Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны : 1939 - май 1945 г. Ефименко, Оксана Константиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефименко, Оксана Константиновна. Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны : 1939 - май 1945 г. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ефименко Оксана Константиновна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2012.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/616

Введение к работе

Актуальность темы. Отечественная история богата событиями, актуальность которых только возрастает с течением времени. К таким явлениям относится Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Эта война стала испытанием, проверкой не только физических, но и духовных сил советского народа. Художественная интеллигенция сыграла важную роль в перестройке сознания и психологии людей. Она идейно и духовно вооружала народ, способствовала подъему морального духа на фронте и в тылу. Великая Отечественная война стала примером колоссального патриотического подъема, массового героизма, самоотверженности и единства советского народа. Советский Союз выступил как единое целое в борьбе с захватчиками. «Великая Победа, – говорится в «Обращении глав государств СНГ в связи с 70-летием начала Великой отечественной войны», – одно из главных исторических событий, объединяющих народы наших стран. Великая Победа – важнейшая духовная ценность, нравственный ориентир для всех послевоенных поколений, воспитывающихся на идеалах дружбы, братства и добрососедства». «А потому, – подчёркивается в Обращении, – считаем важным передать потомкам историческую правду об этой войне, её трагическом начале и победном завершении».

Следует заметить, что в последние годы за рубежом и в России появилось значительное число работ фальсификационного характера, искажающих причины и ход Второй мировой войны, её уроки; не обоснованно принижающих и умаляющих роль нашей страны в разгроме фашистской Германии. В данном диссертационном исследовании на широкой документальной базе, достоверных сведениях и конкретных примерах доказывается огромная значимость и масштабность героического подвига советского народа.

Опыт 1940-х гг. имеет непреходящее значение для современников, поскольку и в наши дни российское общество остро нуждается в воспитании патриотизма, нравственности и пропаганде национального единства.

Объектом исследования является художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Под художественной интеллигенцией в исследовании понимается одна из социально-профессиональных групп в составе советской интеллигенции, которая включает в себя лиц квалифицированного умственного труда, профессионально занятых духовно-практической деятельностью по художественно-образному освоению и отражению действительности. В данной работе она представлена как членами творческих союзов, так и работниками учреждений искусств: писателями, поэтами, журналистами, артистами и режиссерами, музыкантами и художниками.

Предметом исследования является общественно-политическая и социально-культурная деятельность художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы войны.

Территориальные рамки исследования охватывают регион Верхневолжья, включавший в рассматриваемый период территории Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей.

Хронологические рамки охватывают период с 1939 по май 1945 г. Выбор нижней границы связан, во-первых, с тем, что именно в это время разворачивается третья пятилетка и открывается возможность оценить её первые результаты; во-вторых, с тем, что в марте 1939 г. в Москве прошел XVIII съезд ВКП (б), определивший основные направления как международного, так и внутреннего развития страны, а также пути её дальнейшего развития. Особое внимание на съезде было обращено на роль интеллигенции в жизни советского общества. Верхняя граница – май 1945 г., знаменует собой окончание войны.

Степень разработанности проблемы. В историографии темы исследования условно можно выделить четыре взаимосвязанных периода: первый период: 1939 — 1945 гг.; второй период: 1945 — середина 1950-х гг.; третий период: вторая половина 1950-х — первая половина 1980-х гг.; четвёртый период: вторая половина 1980-х гг. и до наших дней.

В 1939 г., после выступления И. В. Сталина на XVIII съезде партии, оперативно выходит ряд работ посвященных вопросам интеллигенции. Эти публикации носили преимущественно социологический характер. Объектом исследования выступала интеллигенция в целом, без выделения её отрядов.

В годы войны появляются первые публицистические статьи о борьбе советской интеллигенции с врагом. В них, наряду с показом основных направлений развития культуры периода войны, раскрывались мобилизационные задачи литературы и искусства. Война же представлялась как противостояние советской и фашистской идеологий и культур.

Во второй период продолжается процесс накопления документального и статистического материала. Одним из первых крупных исследований деятельности писателей и поэтов-фронтовиков явилась книга В. Перцова. Продолжил начатое во время войны исследование и составил «Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны» А. Аганбекян. Важным шагом на пути изучения художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны явилось издание в 1946 г. «Театрального альманаха».

В 1951 г. появилась первая книга обобщающего характера «Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны». Среди исследователей этого вида искусства следует отметить работу П. К. Суздалева. В ней рассмотрена агитационно-воспитательная деятельность художников, виды и жанры изобразительного искусства предвоенных и военных лет. Однако художественная интеллигенция как объект и субъект научных исследований в это время ещё не рассматривается. Материалы в основном носили искусствоведческий характер.

Третий период развития историографии стал качественно новым этапом в разработке вопросов жизни и творчества советской художественной интеллигенции накануне и в годы войны. Эта тема отчетливо прослеживается в обобщающих трудах по истории СССР, Великой Отечественной войны и Коммунистической партии. Вышла шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.», где ряд разделов был посвящен героическому труду советской интеллигенции и непосредственно художественной интеллигенции. Появляются также капитальные труды, подготовленные филологами и искусствоведами Академии наук СССР по истории советской литературы, музыки, театра, кино, драматургии. В 1957 г. вышла в свет книга М. П. Кима. Автор предпринял попытку комплексно рассмотреть вопросы развития культуры и интеллигенции за сорок лет, в том числе и в годы войны.

Основные направления развития культуры СССР в военные годы раскрыла Л. В. Максакова. Она акцентировала внимание на значении культуры в победе над фашизмом и первой среди исследователей выделила художественную интеллигенцию как самостоятельную творческую и идейно–воспитательную силу.

Выходят также работы о творчестве отдельных отрядов художественной интеллигенции. Продолжил изучение изобразительного искусства военных лет искусствовед П. К. Суздалев. Появляются научные исследования историков и музыковедов о музыкальной культуре в годы войны.

На Верхневолжском региональном материале выходят статьи В. М. Бритова, Л. Ф. Целищева и других, освещающие деятельность партийных организаций Верхней Волги по развитию культурно-просветительной работы среди тружеников тыла, работе в госпиталях и т.д. Появляются исследования об искусстве Холуя, Палеха и Мстеры. Наиболее ценными являются книги по истории Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова. В них анализируется репертуар, проблемы, с которыми театр столкнулся в годы войны. Отдельные стороны жизни и творчества композиторов в Ивановском Доме творчества рассматриваются в книге Р. И. Петрушанской.

Появляется ряд обобщающих работ, раскрывающих вклад РСФСР и советской интеллигенции в достижении победы над врагом. Выходят труды по идеологической работе и партийному руководству художественной интеллигенции. На наш взгляд, необходимо выделить труды Г. Д. Комкова, Н. И. Кондаковой. В. П. Киселёва.

Первой крупной работой, обобщающей опыт партийного руководства деятельностью художественной интеллигенции в годы войны, стала монография В. С. Меметова. Автор впервые всесторонне рассмотрел многоплановую деятельность партии по руководству художественной интеллигенцией в годы войны на документах и материалах всех союзных республик. В монографии подробно раскрыта роль партии в организации перестройки работы творческих союзов и учреждений искусств на военный лад, показана деятельность партии по идейно-политическому воспитанию работников литературы и искусства, идеологическая работа художественной интеллигенции среди воинов действующей армии и тружеников.

Отметим, что зарубежные исследователи также сделали вывод об особой роли интеллигенции в истории России, особенно в такой переломный период как Великая Отечественная война. Однако подробно вопросами деятельности художественной интеллигенции в годы войны они не занимались.

Четвертый период является важным с точки зрения появления новых подходов к изучению роли и места интеллигенции в переломные эпохи жизни России. Этому способствовали ежегодно проводимые научные конференции.

В последние годы наблюдается нарастание научного интереса к основным направлениям и проблемам деятельности художественной интеллигенции 1930–40-х гг. Появляются труды раскрывающие отдельные аспекты жизни и творчества работников искусства накануне и в годы войны. Выходит ряд исследований регионального характера. Отдельные жизни художественной интеллигенции Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны нашли отражение в кандидатских диссертациях Ворожейкиной Е. В. и Вакуровой О. А.

С конца 1980-х начинается новый этап в изучении форм и методов партийно-государственного руководства художественной интеллигенцией в годы войны. В ряде работ была предпринята попытка по-новому подойти к анализу культурной, духовной жизни и её взаимодействия с властью.

Ряд крупных исследований был посвящен состоянию изобразительного искусства в годы войны. Опубликовано несколько трудов о театральном и музыкальном искусстве военных лет.

Стоит отметить, что современные исследователи всё чаще обращаются к вопросам формирования образа врага в советской пропаганде накануне войны.

Опыт историографии, посвященный жизни и творчеству художественной интеллигенции в предвоенные и военные годы обширен, между тем, ряд моментов, имеющих ценность в рамках исследуемой проблемы, практически не разработан. Так не освещена творческая судьба отдельных писателей, поэтов, драматургов, журналистов, музыкантов, художников на региональном уровне. По сути, недостаточно внимания уделено исследованию места и роли деятелей искусств и литературы в общественно-политической жизни страны накануне и в годы войны; не освещены особенности работы творческих коллективов и художественной интеллигенции на фронте и в тылу, а также проблемы эвакуации и реэвакуации художественной интеллигенции и другие вопросы. Нет ещё исследований, в которых бы раскрывалась психология характера защитника (солдата и военачальника) на войне, при выполнении творческих или боевых задач.

Безусловно, в настоящее время необходима дальнейшая разработка этих вопросов с позиций современного уровня развития исторической науки.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение общественно-политической и творческой деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги и выявление её роли в жизни региона накануне и в годы Великой Отечественной войны. Данная цель реализуется в рассмотрении следующих исследовательских задач:

1. Определить основные тенденции в развитии историографии анализируемой темы.

2. Рассмотреть формы и методы работы партийно-государственных органов среди художественной интеллигенции.

3. Проследить динамику развития работы художественной интеллигенции среди населения региона накануне и в годы войны.

4. Показать роль художественной интеллигенции региона в деле формирования и воспитания патриотических настроений и укрепления морально-психологического единства советского народа.

5. Раскрыть особенности профессиональной деятельности каждого отряда художественной интеллигенции Верхневолжья накануне и в годы Великой Отечественной войны.

6. Определить вклад деятелей искусства и литературы в общественно–политическую и культурную жизнь региона.

Методологическая база. Основополагающими в процессе исследования стали принципы историзма и объективности. При написании работы использовались: историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический, системный, сравнительно-исторический и статистический методы.

Источниковая база. Для решения поставленных задач привлечен круг источников, который можно разделить на несколько блоков.

Основной фактический материал составили разнообразные опубликованные и неопубликованные архивные материалы, некоторые из которых впервые введены в научный оборот. В диссертации использованы материалы Государственного архива (далее ГА) Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства, ГА Владимирской области, ГА Ивановской области, ГА Костромской области, ГА новейшей истории Костромской области, ГА Ярославской области. В этих архивах были изучены документы из более 30 фондов.

1. Нормативно-директивные источники представляют собой постановления ЦК ВКП (б), Комитета по делам искусств СНК РСФСР, резолюции, решения и постановления местных органов власти – комитетов ВКП (б) различного уровня, областных и городских отделов искусства при исполнительных комитетах. Данная группа источников позволила рассмотреть основные направления работы, выявить специфику развития региона накануне и в годы войны.

2. Делопроизводственные источники. К данному виду источников относятся: протоколы заседаний бюро, совещаний местных партийных организаций; документы первичных партийных организаций театров, областных отделений творческих союзов, профсоюзных и комсомольских организаций.

Художественная жизнь страны и областей Верхневолжского региона представлена также в сборниках, составленных по материалам архивов и периодической печати.

Говоря об источниках, использованных в нашей работе, обратим внимание на их некоторые особенности, выявленные в процессе исследования. Материал предвоенного периода отличается отрывочностью и неполнотой данных, основное внимание уделяется производственным и хозяйственным вопросам. Значительно лучше в архивных материалах представлен период с 1941 по 1943 гг. О завершающем этапе войны документов значительно меньше, в отчетах наблюдается неполнота и противоречивость данных. Наблюдается диспропорция в освещении тех или иных направлений деятельности художественной интеллигенции региона. В документах значительное внимание уделяется военно-шефской работе. В архивных материалах Владимира, Иванова, Костромы и Ярославля неравномерно отражена деятельность групп художественной интеллигенции. Наиболее полный и разносторонний материал представлен о деятельности театральных коллективов Верхневолжского региона. Сведения о жизни и творчестве писателей, журналистов, музыкантов, художников весьма скупы.

3. Статистические источники. В фондах центральных и местных архивов содержится материал, представленный в годовых отчетах, статистических сведениях, инструкциях областных отделов искусств, творческих коллективов Верхней Волги в 1939—1945 гг. Стоит отметить, что полученные данные не всегда сопоставимы между собой. Исследователем привлечены также опубликованные архивные статистические данные.

4. Материалы периодической печати. Периодика явилась важным источником при изучении работы творческих коллективов, особо актуальных произведений литературы и искусства, культурно-шефских мероприятий, патриотических инициативах коллективов и отдельных художников. В диссертации использованы не только центральные издания «Правда», «Литература и искусство», но и региональные: газеты «Призыв» (Владимир), «Рабочий край» (Иваново), «Северная правда» (Кострома), «Северный рабочий» (Ярославль), «Рыбинская правда». Заметим, что в некоторых местных публикациях встречаются неточности и расхождения в отчётах отдельных творческих коллективов, которые дополняет архивный материал.

5. Специфическим источником, дополняющим и уточняющим полученный материал о деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги, являются мемуарные произведения, воспоминания и художественные произведения деятелей литературы и искусства изучаемого периода, отразившие некоторые особенности самосознания художника того времени и многие черты эпохи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Верхняя Волга рассматривается не только как традиционно текстильный и промышленный регион, но и как культурный центр. Деятельность художественной интеллигенции Верхневолжья в рассматриваемый период была социально значимой, поскольку оказывала влияние на степень трудовой мобилизации масс, способствовала формированию нового типа советской культурной личности.

2. Накануне и в годы войны советская художественная интеллигенция являлась важной составной частью агитационно-пропагандистского аппарата. Создавая особую атмосферу, работники искусства и литературы способствовали перестройке эмоционально - психологического состояния и подъему морального духа советских людей.

3. В предвоенные годы в стране и на территории Верхней Волги происходил процесс становления и развития форм и методов работы художественной интеллигенции. Этот опыт был активно использован партийно-советскими органами в годы войны.

4. Мероприятия предвоенных и военных лет были направлены на укрепление и усиление морально-политического единства советского народа, способствовали формированию основ массового героизма и мужества.

5. Раскрывается понятие «советский патриотизм» в деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги, который проявился в творческой деятельности, в её активном участии во всенародных движениях по оказанию помощи фронту, самоотверженной работе в тылу и героизме на фронте.

Научная новизна.

1. В диссертации впервые предпринимается попытка комплексного исследования вопросов общественно–политической и творческой деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны.

2. На основе анализа широкого круга архивных источников показаны общие и специфические формы и методы работы деятелей искусства и литературы, прослежена их эволюция.

3. Прослежено влияние художественной интеллигенции на формирование патриотических настроений тружеников тыла и воинов фронта.

4. Выявлены количественные и качественные показатели мероприятий, проводимых накануне и в годы войны.

5. С позиций современных научных знаний рассмотрен опыт партийно-государственного руководства деятельностью художественной интеллигенции.

Научно-практическая значимость. Положения и выводы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе, при подготовке учебно-методических пособий, в вузовских и школьных учебных курсах, в том числе по интеллигентоведению и краеведению.

Соответствие паспорту специальности. Выводы и положения диссертации соответствуют паспорту специальности 07.00.02 — отечественная история по следующим областям исследования: п. 4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов, п. 7. История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности, п. 12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов, п. 23. История Великой Отечественной войны.

Апробация результатов. Отдельные положения и выводы данной работы были представлены автором в докладах на ежегодных конференциях: Фестиваль студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2009—2011 гг.); XX—XXII Международные научно-теоретические конференции, проводимые НИИ Интеллигентоведения при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Иваново, 2009—2011 гг.), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на базе Автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области» (Иваново, 2010—2011 гг.). По теме исследования имеется 10 публикаций, в том числе в издании, рекомендованном ВАК. Общий объем публикаций 2,29 п.л., лично автору принадлежит 2,29 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны : 1939 - май 1945 г.