Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современная эпоха, характеризирующаяся активизацией диалога между различными цивилизациями, требует от каждого исследователя по истории философии научно обоснованного поиска точек соприкосновения и способов объединения различных идей и мировоззрений Однако не олько между различными цивилизациями, но и внутри одного и того же культурного пласта в ходе сопоставления тех или иных религиозно-философских течений или учений отдельных его представителей есть возможность найти те пути, которые объединяют, а не разъединяют энные учения В этом плане в исламской цивилизации между чениями ее выдающихся представителей наблюдается больше сходств, нежели различий Сопоставительное исследование подобных учений, пособствуя объединению позитивных идей представителей различных направлений ислама, может служить мостом для диалога между ними По этой причине исследования, осуществляемые в истории бщественно-философской мысли для достижения данной цели, втяются не только требованием времени и логики развития овременного общества, но и могут стать основой для построения "удущего
В Республике Таджикистан, где в ходе іражданской войны между
регионами появились определенные разногласия и где, сегодня после
достижения национального примирения, со стороны официальных
ластей ведется пропаганда идей национального согласия и единства,
пора на миролюбивые взгляды мыслителей, к числу которых можно
тнести Носира Хусрава (1004-1088) и Джалаледдина Руми (1207-
1273), может служить скорейшему осуществлению поставленной
адачи Названные мыслители вот уже в течение многих столетий
юльзуются высоким авторитетом у своих прямых наследников,
тридерживающихся системы взглядов различных сект ислама
опоставительное исследование учения этих достаточно известных
редставителей таджикской философии, с одной стороны,
пособствует раскрытию общности их конкретных идей, а, с другой
тороны, помогает выявлению точек соприкосновения между
ісмаилизмом и суфизмом
Значимость настоящей работы диктуется прежде всего іеобходимостью исследования следующих фактов во-первых, в історических источниках о личности духовного наставника Руми, ІІамса Табрези представлено мнение, согласно которому он ринадлежал к семейству исмаилитских имамов из Аламута,' во-іторьіх, в народной версии памирских исмаилитов считается, что Руми вляется последователем их веры,2 в-третьих, в «Маснави» имеются
Самарканда Давлатшох Тазкираи давлатшохч - Бомбей, 1300 х -С 86
Дафтари Ф Исмоилиён таърих ва акоид - М Д999 -С 467, ОдиловН Мировоззрение Джалалелдина Руми-
Іушанбе, 1974 - С 53
некоторые высказывания, в которых Руми заявляет о своей склонности к исмаилитским и шиитским идеям (3, 4103- 4104)
Актуальность исследуемой темы также подтверждается следующими доводами
религиозно-философское учение Носира Хусрава и Джалаледдина Руми не лишено теоретического и практического значения для мусульман всего мира и в определенной степени помогает каждому человеку по-новому осмыслить свою сущность и предназначение Однако решение этой задачи требует преодоления некотором односторонности, допущенной в историко-философской науке при оценке философского наследия, ибо долгое время в ней по отношению к человеку и к миру в целом настойчиво акцентировалось значение материальных основ и отрицалось все духовное, а так же взаимное соотношение этих двух начал Учения исследуемых мыслителен представляют собой именно такое наследие, в котором выдерживается баланс между духовной и материальной основами,
особенность системы религиозно-философских взглядов Носира Хусрава и Джалаледдина Руми состоит в том, что большинство их идей о морали имеет общечеловеческий характер, и их использование в современном мире может окасать благотворное воздействие на нравственность всего социума И>, идеи помимо всего прочего, будут иметь огромное значение для развития и укрепления национального самосознания современных таджиюв,
сопоставление религиозно философских концепций Носира
Хусрава и Джалаледдина Руми дает возможность ознакомиться с
богатым философским наследием мусульманских ученых
средневековья, которое оказало значительное влияние на всю последующую европейскую фитософию Это наследие является эталоном для современного поко іения и должно стать основой для возрождения великой культуры ислама и ключом для решения не только философских, но и множества социально-политических проблем
Степень разработанности проблемы. Учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми в XX столетии стали темой для научных исследований многих философов и литературоведов как у нас в стране, так и за рубежом Опубликовано огромное количество статей и монографий о жизни, деятельности, литературном наследии и религиозно-философских идеях Носира Хусрава3 и Джалаледдина Руми 4
3 Ашуров Г Философские взгляды Носнри Хусрава - Душанбе, 1965 Арабзода H Мир идей и размышлени Носира Хусрава - Душанбе, 2003, Муродова Т «Джоме' - ул - хикматайн» Носира Хусрава как философский тр> (АКД) - Алма-Ата, 1985, Тарзи Абдулвохид. Носири Хусрави Балхи - хаким ва шоири карий V хиджри Афгонистон - Кобул 1976, Шохуморов А Концет ия познания Носири Хусрава (АКД) - Душанбе, 199 Хансбергер А Носири Хусрав - ла'ли Бадахшон - Душанбе, 2003, Бертельс A F Носири Хусрав и исмаилизм М ,1995, Диноршоев М Насири Хусрав и его «Зад ал-м усафирин»//Зад ал-мусафирин-Душанбе, 2005, Диноршо
Необходимо отметить, что об исм іилизме5 и суфизме6 в целом также издано множество научных трудов, в которых освещаются основы учения этих религиозно-философских направлений Исследованием жизни и творчества Носира Хусрава ученые начали всерьез заниматься с конца XIX в Одна из первых работ, посвященных учению Носира Хусрава, принадлежит русскому востоковеду Иванову -В А 7 Автор данного исследования, давая отрицательную оценку учению мыслителя, считает стиль его изложения скучным, а его философию - повтором греческой философии Однако Бертельс А Е в своем одноименном труде, 8 опровергая мнение Иванова В А , положительно отзывается об учении Носира Хусрава и считает неоценимой его роль в развитии идей исмаилизма
В Таджикистане к изучению учения Носира Хусрава приступили во
торой половине XX в Первым исследователем его учения является
шуров Г , который на основе лишь одного произведения философа -
носеологии Анализу другого проиіведения мыслителя - «Джоме' - ул
хикматайн» («Гармония двух мудростей») была посвящена
иссертационная работа Муродовой Т, в которой охвачены следующие
іроблемьі соотношение Бога и природы, единство субстанции и
ікциденции, сущность движения и времени, соотношение души и тела,
іувстз и разума и тд
Теории познания Носира Хусрава посвящена диссертационная абота Шохуморова А Автор аналиіирует в ней роль органов чувств в іроцессе познания мира и точку .ірения мыслителя на отношение юзнания к отрицательной теологии Исследование Арабзода Н «Мир ідей и размышлений Носира Хусрава» охватывает такие аспекты илософии мыслителя теология, онтология, а именно проблемы убстанции и акциденции, движения, времени, пространства, сущности
! Носири Хусрав и его наследие// Избранное -Душанбе 2003, Диноршоев М Носири Хусрав ва накши у дар
і'рихи тшаддун//Носири Хусрав дируз,имруз фардо - Хианд, 2005 итд
Динориоев М Звезда суфийской философии и поэзии//>ксччужины - Душанбе, 2007, Зиеев X М Суфийский
ден мавлавия -Душанбе, 2007, Махмаджонова М Т Этшеские взпяды Джалаледдина Руми - Душанбе, 2001, Нхмаджонова М T Философия Джалолуддина Руми - Душанбе, 2007, Одилов Н Чахонбинии Чалолиддини
ми-Душанбе 1964 Шиммел А Шукухи Шачс - Тегеран, 1375 х , Абдузхакич X Иэфони Мавлави - Тегеран,
36 (шаханшехи) БашардустМ Савдои хакикат-Тегеран, 1381 итд
Додихудоев X Философия крестьянского бунта- Душ'нбе 1987, Додихудоев X Исмоилия ва озодандешии
1арк - Душанбе, 1989, Додихудоев X Мазхаби исмоилия ва мохияти ичтимоии он - Душанбе, 1967,
афтари Ф Исмоилиен та'рих ва акоид - М , 1999, Дафтари Ф Традиции исчаилизча в средние века - М 2006, олм X Фотимиен ва сунатхои та'лимии онон- Тегера і, 1377 х Бернард Люис Бунёдхои кеши исчоилиен -
іеран, 1370 х, Назариев Р Аллегорическая интерпретация философскс-геологических проблем в исмаилшче
КД) - Ду шанбе, 2000 итд.
афоЗ Мукаддимае бар тасаввуф - Тегеран, 1371 х, Нас] иси С Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон- Тегеран, 1377 х ,
икелсоа А Тасаввуфи исломл ва робитаи инсон бо Худе - Тегеран 1375 х, Зарринкуб А Чустучу дар тасаввуфи
н- Тегеран, 1357 х, Зиеев ХМ Мировоззрение Бахі уддина Валада - Душанбе, 1992, Мухаччедходжаев А.
юсеология суфизма - Душанбе, 1990, Олимов К Хоросапский суфизм - Душанбе, 1975, Степанянц Философские
пекты суфизма - М, 1987 итд
Nasir-i Khusraw and Ismaibsm - Bombay-Leiden, 1948
>ертелы. A E Носир-и Хусрав и исмаизизм-М , 1959
человека, души и гносеологии, те вопросы процесса познания мира, роль органов чувств в этом процессе, а также этические воззрения мыслителя
Среди работ, посвященных изучению и анализу идей исмаилизма, следует назвать труды Додихудоева X , которые отличаются всесторонним охватом проблемы, убедительной аргументацией и привлечением конкретных научных фактов В своей фундаментальной работе «Философия крестьянского бунта» исследователь довольно обстоятельно рассматривает вопросы бытия и познания, отраженные в философии Носира Хусрава
Из современных зарубежных исследователей учения Носира Хусрав можно назвать имена Махди Мухаккика,9 Факирмухаммада Хунзои," А Хансбергера" и др
Что касается учения Джалаледдина Руми, то оно также привлекает внимание множества исследований как у нас в стране, так и з< рубежом В западном востоковедении учение Руми исследовалось і трудах таких ученых, как Николсон А , Шиммелл А , Бюргелья и др ' Турции исследованием учения Руми занимались Гулпинорли А , Узлуї Ш , Кобакли А и др , в Иране - Сайд Нафиси, Забехуллах Сафо Ризозода Шафак, Алии Дашти, Абдулхусайн Заринкуб, Бадеуззамої Фурузонфар, Муджтабо Башардуст и др В России подобны исследования проведены Бартольдом В В , Акимушкиным О Ф Крымским А , Охундовым М Ф , Степанянц М Т и др
В Таджикистане учение Руми являлось темой специальны научных исследований Одилова Н , Ходизода X , Зиеева X М Махмаджоновой М Т и др Работу Одилова Н Ф «Мировоззрени Джалаледдина Руми» (на таджикском и русском языках) можно назват одной из первых успешных работ, посвященных изучению некоторы религиозно-философских аспектов мировоззрения мыслителя В свое работе «Суфийский орден мавлавия» и других исследованиях Зиес X М исследует различные стороны суфийского ордена мавлавия целом, а также учение Джалаледдина Руми, в частности О затрагивает в основном, проблемы бытия, познания мира и Бог» веротерпимости и этико-социальных воззрений мыслителя По мнешн Зиеева X М , самопознание и познание Бога у Руми являютс синонимами, а сущность теоцентризма и антропоцентризма в е учении смешаны Бог в учении Руми имеет в большей степен гносеологический, нежели онтологический смысл
Махмаджоновой М Т исследованы, в первую очередь, зтическі взгляды Руми Анализируя проблему человека в этической плоскост учения Руми, она подчеркивает, что задача человека - это преж
Махди Мухаккик Тахлилиаш'ори Носири Хусрав - Тегеран, 1374 х
0 Хунзои Ф Зарурати та'вили Кур'он ва шариат аз нигохи Носири Хусрав// Носири Х>срав Дируз, имруз, фардо - Худжанд. 2005 - С 165-170 Хансбергер А Носири Хусрав - ла ли Бадахшон
всего познание своей основы (асл) Махмаджонова М Т считает, что пять заповедей шариата в учении мыслителя являются только переходной позицией совершенствующегося человека и лишь оболочкой религиозности |2
Таким образом, учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми изучались многими отечественными и зарубежными учеными Однако исследований, посвященных сопоставительному анализу учений Носира Хусрава и Джалаледдина Руми очень мало Только в последние годы появились некоторые статьи, содержащие элементы такого анализа Гуломризо М и Ахмад Яхе Илохи в своей обзорной статье11 подчеркивают внутреннюю взаимосвязь учения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми В статьях Мухамадходжаева А , Танаевой-Саломатшоевой Л и Махмаджоновой М Т u также говорится о точках соприкосновения учения исмаилизма и суфизма, в основном о роли аллегорических толкований в этих двух течениях ислама Махмаджонова М Т в своей статье анализирует внешнее и внутреннее значение шариата и место аллегорического толкования Корана в учении Носира Хусрава и Руми Зиеев X М,15 сопоставляя учение обоих мыслителей, приходит к выводу, что их учения в отдельности, и исмаилизм и суфизм в целом имеют много общего
Сопоставительному анализу ключевых идей по вопросам онтологии, познания и человекознания в учениях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, не ставшие до настоящего времени предметом отдельного исследования, посвящена настоящая работа
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является реконструкция ключевых аспектов религиозно-философских взглядов Носира Хусрава и Джалаледдина Руми и на основе их сопоставления - утверждение единства религиозно-философского процесса в исманлизме и суфизме в эпоху средневековья Для достижения данной цели решались следующие задачи
установить характер соотношения суфийских и исмаилитских идей в средние века, выявить причину господствующих положений учения суфизма в этот период,
показать сходства и различия суфизма и исмаилизма по основным религиозно-философским проблемам,
" Махмаджонова М T Этические взгляды Джалоледдина Руми - С 109
Миршохи Г Илохи А Таносуби Носири Хусрав ва Мавлави (зиндаїи ва андешз) // Носири Хусрав Дируз имруз фардо - С 383-394
Махмадходжаев А Та'вил аз нигохи Носири Хусрав ва тасаввуф // Носири Хусрав Дируз имруз, фардо - С 158-164 Танаева - Саломатшоева Лола Толкования коранически букв «Алиф Лом Мим» в трактате «Хон-ул-ихвон» Носири Хусрава и его влияние на суфийскую поэзию // Там *е - С 131-134, Махмаджонова МТ Символизм в воззрениях Носира Хусрава и Джалоледдина Руми //Там же - С 181-187
Зиеев X М Та'лимоти Чалолуддини Руми оид ба хакикат дар киес бо анлешахои Носири Хусрав // Ганчинаи сухан -Душанбе, 2006-С 117-122
выявить точку зрения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми на проблемы сотворения мира, пространства и времени в сопоставлении с учением их предшественников и современной наукой,
выявить сущность разума в учении Носира Хусрава и Руми и их отношение к роли разума как средства познания,
проанализировать идеи названных мыслителей о месте человека в мироздании, его эволюции, процессе развития и достижения им степени совершенства, определить соотношение тела и души в этом процессе,
определить место духовного руководителя в научных воззрениях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми и в их личной жизни
Научная новизна диссертации и основные положения диссертации, выносимые на іащиту. Диссертационная работа является одним из первых шагов к всестороннему сопоставительному исследованию ключевых религиозно-философских взглядов Носира Хусрава и Джалаледдина Руми И ней кроме того конкретизируется характер взаимоотношения исмаилизма и суфизма в средние века, что способствует более глубокому выявлению единства идей исмаилизма и отдельных представителей суфизма в рассматриваемый период
На основе этого впервые обосновывается следующие идеи, которые характеризуют новизну диссертационной работы и выносятся на защиту
определены и выявлены основные причины сближения исмаилизма и суфизма и появления основы для взаимодействия их идей Принцип такийя (сокрытие веры), который имел прецедент в истории исмаилизма, стал главной причиной его сближения с суфизмом Основные проблемы, которые вскрывают общность идей исмаилизма и суфизма, это место духовного путеводителя в жизни человека и общества, признания внешнего и внутреннего содержания шариата и необходимости толкования Корана по внутреннему его смыслу,
показана близость взглядов Носира Хусрава и Руми на проблему сотворения мира
С точки зрения обоих мыслит! лей, мир не является вечным и изначальным, а имеет начало и конец Переход от действия к действующему, и от следствия к причине является основным аргументом Носира Хусрава и Дж.ілаледдина Руми для доказательства сотворенности мира и отрицания і го вечности,
- показано сходство учений названных мыслителей на проблему
пространства и времени Сходство учений Носира Хусрава и Руми
подтверждается тем фактом, что ими поддерживается тезис
относительности концепции пространства и времени и отрицается
субстанциональность данных категорий Категории пространства и
времени, с точки зрения Носира Хусрава и Руми, присущи только
телесному миру, духовный же мир в них не нуждается Они
необходимы для того, чтобы дать чеповеку в пределах пространства и времени возможность развиваться и достичь степени совершенства,
проанализирована роль разума в учении Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, и выявлено сходство отношения названных мыслителей к разуму как средству познания Сопоставление мнений о месте разума в концепциях Носирл Хусрава и Джалаледдина Руми показывает сходство отношения названных мыслителей к этому важнейшему средству познания и дает основание заключить, что Руми не является суфием — иррационалистом, в полном смысле этого термина, а Носир Хусрав - рационалистом в полном значении данного понятия (как было принято считать в историко-философской науке) Оба философа, с одной стороны, считая разум путеводителем и средством самосовершенствования человека, с другой стороны, указывают на то, что разум нуждается в воспитании, и придерживаются мнения о необходимости использования разума в рамках религии,
доказана общность концепций названных философов о месте совершенного человека и достижении обычным человеком степени совершенства Человек, с точки зрения Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, как самосознающее существо, в течение жизни способен на возрождение и обновление Мир создан Богом, а религия дана для его совершенствования Для достижения степени совершенства человеку необходимо прохождение достаточно длительного процесса развития В ходе эволюционного процесса человек использует свой разум и, опираясь на органы чувства, осуществляет познание мира до достижения степени своего совершенства Однако разум в этом процессе не должен избегать духовного путеводителя Оба мыслителя считают, что человек состоит из тела и души, но лишь душа является основой сохранения человека, потому что человек создан ради души, а тело служит лишь для ее воспитания, человек находится на грани между животным и ангелом, однако он должен стремиться к ангельскому началу, чтобы достичь степени выше ангела
Теоретическая и методологическая основы исследования Учитывая различную степень изученности религиозно-философской проблематики в учениях Носира Хусрава и Джалаледдина Руми, а также проблем взаимодействия исмаилизма и суфизма в средние века, в каждом конкретном случае отдано предпочтение тому или иному методу исследования При этом выдерживается принцип единства исторического и логического методов в историко-философских исследованиях Диссертант также опирается на сопоставительную методику исследования, используемую в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов В основе исследования лежат принципиальные выводы и положения классиков философской мысли, а также научные
труды современных философов, разрабатывающих историко-философские проблемы
Источником исследования явились произведения Носира Хусрава -«Сафарнома» («Книга путешествия»), «Зад-ал-мусафирин» («Припасы путников»), «Хон-ул-ихвон» («Трапеза братьев»), «Джоме-ул-хикматайн» («Гармония двух мудростей»), «Кушоиш ва рахоиш» («Разрешение и освобождение»), «Ваджхи дин» («Лицо веры»), «Равшаноинома» («Книга света») и «Диван», произведения Джалаледдина Руми - «Маснавии ма'нави» («Духовные двустишия»), «Девони Шамс», «Фихи мо фихи» («В нем то, что в нем»), а также произведения Абуали Ибн Сины - «Донишнаме» («Книга знания»), «Ишорот ва танбехот» («Указания и наставления»), труд Умара Хайяма - «Расоили фалсафи» («Философские трактаты») и др
Теоретическая и практическая значимость работы Результаты и выводы исследования могут быть применены при изучении истории возникновения и развития идей исмаилизма и суфизма, религиозно-философских идей таджикско-персидских мыслителей, а также в ходе рассмотрения проблем человековедения Материалы работы можно также использовать при преподавании истории философии в высших учебных заведениях
Апробация работы Основные положения и выводы работы
отражены в докладах на международной научно-практической
конференции, посвященной 1000-летию Носира Хусрава - «Носир
Хусрав прошлое, настоящее, будущее» (Хорог, 2003), на
республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 800-летию Джалаледдина Руми - «Наследие Джалаледдина Руми и его роль в воспитании подрастающего поколения» (Душанбе, 2007), на республиканской конференции молодых ученых - «Молодежь и современная наука» (Душанбе, 2007), а также в опубликованных статьях
Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и политологии Таджикского государственного института языков, а также на заседании Отдела истории философии Института Философии имени академика А М Богоугдинова Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите
Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников