Введение к работе
Актуальность темы исслепования. Одной из характеристик
современной культурной ситуации в нашей стране является пробу-адение интереса к отечественным и зарубежным философам, учешін которых раньше решительно отвергались как проявление враждебной идеологии. Сейчас происходит отказ от установившегося представления, согласно которому мир разделен на две противостоящие друг другу системы — капитализма и социализма — борьба между которыми составляет основное содер:кание нашей упохи. Осознает -ся настоятельная необходимость диалога с культурам, основан -ными на иных принципах.
Однако несомненно, что главной причиной интереса к мыслителям, которых принято называть "немарксистскими", является не просто стремление восстановить прерванную культурную традицию или вступить в диалог с другими культурами. Кризисное состоя -ниє, в котором находится наше общество, требует постановки и разрешения ряда проблем, которые раньше либо вообще не ставились, либо предлагалось их псёвдорешение.
- В этой связи становится весьма актуальным обращение к опыту крупнейших европейских философов начала XX века, в чьих грудах было проанализировано начало тех процессов, которые во многом определяют сейчас облик нашей жизни. Это обращение обусловлено в настоящее время не стремлением каким-то образом показать несостоятельность их концепций, но главным образом попыткой использовать предложенные ими идеи для осмысления наших проблем. Однако следует подчеркнуть, что критический анализ несомненно необходим,-уже в силу того, что нас разделяет с философами на -чала века досгагочно насыщенный событиями промежуток времени, и мы располагаем гораздо большим опитом тех процессов, зарождение которых они описали.
Одним из .мыслителей, оказавшим большое влияние на развитие европейской философии XX века, является X. Ортега-и-Гассет, Наиболее широкое распространение получили его идеи в области теории культуры, прежде всего теория дегуманизации искусства и восстания масс. Что же касается значения Ортеги для культуры Испании и латинской Америки XX века, то его трудно переоценить. Большинство сколько-нибудь заметных современных испанских философов являвтся либо учениками Ортеги, либо продолжателями его идей. Можно сказать, что он создал испанскую философию как та-
новую. Даже те испанские и латиноамериканские мыслители, которые критикуют Ортегу, пользуются как правило его языком. Большое влияние на культуру Испании оказала просветительская деятельность Ортеги. Он основал несколько журналов и издательств, принимал активное участие в политической жизни страны, по его инициативе на испанский язык были переведены работы ряда европейских философов. Большинство произведений Ортеги — это тексты газетных и журнальных статей, а также лекций и выступле -ний, в которых он пропагандировал свои взгляды. Долгов время, философия Ортеги была в Испании единственным учением, противостоящим официальной франкистской идеологии. Многие ортеговские идеи воспринимались на Западе как руководство к конкретным политическим действиям. Об актуальности учения Ортеги для- современной культурной ситуации в нашей стране свидетельствует та острая заинтересованность, с которой обсуждается в печати его наиболее известная работа "Восстание масс".
Степень разработанности темы. Анализу философии Ортеги посвящены многочисленные исследования. Значительную часть из них составляют работы учеников и последователей Ортеги: Х.Л, Аран-гуэна, Х.Гаоса, П.Гарагорри, М.Гранеля, П.Лаина ЭнтральгоД.Ма-риаса и других. В целом на Западе произошла эволюция в исследованиях от изложения общей системы взглядов Ортеги и защиты их от нападок реакционных католических философов к анализу отдельных проблем его учения.
Что касается концепции культуры Ортеги-и-Гассета, то по свидетельству самих западных авторов,' это наименее исследованная часть его философского наследия. Взгляды Ортеги на культуру рассматриваются в большинстве случаев только в' связи с его концепциями перспективизма и соотношения идей и убеждений.
. Следует отметить, что при всей тщательности анализа и достаточно бережном отношении к мыслям самого Ортеги у больший -ства западных исследователей отсутствует, как правило, по от -ношению к ним критическая дистанция.
Совершенно иной подход к анализу философии Ортеги прима -нялся в марксистской литературе. Критика взглядов Ортеги с марксистских позиций дана за рубежом в работах С.Леви, Е.Гурского, Э.П.Агости, Л.Грудзинского, У.Рутковского, Л.Копринарова и др. Б наиеіі стране работ об Ортеге вышло к настоящему времени боль-Л9, чем обо всех остальных испанских философах вместе взятых.
1 Основное внимание уделяется рассмотрению его социально-политических взглядов, прежде всего критике теорий дегуманизации искусства и восстания глее. Они анализировались в работах Г. К. Ашшіа, Н.Д.Бондаренко, И.П.Гайдекко, Н.А. Дмитриевой, К.;.\.Долгова, Ю.Н.Давыдова, 0.В.Журавлева, А.Б.Зыковой, РЛ.Капланова, А.Г.Кутлунина, В.Ы.Силгаяаса, П.АЛ'ертеряя и др. В работах В.Б. Карьевой-Угринович, А.Б.Зыковой, А.Г.Кутлунина, Н.Д.Бондаренко рассмотрена концепция человека Х.Ортеги-и-Гассета, в работах ІІ.И.Гаіідешсо, А.Б.Зыковой, В.С.Гурьева, А.Г.Кутлунина, Л.К.Ку-личенко, А..Л.РуткеЕича — его взгляды на историю, в работах А.Б.Зыковой — концепция жгізни, в работах И.А.Тертеряя и А.Б. Зыковой — влияние Ортеги на латиноамериканскую философию. Вышла тагске книга А.Б.Зыковой "Учение о человеке в философии Х.Оргеги-и-Гассета", в которой дается систематический анализ ортеговской философии.
Взгляды Ортеги на культуру затрагивались в той или иной мере в работах многих советских авторов, так, например, Н.Д. Бондаренко писал о них в связи с критикой ортеговской теории восстания масс, а И.А.Тертерян — в связи с рассмотрением влияния его культурологии на латиноамериканскую мысль XX века. Однако специально концепция культуры Ортеги-и-Гассета анализировалась только в работах К.,'Л.Долгова и А.Б.Зиковой . Но и о ти работы нельзя, па наш взгляд, считать исследованиями собственно концепции культуры Ортеги. К.У.Долгов, считая, что уче -ние Ортеги принадлежит к философии культуры, излагает в своей статье его общефилософские взгляды. В работе А,Б.Зыковой рас -смотрени отдельные аспекты ортеговской концепции культуры, основное внимание уделяется учении о человеке. Таким образом, отмечая определенные достижения советских философов в исследовании концепции культуры Ортеги, ш считаем, что работа в данном направлении долина продолжаться. Предце всего необходимо дать ео целостный анализ с точки зрения тех процессов, которые про -исходят сейчас в жизни нашего общества.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ предложенной Ортегой-и-Гассетом концепции, куль туры как
j -—!— —
См.: К..!.долгов. Философия культуры и сістетика Хосе Орте -ги-и-іассета. -- В кн.: О современной буржуазной зстэтике.шп. п:„ІМ 'ій«Г *" a""b0 и Р33!' Человек и культура в кв.: А.Б. 1978^-- С? Ш--ізТБеКе Б ф1Иё'СОфЯИ ^-Ортеги^-Гассета. Гл.,
совокупности ответов на проблемы человеческой жизни, а также его трактовки кризиса европейской культуры XX века, основные характеристики которого. во многом определяют современное состояние нашего общества.
Б соответствии с целью диссертации определяются основные исследовательские задачи:
рассмотреть концепцию культуры Х.Ортеги-и-Гассета в контексте тех проблем, которые остро встали в жизни Испании на рубеже XIX—XX вв.;
проанализировать описанную Ортегой структуру человеческой жизни как радикальной реальности и рассмотреть на этой основе различные аспекты связи культуры и жизни в его философии;
определить характер интерпретации Ортегой кризиса европейской культуры начала XX века;
раскрыть смысл понимания Ортегой дегуманизации искусства и его трактовки теории относительностии Эйнштейна как про -явления новых тенденций в культуре;
—рассмотреть теорию восстания масс как отражение реальных процессов, происходящих в жизни европейского общества, выяснить политический смысл этой теории.
В качестве методологической и теоретической основы диссертации были использованы положения К.гЛаркса и Ф.Энгельса,прежде всего выдвинутые ими в "Немецкой идеологии" и в работах.по-священных анализу социально-политической обстановки в Испании XIX века. Правомерность такого подхода видится в том, что проблемы, поставленные Ортегой, сходны с разрабатываемыми классиками марксизма в их ранних произведениях. Вместе с тем, учитывая тот факт, что у Ортеги имеются принципиальные расхождения с Марксом, о которых говорил он сам, мы считаем, что многие его идеи не могут быть прямо интерпретированы в терминах марксистской философии. В противном случае они кажутся иногда просто нелепыми, и возникает вопрос,как человек,выдвинувший подобные-положения,может входить в число крупнейших мыслителей XX века. Автор диссертации опирался на работы советских и зарубежных исследователей, посвященные анализу философии Ортеги, в частности К.М.Долгова, А.Б.Зыковой, И.А.Тертерян, Е.Гурского, Х.Мариаса.
Цаучная новизна исследования. Научная новизна диссерта -ционпого исследования заключается в том, что в нем впервые в
советской литература предпринята попытка осуществить целостный анализ концепции культуры Х.Ортеги-и-Гассвта на основе рассмотрения предложенного им описания структуры человеческой жизни как радикальной реальности и его трактовки европейского кризиса начала XX века как перехода к новому типу культуры. Конкретно это выразилось в следующем:
- определено место концепции, культуры Х.Ортеги-и-Гассета
в контексте проблем общественной жизни Испании на рубеже Xli. — XX вв.;
концепция культура Ортеги рассмотрена на основе анализа его теории человеческой .таэнн как радикальной реальности;
предпринята попытка дать целостный образ культуры в фа -лософии Ортеги посредством рассмотрения различных аспектов взаимоотношения культуры и жизни;
раскрыт смысл интерпретации Ортегой европейского кризи -са начала XX века как перехода к новому типу культуры;
рассмотрена связь теории относительности Эйнштейна и ор-теговской концепции перспекгивизма;
выявлена связь положений теории дегуманизации искусства с творчеством художников-авангардистов;
теория дегуманизации искусства и трактовка Ортегой тео -рии относительности Эйнштейна рассмотрены как результат стремления испанского философа охарактеризовать новые тенденции в культуре XX века;
проанализирован характер трактовки Ортегой в его теории восстания масс, процессов, происходящих в европейском обществе в 20-е годы нашего века, дана опенка отой теории.
Основные полонення. выносимые на защиту. В процессе реие -ния поставленных в диссертации задач были сформулированы еле -дующие положения, выносимна на защиту.
концепция культуры Х.Ортсги-и-Гассега возникла как ре -зультат стремления философа найти выход из того кризисного по -ложения, в котором оказалась Испания в .начале XX века. Зто во многом предопределило характер трактовки исследуемых Ортегой проблем, а также ее своеобразие и значимость для последующей философской и культурологической мысли;
глаьной задачей своей философии Ортега считал "преодоле -низ идеализма", который отождествлялся им с субъективизмом и интерпретировался как попытка построить философию на основе ана-
лпза человеческого сознания. Однако ""преодоление'" означает для него не отбрасывание идей предшествующих мыслителей, но их дальнейшее развитие.' Концепция культуры Ортеги строится на.основе развития того ее понимания, которое было выработано Г.Ко-геном:
-"преодоление идеализма" Ортегой выразилось в частности в том, что он стремился вывести культуру из структуры человеческой жизни. Посредством описания жизненных функций культуры он создает ее целостный образ;
понимание кризиса европейской культуры как упадка не является основным для Ортеги. Он характеризует его как состояние перехода, свидетельствуодее о жизненной силе европейского общества, его способности создать новый тип культуры;
теория относительности Эйнштейна и дегуманизация искус -ства интерпретируются Ортегой как проявления новых тенденций в культуре. Посредством их анализа испанский философ во многом верно определил характерные черты искусства и науки XX века;
Ортега не был "теоретиком модернизма", как это считают многие советские и зарубежные авторы. Его теория дегуманизации искусства является результатом достаточно критического описа -ния новых тенденций в искусстве XX века;
теория относительности Эйнштейна анализируется Ортегой с позиций созданной им концепции перспективизма. Философ всячески подчеркивает свою близость к положениям Эйнштейна. Однако понимание ими реальности совершенно противоположно, и Ортега близок Б ЭТОМ ВОПрОСе Скорее Н.Бору, О КОТОРЫМ ЭЙНШТеЙН П0Л8МИЗИ-
вал;
- несомненная прогрессивность концепции перспективизма Ортеги заключается в том, что исходя из нее, он провозгласил ценность и уникальность каждой культуры. Именно это полоиение ор-теговской философии явилось главной причиной ее широкого рас -пространения в странах Латинской Америки;
- положения созданной Ортегой теории восстания масс, при
всем их откровенном антидемократизме, не могут служить основа -
нием для обвинений его в реакционности. Однако в силу того, что
Ортега применил для описания процессов, происходящих в европей
ском обществе начала XX века, неадекватную терминологию, пред - ^
ложеннніі им выход из кризиса является весьма сомнительным.
Научно-практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что она посвящена малоисследованной, актуаль -
' 8
ной б практическом и теоретическом отношении теме. Ее результаты могут быть использованы в рамках разработок по теории куль -тури и современной философии.
Положения и выводы диссертации могут применяться в процессе преподавания отдельных тем курсов по истории современной западной философии, эстетике, философски;,! проблемам естестсозна -нет, социологии, истории культуры, а также различных спецкурсов, для студентов философских специальностей.
Атг.юб'тил работ;;. ;лссерташш обсуждалась на кафедре исто -рий философии и логики Ы/ им. L.Л.Ленина. Основные поло.-.іошія и выводы исследования излагались в выступлениях на УІ Всесоюзной ко!:ф-рз::ци:: аспирантов, соискателей и чо.чоднх ученых /миокьа, май 1Э8Э г./.первых Заславских чтениях /оаслаъье, май Іь69 і-./, научно-теоретической конференции "Человек и духовные ценности" /Кишинев, май 1990 г./, X Всесоюзной конференции "Логика, методология, философия науки" /'Динок, сентябрь 1990 г./, Всесоюзной конференции "Проблемы психологии творчества в работе с людьми" /Гродно, октябрь 1990 г./.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем текстовой части диссертации 126 страниц машинописного текста, список литературы — 26 страниц.