Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этика психоанализа в работах Жака Лакана Кудряшов, Иван Сергеевич

Этика психоанализа в работах Жака Лакана
<
Этика психоанализа в работах Жака Лакана Этика психоанализа в работах Жака Лакана Этика психоанализа в работах Жака Лакана Этика психоанализа в работах Жака Лакана Этика психоанализа в работах Жака Лакана
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудряшов, Иван Сергеевич. Этика психоанализа в работах Жака Лакана : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Кудряшов Иван Сергеевич; [Место защиты: Ин-т философии и права СО РАН].- Новосибирск, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/460

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В начале XXI века философские концепции XX века по праву занимают свое место в историко-философском исследовании, хотя многие еще не стали общепризнанными объектами такого исследования. Они уже воздействуют на современность, а поэтому возникает задача осмыслить их суть, значение, место и роль в философии. Одна из таких концепций создана французским теоретиком психоанализа Жаком Лаканом (1901-1981 гг.), творчество которого оказало огромное влияние на современников, породило ряд последователей и противников. Вряд ли можно понять историко-философский процесс во Франции и всей Европе второй половины XX века в целом без имени Жака Лакана. Это проявляется в том, что отечественные вузы активно вводят тексты и идеи Лакана в свои учебные программы и темы кандидатских экзаменов.

Предметом исследования является этическая проблематика в работах Лакана. Актуальность этических вопросов бесспорна: во все времена люди будут вопрошать о предельных основаниях добра и зла, о возможности морального поступка. В то же время в XX веке этика претерпела множество теоретических глубинных изменений. Несмотря на это, этическая проблематика была одной из главных в дискуссиях XX века. Серьезный вклад внесли в эту область и представители психоанализа - 3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, М. Кляйн, В. Райх и, конечно, по общепризнанному мнению, Ж. Лакан. В связи конкретно-научной и терапевтической направленностью работ Лакана до сих пор существует значительная сложность в определении места структурного психоанализа Лакана как в истории философии, так и в других философских областях знания (в философской антропологии, этике, философии культуры и т.д.). Отчетливо это ощущается в отечественной философской и историко-философской литературе, поскольку признание Лакана в качестве этического мыслителя в России еще не состоялось. По ряду причин разработки структурного психоанализа чаще становятся объектом изучения у психологов, культурологов и литературоведов, нежели у философов. Будучи весьма сложным автором Лакан, и поныне мало привлекает отечественных исследователей философии и ее истории.

К этому можно добавить и следующее: в рамках частных теоретических проблем этики до сих пор ощущается нехватка работ, посвященных структуре этической концепции и соотношению различных типов этического знания. В общем виде, это проблема демаркации этической концепции как философской системы этических положений от частных вариантов прикладных и профессиональных этик. Эта проблема требует детальных теоретических разработок, а также апробации на различном материале. В

данной работе предпринята попытка четко определить, как следует квалифицировать этику психоанализа: как профессиональную этику психоаналитика (т.е. род врачебной этики для его терапевтической практики); как прикладную этику, опирающуюся на философские традиции для решения сугубо психоаналитических проблем; как практическую этику, исследующую моральные проблемы частной практики анализа, или же, наконец, как полноценную этико-философскую концепцию.

Следует констатировать и крайнюю неопределенность этических исследований в отношении психоанализа вообще. Обращение к этическим вопросам самых разных психоаналитических течений сложно отрицать и игнорировать. Однако для этической мысли, возникающей в психоаналитических школах, обычно не находится ясного места в классификации этик. Наиболее подробные работы по истории этических учений, посвящают фрейдизму и неофрейдизму (куда относят и Лакана) небольшие разделы и параграфы. Авторы описывают некоторые трактовки морали, оставляя за рамками вопросы классификации. Очевидно, что рассмотрение частных высказываний о морали носит ознакомительный, а не теоретический характер. Но без теории немыслима ни дисциплина, ни ее преподавание.

Нехватка этического осмысления наследия психоанализа, в т.ч. теории Жака Лакана, усугубляется чрезвычайными крайностями во мнениях исследователей. Если одни ссылаются на этику психоанализа и ее положения как на нечто очевидное и всеми признанное, то другие - напротив, отказывают в должной концептуальной содержательности не только этой этике, но иногда и всему структурному психоанализу Лакана. Идейными противниками психоанализа были известные философы - К. Поппер, К. Ясперс, В. Франкл, Ю. Эвола, А. Грюнбаум, негативная установка которых не позволила им рассмотреть порой очевидные сходства с собственными идеями. Еще более резкую критику можно увидеть со стороны психологов, ученых и психоаналитиков (среди них: К-Г. Юнг, Б. Скиннер, А. Грин, М. Игл, Дж. Массой, А. Эллис, Г. Айзенк, П. Медавар, А. Сторр и др.). Отдельно следует выделить несколько современных авторов, чья критика прямо направлена в адрес Лакана - это А. Сокал и Ж. Брикмон, А. Лоренцер, У. Эко, Ж. Делез и Ф. Гваттари (в их совместной работе «Капитализм и шизофрения»), К. Каратани1.

Нужно учесть, что для многих психоаналитиков Лакан является образцом «неправильного» психоанализа, жестко критикуемого по всем аспектам. Фактически, психоанализ Лакана (и его сторонницы Ф. Дольто) —

Его критика направлена главным образом против гегельянского прочтения идей Лакана большинством его последователей, но также и против самого Лакана, который для Каратани - недостаточно кантианец.

единственный непризнанный ортодоксальным психоаналитическим сообществом. Отлучение от практики и преподавания этих двух фигур было главным условием МПА2 для принятия в свою структуру Французской психоаналитической ассоциации3.

Из-за малого количества обзорных и аналитических работ в отечественном научном сообществе сложилась тенденция причислять теорию Лакана к постмодернизму. Такой ярлык не способствует ни интересу к творчеству Лакана, ни его пониманию. На различия постмодернизма и структурного психоанализа неоднократно указывали такие авторы как С. Жижек, А. Бадью, У. Эко, а также И. Ильин, посвятивший несколько работ теоретическому разведению структурализма, постструктурализма и постмодернизма. Более справедливо определять философские работы Лакана, в т.ч. его этику как неклассические4. Но это не означает, что его следует рассматривать как постмодерниста.

Лакан чаще все-таки рассматривается как представитель психоанализа и неофрейдизма. Значительное число философов XX века восприняли психоанализ критично, среди них Л. Витгенштейн, Г. Башляр, Ж. Бодрийар, французских марксисты (Б.К. Клеман, П. Брюно, Л. Сэв), Ж. Политцер . Среди современных российских авторов своей критикой известны А.А. Пружинина, А.В. Петровский. Следует заметить, что большинство ранних критиков психоанализа, стремились лишь модернизировать психоанализ. Так французы Клеман, Брюно и Сэв стремились очистить его от «идеалистической шелухи», чтобы включить его в марксистскую теорию, такие же попытки принимались и советскими учеными в 20х годах. Поздние же критики чаще высказывались за радикальный отказ от идей психоанализа, опираясь при этом на слабые аргументы и еще более слабое знание самого психоанализа.

Увы, многие видные отечественные исследователи (например, П.П. Блонский, Д.Н. Узнадзе, М.М. Бахтин, Е. Волков и др.) имеют идеологические или мировоззренческие предубеждения против психоанализа.

2 Международная психоаналитическая ассоциация (IPA) - организация,
объединяющая в себе большинство психоаналитических направлений и
школ (это около 70 организаций и 12 миллионов членов).

3 Об этом подробнее см. Мазин В.А. Введение в Лакана. - М.: Фонд
научный исследования «Прагматика культуры», 2004, С. 197.

4 Следуя идеям В.Е. Кемерова о соотношении классического и неклас
сического, например, в работе Современный философский словарь, под
ред. Кемерова В.Е. - Минск: Панпринт, 1998.

5 См. напр., Клеман Б.К., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика пси
хоанализа. - М.: Прогресс, 1976, Политцер Ж. Избранные философские и
психологические труды. - М.: Прогресс, 1980.

Это можно отметить и в специфическом предпочтении одних авторов другим в исследованиях и учебных курсах. Ряд значимых фигур, чьи теории действительно демонстрируют этический потенциал психоанализа и неофрейдизма, такие как Ж. Лакан, В. Райх, Л. Бинсвангер и другие -остаются без должного внимания. Это важная философская и культурная проблема, т.к. психоанализ - очень сложное явление в современной культуре, которое часто трактуют в крайне упрощенной вульгаризированной форме.

В центре исследования лежит этическая проблематика Лакана, ее место и взаимодействие с этическими теориями других авторов. В разрез с распространенным стереотипом трактовать психоаналитическое учение как разновидность этического редукционизма (например, К.-Г. Юнг, А. Адлер, В. Франкл, и др.6), в работе утверждается, что этическую концепцию Лакана можно рассмотреть в рамках истории философии. К сожалению, эта точка зрения отсутствует в отечественных словарях и энциклопедиях.

С точки зрения социальной актуальности также важна проблема практической и эвристической пользы учения Лакана и его этических построений. Разработки в области этики в современном мире становятся все более актуальны ввиду различных мировых и региональных тенденций, поэтому любые новые и оригинальные этические построения могут оказаться полезными. В наши дни уже возникает острая потребность в этических разработках и этическом консультировании во многих сферах жизни общества (наука, бизнес, политика). Надо заметить, что этические выкладки Лакана уже используются в междисциплинарных теоретических построениях и дебатах по вопросам этики и политики на Западе (напр., в работе Я. Ставракакиса «Лакан и Политическое»7).

Итак, проблема исследования формулируется так: имеется значительная трудность в определении, что представляет собой этика психоанализа как концепция, заявленная Жаком Лаканом.

Степень разработанности темы.

При критическом анализе разработок по теме, можно констатировать, что в отечественной исследовательской литературе структурному психоанализу и его этике уделено недостаточное внимание. В историко-философском ракурсе теория Лакана рассмотрена в работах И.П. Ильина, Н.С. Автономовой, В.П. Кохановского и В.П. Яковлева, однако эти обзоры уделяют недостаточное внимание этической проблематикет Следует отме-

6 Здесь мы не ссылаемся на значительное число работ авторов религи
озной направленности, которые по известным причинам критикуют Фрей
да и его последователей за атеистический подход к этике.

7 Stavrakakis Y. Lacan and the Political. - London: Routledge, 1999.

тить характерную двусмысленность в восприятии фигуры Лакана: одни авторы ссылаются на него как на представителя неофрейдизма, психоанализа второй волны, в то время как другие анализируют его творчество в рамках течения структурализма, постструктурализма и даже постмодернизма. Этическая проблематика выпадает при обоих подходах, т.к. предполагает совершенно иные исследовательские акценты. В ознакомительных работах о Лакане этика также рассмотрена недостаточно глубоко, например, в работах В.А. Мазина «Введение в Лакана»8 и А.В. Дьякова «Жак Лакан: Фигура философа»9 этике посвящено по одному параграфу.

Некоторые этические положения Лакана также используются в работах философов, психологов, культурологов и литературоведов, в т.ч. В.А. Подороги, A.M. Руткевича, В. Руднева, Г.К. Косикова, С. Зенкина, Р. и И. Варант и других. Однако частные ссылки на некоторые этические взгляды не дают общего системного представления об этике психоанализа. Также существуют работы о Лакане самих психоаналитиков, но в них значительный акцент сделан на практику и теоретическое осмысление частных моментов (среди них: Н.Ф. Калина, М.Ю. Страхов, В.В. Зеленский, А.В. Россохин, А. Горных, А. Усманова, Д.А. Ольшанский). Во многом именно дефицит общефилософских работ на фоне значительного прогресса чисто психоаналитических исследований и порождает проблему определения концептуального приоритета в рассмотрении этики Лаканом.

В зарубежной историографии эта двойственность сохраняется, хотя в менее выраженной форме. Одна из недавно вышедших работ, посвященных непосредственно аналитическому чтению лакановского семинара «Этика психоанализа», начинается с той же самой констатации о том, что академических работ по теме крайне мало10. В целом, имеется ряд историко-философских исследований, посвященных Лакану; единственный проблема - их недостаточная заостренность на проблемах его этики. Кроме того, идея о наличии своеобразной этической теории у Лакана сегодня имеет своих сторонников. Исследования, посвященные лакановской теории, в т.ч. его этике, возникли приблизительно в начале 80х гг. и во многом были спровоцированы смертью самого Жака Лакана. Спустя почти три десятка лет таких работ все еще немного.

Мазин В.А. Введение в Лакана. - М.: Фонд научный исследования «Прагматика культуры», 2004.

9 Дьяков А.В. Жак Лакан. Фигура философа. - М.: Издательский дом
«Территория будущего», 2010.

10 «Despite the abundance of publication in Lacanian theory, academic re
search into Lacan's seminar project is still in its infancy» в работе KeselM.
Eros and Ethics: Reading Jacques Lacan's Seminar VII. - Albany, NY: State
Univ. of New York Press, 2009. - P. 7.

Главным центром изучения Лакана являются Франция, а также Латинская Америка - это около 50ти ведущих международных психоаналитических школ, созданных учениками Лакана. Среди авторов этой группы особо следует выделить учеников Лакана - Ж.-А. Миллера, М. Манони, Д.-X. Назио, его коллег - Лапланша, Понталиса, Оланье-Касториадиса, Пе-рье, Лефевра, Мелмана, Леклера и Лемера, а также ряд философов, на которых повлиял Лакан - Э. Балибар, Э. Сантнер, А. Бадью. Эти авторы довольно часто обращаются к этической мысли Лакана, однако не ставят себе цели эксплицировать его концепцию. Многие из них взяли за основу идеи или подход Лакана для своих этических построений.

Другим центром изучения творчества и идей Лакана является несколько десятков кафедр литературной критики в англо-американских университетах, которые в 70-80х годах активно заимствовали идеи французского постструктурализма. Довольно «популярен» Лакан также в исследованиях по феминизму и тендеру. Здесь важно подчеркнуть специфическую рецепцию этики психоанализа: авторы скорее нацелены на приложение отдельных его идей к актуальным вопросам литературной, тендерной и социально-политической критики. Иными словами, этика психоанализа для них либо методологический инструментарий для описания, либо составляющая прикладной этики. Среди современных лаканистов также следует упомянуть: Д. Мэйси, Д. Эванса, Б. Финка, Б. Бенвенуто и К. Кеннеди, В. Морриса, С. Шеридана, М. Боуи, Дж. Форрестера, Т. Иглтона, 3. Йот-канда, Дж. Глиноса и Я. Ставракакиса.

В качестве третьего центра следует отметить Люблянскую «Школу теоретического психоанализа» в Словении, основанную С. Жижеком (другими видными деятелями этой школы являются М. Долар, А. Зупанчич, М. Божович, Р. Салецл и др.). В рамках этой школы считается, что этика Лакана занимает достойное место среди классических этических учений. Особенностью рецепции Лакана в данной школе следует признать фило-софско-методологический подход к его теории. Так программа Люблян-ской школы подразумевает новое прочтение немецкой классической философии и позднейших ее критиков (главным образом, К. Маркса, 3. Фрейда, Ф. Ницше) с помощью Лакана, с целью развития и расширения самого структурного психоанализа. Следуя названию работы Аленки Зупанчич, этическую теорию Лакана называют также этикой Реального".

Важно упомянуть ряд компаративных исследований, затрагивающих этику Лакана. К таким работам следует отнести книгу Дэвида Рос Фрайера, посвященную теории субъекта и этике двух французских философов -

11 ZupancicA. Ethics of the Real. - London: Verso, 2000.

Жака Лакана и Эммануэля Левинаса ). Также есть статья П. Лаку-Лабарта, анализирующая разбор трагедии «Антигона» Лаканом в этическом ключе13. Однако начало подобным исследованиям положил другой автор - Г.Дж. Хэндверк, который посвятил главу Лакану, его дискурсу, и теоретическим следствиям для этики в своей книге «Ирония и этика в нар-ративе: от Шлегеля до Лакана». Эта книга была опубликована еще в 1985 году14. К современным работам, прямо ссылающимся на этику психоанализа (этику желания) как свою теоретическую основу, относятся работы Джейсона Глиноса и Янниса Ставракакиса.

Объектом диссертационного исследования является доступный (на данный момент) массив трудов и произведений Жака Лакана, включая его изданные семинары, основополагающие статьи и тексты выступлений, а также ряд ссылок на его утверждения и суждения у других авторов. Несмотря на то, что значительная часть наследия Лакана вообще не опубликована или не переведена с французского, в исследовании показана возможность реконструкции основных положений этики психоанализа по имеющимся в доступе источникам.

В анализе этики Лакана использовалась также и вторичная литература. Наибольшее значение в данной работе сыграли тексты таких комментаторов Лакана как С. Жижек и другие философы Люблянской школы (М. Долар, А. Зупанчич, Р. Салецл, М. Божович), а также А. Бадью, Б. Финк, Д.Р. Фрайер, 3. Йотканд, М. де Кессел, Дж. Глинос и Я. Ставра-какис, и психоаналитики - Ж.-А. Миллер, Ж. Лапланш и Ж.Б. Понталис, С.Леклер, Х-Д. Назио.

Предметом диссертационного исследования является этическая концепция, заявленная Лаканом как этика психоанализа. Здесь важно заметить, что под этической концепцией понимается некоторая система этических взглядов и положений, общий характер которой проблематизируется самим исследованием (т.е. философский характер этики, прикладной или сугубо профессиональный, медико-терапевтический).

Цель диссертационного исследования состоит в реконструкции этики психоанализа Лакана, классификации ее как разновидности этических

12 Fryer D. The Intervention of the Other: Ethical Subjectivity in Levinas
and Lacan. - New York: Other Press, 2004.

13 Lacoue-Labarthe P. On Ethics: A propos of Antigone II Journal of Euro
pean Psychoanalysis. - 1997. - Vol. 3/4. - P. 55-71.

14 Handwerk G. Irony and Ethics in Narrative: From Schlegel to Lacan. -
New Haven, CT: Yale University Press, 1985.

учений, и определении ее места в историко-философском процессе европейской философии второй половины XX века.

Поставленная цель достигается решением следующих исследовательских задач:

  1. проблематизация этики психоанализа;

  2. создание методологической основы для определения типа этического знания и исследования структур этических концепций;

  3. реконструкция концептуальной структуры этики психоанализа Жака Лакана, определение присущего ей типа этического знания;

  4. реконструкция концептуального содержания этики психоанализа, ее основных понятий и максим;

  5. оценка степени и характера связей между Лаканом и другими этическими философами (как прошлыми - Аристотелем, Кантом, Спинозой, Бентамом, - так и современниками и последователями);

  6. выявление основной проблематики и методов ее разрешения в этике психоанализа, установление ее этической классификации по содержанию.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования. В соответствии с перечнем поставленных задач в исследовании используются следующие методологические подходы.

1. Герменевтический анализ текста и контекстуальная интерпрета
ция.
Благодаря этим методам обеспечивается историко-философский под
ход в исследовании. При этом герменевтический подход позволяет обна
ружить прямую перекличку авторских идей и современной этической про
блематики.

2. Историко-философский и компаративистский (сравнительно-
исторический) анализ.
Эти методы позволяют произвести реконструкцию
исторического контекста и обнаружить преемственность идей и влияние
этики Лакана на других авторов.

  1. Концептуальный анализ этических понятий. Использование этого метода обусловлено необходимостью определения значений этических понятий в интерпретации Ж. Лакана.

  2. Структуралистский подход. Этот подход позволит перейти от экспликации частных содержаний этики психоанализа к реконструкции общей структуры этой концепции.

  3. Авторская методология анализа и различения типов этических построений. Данная методология была разработана и апробирована в ряде статей, здесь она используется для разрешения вопроса о возможности квалификации этики психоанализа как этико-философской концепции.

В качестве теоретико-методологической базы исследования необходимо упомянуть труды таких ученых, как В. Дильтей, Г.Г. Гадамер, П. Рикер,

Ф. де Соссюр, В. Пропп, К. Леви-Стросс, Р. Барт, а также работы по логике и аргументации А.А. Ивина, А.П. Алексеева, Д.П. Горского, В.О. Лобовикова, Ю.В. Ивлева.

Для разработки критериев определения различных типов этического знания в рамках истории философии теоретической опорой послужили разработки по прикладной этике В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова15 и на программную статью о практической этике Дж. Кэллахана16. В определении этики Лакана как разновидности неклассической этики мы следуем определениям, данным В.Е. Кемеровым. В плане осмысления этики Лакана как неклассической, т.е. как теории, возникшей в традиции неклассической философии, большое значение для выработки авторской позиции имело знакомство с основными фигурами неклассической антропологии: С. Кьеркегором, Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, француз-скими персоналистами и экзистенциалистами.

Учитывая тот факт, что большая часть анализируемых текстов - это тексты психоаналитической направленности, для их изучения были приняты несколько принципов и установок. Во-первых, тезис о том, что эти тексты вполне поддаются историко-философскому анализу, вычленению идей и реконструкции их интеллектуального контекста. Во-вторых, признание того факта, что эти тексты формировались под сильным воздействием философских идей и текстов, а не только психологической и психоаналитической литературы. Так важную роль в понимании истоков лакановского учения об этике и желании оказали труды его философских учителей А. Кожева, А. Койре и его кумира - Б. Спинозы. Не в меньшей степени было полезно знакомство с работами современников, с которыми Лакана связывала личная дружба - Р. Якобсона, Ж. Батая, К. Леви-Стросса. В формировании установок для интерпретации изучаемых текстов было значимым знакомство с принципами Л.А. Калиникова, предложенными им в статье «Интерпретация и принципы»: принцип органической целостности, принцип презумпции непротиворечия и особенно принцип возможной ироничности в построении текста17. Также значительное место в развитии авторского взгляда занимает историко-философская методологическая

Бакштановский В.И., Согомоное Ю.В. Прикладная этика: идея, основания, способ существования // Вопросы философии. - 2007 - № 9. - С. 39-49. Бакштановский В.И., Согомоное Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. - Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2005.

16 Callahan J. From the Applied to the Practical: Teaching Ethics for Use / Teaching Philosophy. Ed. T. Kasachkoff. - Lantham, MD: Roman & Littlefield, 1998.-P. 61-73.

Калинников Л.А. Интерпретация и принципы // Кантовский сборник. Вып 14. - Калининград: Изд-во КГУ, 1989. - С. 81-90.

установка В.П. Горана о философии как рефлексивной метамировоззрен-ческой теории18. В ходе постановки проблемы обнаружилась необходимость формулировки еще одного методологического принципа: принципа сомнения в авторской рефлексии, который вытекает из того факта, что заявления авторов этических построений не всегда соответствуют действительному результату их трудов. Более того, в разработке этической проблематики исследователю очень важно понимать для решения каких конкретных практических задач создается та или иная концепция. Без методологического недоверия сложно определить значение предложенных конструкций: здесь одинаково важно увидеть, разрешают ли они задачи поставленные автором, и применимы ли они для других (актуальных сегодня) этических и теоретических проблем.

Эмпирическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы авторов исследовательских работ по этике и психоанализу: А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого, B.C. Библера, В.И. Бакштановского, Й.Л. Зеленковой, Ю.А. Шрейдера., Е.Н. Викторук, Н.В. Мотрошиловой, Н.С. Автономовой, В.М. Лейбина, В.И. Овчаренко, а также работы С. Жижека и А. Зупанчич.

Научная новизна диссертагцюнного исследования.

Новизна данной работы заключается в выборе предмета исследования: концепция этики психоанализа ни в работах по этике, ни в работах по истории философии до сих пор не получила детальной разработки и освещения. Также впервые в рассмотрении современных этических теорий в рамках истории философии делается проблематизирующий методологический акцент на существовании различных типов этических построений.

В содержательной части исследования новизна работы, заключается в следующих пунктах:

  1. Предложена эффективная методология анализа этических структур и типов этического знания в рамках историко-философских исследований.

  2. Предложена эксплицитно обоснованная аргументация в пользу эти-ко-философской ориентации теории и взглядов Жака Лакана.

  3. Выявлена и описана систематически содержательная составляющая этики Лакана, заявленной им как этика психоанализа.

4) Предложена и аргументирована целесообразность квалификации
этики Лакана как новой оригинальной деонтологии.

18 См. Горан В.П. Теоретические и методологические проблемы истории западной философии. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007; Горан В.П. Философия. Что это такое? // Философия науки. - 1996. -№1(2). -С. 3-14.

Результаты данного диссертационного исследования заключены в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Этику психоанализа, заявленную Лаканом, следует квалифицировать как неклассическую этико-философскую концепцию. Она не является ни профессиональной этикой психоаналитиков, ни прикладной или практической этикой, выводимых из одной лишь психоаналитической практики. В то же время это этика с высоким потенциалом реализации в практическом и прикладном подходе в силу индивидуализирующего подхода.

  2. Этическая мысль пронизывает все творчество Лакана и является одной из главных целей психоанализа, а вовсе не частным отступлением или отдельным размышлением (проблема этики психоанализа не ограничивается одним семинаром, а является глубинной целью всех его разработок). Этическая мысль Лакана занимает важное место в этической проблематике европейской истории философии. Она соотносится как с классическими этическими теориями Аристотеля, Канта, Бентама, так и с неклассическими теориями современных философов, занимающихся этико-политическими исследованиями и теорией идеологии (Жижека, Бадью и др.). Этика психоанализа в то же время обладает значительной долей оригинального содержания в постановке этических вопросов и их разрешении.

  3. В этике Лакана по-новому осмысливаются традиционные этические понятия и проблемы. Новая трактовка основных понятий этики и новые связи между ними, позволяют ему построить оригинальную этико-философскую концепцию, квалифицируемую нами как деонтологию. В рамках этики психоанализа Лакан стремится к освобождению этических понятий и проблем от привязки к утилитаристским концептам удовольствия и пользы. Разрешение он видит в создании этики желания, где концепт «желание» выводится из двух традиций: философии Г.В.Ф. Гегеля (в трактовке А. Кожева) и учения 3. Фрейда. Истоком такой этики по Лакану является этика И. Канта. В связи с этим этическая теория Лакана может быть классифицирована как деонтология.

  4. Смысловой сердцевиной этики Лакана является связь классической категории «долг» с психоаналитическим концептом «желание». Лакан не является представителем постмодернистской этики, а продолжает линию рациональной философии и этики Нового времени (от Спинозы и Канта). Особенность этики психоанализа в том, что центральная категория долга получает новое осмысление через связь с понятием «желание». Благодаря этому содержание долга индивидуализируется, но форма остается универсальной. Поэтому этика Лакана может быть охарактеризована также как автономная неконсеквенциональная этика, основывающаяся на человеческой способности желать.

Практическая значимость исследования

Результаты данной работы могут использоваться для практических и прикладных разработок в областях профессиональной этики, этического консультирования науки и бизнеса, этического планирования и прогнозирования, терапевтических и педагогических методик. Выводы исследования могут быть широко использованы в дискуссиях об этике психоанализа Жака Лакана и этики вообще в современном обществе, что представляется актуальным для сегодняшних дискуссий, главным образом среди педагогов, психологов, культурологов и философов России и Запада. Эти результаты могут использоваться для чтения курсов истории философии, а также спецкурсов, посвященных творчеству Лакана, философскому значению психоанализа и современной политической и идеологической проблематики.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования были изложены в 3 докладах, 2 статьях из Перечня рецензируемых научных журналов и изданий, имеющих аккредитацию ВАК, и 3 статей в прочих изданиях.

Принципы построения и основания типологии этических систем обсуждались на секции этики в ходе V российского философского конгресса, а также на кафедре истории философии философского факультета Новосибирского государственного университета и в секторе истории философии института философии и права СО РАН.

По теме работы были сделаны доклады: на V Российском философском конгрессе «Категория «поступок» в структурировании этической системы» (г. Новосибирск, август 2009); на VII региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» «Лакан и социальные науки» (г. Новосибирск, октябрь 2009); на круглом столе «Тело в философии и истории философии» в рамках VIII Региональной научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» «Кенозис тела в теории и практике психоанализа Жака Лакана» (г. Новосибирск, октябрь 2010).