых структур обрядовой культуры нивхов к новым цивилизациошшм условиям состоит: а) в сложении механизмов секуляризации традиционного сакрального обрядового пространства при сохранении наиболее демонстративных форм обрядового действа (театрализация обрядовой культуры); б) в сложении системы демонстративных форм обрядового и внеобрядового происхождения, причем формальные особенности последних (необрядовый фольклор, орнамент, игровая деятельность и т.д.) воспроизводятся под влиянием форм традиционной обрядовой культуры; в) сложившаяся система отличается дисперсностью и многовариантностью и, наконец, г) настоящая система становится основанием эстетических форм освоения этносом новой реальности.

  3. Указанные особенности истории обрядовой культуры нивхов могут служить основанием научно-обоснованной практической деятельности по сохранению и возрождению культуры этого народа, не испытывающей давления со стороны официально насаждавшихся концепций культурного развития "единого советского народа"

Методологическую основу исследования составляют современные исторические, этнофилософские и этнопсихологические концепции, в основе которых заложен гуманистический принцип: каждая народность независимо от ее численности является создателем своих уникальных духовных ценностей: обрядовой культуры, устного народного творчества, музыкального и танцевального фольклора, орнамента, декоративно-прикладного искусства. Без учета этого вклада трудно и невозможно говорить о целостной и объективной картине исторического и культурного развития коренных народов российского Дальнего Востока.

Методы исследования. Автор диссертации руководствовался основными методами, применяемыми в исторической науке: сравнительно-историческим, системным, ретроспективным, визуального наблюдения, респондентского опроса, научной объективности, всестороннего изучения связей и отношений и другими. Изучались как ведущие тенденции в развитии культуры и социума, так к пережиточные, которые тормозили исторический процесс, придавали ему своеобразие. Учитывались типичность и негипичность обрядовых явлений, широта их распространения и значення в историческом процессе, сущность и их форма, причинно-следственная связь.

Комплекс принятых в диссертации методов позволяет рассмотреть обряд как важный историко-философский источник, установить основные особенности, тенденции и закономерности исторического развития обрядовой культуры нивхов, определить ее место в духовной культуре народов Нижнего Амура и Сахалина.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

1. Делается первая попытка монографического
исследования истории обрядовой культуры нивхов;

2. Предлагается ряд теоретических моделей, дефиниций
и классификаций, предназначенных для исследования

феномена обрядовая культура как исторической, этнографической и культурной реальности;

  1. Вводятся в научный оборот новые данные об обрядовой культуре, в том числе экспедиционно-полевые материалы, архивные источники, описания музейных коллекций;

  2. Проанализированы новые материалы по повседневной обрядовой культуре, в том числе современной стадии ее развития, что позволяет выявить системный характер как традиционной, так и современной обрядовой культуры.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации изложены в сообщениях и докладах на межвузовской научно-практической конференции (г.Комсомольск-на-Амуре, 3994), на вузовских научно-практических конференциях (г.Хабаровск, 1992, 1994, 1996), на российско-китайской научно-практической конференции работников вузов (КНР, г.Далянь, 1994), на международной научной конференции по проблемам культуры, науки и образования (г.Хабаровск, 1995).

Внедрение в практику результатов диссертационною исследования.

Практическая значимость изучения истории нивхской обрядовой культуры заключается в том, что анализирумый в диссертации материал позволил выйти на широкие теоретические выводы и обобщения, которые затрагивают не только прошлое, но и современное состояние этнокультуры. Это позволило автору диссертации по результатам исследования подготовить и представить в краевые комитеты по культуре, по делам молодежи Хабаровской краевой администрации докладные записки по современному состоянию обрядовой культуры нивхов и организации молодежного досуга аборигенов.

Разработанные в диссертационной роботе концептуальные вопросы обрядоведения широко использовались при составлении и чтении курсов лекций, проведении практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров в Хабаровском государственном педагогическом университете на отделении народов Крайнего Севера, историческом и филологическом факультетах, факультативных занятий в 7-8-ых классах средней школы 32 г. Хабаровска. Собранный и проанализированный диссертантом обрядоведческий материал, решение некоторых теоретических и исторических проблем теории обряда позволили создать ряд методических пособий и рекомендаций для студентов отделений народов Крайнего Севера, мировой художественной культуры филологического и исторического факультетов ХГПУ по истории традиционной и современной ритуальной культуры нивхов.

Материалы диссертации могут быть использованы в краеведческой и лекционной работе, а также оказать помощь работникам культуры, организаторам досуга населения, руководителям художественных фольклорных коллективов, всем тем, кто по служебному или общественному долгу занимаются проблемами сохранения культуры малочисленных народов, планируют и осуществляют национальную региональную политику.

Источшпсовую базу настоящего исследования составляют три вида источников: полевые, архивные материалы, музейные коллекции.

»

Экепедиционно-полевые сборы автором велись более 7 лет в 1989-92, 1994-96 гг. в районах Хабаровского края и Сахалина: Николаевском, Ульчском, Нанайском, Комсомольском, Амурском, Охотском; в селах Тыре, Кальме, Пуире, Макаровне, Маго, Ухте, Тахте, Булаве, Богородском, Нижних Халбах, Кондоне, Джуене, Найхине, Троицком, Омми, Ногликах, Некрасовке; в городах: Николаевске-на-Амуре, Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске. Во время годовой служебной командировки в КНР (1993-94 гг.) диссертант изучал обряды народов Китая. Собранный материал позволяет сделать некоторые выводы и обобщения по поводу культурных контактов и заимствований в обрядовой деятельности народов Нижнего Амура и Китая.

Во время полевых исследований автор лично наблюдал совершение некоторых современных нивхских обрядов и обычаев: проведение дней рождения, различных общегосударственных, профессиональных и местных поселковых праздников, свадебных и похоронных ритуалов и др. Ценная информация по обрядовой практике получена от наших респондентов М.Н. Пухта, А.И. Фивиной, Г.С. Коршевой, Л.ІІ. Семеновой, П.И. Кондинко, А.А. Кондинко, Р.В. Ланфа, З.И. Чида, A.M. Вингун, Н.К. Костиной, Е.Г. Рахмановой, А.К. Дяксул, И.Л. Таим и др. Большую помощь в систематизации и обобщении материала оказала Г.А. Отаина.1

Архивные материалы в диссертации представлены рядом документов государственных центральных, краевых, областного и местных архивов Хабаровского края и Сахалинской области, научных учреждений и географического общества. Главный акцент был сделан на работу с документами и материалами местных архивов. В архивах ГАХК, ГАСО, РГИА ДВ, ДВО РАН, ГА Николаевска-на-Амуре, ГА Ульчского р-она ХК и др. извлечены материалы, содержащие информацию о хозяйственной, бытовой и обрядовой деятельности аборигенов. Наибольший интерес для темы имели официальные документы

1 Автор считает своим долгом посвятить запланированную на 1996 год монографию " Обряды и обычаи нивхов " ( 8 п.л.) памяти видного ученого, филолога, этнографа, чл.-корр. Г.А.Отаиной.

канцелярий генерал-губернаторов, партийных и советских органов, неопубликованные материалы научных исследований по обрядовой культуре нивхов и соседних с ними народов, сведения краевой, областной, городской и районной периодической печати по вопросам культуры аборигенных народов, в том числе и нивхов.

Музейные коллекции являлись необходимым дополнительным источником для изучения обрядовой культуры нивхов. В настоящей работе особый акцент был сделан на анализе экспонатов местных музеев Хабаровского края и Сахалинской области: Дальневосточного музея изобразительного искусства, Хабаровского краеведческого музея, Сахалинского областного краеведческого музея, краеведческих музеев гг.Николаевска-на-Амуре, Комсомольска-на-Лмуре, п. Троицкого, Комсомольскего-на-Амурс музея изобразительного искусства, Ногликского этнографического музея Сахалинской обл. и др. Большое внимание уделялось предметам декоративно-прикладного искусства, культовой скульптуре и атрибутам ритуальной деятельности нивхов и соседних с ними народов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения (списка использованных источников и литературы, списка сокращений).

Похожие диссертации на История обрядовой культуры нивхов : Середина XIX-80-ые годы XX вв.