Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Гумовская Галина Николаевна

Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка
<
Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гумовская Галина Николаевна. Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.04.- Москва, 2000.- 325 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-10/22-5

Содержание к диссертации

Введение 6

Глава 1. Аспекты ритмической организации речи 20

1.1. Ритм как объект эстетического анализа 20

  1. Ритмообразующие факторы естественной речи 28

  2. Основы ритма художественного прозаического произведения 48

  3. Ритмическая организация текста в свете теории информации 64

  4. Ритмическая структура текста - иерархия ритмов, формирующихся всеми языковыми средствами 72

  5. Лингвистические категории текста. Интегрирующая роль ритма в создании целостности текста 84

  6. Психологические основы эстетического восприятия. Выразительность текста как лингвистический фактор возбуждения эстетического сопереживания человека 92

1.8. Выводы 101

Глава 2. Ритм звуковой фактуры речи 106

  1. Фонематический ритм. Стихосложение 106

  2. Использование звуковой фактуры речи для повышения выразительности высказывания 115

  1. Просодический ритм. Оберритмы 124

  2. Графическая репрезентация ритмической организации текста 144

  3. Выводы 152

Глава 3. Семантический ритм как средство структурной
организации смысла сообщения 154

  1. Ассимилятивный семантический ритм. Механизм сцепления смыслов внутри синтагмы 154

  2. Семантико-усилительная модуляция сегментного семантического ритма. Имплицитные и эксплицитные интенсификаторы 163

  3. Функциональный сбой семантического ритма. Валентность и сочетаемость языковых единиц 172

  4. Количество субъективной информации как мера выразительности 194

  5. Выводы 202

Глава 4. Синтаксический ритм - способ структурной
организации текста 205

  1. Законы построения предложения. Актуальное членение. Ассимилятивный синтаксический ритм 205

  2. Структурные способы активизации семантики

*

высказывания. Диссимилятивный синтаксический ритм.... 215

4.2.1. Функциональный сбой ритма за счет инверсии 215

4.2.2.Функциональный сбой ритма за счет избыточности

компонентов пропоземы 224

4.2.3.Функциональный сбой ритма за счет недостаточности

компонентов пропоземы 234

  1. Взаимодействие синтаксических структур внутри диктемы 241

  2. Парцелляция 249

  3. Симметрия как принцип организации системы 270

  4. Выводы 286

Заключение 288

Библиографический список использованной литературы 311

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть РИТМ, АККОРД и ТОН.

Дж. Драйдент,«Гимн в честь Св. Цецилии», /687

Введение к работе

Работа относится к исследованиям в области стилистики и посвящена изучению речевого ритма как одного из механизмов реализации функционально-семантической категории экспрессивности. Художественный текст рассматривается с точки зрения коммуникативного, прагматического, просодического, семантического, синтаксического и эстетического аспектов.

Объектом исследования является художественный текст как структурно-организованная форма передачи информации с целью оказания эстетического воздействия на получателя.

Предметом исследования выступает ритмическая организация художественного текста. Ритм рассматривается как способ формальной организации текста, фокусирующий внимание читателя на определенных элементах сообщения и устанавливающий семантически релевантные отношения между элементами как одного, так и разных уровней. Иерархия смыслов, достигаемая в результате ритмической упорядоченности текста, создает эстетический эффект, облегчает восприятие и запоминание, способствует помехоустойчивости и эффективности связи, т.е. передаче максимума сигнала в минимум времени.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного подхода к изучению речевого ритма, включающего как анализ восприятия периодичности появления форм говорящим/читающим, так и

выяснение роли ритма при передаче и получении информации, ибо ритм есть универсальный закон, организующий как структуру самого текста, так и процесс передачи информации отправителем и ее восприятие получателем. К тому же, в современном язьпсознании изучение ритма сводится, в основном, к исследованиям периодичности в системе просодических средств и распространяется только на внешнюю форму сообщения. Ритмическая организация внутренней формы текста, осуществляемая как на уровне синтаксических структур, так и элементарных смыслов, остается неисследованной. Речевой ритм как закономерность, акцентирующая повторение некоторых регулярных признаков, приобретающих качественное приращение смысла в процессе его линейного развертывания, наблюдаются на всех уровнях структуры текста, поэтому изучать его следует комплексно, охватывая все его стороны, все связи и опосредствования. Актуальность исследования обусловлена также художественной ценностью и высокой продуктивностью ритма как стилистического приема в современной литературе, ибо разнообразные ритмические процессы, присущие языку, создают выразительность текста.

Актуальность настоящего исследования определяется и тем, что оно ставит перед собой задачу выявления основных тенденций построения художественного текста, и, благодаря комплексному подходу, систематизации и обобщения данных других смежных наук в плане воздействия текста на читателя.

Цель настоящего исследования заключается в определении понятия и функций ритма художественного текста и в его комплексном описании. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда задач:

разработка стратегии изучения и описания ритма прозы;

изучение возможности применения к прозаическому тексту параметра стиха;

определение природы ритма художественного произведения;

выяснение факторов, влияющих на формирование ритмической структуры прозаического текста;

описание ритмообразующих факторов естественной речи как базиса формирования ритма художественного текста;

выявление симультанных разноуровневых компонентов ритмического процесса в развертывающимся тексте;

изучение темпорального аспекта ритмической организации текста;

анализ психофизиологических аспектов речевой деятельности человека;

систематизация ритмических явлений;

установление ритмических единиц текста на различных сегментных уровнях;

возможность графической репрезентации ритма;

количественное выражение ритмичности текста;

определение роли ритма при передаче информации;

установление связи между ритмом и выразительностью текста.

Для решения поставленных задач используется комплексная методика
лингвистического исследования, включающая методы контекстуального,
трансформационного, компонентного, валентно-дистрибутивного,

фонологического и статистического анализа, а также методы субституции, транспозиции, синтаксического моделирования.

Теоретической базой исследования служат положения гуманитарной философии профессора М.Я. Блоха об упорядоченности знаковых элементов языка в систему сегментных уровней, учение о диктеме как элементарной единице тематизации текста, признание за экспрессивностью статуса категории языка, наличие оберритмов на уровне сверхсегментных единиц. В качестве исходных теоретических предпосылок изучения текста использовалась концепция И.Р. Гальперина о тексте как упорядоченной форме коммуникации, положения и методы теории информации, раскрывающие сущность сообщения, разработанные в трудах С. Гольдмана, К. Шеннона, А. Моля, В.Г. Гака. Выразительность текста описывается в категориях теории интенсивности И.И. Туранского, учитываются выводы и наблюдения И.В. Арнольд, В.Н. Телия, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Галкиной-Федорчук. И.Г. Беручишвили, Л.Д. Кашурниковой, Д. Болинджера.

В работе нашли отражение теоретические положения и практические наработки A.M. Антиповой и ее последователей Л.Л. Графовой, М.А. Смусь, И.В. Месхишвили; а также О.С. Ахмановой, Т.Г. Шишкиной в области изучения ритмической системы английской речи; выводы и обобщения М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, В.М. Жирмунского, Ю. Тынянова, Л.И Тимофеева,

Н.В. Черемисиной, М.М. Гиршмана, Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, М.А. Сапарова, Е.В. Волковой, А.Я. Яскевича о ритме как объекте эстетического анализа, а также принципиальные позиции о сущности ритма в условиях прозаического текста В.Н. Всеволодского-Гернгросса, О.А. Богородицкого, А.Х. Востокова, Ф.Е. Корша.

Описание ритмообразующих факторов речи в связи с процессами порождения высказывания в головном мозге происходит на основании данных психо- и нейрофизиологии, обоснованных в трудах Д. Линдсея, А.Р. Лурия, Н.П. Бехтеревой, Д. Аберкромби, а реализация и первичное закрепление мысли в интонационно-мелодический форме - с учетом данных исследований музыковедов Б.В. Асафьева, А. Сихры; Л. Толстого, С. Эйзештейна, Г.С. Спенсера.

Анализ эстетического восприятия художественного текста описывается в терминах психологических и психолингвистических категорий, разработанных Л. Выготским, В. Вундтом, А.А. Леонтьевым, Н. Хомским. В основе статистического исследования и применения математических методов для описания языковых явлений лежат теоретические предпосылки, заимствованные из трудов К. Марбе, Г. Вейля, А.Н. Колмогорова и теории вероятности А. Эйнштейна.

Самые древние традиции в исследовании ритма принадлежат эстетике, и категория ритма - одна из древнейших в эстетике. Во многих эстетических концепциях прошлого, от Античности до Просвещения, ритм рассматривался в качестве одного из универсальных структурных

-II-

принципов построения объекта, как природного, так и созданного руками человека. В различных эстетических теориях находились новые и новые аргументы в пользу того, что ритм - один из признаков красоты. Заслуга классической эстетики в том, что она поставила проблему соотношения различных сфер действительности и искусства. Во второй половине XIX века, когда сформировалась экспериментальная эстетика, ритм стал изучаться в плане восприятия его субъектом. Работы Г.-Т. Фехнера и Г. Л. Гельмгольца выявили новые аспекты в изучении проблемы ритма как психофизиологического и эстетического явления.

Повторность как основа ритма имеет устойчивый и ярко выраженный характер, обладающий определенной каноничностью, только в поэзии. Она дает возможность для количественного измерения ритма с помощью строгой меры- метра. Художественная проза ритмична по другой, более свободной схеме.

Для объяснения ритма прозы выдвигаются различные теории. В большинстве ранних теорий XX века ритм прозы определялся по соотнесенности с ритмом стиха. В России в начале века об этом писали Л. Гроссман, Н. Энгельгардт, Н. Бродский, А. Белый, М. Гофман, которые изучали прозу Пушкина, Гоголя и Тургенева. Они видели художественную ценность прозы в ее близости к стиху. Наблюдения Б.В. Томашевсого также отражали тенденцию к поиску в прозе ритмических закономерностей, характерных для поэзии.

В середине двадцатых годов A.M. Пешковский начал лингвистическое изучение ритма прозы, основанное на членении речевого потока на такты, фразы и периоды. Отвергая попытки А. Гроссмана свести прозаический ритм к стихотворным размерам, A.M. Пешковский исключил из своего наблюдения и слог как ритмическую единицу. Главным мерилом ритма для A.M. Пешковского являлись большие паузы, разделяющие фразы и еще большие, разделяющие предложения. Противопоставление прозы и стиха завершилось, во-первых, отрицанием ритмической организации в естественной прозе и, во-вторых, выделением трех крупных ритмических единиц художественной прозы: такта, фонетического предложения и абзаца.

Интерес лингвистов к ритму не ослабевает и в настоящее время. Основные направления изучения речевого ритма художественного текста сводятся к выявлению важнейших характеристик речевого ритма, определению ритмических единиц и принципов их выделения в потоке речи, количественному выражению ритмичности, сравнению ритмичных и неритмичных текстов с целью установления их типических отличий, определению способа обозначения на письме особенностей ритмической организации текста.

Анализ последних исследований в области речевого ритма, представленных в работах А.Н. Колмогорова, О. Ахмановой, Т. Г. Шишкиной, A.M. Антиповой, М.М. Гиршмана, М. Г. Мирианишвили, Е.Г. Еткинд, Н. В. Черемисинои, Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, А.Я. Яскевича

- ІЗ -

позволяет констатировать, что в филологии утверждаются следующие положения:

организованность речевого движения на сегментных уровнях осуществляется за счет временной соизмеримости длительности сменяющих друг друга единиц различных языковых уровней;

речевой ритм есть регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции;

ритмическими единицами текста могут быть единицы каждого языкового уровня, если их каждое повторение будет сходным и соизмеримым;

ритм художественного произведения зависит от синтаксического строя языка, на котором оно написано;

особенности ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее.

Ритм выступает как значимый фактор сообщения, участвуя в конструировании всего текста (его содержательности и выразительности), и эта универсальность ритма определяет принципы изучения художественного текста.

Научная новизна исследования состоит в принципиально новом подходе к изучению ритма, заключающемся в теоретическом обосновании первостепенности рассмотрения ритмообразующих свойств естественной речи, а не стиха, как это традиционно делалось в большинстве российских и

зарубежных исследований, ибо поэтические тексты - наиболее искусственно организованная ритмическая форма. Такая последовательность позволяет уловить ритмическую структуру художественного текста, увидеть наращение ее ритмических уровней на фоне первично-естественных проявлений в устной речи. Другим элементом новизны является раскрытие механизма ритмической организации речи в процессе речетворчества от довербального состояния мысли, представленного интонацией, до перцептивно-активного уровня ритма в условиях художественного текста, базирующегося на организованном гармоническом строе речевой интонации. Ритм рассматривается не как простое чередование одинаковых элементов, но гармонически ступенеобразные отношения этих элементов между собой и в рамках целого.

Обоснование и описание речетворческих процессов и ритма связывается с достижениями смежных с лингвистикой научных направлений: нейропсихологии, психолингвистики, психофизиологии, психоакустики, нейрофизиологии, а также теории информации и теории музыки.

В работе не ставится задача исследования акустических характеристик речи. Теоретические положения, основанные на анализе многочисленных исследований в области фонетики, являются базисом для построения собственной концепции ритма естественной речи и ритма художественной прозы с точки зрения их внешних проявлений - фонематических и просодических - и проведение последующих исследований ритмической организации внутренней стороны текста - семантической и синтаксической.

Кроме того, описание прозаического ритма как способа формальной организации текста означает систематизацию научных принципов, идей, обобщение полученных знаний, дающих целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие ритмическую структуру текста, а также его выразительность и эстетическое воздействие на читателя. Новым является также:

описание ритма в связи с сегментными уровнями языка, а художественного текста - с точки зрения теории информации.

выявление и описание ритмических явлений на уровне единиц смысла;

выявление гармоничности и симметричности периодических явлений в синтаксической организации текста;

определение интегративной сущности просодического ритма, выделение оберритмов;

установление связи между оберритмами и системой знаков препинания;

определение количества субъективной информации текста в качестве меры его выразительности;

определение ритма в качестве одного из механизмов реализации функционально-семантической категории выразительности;

описание различных способов активизации семантики высказывания;

определение конкретной методики анализа текстовой структуры для выражения ритмичности любого текста в точных математических терминах.

Достоверность полученных в исследовании результатов и теоретических выводов обеспечена анализом аутентичного материала произведений англоязычной литературы; общее количество выборки по рассматриваемой проблематике более 5000 примеров.

Теоретическое значение заключается в выявлении, описании и систематизации ритмических явлений на всех уровнях текста.

Теоретическая ценность настоящего исследования состоит также и в том, что оно способствует углублению знаний о таком своеобразном лингвистическом явлении, как ритм, дополняет уже имеющиеся сведения о его особенностях и функциональном потенциале, раскрывает механизм структурирования текста, внося тем самым вклад в развитие лингвистики текста. Результаты настоящего исследования могут оказать влияние на разработку актуальных проблем теории и философии языкознания. В частности, в работе получает развитие представление о взаимодействии и связи между элементами фонологической, лексической и грамматической систем языка, о противоречиях как источнике языкового развития, об общих структурных принципах построения языковых объектов.

Практическое значение работы определяется возможностью использования её основных положений и выводов в соответствующих разделах курсов языкознания, стилистики, теоретической грамматики, лексикологии, практической и теоретической фонетики, интерпретации текста. В работе предлагается ряд конкретных шагов, основанных на математических

вычислениях, позволяющих выявить ритм любого текста с максимальной строгостью.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены в публикациях и сообщениях на научных сессиях МПГУ в 1996, 1997 и 1999 годах, на Всероссийской конференции в Пятигорске в 1995 году, на Поволжских конференциях в Пензе в 1998, 1999 годах, Международных конференциях в Нижнем Новгороде в 1995 и 1997 годах, а также на заседаниях кафедры английского языка Дипломатической Академии МИД России в 1996 году и кафедры иностранных языков Балашовского пединститута в 1995, 1996, 1997 годах.

По теме исследования в течение ряда лет читается спецкурс в МПГУ и Балашовском филиале Саратовского госуниверситета им. Н.В. Чернышевского. Основные результаты и теоретические выводы диссертационного исследования отражены в монографии, статьях и докладах общим объемом 20 п. л. Признание за ритмом важной роли в формальной организации высказывания позволяет автору успешно использовать методику "Jazz Chants" на практических занятиях и пропогандировать её положения для обучения различным аспектам преподавания английского языка в школе и вузе (см. список опубликованных работ).

Структура работы определяется её целью и поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Bo введении обосновываются актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяется цель, задачи и методы анализа материала.

В первой главе вырабатывается стратегия изучения и описания ритма, делается анализ результатов наблюдения за данным явлением с позиций смежных наук: эстетики, теории информации, психологии, нейрофизиологии и теории музыки.

Во второй главе показывается, что речевой ритм есть субстанция интегративная, и вьщеляются такие его аспекты, как фонематический и просодический, рассматривается возможность графической репрезентации ритмической организации текста, затрагиваются некоторые аспекты стихосложения как особой формы звуковой организации речи, построенной на сочетании ритма и созвучий, предлагается конкретная методика анализа текстовой структуры для выражения ритмичности в точных математических терминах.

В третьей главе анализу подвергается семантический ритм как средство структурной организации смысла сообщения. Рассматривается функциональный сбой семантического ритма, вводятся понятия ассимилятивный и диссимилятивный ритм, семантико-усилительная модуляция сегментного семантического ритма, рассматривается соотношение количества субъективной информации текста и его выразительности.

Четвертая глава посвящена синтаксическому ритму как способу структурной организации текста. Анализу подлежат структурные способы

активизации семантики высказьшания, приводящие к формированию диссимилятивного синтаксического ритма за счет инверсии, парцелляции, избыточности или недостаточности компонентов пропоземы. Рассматривается взаимодействие синтаксических структур внутри диктемы и симметрия как принцип организации системы.

В заключении диссертации обобщаются основные результаты работы.

Библиографический список использованной литературы включает труды отечественных и зарубежных ученых, на которые сделаны ссылки, и произведения художественной литературы, являющиеся материалом исследования по теме диссертации.

Похожие диссертации на Ритм как фактор выразительности художественного текста : На материале английского языка