Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критика французскими марксистами психоанализа Пружинина Аврора Александровна

Критика французскими марксистами психоанализа
<
Критика французскими марксистами психоанализа Критика французскими марксистами психоанализа Критика французскими марксистами психоанализа Критика французскими марксистами психоанализа Критика французскими марксистами психоанализа Критика французскими марксистами психоанализа Критика французскими марксистами психоанализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пружинина Аврора Александровна. Критика французскими марксистами психоанализа : ил РГБ ОД 61:85-9/150

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки и пути развития психоанализа 15-68

I. Психоаналитическая концепция Фрейда: возникновение и развитие . 15-46

2. Особенности психоаналитического движения во Франции 46-68

Глава 2. Жорж Полжцер: "Конкретная психология" против психоанализа. 69-94

Глава 3. Основные направления марксистской современного психоанализа во Франции 95-152

I. Марксистская теория личности и мировоззренческие границы психоанализа (Л.Сэв) 107-134

2. Марксистская теория личности и методологические границы психоанализа (Б.Мюльдворф) 134-152

Заключение 153-156

Библиография .157-174

Введение к работе

Углубленная творческая разработка актуальных мировоззренческих проблем современной эпохи является задачей, стоящей перед всем международным коммунистическим и рабочим движением. Теоретическое осмысление новых вопросов, возникающих в практике социалистического строительства, мирового революционного процесса, развития международных отношений требует объединенных усилий марксистов всех стран. В своей деятельности марксисты исходят из единой идейной платформы - основных принципов марксистско-ленинской теории, проверенных и подтвержденных практикой революционной борьбы и строительства социализма и коммунизма.

Большой вклад в дело развития марксистско-ленинской теории применительно к современным условиям вносит один из крупнейших отрядов мирового революционного движения - коммунистические и рабочие партии капиталистических стран.

Действуя в конкретных исторических ситуациях, коммунистические партии развивают и обогащают те или иные стороны марксистско-ленинского учения, вносят особый вклад в сокровищницу марксистской мысли. При этом следует подчеркнуть, что все более сложные и разнообразные задачи, возникающие перед марксистами, как было отмечено на ХХУІ съезде КПСС, порождают иногда неоднозначные оценки, различия в подходах к решению конкретных вопросов классовой борь- бы и вызывают дискуссии между партиями . Важность и значимость учета этого момента были подчеркнуты на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: "Объективный научный анализ существа разногласий, когда они возникают по тем или иным вопросам между отдельными странами социализма, а также между некоторыми братскими партиями в мировом комдвижении, и поиск путей их преодоления на марксистско-

I. См.: Материалы ХХЛ съезда КПСС. М., 1981, с. 16. ленинской основе, путей укрепления сплоченности коммунистов -это, безусловно, одна из важных задач партии в международном пла- не" . Коммунистическая партия Советского Союза всегда руководствовалась в своей деятельности ленинским принципом: "Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон обществен-ной жизни" .

В теоретической деятельности марксистов различных стран обнаруживаются "своеобразные постановки вопросов, оригинальные пути исследований" ,, и творческое развитие марксистско-ленинской теории возможно лишь при учете тех специфических подходов, которые вырабатываются марксистами в ходе их борьбы за социалистическое переустройство общества. Наряду с этим, "контакты с зарубежными марксистами позволяют и нашей партии лучше ориентироваться в обстановке в отдельных странах" .

Сформулированные в партийных документах принципы в полной мере отражают те реальные отношения, которые сложились между КПСС и ФКП - одной из крупнейших коммунистических партий стран развитого капитализма. Французские марксисты вносят свой уникальный вклад в разработку целостного представления о ходе общественного развития, о путях и методах борьбы за социализм, действуя в осо-

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с. 22.

Ленин В.И. Иолн.собр.соч., т. 30, с. 123.

Грецкий М.Н. Марксистская философская мысль во Франции. М., 1977, с. 3.

Материалы ХХУІ съезда КПСС, с. 6. бых социально-культурных условиях, специфически решая задачи консолидации масс на основе принципов марксизма, критикуя новейшие формы буржуазной идеологии. Обобщение опыта, накопленного Французской коммунистической партией в ее революционной борьбе, является важнейшей задачей, стоящей перед учеными-обществоведами, и в частности, перед специалистами в области истории марксистско-ленинской философии.

Советскими исследователями проделана большая работа по анализу и обобщению теоретической и практической деятельности французских марксистов. Опубликованы книги: В.Н.Кузнецов. Развитие марксистской философии во Франции после Еторой мировой войны (І945-І96І гг.). М., 1962; Р.С.Варфоломеева. Борьба Французской коммунистической партии за мир, демократию, социализм. 1945-1970 гг. М., 1972; Н.С.Пригода. О взаимосвязи философии и частных наук в трудах французских марксистов и прогрессивных ученых. М., 1976; М.Н.Грецкий. Марксистская философская мысль во Франции. М., 1977; его же. Наука - философия - идеология (некоторые актуальные проблемы марксистской философии во Франции). М., 1978; И.А.Гобо-зов. Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов. М., 1981, а также статьи ряда авторов в сборниках и журналах. Названные работы широко освещают сложную и многогранную деятельность французских философов марксистов и в частности их борьбу с различными направлениями буржуазной философии, реформизма и ревизионизма. Однако есть еще и недостаточно освещенные аспекты этой деятельности.

Задача данной диссертации - осветить один из таких важных, но малоизученных аспектов теоретической деятельности французских марксистов,ту идейную борьбу, которую.они ведут в сфере психологии и социально - критику шли идейных оснований психоаналитичес- ких доктрин.

Интерес французских марксистов к философским основаниям психологии связан, прежде всего, с той специфической формой, которую принимает ныне идейная борьба в развитых капиталистических странах. В современном буржуазном обществе наблюдается интенсивный процесс разложения традиционных форм духовного производства, затрагивающий тончайшие структуры духовной жизни общества. В результате на передний план, наряду с социально-экономическими, социально-политическими проблемами выдвинулись проблемы социально-этические и социальноглсихологические. Кризис капитализма углубился до кризиса личности, что породило в рамках ряда немарксистских философских и психологических направлений попытки осмыслить и хотя бы теоретически преодолеть или, напротив, заострить, представить в проблемно четкой форме возникшую ситуацию духовного раскола и потерянности. Попытки эти весьма различны по своей социально-классовой направленности, но в большинстве своем они являются реакцией на социально-организованное и рационально-обоснованное вмешательство внешних сил во внутренний мир индивида, ибо именно во внешней рациональности, а зачастую в рациональности вообще усматриваются причины возникшего духовного кризиса. Это прежде всего психоаналитические и психоаналитико-экзистенциалист-ские концепции личности, направленные против манипуляторского характера идеологического аппарата государственно-монополистической организации. Но критически относясь к капиталистическим общественным отношениям и способам духовного производства при капитализме, эти концепции в то же время противостоят марксизму как некое "альтернативное" объяснение или претендуют на роль "осовременивающего дополнения" марксизму. В современном буржуазном обществе и в частности во Франции они представляют собой серьезное иде- ологическое явление.

Психоанализ сегодня занял настолько видное место в духовной жизни Франции, что без учета этого идейного течения невозможно оценить идеологическую ситуацию в стране. Не случайно отношение к психоанализу стало предметом обсуждения на пленумах и съездах ФКП. При этом критика французскими марксистами идеалистических спекуляций на базе психоанализа приобретает тем большую значимость, что он широко распространен ныне практически во всех европейских капиталистических странах и в США. На ХХЇЇ съезде ФКП (1976 г.) было обращено особое внимание марксистов на психоанализ как на одно из ведущих течений современной буржуазной социально-психологической мысли. При этом обращалось внимание на то, что сложная специфическая ситуация, возникшая в духовной атмосфере западного общества, требует от марксистов в их идейной борьбе четкого определения классовых позиций с одной стороны, а с другой - высокого уровня теоретического освоения и обобщения материала из различных областей знания - философии, психологии, социологии, этнографии, этнологии и др.

Концепции психоанализа подвергаются критическому разбору также и в советской философской и психологической литературе. Здесь мы назовем лишь часть работ: Ф.В.Басейн. Проблема бессознательного. М., 1968; и ряд его статей; А.Е.Шерозия. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси, 1969, т. І; 1973, т. П; его же. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщению теории психологии. Тбилиси, 1979; Э.Я.Баталов, Л.А.Никитич, Я.Г.Фо-гелер. Поход Маркузе против марксизма. М., 1970; В.И.Добреньков. Неофрейдизм в поисках "истины" (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М., 1974; В.М.Лейбия. Классический психоанализ и неофрейдизм. - В кн.: Буржуазная философия XX века. М., 1974; его же.

Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977; К.Г.Мяло. Левый фрейдизм и современная леворадикальная идеология. - Вопросы философии, 1976, .№ 8; С.К.Рощин. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М., 1980; Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983; и др.

В числе работ, специально посвященных критическому анализу концепций современных французских психоаналитиков, следует назвать прежде всего следующие публикации: Н.С.Автономова. Психоаналитическая концепция Жака Лакана. - Вопросы философии, 1973, \% II; ее же. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Л.И.Филиппов. Структурный психоанализ Жака Лакана и субъект творчества в структурном литературоведении. - В кн.: Теория, школы, концепции. Художественный образ и структура. М., 1975; его же. Структурализм и фрейдизм. - Вопросы философии, 1976, В 3; Ильин Г.Л. Проблема бессознательного в трактовке французского структурализма. - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, т. I. Однако тема "французские марксисты - психоанализ" специально не рассматривалась в нашей литературе, не предпринимались попытки дать историческую типологию основных форм критики французскими марксистами психоанализа, не прослеживались направления этой критики. Правда, в 1975 г. была защищена кандидатская диссертация Н.В.Ряб-цева "Борьба Жоржа Политцера за марксизм-ленинизм против философского идеализма и фашистского обскурантизма". Но и в этой интересной работе автор не останавливается специально на характеристике философских взглядов Политцера, непосредственно связанных с разработкой психологической проблематики и его оценке психоанализа, ибо такая задача выходила за рамки темы диссертации. Между тем опыт, накопленный французскими марксистами в ходе критики психоанализа, представляет интерес как для истории марксистско-ленинской философии, так и для позитивной разработки диалектико-материалистического мировоззрения в целом, ибо критика психоанализа вызвана не только задачами идеологической борьбы, но также необходимостью философского осмысления проблем, поставленных ходом объективного развития общества и практикой научного, в частности психологического познания.

Проблемное поле психоаналитических исследований концентрируется вокруг идеи бессознательного, а последняя, независимо от ее трактовок в психоанализе, стоит в центре внимания целого ряда наук. Спектр трактовок данной проблемы, пожалуй, столь же широк, сколь широк круг предметных контекстов ее обсуждения. Существуют взгляды, полностью отрицающие реальность самой проблемы. Существуют и противоположные взгляды, согласно которым она является центральной в комплексе наук о человеке. Эта многоплановость подходов и предметных сфер делает нелегкой оценку научной значимости проблемы бессознательного и формулировку философско-методоло-гических предпосылок ее адекватной постановки и решения. Тем не менее анализ этих предпосылок необходим,ибо речь идет о реальном феномене. На необходимость такого анализа указывают авторы многочисленных публикаций как в советской литературе,так и на Западе. Об этом,например, говорилось в редакционных статьях трехтомной монографии "Бессознательное: природа, функции, методы исследования" и на Международном симпозиуме по проблеме бессознательного (Тбилиси,1979), в работе которого приняли участие специалисты различных отраслей гуманитарного знания.

Анализ материалов, представленных на симпозиум французскими марксистами, статей, включенных в уже упомянутый трехтомник, а также оригинальных работ философов и психологов марксистов, вы- шедших во Франции, показывает тот большой вклад, который они вносят в решение проблемы бессознательного как путем позитивной ее разработки, так и в ходе критического осмысления соответствующих идей, выдвигаемых психоаналитиками.

В предлагаемой диссертации мы попытались в историко-философском плане проследить еще не отраженные в советской литературе основные этапы и направления критического осмысления французскими марксистами ряда проблем, выдвигаемых психоаналитиками, выявить принципы, определяющие преемственность этой критики, и факторы, детерминирующие разнообразие ее форм.

Современный психоанализ представляет собой весьма сложное, противоречивое направление не только с точки зрения его социально-классовой роли, но и в плане теоретическом. Как подчеркивают советские исследователи, при рассмотрении современных психоаналитических концепций необходимо принять во внимание как те неоспоримые изменения в психоаналитической концепции, которые произошли в ней почти за вековой период ее эволюции в качестве психологической, т.е. научной, или, во всяком случае, претендующей на научность теории, так и тот факт, что несмотря ни на какие метаморфозы психоанализа "как своеобразной психодогической теории его существо как теории философской, как концепции, имеющей определенную ярко выраженную методологическую ориентацию, определенный мировоззренческий аспект, оказалось этой эволюцией не только не поколебленным, но, скорее даже напротив, более зафиксированным, более резко, более зримо заостренным" .

I. Основные направления современной психологической разработки идеи бессознательного (50-70-е годы). - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. I, с. 214.

В силу этого обстоятельства анализ конкретных методик и результатов психоаналитических интерпретаций тех или иных психических феноменов, разграничение между тем, что в этих интерпретациях является реальным, а что - теоретически беспочвенной идеологизацией, становится задачей более сложной, чем критика упрощенных схем раннего фрейдизма. В то же время актуальность этой задачи не вызывает сомнений, поскольку психоанализ как "своеобразная психологическая теория" представляет интерес уже в силу того, что в ее рамках накоплен богатый эмпирический материал, а отдельные схемы и терапевтические методики имеют научную и практическую ценность. Эта внутренняя противоречивость научных и ненаучных тенденций психоанализа является сегодня фактом, который осознают и сами психоаналитики.

Сопоставление основных положений классического психоанализа и их модификаций в современных психоаналитических концепциях показывает достаточно глубокие изменения, которые произошли как в самом психоанализе, так и в его отношении к различным научным дисциплинам. Одни из них связаны с тенденцией к критичности и самоуглубленности психоанализа, с "возвратом к Фрейду", начавшимся после второй мировой войны в известной мере в противовес его откровенно идеологическому использованию, а также с попыткой развить подлинные открытия Фрейда, четко отделив их от спорных социологических и биологических воззрений. Другие связаны с собственным развитием ряда таких научных дисциплин, как, например, лингвистика, этнология, и их взаимодействием с психоанализом. Уже достаточно серьезным фактом является проникновение психоаналитических методов в отдельные научные дисциплины - социологию и социальную психологию, в область исторических исследований. Третьи представляют собой попытку переосмыслить его философский смысл. Во Франции после второй мировой войны характерными в этом плане тенденциями явился экзистенциалистский психоанализ Сартра, наиболее ярко представленный в его философском трактате "Бытие и ничто".

В противовес экзистенциалистскому направлению в 60-х годах большой мировоззренческий резонанс получает структурализм, в частности структуралистский психоанализ Лакана. Методологическая программа структурализма предполагает уже не выявление "подлинной" субъективности, свободной от объективной детерминации, но напротив, очищение объективного от всех субъективистских, антропоцентрических наслоений .

Весьма примечательны также попытки применить психоанализ в о экономических исследованиях (Лиотар) , в социальном анализе ка- питалистического общества (Делёз, І^аттари) , попытки соединить фрейдизм с марксизмом (Фужейролла) .

Естественно, что французские марксисты так или иначе реагировали на эти явления. Накопилась уже немалая марксистская литература, посвященная критическому исследованию психоанализа - работы Ж.Политцера, Л.Сэва, Л.Альтюсера, Б.Мюльдворфа и др. Некото-

См.: Автономова Н.С. О некоторых философско-методологических проблемах психологической концепции Жака Лакана. - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. I.

См.: Lyotard J.F. Economie lxbidinale. Paris, 1974.

См.: Deleuze G. et Guattari F. Oapitalizme et schizophrenie. L'Anti-GB dipe. Paris, 1972. Cm. : Fougeyrollas p. Dix lemons sur Freud. Dacar, 1969. рые из них известны советскому читателю .Но, повторяем, в целом опыт критического разбора французскими марксистами психоанализа специально в отечественной литературе не рассматривался. В частности, ни переведенные кэаиги французских марксистов, ни специальные исследования отечественных авторов не представляют достаточно отчетливо тот факт, что отношение французских марксистов к психоанализу претерпевало определенные изменения, в которых сказывались как общие тенденции развития марксистской философии во Франции, так и эволюция самого психоанализа.

Между тем исторический опыт идейной борьбы французских марксистов вокруг проблематики психоанализа - это опыт борьбы с реакционными идеологическими интерпретациями новых научных данных, это опыт борьбы за развитие психологии на адекватных философских основаниях, опыт борьбы за союз философии и естествознания, за распространение диалектико-материалистического мировоззрения в сложных условиях современной классовой борьбы. Не случайно, например, публикация книги известного французского марксиста, психоаналитика Б.Мюльдворфа "Фрейд" (Париж, 1976) Объединением французских издателей "Ливр клуб Дидеро" (организацией, совсем не склонной к пропаганде взглядов марксистов) оценивается рецензентом журнала "Пансе" как реализация задач, поставленных на

Аржантейском Пленуме ЦК ФКП , а ныне можно сказать, - реализация задач, поставленных ХХП съездом ФКП (1976 г.).

См., например: Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. М., 1980; Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972; Клеман К.-Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976.

См.: Bonnafe-Villechenoiix М. Psychanalyse. -La Репсёе, 1977» зі 191, р. 145.

Б диссертации так или иначе будут затронуты все аспекты отношения французских марксистов к психоанализу, но в центре нашего внимания будут прежде всего философские проблемы, связанные с построением научной психологии. Поэтому в диссертации особое внимание будет уделено изложению психологического материала (прежде всего по проблеме бессознательного). Без содержательного рассмотрения психоаналитических концепций и их эволюции в целом невозможно в достаточной степени уяснить те направления критики, которые последовательно выдвигались на передний план французскими марксистами более чем за 50 лет работы в данной области - от Политцера и психиатров-коммунистов до современных трудов Сэва и Мюльдворфа.

Диссертационное исследование в целом выполнено на основе методологических принципов, разработанных в трудах классиков марксизма-ленинизма. Рассматривая частные вопросы, мы опирались на исследования советских философов и психологов, а также на труды французских марксистов-философов и психологов. Мы руководствовались также установками ЦК КПСС по идеологическим работам.

Диссертация состоит из 3-х глав, введения и заключения.

Психоаналитическая концепция Фрейда: возникновение и развитие

Психоаналитическая концепция Фрейда возникла на рубеже XIX-XX века, в период кризисной ситуации, остро переживаемой практически всей психологической наукой. В противовес внутренней ограниченности ассоцианистских установок появлялись такие психологические направления, как гештальтпсихология, бихевиоризм, французская социологическая школа, "понимающая" психология. Все эти исследовательские программы были направлены против существующих трактовок предмета и метода психологических исследований и в целом характеризовались попытками преодолеть механицизм и субъективизм традиционной психологии.

Однако попытки построить в рамках этих программ общую психологическую теорию ограничивались лишь фиксацией тех или иных моментов психической реальности. Фрейдовская концепция бессознательного также не была среди них исключением. Однако она обладала одной чертой, которая выделяла ее на фоне других концепций и которая позволяет объяснить, почему она получила столь широкое распространение.

В конце прошлого - начале нынешнего века были достаточно широко известны те феномены психики, которые обозначаются термином бессознательное. Задача выявления роли неосознаваемых психических явлений в поведении человека ставилась не только в психологических, но и в различных философских системах . Поэтому об I. См. подробнее: Басейн Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968; Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977. ращение Фрейда к "скрытым" явлениям человеческой психики, так или иначе зафиксированным на протяжении многих веков, не было чем-то новым или неожиданным. Но даже в тех случаях, когда бессознательное выдвигалось в качестве объясняющего фактора, путей к осмыслению его особенностей и закономерностей, к его строгой концептуализации не предлагалось. Значение фрейдовского обращения к феномену бессознательного заключалось не в простом указании на его существование, но прежде всего в попытках концептуализации этой сферы, в стремлении построить психологическую концепцию, которая смогла бы с единой позиции интерпретировать обширный эмпирический материал и задать направления его исследования. В этом плане в отношении открываемых перспектив освоения известного и раскрытия нового эмпирического материала исследовательская программа Фрейда была достаточно эффективной. Высокая степень когнитивной эффективности в указанном плане с самого начала выделяла концепцию Фрейда среди прочих психологических направлений того времени.

Вместе с тем, проясняя причины обширного распространения и "интеллектуальной" популярности концепции Фрейда необходимо указать на тот факт, что широкая программа анализа человеческой психики, вплоть до анализа ее бессознательных слоев, предложенная Фрейдом, была отражением и следствием тех интеллектуальных и духовных процессов, которыми характеризовался конец XIX - начало XX века. Здесь следует принять во внимание следующего рода зависимости. Конкретный социальный импульс к оживлению проблемы бессознательного следует искать прежде всего в нараставшем разочаровании в возможностях "разума" сознательно и целесообразно руководить индивидуальным поведением человека и его общественными отноиениями . Распространению представления о субъекте, познавательные акты которого абсолютно охватывают сферу его бытия, способствовала внутренняя установка классической философии, выразившаяся в отношении к миру как к разумному в своих основаниях. Однако специфические условия социальной организации современного капитализма (усиливающееся чувство беспомощности разума перед лицом непонятных причин, периодически возникающих экономических кризисов и социальных конфликтов) расшатывали представление о безусловных достоверносгях познания. Последствия изменения социально-экономической ситуации для всей системы духовной жизни достаточно сильно давали о себе знать уже в начале века. Сегодня, когда эти изменения раскрываются в полной мере, в современной буржуазной философии речь идет уже "не о рефлексивном извлечении из глубин привилегированного, абсолютного, социально не искаженного сознания универсальных истин, истин-программ, которые затем ориентируют непросвещенную массу. Речь идет, напротив, о прояснении сознания, "заброшенного" в наличный социальный мир, претерпе 2 вающего его массированное воздействие" . Установка на отрефлек тированность всех мыслительных процедур, свойственная классической философии нового времени, сменяется представлением о несамоочевидности соизмеримости сознания с внешним миром. Предметом специального исследования становятся сами мыслительные процессы, которые до этого времени рассматривались как нечто абсолютно дан ії. См. подробнее: Димитров Хр. Психоанализ и философия. - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. I, с. 282. 2. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. - В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972, с. 63. ное; разум перестает быть абсолютным центром человека - в его действии обнаруживается значительная роль бессознательных зависимостей и связей.

Эта неклассическая линия самоосознания очень ясно прослеживается наряду с экзистенциализмом и феноменологией во фрейдовской концепции бессознательного. В ней отчетливо демонстрируется несамостоятельность мыслительных процедур, наличие скрытых механизмов, которые не попали в сферу сознания, но тем не менее оказывают мощное воздействие на поведение человека. Предложенная рейдом система анализа человеческой психики выдвигает на передний план наряду с сознанием идею бессознательного как особую форму отношения к действительности.

Особенности психоаналитического движения во Франции

Отмеченные в предыдущем параграфе попытки Фрейда найти способы перевода бессознательных оснований человеческой психики в сферу сознания, попытки прояснить мотивационную природу человека путем расшифровки языка бессознательного по существу вели к пересмотру основных положений как описательной, так и объяснительной психологии.

Вместе с тем эти попытки не могли не вызвать весьма разнородную реакцию со стороны медицинских кругов и широкой публики, поскольку с самого начала фрейдовская концепция выступала в качестве теоретического основания определенных терапевтических техник. Психоанализ самым непосредственным образом включал в себя слой практических рекомендаций и никогда не мыслил себя абстрактной теорией. Именно благодаря этому обстоятельству различия в отношении к психоанализу всегда выходили далеко за рамки академических споров. Диапазон этих отношений был весьма широк: от полной готовности принять психоанализ без каких-либо существенных коррективов до полного отрицания в нем каких-либо позитивных моментов.

На протяжении почти векового развития психоанализ то низвергался с пьедестала, то вновь превозносился в качестве единственно адекватного психологического направления, способного объяснить все проявления человеческой психики. Причем процесс этот протекал по разному в различных культурных регионах, налагаясь на специфические и интеллектуальные традиции.

Расширение зоны влияния психоанализа, как уже отмечалось, шло весьма противоречивыми путями. Примечательным в этом плане представляется французское психоаналитическое движение. Пожалуй, ни в одной стране психоаналитическое учение Фрейда не было встречено с таким длительным и жестким сопротивлением, а затем, получив признание, столь интенсивно распространялось. Первоначально против психоанализа во Франции выступили единым фронтом медицинские и университетские круги. Причем основным возражением было утверждение о том, что психоанализ несовместим с "латинским" духом. Исключение составляли литературные сферы, которые встретили психоанализ достаточно благосклонно, в частности Андре Бретон устанавливает прямой контакт с Фрейдом. Лишь к концу второй мировой войны к психоанализу обращаются различные философские, психологические и психиатрические течения.

В целом историю психоаналитической мысли во Франции условно можно подразделить на три периода : I) с начала века до конца второй мировой войны, когда основные усилия были направлены на введение, защиту и приобретение определенной известности, 2) в период с 1945 по I960 г. речь идет уже не о признании, но скорее об углублении французскими авторами фрейдовской концепции , 3) с 60-х годов одним из важных вопросов выступает подготовка кадров, оказавшая существенное влияние на последующее развитие психоанализа во Франции.

Б теоретическом плане в первый период деятельность французских психоаналитиков характеризовалась переводами основных работ Фрейда (ведущим переводчиком становится Анна Берман), изучением психических расстройств в свете психоаналитической концепции, первыми попытками лечения новым методом в государственных учреждениях, в частности, в психиатрической больнице Св.Анны под руководством А.Клода и, наконец, интенсивным проникновением психоаналитических идей в литературные и художественные сферы.

Первая публикация Фрейда на французском языке "Психические механизмы навязчивых идей и фобий и их этиология" появляется в 1895 г. Некоторые материалы на французском языке были подготовлены швейцарскими авторами Меде, Клапаредом, Флурну, появляются статьи, содержащие либо сдержанный намек на симпатию (Рибо), либо с решительными выступлениями против (Жане).

В первой статье французского автора Моришо-Бюшо "Причины сердечных неврозов" (1909) робко затронуто понятие переноса; правда, он был скорее защитником идей Фрейда, нежели собственно

I. Правда, как считают сами психоаналитики, поиски французских аналогов фрейдовской терминологии повлекли за собой в ряде случаев искажение смысла самой доктрины. А это в результате практически привело к отсутствию комплексного и систематизированного французского перевода работ Фрейда.

Жорж Полжцер: "Конкретная психология" против психоанализа.

В предыдущих главах мы уже отмечали, что современное отношение французских марксистов к теории и практике психоанализа характеризуется определенным изменением форм критики. Мы отмечали также тот факт, что трансформация подхода к оценке психоанализа обусловлена в первую очередь пониманием весьма сложной взаимообусловленности научного и социально-философского слоев этой доктрины. За этой "простой" дихотомией, в контексте которой психоанализ признается (с теми или иными модификациями) эффективным лишь в качестве метода психологических исследований, но не-приемлимым в его социально-философской (как бы отчужденной от терапевтических задач) части, при внимательном анализе обнаруживаются более сложные взаимозависимости и связи.

Подчеркнем сразу: отношение к исходным идеалистическим установкам психоанализа и к возникшим на базе этих установок идеологическим наслоениям всегда носило у французских марксистов негативный характер. Но вместе с тем ими было зафиксировано, что идеалистический слой психоанализа не во всех своих пунктах инициирован внешними для научного слоя факторами, так что задача критики психоанализа не может быть ограничена просто разведением науки и идеологии. Кроме того, общие философские установки психоанализа не совсем однозначно определяют гипотезы и теоретические конструкции среднего уровня и в определенных рамках могут стимулировать научный прогресс.

Когда речь вдет о целостном духовном образовании, обладающем определенными возможностями развития и, стало быть, собственной историей, а психоанализ именно таков, необходимо иметь в виду известное ленинское замечание об "умном идеализме" и "глупом материализме": "Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм" . Не приняв во внимание эти важные обстоятельства, нельзя правильно, хотя бы и в общей форме, оценить взаимоотношения между марксистами и психоаналитиками.

Весьма примечательно также и то, что новые направления критики психоанализа в связи с появлением марксистских работ по теории личности связаны с попытками теоретического и практического осмысления с диадектико-материалистйческих позиций круга проблем, выдвигаемых психоаналитиками и ориентированными на психоанализ специалистами из различных областей знания. Не простое отрицание идеализма, но последовательное вытеснение его позитивными результатами материалистической психологии становится магистральным направлением критики психоанализа в 70-80-е годы. Очень важно здесь отметить, что такое направление критики встречает отклик и даже понимание, как уже отмечалось, у части психоаналитиков.

Вполне естественно, что критический подход французских марксистов к психоанализу сопровождается пересмотром, либо уточнением ряда собственных позиций.

Для марксистской критики конца 40-х - начала 50-х годов показательной является статья психиатров-коммунистов, опубликованная: в марксистском журнале "Нувель критик" под названием "Психоанализ - идеология реакционная". Основной пафос этой статьи заключался в следующем: психоанализ остался в плену у классовой идеологии и в частности, в плену у "идеалистической концепции отношений между индивидом и обществом" , а между тем всякое учение, пытающееся объяснить это отношение на основе концепции природы изолированного человека (что и делает психоанализ), заведомо извращает смысл проблемы. В этом решающем вопросе авторы заявления полностью солидаризировались с высказыванием Политце-ра о том, что "психоанализ пытается объяснить историю психологией, вместо того, чтобы объяснять психологию историей". Это положение послужило основой их вывода о том, что психоанализ не только не выполняет своего намерения создать глубинную психо логию, но остается психологией "кажущегося" , а психоаналитическая техника может предложить больному "лишь мнимое освобождение в воображаемом мире" ,.

В целом такая оценка психоанализа сохранила свою актуальность и на сегодняшний день. События 1968 г. еще раз подтвердили верность предположений Политцера, а вслед за ним психиатров-коммунистов о тесной связи между психоанализом и идеологиями социальной и политической мистификации - связи, истоки которой следует разоблачать со всей последовательностью. Однако изменившаяся с 60-х годов социально-экономическая ситуация в развитых капиталистических странах и, в частности, во Франции, выдвинула перед коммунистическими партиями новые задачи в области идеологической борьбы и разработки гуманитарной проблематики. Особого внимания в этом плане заслуживает научный коллоквиум "Ленин и научная практика" (1971 г.), организованный к ленинскому юбилею Марксистским учебно-исследовательским центром. Один из основных выводов коллоквиума состоял в указании на необходимость выработки новых форм взаимодействия между марксистской философией и конкретнонаучными исследованиями, в частности, психоанализом.

Так, В.Лафит в своем выступлении отмечал интерес некоторых марксистов к проблемам, которые разрабатываются в рамках психоанализа. Этот интерес обусловлен, по его мнению, тем обстоятельством, что Фрейд снял табу с весьма существенной области человеческих отношений и поставил ряд важных проблем, в частности, проблему сексуальности, сна, обмолвок, остроумия, бессознательного и психоневрозов. Вместе с тем В.Лафит отмечал, что ответить на эти вопросы в рамках идеологизированной конструкции фрейдизма не представляется возможным, поскольку эти конструкции мифологизированы и не поддается научной верификации. Тем самым они подрывают возможность научного развития данной области исследования.

Научная концепция личности, исходящая из того, что личность есть совокупность общественных отношений, не может принять способы обсуждения проблем, практикуемые в рамках психоанализа. Она должна найти собственные формы обсуждения данной реальной проблематики. Здесь, подчеркивает Лафит, следует иметь в виду развитие ребенка в психофизиологическом плане, его отношение с родителями, его идентификацию со взрослым, роль языка, социальные отношения, не прибегая при этом ни к комплексу Эдипа, ни к стадий: инфантильной сексуальности, т.е. к тем формам, в каких эти реальные аспекты жизнедеятельности предстают во фрейдовской конструкции. Роль влечений, инстинктов, эффективности следует рас- сматривать в рамках глобальной концепции личности, разрабатываемой на основе марксистского подхода: научное исследование проблемы бессознательного должно представлять собой анализ детерминант, определяющих поведение человека .

Ясно, что изменение и конкретизация проблематики психоанализа потребовали от марксистов не только критики идеологических напластований, но и конструктивного анализа собственно проблемного содержания этой доктрины. А это уже иной уровень критики. При этом французские марксисты руководствуются не только и не столько логикой развития психоанализа, сколько прежде всего имманентными потребностями развития психологии и развития самого диалектического материализма, ибо, как отмечал В.И.Ленин, психология является одной из тех областей знания, "из которых должна сложиться теория познания и диалектика" .

Задача заново оценить политцеровскую критику, заявление психиатров-коммунистов и понять причины жизнеспособности психоанализа была вызвана еще и тем обстоятельством, что среди психоаналитиков стали нарастать научные тенденции к переоценке теоретических оснований собственных доктрин. Здесь прежде всего следует выделить лозунг "возврата к Фрейду", предполагающий отделение подлинных открытий Фрейда от его весьма спорных биологических: и социологических воззрений, а также в известной мере плодотворное взаимное влияние психоанализа и ряда гуманитарных наук.

Марксистская теория личности и мировоззренческие границы психоанализа (Л.Сэв)

Весьма перспективную попытку марксистской разработки теории личности в связи с критикой психоанализа мы находим у Л.Сэва. Мы не будем разбирать подробно его фундаментальное исследование "Марксизм и теория личности", появившееся в 1969 г. непосредственно перед рассмотренной дискуссией 70-х годов. Анализ проблем человека, личности и гуманизма, предпринятый в этой работе, будет интересовать нас только в определенной плоскости. Здесь мы попытаемся лишь проследить диалектико-материалистическую линию в исследовании личности, в частности, проследить идейную связь мевду творчеством Политцера и Сэва в разработке этого вопроса и представить в данном контексте критическое рассмотрение современных интерпретаций и решений, предлагаемых в рамках психоанализа.

Важным основанием для пересмотра методов марксистской критики психоанализа является, как подчеркивает Сэв, существовавшая в 50-х годах тенденция к схематизации и недооценке "сложности тех отношений, которые могут существовать мевду работами, имеющими хотя бы отчасти научный характер, с одной стороны, и функциями идеологической мистификации, которые они, хотя бы и бес-сознательно, выполняют, - с другой" . Эта тенденция наиболее ярко прослеживается в упомянутом Заявлении психиатров-коммунистов: "Что бы ни думали... некоторые психоаналитики, искренне верящие в бескорыстность того, что они называют своей наукой, невозможно отделить психоанализ от его политического использования, хотя бы кое-кто и был готов отвергнуть это использование как фальсификацию" . Сэв не отбрасывает эту оценку, поскольку, действительно, связь мевду основными положениями Фрейда и их использованием не является случайной и чисто внешней, а, напротив, очень тесной и прочной. Поэтому определение позиций прошлых лет как схематичных вовсе не означает отказа от фундаментальных принципов марксистской критики идеологии.

Вместе с тем, подчеркивает Сэв, сколь бы тесной ни была связь мевду "научным зерном и идеологической шелухой", необходимо прилагать усилия для того, чтобы отделить их друг от друга. Причем необходимость этих усилий, по крайней мере отчасти, связана с углублением внутри самого психоанализа научных представлений о тех реальных характеристиках человеческой психики, которые так или иначе были им зафиксированы. Изменение отношений французских марксистов к психоанализу происходит, таким образом, в той мере, в какой марксизм сам выступает в качестве философской основы разработки психологической проблематики (в частности теорию личности) , а психоанализ очищается от "приспособительных" наслоений, и выражает развитие наук о человеческой психике, т.е. - эволюция направлений марксистской критики лежит в рамках оценки тех элементов в психоанализе, которые связаны с научной теорией. Вне этих рамок никакой эволюции марксистских оценок психоанализа не происходит. И с этой точки зрения, как подчеркнул Сэв на упомянутой выше дискуссии 70-х годов, осмысление психоанализа с позиций исторического материализма не является внешним для теоретических вопросов психологии.

По мнению Сэва, теоретическая задача, возникающая в данной ситуации, состоит в четком определении предметных областей исторического материализма и психоанализа. Распространенная (и весьма упрощенная) точка зрения, согласно которой предметом исторического материализма является общество, а психоанализа - индивид (личность), недостаточно корректна, ибо, подчеркивает Сэв, марксистская социология является основой наук не только об общественных отношениях, но и основой теории "общественно-экономи ческих форм индивидуальностей". Именно такое понимание позволяет говорить о возможности теоретического сопоставления исследований о бессознательном и марксистской науки о социально-исторических структурах. Именно такой подход, считает французский марксист, позволяет по-новому подойти к вопросу об обновлении отношений между марксистами и психоаналитиками.

Правда, некоторые марксисты, конкретизируя этот аспект проблемы и совершенно верно подчеркивая неправомерность тезиса о двух различных, но дополняющих друг друга доктринах, одна из которых страдает отсутствием индивидуального, а другая отсутствием коллективного, все же излишне "уравнивает их в правах" . Речь должна идти не о дополнении этих теорий друг другом, не о выведении одной из другой на основе существующих предпосылок, речь должна идти о создании новой формы взаимоотношений между марксистской и психоаналитической теориями.