Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-пластическая эстетика П.А. Пестова Кузнецов, Илья Леонидович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов, Илья Леонидович. Музыкально-пластическая эстетика П.А. Пестова : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Кузнецов Илья Леонидович; [Место защиты: Рос. ун-т театр. искусства (ГИТИС)].- Москва, 2013.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/19

Введение к работе

Образная и лексическая многомерность балета обусловлена взаимодействием различных искусств, среди которых танец и музыка являются определяющими. К началу XXI столетия искусствознание выработало множество аналитических методик, позволяющих выявить основные свойства музыкально-хореографического синтеза, но не исчерпало всех возможностей исследования этой важной театроведческой проблемы. Малоизученной остается сфера музыкально-пластического воспитания будущих артистов балета. Между тем, академическая балетная педагогика, рассмотренная через призму творческой деятельности наиболее значительных своих представителей и анализируемая как своеобразный художественно-театральный феномен, позволяет значительно расширить наши представления о современном музыкально-хореографическом театре.

Актуальность исследования определяется необходимостью постижения музыкально-пластических основ образовательного процесса в сфере классической хореографии на примере наиболее выдающихся образцов, проверенных временем и театральной практикой.

Было бы неверным полагать, что пластическая интерпретация музыкальных образов на театральной сцене – это и есть начало в создании некоего общего музыкально-хореографического целого. Если иметь в виду не абстрактные теоретические схемы, а живой театральный организм, то единство музыки и танца рождается, бесспорно, не на сводных репетициях перед премьерой балетного спектакля, а гораздо раньше. В этом смысле – не только стартовым, но во многом и базовым (основополагающим) является период профессионального обучения будущих артистов балета в хореографическом училище. Именно поэтому рассмотрение вопросов музыкально-пластического воспитания будущих танцовщиков на уроках классического танца столь необходимо для понимания многих профессиональных и эстетических проблем театрально-хореографического искусства.

На протяжении всей новейшей истории хореографии привить высокую музыкально-пластическую культуру будущим артистам балета удавалось лишь немногим, воистину избранным мастерам. Безукоризненная ремесленно-технологическая выучка – это, безусловно, важный фактор профессионального воспитания танцовщика. Однако, без умения слышать музыку телом, без навыков своеобразного мышечного музыкального интонирования, сопряженных с высокой степенью музыкальной культуры и профессиональной подготовленности артиста, даже доведенный до совершенства техницизм редко становится подлинным и одухотворенным искусством.

Опыт П.А. Пестова – крупнейшего представителя хореографической культуры ХХ века – превзошел обыденные рамки классической балетной педагогики. Произошло это потому, что мастер сознательно ставил во главу угла в своей деятельности проблему музыкальной органики танца. Актуальность диссертации заключается в осмыслении непреходящей значимости наследия Пестова-педагога, объемлющего практически все сферы профессионально-эстетической жизни артиста хореографического театра и, в особенности – проблему музыкального наполнения (одухотворения) хореографического движения и танца. Творчество Пестова – это не только яркая страница в истории балетной педагогики, но и сложное эстетическое явление, требующее всеохватного осмысления.

Научная новизна диссертации состоит в выработке принципиально нового концептуального подхода к изучению соотношения музыки и танца на основе фундаментального исследования творческого опыта крупнейшего балетного наставника ХХ века. Потребность в новом подходе к осмыслению музыкально-пластической организации образовательного процесса в сфере классической хореографии возникла, как результат многолетнего творческого и научно-методологического контакта автора диссертации с П.А. Пестовым.

Пестов опирался в своих исканиях на каноны классической (главным образом, русской и европейской) балетной школы. Тем не менее, его творчество однозначно воспринималось современниками как явление новаторское. Музыкально-хореографические идеи мастера были тесно связаны с текущей театрально-хореографической жизнью России и Европы. Эстетические приоритеты, внедрявшиеся им в балетную практику, не только соответствовали потребностям определенного времени, но во многих случаях предвосхищали явления современной балетной культуры. При этом всегда узнаваемым оставался неповторимый, индивидуальный стиль Пестова, обладавшего безукоризненным эстетическим вкусом и высокой музыкальной культурой. В научный оборот вводится множество неизвестных прежде фактов, понятий, но главным является то, что опыт крупнейшего педагога-хореографа рассматривается как эстетический феномен, оказавший значительное влияние на судьбу отечественного и мирового балетного театра последней четверти ХХ – начала ХХI столетий.

Объектом исследования являются основные закономерности творческого метода Пестова, проявляющиеся в пластическом воплощении музыки при освоении и исполнении важнейших хореокомбинаций классического танца. Музыкально-пластический анализ основополагающих хореографических комбинаций, в свою очередь, определяет предмет исследования – урок классического мужского танца в его лексически приоритетных составляющих.

Основной целью диссертации является исследование музыкально-пластических принципов Пестова, успешно использовавшихся им на протяжении многих лет при подготовке артистов балета и не утративших своей профессиональной и эстетической актуальности в наше время. В соответствии с главной целью исследования ставятся следующие задачи:

анализ функционально-пластических и архитектонических функций музыкального содержания урока классического танца по Пестову;

музыкально-пластическое воплощение Pli;

музыкально-пластическое воплощение Battement tendu;

музыкально-пластическое воплощение Rond de jambe par terre;

музыкально-пластическое воплощение Battement fondu;

анализ музыкально-пластического содержания раздела Adagio;

анализ музыкально-пластического содержания раздела Allegro.

Поставленные задачи определяют приоритетные методы исследования, которые позволят выявить основные свойства музыкально-пластической эстетики Пестова в контексте балетного театра последней четверти ХХ – начала XXI столетий. Среди главных методологических установок: функциональный музыкально-пластический анализ урока мужского классического танца и его ключевых эпизодов как самостоятельных (творческих, эстетических, архитектонических) элементов общетеатрального музыкально-хореографического процесса; изучение научно-методического наследия Пестова (в том числе, неопубликованного); исследование практической деятельности мастера в России и Германии; краткий обзор наиболее показательных результатов творчества мастера на примере артистической деятельности его лучших воспитанников.

Основным материалом диссертации послужили многочисленные видео- и хорео-записи уроков разных лет, переданные Пестовым автору исследования, а также ранее не публиковавшиеся комментарии мастера к собственным урокам. Важный источник информации – интервью и личные беседы с учениками и последователями Пестова разных поколений, отзывы критики, свидетельства современников. Наконец, существенной исследовательской базой является непосредственный учебный опыт автора в классе Пестова, связанный с педагогической и исследовательской деятельностью диссертанта в сфере классической хореографии.

Степень разработанности темы диссертации очевидно недостаточна. До сих пор П.А. Пестову – одному из ведущих представителей хореографической культуры ХХ века, воспитавшему целую плеяду всемирно известных артистов, не было посвящено ни одного масштабного исследования. Все, что написано о Пестове, ограничивается краткими обзорными статьями в балетных энциклопедиях и периодике, отдельными выступлениями его учеников (как правило, мемуарного характера). Мы стремимся заполнить эту лакуну современного балетоведения.

Методологической основой диссертации являются, в первую очередь, подробные записи уроков классического мужского танца и комментарии к ним, осуществленные самим Пестовым и его последователями. Ценнейшим методологическим источником являются никогда не публиковавшиеся личные тетради мастера, содержащие подробные дневниковые записи его занятий под руководством корифея балетной педагогики – Н. Тарасова. В выработке концептуальных решений, используемых в работе, важное значение имели фундаментальные исследования ученых, музыкантов, хореографов, затрагивающих различные проблемы музыкально-пластического синтеза в хореографическом искусстве: Ю. Абдокова, Б. Асафьева, В. Ванслова, А. Волынского, Р. Косачевой, К. Мелик-Пашаевой, Ю. Слонимского, И. Соллертинского, М. Фокина и др. В формировании исследовательской позиции большую роль сыграли теоретические труды, практические пособия и эпистолярно-мемуарное наследие выдающихся представителей балетного искусства и педагогики: Ж.-Ж. Новерра, К. Блазиса, Е. Вазем, Т. Карсавиной, А. Вагановой, Н. Тарасова, Е. Гейденрейх, В. Мориц, А. Чекрыгина, а также записи бесед автора с ведущими педагогами МГАХ старшего поколения. Среди работ, посвященных становлению московской балетной школы второй половины ХХ века, видным представителем которой являлся Пестов, весьма ценным источником информации для автора оказался труд М. Леоновой “Из истории Московской балетной школы (1945-1970)”.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что проблемы профессионального становления и воспитания артистов классического балета впервые в отечественном искусствознании осмысливаются в ракурсе целостного музыкально-пластического и, в широком смысле – эстетического, театроведческого анализа. Научное обобщение творческого наследия Пестова имеет важное историографическое значение, поскольку деятельность мастера является неотъемлемой частью общей летописи отечественного хореографического искусства.

Исследование музыкально-пластической эстетики Пестова потребовало серьезных инноваций по части аналитического инструментария. Значительно модифицирован привычный для балетоведения терминологический аппарат, отражающий стремление кратко и однозначно характеризовать свойства исследуемых проблем. Диссертация является первым в отечественном и зарубежном искусствоведении монографическим исследованием творческого опыта Пестова и открывает возможность теоретических изысканий для других аналитиков, изучающих проблемы современного балетного театра.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что научно обобщенный опыт деятельности Пестова может использоваться в современной творческой практике, способствовать расширению эстетических горизонтов музыкально-хореографического искусства. Предлагаемые принципы анализа музыкально-пластической эстетики могут быть положены в основу специального курса для педагогов-хореографов в балетных вузах России.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлены, прежде всего, в творческой и педагогической деятельности автора: в качестве руководителя классов мужского классического танца МГАХ, в работе с будущими артистами балета в ведущих зарубежных школах и мастерских, на многочисленных мастер-классах в России, США, странах Европы и Азии. Положения диссертации и содержащиеся в ней выводы стали темой неоднократных выступлений на Международных семинарах у нас в стране и за рубежом, Российских и Международных научно-практических конференциях МГАХ (2000-2013). Результаты исследования апробированы на лекционно-практическом курсе «Методика преподавания классического танца», читавшемся автором в МГАХ в 2010-2011 гг.

Структура работы отвечает задачам диссертационного исследования и состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.