Введение к работе
ДЬедмет исследования. Диссертация посвящена одному из основных \направлений древнекитайской философской мысли - даосиз-"му. Нараду с конфуцианством и легизмом даосизм сформировал по-веденческо-познавательные архетипы, на основе которых выросло все мировоззренческое здание древнекитайской философской культуры Дао. Дао это не просто номинальное обозначение, но чрезвычайно насыщенный философский символ. Даосизм, получивший название от Дао, показателен в плане философского выражения культуры Дао не только в рамках древнекитайской философии, но и на мировой философской арене.
Из всей истории даосизма в диссертации избирается первый, так называемый ранний (античный) генезисный цикл, то есть, цикл предфилософского становления и последующего развития даосизма в философское мировоззрение. В истории древнекитайского общества этот цикл соответствует периодам родового общества, переходного (раннеклассового) общества и классового общества. Он отчетливо фиксируется уже самими древнекитайскими.философами под именами' своих родовых первопредков и основоположников' даосизма. Первый полуцикл называется "учением Хуанди и Лаоцзы", второй - "учением Лаоцзы и Чжуанцзы". Среднее звено этих полуциклов занимает учение Лаоцзы, в котором предфилософия трансформируется в философию.
Под именем Хуанди (Желтый Первопредок - центральная фигура первопредков древних китайцев) обобщен комплекс идей дофилософ-ского сознания родового общества. Связь учений Хуанди и Лаоцзы, обозначенная древними мудрецами, указывает на то, что при анализе первых шагов Философии даосизма необходимо выходить в ее предысторию, где складываются социально-теоретические предпосылки и истоки даосизма. Уже сами древние философы совершенно ясно установили для себя, что философия не может быть беспред-посылочным явлением, возникшим мгновенно и интуитивно в результате, теоретических рассуждений отдельных личностей.
Ориентируясь на мировоззренческую связь даоской предфилосо-фии и философии и' следуя требованиям современной методологии, диссертант включает в предметную область исследования предфило-софию даосизма, как неотъемлемую генетическую и содержательную
часть лаоской философской культуры. Аналогичным образом диссертант поступает с другой генетической составляющей даосизма в рамках указанного цикла - с комплексом идей, обобщенных под именем "учение Чжуанцзы". Основное внимание в диссертации уделяется среднему звену - "ученню Лаоцзы", определяющему понимание как предфилософии, так и последующей даоской философии.
Рассмотрение исторического предмета даосизма (генезис) в диссертации согласуется с рассмотрением логического предмета даосизма (структура). Для конкретизации предметной области даосизма привлекаются мировоззренческие модели сопредельных даосизму философских течений, в частности, конфуцианства.
Актуальность темы. Актуальность изучения ранних форм философствования определяется их местом в развитии самосознания человечества, состоянием современной философии и историко-философской науки. Со времени своего рокдения философия никогда не теряла интереса к своей предыстории и своим первым шагам. Чем более философия взрослела и удалялась от своих истоков, с тем большей заинтересованностью она обращалась к своему эмбриональному состоянию и детству в попытке разгадать тайну своего рождения. Ранний даосизм наиболее близко стоит к рубежу рождающейся философии. Тем самым .актуальность изучения раннего даосизма вытекает прежде всего из общих задач историко-философской науки решения проблемы генезиса философии. Каждый культурный регион, обладающий собственным очагом рокдения философии преследует собственные цели. Современная европейская философия отыскивает свой генетический корень в греческой философии. Индийская и китайская философии в русле тысячелетних традиций пытаются отыскать свои начала. Подходов здесь наметилось множество, как множество существует и методологий исследования. На данный момент времени неодинаков и результат. Казалось бы, направление исследования в глубь каждой региональной философской культуры должно было разобщить исследователей и исследовательские задачи, как были регионально разобщены Греция, Индия и Китай до и во время возникновения в ни: философии. Однако мы встречаемся с противоположной тенденцией.-Исследователи все больше испытывают потребность перехода от обна ружендя соответствий между явлениями в развитии философии в Греции, Индии и Китае к выявлению на определенных методологических основаниях общих закономерностей становления и развития философи
на Западе и Востоке. Здесь отыскиваются не только пути движения различных мировоззренческих культур, но и их генетические архетипы, которые позволяют наиболее адекватно интерпретировать одну культуру в системе другой. В этом заключается один из подходов решения современной и актуальной задачи диалога западной и восточной культур и типов мировоззрений.
Наряду с этим становление и развитие раннего даосизма актуально для китайской культуры. Заложив мировоззренческие основы культуры Дао в древности, даосизм в параллели с другими направлениями древнекитайской философской мысли просуществовал десятки столетий. Он оказывал и продолжает оказывать культурно-просветительское и идеологическое влияние на китайское общество. За время своего существования даосизм принимал различные формы и оттенки. В древности даосизм рождается как философское учение, которое создает даоский мировоззренческий корпус китайской культуры. В средние века он перемещается в нишу народного сознания, принимает формы религии, даоской алхимии и т.д. Влияние даосизма на современность хорошо известно, даже если судить только по политическим событиям и кампаниям последних десятилетий. Высказывание: "Внешне я конфуцианец, а внутри даос" - это не только политическая маска вождя, но и характеристика традиционной культуры народа. Если конфуцианство можно назвать верхним срезом культуры - это просвещение, этикет, политическая норма и т.д., то даосизм это в прямом смысле кивая пуповина связи народа с естеством Поднебесной.
Различные модификации даосизма, какие он принимал за свою длительную историю, включая сюда и области искусства, литературы, морали и т.д. - все вырастают из единой первоначальной шровоззренческой основы. Вот почему так актуально и важно изучение раннего даосизма. Детальное знание его исходной шровоззренческой модели Дао позволяет делать некоторые культурологические и политические прогнозы в современности.
Принципиальное значение для китайской философии имеет изучение генетической связи предфилософии и философии даосизма. Оно в значительной мере способствует выяснению мировоззренческого статуса как дофилософского, так и раннефилософского сознания. Предфило-софия как синкретичное идейное образование проявляет свою мировоз-зренческо-познавательную предрасположенность к философскому знанию, а философия на новой базе социальных условий развивает -воз-
мокности префилософии, формирует свой категориальный аппарат и определяет познавательную направленность сознания. В предфилософии лежат ключи к пониманию раннего даосизма. Тот идейный комплекс Дао, который изложен в "Дао дэ цзин". у первого китайского философа Лаоцзы, сформировался еще в предфилософии, а это значит, что здесь мы встречаемся с фундаментальным архетипом древнекитайской культуры. В философии он углубляется до даоского стиля мышления и системы философского языка. Сопоставление предфилософ-ского архетипа Дао с даоской философской моделью Дао актуально с точки зрения определения критерия оценки факта рождения философии. Это означает расширение понятия начала философии. Предфи-лософия не только имеет право жизни внутри философии даосизма, но и вообще составляет генетическую, энергетическую и путеводную основу философской идеи.
Кроме того, генезис даосизма показывает, какой мыслительный опыт предфилософии наследуется даосизмом и сопредельными ему направлениями конфуцианством и легизмом, что в свою очередь влияет на выработку критерия мировоззренческой квалификации всех философских направлений.
Цель и'задачи исследования. Цель диссертационного исследования - анализ происхождения и развития даоской философии в первом (античном) цикле учений "Хуанди-Лаоцзы-Чжуанцзы" с выявлением структуры и функций мировоззренческой культуры Дао (Дао-Дэ) внутри предфилософии и ранней даоской философии.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
-
Определить лредфилософский мировоззренческий комплекс, в котором складывается генотип культуры Дао (Дао-Дэ) на базе хозяйственных и социальных изменений древнего общества.
-
Проследить телесное, духовное и идеальное (идейное) развертывание Дао в китайской Поднебесной по заложенному в нем со-цио-лрир одному генотипу, охарактеризовать сложившуюся модель Дао как структурный и функциональный архетип даоского философского мировоззрения.
-
Рассмотреть трансформацию предфилософского Дао в философское Дао, в том числе создание таких философских моделей Дао, как "И цзин".
-
Дать дешифровку основных философских текстов раннего дао-
сизма "Дао дэ цзин", "Лецзы", "Чжуанцзы" в контексте их историко-логического содержания, показать корреляцию космологических и текстовых моделей Дао (текстовой спиральный канон Дао).
-
Описать последовательность культурологических ипостасей Дао, какие оно имеет внутри даоского философского сознания с учетом дофилософских стадий развития Дао.
-
Выявить упорядочивающие принципы Дао относительно гармонизации послеродового природно-социального хаоса Поднебесной.
-
Отыскать философское место совершенномудрого человека (место философа) в мировоззренческой системе китайской Поднебесной. Выяснить специфическую сущность первых философов в плане полага-ния личностных начал философского творчества.
-
Раскрыть триединство философского субъекта Дао - природы, первопредка и человека.
-
Дешифровать логические модели даосизма, классифицировать типы философских суждений у Лаоцзы, Лецзы и Чжуанцзы.
-
Вычленить даоские мифо-логические архетипы Дао у yaн-цзы с целью подтверждения завершения полного первого (античного) генетического цикла даосизма.
-
Усилить авторскую достоверность написания мудрецом Лаоцзы текста "Дао дэ цзин" посредством отыскания в этом произведении автобиографических фрагментов Лаоцзы.
-
Снять с "Дао дэ цзин" и вообще с раннего даосизма обвинение в мистицизме, истолковывая это обвинение как заблуждение, возникающее как результат в большинстве случаев произвольного толкования мифологем даосизма и столкновения с незнакомыми спиральными системами Дао.
Методология и приемы исследования. Методологической основой диссертации служат принципы, выработанные в области исследования западной и восточной древностей, принципы историзма, единства исторического и логического. Применительно к генезису и развитию раннего даосизма принцип историзіла позволяет рассмотреть формирование мировоззренческой культуры Дао в контексте исторической.динамики китайского общества. Философское Дао Лаоцзы-это не беспредпосылочное откровение духа первого философа, а причинно обусловленное социогенезом древних китайцев движение философского сознания. Преемственность исторических эпох родового, переходного и классового общества отображается в преемственности предфилософ-ских и философских учений даосизма - учений "Хуанди-Лаоцзы-Чжуан-
' 5
цзы". Принцип единства исторического и логического в диссертации доложен в основу понимания диахронно-синхронных (генезисно-струк-турннх) построений мировоззренческой системы Дао.
Исследование избранного для диссертации предмета требует применения некоторых специфических приемов. Во-лервнх, мировоззренческая система Дао исследуется диссертантом по древнекитайским даоским текстам. Последние копируют космологическую систему ' Поднебесной, где зафиксированы исходные мировоззренческие параметры Дао. То есть, древнекитайский философский текст имеет объемное измерение - длину, ширину и высоту (Спирин B.C.). Внутри он имеет спиральное категориальное построение. Дешифруя эту спираль в проекции ее на природно-социальную действительность, диссертант прибегает к методу развертывания исторической и логической составляющих этой спирали.
Во-вторых, совершенномудрый человек шэн кэнъ. выдвигаемый даосизмом в качестве идеала человеческого субъекта, появляется в древнекитайских даоских текстах как-то сразу. Не совсем ясно, кто его философский (дофилософский) предшественник. Поэтому, предваряя анализ собственно'даосизма, диссертант "обращается к текстам "И цзин", в основном к "Сицы чдуань" и "Шогуа чнуань", которые позволяют проследить формирование и выход на философскую арену конфуїіаанского и даоского философских, субъектов - "благородного человека" цзюньцзы и "совершенномудрого человека" шэн жэнь. Привлечение текста "И цзин", который традиционно включается в корпус конфуцианских канонов, в русло рассмотрения даоской философии не только допустимо, но и необходимо. Подтверждение тому в научных поисках связей даосизма и ицзинистики у других исследователей даоской философии (Чэнь Гуин, Люй Шаоган).
Источники. Анализ генезиса и развития раннего даосизма проводится диссертантом по оригинальным древнекитайским текстам из корпуса даоских и конфуцианских канонов с привлечением материалов пиктографических "иньских надписей", дешифрованных А.А.Серкиной и найденных в 1973 г. в Мавандуй написанных на шелке философских текстов. В подавляющем большинстве приводимые в диссертации философские тексты даются в авторском переводе с собственными комментариями. В работе нашли отражение переводы и трактовки даоских и конфуцианских текстов советских китаеведов В.Г.Бурова, Ф.С.Быкова, Г.Э.Гороховой, А.М.Карапетьянца, А.И.Кобзева, Н.И.Конрада,В.А.Кри-
вцова, И.С.Лисевича, Л.Д.Позднеевой, Л.Б.Померанцевой, Е.Л.Рифти-щ, Е.П.Синицына, В.С.Спирина, М.Л.Титаренко, В.Ф.Феоктистова, 1н Хиншуна, Э.М.Яншиной и некоторых зарубежных западных и восточ-шх исследователей.
Научная новизна исследования. Длительное комментирование и ізучение раннего даосизма в Китае в рамках установок так называе-юй традиционной китайской философии до начала XIX века и изучение иосизмэ в свете проблем современной историко-философской науки на іападе и Востоке в последние десятилетия не исчерпали и не закрыли виной теш. Более того, она получила новый' стимул дальнейшей раз-іаботки. Во-первых, в XX веке коренным образом изменилась социаль-:ая обстановка жизни китайского общества, в сознании которого из-.авна глубоко укоренились даоские идеи. Возникла насущная потребить соотнесения традиционной философии с современной философски мыслью Китая. Во-вторых, активное взаимодействие западной и неточной культур развило обоюдный философский интерес, где ни од-а область не осталась нейтральной ни в идеологическом, ни в куль-урологическом отношении. Это тоже побудило историко-философскую ауку обратиться к исследованию генетических истоков философии на ападе и на Востоке. В-третьих, изменилась методология исследова-ия и прочтения древнекитайских текстов. На поверхность вышли та-ие идейные комплексы, о которых западная мысль "не подозревала" которые требовали всестороннего историко-философского анализа. свете этого новизна освоения диссертантом избранной темы сводит-я к следующему:
I. Диссертация вместе с авторской монографией "Становление алософия на Востоке (древний Китай и Индия)" (М., 1989) представ-яет собой первое в отечественной литературе исследование раннего аосизма в контексте его генетических связей с предфилософией, что эпосредственно отвечает новейшим задачам историко-философской на-т.
В диссертации впервые в отечественном и зарубежном китаеведе-т:
-
на основе мировоззренческого комплекса предфилософии, гра-зко-ивроглифической системы "И цзин" и даоских философских воз-эешай исследуется поэтапное формирование философской культуры Дао, эедставляющей архетипический феномен всего древнекитайского со-гания;
-
прослеживается ритмичное перерастание предфилософских ипо-
стасей Дао в философские как обусловленный социогенезом древних китайцев процесс трансформации лредфилософского видения мира в философское;
-
субъект Дао на всех стадиях генетического роста Дао рассматривается в триединстве его составляющих: природы, человека и лервопредка, что предопределяет понимание творческих характеристик Дао как природного естества (жизнь и смерть), как искусства (практика жизни и смерти) и философии (теории жизни и смерти);
-
выделяется'биологический, природный, "божественный", социальный и ивдиаадуально-лячносишй центр системы Дао ("Великий Предел", "предел пустоты", "золотая середина"), как абсолютная мера философского видения мира, как место философского.субъекта и его философского творчества;
-
непосредственно по даоским текстам дешифруется генетическая (диалектическая) телесно-духовно-идеальная спираль Дао, дающая наглядную модель истории и логики развития природы, общества и сознания по ритмам инь-ян естественного генотипа Дао;
-
по спиральному ключу Дао дешифруется логический куб Дао, объясняющий специфику диалектического философского суждения и спиральную взаимосвязь всех категорий системы Дао;
-
дешифруется лабиринт Дао, как плоскостная развертка объемной спирали Дао;
-
в генетической (диалектической) спирали Дао дешифруется опережающий ритм числового (идеального) витка; числовые модели даоских систем "Дао дэ цзин", "Лецзы", "Чяуанцзы", "Хуайнаньцзы" из области даоской мистики чисел переводятся в ранг закономерных построений спирали, логического куба и лабиринта Дао;
10) предпринята попытка реставрации философской автобиогра
фии Лаоцзы по гексту"Дао дэ цзин"; выявляются существенные харак
теристики первого даоского философа как факт рождения философской
личности.
Состояние разработки темы-и ее отражение в литературе. Пробле ма становления и развития философии раннего даосизма стоит в ряду общих проблем становления и развития древнекитайской философии и становления и развития философского самосознания как на Западе (Греция и Италия), так и на Востоке (Индия и Китай). В отечественной и зарубежной литературе в большей степени разработана проблема становления древнегреческой философии. Этой теме в отечест-
венной литературе посвящены как общетеоретические, так и специальные труды В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, Ф;Х.Кессяди, А.Ф.Лосева, И.Д.Рожанского, А.В.Семушкина, В.В.Соколова, А.Н.Чанышева, М.И. Шахновича и др. Различные подходы высветили различные аспекты перехода Мифа в Логос. Как отмечают сами авторы, решение многих проблем далеко от завершения, однако здесь получены ощутимые результаты: определены предфилософские (родовой и послеродовой) комплексы сознания, выработан метод анализа поэтапного движения Мифа к Логосу на базе социогенеза древних греков, создан категориальный аппарат анализа становления философского знания, конкретизированы критерии мировоззренческой квалификации философии древних греков и т.д.
Проблема генезиса древнекитайской философии в современной философской литературе разработана в значительно меньшей степени. На сегодняшний день в китаеведении древние философские системы даосизма, конфуцианства и легизма лредстаачены пока без своей предыстории. Тот мировоззренческий комплекс, который предшествует философии и из которого она вырастает, китаеведами в целом называется мифологией без подразделения на исторические и содержательные мировоззренческие блоки. Мифология не квалифицируется как предфилософия и потому не рассматривается со стороны типов фиксации и механизмов воспроизводства дофилософского сознания, различие которых полагает начала первым философским учениям в древнекитайской философии. Предфилософия под именем мифологии и философия в целом предстают пока' как два дискретных, закономерно не связанных между собой идейных комплекса. Исследователи отмечают влияние мифологии на философию, факт рождения и наличия философии бесспорен, результаты письменного творчества философов налицо, однако процесс рождения философии покрыт тайной. Такое соотношение предфилософии и философии отразилось в литературе по китайской древности.
Как явление древней культуры Китая мифология довольно широко представлена в книгах 'китайского профессора Юань Кэ и советских исследователей Б.Я.Рифтина и Э.М.Яншиной. Ояределяя исходный пред-философский комплекс сознания диссертант использует полученные здесь результаты и'конкретизирует понятия мифа и мифологии в контексте генезиса философии.
В характеристиках собственно китайской философии вообще и
даосизма в частности, в литературе встречаются различные оценки. Впервые Запад познакомился с мировоззрением древних китайцев через труды миссионеров (Инторчетта, Клерк, Хельман и др.), что на длительный период повлияло на восприятие китайской философии в форме религиозных воззрений. Не избежал этой участи и даосизм, получая с конца III и начала XX веков различные трактовки. Дао Лаоцзы трактуется как божество (А.Ремиза, А.Форке, Р.Вильгельм) и тем самым начала даосизма полагаются в области религии. При такой трактовке в нем усматривается наличие мистицизма (Ф.Норт-роп, Фон Юлань). Некоторые авторы трактуют даосизм в контексте учений своих философских школ. Дао Лаоцзы отождествляется с кан-товской "вещью в себе" (В.Ценкер). Г,Крил даоское учение Лаоцзы рассматривает как один из источников."синизма". Разрабатывая свои подхода, к даосизму прягло или косвенно обращались Д.Бодде, Х.Дабс, Х.йильс, Дж.Гроот, М.Кальтенмарк, М.Мюллер, Дк.Нидэм, Х.Хакманн, Б.Калгрен, Х.Мастаро, Ч.Мур, Э.Морган и другие авторы западной синологии, которые вышли на широкие культурологические обобщения и предприняли попытку всесторонне осветить историю развития философской мысли в Китае.
В дореволюционном Китае даосизм рассматривался в русле собственных и западноевропейских традиций, в послереволюционный пе-рнод-с марксистских методологических позиций. Лян Цичао пишет о философии Лаоцзы в духе неокантиансгза, Ху Ши анализирует историю китайской философии с позиций прагматизма, Фэн Кйань устанавливает периодизацию китайской философии с ориентацией на конфуцианство, сочетая его с западным прагматизмом и неореализмом. В 40-60 годах группа китайских исследователей во главе с Хоу Вайлу сдег лала попытку научного освещения истории китайской идеологии с собранием и обработкой большого количества источников, в том числе даоских. С начала 80 годов философские исследования в Китае получили новый импульс. Открываются новые историко-философские направления изучения даосизма. Во-первых, намечается рассмотрение даосизма в контексте его связей с предшествующей дофилософской мыслительной культурой (Ван Бо). Во-вторых, вопрос о связи даосизма с ицзинистикой по-новому поставил проблему о приоритете в китайской философии, тезис о первенстве конфуцианства оказывается не бесспорным (Цэнь Гуин). В-третьих, большое внимание стало уделяться религиозному учению даосизма, ученые пытаются рассмотреть его в связи с предшествующим мировоззренческим комплексом,
куда входят конфуцианство, буддизм и даосизм (Цзинь Чжао, Цин Си-тай, Ли Ган).
В отечественном китаеведении к изучению даосизма обращались иеромонах Даниил (Сивиллов), Н.Я.Бичурин, В.П.Васильев, СМ.Георгиевский., Н.В.Шелгунов и др. В послереволюционный период традиши изучения даосизма продолжили А.А.Петров и Н.И.Конрад. В 50-60 гг. . выходят фундаментальные работы по даосизму Ян Хиншуна и Л.Д.Позд-неевой. С конца70-х-начала 80-х годов можно сказать начался новый этап изучения даосизма, хотя здесь мы имеем и не так много работ. Это работы Л.Е.Померанцевой, Г.Э. Гороховой, В.В.Малявина и авторов статей в сборниках "Дао и даосизм в Китае" (1982), "Проблема человека в традиционных китайских учениях" (1983).
По вопросам становления древнекитайской философии в нашем китаеведении имеются только четыре работы. Это две работы Ян,Хиншуна "Древнекитайский философ Лаоцзы и его учение" (1950) и "Материалистическая мысль в древнем Китае" (1984), работа Ф.С.Быкова "Зароадекие политической и философской мысли в Китае" (1966), вступительная статья В.Г.Бурова и М.Л.Титаренко к первому тому "Древнекитайской философии" (1972) под названием "Философия древнего Китая". У .китайских авторов эта проблема в определенных аспектах освещается Фэн Юланем, Жэнь Цзиюйем, Сяо Шафу, Ли Дзинь-цгаанем в учебниках по истории китайской философии.
Таким образом, в китаеведческой науке даосизм прошел длительный путь исследования, освещался с позиций религиозных учений и различных философских школ. Сама-логика исследования даосизма показывает, что для раскрытия его сущности необходимо выйти в область генетических истоков и архетипов даоской философии. Это направление, намеченное отечественными и зарубежными китаеведами и пытается развить диссертант в своей работе.
Практическая ценность исследования. Материалы и выводы диссертации существенно дополняют и углубляют существующие в китаеведческой науке представления о процессах предфилософского зарождения, возникновения и развития раннего даосизма, воплотившегося в философской культуре Дао, способствуют более адекватной оценке места даосизма в системе древнекитайской философии и его роли в формировании культурных архетипов древнекитайского философского сознания, содействуют преодолению неоправданно упрощенных и идеалистических толкований однрй из форм первой философии китайцев. Полученные автором результаты могут быть использованы в даль-
II
нейшем исследовании раннего и позднего доциньского даосизма, а также для исследования сопредельных даосизму древних философских течений и их влияния на современность. Вместе с тем они могут быть использованы для совершенствования лекционных курсов по истории философии, чтения спецкурсов, разработки курсов философской пропедевтики, а также служить в помощь леквдонно-пропагандистской работе при освещении тем, связанных с древнекитайской философской культурой.
Апробация работы. Основные результаты исследования излагались диссертантом в докладах и выступлениях на всесоюзных конференциях в Душанбе (1981), Вильнюсе (1984), на заседаниях и научных встречах в Центре изучения "И цзлн" в Шэньдунском университете китайской провинции Шаньдун (1986), в философских центрах АН КНР провинций Шэньси и Цзянсу (1987), на конференциях УДН им, П.Лумумбы по проблемам генезиса восточной философии (1985, 1987 г.г.), а также на семинарах Центра изучения восточной философии в УДН (1989-1990).
Материалы диссертации опубликованы в монографии "Становление философии на Востоке (древний Китай и Индия)" (1989 г.), в научных сборниках, учебных пособиях, предназначенных для преподавателей вузов.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии УДН им. П.Лумумбы и на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и была рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Библиографии (254 наименования).