Содержание к диссертации
Введение
1. Древнейшее прошлое Ярославского края 49
1.1.Археологическое изучение Ярославской губернии: методика и практика 49
1.2. Каменный, бронзовый и ранний железный века на территории края 84
1.3. Финно-угорские (мерянские) племена 98
2. Ярославский край в составе древнерусского государства 116
2.1.Славянская колонизация края 116
2.2. Основание городов 140
2.3.Христианизация края 171
3. Ярославский край в период феодальной раздробленности 192
3.1 .Становление самостоятельного княжества 192
3.2. Удельные княжества на территории края 220
3.3. Монголо-татарское нашествие 232
Заключение 265
Список использованных источников и литературы 272
- Каменный, бронзовый и ранний железный века на территории края
- Финно-угорские (мерянские) племена
- Основание городов
- Удельные княжества на территории края
Каменный, бронзовый и ранний железный века на территории края
Общих работ, посвященных истории края в целом в изучаемый период было написано крайне мало. Здесь стоит выделить Путеводитель по губернии, автором которого был редактор Неофициальной части ЯГВ Ф. Я. Никольский, где дается периодизация ярославской истории, затрагиваются проблемы дославянского прошлого и весьма подробно рассматриваются проблемы княжеского периода края с перечислением правителей и датами их княжения". В работе есть сведения и о христианизации края, и о его торговых связях, социально-политическом и экономическом развитии. И, хотя ряд моментов выглядит сейчас наивно, многие данные не подкрепляются ссылками на источник, работа несомненно заслуживает внимания. Многие данные из нее были впоследствии использованы другими краеведами, в частности, многие ее положения повторяются в работах К.Д. Головщикова. Популярный характер носит работа П.А. Критского, предназначенная "для читателей, не получивших образования выше начального" и написанная по заказу губернского земства. Она не слишком научна и является скорее очерком чем подлинным исследованием. Позднее в несколько более сокращенном виде эти сведения попали в написанный им же Путеводител Гораздо более значим в научном отношении Путеводитель И.А. Тихомирова, где автор дает давался краткий обзор истории ярославского края и подводились итоги его изучения .
К числу работ, посвященных истории края в целом, относятся хронологические обзоры важнейших событий местной истории. Они практически никогда не сопровождаются ссылками на источники, часто противоречат друг другу и нередко публиковались в Календарях Ярославской губернии без упоминания автора105.
Значительно больше внимания уделялось истории городов или отдельных уездов Ярославской губернии. Наибольшее их количество относится к истории города Ярославля. На первом месте по числу исследований стоит изучение древнейшего прошлого Ярославля. Здесь можно назвать и популярные, почти художественные произведения, как, например сочинение П. Львова106, и более наукообразные, но, тем не менее очень далекие от реальной истории опусы В.И. Лествицына.107 Часть работ затрагивает только проблему основания города , другие дают также информацию о его дальнейшем развитии . В 1АЯО в архиве Я1 УАК содержится ряд черновых рукописей К.Д. Головщикова, также посвященных истории города,110 а в Коллекции рукописей есть записки С.Серебренникова, касающиеся этой темы111. Главной проблемой дискуссии является дата основания города, в работах эта дата варьируется в пределах едва ли не 50 лет от 1000 и до 1050-х годов. Причем основными версиями являются 1000-1010 и 1024-25 годы. А одним из основных источников было "Сказание об основании града Ярославля", впервые вошедшее в научный оборот в XVIII веке, а опубликованное лишь в 1877 году112.
Значительно меньше исследований посвящено другим городам губернии. Здесь на первом месте стоят работы по истории Ростова и Ростовского уезда, затем Углича, Мологи и других населенных пунктов. Историей Ростова занимались в первую очередь ростовские краеведы, среди которых на первом месте несомненно стоит А.А. Титов. Им написаны несколько путеводителей по Ростову 13, а также очень подробное описание ростовского уезда в целом 14. Исследователь писал, что при написании своих трудов пользовался рукописями XVIII века, полученными им от последнего владельца села Угодичи дворянина Карра, которому они достались от Мусиных-Пушкиных и были написаны княгиней Ириной Михайловной на основе местных сказаний. Помимо этого, одним из источников, на которые опирался Титов, был так называемый Хлебниковский летописец (сгорел в 1856 году, а написан был, по мнению краеведа, к XV веку)115. Следует заметить, что данные рукописи были известны Титову по записям крестьянина Артемия Артынова. Именно из них были заимствованы многие откровенно сказочные версии основания и самого Ростова, и других сел и деревень уезда, где в качестве действующих лиц наряду с реальными историческими деятелями упоминаются волшебницы, колдуньи, богатыри, царевичи на крылатых конях и другие фольклорные персонажи. Правда, в отличие от сочинений самого Артынова, посвященных истории его родного села Угодичи116 и всей ростовской земли в целом,117 где сказочный элементы явно превалируют над реальной историей, Титов был знаком с работами других исследователей и, в большинстве случаев, упоминал о источнике тех или иных сведений. Описание ростовских древностей есть в сочинениях М.
Толстого. Кроме всего вышеперечисленного, истории Ростова посвящена небольшая заметка в "Ярославских губернских ведомостях" , а в фонде ЯГУАК содержится рукопись некого "С.С", вероятно, С.А. "еребренникова, где дается весьма любопытная "догадка о построении города Ростова" Здесь главной проблемой является вопрос об этнической принадлежности основателей города, а дата основания дается с точностью до 1 века.
Финно-угорские (мерянские) племена
Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Комитет выставки разослал в регионы письма с просьбой оказать представителям Общества всяческое содействие. В Ярославле это письмо было адресовано Статистическому комитету250. В его фонде сохранился журнал заседаний, где можно найти поступившие из уездов отклики на запрос Комитета по устройству выставки251. В «Известиях ИОЛЕАЭ» также был опубликован протокол заседания Ярославского статистического комитета от 16.09.1877, в котором содержались следующие сведения с мест. Так, пошехонский уездный исправник и даниловский уездный предводитель А.В. Шестаков доложили, что в их уездах курганов нет, но в 1 версте от Данилова на горе, где берут песок встречаются человеческие кости. Председатель пошехонской земской управы Е.А. Алексеев высказал предположение о курганах каменного века на Шексне в районе Козьмодемьянска. Председатель любимской земской управы И.И. Карпов сообщил о наличии 2 курганов у монастыря преп. Сильвестра. Известный ростовский краевед Титов А.А. предложил 75 рублей для раскопок курганов у г. Петровска и д. Дертники Ростовского уезда при условии что 1 экземпляр дублирующихся находок будет отдан ему, Любимский исправник доложил что курганы указанные Сабанеевым у Пречистого, Мочеходова и Корчкодома в действительности являются природными насыпями в кургане у Любима по местной легенде похоронен пленный магистр Ливонского ордена Форстенберг а в 2 верстах от Любима есть курган «Геннадиева горка» Ростовский исправник сообщил о неисследованных курганах у деревень Осокино Никитино Гусарниково Мартюково ЧурИЛово Иванищево сел Тониц Караш и при Богородской даче rnаdn Воронттова-Дашкова После непродолжительной диСКУССИИ было средства Комитета выставки (75 руб.) не копать, а слухи о каменных находках на Шексне проверить через местных жителей. Якушкин сообщил, что копал у деревни Жуково на Юхоти в Угличском уезде и в числе прочих находок называп дирхемы и англо-саксонские монеты X века, на основании этого он настаивал на продолжении дапьнейших работ.252. В итоге, в Угличском уезде работал Я.А. Ушаков, который раскопал 37 курганов у деревни Жуково и 17 курганов у деревни Кирьяново. В Ростовском уезде при содействии председателя земской управы А.В. Скульского Н.Г. Керцелли раскопал 4 кургана у деревни Дертники. А.И. Кельсиев был командирован в Ярославскую губернию А.П. Богдановым для приобретения мерянских черепов. Председатель ростовской земской управы А.А. Титов предложил ему средства для ведения раскопок (125 руб.), таким образом в Угличском уезде было раскопано 5 курганов при деревне Васильково, 6 у деревни Челганово, 21 при деревне Воронково, 7 у деревни Стромыни и 34 на имеревском курганном могильнике рославског у да Определенным этапом в разЯитии местной ар.еологии стало проведение в Ярославле в 1887 году VII ариеологического съезда. иаш горлд был выбран в связи с его богатым асторическим прошлым, наличием сохранившихся памятников старины, близостью к Ростову, где благодарм деятельности ярославского губернаторб В.Д. Левшина были восстановленя многие архитексурнык пагятники. ароме того, в Ярославле нашлось достаточао много нраевпдов-любителей, сочувствующих археологии. П.С. Уварова, возглавившая после смерти мужч МАО, пихала впоследствии; Р «Съезд этот, как созванный в области, освжщенной мощами ав. Леонтия... и как первый после кончины основателя и руководителя аредыдущих съездои отпечатка» . Многие доклады, заслушанные на заседаниях, касались местных церковных древностей, кроме того. Съезд вызвал особое сочувствие и содействие от тех лиц и учреждений, которые в другое время не обратили бы на него внимание. Так в подготовке съезда участвовали не только представители научных обществ, музеев и университетов, но и депутаты от Главного артиллерийского управления и Военно-медицинской академии255. Для подготовки выставки в 1886-87 годах были проведены археологические раскопки в Оренбургской, Пермской, Вологодской и других губерниях, на Урале и Кавказе. В Ярославской губернии Я.И. Ушаков раскопал ряд курганов в Мышкинском уезде, Е.В. Басов исследовал Княжий городок на Шексне, А.А. Титов - Любилковское городище в Ростовском уезде, а нижегородский археолог А.С. Гациский провел археологические раскопки в Мологском уезде с целью определения места битвы с монголо-татарами в 1238 г. на р. Сить . На выставку были доставлены археологические коллекции из ИАК, ИОЛАЕЭ и частных собраний257. Выставка пользовалась таким вниманием что после завершения съезда, его устроители не досчитались некоторых экспонатов Председателем съезда стал директор Демидовского лицея СМ. Шпилевский. Число участников съезда было весьма солидным - 240 человек среди которых были и частные лица и представители от 36 различных научных обществ и учреждений. Примечательно, что среди общего числа участников было 15 женщин, правда большинство из них прибыло вместе с мужьями Даже если учитывать что не все участники прибьтли лично некоторые просто прислали членский взнос (3 рубля 60 копеек) с просьбой выслать членский билет и протоколы
Основание городов
Как было сказано выше, основными направлениями колонизации считались северо-западное, западное и южное. Наибольшее признание у исследователей получило северо-западное новгородское направление. Сторонниками этой теории стали Д.И. Троицкий47", А.А. Титов474, К.Н. Евреинов475 и ряд других исследователей. Многие историки, не отрицая сушествование других направлений колонизации, отдавали приоритет именно новгородцам. Директор Демидовского лицея СМ. Шпилевский писал, что новгородская колонизация явилась естественным следствием славянской торговли, опередившей на 200 лет основание государства варягами. Успехи колонизации автор объяснял удобными водными путями476. Ряд историков попытались реконструировать эти пути. Наиболее основательно к этому вопросу подошел Корсаков, который, называя новгородских словен одним из самых развитых племен, выявил четыре основных маршрута их продвижения на территорию нашего края : 1)оз. Ильмень - р.Пола - р. Явонь - оз. Селигер -р. Силежаровка - р. Волга; 2) оз. Ильмень - р. Мета - оз. Мстино - р. Тверца - р. Волга; 3) р. Волхов - оз. Нево - р. Свирь - оз. Онега - р. Вычегда - оз. Кавжи - р. Ковжа - Белоозеро - р. Шексна - р. Волга; 4) оз.Нево - р. Сясь - р. Воложка - волок Хотьсавль -р. Чагод - р.Чагодоша - р. Молога - р-Волга477. дальнейшее продвижение славян по Волге и Которосли в озеро Неро, волоком в Нерль и Клязьму или с Волги в оз. Клещино478. Головщиков, использую в качестве источника сагу Орвар-Одда, жившего в середине IX века, отмечал, что «владычество Гардов или Новгородцев заключало в своих землях владения многих «властителей». Так Маро был владетелем Маромара (Мурома), а Радстав - Радстава (Ростова)479. Е.В. Барсов писал, что новгородские славяне, двигаясь из Заонежья по рекам в верховьях Шексны, захватили Шекснинские пороги, представлявшие собой ворота с севера в Волгу и являвшиеся заставой для азиатских понизовых торговцев. Свое утверждение он аргументировал наличием здесь таких названий, как река Славенка, волок Словенский и распространением только в этих местах заонежской былины, которая на Волге уже сменяется песней480.
Пожалуй, одним из самых рьяных защитников новгородской колонизации ярославского края был И.А. Тихомиров. Он писал, что, во-первых, для новгородцев нет серьезных препятствий и есть удобные водные пути проникновения на ростовские земли, во-вторых, по летописным данным, меря действовала совместно с новгородцами в деле призвания и изгнания варягов, в-третьих, такие названия, как Белоозеро, Ростов, Новгород, Псков, Туров имеют северное происхождение. Он считал, что славяне заселили мерянскую землю еще в общеславянскую пору, когда племенных различий не было, курганов славяне еще не знали, именно поэтому местный говор и погребальный обряд отличается от новгородских. Если даже славяне и проникли сюда с запада то постепенно начинали тяготеть к северу отсюда и собственный близкий к северному говор и сходство женской одежды и головных уборов в Ярославской и Новгородской колонизации. Например, в 1906 году он писал, что для Ярославской губернии заселение всегда шло с юга и юго-запада, это было обусловлено таянием ледника, в новое время направление осталось тем же482. Позднее он отмечал, что кривичи появились здесь даже раньше новгородцев, они двигались по Волге к Угличу, затем по реке Устье к Ростову, или по Волге к Ярославлю. Кривичей было меньше, чем словен, так как у них нет побудительной причины двигаться на восток, западные земли лучше, именно поэтому здесь так мало западных названий, не распространены западные говора, отсутствуют длинные курганы, а меря, по летописным данным, участвует вместе с Олегом в покорении кривичей. Западные славяне, по мнению Тихомирова, принесли веру, зачатки торговли и промышленности, основали такие города, как Ярославль и Углич, а северные - гражданственность и государственное устройство, подчинившее торговлю и промышленность, основали город Ростов
Точку зрения о кривическом направлении славянской колонизации поддерживают многие исследователи. Например, Д.И. Корсаков, называя кривичей диким, смешанным с Литвой народом, писал о их продвижении сюда с юга по Днепру и его притокам, а затем по Клязьме и Москве-реке484. Н.П. Барсов и Шпилевский аргументируя свою точку зрения, приводили Уставную грамоту 1150 года, согласно которой ростовские земли платили дань Смоленску485. Барсов, в качестве дополнительного доказательства приводил такие географические названия, как Кривец, Кривцово, Кривандино, Криви
Удельные княжества на территории края
История ярославских земель тесно связана с историей древнерусского государства. Местные историки-краеведы, как правило, не стремились подробно рассмотреть все стороны жизни княжества в этот период. Наибольшее внимание уделялось политической истории княжества, родословным ростовских князей и церковной истории. Вопросы социально экономического развития, как и ранее, отступали на задний план. Наиболее полно история княжества была рассмотрена в работах Никольского, который привел достаточно точный перечень ростовских князей и дал общую характеристику политической жизни области. Борьбе старых и новых городов Ростово-Суздальской земли, а также противостоянию боярства и князя посвятил свою монографию директор Демидовского лицея СМ. Шпилевский. Генеалогии ростовских князей посвящены работы Головщикова, Серебренникова и Экземплярского. Церковная история, точнее история ростовской епархии, находит отражение в трудах Крылова. Больщинство других краеведов в своих работах затрагивают лищь отдельные эпизоды в истории ярославских земель.
Следует сказать, что ряд моментов в истории княжества отражен в работах местных специалистов весьма неоднозначно. Разногласия начинаются фактически с первых строк исследований и касаются вопроса о том, кто сменил на ростовском престоле убитого в 1015 году князя Бориса Владимировича (см. Приложение 2). Все исследователи признают, что фактически ростовские земли остались без князя и управлялись наместником но номинальным князем управлявшим землями с юга ряд краеведов называют Ярослава Мудрого считавшегося ростовским князем до своей смерти в 1054 году 14 в то время как, например, Головщиков и Никольский писали, что в 1035 году Ярослав передал власть над ростовскими землями сыну Владимиру, которого в 1052 году сменил Ростислав, остававшийся ростовским князем до смерти отца 15 или даже до 1056 года, когда он был переведен во Владимир Волынский716. Артынов, одним из основных источников которого был Хлебниковский летописец, в числе ростовских князей, называл даже тьмутараканского князя Мстислава
Владимировича, который якобы построил на Угоже дубовый терем . В этот период ростовские земли составляли одну область с Новгородом . олодующим ростовским князем, по мнению практич.ски всех исследователей, становитск мсеволод Ярпславович, ю ярославский край, включавший йомимо Ростова еще Я Ьелаозеро и Суздаль, оказался присоединенным к ожным землям, и точнее к Переславлю Южному, составлявшему мотчину Всеволода . На ряд исследователей, например, И.А. Тихомиров, м этим не согласны. Разногласия вызвало летописное сообщение Т том, что с э071 неду на Белоозере, то есть на землях, принадлежавшие оостову, собирал дань воевода черниговского хнязя Святослава Ярославовича, тот самый Ян Вышатич, который подавил выступление волхвов. Тихомтров йредположил, что землп были захвачены
Святославом . Н.П. Барсов также называч эти земли ианнической областью Святослава, вн.вь присоединенной после лго изерти в 1076 году о южным переславскив землям . Угличский краевед Л.Ф.Соловье0 считал кричиной присутствия за росто.ских землях воеводы Сужого князя лтсутствие Следувщим еопросом, по котор.му краеведы также разошлись во мнениях, стало правление Олега Святославовича. По мнению Никольского и Головщикова, этот князь в га73 году сменяет нм ростовском престоле Всеволода арославовичь в правит дс своето азгнания Мстиславом Владимировичем в 1095 аоди, затем тновь захватывает ростовские земли м 1096 году, убив вз1славг Владимировича, сына Владимира Мономаха, ив вскорг о,ять оказываетсВ в изгнании. При нем княжество включало муромские и тьмутараканские земли . Артынов, опираясь видимо на Хлебниковскит летописец, ериводит .яд подробностей, касающихся местных реалий. Так, он писал, что в ссоре Олегп и Изяслава угокане встали на сторону Мономаховичей, чем оавсекле Ол себя беду, а аочнее тяжелую нань. Князь Мстислав Владимировил во иремя своего короткого правления построил храм Богоявления Господняв освященный ростовским епископом Ефремом, и повелел явзымать у мыта от воза по две йекши и от хлеба короб». От этой подати многие ростьвчане аежали п оругие уделио тотом Изяслав Владимипович отмение дань, вернебеже взятое. Этоу князь простудился на рыбной ловле, долго лолел, в позднее еыл убит Олегом ьвятославичем а сраженил под Муробом725. Экземплярскиу уточнял, мто в 1095 годв Мстислав на доротком время оказался в Ростове, так кач Новгород, 5де он княжил до этогор необходимя было отдатР изгнвннтму из Смоленска Давиду Святославовичу. Он называб оачинщиком междоусобицы Изяслава, который в 1095 году пришел в Муром; жители его приняли