Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Крепицина, Елена Викторовна

Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг.
<
Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крепицина, Елена Викторовна. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Кемерово, 2006. - 197 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Религиозная сфера как направление государственной политики...26

1.1. Методологические основы исследования 26

1.2. Особенности религиозного сознания как социокультурный фактор общественного развития 35

Глава II Религиозный состав населения Кузбасса в 1920-1929 гг 53

2.1. Динамика религиозной ситуации в Кузбассе в 1920-1929 гг 53

2.2. Особенности религиозного мировоззрения населения Кузбасса 66

Глава III. Государственная политика в религиозной сфере жизни населения Кузбасса в 1920-1929 гг 102

3.1. Идеологическая политика 102

3.2. Административная политика 130

Заключение.. 159

Список источников и литературы 164

Введение к работе

Актуальность. Россия исторически является страной многонациональной и многоконфессиональной, с глубокими религиозными традициями. Последние определили многие особенности менталитета и специфику поведения верующих тех или иных конфессий. Влияние религии так велико, что порой просматривается в мировоззрении и поступках людей, сознательно не относящих себя к числу верующих.

Возрождение религиозности в современном российском обществе требует более пристального внимания к изучению особенностей ее проявления и содержания в целом в истории страны. Советский период в этом отношении представляет особый интерес, так как на всем его протяжении борьба с религией была одним из ведущих направлений в процессе формирования нового советского типа человека. На основании того, насколько сохранилось в советском обществе религиозное мировосприятие, можно судить о возрождении религиозности, причем речь скорее должна идти не о возрождении, а о формировании нового религиозного мировоззрения у современных верующих.

Оживление деятельности религиозных организаций и рост числа верующих на территории Российской Федерации являются следствием установления в обществе демократических свобод. Вместе с тем сложность конфессиональной мозаики современной России и проблемы в сфере межконфессионального взаимодействия обращают внимание исследователей к необходимости учета накопленного в этой сфере исторического опыта.

Таким образом, существует необходимость воссоздания полной картины исторического развития, анализа религиозности населения России и обращения к накопленному опыту с целью его использования для разрешения современных проблем в сфере межконфессиональных коммуникаций (политизация отдельных религиозных организаций, повышение их конфликтности и т.д.). Интерес к особенностям

4 государственной политики в сфере религии на уровне всей страны и ее отдельных регионов в целом не является случайным и отвечает современным потребностям общества. Актуальность региональных исследований государственной конфессиональной политики определяется вместе с тем необходимостью выявления специфики ее содержания и особенностей проведения в современных условиях.

Историография. Интерес к определению государственной религиозной политики в обществе в советский период во многом носил конъюнктурный характер и не был лишен тенденциозности. Это, несомненно, определило рост интереса к ней среди российских исследователей в 1990-е гг. По сути, именно в это время в России данная проблема получила широкое осмысление в трудах отечественных историков, социологов, политологов. Вместе с тем по настоящее время отсутствуют работы обобщающего характера, исследователи в ходе анализа государственной религиозной политики редко выходят за пределы одной конфессии, отдавая предпочтение рассмотрению в основном взаимодействиям государства и РПЦ.

Анализируя историографию проблемы диссертационного

исследования, можно выделить несколько основных этапов ее изучения:

1920-1930-е гг. - публикация работ ярко выраженного антирелигиозного, упрощенно агитационного характера, направленных на раскрытие пагубной роли религии в жизни общества в целом и советского общества в частности;

1940-1950-е гг. - снижение интереса к религиозной проблематике в связи с изменением социально-политического заказа со стороны власти;

1960-конец 1980-х гг.- возрождение интереса к истории религии и церкви, начало систематической разработки религиозной тематики;

конец 1980-х - по настоящее время - отход от монополии коммунистической идеологии и утверждение методологического плюрализма, открытие недоступных ранее для исследователей источников;

5 обращение историков к проблеме комплексного анализа государственной религиозной политики, включая период 1920-1930-х гг.

Первый этап развития историографии проблемы отмечен значительным числом публикаций антирелигиозного, антицерковного характера. В силу того, что основным заказчиком работ по раскрытию роли религии и церкви в жизни общества являлась коммунистическая партия, это определило характер и содержание исследований данного периода.

После событий октября 1917 г. основной задачей большевиков была необходимость удержания власти. А так как по сложившейся традиции РПЦ рассматривалась в качестве силы, поддерживающей монархию и, следовательно, старый режим, то именно РПЦ стала мишенью для партии большевиков среди всех остальных религиозных организаций1.

Объективно оценивая сложившуюся на рубеже 1920-х гг. ситуацию, можно констатировать, что опасения новой власти по поводу дестабилизирующей роли православной церкви были небезосновательными. Но, ставя на РПЦ клеймо контрреволюционной, выступающей за реставрацию монархии и поддерживающей буржуазные интересы антисоветской организации, власть, а вслед за ней и исследователи переносили эти характеристики на самих православных верующих.

На протяжении всего указанного периода, 1920-х-1930-х гг., РПЦ и православные верующие рассматривались с точки зрения их антисоветской роли, как чуждые и даже враждебные советскому обществу элементы, которые необходимо беспощадно искоренять. Эту тенденцию не смогло

Венедиктов Д. Попы: провокаторы, тюремщики, погромщики. — М.: Атеист, 1930; Горев М. Церковные богатства и голод в России.— М.: Госиздат, 1922; Кандидов Б. П. Вредительство, интервенция и церковь. М.: «Безбожник», 1931; Кандидов Б. П. Японская интервенция в Сибири и церковь. М.: Огиз, 1932; Кандидов Б. П. Церковь и шпионаж. М.: ОГИЗ, 1937; Против религии. М.-Л.: Госиздат, 1929.

изменить и провозглашенное по отношению к советской власти в 1927 г. признание и лояльность со стороны РПЦ.

В начале 1920-х гг. можно констатировать появление в некоторых работах попытки обосновать возможность обновленческому движению занять определенное место в рамках советского общества. Такая позиция представлена, в частности, в исследовании А. И. Введенского, вышедшем в свет в 1923 г. Во второй половине 1920-х гг. к уже сформировавшейся тематике исследований антицерковной направленности, добавились исследования на тему сектантства. К началу 1930-х гг. эта тематика стала ведущей в рамках антирелигиозной программы советских исследователей2.

Значительный массив работ указанного периода охватывает вопросы антирелигиозной пропаганды и агитации, что отвечало потребностям строящегося социалистического общества. В этих публикациях разрабатывались первые рекомендации по постановке и организации антирелигиозной работы среди разных групп населения (беспартийной молодежи и комсомольцев, рабочих, крестьян и т.д.) .

Промежуточные итоги антирелигиозной работы в стране подводились в сборниках статей, выпускаемых к круглым датам, связанным с историей советского государства и деятельности союза воинствующих безбожников4. Несомненная ценность работ подобного характера заключается в том, что одновременно с вопросами, касающимися искоренения религиозности из мировоззрения и духовной жизни населения страны, в них содержится

Введенский А. И. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918 - 1922). - М.: Красный пролетарий, 1923. 2 Церковники - сектанты - враги социализма. Сб. ст. - Иваново: Государственное издательство Ивановской области, 1938; Дягилев Д. В, Церковники и сектанты на службе контрреволюции. - Челябинск: Челябгиз, 1939.

Сутулов Л. Комсомол в борьбе с религией. - М.: молодая гвардия, 1929. 4 Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет 1917 - 1932 гг. Сбор. ст. - М.: ОГИЗ, Государственное антирелигиозное издательство, 1932; Олещук Ф. Н. Десять лет Союза воинствующих безбожников СССР. — М.: ГАИЗ, 1936.

7 информация по состоянию самой религиозности населения, способах ее проявления, степени интенсивности и т.д.

Не были оставлены исследователями без внимания и религиозность детей. В частности, к десятилетию октябрьской революции Институт методов школьной работы провел массовое обследование области идеологии советских школьников, анализируя в первую очередь политические взгляды и настроения советских детей 1920-х гг. В 1930-е гг. эта работа была продолжена уже в русле исследования собственно состояния религиозности в детской среде. В связи с этим представляется возможным отметить работу С. М. Ривеса. Целью автора было исследование религиозного настроения советских детей на основании проведенных социологических анкет, тестов и непосредственно живых диспутов по религиозным вопросам в детской среде . В результате проведенного исследования, С. М. Ривес констатировал «расколотость» детской среды на два враждебных друг другу течения из-за сохранения разных классовых установок.

Среди региональных исследований указанного периода можно выделить и отдельные работы, посвященные анализу состояние антирелигиозной работы в Сибири.

Основной целью исследований 1920-х-1930-х гг. было раскрытие антисоветской сущности религии, ее несовместимости с коммунистическими ценностями. Работы указанного периода в первую очередь адресовались обычным советским гражданам, поэтому язык их написания в значительной степени упрощен, стилевое выражение приближено к тезисности (часто использовались тезисы - лозунги, короткие и понятные большинству), содержание максимально приведено к проблемам современного общества, а сами работы наполнены большим количеством иллюстративного материала,

1 Ривес С. М. Религиозность и антирелигиозность в детской среде. - М: Работник просвещения, 1930.

Варваров И., Железных А. Авангард безбожников Сибири. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1929.; Абросенко К. П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. - Иркутск: 1938.

8 подтверждающего позицию автора. К сожалению, реальная значимость религии и церкви в жизни советского общества практически не нашла отражение на страницах работ 1920-х-1930-х гг. Беспристрастное исследование государственной религиозной политики на данном этапе было абсолютно не возможно в связи с ярко выраженной идеологической позицией самих исследователей. Как представляется, советские исследователи религии выступали в качестве заинтересованных и предвзятых участников в сфере взаимодействия религии и общества, религии и государства. Исследователь религии в указанный период - это в первую очередь ярый безбожник, последовательный сторонник антирелигиозной пропаганды и агитации.

Но работы 1920- 1930-х гг. представляют несомненный интерес с точки зрения содержащегося в них фактического материала. Несмотря на свою односторонность, они позволяют значительно расширить источниковую базу современных исследований, частично дают представление о значимости религии в обществе, показывают те проблемы в сфере религии, которые были актуальны в рамках указанного периода.

В 1940-е-1950-е гг. исследования роли религии в жизни советского общества и государственной религиозной политики были за редким исключением практически прекращены. Можно указать лишь несколько работ, продолжающих проблематику предшествующего периода1. Начало Великой отечественной войны поставило перед страной, обществом и властью иные проблемы, нежели искоренение религиозности среди населения. В это неимоверно сложное для всего государства время в первую очередь необходимо было сплочение общества перед лицом новой, вполне конкретной угрозы. Поэтому изучение религии с позиции борьбы с религиозностью было приостановлено. В свою очередь, определенная

1 Лебедев А. Ф. Великая Октябрьская социалистическая революция и церковь. - Сталинград: Обл. кн-во, 1940.; Олещук Ф. Н. Борьба церкви против народа. - М.: Воениздат, 1941.

9 либерализация отношений между государством и религиозными организациями в годы войны послужила толчком к временному спаду атеистической пропаганды, и, соответственно, приостановлению связанных с ней исследовательских программ.

Проблема исследования религиозности населения и проводимой государством политики по отношению к конфессиональным организациям вновь была поднята лишь в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Первым шагом возвращения интереса к религиозной проблематике стало постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах его улучшения», принятое в 1954 г. Немаловажную роль сыграл и XXII съезд партии в 1960 г., на котором была принята программа построения коммунистического общества в течение ближайших 20 лет, что предполагало искоренение религиозности из сознания советского народа в эти же сжатые сроки. Данные документы и определили тематику новых исследований: усовершенствование научно-атеистической пропаганды, изучение современных религиозных организаций и причин сохранения в советском обществе религиозных «пережитков».

Вновь перед властью встала проблема изживания религии из повседневной жизни советского общества. Но, несмотря на сохранение тенденции заидеологизированности и ангажированности, на данном этапе происходит расширение тематики исследований, углубляются теоретические представления об особенностях феномена религии. Объектом изучения и анализа становится само религиозное сознание и его специфика1. Можно отметить публикацию в начале 1970-ых гг. ряда работ

Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. - М.: Мысль, 1966.; Некоторые особенности религиозного сознания современных верующих и основные виды атеистической пропаганды/Ученые записки, Выпуск 75. Серия общественных наук. - Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1969.

10 Борункова Ю. Ф., посвященных этой проблематике1. С позиции философии, психологии, социологии подвергается анализу феномен религиозности и во многочисленных диссертационных работах.

Пристальное внимание уделяется и конкретно-социологическому исследованию проявления религиозности. В рамках данных исследований в 1960-е гг. кафедра теории и истории атеизма МГУ провела ряд научных экспедиций в Оренбургскую, Орловскую области и Краснодарский край с целью исследования состояния религиозности населения, изучения специфики религиозно-бытовых форм пережитков, причин сохранения их в рамках советского общества. Результаты этих экспедиций были представлены в сборнике статей, вышедшем в свет в 1969 г.

В этот период возрастает интерес к истории религиозных организаций, представленных на территории Советского Союза. Выходят работы, посвященные церкви, отдельным сектам и деноминациям,3 но в них практически не затрагивается интересующий нас период времени, которому в лучшем случае уделяется лишь несколько страниц, а иногда даже строчек.

К 50-летию Октябрьской социалистической революции приурочен был выход в свет сборника статей «По этапам развития атеизма в СССР», в котором основное внимание уделялось выявлению «закономерностей атеистического движения» в стране4. В предисловии к сборнику

1 Борунков IO. Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971; Борунков Ю. Ф. Особенности религиозного сознания. - М.: Знание, 1972.

Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания/ Под ред. проф. И. Д. Панцкава. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969.

3 Беленький М. С. Иудаизм. М.: 1966. Клибанов А. И. История религиозного

сектантства в России (60-е годы XIX века - 1917 г.). - М.: 1965;Клибанов А.

И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М.: 1973;

Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (социологические

и исторические очерки). - М.: Наука, 1969; Москаленко А. Т.

Пятидесятники. - М.: 1966; Титов В.Е. Православие.— М.: Политиздат,

1967; Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. - М.: 1965.

По этапам развития атеизма в СССР. - Л.: Изд-во «Наука», 1967.

констатировалось, что уже на втором этапе развития атеизма («этапе строительства и победы социализма в СССР») были ликвидированы глубокие источники религиозных предрассудков, а сам СССР превращен в страну «массового атеизма». Таким образом, акцент делался на предпосылках утверждения в стране ситуации массового атеизма, религиозность населения продолжала рассматриваться с позиции чуждости данного феномена советскому строю, в первую очередь в качестве религиозных пережитков.

В 1970-е гг. выходит ряд работ Кобецкого В. Д., в которых автор с позиции марксистско-ленинской методологии подвергает осмыслению феномен религиозности1. Исследования Кобецкого В. Д. отличаются последовательностью рассмотрения ее динамики, начиная с 1920-х годов. Это само по себе редкое явление для указанного периода историографии, так как в это время уже появляется тенденция умолчания и отход от религиозной проблематики 1920-х- 1930-х годов.

Изучением динамики религиозности занимались и региональные исследователи. В частности, данные по 1920-м гг. представлены в работах И. Д. Эйнгорна и Ю. Г. Марченко, но они не отличаются от официально принятых в советской историографии цифр, а в отдельных случаях даже репрезентируется тезис о более низкой религиозности населения Сибири по сравнению с европейской частью страны.2 В исследовании Ульянова Л. Н. обращалось внимание на зависимость уровня религиозности населения от характера и содержания труда.3

1 Кобецкий В. Д. Исследование динамики религиозности населения СССР// Атеизм, религия и современность. - Л.: 1973; Кобецкий В. Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1978.

Эйнгорн И. Д. Религиозные организации против массового колхозного движения в Западной Сибири// Вопросы истории Сибири. Вып. 3. - Томск, 1967; Марченко Ю. Г. Очерки истории культурного развития рабочих Сибири. - Новосибирск, 1977.

Ульянов Л. Н. Основные тенденции изменения характера религиозности православных верующих в условиях социализма. Автореф. На соиск. уч. ст. кан. философ, наук. - М.: 1970.

12 Интерес к вопросу государственно-церковных отношений в 1960-е -1970-е гг. был не столь значительным, по сравнению с отмеченными проблемами анализа феномена религиозности и атеистического воспитания общества. Тем не менее, представляется возможным отметить ряд работ, посвященных данной тематике в указанный период1.

В 1980-е гг. по-прежнему среди исследователей сохраняется интерес к анализу положения и роли в обществе РПЦ. Вместе с тем, появляются работы, касающиеся положения в стране иных конфессий, кроме православной. Не меньшее внимание в советской историографии было уделено проблемам атеистического строительства и развития свободы совести в СССР. Констатируется необходимость учета роли религии в жизни общества с целью более полного исследования «как всеобщей истории, так и истории СССР», при этом сохраняется тенденция раскрытия в первую очередь негативной роли религии в истории отечества и других стран мира4.

На региональном уровне проблемами определения роли религии в жизни населения Сибири, в том числе в 1920-е гг., а также становления и развития атеизма занимались И. Д. Энгорн, И. М. Шильдяшов. В работах данных исследователей поднимаются вопросы социальной роли религиозных организаций на территории Сибири, роль духовенства представлена

Валентинов А. Советское законодательство о культах. - М: Знание, 1960; Гольст Г. Р. Религия и закон. — М.: Юридическая литература, 1975; Персиц М. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917 — 1919). - М.: Изд-во АН СССР, 1958.

2Варичев Е. С. Православная церковь. История и социальная сущность. М.: Советская Россия, 1982; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). — М.: Знание, 1984; Гордиенко Н. С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987; Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. - М.: Наука, 1985.

'Атеизм и духовный мир советского человека. М.: Знание, 1983; Атеизм в СССР: Становление и развитие. - М.: Мысль, 1986; Воронцов Г. В. Массовый атеизм: становление и развитие. - Л.: Лениздат, 1983; Кириченко М. Г. Свобода совести в СССР. - М.: Юридическая литература, 1985. 4 Клочков В. В. Закон и религия: (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). - М.: Политиздат, 1982.

13 исключительно с позиции его контрреволюционной деятельности, выделяются, кроме общих, специфические особенности проявления религиозности и определения значимости религии в жизни общества. Пристальное внимание в исследованиях уделяется проблеме выявления основных этапов и содержания процесса распространения атеизма и формирования атеистического мировоззрения у населения Сибири. Устанавливается зависимость между социально-экономическими преобразованиями и изживанием в обществе религиозных представлений.

В целом для данного периода отечественной историографии характерно сохранение идеологической ангажированности к анализу роли религии в жизни общества, что послужило причиной одностороннего освещения данной проблемы. Одновременно нельзя не отметить расширение проблематики исследований, касающихся роли религиозных организаций, введение в научный оборот дополнительных источников, например, в виде собранного в ходе экспедиций этнографического материала, а также обращение к региональным исследованиям. К концу 1980-х гг. партийно-классовый подход к раскрытию содержания и условий проведения государственной политики в сфере религии исчерпал себя, вместе с тем исследователями был сформулирован ряд проблем, требующих новых подходов и переосмысления уже накопленного материала по истории религии и церкви в советском обществе.

Новая тенденция в отечественной историографии наблюдается на рубеже 1980-90-х гг. Впервые исследователи пытаются осмыслить положительную роль религиозных организаций и религии в жизни общества, в том числе и советского. Более широкий доступ исследователей к источникам позволяет по-новому осветить уже известные страницы истории религии в советском обществе и оценить государственную политику по отношению к религиозным организациям. Появляется возможность знакомства с опытом зарубежных исследователей по данной проблематике.

14 Выходят в свет работы, ранее запрещенные советской цензурой в силу идеологических и политических соображений.

Необходимо отметить, что в первую очередь указанные изменения коснулись переосмысления места и роли в обществе РПЦ, что было приурочено к празднованию 1000-летия крещения Руси. Выходят в свет монографии и сборники, по-новому раскрывающие историю РПЦ и православия в России . Вместе с тем повышается интерес и к истории других религиозных организаций, функционирующих на территории страны2.

Особое место среди исследований по истории религии и религиозных организаций занимает коллективная монография «Русское православие: вехи истории»3. Впервые в рамках одной работы советскими исследователями была совершена попытка рассмотреть всю историю РПЦ, включая и советский период. На широком конкретно-историческом материале показана история церкви как социально-экономического и политического института. В работе особо отмечается, что наибольшие затруднения были связаны с освещением послереволюционной историей церкви, что и определило поисковый характер главы, рассматривающей советский период истории РПЦ.

Тем не менее, на данном этапе развития интересующая нас проблема не
нашла своего оформленного выражения. Политика государства в советский
период по-прежнему анализировалась в контексте исследования

взаимодействия государства с отдельно взятыми конфессиями, несмотря на резкий рост интереса в научной среде к проблемам религии и религиозных организаций. Представляется, что подобное исследование на данном этапе было бы преждевременным, так как на первое место выступала

1 Русская православная церковь. 988 - 1988. Очерки истории. - М.: Изд-во
Московской патриархии, 1988. т.2; Русское зарубежье в год тысячелетия
крещения Руси. - М.: Столица, 1991.

2 На пути к свободе совести. - М: Прогресс, 1989.

3 Русское православие: вехи истории/Науч. ред. А. И. Клибанов. - М.:
Политиздат, 1989.

15 необходимость, с одной стороны, переосмысления уже известной истории с позиции новых методологических подходов, а, с другой стороны, интерпретации новых исторических фактов, ставших доступными для исследователей. В связи с этим наблюдается значительное расширение проблематики исторических изысканий в области религии и религиозных организаций. Но данные работы зачастую носят либо публицистический характер, либо представляют собой конкретно-историческое исследование взаимодействия отдельно взятых конфессий с государством.

Так, в первой половине 1990-х гг. особый интерес исследователей
наблюдается к проблемам государственно-церковных отношений, в
основном сводимых к взаимодействию РПЦ и советского государства. В
работе В. А. Алексеева представлена одна из первых попыток подобного
анализа, при этом автор особо оговаривал, что в центре внимания
исследования находятся в первую очередь взаимоотношения государства с
РПЦ, так как именно они накладывали отпечаток на всю «церковную
политику» государство в целом. Анализ государственно-церковных
отношений через призму деятельности центральных органов власти
представлен в работе М. И. Одинцова . Проблемам взаимодействия церкви и
государства были посвящены исследования Ю. А. Бабинова,

О. Ю. Васильевой, А. Н. Кашеварова .

Среди работ второй половины 1990-х гг. особое место занимают исследования М. В. Шкаровского4, построенные на анализе широкого круга

' Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. - М.: Политиздат, 1991.

Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. - М: Луч, 1994. 3 Бабинов Ю. А. Государственно - церковные отношения в СССР: история и современность. - Симферополь: Таврия, 1991; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в 1927 - 1943 гг.// Вопросы истории. 1994. №4; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и советская власть 1917 -1927 гг.// Вопросы истории. 1993. №8; Кашеваров А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917- 1945гг. — СПб.: СПб. ГТУ, 1995. 4Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917 — 1945 гг. - СПб.: 1995. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при

источников и подкрепленные аналитическими размышлениями автора, касающимися пересмотра сложившегося в начале 1990-х гг. стереотипа по поводу линии государственно-церковных отношений. В своих исследованиях относительно 1920-х - 1930-х гг. автор обосновывает точку зрения о неоднозначном отношении советского государства к РПЦ, в связи с чем выделяет периоды натиска и «оттепели» в отношении советского государства к РПЦ.

Обращение внимания к определению роли личности в истории послужило исходным пунктом для подробного изучения деятельности церковных иерархов. При этом можно отметить ряд исследований, касающихся анализа роли патриарха Тихона во внутрицерковных процессах и вопросах взаимодействия церкви и власти, церкви и общества1.

На протяжении указанного периода издаются работы, освещающие историю отдельных конфессий и деноминаций с позиции новых методологических подходов. Однако все вышеперечисленные исследования не выходят за пределы анализа положения в советском обществе одной конфессии или деноминации.

В целом для данного этапа отечественной историографии характерна глубокая разработка отдельных проблем истории религии и религиозных организаций с позиции современных методологических подходов, обращение к вопросам государственно-церковного взаимодействия, определение роли личности в истории, развитие региональных исследований.

В отдельный историографический блок представляется возможным выделить труды по интересующей проблематике, вышедшие за рубежом и

Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 -1964 годах). - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000.

1 Вострышев М.И. Божий избранник: Крестный путь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.— М.: Современник, 1991; Вострышев М.И. Святитель Тихон: Крестный путь патриарха Московского и всея России. — М.: Соратник, 1994; Вострышев М.И. Патриарх Тихон. — М.: Молодая гвардия, 1995.

17 переизданные в России в 1990-е гг., а также исследования отечественных авторов, ранее запрещенные для печати и распространения на территории СССР. В своих работах зарубежные исследователи в первую очередь касались истории РПЦ в советском государстве1 и показывали картину гонений власти на церковь и верующих, однако отсутствие доступа к источникам, находящимся на территории СССР, накладывали определенные ограничения на подобного рода исследования. Открытие «железного занавеса» позволило не только отечественным исследователям познакомиться с зарубежным опытом, но и зарубежным исследователям приступить к более глубокому изучению истории религиозных организаций на территории Советского Союза в связи с получением доступа к источникам2. Особое место на этом фоне занимают работы Д. В. Поспеловского3, написанные на широком круге как отечественных, так и зарубежных источников и иллюстрирующие все перипетии истории РПЦ в советский период, вплоть до начала 1990-х гг.

На рубеже 1980-х-90-х гг. переиздается ряд философских, социологический и историософских работ, посвященных теоретическим аспектам анализа феномена религиозности и раскрытию специфики русского православия, как ведущей и во многом определяющей религиозное сознание россиян конфессии.

В конце 1990-х гг. накопленный опыт региональных и общероссийских исследований по отдельным аспектам истории религии и религиозных организаций в советский период времени позволил приступить к обобщенному анализу государственной политики в целом во всей религиозной сфере. В связи с этим необходимо отметить основополагающее

1 Регельсон Л. Трагедия Русской церкви. 1917-1945. — Париж: YMCA-PRESS, 1977 (Переизд.: М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996). 2Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999)/Пер. с англ., редактор пер. Т. А. Сенина. - СПб.: «Алетейя», 2001. 3Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995.

18 конкретно-историческое исследование этой области, проведенное М. Ю. Крапивиным1. Автор на основании изучения широкого комплекса источников воссоздал картину влияния религиозного фактора на социально-политическую жизнь советского общества и обоснованно доказывал его роль во внутренней и внешней политике государства, в развитии социально-политических процессов, воздействие на мировосприятие и поведение отдельных представителей и целых социальных групп советского общества.

Появляются работы, содержащие анализ взаимодействия не только государства и религиозных организаций, но и межконфессиональные взаимодействия на территории России2. Ряд исследований, базирующихся на ранее недоступных источниках, посвящен изучению религиозности населения Сибири и ее преодоления в 1920-30-е гг3.

Необходимо отметить рост интереса к данной тематике на региональном уровне. Открытие ранее недоступных источников позволило по-новому взглянуть на проблему религиозности населения и проводимую в связи с этим религиозную политику государства на территории Сибири. В работах И. С. Кузнецова воссоздана картина религиозных предпочтений сибирского крестьянства.4

Исследователем Т. Н. Коголь раскрыт характер и сущность взаимодействия советского государства и РПЦ на территории Западной

Крапивин М. Ю. Религиозный фактор В социально - политической жизни советского общества (октябрь 1917-го - конец 1920-х годов). Дис. на соискание степени д. и. н. - СПб., 1999.

История религий в России: Учебник/под общ. Ред. Н. А. Трофимчука. - М.:

Изд-воРАГС,2001. Бакаев Ю.Н. Власть и религия. История отношений (1917-1941).— Хабаровск: Издательство Хабаровского государственного технического университета, 2002.

Кузнецов И. С. Религия и общественное сознание сибирского крестьянства в 1920-е годы// Социально культурное развитие Сибири: Бахрушинские чтения, 1991; Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред Л. М. Горюшкина. -Новосибирск: Новосибирский ун-т, 1991.

19 Сибири в первое десятилетие советской власти1. Особое внимание уделено церковно-государственным отношением, но при этом за рамками исследования были оставлены мероприятия власти по отношению к самим верующим, которые составляют основу любой религиозной организации.

Проблеме взаимоотношений партийных и советских органов власти с православной церковью в 1920-1929 гг. посвящена работа Н. А. Неживых, основанная на материалах Западной Сибири. В данной работе указывается на полное соответствие деятельности местных органов власти с негласными предписаниями директивных органов относительно РПЦ. Как видно, автор строит свои выводы на основании взаимодействия государства также лишь с одной конфессией. Диссертационное исследование А. В. Подтяжкина раскрывает роль РПЦ в Кузбассе в конце XX века.3

Комплексный анализ поликонфессиональной политики государства представлен в исследованиях А. В. Горбатова (на территории Кемеровской области, Л. И. Сосковец5 (на территории Западной Сибири). Процессы этноконфессионального взаимодействия на территории Кемеровской области представлены в работе В. В. Шиллера.6

Коголь Т. Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917-1927 гг. (На материалах Западной Сибири). Автореферат дис. на соискание степени к.и.н.-Томск, 1996.

Неживых Н. А. Взаимоотношения партийных и советских органов с Православной Церковью в 1920-1929 гг. (На материалах Западной Сибири). Омск- 1998.

Подтяжкин А. В. русская Православная Церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг. Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. - Кемерово, 2002.

Горбатов А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1934-1969 гг.). Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. - Кемерово - 1996.

5 Сосковец Л. И. Религиозные организации Западной Сибири в 1940-1960-е годы. Автореферат на соискание ученой степени д.и.н. - Томск, 2004.

6 Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX-XX вв. (источники и методы изучения). Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. - Кемерово. 2004.

Вместе с тем анализ государственной религиозной политики по отношению к верующим на территории Кузбасса в 1920-х гг. не был темой специального исследования.

Объект исследования - религиозные и общественно-политические организации и органы государственной власти на территории Кузбасса в 1920-1929 гг.

Предмет исследования - взаимодействие властных структур и общественно-политических организаций с религиозными организациями и верующими.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -раскрыть содержание, условия и специфику проведения государственной политики в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг.

К задачам исследования относятся следующие: 1. реконструировать динамику религиозного состава населения Кузбасса; 2. раскрыть содержание и выявить специфику административной политики власти по искоренению религиозности в Кузбассе; 3. проанализировать государственную религиозную политику в сфере идеологии в Кузбассе.

Территориальные рамки исследования. Географически данное исследование охватывает территорию Кузбасса, под которой подразумевается территория современной Кемеровской области. В 1920-е гг. начался бурный процесс промышленного освоения данного региона, что отразилось на демографической ситуации, в частности, привело к росту миграции и определило сложный конфессиональный и национальный состав населения региона. В интересующий нас период в соответствии с административно-территориальным делением Кузбасс с 1920 г. по 1925 г. находился в составе Томской губернии. В связи с переходом на окружную систему районирования в 1925 г. территория Кузбасса была отнесена к Сибирскому краю.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1920 по 1929 г. Нижняя граница определяется временем восстановления на территории Сибири, в том числе и Кузбасса, советской власти и началом проведения политики искоренения в регионе религиозности, а также приведением сферы религии в соответствие с общегосударственными тенденциями. Верхняя граница соотнесена с поворотным моментом в истории взаимоотношения религиозных организаций и государства и соответствующим изменением их роли и места, в связи с новым законодательством о религиозных объединениях, изданным в 1929 г.

Методологической базой исследования выступают принципы историзма, объективности и системности. Это позволило раскрыть содержание, условия и специфику государственной политики в сфере религии комплексно, в контексте конкретно-исторической обстановки и во взаимосвязи с общегосударственными тенденциями.

С целью анализа направлений изменения и развития религиозного фактора на территории Кузбасса были использованы проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы познания. Посредством первого осуществлялось выявление особенностей государственной религиозной политики на территории Кузбасса в разные годы и построение периодизации на основе осмысленного эмпирического материала. Сравнительно-исторический метод позволил определить общее и особенное в динамике религиозности на территории Кузбасса в 1920-е гг. и проводимой здесь административной и идеологической политики в сфере религии.

Источниковая база исследования. В ходе достижения поставленной
цели исследования были использован ряд как опубликованных, так и
неопубликованных источников. Весь комплекс источников

диссертационного исследования можно подразделить на отдельные группы.

Законодательные акты, директивные постановления, инструкции и циркуляры, регулирующие деятельность религиозных организаций,

22 определяющие права и обязанности верующих и служителей культа и устанавливающих границы их политической, социальной и экономической активности. Данная группа источников значима для определения линии политики официальной власти по отношению к религиозной сфере жизни общества. Сложность работы с указанными источниками определяется необходимостью их сопоставления с негласными предписаниями директивных органов власти.

Данный комплекс документов нашел отражение в сборниках законодательных и других нормативных актов советского государства1.

В 1990-е гг. публикуются ранее засекреченные документы из фондов Политбюро ЦК РКП(б), ЦК РКП(б), его Секретариата, Агитпропа, СНК, ВЧК- ГПУ- ОГПУ, становятся доступными документы из личных фондов2. Эти источники позволяют проследить характер и масштабы гонений на деятелей религиозной сферы и рядовых верующих.

Интерес к региональным исследованиям определил подборку документов в сборники по определенным регионам3.

Важную группу источников составляют источники церковного характера. К ним относятся постановления, определения, протоколы заседаний и программы съездов религиозных организаций, ходатайства, постановления собраний религиозных общин, церковная периодика и т.д. Регистрационные листы и списки религиозных общин позволяют проследить

1 Декреты Советской власти. - Т. 1. - М.: 1957; О религии и церкви. Сборник
высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и
Советского государства. - М.: Политиздат, 1977.

2 Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. / Сост. И комментарии Н. Н.
Покровского и С. Г. Петрова: В 2 т. Т. 1. - М: Новосибирск: РОССПЭН -
«Сибирский хронограф», 1997; Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. / Сост. И
комментарии Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова: В 2 т. Т.2. - М.:
Новосибирск: РОССПЭН-«Сибирский хронограф», 1998.

3Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. - Хабаровск: Частная коллекция, 2001; Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае. - Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999.

23 тенденции изменения конфессионального состава населения региона. Данные документы позволяют раскрыть во многом сам процесс реализации государственной религиозной политики непосредственно по отношению к отдельным религиозным организациям; определить условия ее проведения и ответную реакцию религиозных организаций на проводимую политику. Вместе с тем, данная группа источников несвободна от недостатков, так как зачастую отражает официальную, отретушированную позицию религиозных организаций по поводу проводимой властями государственной религиозной политики. Отдельный блок опубликованных источников касается освещения истории церковно-государственных отношений с позиции РПЦ1.

Наиболее широкую группу источников представляют делопроизводственные материалы государственных учреждений и общественных организаций. В них нашли отражение условия и особенности проведения государственной религиозной политики на местах. Показана деятельность общественных организаций по антирелигиозной пропаганде и агитации. Отдельные аспекты религиозности населения прослеживаются в сборниках, отражающих работу Союза Безбожников в Сибири , в частности, представлены данные о состоянии религиозности в детской среде на территории Кузбасса. Кроме того, данная группа документов содержит различные обзоры и сведения, касающиеся состояния РПЦ и сектантских течений по отдельным регионам Сибири. Интересный комплекс источников представляют информационно-политические сводки, отражающие, в том числе, и религиозные настроения и представления жителей Кузбасса. Определенные сложности при анализе данной группы источников связаны с их тенденциозностью.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти: 1917-1943 гг./ Сост. М. Е. Губин. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1994. 2 Антирелигиозный фронт и задачи Союза Безбожников Сибири. -Новосибирск: 1929.

Самостоятельную группу источников составляют статистические, касающиеся определения численного состава населения региона, конфессиональной принадлежности, отражающие тенденции движения населения в указанный период времени1.

В исследовании используется обращение к периодической печати как историческому источнику, позволяющему проследить роль и значимость религиозного фактора в повседневной жизни населения Кузбасса. Данная группа источников позволяет проследить отдельные аспекты идеологической политики власти.

В ходе работы над диссертацией были просмотрены в общей сложности 22 фонда в 6 областных и центральных архивах РФ ( ГАРФ, РЦХИДНИ, ГАКО, ГАНО, ГАТО, ЦДНИТО).

К сожалению, необходимо констатировать фрагментарность источников за период 1920-х гг. Так не были обнаружены источники, освещающие количественный состав верующих РПЦ на территории Кузбасса за интересующий период. На официальный запрос Томское епархиальное Управление сообщило об отсутствии в архиве Томской епархии документов за 1920-40 -е гг. (официальный ответ от 16.02.2002, № 23-Р). Не был обнаружен данный комплекс источников и в Государственном архиве Томской области. И это лишь один частный пример.

Тем не менее, на основании имеющегося эмпирического материала представляется возможным решить поставленные цель и задачи диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках данной работы впервые на основании анализа разнообразных местных источников проанализирована административная и идеологическая государственная религиозная политика в Кузбассе в 1920-1929 гг. Раскрыты

1 Ведомость о составе населения Томской губернии по вероисповеданиям за 1911 г.; Кузбасс. Результаты переписи городского населения 1931 г.Новосибирск: Статсектор Запсибкрайплана, 1931; Предварительные итоги демографической переписи 1926 г. в Сибирском крае. - Новосибирск: 1927.

25 специфические черты проявления религиозности и ее динамика, выделены особенности формирования в регионе атеистического мировоззрения, предложена периодизация динамики публикаций в местной прессе на религиозную тематику.

Практическая значимость диссертации определяется

возможностью использования ее основных положений с целью всестороннего исследования государственной религиозной политики в Кузбассе в 1920-1929 гг. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также в процессе преподавания, при подготовке разделов обобщающих работ и лекционных курсов, посвященных проблемам государственной политики в сфере религии на территории Кузбасса.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены соискателем в виде научных статей и тезисов на международных, общероссийских и региональных конференциях в период с 2001 по 2005 гг.

Методологические основы исследования

Ни одно историческое исследование не может быть проведено без предварительного определения категориального аппарата. Как отметил болгарский философ Н. Ирибаджаков1, успех работы историка «зависит в наибольшей степени от того, насколько его аппарат понятий является научным». Именно поэтому представляется необходимым начать анализ проблемы диссертационного исследования с рассмотрения основных понятий и категорий, используемых диссертантом.

Центральное место в исследовании занимает в первую очередь проблема религиозности как одна из ведущих социокультурных характеристик российского, в том числе, советского общества. Обращение к анализу проблемы религиозности в рамках конкретно - исторического исследования не является случайным. Картина исторического развития российской цивилизации не будет представлена в полном объеме, если за границей исследования оставить характеристику религиозной сферы жизни общества. Историк М. Ю. Крапивин совершенно справедливо отметил, что взгляд на историю через «призму религии» (религиозного аспекта) также правомочен, как через призму политики, экономики, культуры или частной жизни людей . Рассмотрение религии как компонента и фактора общественной жизни поднимает проблему взаимного влияния религии и общества, их взаимосвязи и взаимодействия. Вот почему правомерно начать анализ религиозности с общетеоретической категории «религия».

В современной отечественной науке религия в широком смысле слова рассматривается в качестве общечеловеческого социокультурного явления. В социальном аспекте религия выступает в качестве одной из сфер жизни общества, в культурном аспекте она рассматривается как область духовной жизни и способ практически-духовного освоения мира, его внерационального, эмоционально-образного восприятия обществом и отдельной личностью.

Религия является сложным феноменом, в его структуре выделяют множество компонентов, все многообразие которых можно свести к трем группам: религиозному сознанию, религиозной деятельности, религиозным организациям.2

Религиозное сознание охватывает религиозные чувства (настроения, эмоции и переживания верующих) и представления, т. е. их вероучительные взгляды на мир. Оно включает в себя не только самого субъекта, обладающего сознанием, но и то, что осознается, т. е. окружающий мир. Специфика религиозного сознания состоит в том, что оно представляет все многообразие мира в мифологическом единстве3. Внутренний мир верующих наполнен такими фантастичными событиями и образами (воскрешение из мертвых, переселение душ, ангелы, дэвы и т. д.), которые просто не возможны в условиях рационального постижения действительности. И тем не менее, такой способ овладения миром является осознанным.

Динамика религиозной ситуации в Кузбассе в 1920-1929 гг

Россия традиционно считается православной, однако это не исключает наличия в ней значительной доли представителей иных вероисповеданий, что связанно и с огромной территорией страны и с ее многонациональным составом. Несомненный интерес в этом отношении представляет территория Сибири, выступающая своеобразной лабораторией по смешиванию различных национальностей и вероисповеданий.

В дореволюционной России сбором информации о конфессиональном составе страны занимались органы государственной статистики. Специфика государственного учета принадлежности к тому или иному религиозному культу заключалась в формальности подхода. Власти не интересовались как таковыми религиозными представлениями подданных империи, а относили их к тому или иному религиозному вероисповеданию по рождению или по факту совершения определенных религиозных обрядов, например, крещения. Это порождало двойственную ситуацию, в соответствии с которой по официальной статистике все население России относилось к категории верующих и вместе с тем картина истинных религиозных предпочтений оставалась неясна.

В советский период истории государственный учет подобной информации вообще прекратился (за исключением переписи 1937 г., результаты которой были уничтожены). Провозглашение в Советской России религии частным делом граждан послужило причиной отказа официальных органов власти от планомерного сбора информации по конфессиональному составу населения страны. Однако уже в 1920-х гг. возникла необходимость учета информации подобного рода. Но проводимые опросы не были полными и систематическими, а полученные в их ходе сведения не отличались высокой степенью достоверности, так как подчинялись политической конъюнктуре. Борьба с религиозностью населения требовала необходимость подсчета сторонников того или иного вероисповедания, и, вместе с тем, необходимость демонстрации успехов на этом фронте приводила к необоснованным выводам и тенденциозным оценкам конфессионального состава и численности верующих. Конфессиональный и численный состав населения в первую очередь интересовал партийные органы власти. Это послужило причиной того, что именно Агитпропотдел ЦК РКП(б) занялся сбором и анализом подобной информации. Непосредственным источником данных о религиозном составе населения служили сведения, собранные местными партийными организациями.

Подобное отношение к информации о численном и конфессиональном составе верующих не позволяет современным исследователям представить абсолютно точную картину религиозных предпочтений населения России в 1920-е гг. Тем не менее, на основании анализа и интерпретации многочисленных разрозненных источников можно проследить определенные общие тенденции

К началу революционных событий 1917 г. Кузбасс подошел в составе Томской губернии. Это и послужит исходной точкой отсчета исследования процесса развития и изменения конфессионального состава интересующей нас территории.

Как свидетельствуют источники, на территории Томской губернии кроме православного населения, проживали старообрядцы, католики, протестанты и лютеране, магометане, иудеи, язычники и представители иных вероисповеданий. В официальной статистике Кузбасс представлен городами Кузнецком, Мариинском с соответствующими уездами и г. Тайга. По статистическим данным 1911 г. на территории Кузбасса проживали представители всех перечисленных выше вероисповеданий, в том числе, среди прочих, армяно-грегориане, кроме Кузбасса не представленные нигде более в Томской губернии1. На основании представленных в Ведомости данных, подавляющее число населения, проживающего на территории Кузбасса, относилось к православному исповеданию - 93,7%, что выше, чем в целом по стране (72%) , и чуть выше данных показателей по Томской губернии (91%о). На втором месте по численности находятся католики (2,3%), за ними следуют старообрядцы (1,4%) и протестанты (1%). Подобный высокий процент православных верующих по отношению к представителям иных конфессий объясняется активно проводимой в регионе миссионерской деятельностью и вряд ли отражает реальные предпочтения населения.

Идеологическая политика

Одним из ведущих типов духовного освоения проводимой государством политики выступает идеология. Основным идеологическим источником для формирования общественного мнения по поводу проводимой властью политики в 1920-е гг. на территории Кузбасса являлась пресса . Тема религии выступала одной из актуальных тематик в печати на протяжении всего указанного периода. Местные газеты являлись важной частью коммуникативной среды и для большинства кузбассовцев были главным и единственным средством массовой информации, особенно это утверждение относится к п.п. 1920-х гг., когда в Кузбассе еще не началась массовая радиофикация в том числе и сельской местности.

В целом для данного периода по стране характерен перевес именно периодических изданий, в первую очередь газет и журналов. Кузбасс в этом отношении не являлся исключением. Выпуск газет был достаточно дешевым по сравнению с изданием книжной литературы. Благодаря своей массовости и дешевизне пресса становилась достоянием большего числа советских граждан и легче распространялась среди народа. С помощью нее можно было сравнительно быстро и надежно донести необходимую информацию до населения. Благодаря силе воздействия и традиционной вере печатному слову пресса могла сравнительно легко сформировать в обществе необходимое отношение к той или иной проблеме. Не случайно она так широко использовалась во всех идеологических кампаниях новой властью. Газеты и журналы выступали одним из главных рупоров советской пропаганды. С их помощью можно было легко сформировать образ врага, причем наполнить его конкретным содержанием, понятным, доступным и знакомым большинству читателей. Не случайно в прессе очень часто проводилась травля вполне конкретных людей, известных читателям статей и заметок. Это могло касаться разоблачения контрреволюционеров, кулаков и любых других «антисоветских элементов». Сфера религии не являлась исключением.

К особенностям местных публикаций на религиозную тематику можно отнести следующее:

1. Краткость статей и заметок, что требовало от их авторов использование максимально лаконичного и при этом эмоционально-экспрессивного стиля написания, доступного для понимания широким массам населения, в большинстве малограмотным.

2. Использование однотипного набора отрицательных образов религиозных врагов советской действительности противостояло типу человека нового поколения, безбожнику-атеисту, смело и уверенно вступающему в борьбу с «религиозным дурманом».

3. Формирование исключительно негативного враждебного советскому обществу образа православного священнослужителя и его разоблачения перед читателем на протяжении всего указанного периода.

4. Публикация анонимных заметок на антирелигиозную тематику, широкое использование псевдонимов.

5. Отсутствие персональной ответственности за содержание статей, что позволяло в значительной степени безнаказанно публиковать порой заведомо ложную или искаженную информацию.

6. Опубликованный в местной прессе материал становился объектом внимания местных административных и правоохранительных органов и мог послужить основанием для преследования указанных в данных материалах лиц.

7. Использование броских, оценочно предвзятого характера заголовков. Их специфика заключалась в том, что порой даже не читая статьи лишь по ее заголовку можно было получить не только исчерпывающую информацию о содержании, но и сформировать к ней заведомо нужное автору публикации отношение.

8. Одним из надежных методов формирования среди населения необходимого мнения с помощью прессы было обращение к текстам плакатно-лозунгового формата, ярким, эмоциональным и кратким, которые, абсолютно не давая выбора читателю, изначально нацеливали его на определенное оценочное восприятие поданной информации.

Религиозная тематика публикаций была одной из самых популярных на протяжении 1920-х гг. в кузбасской прессе. Рассмотрению подвергались все стороны религиозной жизни и антирелигиозной работы. Но, тем не менее, интерес к теме религии и церкви не был всегда одинаково высок. Интенсивность религиозных публикаций резко возрастала во время антирелигиозных кампаний, как ответ на принятие решений по усилению антирелигиозной агитпропработы, а так же в результате внутрикузбасских религиозных процессов. К последним можно отнести процессы, протекающие внутри самой церкви, в религиозных общинах, взаимодействия верующих и местных органов власти по тем или иным острым и спорным вопроса, таким, как передача общине культового имущества, молитвенных зданий, регистрация общин, проведение молитвенных собраний, религиозных праздников и т. д. И, наоборот, в период спада по стране интереса к антирелигиозной работе, количество подобных публикаций в местной прессе резко сокращалось.

Похожие диссертации на Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг.