Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика историзма в фольклоре эвенков Варламов, Александр Николаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варламов, Александр Николаевич. Специфика историзма в фольклоре эвенков : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.09 / Варламов Александр Николаевич; [Место защиты: Калмыцкий государственный университет].- Элиста, 2011.- 432 с.: ил.

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена специфике историзма в фольклоре эвенков. В исследовании предпринимается попытка определения специфики историзма в фольклоре бесписьменных народов на примере фольклора эвенков. Для решения поставленных задач, автор обращается к основным жанрам и образам устного народного творчества эвенков. Теоретическую основу работы составили разработанные ранее теоретические положения о фольклорном историзме. В работе рассматриваются вопросы историзма фольклора в «узком» и «широком» значениях, для чего исследователем предпринята попытка осветить, как конкретные исторические сведения, отраженные в фольклоре эвенков, так и общие закономерности бытования и развития эвенкийского фольклора в историческом плане. С целью подтверждения предположений и уточнения ряда вопросов исторического характера в исследовании привлекаются обширные сведения смежных научных дисциплин.

Актуальность темы исследования:

Диссертация затрагивает научную проблематику фольклорного историзма, привлекавшую внимание исследователей cо времени разработки основных теоретических вопросов фольклористики. Актуальность темы исследования обусловлена органической взаимосвязью фольклора и истории, когда на протяжении тысячелетий фольклор являлся своеобразной художественной формой отражения опыта социальных отношений, мировоззренческих традиций, этнографического своеобразия и этапов исторического развития этноса.

Изучение проблем фольклорного историзма особенно актуально для бесписьменных и младописьменных народов, фольклорные традиции которых наиболее тесно связаны с понятием «неписанная история». Как отмечалось ведущими российскими фольклористами, обращение к фольклору бесписьменных народов связано с открытием новых возможностей художественного познания истории, то есть, в конечном счете, с развитием народного осмысления исторической действительности и с расширением народного исторического опыта [Путилов 1975]. В архаическом фольклоре функциональные связи с бытом и этнической историей проступают явственнее, что определяется высокой степенью инклюзивности – включенности всей фольклорной культуры и отдельных конкретных ее слагаемых в систему жизнедеятельности этноса [Пропп 1976]. Именно в таком «первозданном» виде предстает архаический фольклор эвенков, содержащий единую систему мифологических, религиозных, нравственных и других представлений и норм, отражающих в целом своеобразную историческую память этноса.

Актуальность предпринятого диссертационного исследования определяется важностью восприятия фольклора как исторического источника и необходимостью изучения специфики фольклорного историзма на примере архаического фольклора бесписьменных народов.

Степень научной разработанности темы:

В работе проведен подробный обзор исследований по теме исследования. Диссертантом отмечено, что тема историзма фольклора вызывала интерес специалистов различных фольклорных школ на протяжении длительного времени, начиная с начального этапа разработки теоретических основ фольклористики. Основное внимание в работе уделено результатам теоретических исследований по проблематике фольклорного историзма, разработанных российскими фольклористами. Проблемы фольклорного историзма были в центре научных интересов многих выдающихся отечественных фольклористов, большинство из которых основывались в своих исследованиях на историко-типологической методике изучения фольклора.

В.Я. Проппом убедительно обозначены свойства фольклора, как источника исторической информации, сохраняемой и передаваемой в соответствии с традициями устного народного творчества. Исследователь указывал на обладание фольклором определенной степенью историзма не только во встречающихся фактах, но в самом художественном вымысле, как таковом, изучение которого способно предоставить информацию о том, в какую эпоху и при каких условиях мог зародиться сюжет и как он мог изменяться с течением времени. Характеризуя фольклорный историзм, В.Я. Пропп обозначил необходимость применения особого подхода в восприятии информации фольклорных источников, основанном на глубоком знании жанровых особенностей фольклорных произведений.

Методологические основы изучения фольклора, связанные с проблемой фольклорного историзма были заложены Б.Н. Путиловым, поставившим вопрос о необходимости точного определения границ понятия истории, как предмета фольклора. Понятие исторических свойств фольклора исследователь определяет его направленностью к социально-общественной проблематике, содержанием в фольклоре различных аспектов социально-общественной жизни коллектива. Б.Н. Путилов отмечает необходимость различного восприятия фольклорного историзма в зависимости от жанра. Наряду с разработкой теоретических вопросов историзма устного народного творчества, исследователь применил комплексный подход к изучению фольклорного материала, для чего использовал сведения смежных наук, прежде всего, этнографии. Этим опытом исследователь продемонстрировал перспективность применения комплексной методики для изучения проблемы фольклорного историзма.

В рамках жанрового историзма осуществлены некоторые исследования Е.М. Мелетинского, преимущественно, на материале мифов. Суть его работ основана на анализе исторических образов первопредков, культурных героев, в чем автор во многом опирается на материалы фольклора народов Севера. По мнению Е.М. Мелетинского, исторические корни фольклора восходят к глубокой древности, что обусловлено непрерывностью фольклорной традиции, восходящей к самым ранним ступеням племенной истории. Своими работами исследователь также внес значительный вклад в изучение жанровой типологии эпоса народов Сибири и Севера с точки зрения исторического подхода к фольклорному материалу.

С.Ю. Неклюдов, анализируя соотношение истории и фольклора и рассматривая проблему реконструкции древних слоев эпоса, указывает на мифологический генезис эпоса, отмечая прямые соответствия между содержательным планом мифа и формально-сюжетным планом эпического фольклора.

Значительный вклад в изучение фольклора с позиций истории внес В.М. Жирмунский. Рассматривая специфику эпического жанра, исследователь дал четкое определение эпосу как историческому источнику, обозначив его как «живое прошлое народа в масштабах героической идеализации». Работы В.М. Жирмунского базировались на историко-генетическом и историко-типологическом сравнении и пронизаны идеей о том, что героический эпос формируется в ходе этногенеза, в процессе формирования этносов.

Вопросам специфики историзма фольклора в эпическом жанре посвятил свои некоторые труды В.М. Гацак. Обращаясь в своих работах, в том числе, к эпическому наследию народов Сибири, исследователь указывает на специфические свойства героического эпоса, обозначаемые им как «воплощение поэтики историзма и ее стадиальных особенностей».

Историзм фольклора рассматривался отечественными исследователями, преимущественно, на материале русского фольклора (былин). В отечественной фольклористике вопросы историзма русских былин вызвали оживленную дискуссию, в которой участвовали многие видные специалисты – Б.Н. Путилов, В.Я. Пропп, А.Н. Азбелев, В.С. Мирзоев, Б.А. Рыбаков и др. Результатом обсуждений стал вывод о перспективности междисциплинарного подхода к вопросам фольклора и истории, необходимости приобретения исследователем фольклора достаточного багажа знаний об истории эпохи, отраженной в том или ином жанре. Важная роль в изучении вопросов историзма в узком значении принадлежит исследованиям в области народной прозы. В.К. Соколова, А.Н. Азбелев и др. комплексно исследовали жанровые особенности исторических преданий русского народа, выделили их основные типы, обозначили реалистические тенденции в изображении персонажей преданий.

Проблематика фольклорного историзма активно поднималась и обсуждалась в отечественной фольклористике вплоть до конца 80-х годов прошлого столетия. К сожалению, после этого проблема историзма в фольклоре отошла на второй план, многие вопросы до настоящего времени остались нерешенными. К их числу можно отнести вопрос о соотношении фольклора и археологии. В свое время американским исследователем Дж. Пауэллом был выдвинут тезис о том, что фольклор, являясь важным аспектом истории, способен рассказать о ранних этапах развития человечества. Идея исследователя основывалась на мысли о наибольшем расцвете фольклора именно «на нижних уровнях развития общества». Американский археолог Дж. Фьюкс применил на практике данную теорию, обращаясь к фольклору местных индейцев при изучении ряда археологических памятников. По мнению Дж. Фьюкса любое изучение археологических памятников неизбежно влечет за собой изучение современного фольклора.

Подобный подход весьма перспективен при изучении проблемы историзма на материале фольклора аборигенов Сибири, что подтверждается опытом известного российского археолога А.П. Окладникова. Так, реконструируя характерные культурные признаки памятников прибайкальского неолита, исследователь неоднократно отмечал отчетливые культурные параллели в этнографическом комплексе тунгусов, обнаруживая их в ряде случаев и в эвенкийском фольклоре.

Основное направление фольклористических работ, связанных с исторической проблематикой эвенкийского фольклора, было заложено в исследованиях Г.М. Василевич. В 1966 г. Г.М. Василевич издала сборник эвенкийского фольклора «Исторический фольклор эвенков», в который вошли героические сказания и исторические предания эвенков. Изданием данного сборника Г.М. Василевич предоставила ученым фольклорный материал для его осмысления в историческом плане, более того, она частично проанализировала фольклорные тексты и привела ряд качественных параллелей, касающихся истории тунгусского этноса в многочисленных примечаниях, данных ею к опубликованным текстам. В своих научных работах Г.М. Василевич заложила фундамент исследований, связанный с вопросами фольклорного историзма эвенков. Г.М. Василевич считала, что «в основе эпических произведений лежат действительные факты и основные черты быта и характера народа». Привлекая фольклорные тексты эвенков, она разносторонне рассмотрела вопросы этногенеза эвенков.

Историзм в узком значении рассматривался М.Г. Воскобойниковым в статьях, посвященных преданиям эвенков. Оценивая степень историзма прозаического фольклора эвенков, исследователь отмечает, что предания, будучи художественными произведениями коллективного народного творчества, в то же время служат почти единственными документами для истории социальных отношений в эпоху эвенкийского родового общества. М.Г. Воскобойниковым подробно рассмотрены бытовые предания эвенков, в которых он выделяет отражение процессов охотничьего промысла, социальных отношений и различных этнографических свидетельств об эвенках.

Г.И. Варламова в своих научных исследованиях по эвенкийскому фольклору также затрагивает вопросы, связанные с историческими аспектами фольклора эвенков. Рассматривая жанровую специфику эвенкийского фольклора, исследователь отмечает непосредственную зависимость жанрового своеобразия фольклора эвенков от их истории. В исследовании «Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора» Г.И. Варламова отмечает специфику отражения объективной действительности (эпох и глобальных явлений) в фольклоре. Так, обращаясь к предположениям Г.М. Василевич, Г.И. Варламова выделяет взаимосвязь восточного направления путешествий одинокого эпического героя с историей расселения прототунгусов из Прибайкалья на Восток. Рассматривая традицию исполнительства героических сказаний женщинами, Г.И. Варламова указывает на социально-исторические корни, заложенные в древнем традиционном обществе эвенков эпохи матриархата.

Проведенный историографический обзор научных исследований по эвенкийскому фольклору позволил автору сделать вывод о том, что до настоящего времени специфика историзма устно-поэтического творчества эвенкийского народа специально и целенаправленно не рассматривалась. Диссертантом также сделан обоснованный вывод о том, что подобная оценка состояния проблемы может быть применена к проблематике историзма фольклора у большинства народов Сибири и Дальнего Востока.

Цель работы: на основе фольклорных материалов с привлечением данных смежных наук написать обобщающий труд по фольклору эвенков, раскрывающий специфику историзма в эвенкийском фольклоре.

Задачи исследования:

– рассмотреть основные жанры эвенкийского фольклора на предмет «степени историзма»;

– проанализировать основные образы эвенкийского фольклора, выявить их происхождение и зависимость основных характеристик от исторических явлений и процессов, сопровождавших этнос в процессе развития;

– выявить специфические способы сохранения и передачи исторической информации в эвенкийском фольклоре;

– осуществить попытку авторской реконструкции основных этапов истории эвенкийского (тунгусского) этноса, опираясь на фольклорные источники и сведения смежных наук.

Объектом исследования настоящей работы является устное народное творчество эвенков.

Предмет исследования – специфика историзма в эвенкийском фольклоре, обозначаемая как особая система представлений и норм, выражающих своеобразную историческую память этноса через сюжеты, мотивы и образы.

Материал исследования представляет комплекс источников, которые по информативному содержанию и отраслевой принадлежности можно подразделить на три группы: материалы по фольклору, результаты исследований специалистов фольклористики и результаты исследований специалистов смежных научных дисциплин.

В исследовании использованы опубликованные материалы по фольклору эвенков: мифы, эпические произведения, исторические предания и обрядовый фольклор. К числу наиболее значимых публикаций относятся сборники, изданные Г.М. Василевич, А.Н. Мыреевой, Г.И. Варламовой и другими исследователями фольклора эвенков. Неоценимую помощь оказали архивные материалы Г.И. Варламовой, А.Н. Мыреевой. В исследовании также используется фольклорный материал, собранный диссертантом в процессе научной деятельности. Основным источником для написания данной работы явились тексты эвенкийских героических сказаний – нимнгаканов, записанные исследователями, преимущественно, от восточных эвенков, а также эвенков Забайкалья. Используемые в работе исторические предания записаны, в своем большинстве, от эвенков Западной группы (северо-западная Якутия и приграничные районы Красноярского края). Часть преданий, а также бытовые рассказы, мифы, хороводные запевы, обряды, ссылки на которые представлены в данной работе, записаны исследователями у различных групп эвенков. Для выявления культурных параллелей в работе используется фольклорный материал других народов тунгусо-маньчжурской группы: эвенов, нанайцев, удэгейцев и др.

Работа выполнена в соответствии с теоретическими положениями и принципами типологии фольклорного историзма, разработанными отечественными исследователями фольклора: В.Я. Проппом, Б.Н. Путиловым, Г.М. Мелетинским, В.М. Жирмунским, В.М. Гацаком и др. В исследовании, преимущественно, использовались труды специалистов по фольклору тунгусо-маньчжурских народов (прежде всего, Г.М. Василевич и Ж.К. Лебедевой).

Для обеспечения комплексного подхода в выполнении представляемой работы автором были привлечены результаты исследований смежных научных дисциплин: истории, археологии, этнографии и лингвистики (в меньшей степени генетики, геологии и др.). Среди них опубликованные труды Г.М. Василевич, А.И. Мазина, А.Ф. Анисимова, Н.Я. Бичурина, А.П. Окладникова, А.П. Деревянко, Ю.А. Мочанова, С.А. Федосеевой и др. специалистов различных наук.

Методология исследования:

В работе применены три метода исследования фольклора: диахронический (историко-генетический), комплексный (мультиинтеграционный) и функционально-семиотический. Диахронический метод применяется в попытке осмыслить эвенкийский фольклор, как исторически временную протяженность, в процессе которой происходило развитие главных фольклорных жанров и образов. Комплексный (мультиинтеграционный) метод подразумевает обращение к смежным наукам с целью обнаружения культурных параллелей в фольклоре эвенков со сведениями этнографии, истории, археологии, лингвистики и др. научных дисциплин. Функционально-семиотический метод исследования фольклора использован при анализе запевов эвенкийского эпоса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика историзма фольклора эвенков определяется тесной функциональной взаимосвязью с бытом и этнической историей в соответствии с традициями устного творчества бесписьменных народов.

2. Существующие жанры эвенкийского фольклора обладают различной степенью историзма, содержат информацию конкретного и широкого исторического характера. Исторические сведения эвенкийских преданий относятся к категории «летописной» истории. Эвенкийский эпос содержит сведения о важнейших исторических явлениях и процессах, сопровождавших формирование эвенкийского (тунгусского) этноса.

3. Значительная часть исторической информации заключена в основных образах эвенкийского фольклора. Существующие образы первопредков в женской и мужской ипостасях содержат историческую информацию мировоззренческого характера, сформировавшуюся в своей основе в эпоху первобытнообщинных отношений. Присутствующие в эвенкийском фольклоре образы человека-героя, врага и других персонажей позволяют сделать ряд предположений, касающихся вопросов культурно-генетических контактов тунгусов.

4. Высокая степень информативности эпических запевов позволяет обозначить их как специфическую знаковую систему сохранения и передачи информации исторического характера.

5. Анализ материалов эвенкийского фольклора с позиций исторического подхода подтверждает ряд сведений смежных наук и позволяет представить в виде гипотезы реконструкцию основных этапов истории эвенкийского (тунгусского) этноса.

Научная новизна предпринятого исследования заключается в том, что богатое фольклорное наследие эвенков впервые исследуется с позиций историзма. В работе выявлена специфика историзма в эвенкийском фольклоре.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем совершенствуются теоретические знания об особенностях функционирования фольклора в среде бесписьменных народов, выявляется национальная специфика историзма фольклора. На примере эвенкийского фольклора анализируется процесс соотношения фольклора и действительности в процессе жизнедеятельности этноса. Результаты работы могут быть использованы в решении вопросов историзма фольклора других народов, прежде всего, коренных народов Сибири и Дальнего Востока, что обусловлено сходством фольклорных традиций.

Практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования ее результатов в научных исследованиях, посвященных эвенкам и другим народам тунгусо-маньчжурской группы. Несмотря на то, что в общей своей направленности, работа рассматривается автором как введение в изучение эвенкийского фольклора с позиций историзма, важным практическим результатом работы является выявление и уточнение крупных исторических явлений, этногенетических процессов, сопровождавших историческое развитие эвенкийского этноса. Результаты работы имеют практическое значение не только для исследователей смежных наук, но и для самих эвенков, так как способствуют решению спорных вопросов истории этноса.

Практическая ценность исследования связана также с возможностью применения его результатов при разработке учебных программ и спецкурсов по фольклору народов Сибири и Дальнего Востока в ВУЗах и ССУЗах.

Апробация работы:

  1. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в научных публикациях диссертанта. Научные результаты исследования опубликованы в монографиях «Игра в эвенкийском фольклоре» (Москва, 2007), «Исторические образы в эвенкийском фольклоре» (Новосибирск, 2009), а также в более чем 50 статейных публикациях в сборниках научных статей и научных журналах. Материалы исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Языки коренных малочисленных народов Севера в системе взаимодействия» (К 100-летию В.И. Цинциус) (Якутск, 2003), «Перспективы развития образования народов Циркумполярного Севера» (Якутск, 2003), «Лига Бама: Мировоззрение, экономика, социальная история» (Тында, 2005), «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в условиях модернизации общества» (Якутск, 2005), «Языки коренных малочисленных народов Севера в начале III тысячелетия» (Якутск, 2006), «Этнокультурное и фольклорное наследие монгольских народов в контексте истории и современности». (Улан-Удэ, 2007), «Языки и фольклор народов Севера», посв. 100-летию Е.А. Крейновича (Якутск 2008), «Языки коренных малочисленных народов Севера в современном социокультурном пространстве» (Якутск, 2008), «Художественное образование в культурном пространстве Арктики» (Якутск, 2009), «Поддержка и развитие культуры и искусства в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях» (Улан-Удэ, 2010), «Новые горизонты гуманитарной науки России: региональное измерение» (Якутск, 2010) и др.

Структура исследования:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и списка использованной литературы. Ввиду большого объема привлекаемого материала смежных научных дисциплин, в конце ряда параграфов автором приводятся примечания к тексту, где размещаются цитаты большого объема. В работе представлены Приложения (1, 2), в которых представлена попытка авторской реконструкции основных этапов ранней истории эвенкийского (тунгусского) этноса.

Похожие диссертации на Специфика историзма в фольклоре эвенков