Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Гребнева Галина Александровна

Эволюция философских взглядов И. А. Ильина
<
Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина Эволюция философских взглядов И. А. Ильина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гребнева Галина Александровна. Эволюция философских взглядов И. А. Ильина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 : Екатеринбург, 2004 153 c. РГБ ОД, 61:05-9/147

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление философских взглядов Ивана Александровича Ильина и этапы философского творчества

1. Теоретические и методологические основы философского мировоззрения И.А.Ильина - 18

2. Православная метафизика и политико-философские идеи — 48

Глава II. Проблемы философского человековедения

1. Сущность и существование человека — 70

2. Философско-педагогические проблемы: реальное формирование человека и его сохранение - 112

Заключение - 135

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец XIX - начало XX ознаменовался глубоким кризисом5 охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха творческого подъема в поэзии и философии после периода упадка. Никогда еще не были так сильны смешания и всякого рода прельщения. Русскими душами овладевали предчувствия надвигающихся катастроф. Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии, обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождавшийся чувством неблагополучия и неустойчивости . Те истины и критерии, которые были открыты и сформулированы в XIX столетии, ныне уже не удовлетворяли. Требовалась новая политическая и социальная концепция, новый взгляд на науку и искусство, новое истолкование событий исторического значения и сил истории. Цензура власти (церковной, царской, социалистической) заставляла философию облекаться в одежды публицистики, критики, научной теории.

Сегодня мы вновь и вновь ищем причины постигших нас несчастий и разочарований, пытаемся найти ответы, пытаемся применить различные рецепты для «врачевания» множественных ран. Обращение к творчеству нашего изгнанного соотечественника, к наследию вдумчивого ученого и

философа Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954 гг.) дает ответы на многие вопросы. Философское наследие И.А. Ильина подарило нам тщательнейший анализ, разбор постигшего нас упадка и указало путь исцеления.

Блестящий русский философ начала века Иван Александрович Ильин позже других стал известен современному российскому читателю. К сожалению знакомство с творчеством Ильина до сих пор ограничивается в основном его правоведческими, политологическими и социологическими взглядами. Достоянием научной общественности стали поздние публицистические статьи, в которых И.А. Ильин выступает одновременно и как проницательный критик тоталитарной системы Советского Союза, идеологии большевизма, и как творец консервативной утопии. Эта утопия состояла из веры в возможность возрождения России только через отрицание западной демократии и западной культуры, через национальное обособление, через восстановление дискредитированных самой историей ценностей (в духе идеала «самодержавие — православие — народность»). Это поздние выводы Ильина. Если обратиться к раннему творчеству философа, мы обнаружим его пристрастие к противоположным взглядам: возможность построения современного общества на основе западных идеалов демократии и экономики. В связи с этим возникает необходимость рассматривать динамику философского творчества И.А. Ильина, эволюцию его философских взглядов, чтобы избежать неполноты и односторонности оценочных суждений.

Современные дискуссии о путях развития новой России по эмоциональности, непримиримости, стремлением к однозначным и крайним выводам очень близки к чертам публицистики и характеру многих философских произведений Ильина. В связи с этим его имя стало часто использоваться в контексте современных политических споров как аргумент в пользу той или иной точки зрения.

Актуальными на сегодняшний день остаются размышления И.А. Ильина о возрождении России, об опасности ее национального расчленения, об уроках «русского опыта», о русской Академии и многие другие. Однако в исследовательской и публицистической литературе отмечается явное стремление «спрямить» и «осовременить» творческое наследие мыслителя, что приводит к значительному искажению его образа и его идей.

Эпоха, в которой довелось жить Ильину, была уникальной по количеству переломных для истории событий, по масштабу переживаемых европейской цивилизацией, и Россией в частности, катаклизмов. Все это не могло не сказаться на мировоззрении философа, который своей главной задачей считал осмысление трагической судьбы человека в истории. Даже поверхностный анализ его творческого пути свидетельствует о наличии значительных различий в его убеждениях в разные периоды жизни. В связи с этим правильная оценка взглядов Ильина, его подлинного значения в развитии русской культуры и истории русской философии возможна только через адекватное восприятие всей неоднозначности его творчества. Адекватно понять и правильно оценить творчество И.А. Ильина и его эволюционный путь в философии возможно только через понимание глубины тех мучительных духовных исканий, которые, в конце концов, заставили его отречься от многого в своем прошлом. Нельзя забывать о глубоком внутреннем переломе, произошедшим у Ильина в конце 20-х годов (после высылки Ильина из Советской России), который привел к тому, что философ, первоначально ориентировавшийся почти исключительно на западную философию, весьма вольно трактовавший христианскую традицию, всем своим образом мыслей связанный с западной культурой, с традициями западного либерализма, превратился в проповедника национально-монархического, почвеннического консерватизма, в истового приверженца ортодоксального церковного православия. Попытки игнорировать этот перелом, замалчивать сложность и даже трагичность творческого и жизненного пути Ильина, попытки представить его образ в виде своеобразного «лика», однозначного и неизменного в своей православной «святости», ничего общего не имеют с серьезным научным анализом наследия великого русского мыслителя.

Изгнанный и забытый в России, И.А. Ильин так и не вернулся на родину. Он умер в 1954 году в Швейцарии. И только спустя почти четыре десятилетия его работы попали в Россию. Теперь мы знаем, как много внимания Ильин уделял в своем творчестве изучению и развенчанию коммунизма, авторитаризма социалистического строительства и социалистической идеологии, проблемам обнищания и разложения религиозности и бездуховности нации. Как прозорливо предупреждал современников и потомков о страшных последствиях тех деяний и того образа мыслей, которые существовали и культивировались в Советском Союзе. Как пророчески верно И. Ильин описывал распад государства, основанного на тоталитаризме и бездуховности, как безжалостно правдиво говорил о гражданских войнах, кровавых конфликтах, последующих за этим распадом, как по-отечески предупреждал и предостерегал от искажений в социальном устройстве и воспитании. Все творчество И.А. Ильина объемлено понятием одухотворенного этатизма, который последовательно противопоставляется «формальной демократии » Запада и «безбожию» коммунизма.

Библиография Ильина огромна. Во всем мире он публиковался не только под своим собственным именем, имел множество псевдонимов, а порой и. вовсе не подписывался под своими статьями. Об авторстве многих из них исследователи творчества философа судят по эпистолярной переписке. Многим из этих произведений еще предстоит стать объектами научной и философской рефлексии. И.А. Ильин известен в России как социолог, политолог, правовед, монархист, апологет христианства. Но есть в его творчестве моменты, которые изучены слабо, либо вообще не обратившие на себя пристального внимания исследователей. К таким моментам относится учение о человеке, педагогическая антропология, исследование культуры и, отчасти, светско

религиозная этика. Традиционным остается взгляд на философию И. Ильина как на русское гегельянство. Ранний Ильин действительно был ярким представителем российского неогегельянства, высокую историческую оценку получила его диссертация «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которая и сегодня является ведущим исследованием творчества Г. Гегеля, однако позже, в эмиграции, он сам заявил о своем отмежевании от этой школы.

Среди мыслителей русского религиозного ренессанса и русского зарубежья И.А. Ильин выделяется оригинальностью подхода к философствованию вообще и целостной личностной жизненной позицией. Последняя поставила его в непримиримую оппозицию советской власти и философским кругам русских эмигрантов. Тема коммунизма занимает большое место в творчестве философа; она плавно переходит в тему бездуховности-духовности, а далее - в тему воспитания человека. К концу жизни И. Ильин пишет несколько богословских работ. В них богословская антропология выступает как форма апологетики, обоснования религии и подлинной религиозности.

В диссертации сделана попытка современного осмысления эволюции философского пути Ильина, выделены теоретические и методологические основы этапов его философского творчества, подчеркнута практическая значимость философски разработанных проблем жизни, систематизированы антропологические взгляды ученого и определено их место в истории русской философии. Так же в диссертации сделан акцент на экзистенциальный характер творчества И.А. Ильина, рассмотрены мало изученные вопросы экологии человека и педагогической антропологии.

Обращение к творческой деятельности Ильина актуально не только в связи с возвращением из забвения имени большого ученого. Одна из главных тем его философских исканий - душа и духовность человека, чрезвычайно важна для нашего времени. Сегодня ученые и педагоги призывают вернуть «дух из изгнания», поэтому работы Ильина представляют не только исторический интерес как наследие, но и как «живой материал», который может вступить в диалог с современными философскими идеями. «Не можно век носить личины, и истина должна открыться». Эти державинские строки вполне актуальны и для русской жизни в целом, и для философии Ивана Ильина в частности. На протяжении почти всего XX века лицо русской философии скрывали «личины», скроенные её «историками», как советскими, так и эмигрантскими. В результате, наше национально-философское наследие сегодня - это по сути terra incognita, это земля, которую нам еще предстоит открывать, изучать, осваивать.

Степень разработанности проблемы. В России работы И.А. Ильина впервые стали появляться в конце 80-х годов XX века. «Первой ласточкой» была работа «Философия и жизнь», опубликованная в книге «На переломе. Философия и мировоззрение» в 1989 году. Затем, в 1993 году, был сборник «Российская социология» под редакцией А.О. Бороноева, поместивший на своих страницах выдержки из некоторых работ Ильна, посвященных социологии и статистике.

В 1992 году в Санкт-Петербурге прошла конференция «Русская философия: преемственность и роль в современном мире». Она была одной из первых, где звучали аналитические выступления, посвященные творчеству И.А. Ильина1.

Исследовательский центр «Русская социология» и научный совет республиканской научно-исследовательской программы «Народы России: возрождение и развитие» обратили свои взоры к творчеству И.А. Ильина в 1993 году, что совпало со сто десятой годовщиной со дня рождения ученого. Этот центр провел в Санкт-Петербурге и Москве ряд семинаров и. круглый стол по творчеству И.А. Ильина, в результате чего был выпущен сборник . В 1993 году московское издательство «Русская книга» начало выпуск десятитомника произведений И.А. Ильина. В том же, 1993 году, вышел двухтомник избранных произведении философа.

В 1994 году в журнале «Правоведение: известия вузов» (СПб. - 1994. -№2) были опубликованы материалы из Российского государственного исторического архива, содержащие сведения о научной и педагогической деятельности Ивана Ильина.

Осенью 1998 года вышел в свет уникальный фотоальбом «Служить России, и только России...», посвященный памяти И. Ильина. В нем собраны уникальные фотографии из семейных архивов Ильиных, его родственников и друзей.

В апреле 2003 года торгово-промышленная палата РФ и факультет прикладной политологии и права Гуманитарного Университета - Высшей Школы Экономики провели круглый стол «Русская культура в экономике, политике, праве: живое слово Ивана Ильина», приуроченный к 120 годовщине Ивана Александровича Ильина. Это явление в очередной раз демонстрирует большой интерес к наследию и пророческому творчеству И.А. Ильина, к его прикладной философии.

В этом же году в Екатеринбурге, в Уральском институте бизнеса прошли Всероссийские научно-богословские чтения, посвященные 120-летию со дня рождения Ивана Ильина, прошли. Председателем оргкомитета стал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, который в начале заседания выступил с докладом о значении для нашего Отечества работах русского философа. На форуме прозвучало несколько десятков интереснейших докладов ведущих уральских ученых - экономистов и гуманитариев. Главной целью работ Ивана Ильина было найти понимание того, что произошло с Россией в XX веке, какие уроки из происшедшего должен сделать народ, чтобы не повторять трагических ошибок.

Регулярно действует форум по российским малоизвестным философам на Web-кафедре философской антропологии www.antropologia.sp.bu, активно изучает наследие и интеллектуальную биографию Ивана Ильина Томский философский клуб: http://www.fllosoft.tsu.ru. Много внимания уделено личности И.Ильина и его православной философии на православном сайте http://pravoslavie.ru.

На сегодняшний день известны несколько исследователей, серьезно изучающих творческое наследие И.А. Ильина: Ю.Т. Лисица, доктор физико-математических наук, редактор, составитель и комментатор 10-томного собрания сочинений И. Ильина. Он же является составителем наиболее полной библиографии произведений Ильина и исследователей его творчества. Филипп Грир - преподаватель из США, Феликс Ф. Ингольд - профессор русского языка и литературы университета Сен-Гален, Швейцария, Даниил Цыганков - к.ф.н, доцент Санкт-Петербургского университета.

Творчеству Ильина посвящен именной сайт www.iljin.ru, раздел на сайте «Антропология», на котором существует открытый форум «Наследие Ивана Ильина и современность», проводятся круглые столы и форумы в Интернете.

Наследие И.А Ильина в отечественной философской литературе изучено слабо, точнее сказать односторонне. Социально-политические труды философа исследованы довольно подробно. Гораздо в меньшей степени изучена культурологическая концепция Ильина, мало внимания уделено философии человека, фшюсофско-педагогической антропологии.

Традиционным остается взгляд на И.А. Ильина как на неогегельянца, хотя эта оценка относится только к раннему творчеству Ильина. С позиций современной философии и степени изученности трудов философа можно заключить, что Иван Александрович Ильин относился к школе православной метафизики с явно выраженным индивидуалистическим уклоном. С полным правом можно сказать, что Иван Ильин стоял у истоков такой современной философской проблемы, как экология человека. Конечно, в его трудах мы не встретим термин «экология человека», но сущностно многие работы содержат разработанные моменты по развитию и сохранению человека как индивида и как вида.

Попытки осмысления философии И.А. Ильина русскими мыслителями были предприняты еще при его жизни. В знаменитых трудах В.В. Зеньковского, состоявшего в оппозиции Ильину, и Н.О. Лосского, одинаково озаглавленных «История русской философии», взглядам И.А. Ильина уделено крайне мало внимания. У Зеньковского рассматривается преимущественно гносеология Ильина, а у Лосского И.А. Ильину посвящен всего один параграф, в котором внимание сосредоточено на концепции «сопротивления злу силою». В СССР творческое наследие И.А. Ильина практически не изучалось, хотя упоминания о нем можно встретить в двух изданиях «Большой Советской Энциклопедии» (1937 и 1972 гг. издания), в статье М. Горького, изданной в 1969 году, где приводятся сведения не о его философии, а об антибольшевистской деятельности философа.

Будучи одним из самых популярных публицистов и ораторов 20-30-х годов, И.А. Ильин вызывал большую полемику вокруг своих идей. О нем писали 3. Гиппиус, Н. Бердяев, Ю. Айхенвальд, Ф. Степун, П. Струве и др. Их статьи носили преимущественно публицистический характер и не могли быть использованы в научном исследовании. После смерти И.А. Ильина за рубежом стали появляться отдельные научные работы, посвященные анализу его творческого наследия. Среди них наиболее авторитетными признаны работы Н.П. Полторацкого - ученика и главного распорядителя наследия Ивана Ильина: «И.А. Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение» и «Россия и Революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века». Интересны и так называемые «Питсбургские сборники», выпущенные под редакцией Н. Полторацкого: «Русская религиозно-философская мысль XX века» и «Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике

И.А. Ильина». Недостатком всех статей Полторацкого можно назвать полную солидарность автора с идеями И.А. Ильина и отсутствие каких бы то ни было попыток их критического осмысления.

В юбилейном сборнике, посвященном 1000-летию Крещения Руси, изданном в Нью-Йорке в 1988 году, в диссертации немецкого теолога В. Офферманса представлены ортодоксально-богословские трактовки творчества Ильина, основанные, в основном, на поздних работах философа («Аксиомы религиозного опыта»).

С ростом интереса к отечественному философскому наследию в конце 80-х годов, в нашей стране начали появляться небольшие работы, посвященные некоторым аспектам мировоззрения И.А. Ильина. Большая роль принадлежит в этом исследовании Юрию Трофимовичу Лисице. Разрабатывают ильинскую тему следующие авторы: Н.К. Гаврюшин, В.И. Кураев, И.Н. Смирнов, И.Б. Булгак, В.А. Цвык, Д.И. Широнов, М.Б. Золина, И.И. Евлампиев, А. Гулыга, П. Паламарчук, В.А. Гусев, Ю.С. Пивоваров, В.А. Ковалев, О.Л. Гнатюк, Б.В. Емельянов, А.И. Новиков, Д. Цыганков. В большинстве случаев это диссертационные исследования, журнальные статьи, эссе.

До 1994 года включительно нет ни одной защищенной ни кандидатской, ни докторской диссертации, так или иначе относящихся к философскому наследию И. Ильина. В период с 1995 по сегодняшний день по творчеству Ивана Александровича написаны и защищены 14 кандидатских диссертаций, и, по-прежнему, ни одной докторской. Защитили диссертации: Д.И. Шаронов -Концепция органической демократии И.А. Ильина; В.А. Цвык - Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина; И.Б. Булгак - Социальная философия И.А. Ильина; М.В. Загребин - проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина; А.А. Самохина - Проблема человека в произведениях И.А. Ильина доэмигрантского периода; СМ. Бабинцев - Историософские идеи И.А. Ильина в контексте его религиозной метафизики; К.Р. Постников -Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина; М.А.

Ренып - Идея государственности в социальной философии И.А. Ильина; А.Г. Лавров - Философия культуры И.А. Ильина; И.Н. Зернов - Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина; М.Р. Тарасова - И.А. Ильин как литературный критик; А.Р. Голубева - Философия русской культуры в творческом наследии И.А. Ильина; И.А.Дудина - Проблема человека в философии И.А. Ильина; Л.Н. Кондратьева - Культура России в концепциях Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: опыт сравнительного анализа.

Исходя из анализа перечисленной литературы, становится очевидным, что проблемы эволюционной динамики философского творчества И.А. Ильина комплексно не рассматривались ни одним исследователем.

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования - показать эволюцию философских взглядов И. Ильина в свете современной культурно-исторической ситуации с выявленными теоретическими и методологическими основами.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

1. воссоздать интеллектуальную биографию ученого, выявить истоки его философского творчества;

2. выявить и проследить динамику теоретических и методологических основ творчества философа;

3. ввести в научный оборот историко-философское содержание эпистолярного наследия И.А. Ильина;

4. проанализировать основные антропологические идеи И.А.Ильина и, представив их системно, определить их место и вклад в развитие истории русской философии XX века;

5. изложить системно философско-педагогические взгляды, которые занимают важнейшее место в творчестве И.А. Ильина, и являются одними из последних его эволюционном философском ряду.

Решение этих задач позволит дать достаточно полное представление об эволюции Ильина-философа, религиозно-философской антропологии И.А. Ильина и ее месте в истории русской национальной культуры истории русской философии XX века.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и источниковедческой базой диссертации послужили тексты опубликованных произведений И.А. Ильина и его переписка.

Среди аналитических источников диссертации можно назвать разработки М.А. Маслина, А.В. Гулыги, книгу И.И. Евлампиева «Божественное и человеческое в философии И. Ильина», статьи Б. Маркова, работы Н. Полторацкого. Помимо этого рассмотрены биографические и библиографические труды Ю.Т. Лисицы и Н. Полторацкого, а так же воспоминания его современников и оппонентов. В диссертации использованы современные историко-философские исследования и средства Интернет.

Использованы материалы сервера Уральского государственного университета http://www.usu.ru с представленными на нем периодическими изданиями, материалы сайтов: www.iliin.ru, www.apoca1ypse.orthodoxy.ru/. www.wco.ru/biblio/ и др. К электронным ресурсам можно добавить сайт философской газеты http://www.phg/issuel O/fg-1 .htm, электронную версию журнала «Вопросы философии» - http://svsres.isa.ru/vf/index.htm, сайт Центра цивилизационных и региональных исследований http://inafr.ru, сайт Уральского межрегионального института общественных наук

http://urmion.eunnet.net/urmion/. информационные порталы: «Философия в России» (www.philosophv.ru). портал Института философии РАН в Москве, «Философия в Интернет» Самарского госуниверситета (www.ssu.samara.ru). «Международный архив философии истории» Новосибирского госуниверситета (www.Nsu.ru/filf/pha-). Сайты Института философии РАН (www.iph.ras.ru). Российского философского общества (www.logic.ru). Отделения философии, психологии, социологии и права РАН (www.ras.ru).

Философский факультет МГУ (www.philos.msu.ru). Философский факультет СпбГУ (philosophy.py.ru); Интернет проекты: Антиметафизическая философия второй половины XX века и отечественная философия (www.iph.ras.ru). Христианская философия, богословие истории (inoe.nm.ru).

В качестве методологических принципов в диссертации использованы сравнительный анализ, дедуктивный метод, принцип исторической интерпретации, формальная логика.

Диссертация строится, прежде всего, на текстуальном анализе произведений И.А. Ильина, с применением методов исторического и логического исследования. Сделана попытка в максимально возможной степени реализовать принцип научной объективности, конкретности її системности. В целом диссертация представляет собой аналитическую, описательную, систематизирующую работу.

Научная новизна исследования. Новизна данной работы заключается в актуализации историко-философского взгляда на эволюцию философского творчества И.А. Ильина, показанной интеллектуальной эволюции философа, с выделением формирующих источников, теоретических и методологических основ. В диссертации выделены условные этапы творчества с указанием основной проблематики каждого периода и анализом соответствующих работ. В диссертации отмечено, что философия Ильина сочетает как теоретические, так и практические моменты, и что теория поддержана прикладным характером исследований.

Практически впервые в отечественной исследовательской литературе, на основе ранее не изученных и не систематизированных материалов творчества И. Ильина, проведен системный и сравнительный анализ антропологии Ильина, рассмотрена система философско-педагогических взглядов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В разные периоды творчества Ильина выделяются различные теоретические основания и методы исследования: в первом периоде методы классической философии, герменевтический и феноменологический; во втором периоде выработанные И.А. Ильиным методы «вчувствования» и «сердечного созерцания».

2. Православная традиция, как один из духовных источников формирования философского мировоззрения И.А. Ильина, оставалась базисной на протяжении всего творчества, наиболее явно проявилась во втором периоде творчества именно в догматическом ключе.

3. Эволюция философии И.А. Ильина состояла в творческом принятии и критическом отношении к отдельным положениям философских теорий Гегеля, Гуссерля, Зиммеля, Хайдеггера и выработке, в частности, своего метода философствования - вчувствования

4. Эволюция философии И.А. Ильина заключалась в изменении идей, лежащих в основании философского мировоззрения; в использовании различных методов философского исследования; в движении проблематики и содержания философского творчества.

5. Активная жизненная позиция и предречение возрождения духовной и экономической мощи России выступают как логическое продолжение духовной и интеллектуальной эволюции философа.

6. Тема человека, его воспитания, образования и сохранения являются продолжением политической философии Ильина и его советологии. Вопросы педагогической антропологии И.А.Ильина предполагают выход в современную и актуальную философскую проблему экологии человека.

Теоретическое и практическое значение работы заключается во введении в научно-образовательный оборот новой (современной) терминологии, которая с полным правом относится к творчеству И.А. Ильина; систематизированном человекоучении и философско-педагогической антропологии.

Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего изучения как творчества самого И.А. Ильина, так и общих проблем истории отечественной философии.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в учебно-педагогических целях, в общих курсах по истории русской философии, культурологи, этики, а так же в спецкурсах.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на республиканской научно-теоретической конференции «Россия на пути реформ: основные парадигмы развития общества». Материалы диссертационной работы были использованы автором при проведении лекций по истории русской философии в Челябинском государственном педагогическом университете, а так же при подготовке и чтении лекций по философии образования в Институте дополнительного профессионального образования педагогических работников (ИДПОПР) в г. Челябинске.

Отдельные вопросы диссертации заслушивались и обсуждались на кафедре педагогики и философии образования ИДПОПР.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и библиографии, включающей 177 наименований. Общий объем диссертации составляет 153 страницы машинописного текста.

Теоретические и методологические основы философского мировоззрения И.А.Ильина

Имя И.А. Ильина и его творческое наследие лишь в последние десятилетия стало известно российскому обществу. Ранее, в советское время, он был известен небольшому кругу лиц и то, как бывший реакционный профессор Московского университета, черносотенец, антикоммунист до мозга костей, сделавший антисоветскую пропаганду своим постоянным занятием. С другой стороны, и на свободном Западе труды русского философа, публициста и критика замалчивались, издавались неохотно. Между тем, у И.А. Ильина имеются ответы на самые трудные вопросы российской истории и современности, им разработаны религиозные, философские, идеологические пути духовного возрождения России.

Эпоха, в которой довелось жить Ильину, была уникальной по количеству переломных для истории событий, по масштабу переживаемых европейской цивилизацией катаклизмов. Все это не могло не сказаться на мировоззрении философа, который своей главной задачей считал осмысление трагической судьбы человека в истории. Анализ его творческого пути свидетельствует о наличии значительных различий в его убеждениях в разные периоды жизни.

Будучи сыном глубоко верующих родителей, Иван Ильин с младенчества впитал дух православного христианства, поэтому фундаментальные вопросы мироздания, происхождения человека, проблемы межличностных отношений в семье, отношения к делу и к государству были им глубоко осмысленны. И хотя вопрос о происхождении и сущности человека был решен исходя из православной догматики, эта тема становится одной из магистральных в творчестве философа и проходит своеобразную эволюцию. Большое место в формировании концептуальных взглядов И.Илыша сыграло Святое Писание, Святое Предание, изучение «Добротолюбия» и православная традиция в целом. На протяжении всей жизни одним из любимых произведений Ильина оставались «Жития Святых».

В 1901 г., окончив Первую московскую гимназию, Иван Ильин поступил на юридический факультет Московского Императорского Университета. Тогда на факультете блистал Павел Иванович Новгородцев, возглавлявший московскую школу философии права и считавший себя идейным последователем патриарха русского либерализма Бориса Николаевича Чичерина. Единомышленник П. Новгородцева, князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Один из самых выдающихся в России провозвестников естественного права, Чичерин всегда рассматривал существующий правовой порядок с точки зрения правды. А правда для него, прежде всего, выражалась в признании лица самостоятельною целью и свободным деятелем в мире внешнем» .

На учении Б.Н. Чичерина формировался базис философии права Ильина. Прежде всего отметим, что влияние Чичерина на мировоззрение Ильина проявилось в увлечении последним философией Гегеля и истриософией культуры. Ильин так лее придерживался чичеренской идеи о главенствующей роли государства в истории культуры России. И Ильин, и Чичерин принадлежали к консервативному либерализму, отсюда совпадение их взглядов на свободу личности и вопросы культуры .

Концепции учителей И. Ильина Е.Н. Трубецкого и П.И. Новгородцева стали следующим звеном в формировании правовых и антропологических взглядов будущего философа. Трубецкой и Новгородцев начинали свою деятельность в эпоху господства позитивизма, с которым Новгородцев и пустился в непримиримую борьбу. П.И. Новгородцев считал, что в основе позитивизма и историзма лежит деперсонализация человека, в то время как именно в принципе личности фокусируются лучи, высвечивающие проблемы бытия и познания. Новгородцев отличался стремлением к глубокому философскому обоснованию права, особенно большое внимание он уделял анализу и современной трактовке правовых идей Канта и Гегеля. Именно от Новгородцева Ильин перенял стремление рассматривать правовые проблемы в тесной связи с общими этическими и метафизическими проблемами, а также особый интерес к классической немецкой философии.

Истинный ученый П.И. Новгородцев не терпел равнодушия в науке. Он собрал вокруг себя самую интеллигентную и образованную часть студентов юридического факультета, приват-доцентом которого Новгородцев стал в 1896 г. Обстановка в его «школе» была самая благоприятная, царила атмосфера интеллектуальной свободы. Сам Ильин так вспоминал об этом: «Мы, начинающие студенты, слушали его по-особенному, многого не понимая, напряженно ловя каждое слово, напряженно внимая: он говорил о главном; не о фактах и не о средствах, отвлеченно, но о живом; он говорил о целях жизни и, прежде всего, о праве ученого исследовать и обосновывать эти цели. Вокруг него, его трудов, докладов и лекций шла полемика, идейная борьба, проникавшая даже в газеты; с ним соглашались, ему возражали; раздраженно выступали «материалисты», энергично смыкали свои ряды «философы». Слагалось идейное бродило, закладывались основы духовного понимания жизни, общественности и политики. Его семинарий был многолюдный, оживленный, со страстными встречами марксистов, народников, идеалистов и с атмосферой общего доверия к истинному, уравновешенному, внутренне горящему и внешне сдержанному руководителю»1.

Идеи персонализма упали на благодатную почву молодого ученого-христианина И. Ильина и проросли в своеобразный персоналистический экстаз. Об этом свидетельствуют множественные философские работы молодого Ильина: «Учение Шеллинга об абсолютном», «Идея общей воли у Жан-Жака Руссо» (1906-1909), «Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма» (1911), «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа» (1912), «Филосоия Фихте как религия совести» (1914). Определенное завершение идея персонализма получила в диссертации Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В этой работе И. Ильин, в частности, рассуждает о метафизическом тождестве человека и Бога. Бог - определяющая причина и основание свободной воли, свободной активности человека. Человек у Ильина выступает в качестве ответственного за все происходящее в мире.

Все философские и философско-правовые взгляды И.А. Ильина преломляются через призму человеческой индивидуальности и человеческой тварности, переносимой ученым, прежде всего, на свою самость: «Возникает невыносимое убеждение, что я могу быть и должен быть чем-то большим, чем я есмь, и что я пресмыкаюсь в ничтожестве по собственному хотению и попущению» .

Православная метафизика и политико-философские идеи

В Берлине начался новый период жизни Ильина, длившийся 16 лет. После высылки он оставляет гегелевские штудии и прямо и непосредственно обращается к предметам, составляющим сердцевину русской религиозно-философской мысли. В центре его раздумий встали проблемы России, ее истории, пути выхода из того кризиса, в котором она оказалась, проблемы духовного становления личности, выбора ею своей человеческой и гражданской позиции. Но в конкретной постановке всех этих общих для послереволюционной русской религиозно-философской мысли проблем, предложенных им выводах, Ильин сохранял присущую ему индивидуальность, ярко выраженное своеобразие. Характерные для человеческого облика Ильина высокая нравственная и гражданская принципиальность, органическая невозможность хоть в чем-то поступиться в своих убеждениях стали причиной крайне недоброжелательного (а нередко и враждебного) отношения к нему и со стороны части представителей русского зарубежья, и со стороны официальных властей страны пребывания. Смысл и характер этого расхождения отчетливо проявились в двух пунктах - в отношении к тому, каким именно путем, с использованием каких средств нравственно здоровый человек может и должен противостоять социальному и моральному злу, и в понимании места и роли государственных (властных) начал в социальном и духовном возрождении России. ( Внутренний перелом, произошедший в конце 20-х годов (после высылки Ильина из Советской России), привел к тому, что философ, первоначально ориентированный почти исключительно на западную философию, весьма вольно трактовавший христианскую традицию, всем своим образом мыслей связанный с западной культурой, с традициями западного либерализма, превратился в проповедника национально-монархического, почвеннического консерватизма, в истового приверженца ортодоксального церковного православия.

В Берлине Ильин вместе с другими русскими эмигрантами включился в работу по организации Религиозно-Философской академии, философского общества и религиозно-философского журнала при нем. Он становится профессором Русского научного института, открытого в январе 1923 года, ведет курсы по энциклопедии права, истории этических учений и введение в философию и эстетику на русском и немецком языках. В 1923-1924 гг. он был деканом юридического факультета Русского научного института, в 1924 г. избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

Ильин читал много разнообразных лекций о русских писателях, русской культуре, о возрождении России, об основах правосознания, о религии и церкви, о советском режиме. С 1926 по 1932 он много ездил по Европе: был в Австрии, Бельгии, Латвии, Чехии, Югославии и провёл более 200 лекций. В результате он снискал славу одного из ведущих риторов Русского Зарубежья. П.Б. Струве писал, что «русское академическое ораторство, со времени Т.Н. Грановского, П.Н. Кудрявцева, Н.И. Костомарова, Б.Н. Чичерина и Вл. Соловьева, словно потускнело для того, чтобы возродиться к новой жизни и силе в несравненном даровании И.А. Ильина»1. Одними из главных направлений деятельности Ильина были тесно связанные между собой политика и философское творчество. Активно включившись в политическую жизнь русского зарубежья, он участвовал в работе Российского Зарубежного съезда в 1926 г., поддерживал тесную связь с Русским Обще-Воинским Союзом, принимал участие в Сент-Жюльенском съезде, организованном в 1930 г. Русской Секцией Международной Лиги борьбы с III Интернационалом. В своей политической философии Ильин основывался на принципах вне- и надпартийности.

Ильин активно публиковался в различных эмигрантских изданиях: в белградских газетах «Новое временя» и «Галлиполиец», в рижских газетах «Слово», «Наша газета», в журналах «Русская мысль», «Перезвоны», В 1925-26 гг. входил в редакцию парижской газеты «Возрождение», редактором которой был П.Б. Струве; после вынужденного ухода из редакции Струве И. Ильин перестал с ней сотрудничать и в 1927 году стал издавать свой собственный журнал «Русский колокол». За 1927-1930 гг. вышло 9 номеров журнала. С 1931 года И.А. Ильин возобновил свои публикации в «Возрождении», печатался в газетах «Россия и славянство», «Русский инвалид».

Публицистика Ильина тяготела к двум основным темам. Первая - это изобличение большевизма как наиболее полного раскрытия в истории антихристианского, сатанинского начала. Истоки его Ильин относит к эпохе Возрождения, к зарождению секуляризованной, нехристианской культуры, а идейный триумф «сатанизма» связывает с философией Ф. Ницше. В духе своеобразного «православного фундаментализма» он производит беспощадный отсев всего «пошлого» и «антихристианского» в европейской культуре; сюда попадают Рабле, Веронезе, Тьеполо, Вольтер, Байрон, Штирнер, почти все искусство XX в. (Рихард Штраус, Пикассо, Скрябин, Белый, Блок, Ахматова и т. д.)1.

Вторая тема - это разработка и пропаганда национальной, религиозной и государственной идеи, идеи «великодержавной России, воздвигнутой на основах подлинно христианской, волевой и благородной государственности», идеи «Богу служащей, и потому священной Родины» .

В 1925 году появляется одна из самых знаменитых его работ - «О сопротивлению злу силою», надолго ставшая предметом острой и не всегда корректной полемики, в которой приняли участие почти все интеллектуальные силы русского зарубежья. Сам Ильин характеризовал ее таким образом: «Книга задумана не как антитезис толстовству, а как антитезис плюс синтез верного решения... Я искал не только опровержения толстовства, но и доказательства того, что к любви меченосец способен не меньше, а больше непротивленца. Словом, я искал решения вопроса, настоящего, религиозного, пред Лицом Божиим; и считаю, что оно содержалось в древнем духе Православия»1.

Как указано автором книги в предисловии, поводом к ее написанию послужили «грозные и судьбоносные события, постигшие нашу чудесную и несчастную Родину» и очистительным огнем опалившие «все ложные основы, заблуждения и предрассудки, на которых строилась идеология прежней русской интеллигенции» и которые вели и привели Россию к «разложению и гибели» . Свою задачу философ видел в том, чтобы вскрыть эти ложные основы, заблуждения и предрассудки и противопоставить им возрожденную «религиозную и государственную мудрость восточного Православия и особенно русского Православия» .

Трудно не согласиться с крупнейшим знатоком творчества И.А. Ильина Н.П. Полторацким, заметившим по поводу данного пояснения: «Уже из этого автокомментария Ильина ясно видно, насколько глубоко и ответственно была им продумана вся проблема непротивления и сопротивления злу силою. Поражает необыкновенная методичность в раскрытии и разрешении этой проблемы».

Сущность и существование человека

Дать дефиницию человека как существа, отличного от других, или через другое основание, всегда было трудным и таким, вероятно, останется, так как именно человек дает эту дефиницию самому себе. Существуют религиозные определения, которые на протяжении веков остаются неизменным и, по мнению некоторых исследователей, ученых, философов - являются неполными. Дать определение категории «человек» - проблема вечная в том смысле, что она всегда сохраняет свое значение для отдельного человека, человечества, истории познания. В каждую новую эпоху постановка подобных проблем является не только продолжением существующей традиции и рефлексии уровня научного либо теологического знания, но и выявлением перспективы или закрытие таковой.

Человеческий фактор требует более пристального философского осмысления в век радикальных социально-политических перемен и духовных кризисов. Россия балансирует на этом острие большую часть своей истории, поэтому ей, как ни какой другой стране, необходима разработанная, продуманная, выстраданная и прочувствованная антропология. Ильин предлагает свое видение проблемы человека как такового и в частности применительно к России своего и нашего времени.

Тема человека как величайшего вопроса времени проходит через все творчество Ильина, варьируется в многообразных аспектах и многогранных измерениях. Тема человека вклинивается в аксиологию и индивидуалистические построения ученого, звучит в его социологии и политологии. В философии права тема правосознания, как мощного фактора человеческого бытия и атрибутивного качества личности, является центральной. Человек движет историю и движим ею и с него должно начинаться изучение любых областей жизни. В антропологии И. Ильина нет острых углов, изгибов, раздирающих друг друга противоречий, метания из одной крайности в другую. Все логично, последовательно и понятно. Язык изложения прост и ясен, что свидетельствует о глубокой продуманности и системности взглядов философа.

В проблеме изучения человека Ильин делал ставку на философию и полагал ее единственной состоятельной наукой, способной познать человека во всем парадоксальном сцеплении своих противоречий. Под определения предмета науки философии, утверждал он, подпадают вообще все кажущиеся метафизическими проблемы, касающиеся человека, Бога и мира в целом.

Иван Ильин был яростным апологетом философии и подлинных философов. Демонстрируя и объясняя, что философия есть такая же наука, как, например, физика или другая естественная дисциплина, Ильин доказывает, что метод философии все тот же опыт и нет, и не может быть другого метода ни у какой другой науки, ни у философии. И предмет философии не есть что-то отвлеченное, абстрактное, непознаваемое. Ее предмет есть сама человеческая жизнь, со всеми ее надстройками, построениями и глубинными течениями. Жизнь в том виде, в каком ее не рассматривает и не изучает ни одна известная человечеству наука: «...предмет философии, по первоначальному способу своего «бытия», не подобен предметам других наук: он не дается нам в пространственно устойчивом или легко повторяющемся внешнем виде. Философствующий человек имеет пред своим внутренним взором предмет незримый, неслышимый, нечувственный и не длящийся во времени...Философская мысль ищет в явлении пе явления, она не прельщается видимостью и не успокаивается на знаке. В содержании всякого явления и всякого состояния философская мысль видит духовный смысл его, полагая в этом духовном смысле свой предмет, а в его разумном, для каждого очевидном раскрытии - свою задачу»1. Философский предмет един для всех и он объективен - это есть дух. Философия изучает и испытует природу, духа и Дух, и полученные знания делает достоянием всех, но не избранных. Философия изучает духовную очевидность жизни, бытия, ценности, ориентиры, смысл. В основе философии лежит систематическая практика духовного опыта.

К философии и философствованию Ильин подходит максималистски. Философия - сокровищница духовного опыта человечества, философ -«хранитель, углубитель и истолкователь» этого опыта. Ученым может быть каждый, но философом - нет. Только человек с определенным «составом» души, с определенным нравственным потенциалом и глубокой чистой верой может стать настоящим философом. «Философия родится в жизни духа и от духовной жизни. Поэтому тот, кто желает творить ее, должен прежде всего начать духовную жизнь; он должен быть духовен... Поэтому философ должен прежде быть духом и действовать в духе; и только это может дать ему подлинный предметный опыт, энергию мысли и право на знание» .

Философские проблемы качественно отличаются от проблем любой частной науки прежде всего потому, что обращены к неявно сущему и как бы донаучны.

В работе «Путь к очевидности» И.А. Ильин выразил свое мнение о функции философии, ее связи с человеческой жизнедеятельностью: русская философия должна опереться на русский национальный духовный опыт, «она доллша стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности» . Таким образам, Ильин продолжил традицию, начатую Паскалем и Кантом, которые выдвинули религию и Бога в качестве практически необходимых постулатов; Ильин поместил их в предмет изучения философии.

Страстный апологет разума, Иван Ильин также остро осознавал ограниченность рационализма и материализма, их недостаточность как основы духовной концепции жизни: «Возможно и вероятно, что предмет философии разумен, но он может быть разумен такой разумностью, по сравнению с которой наша обычная «разумность» есть сплошное недоразумение» .

Возлагая окончательное выяснение жизнесмысловых антропологических вопросов на религиозную философию, он поставил себя в оппозицию мистицизму и материализму, господствующим в то время в России.

Обращение Ильина к религиозной антропологии коренилось в его аксиологических и теологических позициях, в эмоционально-психологическом состоянии человека, переживающего глубокий духовный кризис и нуждающегося в точке опоры, в утешении. Особенно сильным и привлекательным местом христианской антропологии является то, что человек показан в христианской религии во всем объеме своих противоречий, в величии и нищете своей натуры, ибо «никакая другая религия не научила питать отвращение к самому себе... и никакая другая религия не поняла, что человек есть самое превосходное творение»2. Христианская религия не кичится адекватным богопониманием, а, напротив, говорит о том таинственном полумраке и бесконечной дистанции, в которых человек пребывает перед лицом сокрытого Бога, доступного лишь «ищущим его сердцам», и что «бог христиан есть любовь и утешение». Вполне логичной далее у Ильина звучит мысль о неприоритетности разума и логики, поскольку Бог осязаем для сердца, но не для разума.

Философско-педагогические проблемы: реальное формирование человека и его сохранение

Проблемы воспитания и образования являются предметом таких наук как педагогика, философия образования, педагогическая антропология и др.. На сегодняшний день эти области знания очень тесно связаны между собой, взаимоопределяемы и взаимодополняемы.

Педагогическая антропология является комплексной наукой. Это связано с 2 факторами. Во-первых, на воспитание большое влияние оказывают не только «преднамеренные» воспитатели (школа и т.п.), но и «непреднамеренные»: природа, народ, общество, семья, религия. Поэтому необходимо учитывать все эти факторы, а не концентрироваться исключительно на рекомендациях педагогической науки в узком смысле этого слова. Для того чтобы цель воспитания была достигнута, необходимо использовать результаты всех наук, в которых изучается человек: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, философия, культура. Необходимость комплексного подхода объясняется тем, что прежде чем воспитывать, необходимо изучить человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к его воспитанию. Основным принципом педагогической антропологии Ильина является природосообразность: учет природы человека при формировании его личности и образовании.

В педагогической антропологии Ивана Александровича Ильина можно выделить несколько главных последовательных моментов. Во-первых, воспитание и образование тесно связаны благодаря особой структуре человеческой природы. Воспитание дает прозрение и совершенствование «духовного ока», образование развивает и обогащает рационально - логический компонент в человеке.

Во-вторых, воспитание и образование начинается с внешнего вмешательства и привнесения во внутренний мир человека определенных знаний, а заканчивается внутренне активной способностью человека самостоятельно добывать и оперировать необходимыми знаниями и материалом! В-третьих, образование отдельного человека безотрывно от образования народа и нации. В-четвертых, образование не должно быть односторонним: только религиозных или только безрелигиозным. Оно должно сочетать в себе оба этих элемента, только так возможно создание гармоничного, цельного человека.

И. Ильин делал особый акцент на том, что нельзя сводить воспитание к обучению чтению и письму, иначе действительным воспитателем будет сама жизнь со всеми своими безобразными случайностями. Чтобы этого не случилось, в обществе существует институт учительства и педагогики. В обязанности педагога входит не только извлечение из массы фактов каждой науки тех, которые могут быть использованы в процессе воспитания, но и духовно-нравственное руководство воспитуемых. Науки помогают педагогу воздействовать на душевные качества, характер и волю человека. При этом Ильин призывал не следовать слепо самым передовым педагогическим школам Европы, а учитывать национальный и антропологический фактор, принимать во внимание исторический, психологический и социокультурный аспекты.

В XIX веке человек был поставлен в ситуацию изначального творчества и романтического одиночества в великом выборе «или-или» между божественным и земным. В XX столетии свобода самопроектирования ограничивается наличным бытием и поэтому человеческое существование характеризуется чувством заброшенности. Возникает нигилизм, как утрата смысла человеческого существования. В результате все прежние культурные и духовные ценности подверглись переоценке и прежде всего это затронуло нормы христианской морали, что не могло не отразиться на педагогике.

Начало XXI века отмечено продолжающимся кризисом в образовании. Педагогика осуществляет себя ныне в ситуации углубляющегося глобального системного кризиса человечества (загрязнение среды, прогресс болезней, преступности, наркомании и т. д.), в корне которого - кризис духовно-нравственных начал. В нашей стране мировой кризис усугублен отказом от аксиом бытия - распадом высших мотиваций жизни. Погром духовности вынуждает начать обоснование концепции образования с азов.

Развал страны начинается с развала душ. Мириадами способов доказывается этот закон бытия; о нем свидетельствует вся мировая история. Развал душ начинается с развала смысла жизни, пробуждающего духовную энергию и мужество, ставящего моральные границы, через которые не может переступить человек, не уничтожив себя, как существо совестливое, духовно-нравственное. Потеря главного оправдания жизни, отличающего человека от животного, потеря, равнозначная его духовно-нравственной деградации, делает человека открытым для принятия многовидного современного зла - вплоть до соблазна тотальной продажности, измены будущему детей и страны. Утратившие великий смысл жизни, обмельчавшие люди не могут не покупаться и не продаваться. Ради удобств плотского самоутверждения в жизни предают детей. Предательство смысла, бессовестность и есть первоначало и существо всякого кризиса. Развал душ не потому только плох, что поражает страну и жизнь в ней. Душа самоценна, она - главное содержание жизни. Не человек для вещей, но все внешнее - для души. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Растление души, начавшись с корня - с духовного ее повреждения, продолжается в извращении внутренних ее сущностных сил, отпадающих от принципа онтологизма (укорененности их в Сущем). Духовное невежество есть свидетельство глубочайшей антикультурности современного человека. Выход из тупика - чрез осознание падения и отпадения от духовно-нравственных основ жизни. Бессмысленно лечение симптомов: здравие страны и мира немыслимо без восстановления единства обособившихся половинок, без приведения состояния души воспитуемых в согласие с онтологией, с основаниями бытия. Это - основополагающий принцип воспитания.

Человек - прежде всего дух, говорит И. Ильин. В человеке дух - это его сердцевина, он знает о небесной красоте, истине, любви и потому ищет высшей жизни, о приближении или удалении от нее оповещается совестью (верующие определяют ее как глас Божий в человеке) .

Дух и плоть - наиболее нагруженные различными смысловыми значениями религиозные понятия, выяснить все эти значения - задача сама по себе чрезвычайно важная. Чаще всего плоть противопоставляется духу, и в «плотское» включается не только тело, но и особые чувства и побуждения, считающиеся греховными. Но есть третье начало в человеке - душа, которая тоже является своеобразной ареной борьбы плотского и духовного. А потому, согласно православной традиции и взглядам И.А. Ильина воспитание и обучение должно неразрывно сочетать в себе совершенствование ума и сердца.