Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене Вареникова, Александра Михайловна

Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене
<
Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вареникова, Александра Михайловна. Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Вареникова Александра Михайловна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства].- Санкт-Петербург, 2011.- 310 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/123

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. В наше время проблема мифа вновь становится актуальной, поскольку воспитанное популярной культурой массовое сознание, по сути, является мифологическим, представляет собой коллективное сознание, которое, как и в древности, порождает мифы. Мифы опять становятся языком, через который можно выразить - а, значит, и осознать - происходящее. Современная культура синтезирует мифологическое наследие и зороастризма, и античности, и христианства.

В пьесах Г. Кайзера, основанных на мифологических и легендарных сюжетах, показано, каким образом миф проходит через переосмысление в XX веке, и как используется его структура, поэтика, проблематика.

Существенно значение Г. Кайзера и для сценического искусства. Мало кто из драматургов мог сравниться с Г. Кайзером по количеству постановок в догитлеровской Германии и Европе XX века.

Творчество Г. Кайзера, одной из основных тем которого стала актуальная и в наши дни проблема пробуждения в людях человечности вопреки

невыносимым внешним обстоятельствам, - важное звено в драматургии и сценическом искусстве XX века. Без него невозможно представить себе европейскую драматургию 1910-х- 1940-х годов.

Научная новизна исследования определяется тем, что творчество Г. Кайзера впервые в такой полноте рассматривается на русском языке. В диссертации проанализированы и процитированы пьесы, не только не переведенные на русский язык, но и ранее не изученные отечественным театроведением. Кроме того, на материалах кайзеровского архива описаны постановки пьес Г. Кайзера, в том числе сделанные крупнейшими немецкими режиссерами первой половины XX века, что расширяет знания отечественной науки о режиссерских новациях данного периода.

Объектом исследования является немецкая драматургия и сценическое искусство первой половины XX века.

Предмет исследования - драматургическое наследие Г. Кайзера и его сценическое воплощение на немецкоязычной сцене.

Материал исследования:

пьесы Г. Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты
(«Иудейская вдова», «Король-рогоносец», «Европа», «Жиль и
Жанна», «Дважды Амфитрион», «Пигмалион», «Беллерофонт» и

др-);

опубликованная переписка Г. Кайзера с издателями, меценатами, а также личная;

теоретические статьи Г. Кайзера по проблемам театра и драматургии («Видение и образ», «Кризис театра» и др.);

рецензии, фотографии, афиши и программки постановок пьес Г. Кайзера, хранящиеся в «Коллекции Георга Кайзера» университета провинции Альберта (Канада) .

1 University of Alberta (Canada). Georg Kaiser Collection. Материалы данной коллекции практически полностью копируют материалы архива Георга Кайзера в Академии Художеств Берлина, который на момент написания данной работы находился в состоянии переезда.

Методология исследования. Диссертационное исследование основано на принципах культурно-исторического и сравнительного методов изучения и анализа драматургии и постановок, выработанных отечественным театроведением, и продолжает традиции ленинградской (гвоздевскои) школы.

В работе используются базовые принципы изучения зарубежного театра, воплощенные в трудах Т.И. Бачелис, А.В. Бартошевича, Г.Н. Бояджиева, А.А. Гвоздева, Л.И. Гительмана, Б.И. Зингермана, В.И. Максимова, С.С. Мокульского, М.М. Молодцовой, А.Г. Образцовой, Б.А. Смирнова .

Теоретическую базу составили исследования советских и российских театроведов, специалистов по немецкому театру: А.А. Гвоздева, С.С. Игнатова, Э.А. Коган, Г.В. Макаровой2. Основой работы послужили и зарубежные труды по немецкому и западноевропейскому театру: одно из крупнейших исследований по истории драматургии Германии, «Хроника немецкой драмы» Ю. Баба; специализированная работа X. Денклера «Драма экспрессионизма»; книга Г. Иеринга «От Рейнхардта до Брехта»,

Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М, 1998; Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. XX век. М., 1994; Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М, 1988; Гвоздев А.А. Из истории театра и драмы. Пг., 1923; Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976; Гительман Л.И. Русская классика на французской сцене. Л., 1978; Зингерман Б.И. Жан Вилар и другие. М., 1964; Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979; Максимов В.И. Век Антонена Арто. СПб., 2005; Мокульский С.С. О театре. М., 1963"; Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990; Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура. М., 1974; Смирнов Б.А. Театр США XX века. Л., 1976.

2 Гвоздев А.А. Театр послевоенной Германии. Л.; М., 1933. Гвоздев А.А. Театральная критика. Л., 1987. Игнатов С.С. История западноевропейского театра нового времени. М.; Л., 1940. Коган Э.А. Из истории немецкого режиссерского искусства XX века. Л., 1984. Макарова Г.В. Актерское искусство Германии: Роли - сюжеты - стиль. Век XVII - век XX. М., 2000. Макарова Г.В. Некоторые основные тенденции в режиссуре немецкого драматического театра периода Веймарской Республики. (К проблеме соотношения театрального искусства ФРГ с немецким театром 20-х годов). М., 1973. Макарова Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв. М., 1992.

охватывающая критическую мысль от начала XX века до 1930-х годов , и другие.

Анализ проблемы мифа основан на фундаментальных исследованиях в данной области. В работе используются идеи Е.М. Мелетинского о социальном различии в восприятии мифа в древности и в современности, исследования механизма отражения в мифе реалий той или иной эпохи К. Хюбнера, тезисы об универсальности мифологической конструкции К. Леви-Стросса, сопоставление мифологического и научного мышления XX века, сделанное Я.Э. Голосовкером2. Диссертационное исследование также опирается на труды крупнейших отечественных и зарубежных авторов -специалистов по мифологии: А.Ф. Лосева, О.М. Фрейденберг, Р. Грейвса (Великобритания), К.Ю. Скродски (Германия), Ф. Штриха (Германия)3.

Для анализа литературоведческих проблем привлечены: по-прежнему актуальные работы А.Н. Веселовского, затрагивающие вопросы сюжетосложения; посвященная одному из самых неоднозначных направлений рубежа XIX-XX веков, неоромантизму, книга В.М. Жирмунского; труды Н.Я. Берковского, раскрывающие проблемы такого крупного художественного явления как немецкий романтизм . В диссертации используются работы зарубежных ученых: одно из наиболее полных немецких исследований по экспрессионизму Т. Анца; обширный

1 Bab J. Die Chronik des deutschen Dramas: In 5 Teilen. Berlin, 1922, 1926. Teil 3. 1911-1913. Teil 4. 1914-1918. Teil 5. Deutschlands Dramatische Produktion 1919-1926; Denkler H. Drama des Expressionismus: Programm. Spieltext. Theater. Munchen, 1967; Jhering H. Von Reinhardt bis Brecht: Eine Auswahl der Theaterkritiken von 1909-1932. Reinbek bei Hamburg, 1967. г Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Голосовкер Я. Э. Избранное: Логика мифа. М.; СПб., 2010; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

3 Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996; Фрейденберг О.М. Миф и литература
древности. М., 1978. Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988; Грейвс Р. Белая богиня:
Историческая грамматика поэтической мифологии. Екатеринбург, 2005; Graves R. The
Greek myths. London, 1992; Skrodzki K. J. Mythopoetik: Das Weltbild des antiken Mythos und
die Struktur des nachnaturalistischen Dramas. Bonn, 1986; Strich F. Die Mythologie in der
deutschen Literatur: Von Klopstock bis Wagner: In 2 Bd. Tubingen, 1970.

4 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989; Жирмунский В.М. Немецкий
романтизм и современная мистика. СПб., 1996 (1-е изд. - 1914.); Берковский Н.Я.
Романтизм в Германии. СПб., 2001 (1-е изд. - 1973); Берковский Н.Я. Лекции и статьи по
зарубежной литературе. СПб., 2002.

труд швейцарского специалиста по европейской литературе и культуре XVI-XX веков Ж. Старобинского'.

Литература вопроса. Диссертационная работа построена в основном на немецкоязычной исследовательской литературе, также использованы труды на английском, французском и русском языках.

Русскоязычная литература о творчестве Г. Кайзера немногочисленна и состоит из статей: «Драматическая поэзия молодой Германии» А.А. Гвоздева, «Драматургия экспрессионизма» Л.З. Копелева, «Драматургические принципы Георга Кайзера» В.В. Фадеева, статья Н. Павловой в «Энциклопедическом словаре экспрессионизма». Написанные в начале 1920-х годов статьи А.А. Гвоздева и Л.З. Копелева, современников Г. Кайзера, носят критический, а не исторический характер . В тексте В.В. Фадеева всесторонне проанализирован большой отрезок творческого пути драматурга с конца 1890-х до начала 1920-х годов3. Исследователь педалирует метафизическую составляющую творчества Кайзера, считая его «драматургию мысли» всего лишь средством достижения основной цели любого художественного произведения - передачи некого энергетического посыла читателю / зрителю. В своих рассуждениях В.В. Фадеев опирается на теоретические статьи драматурга и вступает в полемику с немецкими исследователями, в частности, с Б. Дибольдом и М. Фрейханом. Современная статья Н. Павловой носит академический характер4. В ней изложены факты, касающиеся не только драматургии, но также поэзии и прозы Г. Кайзера.

В Европе статьи и книги о Г. Кайзере начали появляться еще в 1920-е годы. Первым «кайзероведом» стал журналист, литературный и театральный

' Anz Т. Literatur des Expressionismus. Stuttgart; Weimar, 2002; Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры: В 2 т. М., 2002. Т. 1.

2 Гвоздев А.А. Драматическая поэзия молодой Германии // Гвоздев А.А. Из истории театра
и драмы. Пг., 1923. С. 89-102; Копелев Л. 3. Драматургия немецкого экспрессионизма //
Экспрессионизм: Сборник статей. М., 1966. С. 36-83.

3 Фадеев В. В. Драматургические принципы Георга Кайзера // Проблемы реализма в
зарубежной литературе XIX-XX веков: Сборник статей. Саратов, 1976. С. 73-92.

4 Павлова Н. Кайзер, Георг // Энциклопедический словарь экспрессионизма / Под. ред. П.
М. Топера. М., 2008. С. 249-250.

критик, драматург Б. Дибольд. В его обширном исследовании «Анархия в драме»', вышедшем в 1921 году, Г. Кайзеру посвящено два раздела. А уже в 1924 году появляется монография Б. Дибольда «Играющий с мыслью Георг Кайзер»2, в которой автор последовательно рассматривает произведения драматурга, относящиеся к периоду с 1914 по 1924 год, демонстрируя многообразие творчества Г. Кайзера и делая глубокие обобщения, касающиеся проблематики и стилистики его пьес. Основной пафос исследования вынесен в название: драматургия Г. Кайзера этого периода -головная, измышленная, а не прочувствованная. При всей полноте собранного материала и глубине анализа, книги Б. Дибольда остаются взглядом современника на творчество Г. Кайзера. В них не хватает обобщений, отстраненного взгляда на предмет исследования.

Комплексные исследования такого рода возникают только в послевоенный период, после смерти Г. Кайзера. Первым в их ряду стал труд Э.А. Фивиана «Георг Кайзер и его место в экспрессионизме» (1947)3. В этой работе собрано и проработано огромное количество материала по экспрессионистической драматургии, и в этот богатейший контекст органично вписано творчество драматурга. Говоря о том, что Г. Кайзер развивает типичную для экспрессионизма проблематику, исследователь демонстрирует оригинальность используемых драматургом средств, а также показывает, что Г. Кайзер - один из немногих экспрессионистов, наделенных видением нового мира, а не только стремлением к тотальному разрушению мира старого.

Во всей полноте творческий путь Г. Кайзера впервые рассматривается в оксфордской монографии Б.Дж. Кенуорти «Георг Кайзер» (1957)4. Исследователь оценивает произведения драматурга как крупнейшее и самое неоднозначное явление европейской литературы и театра первой половины

' Diebold В. Anarchie im Drama. Frankfurt am Main, 1921. 2 Diebold B. Der Denkspieler Georg Kaiser. Frankfurt am Main, 1924. ' Fivian E. A. Georg Kaiser und seine Stellung im Expressionismus. Munchen, 1947. 4 Kenworthy B. J. Georg Kaiser. Oxford, 1957.

XX века. Одной из главных проблем анализа творчества Кайзера Б.Дж. Кенуорти считает сложность разделения его произведений на группы, связанную как с их количеством, так и с противоречивой проблематикой.

Среди других крупных исследований о Г. Кайзере - книги «Охота за переживаниями» Л. Левина, «Сочинения Георга Кайзера» М. Фрейхана, «Георг Кайзер» Х.Ф. Кёнигсгартена, вышедшие в 1920-е годы, и более поздний труд 1960 года «Георг Кайзер: Перспектива его творчества» В. Паулзена1.

Большое значение имеют два сборника статей, изданные в 1980-м году. Один вышел под редакцией А. Арнольда, второй - по материалам прошедшего в Канаде кайзеровского симпозиума - составляли и редактировали Х.А. Пауш и Э. Райнхольд2. В эти сборники вошли статьи как немецких, так и иностранных исследователей, затрагивающие самые разные аспекты творчества драматурга.

В современном немецком театроведении творчество Г. Кайзера принято рассматривать не комплексно, а в связи с теми или иными аспектами стилистики и проблематики. В последние годы также возник интерес к восприятию драматургии Г. Кайзера его современниками.

Среди последних западных исследований о Г. Кайзере - книга О.Б. Уиллик «Георг Кайзер и критики: Портрет ведущего драматурга экспрессионизма» (1995) и сборник «Георг Кайзер и современность» (2005) под редакцией Ф. Краузе3.

Тема мифа в творчестве Г. Кайзера затрагивается в статье В.В. Фадеева
«Драматургические принципы Георга Кайзера», статьях

MP. Джеттера «Некоторые мысли об „Амфитрионе" Кляйста и „Дважды Амфитрионе" Кайзера», Я.К. Лорэма «Лебединая песня Георга Кайзера:

1 Lewin L. Die Jagd nach dem Erlebnis: Ein Buch iiber Georg Kaiser. Berlin, 1926; Freyhan M.
Georg Kaisers Werk. Berlin, 1926; Koenigsgarten H. F. Georg Kaiser. Potsdam, 1928; Paulsen
W. Georg Kaiser: Die Perspektiven seines Werk. Tiibingen, 1960.

2 Georg Kaiser / Hrsg. A. Arnold. Stuttgart, 1980; Georg Kaiser: Eine Aufsatzsammlung einem
Symposium in Edmonton/Kanada / Hrsg. H.A. Pausch, E. Reinhold. Berlin; Darmstadt, 1980.

! Willeke A. B. Georg Kaiser and the Critics: A Profile of Expressionism's Leading Playwright. New-York, 1995; Georg Kaiser and Modernity. Gottingen, 2005.

„Греческие драмы"», К. Петерсена «Мифы в содержании и форме драм Георга Кайзера», К. Штайнера «Георг Кайзер. Современный „мифотворец"»1 и некоторых других, а также в исследованиях Б.Дж. Кенуорти и В. Паулзена. Однако в целом этот вопрос исследован мало.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать его результаты в курсах лекций по истории зарубежного театра XX века. Работа может быть полезной как теоретикам, так и практикам театра, а также использоваться как источник для последующих научных работ по истории немецкого и европейского театра.

Апробация исследования. Обсуждение диссертационной работы проходило на заседаниях кафедры зарубежного искусства СПбГАТИ. Основные положения диссертации опубликованы в ряде статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы на русском, немецком, английском и французском языках (298 названий), а также трех приложений, включающих иллюстративные материалы и переводы текстов Г. Кайзера.