Содержание к диссертации
Введение
Глава I Когнитивные основы обозначения двуединства сущего и присущего 11
1.1. Познавательный процесс в философском, логическом и лингвистическом аспектах 11
1.1.1. Психология мировосприятия 12
1.1.2. Роль оценки в познавательном процессе 19
1.1.3. Познавательный процесс в философском аспекте 27
1.1.4. Понятие картины мира 36
1.1.5. Лингвистический аспект изучения познания 41
1.1.6. Логика познания 44
1.1.7. Соотношение логических и языковых форм мысли 51
1.2. Когнитивные универсалии и их языковая репрезентация 60
1.2.1. Основы когнитивного анализа 60
1.2.2. Фрейм как структура знания 68
Выводы по главе 1 74
Глава II Формы языковой репрезентации воспринимаемого 76
2.1 Языковые приёмы представления познанного 76
2.1.1 Номинация как репрезентация признака объекта или явления 78
2.1.2 Семантика признаковости 88
2.1.2.1 Содержание и структура значения языковых единиц 88
2.1.2.2. Понятие признаковости 96
2.1.3 Атрибуция и предикация как структуры вхождения признаковых слов 99
2.1.3.1 Понятие атрибуции итипы атрибутивных моделей 100
2.1.3.2 Понятие предикации и типы предикативных конструкций 106
2.1.3.2.1 Логическая теория предикации 106
2.1.3.2.2 Лингвистическая теория предикации 109
2.1.3.2.3 Модели актуализации предикативных отношений в английском языке 112
2.2 Когнитивная основа языковых структур актуализации признаковых значений 114
2.2.1 Предикативные конструкции 114
2.2.2 Атрибутивные конструкции 122
2.2.3 Явление нерасчленённой номинации 130
Выводы по главе II 145
Заключение 146
Библиография 148
Библиографические источники и справочная литература 165
Ресурсы Интернет 166
Список источников иллюстративного материала 168
- Психология мировосприятия
- Познавательный процесс в философском аспекте
- Логика познания
- Номинация как репрезентация признака объекта или явления
Введение к работе
В процессе жизнедеятельности человек познаёт окружающую действительность, которая многогранно представлена объектами, явлениями и действиями. Познание сущего - это сложный процесс, включающий такие этапы/как мировосприятие и мироосмысление, переработку определённой информации, которая посредством определённых логических операций накладывается на имеющиеся в человеческом сознании знания о мире. Воспринятая и осознанная информация не существует хаотично. Она объединяется в определенные мыслительные формы (понятия), которые включаются в целостную систему - картину мира.
Результаты познавательного процесса могут выражаться в разных формах: схемах, таблицах, рисунках, моделях. В качестве одного из наиболее универсальных репрезентантов результатов познания сущего выступает язык как знаковая система.
Воспринимаемые объекты, явления, действия неоднородны. На основе имеющихся различий они группируются в определённые классы (объектов, явлений, действий). Эти различия могут составлять сущностные характеристики реального мира или отражать субъективную ориентацию воспринимающего. Первое есть ингерентный признак, который присущ объекту (явлению) изначально, как данное. Второй (оценка) определяется значимостью воспринимаемого для человека, поскольку в зависимости от этого человек ищет пути адаптации к условиям бытия. Сущностные характеристики неотделимы от объекта. В языке существуют разные способы передачи отношений «объект - признак». Это может быть расчленённая атрибутивная номинация: a gentle wind, предикативная конструкция: The wind was gentle, или лексема, в семантической структуре которой сочетаются семы денотативного характера, передающие информацию об объекте, и семы сигнификативного плана, определяющие признак объекта или явления: breeze = gentle wind.
То есть, в сознании при восприятии объекта и его осмыслении происходят некоторые процессы, позволяющие разъединить неразъединяемое: объект и присущий ему признак.
Целью настоящего исследования является анализ характера соотнесённости ментального и вербального в выражении отношений «объект - признак».
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
уяснения роли признаковости как сущности, характеризующей объекты реальной действительности;
выявления и систематизации языковых форм выражения признаковых значений;
определения языковых механизмов формирования структур, выражающих объектно-признаковые отношения;
выявления когнитивных оснований вербальных структур с отношениями «объект - признак»;
изучения характера системной соотнесённости языковых репрезентантов, описывающих отношения «объект - признак».
Актуальность исследования определяется, прежде всего, значимостью самого явления признаковости, характеризующегося в языковой представленности смысловой двойственностью, а также отсутствием специальных исследований основ этой двойственности и особенностей актуализации признаковых значений в разных структурах.
Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании впервые выявлены и описаны когнитивные основания атрибуции, предикации и нерасчленённой номинации в выражении отношений «объект -признак».
Объектом исследования являются атрибутивные сочетания, предикативные конструкции и лексемы синкретной семантики.
Сложность объекта исследования, представленного тремя языковыми средствами, требует использования комплексной методики анализа, включающей приёмы дефиниционного анализа и семантического расширения, структурного переразложения, перифраза, номинализации и структурного развёртывания, контекстуальной интепретации. Следующий этап работы в этом направлении предполагает использование приемов лингвистического моделирования и классификации конструкций.
Теоретическая значимость исследования состоит том, что в работе представлена целостная концепция зависимостей, проявляющихся в цепи «онтологический признак —> осознание / генерализация (ментальное действие) —» языковая репрезентация», позволяющая установить обусловленность типа языковой формы передачи признаковых отношений от характера восприятия объекта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описанные в работе языковые модели актуализации признакового значения дают представление о их системном характере и актуализационных особенностях, что может иметь широкое применение в практике преподавания английского языка на разных ступенях обучения, при разработке курса теоретической грамматики и спецкурсов по дисциплинам лингвистического блока. Полученные результаты могут также использоваться при организации УИРС и НИРС.
Объём диссертационного исследования составляет 171 страницу.
Структурно текст диссертации организуется в рамках двух глав.
В первой главе - «Когнитивные основы обозначения двуединства сущего и присущего» проводится анализ разработанности проблемы, формируется теоретическая база исследования, определяется понятийный аппарат, излагается рабочая гипотеза.
Во второй главе - «Формы языковой репрезентации воспринимаемого» описываются основные языковые структуры представления познанного (номинация как репрезентация признака явления;
7 атрибуция и предикация как структуры вхождения признаковых слов) и проводится анализ фактического языкового материала, позволяющий сделать определённые выводы о характере и ступенях познания посредством интерпретации языковых конструкций.
Теоретическую базу исследования составляют основы теории познания, связанные с изучением его логико-философского аспекта (Микешина 2002, Кривоносов 1993), данных психологии мировосприятия (Рубинштейн 2002; Лурия 2004), роли оценки в познании действительности (Вольф 2002; Арутюнова 1999; Трунова 1997, 2003), роли языка в осуществлении познавательного процесса (Болдырев 2001; Кубрякова 2004; Пинкер 2004) и формирования языковой и концептуальной картины мира (Постовалова 1988; Колшанский 2005), концепции фреймового представления знаний (Филлмор 1988; Минский 1979).
Междисциплинарная значимость объекта исследования потребовала обращения к теориям, смежным с лингвистической областью, но и в рамках собственно лингвистического описания возникла необходимость обратиться к сопоставлению таких теорий, как теория номинации (Телия 1981, 1990; Уфимцева 1986), теория предикации и атрибуции (Трунова 1991; Степанов 2002; Теньер, 1988; Курдюмов 1999).
Основной теоретической посылкой проводимого исследования является следующее. Процесс репрезентации онтологического в любой картине мира - научной, наивной, субъективной - и вербализация полученного в познании опыта предполагает не просто отражательную деятельность сознания, но осознание и осмысление воспринимаемого.
В соответствии с этим и по факту анализа языкового материала на защиту выносятся следующие положения:
1. Адекватность языковой картины мира отражаемой ею сущности определяется не только предметной представленностью этой сущности, но в большей степени - признаковыми характеристиками, эту сущность выявляющими.
Признаковые значения неоднородны. Те из них, которые определяют сущность объекта, представляют признаки - свойства (онтология признаковости). Те, которые отражают качество, являются основой оценочных характеристик и вносят антропный компонент в описание объекта (гносеология признаковости).
Признаки-свойства неотделимы от объекта, присущи ему ингерентно. Оценочная характеристика - это привнесённый признак, обусловленный факторами ценностной ориентации субъекта.
В языковой представленности признаки-свойства передаются дескриптивными словами, а признаки-качества - эвалютивными, или оценочными.
Одним из механизмов формирования структур знания (фреймов) онтологического и гносеологического в области признаковости является процесс генерализации признакового значения. Это явление имеет два следствия: возможность передачи признакового значения в опредмеченной форме (young —> youth, to cry'—> a cry) и возможность передачи идентичного признака разных объектов одной лексемой (an old person, an old house, an old idea).
Языковая репрезентация отношений «объект - признак» осуществляется в номинации и грамматических конструкциях. Номинация может быть расчленённой и нерасчленённой, а грамматические конструкции представлены атрибутивными и предикативными моделями.
Предикация представляет собой языковую форму приписывания признака объекту на основе их расчленённой номинации. Как таковая она противопоставлена атрибуции. Общность функциональной направленности, одновременная оппозициональность отношений, идентичность когнитивной основы данных процессов, позволяют говорить о наличии в языке синтаксической категории реляционности.
Все языковые модели актуализации отношений «объект - признак» объединяются в целостную систему репрезентации единого фрейма знания.
В общую структуру работы также включаются такие неотъемлемые компоненты как введение и заключение.
Во введении обосновывается выбор темы исследования,
формулируется цель и задачи, представлена актуальность и научная новизна исследования, отмечается его теоретическое и практическое значение, определяются методы и приёмы анализа иллюстративного материала, описывается структура диссертации, приводятся положения, выносимые на защиту.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются основные
выводы о результатах проведённой ра'боты и намечаются перспективы
возможных дальнейших исследований, связанных с языковой
репрезентацией признаковости.
К работе прилагается библиография, включающая список научной литературы (всего 200 названий: из них 8 - на иностранном языке, 16 -материал глобальной сети «Интернет», список лексикографических источников и справочной литературы (10 наименований) и список источников иллюстративного материала (всего 46).
Материалом исследования послужили примеры, корпус которых составил три тысячи единиц. Общее количество - 46 книг: количество страниц печатного материала (25 книг) составляет 8408 страниц, количество материала из сети «Интернет» (21 с общим приблизительным количеством знаков 15935648), из расчета 1800 знаков на страницу, составляет 8853 страниц; общее количество составляет 17260 страниц, газетные статьи из глобальной сети «Интернет».
Ограничение объекта исследования происходило сложным путём с использованием разных приёмов. Прежде всего, при определении темы исследования в качестве опорных языковых единиц были приняты наиболее очевидные формы нерасчленённой номинации объекта и признака, такие как encounter, summit, bachelor и ряд других. Они послужили отправными единицами. Второй этап предполагал тезаурусное определение этих
10 единиц (тезаурус Роже). Таким образом, выявились определённые тематические поля - единицы выражения действия, социального положения, погодных явлений и так далее. Третью ступень можно назвать приёмом случайной выборки, то есть всякое слово, которое представлялось как репрезентирующее одновременно объект и признак, учитывалось и включалось в корпус примеров. Далее проводился дефиниционный анализ по нескольким толковым словарям. Если слово представлялось само через себя или через широкозначное описание его предназначения или функции (например, car - a vehicle with four wheels, used for driving), оно исключалось из корпуса примеров. Следующая ступень предполагала использование приёма целенаправленной выборки, то есть подбор примеров по заданному направлению. Примеры выбирались в предложении, представляющем актуализационный контекст исследуемой лексемы, из произведений английских и американских писателей.
Апробация работы. Материалы проведенного исследования и полученные результаты апробировались на заседаниях кафедры английского языка Лингвистического института БГПУ и на аспирантских семинарах (2002-2006гг), а также представлены в виде докладов на 1-ой и П-ой международных научно-практических конференциях «Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике» (г.Барнаул 2003, 2006), на И-ой и на Ш-ей научно-практических конференциях «Наука, образование: проблемы и перспективы развития» (ТГЭУ, г. Уссурийск, 2004, 2005), на научно-практической конференции «Современные лингво-дидактические проблемы обучения иностранным языкам в школе и ВУЗе» (УШИ, г. Уссурийск 2004), на международной научно-практической конференции «Изучение иностранных языков в аспекте взаимодействия культур» (УГПИ, г. Уссурийск 2006). Основные положения диссертации изложены в шести публикациях.
Психология мировосприятия
К изучению познавательной деятельности человека впервые обратилась психология, в рамках которой изучался процесс познания с точки зрения его роли в жизнедеятельности человека, форм его изучения, его организационной структуры, способов накопления и передачи.
Основополагающими для большинства проводимых в настоящее время когнитивных исследований стали данные теории восприятия в психологии, основоположниками которой были Гельмгольц (1866, www), Вундт В. (2002). При этом теория восприятия претерпела несколько этапов развития в рамках различных течений в психологии: ассоциативная теория восприятия (Титченер 1898), структурная психология в рамках структуралистской школы (Вундт 2002), гештальтпсихология (К. Коффка В. Келлер, 1998; Пиаже Ж. 1994).
В результате были выявлены основные особенности познавательного процесса и установлено, что человек в процессе познания окружающей его действительности способен не только воспринимать, но и оценивать объекты и явления мира, в котором он существует. Это возможно благодаря тому, что в процессе познания человек приобретает определенные знания и опыт, которые формируются в целостную систему, иначе называемую индивидуальной картиной мира.
Способность ощущать дана человеку, как и всем живым существам, обладающим нервной системой. Способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. Она складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Человек получает исходные данные об образе мира благодаря чувственному познанию действительности. С помощью органов чувств человек воспринимает окружающую действительность. При этом благодаря процессам ощущения и восприятия человек способен познавать мир (Рубинштейн 2002, 176). При этом чувственный опыт понимается не как пассивное отражение воздействия объектов внешнего мира, а как активная, практическая, чувственно-предметная деятельность (Брунер 1977, 13; Найсер 1981, 33; Пиаже 1994,106)
Чувственное (эмпирическое) познание - первая ступень познания. Его основными формами являются: ощущение, восприятие, представление (Рубинштейн 2002, 249-264; Петухов 1987, 69-73). В процессе чувственного познания формируются первичные данные о мире.
Самой простой формой познания человеком действительности является ощущение, которое определяется как простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств и признаков объектов внешнего мира и состояний организма (Лурия 2004, 96). Однако не все психологи согласны с этим определением ощущения, которое также считается не только чувственным образом, компонентом сенсомоторной реакции, но и содержанием познавательной деятельности, направленной на выделение отдельного качества объекта (Рубинштейн 2002,178).
Известны и изучены разные виды ощущений: слуховые, зрительные, вкусовые, осязательные, тактильные, обонятельные. (Рубинштейн 2002; Андерсон 2002; Лурия 2004; Солсо 2002; Гиппенрейтер 2002; Гейвин 2003). Человеку присущи также температурные, болевые, пространственные ощущения, ощущение времени, скорости и т.д. Наличие такого разнообразия ощущений возможно благодаря тому, что ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя, который, обладая определенными свойствами, воздействует на соответствующий рецептор. Несмотря на то, что существуют разные виды ощущений, при обработке информации наиболее важными считаются зрительные, слуховые и осязательные ощущения (Рожкова 2005, 13).
Психологи отдают приоритет зрительным ощущениям, роль которых в чувственном познании мира особенно велика (Грегори 1970; Рок 1980, Логвиненко 1982, 33-43; Рубинштейн 2002, 215). Доказано, что 80% всей поступающей информации человек воспринимает благодаря зрительным ощущениям, так как только с помощью зрения осуществляется отражение многообразных свойств объективной действительности (Арутюнова 1988,114).
Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Они являются чувственным отображением объективной реальности, суще ствующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств. В этом их единство. Но восприятие - это чувственное осознание предмета или явления; в восприятии обычно раскрывается мир людей, вещей, явлений, исполненных определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения (пространственные, временные, причинно следственные, ценностные и т.д.). Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Важно отметить, что ощущение есть отражение отдельного чувственного качества, признака как недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего. В этом случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности (Рубинштейн 2002, 140).
В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Посредством ощущений, через органы чувств индивид отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира -звуки, краски, запахи и многое другое, получая при этом разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, в то время как в результате восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. "Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств" (Зинченко 1968, 42).
Процесс восприятия включает несколько этапов. Это: - обнаружение объекта в воспринимаемом поле;
- различение в этом объекте отдельных признаков на основе ощущений;
- синтез этих признаков в целостную картину предмета/явления;
- сопоставление целостности предмета с другими предметами, его окружающими (НФС 2001, 191).
Ряд психологов отмечают, что восприятию свойственны такие характеристики, как активность (Пиаже, 1994; Рубинштейн, 2002; Гиппенрейтер, 2002; Андерсон, 2002; Гейвин, 2003; Солсо, 2002), целостность, историчность, предметность, осмысленность (Рубинштейн, 2002,233-239; Лурия 2004, 124).
Важнейшей характеристикой восприятия является его историчность -обусловленность конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом субъекта.
При восприятии объектов и/или явлений объективной
действительности человек включает образы воспринимаемых объектов в организованную систему представлений, в определенную систему понятий, запечатленную в речи и представляющую собой продукт общественного сознания, результат общественно-исторического развития человечества (Рожкова 2005, 18).
Если в фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то в фазе опознания или действия на основе сложившихся оперативных единиц восприятия характеристики и направленность процесса существенно изменяются. Эти изменения заключаются в том, что субъект не только воссоздает образ объекта, но и переводит полученную информацию на язык оперативных единиц восприятия или уже усвоенных перцептивных моделей. И это преобразование приводит к формированию полноценного адекватного образа (Запорожец 1986, 24).
Познавательный процесс в философском аспекте
Суть философских учений состоит в общенаучном осмыслении принципов и форм существования мира и характера отношений человека с миром как средой обитания. Являясь спекулятивной наукой, философия концентрирует знания и определяет основополагающие постулаты и законы, находя подтверждение им в конкретных теориях, и верифицируя их на практике.
Неслучаен тот факт, что проблемы познания оказались в центре внимания философской мысли. Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир, есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире (Алексеев, Панин 2001,202).
Поэтому познавательный процесс всегда являлся и является до сих пор предметом исследования в работах как зарубежных, так и отечественных философов. Не было практически ни одного философа или крупного учёного, который не занимался бы этой проблемой (Спиркин 1998, 417-491; Фролов и др. 1989, 323-343; Кириленко, Шевцов 2000, 433-451; Зотова, Миронова 2005, 444; Канке 2000,161-184).
В рамках философии выделяется раздел «гносеология». Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» -учение и означает учение о знании, а точнее, учение о способах приобретения человеком (познающим субъектом) знания об объекте познания, в качестве которого могут выступать как физические (материальные), так и метафизические (идеальные) сущности. Таким образом, определилась сущность познавательных отношений человека к миру, которая заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний (Троепольский 2002,4).
Становление философской теории познания, как считают Алексеев П.В. и ПанинА.В., связано с именем шотландского философа Дж. Феррера, который собственно и ввел этот термин в 1854 году. Однако само учение о познании стало разрабатываться во времена Гераклита, Платона, Аристотеля (Алексеев, Панин 2001,102).
Основной круг вопросов теории познания в философии группируется вокруг проблемы определения истины и способов ее доказательства, выявления многообразия форм познавательной деятельности, определения структуры познавательного процесса и методов познания. Традиционно теория познания изучает только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых является получение знания (Спиркин 1998,418; Зотова 2005,445).
Одна из проблем теории познания - это проблема взаимодействия познавательных способностей субъекта познания в познавательных процессах, так как познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект и объект познания - это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии. Они образуют единство в противоположности (Зотова 2005, 459; Спиркин 2001, 450; Кириленко, Шевцов 2000, 441).
Субъект познания - это познающее сознание или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно практической и оценочной деятельности. Субъектом познания могут быть как индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциям, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями, так и группа индивидов (коллектив), а также общество в целом. Таким образом, субъектом познания является все человечество, которое представляет собой сложную иерархию и является главным «производителем знания» (Спиркин 1998, 450).
С точки зрения познавательной деятельности наличие субъекта предполагает и наличие объекта. Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека. Объектом познания являются реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию (НФС 2001,1001).
Бытие - главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется (НФС 2001,139).
Понятия «субъект» и «объект» относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. То есть объект зависит от условий познания, а условия познания являются частью объекта. Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности (ФЭС 2002, 349).
В зависимости от того, каким познавательным способностям субъекта познания отдается приоритет в актах познания, в самой теории познания оформились два философских направления: сенсуализм и рационализм (Троепольский 2002, 12; Зотова 2005,162; Спиркин 1998, 482).
Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, восприятие, ощущение) - это исторический этап становления и развития теории познания, согласно которому чувственность является главным источником познавательной информации. Философы-сенсуалисты стремились вывести все содержание познания из деятельности органов чувств (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного) анализаторов, приписывая интеллекту лишь формообразующую функцию в представлении познавательной информации. Сторонники сенсуализма считали, что в душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как чистая доска (tabula rasa), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена» (ФЭС 2002,410).
В истории философии традиционно различают материалистический и идеалистический сенсуализм. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение внешнего материального (физического) мира. Одним из основателей материалистического сенсуализма в античной философии был Аристотель со своей классической формулой сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах» «Nihil est in intellects quod non fuerit prius in sensu» (Аристотель 1975). Напротив, идеалистический сенсуализм в показаниях органов чувств познающего субъекта видит лишь результаты внутренней работы самих органов чувств и сами эти показания не рассматривает как результаты отражения внешнего по отношению к познающему субъекту материального (физического) мира (НФС 2001, 898).
Логика познания
В современном мире познавательный процесс не ограничивается только чувственными данными, поскольку все большую значимость приобретает не наивная, а научно-обоснованная его модель, или картина. Отталкиваясь от эмпирических данных, человек в познании мира опирается на абстрактное мышление, которое углубляет и расширяет границы чувственного познания. Основными формами абстрактного мышления (иногда его называют еще логическим мышлением) являются понятие, суждение и умозаключение, которые одновременно составляют и объект, и приём логического анализа (Ивлев 2000,4; Кривоносов 1993, 23).
В отличие от других наук, изучающих мышление человека, логика изучает его как средство познания. Её предметом являются законы, формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую (Ивин 1998, 10; Ивлев 2000, 4).
Считается, что наиболее простой в структурном отношении формой мысли выступает понятие как форма мышления, в которой отражаются существенные, общие, отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов (Кривоносое 1993а, 56). Понятие является важнейшими видом мысли. В нём отражается действительность на уровне обобщений, или абстракций. По этой причине абстрактное мышление часто называют понятийным (Ивлев 2000, 135). С другой стороны, понятие можно считать наиболее сложной мыслительной единицей, поскольку в нём отражено существо объекта, которое постигается путём применения мыслительных операций логического вывода (Филиппов 1995, 303).
В восприятии объектного мира определено отношение «объект-признак». Признаком является любое свойство предмета, внешнее или внутреннее, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли -отражать общее и в то же время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называют несущественными. Существенность того или иного признака для человека может меняться в зависимости от сложившейся ситуации (Войшвилло, Дегтярев 2001, 191).
Существенные признаки имеют решающее значение для формирования понятий. Понятие отражает предметы в существенных признаках, которые могут быть и общими и единичными. Отражая предметы в существенных признаках, понятие качественно отличается от форм чувственного познания: восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов. Понятие лишено наглядности, оно есть результат обобщения множества однородных предметов на основании их существенных признаков (Лагута 2000, www).
По типам логических форм признаки делятся на простые и сложные, а также на положительные и отрицательные (Ивлев 2000,137).
Каждое понятие имеет объем и содержание. Содержание понятия -это система признаков, на основе которой осуществлено выделение предметов в понятии. Различают логическое и фактическое содержание понятия. Логическое содержание - это та информация, которую несет логическая форма понятия. Фактическое содержание понятия делится на основное и полное. Основное фактическое содержание - это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии, рассматриваемая сама по себе, т.е без учета всего имеющегося знания об обобщаемых предметах, о связях признаков, входящих в эту систему, с другими признаками и т.д. Полное фактическое содержание - это содержание понятия с учетом всего имеющегося знания о предметах, обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение. Основное и полное содержание понятия могут не совпадать.
Объем понятия составляют множество обобщаемых в нем предметов. Различают логический и фактический объемы понятия.
Логический объем — это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющей логическое содержание понятия. Фактический объем — это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющей фактическое содержание понятия (Ивлев 2000, 139).
Понятие по своей природе является «идеальным» образованием и не имеет вещественно-материального выражения. Однако понятие материализуется в языковой форме в виде отдельных слов и словосочетаний (Кривоносов 1993, 56).
Существуют классификации понятий по таким критериям, как: количественная характеристика объема понятий; тип обобщаемых предметов; характер признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы.
По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым (нулевым) объемом и понятия с непустым (ненулевым) объемом. Пустым по объему называется понятие, в объеме которого нет ни одного предмета из универсума рассуждения. Содержаниями таких понятий являются системы признаков, не принадлежащие ни одному предмету из универсума (Ивлев 2000, 142).
Среди понятий с непустым объемом традиционно выделяют единичные и общие понятия, в зависимости от того, мыслится ли в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным. Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим. В них мыслится множество элементов, имеющих общие существенные признаки (Лагута 2000, www).
По типу обобщаемых предметов понятия делятся на конкретные и абстрактные, в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами). Конкретными называются понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Абстрактными - те понятия, в которых мыслится свойство предмета или отношение между предметами (Гетманова 1986, 30).
По характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы, понятия делятся на положительные и отрицательные, а также на относительные и безотносительные. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными (Ивлев 2000, 145).
Номинация как репрезентация признака объекта или явления
Основой процесса познания в языке является принцип мысленного отражения. Результаты этого мысленного отражения выражаются в языковой форме. Язык является знаковой системой, которая отражает действительность опосредованно. В действительности все унифицировано и упорядочено: существуют предметы, которые являются нашими ориентирами в процессе мировосприятия. Этим предметам (объектам) присущи определенные признаки. Важно принять во внимание, что признаки неотделимы от объектов, то есть не существуют сами по себе. Поэтому в языке может отражаться и передаваться, прежде всего, в номинации, объект, воспринимаемый в совокупности с существенными признаками, например, «spinster» - возрастная, незамужняя женщина; «drizzle» - мелкий, моросящий дождь.
Только в восприятии признаки могут отстраняться от объектов и генерализоваться в осмыслении. Наличие схожих языковых форм, обозначающих одни те же явления действительности, изучается в рамках теории номинации. Цель данной теории состоит в изучении средств и способов называния элементов действительности, а также установлении соотношения и именования различных фрагментов объективной реальности (Языкознание. БЭС 2000, 336).
Термин «номинация» по-разному определяется в лингвистической литературе. Это связано с тем, что одно и то же название - номинация -обозначает как процесс создания, закрепления и распределения наименования за разными фрагментами действительности, так и значимую языковую единицу, образованную в процессе называния (Телия 1990, 336-337).
Номинация (от лат. nominatio - наименование) есть процесс наименования (включающий в себя именуемый объект, именующий субъект, языковые средства, среди которых производится отбор), при котором языковые элементы соотносятся с обозначаемыми ими объектами действительности (Языкознание. БЭС 2000, 335). Номинация также определяется как «закрепление за словом понятия, отражающего определенные признаки (свойства) предметов» (Языковая номинация 1977, 101; Колшанский 1977,15-16). По-другому, номинация есть закрепление за языковым знаком понятия - сигнификата, отражающего определенные признаки. Исходя из того, что понятийные признаки суть уже не факт непосредственного (чувственного) восприятия действительности, а результат абстрагирующей деятельности человека, направленной на обработку наглядно- чувственной информации, следует думать, что до совершения акта номинации как такового должно происходить формирование той структуры сознания, которая ищет формы своей фиксации. Слова объективируют и активизируют разные структуры сознания и вызывают в сознании разные образы. Чтобы подобная активизация структур сознания произошла, ей должны предшествовать процессы номинативной деятельности (Лаенко 2004, 71).
Отсутствие универсального определения понятия «номинации» также зависит от избранного подхода исследования номинации ономасиологического или семасиологического. При ономасиологическом подходе за основу берется отношение между обозначаемой реалией действительности (денотатом) и значением номинативной единицы, которая её называет (сигнификантом). При семасиологическом значение номинативной единицы (смысл) рассматривается как способ генерализации и называния реалии (или класса реалий, денотата). (Языкознание. БЭС 2000, 336).
Существуют разные типы номинации (характер указания именем на действительность). По типам номинация делится на первичную и вторичную. Первичная номинация есть начальная номинация, осознаваемая в современном языке как непроизводная. Вторичная - это производная номинация, которая сформировалась за счет переосмысления готовых языковых единиц, выступающих во вторичной для них функции. У разных исследователей содержание терминов "первичная" и "вторичная" номинация может не совпадать. Так, некоторые авторы под первичной номинацией понимают языковое означивание посредством слов и словосочетаний, а под вторичной - языковое означивание при помощи предложений (Т.В.Булыгина 1997; А.А.Уфимцева 1977). При этом разграничение двух разных видов языкового означивания - как слов и словосочетаний, с одной стороны (первичная номинация), и предложений, с другой (вторичная номинация), нашло свое выражение у этих исследователей в бинарных противопоставлениях:
1) как два вида знаков - номинативные и предикативные, знаки-наименования и знаки-сообщения (Булыгина 1997), частичные и полные знаки (Гак 1977); 2) как два вида семиологических значимостей - значение и смысл, номинативная и синтагматическая ценность знака (Гак 1977; Уфимцева 1977; Уфимцева 2002,41-42);
3) как два принципа означивания системных средств - семиологический и семантический (Бенвенист 2002,134).
Отнесение слов и словосочетаний к первичной, а предложений - ко вторичной номинации восходит к теории означивания, в которой под условиями означивания понимается, прежде всего, наличие средств языкового выражения той или иной семиологической значимости и факт вхождения данного знака в ту или иную систему и определенного осмысления знака в этой системе. Семиотическим считается способ означивания, который присущ языковому знаку и придаёт ему статус целостной единицы: "знак существует в том случае, если опознается как означивающее всей совокупностью членов языкового коллектива и если у каждого вызывает, в общем, одинаковые ассоциации и "одинаковые представления". Отличительной особенностью двух способов является то, что семиотический способ действует в номинативной сфере, а семантический - в сфере предикации. Э.Бенвенист квалифицирует эти два способа следующим образом: "Семиотическое (знак) должно быть узнано, семантическое (речь) должно быть понято" (Бенвенист 2002, 113).
Исключительность человеческого языка, заключающаяся в осуществлении им одновременно означивания и слов, и высказываний, откуда проистекает его метаязыковая способность интерпретировать не только другие знаковые системы, но и самого себя, дает возможность исследователям сделать вывод, что "в языке существуют две разные, хотя и взаимосвязанные сферы означивания: 1) сфера первичного, собственно семиологического способа образования словесных знаков, называющих повторяющиеся представления объективной действительности и субъективного опыта носителей языка; 2) сфера вторичного означивания, создания высказываний как "полных знаков" (Уфимцева 2002,41). Определение знаков первичного означивания (слов и словосочетаний) как номинативных, а знаков вторичного означивания - сообщений и высказываний как предикативных, разграничивает их не только по сфере функционирования, но и по своему основному значению.
Номинативные знаки обслуживают классификационно-номинативную сферу и, выполняя репрезентативную функцию, (Бюллер 2000) означивают как единичные предметы и факты, так и дают имя классу предметов или серии фактов, ибо они выражают обобщенные представления и понятия о многообразном "мире вещей и идей". Предикативные знаки обслуживают сферу коммуникаций, поэтому ядром означаемого этих своеобразных знаков является коммуникативное задание, модальность высказывания, нечто новое, ради чего создается данная речевая единица" (Уфимцева 1977).