Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты метафорического моделирования реалий политической, экономической и культурной жизни современного мира в газетно-публицистическом дискурсе 15
1.1. Эволюция представлений о языке и образе мира в общей теории языка 15
1.2. Исторический подход к проблеме культурно-языковой обусловленности 17
1.3. Национальная специфика моделирования концептуальной картины мира 22
1.4. Концептуальная метафора как одна из моделей построения языковой картины мира 27
1.5. Функции концептуальной метафоры в языке и газетно-публицистическом дискурсе 37
1.6. Современные направления исследования газетно-публицистического дискурса 39
1.7. Социальная обусловленность языка в газетно-публицистическом дискурсе 43
Выводы по главе 1 48
Глава II. Когнитивные механизмы формирования метафорических образов политических реалий, репрезентируемых фреймовыми концептами „Политик", „Государство", „Политическая партия" 50
2.1. Политические концепты „Политик", „Государство", „Политическая партия" в квантитативносемантическом аспекте 54
2.2. Политические концепты „Политик", „Государство", „Политическая партия" в эмотивно-аксиологическом аспекте 57
2.3. Фреймовый концепт „Политик" в тендерном аспекте 65
2.4. Метафорическая типология политических концептов в соответствии со сферами-источниками 69
2.5. Составляющие фреймовых концептов „Политик", „Государство", „Политическая партия" в метафорическом аспекте 71
Выводы по главе II 112
Глава III. Когнитивные механизмы формирования метафорических образов экономических реалий, репрезентируемых фреймовыми концептами „Промышленность", „Политики/Предприниматели", „Финансы" 115
3.1. Экономические концепты „Промышленность", „Политики/Предприниматели", „Финансы" в квантитативно-семантическом аспекте 116
3.2. Экономические концепты „Промышленность", „Политики/Предприниматели", „Финансы" в эмотивно-аксиологическом аспекте 118
3.3. Фреймовый концепт „Политики/Предприниматели" в тендерном аспекте 124
3.4. Метафорическая типология экономических концептов в соответствии со сферами-источниками 127
3.5. Составляющие фреймовых концептов „Промышленность", „Политики/Предприниматели", „Финансы" в метафорическом аспекте 128
Выводы по главе III 159
Глава IV. Когнитивные механизмы формирования метафорических образов культурных реалий, репрезентируемых фреймовыми концептами „Деятели культуры", „Искусство" 162
4.1. Культурные концепты „Деятели культуры", „Искусство" в квантитативно-семантическом аспекте 163
4.2. Культурные концепты „Деятели культуры", „Искусство" в эмотивно- аксиологическом аспекте 164
4.3. Метафорическая типология культурных концептов в соответствии со сферами-источниками 166
4.4. Составляющие фреймовых концептов „Деятели культуры", „Искусство" в метафорическом аспекте 168
Выводы по главе IV 187
Заключение 189
Список использованной литературы 203
Приложение. Составляющие политических, экономических и культурных концептов с позиции доминантных когнитивных классификаторов 223
- Эволюция представлений о языке и образе мира в общей теории языка
- Политические концепты „Политик", „Государство", „Политическая партия" в квантитативносемантическом аспекте
- Экономические концепты „Промышленность", „Политики/Предприниматели", „Финансы" в квантитативно-семантическом аспекте
- Культурные концепты „Деятели культуры", „Искусство" в квантитативно-семантическом аспекте
Введение к работе
Современную лингвистическую науку отличает тенденция к углубленному и всестороннему изучению реалий современного мира (политических, социально-экономических, культурных и др.), образы которых моделируются в средствах массовой информации. Интерес к процессам, происходящим в языке, особенно возрастает в периоды переломных изменений в социальной жизни общества, поскольку воздействие экстралингвистических факторов на язык в эти периоды значительно увеличивается. В связи с этим языковеды стремятся выявить и проанализировать влияние социальных факторов на язык, в частности, на язык образов, а также обосновать роль и значимость метафорического переосмысления глобальных реалий современного мира, определяющих его политическую, экономическую и культурную структуру и особенности их взаимодействия и взаимовлияния.
Концептуальная метафора является одним из наиболее продуктивных средств интерпретации социальной реальности, инструментом организации опыта человека и, как следствие, фрагментом языковой картины мира [Баранов 1991, 1997; Бессарабова 1987, 1990, 2002; Блэк 1990; Демьянков 1994, 1996, 2002, 2003; Караулов 2000, 2002; Кубрякова 1994, 1995, 1997, 1999; Лакофф 1995, 2004; Олейченко 1997; Омеличкина 2003; Рахилина 2000; Тер-Минасова 2002; Тернер 1995, 1998; Фомина 1987, 1999, 2001; Чудинов 2000, 2001; Bergsdorf 1986; Graf 1988; Hoppe 2003; Musolff 2004; Schneider 1995; Zinken 2004 и др.]. Системы концептуальных метафор, функционирующие в языке, представляя собой „обобщенный опыт взаимодействия человека с окружающим миром - как с миром объектов, так и с социумом" [Баранов 2004: 9], способны структурировать, оценивать и объяснять окружающую действительность, являясь „феноменами, обеспечивающими понимание" [Лакофф, Джонсон 2004: 208].
Настоящая диссертация посвящена комплексному лингвокогнитивному исследованию метафорических образов современного мира, объективируемых в
политических, экономических, культурных концептах (на материале современного немецкого газетно-публицистического дискурса).
Круг проблем, освещаемых в современных немецких средствах массовой информации, чрезвычайно обширен и отражается в таких газетных и журнальных разделах как: политика, экономика, культура, наука, техника, СМИ. Вместе с тем, любое печатное издание держится „на трех китах" - на освещении событий политической, экономической и культурной жизни общества того или иного государства и мира в целом. Это послужило определяющим фактором в выборе данных трех сфер с целью лингвокогнитивного анализа концептуальных метафор, с помощью которых моделируются образы современного мира. Метафорическая репрезентация политических, экономических и культурных реалий оказывает влияние на картину мира индивида, особым образом структурируя мир политики, экономики и культуры, влияя на его восприятие и оценку.
Актуальность данного исследования заключается, во-первых, в том, что понимание языка как средства познания, позволяющего отражать жизнь общества на определенном этапе его исторического развития, обусловливает необходимость обращения к языку образов, который формирует специфический взгляд на мир. Во-вторых, она обусловлена интересом к проблемам взаимосвязи языка и мышления в парадигме соотношения концептуальной и языковой картин мира, а также соотношения концепта и языкового значения, характера, возможностей и пределов вербальной репрезентации концептов в языковой семантике. В третьих, актуальность исследования газетно-публицистического дискурса объясняется тем, что именно письменным текстам отводится особенно значимая роль, так как в описании мира, в многочисленных публикациях на разные темы и на разных языках отражается многогранная работа человеческой мысли, опыт человека, его деятельность по осмыслению мира и его оценке. Большая часть наших знаний приходит через тексты, при этом за каждым текстом стоит дискурсивная деятельность отдельно взятого человека или же группы людей. Это объясняет важность
7 исследования дискурса как отраженного в письменном виде многоаспектного человеческого опыта в различных сферах и приобретающего форму текста.
Особую актуальность работе придает тот факт, что в диссертации впервые осуществляется лингвокогнитивное описание концептуальных метафор, использующихся в современном немецком газетао-публицистическом дискурсе для образной репрезентации политических, экономических и культурных реалий современного мира, объективируемых в политических(Молитик", „Государство", „Патжическаяпартия''), экономических (,Дромьашенность", „Псттики/Предприниматели", „Финансы") и культурных (Меятеликультуры ", „Искусетво'^ютщпзх.
В качестве предмета изучения в диссертационном исследовании рассматриваются концептуальные метафоры, используемые в современном немецком газетно-публицистическом дискурсе как средства отражения знаковых реалий современного мира, объективированных в доминантных политических, экономических и культурных концептах.
Объектом исследования являются газетно-публицистические тексты, отражающие политические, экономические и культурные реалии современной картины мира.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе многоаспектного когнитивно-лингвистического, лексикс*семантического, аксиологического, гендерного, геронтологического, анализа концептуальных метафор, вербализующих доминантные политические (,Долитик'\ „Государство", „Политическая партия"), экономические (,Долитики/Пред>рингшатели'', „Промьіиїленность", „Финансы") и культурные {^Деятели культуры", „Искусство") концепты, выявить механизмы вербализации метафорических образов современного мира в немецком газетно-публицистическом дискурсе.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие исследовательские задачи:
1) на основе квантитативного анализа концептуальных метафор выявить частотность употребления концептуальных метафор в политической, экономической и культурной сфере современного немецкого газетно-публицистического дискурса;
на основе лексико-семантического анализа концептуальных метафор, вербализующих политические, экономические и культурные концепты, установить иерархию объектов метафорической репрезентации в каждой из указанных сфер;
выделить релевантные вербализованные политические, экономические и культурные концепты, моделирующие в немецком газетно-публицистическом дискурсе образы современного мира;
определить исходные понятийные области (сферы-источники) метафор, объективирующих доминантные политические, экономические и культурные концепты и на базе сфер-источников типологизировать концептуальные метафоры, использующиеся для репрезентации реалий политической, экономической и культурной жизни современного мира;
проанализировать доминантные типы концептуальных метафор, раскрывающих содержание исследуемых концептов, а также выявить механизмы вербализации и особенности архитектоники доминантных политических, экономических и культурных концептов в квантитативно-семантическом, эмстивнснксиолсеическом, метафорическом, геронтологическом, гендерном аспектах;
выявить и описать доминантные (ключевые) событийные реалии современного мира начала XXI века с позиции их когнитивно-метафорической репрезентации в современном немецком газетно-публицистическом дискурсе;
7) установить тождественные и дифференциальные признаки
метафорической репрезентации современных реалий, объективируемых в
политических, экономических, культурных концептах в немецком газетно-
публицистическом дискурсе.Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: логический анализ и классификация материала, метод когнитивного моделирования, метод лингвокогнитивного анализа, метод анализа словарных дефиниций, метод компонентного анализа, включающий семемный и семный анализ лексических единиц, вербализующих искомые
9 концепты, квантитативный метод анализа для установления частотности тех или иных языковых явлений, метод контекстуального анализа и др.
Материалом исследования послужили тексты немецких изданий журнала „Der Spiegel" и газеты „Die Zeit" (за 2003-2007 г. г.), освещающие события мировой политической, экономической и культурной жизни современного мира. Всего проанализировано 1084 метафорических словоупотреблений, зафиксированных в более чем 3000 газетных и журнальных текстах.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам взаимосвязи и взаимозависимости языка и мышления, языка и этноса, языка и культуры [Гумбольдт 1985; Сепир 2001; Апресян 1993, 1995; Винокур 1980; Костомаров 1999; Скляревская 1993; Тарасов 1996, 2000; Тер-Минасова 2002 и др.], вопросам национальной специфики концептуальной картины мира [Арутюнова 1999, 2000; Бабушкин 1997; Васильева 1996; Гак 2004; Казакова 2002; Карасик 1996, 2000; Попова 2001; Рогозина 2001, 2003; Рылов 2001, 2003; Фомина 1987, 1996, 1999, 2001, 2003, 2004, 2006; Уфимцева 2000 и др.], теории концептуальной метафоры [Арутюнова 1978, 1990, 1999, 2000; Баранов 1991, 1994, 1997; Блэк 1990; Будаев 2005; Буйнова 2001; Вершинина 2002; Вольф 1988; Демьянков 2002, 2003; Лакофф 1990; 2004; Москвин 2000 и др.], исследованию дискурса СМИ [Аветисян 2002; Борев 1986; Водак 1997; Володина 2001; Грушевская 2002; Кириллова 2005; Корнилов 1997; Майданова 1996, 2006; Мак-Люэн 2003; Назаров 2002; Bockelmann 1989; Jarren 1996; Link 1984; Petraskaite-Pabst 2006; Schnadwinkel 2002 и др.], когнитивной лингвистике [Кубрякова 1991, 1994, 1995, 1997, 1999, 2004; Вежбицкая 1996, 2001; Аскольдов 1997; Постовалова 1987, 1988; Рахилина 1998, 2000; Попова 2001, 2002; Стернин 1985, 2006; Бабушкин 2001; Болдырев 2001; Кибрик 1994; Кравченко 2004 и др.].
В настоящей диссертации впервые представлено комплексное исследование метафорической репрезентации образов современного мира, отражаемых вербализованными политическими, экономическими и культурными
10 концептами, а также доминантными (знаковыми) событийными реалиями, детерминирующими начало эпохи миллениума.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследование когнитивно-метафорической репрезентации реалий современного мира проводится на основе анализа метафор в трех основополагающих сферах немецкого газетно-публицистического дискурса - политической, экономической и культурной и устанавливается частотность употребления концептуальных метафор в каждой из указанных сфер. Новым является: установление иерархии объектов метафорической репрезентации в сфере политики, экономики и культуры, выделение релевантных вышеназванных концептов, моделирующих в немецком газетно-публицистическом дискурсе образы современного мира, описание механизмов вербализации и архитектоники исследуемых концептов с учетом областей-источников, служащих базисом для построения анализируемых концептуальных метафор. Научную ценность представляют определение и описание концептуальных признаков и когнитивных классификаторов доминантных политических, экономических и культурных концептов. Научную ценность представляет анализ метафорических образов современного мира в вербализованных доминантных политических, экономических, культурных концептах с позиций аксиологического, гендерного, геронтологического, лингеокультурологического аспектов; исследование событийных реалий современного мира в зеркале концептуальных метафор, отражающих широкий спектр событий современного многополярного мира; установление тождественных и дифференциальных признаков метафорической репрезентации реалий современного мира на уровне объективации искомых концептов и др.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в ней обоснована роль концептуальной метафоры как одного из средств оценочной репрезентации образов современного мира в немецкой прессе. Выявленный репертуар политических, экономических, культурных реалий, участвующих в формировании метафорических образов современного
мира, является важным в теоретическом отношении вкладом в изучение механизмов категоризации и концептуализации объектов окружающей действительности в сознании человека, а также апелляции к языковой, концептуальной и национальной картине мира при создании газетного/журнального текстового сообщения. Работа вносит определенный вклад в разработку таких ключевых отраслей языкознания как когнитивная лингвистика, медиалингвистика, политическая лингвистика, лингвокультурология и др. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по проблемам общей теории метафорического моделирования, теории межкультурной коммуникации, а также при исследовании лингвокультурных особенностей национальных картин мира.
Практическая ценность настоящего диссертационного исследования состоит в том, что его материалы могут найти применение в теоретических курсах по лексикологии и стилистике немецкого языка, когнитивной лингвистике, межкультурной коммуникации, риторике, интерпретации газетно-публицистического текста, в практике преподавания немецкого языка как иностранного, могут быть полезны специалистам в области политической межкультурной коммуникации и международной журналистики. Результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике. На основе эмпирического материала может быть составлен немецко-русский словарь политических, экономических, культурных метафор.
На защиту выносятся следующие положения:
Наибольшее количество концептуальных метафор, выделенных при исследовании современного немецкого газетно-публицистического дискурса, используется для создания политических образов современного мира (политиков, государств, политических партий, политических явлений, власти, общества, периодов правления и др.).
К числу наиболее значимых объектов метафорической репрезентации в экономической сфере современного немецкого газетно-публицистического дискурса относятся 18 типов объектов (промышленность, финансы, реформы, формы
12 экономического развития, социальная сфера и др.), в культурной - 13 типов (деятели культуры, литература, театр, музеи, музыка, кино, телевидение и др.) и в политической - 8 типов объектов (политики, государства, партии, власть, законотворчество и др.). В политической парадигме подавляющее большинство метафор вербализуют образы политических деятелей, государств и политических партий. Метафорические образы промышленности, политиков и предпринимателей и финансов занимают центральное место в экономической парадигме. К числу доминантных типов объектов в сфере культуры относятся деятели культуры и искусство.
Доминантными политическими концептами являются концепты „Политик", „Государство", „Политическая партия", экономическими -„Промышленность", ,,Политиіда/Предприниматели", „Финансы", культурными -„Деятели культуры", „Искусство".
Релевантными сферами-источниками, выступающими базисом образования концептуальных метафор, объективирующих политические, экономические и культурные реалии, являются следующие сферы действительности: антропологическая, мифопоэтическая, медицинская, религиозная, научная, артефактная, натуроморфная, зооморфная. Существенное место в современном немецком газетно-публицистическом дискурсе занимают корреляции политических, экономических и культурных реалий с именами известных людей (антропонимические метафоры), а также цветообозначениями, участвующими в процессе категоризации действительности в немецкой прессе.
Доминантными типами концептуальных метафор, объективирующих образы современного мира в политических концептах, выступают антропоморфные, антропонимические, мифопоэтические, медицинские, научные и колористические метафоры; в экономических концептах образы мира объективируются, преимущественно, мифопоэтическими, медицинскими, религиозными, антропоморфными, зооморфными, артефактными и натуроморфными концептуальными метафорами; в свою очередь, в культурных концептах они
13 вербально эксплицируются на основе антропоморфных, религиозных, зооморфных и медицинских метафор.
Доминантными (ключевыми) событийными реалиями, детерминирующими начало эпохи миллениума и представленными в зеркале различных концептуальных метафор, являются военные, межнациональные и межэтнические конфликты в современном многополярном мире, многообразные социально-политические константы („глобализация", „экстремизм", „расизм", „терроризм", „нарушение прав человека", „криминализация общества" и т. п.), а также процессы демократизации мирового сообщества.
Метафорические репрезентации исследуемых политических, экономических и культурных феноменов имеют преимущественно пейоративную эмотивно-ценностную характеристику, что, соответственно, находит адекватное отражение в негативном имидже многих политических деятелей, предпринимателей, государств, политических партий и т. д. Вместе с тем, позитивно окрашенные метафоры, коррелирующие с вышеуказанными концептами, отличаются гетерогенностью своего состава. Исследуемые концептуальные метафоры позволяют установить гендерные и геронтологические различия личностных и профессиональных качеств в образном представлении мужчин и женщин, работающих в сфере политики, экономики и культуры. Гендерно-геронтологический анализ концептуальных метафор свидетельствует о возрастании роли женщин во всех рассматриваемых локальных концептосферах, при все еще сохраняющемся доминировании патриархального начала в его ролевой и языковой репрезентации.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры немецкого языка Воронежского государственного педагогического университета, а также излагались автором на региональных и международных конференциях. По теме диссертации были подготовлены доклады, представленные на внутривузовских конференциях ВГПУ (2004, 2005), IV международной научной конференции „Перевод: язык и культура"
14 (Воронеж, ВГУ, 2006), IV международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы" (Воронеж, ВИВТ, 2006), II международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения" (Москва, РУДН, 2006), межвузовской научной конференции „Актуальные проблемы германистики и романистики" (Смоленск, СГУ, 2006). Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры немецкого языка Воронежского государственного педагогического университета 25 апреля 2007 года, а также нашли отражение в 11 научных публикациях.
Научная статья „Когнитивные механизмы метафор, репрезентирующих концепт „Политик" (на материале современных немецких СМИ)" опубликована в Вестнике Тамбовского государственного университета, который входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК.
Логика изложения результатов работы, ее цель и задачи определили структуру диссертации, текст которой состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, словарей и справочников, источников примеров и приложения. Общий объем диссертации составляет 222 страницы.
Эволюция представлений о языке и образе мира в общей теории языка
Представления о языке в сознании его носителей и в лингвистическом мышлении меняются вместе с изменением представлений (обыденных и научных) о внешнем и внутреннем мире.
Определение языка в истории лингвистических учений производно от миропонимания соответствующей эпохи. Так, первичное определение языка как совокупности имен вещей проистекает из представления о мире как совокупности вещей. Определение языка как совокупности отношений и само выделение типов отношений между языковыми элементами становятся возможными на рубеже ХГХ-ХХ вв. в результате осознания структурированности реального мира. Определение языка как выражения духа народа, как орудия для разнообразнейших индивидуальностей появляется тогда, когда оформляется национальное самосознание. В этой связи представляется вполне закономерным, что в философии языка семантическая парадигма предшествует синтаксической и прагматической [Степанов 2001].
Так же закономерна эволюция в трактовке языка в аспектирующих лингвистических концепциях XIX-XX вв. Сначала на первый план выдвигается природное (физическое) начало, и в натуралистическом направлении язык уподобляется природным организмам: в нем действуют неизменные естественные законы, исключающие волю и произвол человека. Затем младограмматики усматривают в языке психофизическое образование. И лишь позднее он квалифицируется как чисто психическое явление [Соссюр 1977] и как чисто социальное создание.
Начиная с XVIII в. утверждается мысль о влиянии языка на восприятие внешнего мира - о том, что люди привыкли постигать вещи тем способом, каким эти вещи выражены на родном языке [Кондильяк 2006], что человек „живет с предметами так, как их преподносит ему язык" [Гумбольдт 1985], что „вещи, качества и события вообще воспринимаются так, как они называются" [Сепир 2001].
Появление в теории языка понятия собственно языкового образа (языковой картины) мира предполагает (помимо выделения человеком самого себя из окружающего мира, различения мыслящего субъекта и объекта мысли) осознание нетождественности языка и мышления и, соответственно, отказ от сведения содержательной стороны исключительно к мыслительному содержанию, одинаковому, общему для всех языков, и выделение наряду с мыслительным особого языкового содержания.
Основные факторы, определяющие языковой образ мира, были определены уже в XVIII-XIX вв. - в трудах Э. Б. де Кондильяка, И. Г. Гердера, В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни и др. В первую очередь это дух народа, „способ укоренения человека в действительности - его индивидуальная направленность на чувственное и/или рациональное отражение действительности, определяющая соотношение субъективного и объективного в языковых обозначениях [Гумбольдт 1985]. Дух народа, его характер, а значит, и дух языка кроме природных условий обитания зависят от социальных факторов - от обстоятельств образа жизни и воспитания, от характера и условий трудовой деятельности, по мнению И. Г. Гердера, и даже от формы правления [Кондильяк 2006].
С утверждением в науке диалектического метода все более важная роль отводится временному фактору: языковая картина мира меняется с „возрастом" языка, отражающим ступень культурного развития и степень развития сознания.
Отражение в языке различных мировоззрений и настроений как отдельных индивидов, так и целых социальных групп, в свою очередь, дает нам право, следуя И. А. Бодуэну де Куртенэ, „считать язык особым знанием, то есть мы вправе принять третье знание, знание языковое, рядом с двумя другими - со знанием интуитивным, созерцательным, непосредственным, и знанием научным, теоретическим" [Бодуэн де Куртене 1989:185].
Таким образом, в трудах упомянутых выше ученых-лингвистов убедительно показано, что разные явления из истории народа запечатлеваются в его памяти и находят свое языковое закрепление. Они, прежде всего, проходят осмысление, входят в мир мысли народа, становятся составной частью его концептосферы, а затем, уже получая языковое выражение, включаются в семантическое пространство языка народа и в нем переживают иногда свое время. Язык становится, по словам Я. Гримма, живым свидетельством о народах [Гумбольдт 1985].
Итак, язык является одним из наиболее эффективных способов передачи культурного опыта того или иного народа. Существенным является также знание того, что кодируемые различным образом сведения о мире систематизируются и складываются в определенную структуру. Культура создается в процессе жизни и деятельности некоторого сообщества людей, однако она творится, изменяется, реинтерпретируется, транслируется отдельными носителями этой культуры.
Каждая культура существует как поливариантное явление, которое изучается во всей его комплексности как диахронно, „по вертикали" (то есть динамически в историческом ракурсе, фокусируя внимание на происходящих изменениях), так и синхронно, „по горизонтали" (то есть описывая состояние системы или ее отдельных подсистем в определенный период времени).
Рассмотрим проблему взаимообусловленности языка и культуры с точки зрения исторического подхода, позволяющего понимать язык как социально обусловленное явление, моделирующее действительность в разные исторические моменты.
Политические концепты „Политик", „Государство", „Политическая партия" в квантитативносемантическом аспекте
Наибольшее количество концептуальных метафор в политической парадигме, как показал квантитативный анализ эмпирического материала, используется в современном немецком газетно-публицистическом дискурсе для репрезентации образов политиков [Таблица № 2: 52]. Метафорические образы современных политических деятелей разных стран мира, анализируемые в настоящем исследовании, можно условно разделить на 3 группы или категории. Первая группа политиков представлена образами политических деятелях стран, которые являются стратегическими партнерами в мире (например, страны Евросоюза). Под воздействием сформированного в газетном тексте образа политика часто формируется образ страны, которую он представляет. Вторая группа политиков - это конкуренты или даже враги. Ярким примером последнего могут служить представители „Оси зла", понятия, появившегося в период пребывания на посту президента США Джорджа Буша младшего. Наконец, не менее часто упоминаются собственно немецкие политики (бывшие и настоящие). В этом случае политик рассматривается с точки зрения целесообразности его пребывания в должности (оправдывает ли он ожидания избирателей, стремится ли улучшить их жизнь) или целесообразности избрания этого политического лидера на второй срок. Таким образом, фреймовый концепт .ЛОЛИТИК" может рассматриваться через призму слотов ПОЛИТИК-ПАРТНЕР, ПОЛИТИК-ВРАГ, ПОЛИТИК-СООТЕЧЕСТВЕННИК. Выделение вьішеуказашьіх микроконцептов позволяет определить характер взаимоотношений между политиками разных стран, а также охарактеризовать стратегии их поведения и деятельности на мировой политической арене.
Концептуальная метафора как одно из номинативных средств конструирования политических образов активно используется в современных немецких СМИ при создании образов государств мира. Следует признать, что образ государства не является константным и с течением времени претерпевает некоторые изменения. Тем не менее, ядерная часть образа, основу которой составляют наиболее общие представления о стране, связанные с авто- и гетеростереотипами членов той или иной лингвокулыуры, в данном случае немецкой, остается неизменной. Обратимся к анализу особенностей вербализации политического концепта-фрейма „ГОСУДАРСТВО" в квантитативно-семантическом аспекте.
Концепт-фрейм „ГОСУДАРСТВО"
Квантитативно-семантический анализ концептуальных метафор, объективирующих в современных немецких средствах массовой информации концепт ..ГОСУДАРСТВО", выявил, что в центре внимания находятся страны, занимающие различное положение на мировой политической арене, в том числе и Германия.
Превалирующее количество концептуальных метафор используется, по нашим наблюдениям, для создания образов развитых государств мира, ГОСУДАРСТВ-ЛЦДЕЮВ, ГОСУДАРСТВ-ГЛАдаАТОРШ, ГОСУДАРСТВ-КАТАЛИЗАТОРОВ, ГОСУДАРСТВ-РОДОНАЧАЛЬНИКОВ, ГОСУДАРСТВ-ВЕЛИКАНОВ и пр., к которым относятся Соединенные Штаты Америки и
страны Западной Европы, большинство из которых являются членами Европейского Союза.
Второе место занимают образы государств, охваченных социально-экономическими трудностями, а также образы стран, представляющих экономический интерес или выгодных для развитых стран мира. К их числу относятся страны Персидского залива (главным образом, Ирак), страны-участники Европейского Союза, страны Африканского континента, страны, входящие в состав Содружества Независимых Государств.
Оценка уровня развития и значимости на мировой политической арене того или иного государства обеспечивается не только (не)эффективностью работы политиков, представляющих эти государства, но и ролью определенных политических сил, а именно политических партий, представляющих интересы большинства граждан. С этим связано выделение отдельного концепта-фрейма „ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ", являющегося одним из доминантных концептов, репрезентирующих современную политическую реальность. Концепт-фрейм „ПОЛИТИЧЕСКАЯПАРТИЯ"
Современная политическая реальность представляет собой взаимодействие политических деятелей и политических партий в тех или иных государствах мира, причем роль политических партий, выражающих интересы социальных групп, объединяющих их наиболее активных представителей, может быть гораздо весомее, чем отдельно взятого политика.
В результате анализа эмпирического материала выяснилось, что группа метафорических образов партий и организаций в квантитативном отношении занимает третье место [Таблица № 2: 51] вслед за образами политических деятелей и государств мира.
Метафорическая репрезентация концепта-фрейма „ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ" отражена, главным образом, в разнообразных номинациях политических партий Германии, что подтверждает и их квантитативное превосходство. Наряду с образными номинациями немецких партий, в немецком газетно-публицистическом дискурсе представлены в
метафорическом зеркале политические партии США, Франции, Великобритании, Китая, Венесуэлы. Широкий спектр концептуальных метафор, вербализующих концепт-фрейм „ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ", позволяет сформировать рельефный, экспрессивно-оценочный образ политических сил, выполняющих важные функции в государстве, особенно если речь идет о странах, не отличающихся многообразием партий.
Квантитативно-семантический анализ политических концептов-фреймов затрагивает лишь одну из граней метафорических образов, объективирующих данные концепты.
Концептуальная метафора является, по мнению многих исследователей, описательно-оценочным средством категоризации действительности, в процессе которой созерцание и действие, описание и оценка неразрывно переплетены. Следовательно, аксиологичность метафоры - это связующее звено, определяющее целостность восприятия и понимания анализируемых политических концептов.
С позиций эмотивно-аксиологического подхода к исследованию политических концептов концептуальная метафора служит средством актуализации положительных и отрицательных признаков анализируемых концептов. Данный аспект настоящего исследования подробнее представлен в следующем разделе работы.
Экономические концепты „Промышленность", „Политики/Предприниматели", „Финансы" в квантитативно-семантическом аспекте
На современном этапе развития общества экономически выгодной является такая отрасль промышленности как машиностроение. Этим объясняется большое количество публикаций, посвященных таким суботраслям как автомобилестроение, авиационная промышленность, радиоэлектронная и электротехническая промышленность, металлургия. Именно поэтому к первой группе метафорических образов в сфере промышленности мы относим номинации крупнейших машиностроительных компаний с большим капиталооборотом (например, „Боинг", „Самсунг", „Сони", „Сименс", „Мерседес-Бенц", „Дженерал Моторс" и другие).
Информационные технологии - один из основных ресурсов развития в наступившем столетии. В центре структурной перестройки экономики ведущих промышленно-развитых стран находится информационно-технологический комплекс, включающий производство вычислительной техники, средств цифровой связи, производство программного обеспечения и информационных услуг. В нашем исследовании мы подробно останавливаемся на кощептуальньк метафорах, вербализующих образы крупнейших производителей программного обеспечения.
Ряд концептуальных метафор репрезентирует в немецком газетно публицистическом дискурсе состояние металлургической промышленности и топливно-энергетического комплекса некоторых государств мира (в частности, России, Германии и других стран).
Автоматизация производства, современные научные достижения, развитие рынка информационных технологий - результат человеческого труда. Однако контроль в экономической сфере осуществляется непосредственно политиками, министрами, наделенными специальными полномочиями.
Субъекты экономической деятельности представлены в современном немецком газетно-публицистическом дискурсе образами политиков-министров, юристов, работников финансовой сферы (банкиров), а также частных предпринимателей, успешно развивающих свой бизнес.
Как показал анализ эмпирического материала, доминантными являются метафорические образы политиков и предпринимателей Германии и Соединенных Штатов Америки. Возрождение российской экономики является одним из факторов пристального внимания немецких журналистов к отдельным личностям, политикам и предпринимателям, представляющих собой образец для подражания или, наоборот, являющихся объектом осуждения в СМИ.
Небезынтересно отметить роль концептуальной метафоры в процессе категоризации и оценки финансовых отношений в мире в целом, а также в отдельных странах.
Финансовая система является одним из конституирующих элементов экономических отношений в обществе. На сегодняшний день актуальность представляет анализ концептуальных метафор, направленных на привлечение внимания к таким проблемам, как рынок капитала, роль игорного бизнеса, инвестиции, работа фондовых бирж, денежные доходы населения, налогообложение, инфляция, банковский капитал.
Проведенный квантитативно-семантический анализ концептуальных метафор, объективирующих доминантные экономические концепты, который заключается в определении объектов метафоризации в рамках каждого из концептов, позволил прийти к выводу о том, что экономическая тематика также важна для немецкого газетно-публицистического дискурса и её освещение невозможно без таких слов, как бюджет, инвестиции, инфляция, аукцион, арбитраж, аудит, сырьё, лицензирование, банкротство, монополизм, акционерное общество, естественные монополии, рынок труда, таможенные пошлины, курс акций и так далее.
Данные т)вонюминант іІ(яавашжііш(гюрьі исследуемых экономических концептов имеют в метафорической модели различную эмоциональную окраску: они могут быть мелиоративно или пейоративно окрашенными. Метафоры с ярко выраженной позитивной или негативной оценкой экономической действительности, по нашим наблюдениям, равнозначны по количественному признаку. Обратимся к рассмотрению специфики объективации доминантных экономических концептов в эмотивно-аксиологической перспективе.
Присущее концептуальной метафоре свойство оценивать действительность, в частности экономическую, играет каталитическую роль в осмыслении такой сферы экономики, как промышленность.
Анализ семантической структуры концептуальных метафор, вербализующих образы промышленности, показал, что важное место занимают репрезентации данного концепта как с мелиоративной, так и с пейоративной семантикой.
Положительные ассоциативные смыслы содержатся в метафорах, характеризующих современную промышленность как: 1) отрасль экономики, которая обладает способностями „живого организма " („Ein robuster Geschaftsorganismus"); 2) большую и экономически мощную отрасль экономики („ein Millionen Dollar-Imperium ", „ ein „Multimillionen-Dollar-Imperium"); 3) отрасль экономики, являющуюся первооткрывателем среди прочих („der IT-Plonier"); 4) процветающую отрасль („die Geschafte florieren"); 5) отрасль экономики, представляющую собой „визитную карточку" („das Aushangeschild der Nowosibirsker Wirtschaft"); 6) подающую большие надежды („die Zukunft des Fliegens", „Version der Zukunft"); 7) предлагающую большой выбор товаров и услуг („Die breite Produktpalette"); 8) играющую роль „двигателя" („Umsatzmotor seines sibirischen Imperiums"); 9) многофункциональную отрасль („die perfekte Borse fur Geschaftskontakte"); 10) отрасль, имеющую внутренние резервы („alles Zutaten fur einen Aufschwung"); 11) отрасль, которая берется за разработку масштабных проектов („Das Mammutprojekt").
Культурные концепты „Деятели культуры", „Искусство" в квантитативно-семантическом аспекте
Концепт-фрейм „ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ" представлен метафорическими образами политических деятелей, а также собственно людей искусства (писателей, художников, режиссеров, актеров, телевизионных ведущих, работников музеев, музыкантов и др.). Деятели культуры принимают активное участие в организации и технологии культурной жизни общества, а также в мировой культурной жизни. Они являются социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато мировое культурное наследие.
Метафорические образы искусства раскрывают роль литературы, музыки, изобразительного искусства, театров и музеев, киноискусства в современном мире. Искусство способно не отвергать, а, напротив, вместить в себя предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно в искусстве возможно сосуществование различных точек зрения, позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных методов, маргинальное жанров, нивелировке стилей. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимости бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение мира.
Выбранные для исследования концептуальные метафоры, объективирующие культурные концепты, позволяют сформировать как позитивный, так и негативный образ субъектов культуры и искусства. Обратимся к выявлению аксиологических признаков данных концептов.
Культурная проблематика в современном немецком газетно-публицистическом дискурсе вызывает индивидуальную, субъективную и объективную оценку, в связи с чем можно говорить об оценочной концептуализации явлений и событий культуры.
Метафоры с мелиоративной семантикой, репрезентирующие деятелей культуры в современном немецком газетно-публицистическом дискурсе, характеризуют их с позиции таких признаков, как: 1) лучший в своем деле („eine kommunistische Ikone", „die Zeitungsgotter", „der Konig der Teaser, Trailer und Jingles", „Videopapst"); 2) заслуживший авторитет („dieser Geistesriese aus Deutschland", „mit einem Patriarchen an der Spitze", „eine britische Ikone"); 3) первый в своем деле („die Apostel des neuen Kapitalismus", „das Alphatier"); 4) одаренный талантом („der japanische Meister der Sinnlosigkeit", „ein Kunstler des sanften Aufweichens von alien Grundlagen", „ein goldsuchender Alchimist des Mittelalters"); 5) выполняющий роль лидера („der Anfuhrer der sieben Samurais", „Er war unser Kompass"); 6) свободный („freie Geister").
К формированию позитивных образов деятелей культуры ведут номинации, концептуально переосмысленные в терминах таких сфер как религия, антропология, артефакты, причем базисом большинства метафор является область религии.
Отрицательные черты личностей деятелей культуры отражены в метафорах, актуализирующих следующие признаки: 1) бездарный („frohlichste Null unter Deutschlands Regisseuren"); 2) неизвестный („ein Niemand", „bei den Niemanden des Landes"); 3) не заслуживающий почета („bibliotheca non grata"); 4) безвольный („die politische Marionette"); 5) носящий маску („Schauspieler der eigenen Biografie"); 6) страдающий какой-либо зависимостью („der beriichtigte Kinonarr", „ein Filmfreak ", „ein Machtfreak"); 7) непредсказуемый („das Gespenst aus dem pakistanischen Grenzland").
Негативные образы деятелей культуры моделируются и структурируются путем переноса отрицательных признаков из таких сфер-источников как наука, медицина, мифология, театр, категории неопределенности.
В современном мире роль искусства все более возрастает, но при этом само искусство (как и другие подсистемы культуры) существенно трансформируется под влиянием новых социокультурных тенденций как позитивного, так и негативного характера.
Следует отметить доминирование положительных признаков, раскрывающих содержание концепта-фрейма „ИСКУССТВО": 1) играющий роль воспитателя („Meine Eltern sind die Bucher"); 2) спасающий („letztes Refugium der Freiheit", „warmende Kultur Suppenktichen im kalten Winter der Wirtschaftskrise"); 3) описывающий объективную реальность („die Augen der Sprache", „ eine zynische Turmgesellschaft"); 4) служащий маяком („der Leuchturm der internationalen Zeitgeschichtsforschung"); 5) предстшіяющий разнообразие жанров и стилей („die Theaterlandschaften", „auf Hollywoods Prasentierteller"); 6) являющийся обителью морали („Moralische Anstalt"); 7) формирующий культурный климат в обществе („im Kunstklima"); 8) способный напоминать о прошлом („das Echo seiner Zeit").
К основным негативным тенденциям в искусстве можно отнести разрушающую роль цензуры („der Arm der stalinistischen Zensur") и отсутствие качества произведений искусства („Filmklamotte").
Похожие диссертации на Метафорические образы современного мира, объективируемые в политических, экономических и культурных концептах