Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистическая сущность просветительских воззрений Хамзы (дореволюционный период) Насридинов, Абдуллажон

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Насридинов, Абдуллажон. Гуманистическая сущность просветительских воззрений Хамзы (дореволюционный период) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Ташкент, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе


і

Актуальность темы. Всестороннее обновление нашего общества необходимо связано с коренным преобразованием общественного сознания, предполагающим глубокие изменения в нашем осмыслении и оценках не только современных социально-политических и духовных процессов, но и прошлой истории. Обращение к духовным истокам обретает еще большую значимость в условиях все более эффективной реализации суверенитета и самоопределения наших народов, роста их национального самосознания.

Негативные явления, вызванные утверждением административно-бюрократической, жестко централизованной системы, догматизм в теории и практике обусловили извращенное толковать многих общественно-исторических и духовных явлений прошлого. В настоящее время наряду с новаторским осмыслением идей современности уделяется большее внимание объективному исслздозанию культурного наследия, национальных традиций наших народов, раскрытии подлинной сути тех культурно-философских течений, которым ранее не давались адекватная интерпретация и_оценка.

Для реализации этих задач важное.значение имеют дальнейшее углубление и' развитие теоретикА-мвтодологических принципов исследования общеетвенко-исторических процессов современности, которые помогают по-новому ставить и изучать .'проблемы духовного развития прошлого.

Презде всего следует ответить, что в ногтей историко-философской литературе до недавнего времени ряд вопросов освещался с несостоятельных методологических позиций, что зачастую приводило к их искаженному толкованию, к тому, что замалчивались и игнорировались многие проблемы и явления духовной жизни.

В частности, мало уделялось внимания духовным аспектам национальной консолидгт^ии, идеологического обеспечения дореволюционных национально-освободительных движений ? ТУрхэг.тяне, проблемам формирования и развития национального самосознания.

С позиции новых подходов особую значимость обретает исследование духовных процессов в Туркестане начала XX в. и предреволюционного периода, в частности богатого и сложного дороволя-ционного идейного наследия Х^мзы Хакимзаде Ниязи. В связи с вышеизложенным тема данного исследования нам представляется актуальной по ряду причин.

?

Зо-первых, йот 'у, что современная переломная эпоха, с не
обходимостью порождая революционное сознание, фактически вызыва
ет философскую революцию, коренную ломку устоявшихся представле
ний, в чем проявляется общность с духовными процессами в тот пе
риод, когда зжл и твс ил Хамза. Во-вторых, Хамза как просвети
тель представляет для нас особый интерес, ибо он в специфически
национальном духе осознавал и пропагандировал гуманистические
идеалы, столь необходимые обществу везгда, а в период острых со
циальных напрядений особенно, идеи национального развития, само
сознания и консолидации. В-третьих, по тому интересу, который
представляет сегодня особое отношение Хамзы к религии, в котором
подло свое выражение взаимоотношение религиозной идеологии с
просветительской и национально-освободительной идеологией.
В-чотвертих, в условиях острого дефицита духовности Хамза инте
ресен нам сво'.кндуховно-нравственными побуждениями и установка
ми, п которых реализовалась и сама неординарная личность Хамзы.
В-пятих,тем, что поэт, будучи просветителем, поборником идеи
просветительства, был активным пропагандистом и реформатором
народного образования, страстным ревнителем национальной куль
туры, общечеловеческих ценностей в делом. .

Актуальность данного исследования определяется не только ттл, что оно идет от Хамзы к современности, но и в обратном плане, когда встает необходимость, исходя из специфики времени,его потребностей,целенаправленно идти к личности и мировоззрению выдающегося поэта, исследовать некоторые остающиеся до сих пор неизученными либо искаженно освещавшиеся в прошлом философские аспекти его творческого наследия.

Степень разработанности проблемы. Значительная часть исследований творческого наследия Хамзы принадлежит нашим ученым-литературоведам. Одним из первых исследователей его литературного гворчистиа стал Затти Хусейн . Впоследствии литературоведческими аспектами изучения его произведений занимались J.С.Султанов , Л.К.К.-.юмов'1, А.Еабаханов и другие, которые внесли существенный

1. Хусейн С. Хамза Х,акимзода. Х/ієтн ва фаолняти. - Тошкент,

Ю-10. Z. (.':;! нов Ю. Халк сапъаткори. Хамза хаети ва ижоди хакида. -

Ti;:.;'.-i.'t, ]9L>9, а также ряд последующих дополненных'изданий

vu у.?С' ча'ком и русском языках. j. К-п-vb А. Хамза. - Тсжкепт, 1939. '.. Л'-оч^чов А. Х^.чза (-копр ва дра'лчтургі. - Тошкент, 1954.

вклад в комплектацию и издание прсі-звсдсний Хамзк, их текстологический и проблемно-литсрчїуроведческий анализ. Крупні.:-! достижением узбекских литературоведов явился ей.од в свет "Ионного собрат; . сочинений Хамзы Хакшэаде К::яр"."~, издание которого, к сожалению, ранее искусственно тормозилось. Большое значение дли дальнейшего развертывания всестороннего изучения духовного наследия Хамзы имеют многие литературоведческие стать:: последнего времени, имеющие важный проблемно-лостаноьочкый характер .

Узбекские философы давно подключились к изучению философских проблзм творческого наследия Хамзы. Один '.'.с порьмх кстори-ко-фи.і-осойских анализов твоччес:-:ого наследим Хаіізи бчл поовзден в трудах И.М.Муминова , что обусловило их обобцо!!"о-с;:сге:;і!-і'; характер и обіцзпроблемньїй подход к исследованию воззрений X ..-.5--зы. В соответствии с возможностями науки того времени исследователем был сделан крупный иаг в историко-философском изучении наследия мыслителя. Первое специальное изучение рї.да ого фплс-софск-х аспектов прозодится в работе У.Б.Базарова"1, а также в кандидатской диссертации Х.У.Умарова . В этих трудах объектом главного интереса авторов выступает по судеству послереволюционное творчество Хамзы. В монографии Х.П.Вахидова в коі-:?еі:е>_ общего анализа просветительства в Узбекистане специальное гігі-ыание уделяется и философско-прссветительски:.: воззрения:.; X;-.msl*. Однако в целом следует отметить, что и в литературоведческой, и в историко-философской науке находили свое отражение многие- методологически несостоятельные стороны прежнего подхода к изучению общественных явлений. Поэтому в трудах некоторых историков философии не только замалчивался , но и искажался ряд существенных аспектов дореволюционного творчества Хамзы, когорті и было уделено особое внимание з данном диссертационном исследовании .

І. Хамза.Тула асарлар туплами.Бе"Л тсмлик.-Тоякент,1936-Т239. Z. Данным статьям особое внимания уделяется по ходу диссертационного исследования и в автореферате.

  1. Муминов И.Ц. К вопросу истории развития обіцзственко-йклосс-ф-скей мысли в Узбекистане (X в.-нач.ХХ в.). - Таакент, 1904; его тле. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане в конце XIX и. начале XX вв. - Ташкент, 19135 и др.

  2. Бозоров У.Б. Хамза ккодпнинг гоЯвиіі псоолг-.ри,- Т^акеитДУбО.

  3. Умаров Х.У. Из истории борьбы в Узбекистане псотнз религии и ислама:Дисс... .канд.филос.наук. - Твтпсенг, 1Эо?..

  4. Еахидов Х.И. Просветительская ; деология d Туркестане. - Тсі-l:-кент, 1979.

Целью настоящего исследования является историко-философский анализ гуманистической сущности просветительских воззренлй Хам-зы Хакимзаде Ниязи, концептуально-системная интерпретация малоисследованных философских аспектов его дореволюционного творчества в контексте соотношения общечеловеческих и национальных духовых ценностей.

Исходя из этого, решал' 7ь следующие конкретные задачи:

  1. Комплексный анализ с позиций современной интерпретации многих исторических, социально-экономических и духовных процессов в дореволюционном Туркес: не как основных факторов формирования к развития просветительской концепции Хамзы'.

  2. Выявление гуманистической сущности его доревилюцкслных просветительс .их воззрений в контексте общефилософских основ творчества. ' .

  3. Анализ проблем, человека, нации и национального самосознания в системе его просветительских взглядов.

  4. Рассмотрение места и роли исламской религии в формировании и развития его мировоззрения. '."''

  5. Исследование отношения Хаызы к науке л знаниям в ходе дореволюционной эволюции егй.просветител' :ких воззрений.

  6. Проблемно-категсри&лыый анализ этических аспектов его просветительства.

Методологические оснога и'источники.Методологической основой данного исследования стали теоретико-концептуальные достижения -современной историко-философской науки, основные принципы новой интерпретации рапа аспектов,общественно-исторических и духовных, процессор прошлого с позиции объективного анализа и современного творческого^подхода к трудам теоретиков историко-философского процесса.

Теоретическими источниками нашей работы стали исследования в области хамзаведения и оо'щих проблс:; истории философии. Источниковедческой основой исследования послужили творческое наследие Хам--!, его многогранные произведения, часть которых впервые подвергается историко-философскому анализу.

Научная новизна состоит в следующем:

І. В контексте общего анализа обпственно-псторической и духовной обстановки в Туркестане конца XIX и качала XX вв. рассматривается в плане влияния на развитие духовной жизни ф

просветительства ряд ее малоисследованных аспектов, такие как особенности колонизаторской политики царской России, духовно-религиозный фактор, развертывание национально-освободительных движений и др.

  1. В этом аспекте фдается новая историко-философская интерпретация значения раскрытых ранее, а также таких малоисследованных идейных источниког, как джадидк^м, национальный, религиозный и др. факторы в эволюции мировоззренческих взглядов Хамзы.

  2. С этих позиций"раскрывается гуманистическая сущность дореволюционных просветительских воззрений XaML ,, анализирует-мая в свете диалектики общечеловеческих и национальных духов-

-ных ценностей, с учетом новых аспектов проблемы чех века в его творчестве.

  1. На основе анализа малоисследованных в философском плане материалов творчества Хамзы дается системно-категориальная интерпретация его взглядов на проблемы человеке, нации, нацио--> нального самосознания и национальной консолидации, раскрывается их гуманистическая сущность.

  2. Проведено исследование роли религии в мировоззренческой эволюции Хамзы, его' стремления нв основе религиозно-сбнив-ленческих тенденций исполье вать интегрирующий духовни-нразст-венный потенциал религии в контексте- своих просвегГ?ітельских целей и национальной консолидации.

  3. Выявлены место и роль науки и просвещения в его просветительской концепции, в духовно-нравственном ссверпенствовании личіі ,сти и общественной жизни.

  4. Показано, что проблемно-категориальное содержание этических взглядов Хамзы выступает как неотъемлемкй компонент его просветисгльской концепции, как важное средство реализации ее гуманистической сущности.

Научно-пг^ктическая значимость работы состоит прежде всего в том, что предпринятая в нейЧюпытка нового, на наш взгляд, более адекватного переосмысления ряда аспектов духовного наследия Хамзы Хакимзаде Ниязи призвана по возможности спссобство вать процессу дальнейшей реализации современных более объективных подходов к прошлым духочшм ценностям, в частности тем, что заложены а творчестве этого крупного деятеля культуры.

На най взгляд, данное исследование отражает тот позитивный процесс в нь.ц'ей историко-философской литературе, который связан со стремлением ликвидировать те искусственно созданные "белые пятна", одним из ярких примеров которых являлось игнорирование определенных материалов из идейного наследия Хамзы, не укладывающихся в официальные версии его мировоззренческих позиций. Данное исследование, предпринятое с позиции новых подходов и будучи основано на ранее непубликовавшихся материалах, призвано в той или иной степени содействовать ликвидации одного из таких "белых пятен".

Наконец, высокохудожественные формы, в которые облекалось „идейное содержание творчества Хамзы, его нравственно-гуманистические устремления, своими истоками уходящие в глубокие национальные традиции, особенно понятны народу. Вот почему дореволюционное наследие Хамзы становится в современных условиях достаточно эффективным сродством идейно-нравственного воспитания.

Выводы и положения диссертационного исследования могут бить использованы в вузовских курсах истории общественно-философской мысли Востока, Центральной Азии, в спецкурсах по истории культуры, а также в воспитательной работе среди молодели.

Апробация диссертации. Основные положения работы апробированы в ряде публикаций по теме, доложены на научно-теоретических конференциях с опубликованием тезисов выступлений, а также использованы в нашей ^практической педагогической деятельности в ІИТЛП.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.