Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Комелина Наталья Геннадьевна

Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии
<
Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комелина Наталья Геннадьевна. Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Комелина Наталья Геннадьевна; [Место защиты: Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН].- Санкт-Петербург, 2009.- 315 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/395

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История собирания фольклора Зимнего берега Белого моря 16

1.1. Общая характеристика региона 16

1.2. Первые записи былин. Иоанн Розанов как собиратель фольклора 24

1.2.1. Характеристика материалов, записанных И. Ф. Розановым (по публикации П. С. Ефименко) 27

1.2.2. И. Ф. Розанов. Биографическая заметка 32

1.3. Экспедиции А. В. Маркова на Зимний берег Белого моря 38

1.3.1. Экспедиции 1898—1899 гг. Создание «Беломорских былин» 39

1.3.2. Экспедиция 1901 г. Комплексное изучение традиции региона 46

1.4. В. П. Чужимов и его роль в собирании фольклора Зимнего берега 52

1.4.1. В. П. Чужимов. Биографическая заметка 53

1.4.2. Экспедиция 1934 г. и ее значение 58

1.5. Экспедиция А. М. Астаховой, И. М. Колесницкой и М. А. Шнеерсон 1937 г 67

1.6. Экспедиции на Зимний берег 1937-1940 гг. Э. Г. Бородиной-Морозовой и Р. С. Липец 75

1.6.1. Э. Г. Бородина-Морозова. Биографическая заметка 75

1.6.2. Запись текстов для «Былин М. С. Крюковой» 78

1.6.3. Последующие экспедиции Э. Г. Бородиной-Морозовой на Зимний берег Белого моря 89

Глава 2. К вопросу о собирании и издании произведений М. С. Крюковой . 102

2.1. Политика в области фольклора 102

2.2. А. Я. Колотилова. Создание советского эпоса ПО

2.3. Викторин Попов иМ. С. Крюкова 113

2.4. Создание образа советского сказителя в 1930-40-е гг. (на примере М.С.Крюковой) 119

2.5. История отечественной фольклористики глазами сказителя (М. С. Крюкова и фольклористы) 132

Глава 3. Проблемы текстологии произведений эпических жанров на Зимнем берегу Белого моря 142

3.1. Практическая текстология былин Зимнего берега 142

3.1.1. Записи И. Ф. Розанова в издании П. С. Ефименко и Н. С. Тихонравова В. Ф. Миллера 142

3.1.2. Былины Зимнего берега, записанные А.В.Марковым, в свете текстологии 150

3.1.3. «Пропавшие рукописи» В. П. Чужимова 158

3.1.4. Текстологические замечания о работе участников экспедиции 1937 г. под руководством А. М. Астаховой 165

3.1.5. Э. Г. Бородина-Морозова и Р. С. Липец. Принципы записи и публикации эпических текстов 176

3.2. Книжное влияние на эпическую традицию Зимнего берега 190

3.3. «Сказительское либретто». Сказки об Александре Македонском на

Русском Севере 198

Заключение 207

Список источников 211

Список использованной литературы

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено проблемам собирательской и публикаторской деятельности, а также некоторым фактам истории советской фольклористики на материале фольклорных записей с Зимнего берега Белого моря, который являлся одним из «очагов» эпического сказительства на Русском Севере.

Первые записи былин и духовных стихов Зимнего берега были сделаны в 1860-е гг. священником с. Зимняя Золотица И. Ф. Розановым по программе Архангельского статистического комитета, помещенной в губернских ведомостях. Начало изучения местной эпической традиции связано с именем А. В. Маркова: во время экспедиций 1898, 1899 и 1901 гг. им были открыты выдающиеся сказители Г. Л. Крюков, А. М. Крюкова, М. С. Крюкова и Ф. Т. Пономарев и записаны тексты, позднее вошедшие в классический сборник «Беломорские былины» (1901). Повторное обследование Зимнего берега было предпринято аспирантом Ленинградского историко-лингвистического института В. П. Чужимовым в 1934 году. Им была вновь открыта младшая представительница рода Крюковых — М. С. Крюкова, ставшая в 1930-е гг. одной из самых известных советских сказительниц. В дальнейшем самостоятельно или в составе различных экспедиций записи на Зимнем берегу производили А. М. Астахова, И. М. Колесницкая и М. А. Шнеерсон (1937 г.), Э. Г. Бородина-Морозова (1937-1950 гг.) и Р. С. Липец (1937-1938 гг.).

В последующие годы записей былин на Зимнем берегу сделано не было. В 1975-1976 гг. на реке Кул ой, Абрамцевском и Зимнем берегу Белого моря работала экспедиция Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; на Зимнем берегу (в д. Койда, Майда, Мегра и Ручьи) записывала фольклор группа в составе: В. П. Шифф, А. Н. Мартынова, М. А. Лобанов, Г.И.Мальцев, Л. Ф. Морохова1. В 2001 году в Зимнюю Золотицу была

1 Материалы экспедиции хранятся в РО ИРЛИ. Р. V. Колл. 266. О ее итогах см. Лобанов М. А. Старинные обряды її традиционный фольклор в деревнях и селах по р. Кулой, Абрамовскому и Зимнему берегам Белого моря // Русский фольклор. Т. 22. Полевые исследования. Л., 1984. С. 35-49.

совершена студенческая экспедиция Поморского государственного университета под руководством Н. В. Дранниковой~ с целью зафиксировать современное состояние эпической традиции. В ходе нее были записаны воспоминания о сказителях и об исполнении былин.

В июле-августе 2007 года в Нижней и Верхней Зимней Золотицах Архангельской области современное состояния фольклорной традиции исследовали сотрудники ИРЛИ (Н. Г. Комелина, А. И. Васкул, А. Ю. Балакин, Е. Ю. Селезнева) .

Актуальность исследования связана с его региональным аспектом. Б. Н. Путилов отмечает, что «фольклорная традиционная культура в своем конкретном наполнении всегда региональна и локальна» , и что «отечественной фольклористикой накоплен громадный материал по локальным очагам фольклорной культуры»5. Хорошо изучены и описаны такие былинные центры, как Пудожье, Заонежье, Мезень и Печора.

В отечественном эпосоведении региональному/локальному аспекту традиционной культуры посвящены исследования В. И. Чичерова , Ю. А. Новикова , Т. Г. Ивановой о местных эпических традициях. Кроме того, об отдельных собирателях и их деятельности говорится в работах А. П. Разумовой9 (о П. Н. Рыбникове и П. С. Ефименко) и Н. В. Новикова10 (о П. В. Шейне). История создания классических фольклорных собраний рассмотрена в исследованиях А. Д. Соймонова п («Песни, собранные П. В. Киреевским»), 3. И. Власовой («Онежские былины, записанные

2 Дранникова Н. В. Она вышла из семьи сказителей // Правда Севера. 2001. 3 авг. С. 6.

3 Власов А. Н., Комелина Н. Г., Васкул А. И. Фольклорная экспедиция ИРЛИ 2007 г. в Архангельскую
область // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 33. СПб., 2008. С. 510-514.

4 Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб., 2003. С. 156.

5 Там же. С. 157.

6 Чичеров В. И. Школы сказителей Заонежья. М., 1982.

7 Новиков Ю. А. Эпическая традиция Пудожского края. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол.
наук (10.01.09). Минск, 1976.

8 Иванова Т. Г. «Малые» очаги севернорусской былинной традиции. Исследования и тексты. СПб., 2001.

9 Розумова А. П. Из истории русской фольклористики. П. Н. Рыбников и П. С. Ефименко. М.; Л., 1954.

10 Новиков Н. В. Павел Васильевич Шейн. Минск, 1972.

11 Соймонов А. Д. П. В. Киреевский и его собрание народных песен. Л., 1971.

12 Власова 3. И. Принципы текстологической работы А. Ф. Гильфердинга (по записям и изданиям
«Онежских былин») // Русский фольклор. Т. 26. Проблемы текстологии фольклора. Л., 1991. С. 22-38.

А. Ф. Гильфердингом, летом 1871 года»), Т. Г. Ивановой13 («Архангельские былины и исторические песни» А. Д. Григорьева), Т. А. Новичковойм («Песни, собранные П. Н. Рыбниковым»).

В диссертации впервые делается попытка комплексного изучения истории собирания и текстологии записей былин на материале одной локальной традиции — Зимнего берега Белого моря. В работе вводятся в научный оборот новые факты из истории фольклористики, приводятся неизвестные сведения из биографий собирателей, подвергаются критическому анализу известные данные. В работе привлекаются ранее неизвестные архивные материалы, которые позволяют подробно рассмотреть, как в 1930-1940-е гг. было организовано сотрудничество собирателя и исполнителя, определить отношение самих сказителей к практике создания произведений советского фольклора, а также проследить механизмы конструирования образа М. С. Крюковой как народной сказительницы в массовой культуре сталинского времени.

На основе архивных данных освещены такие явления в советской фольклористике, как сотрудничество собирателя и исполнителя, создание образа народной сказительницы М. С. Крюковой в периодике сталинского времени и продемонстрировано отношение Крюковой к явлениям научной жизни 1930-х годов.

При всем богатстве собранного в ходе перечисленных экспедиций материала, эпическая традиция Зимнего берега до сих пор практически не исследована. Единственной монографической работой на русском языке по данной проблематике является книга А. М. Астаховой «Русский былинный эпос на Севере»15. Исследовательница отмечает следующие особенности эпической традиции Зимнего берега: «Золотицкое былинное творчество характеризуется введением новых добавочных эпизодов, которые и придают

13 Иванова Т. Г. А. Д. Григорьев и его собрание «Архангельские былины и исторические песни» // Из
истории русской фольклористики. Л., 1990. Вып. 3. С. 43-60.

14 Новичкова Т. А. «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». К истории издания и изучения (По письмам и
неопубликованным материалам) // Из истории русской фольклористики. Л., 1990. Вып. 3. С. 5-18.

15 Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948.

местным обработкам очень своеобразный вид. Но при этом лишь- о некоторых из них можно говорить, и то условно ввиду значительного количества вариантов, как о традиционных. Главное же своеобразие золотицких записей' обусловлено тем, что <...> в руках талантливых сказителей с сильным тяготением к импровизаторству былинные сюжеты <...> в период работы Маркова переосмыслялись и переоформлялись»16. Другой особенностью традиции Зимнего берега, связанной с импровизаторской стихией, является «перекладывание в былинную форму»17 исторических песен, сказок и баллад. На немецком языке выходила работа Карла Гартмана «Народная эпика на Белом море / Крюкова А. М.» («Volksepik am Weissen Meer: A. M. Krjukova - Eine* Sangermonographie» ), в которой описаны жизнь и творчество сказительницы, охарактеризован ее репертуар, произведен анализ былин (стиховедческие наблюдения) и сравнение с традицией (выявлены* типические места, варианты исполнения). Также Гартман, отмечает литературные источники сюжетов былин А. М. Крюковой и религиозное влияние на ее репертуар.

Записанный материал пытались осмыслить сами собиратели. Характеристика местной былинной традиции содержалась в экспедиционных отчетах19, отдельные работы были посвящены анализу наиболее редких сюжетов былин и духовных стихов?0 или выдающимся сказителям21, а также

16 Там же. С. 361.

17 Былинная традиция Печоры и Зимнего берега в последнее двадцатипятилетие // Былины Печоры и
Зимнего Берега. М.;Л., 1961. С. 37.

18 Hartmann К. Volksepik am Weissen Meer: Л. M. Krjukova - Eine Sangermonographie. Munchen. 1974.

19 [Марков А. В., Григорьев А. Д.] Былинная традиция на Белом море: Из отчетов о поездках А. В. Маркова и
Л. Д. Григорьева // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.,
1900. Т. V. Кн. 2. С. 641—647; Чужилюв В. П. Новые записи былин в Поморье // Советский фольклор. 1935.
№ 2-3. С. 119-151. Его же: ГЛМ ФА Инв. №9/9 6422/1 Народнопоэтическое творчество в с. Зимняя
Золотица; А<стахова> А. Беломорская фольклорная экспедиция // Советский фольклор. Сборник статей и
материалов. M.; Л., 1939. № 6. С. 219-220 и др.

20 Марков А. В. К былине о бое Ильи Муромца с сыном // Этнографическое обозрение. 1900. Кн. XLVI.
С. 73-76; Кадлубовский А. П. К истории русских духовных стихов о преподобных Варлааме и Иосафе.
Варшава, 1915.

21 Астахова А. М. Беломорская сказительница М. С. Крюкова // Советский фольклор. Сборник статей и
материалов. М.;Л., 1939. № б. С. 176-214; Морозова (Бородина) Э. Г. Беломорская сказительница Аграфена
Крюкова (1855-1921) // Север. Архангельск, 1946. С. 178-192; Бородина-Морозова Э. Сказительница Павла
Пахолова (1879-1946) // Север. Архангельск, 1952. С. 166-178. Кроме того, можно назвать статью Карла
Гартмана о М. С. Крюковой (Hartmann К. Die Rhapsodin M. S. Krjukova, ihre sowjetishen Volkspoeme und
deren Verhaltnis zur Tradition des grossrussischen Heldenliedes II Die Welt der Slaven. 1957. № 2. S. 394-418).

отражению этнографических и исторических реалий в фольклорном тексте22. Кроме того, существует ряд этномузыковедческих работ, посвященных напевам былин изучаемой традиции23.

История собирания фольклора Зимнего берега также изучена недостаточно. Частные сведения изложены в предисловиях к сборникам и в статьях, посвященных деятельности наиболее крупных ученых: А. В. Маркова24 и А. М. Астаховой25.

Изучение истории русской фольклористики ведет свое начало от труда А. Н. Пыпина «История русской этнографии» (1890-1892), который был задуман как часть истории русской народности. Во введении к первому тому А. П. Пыпин отмечает, что «изучения национальные, именно изучения народа и народности» имеют целью «научным образом постичь характер и жизнь народа, как основу национальности и государства, и указать истекающие из них начала, особенности и современные потребности общественного развития» . В дальнейшем вопросы истории науки о народной словесности были подробно рассмотрены в двухтомной «Истории русской фольклористики» (1958-1963) М. К. Азадовского , а также в монографии Т. Г. Ивановой «Русская фольклористика начала XX века в

22 Марков А. В Бытовые черты русских былин. М., 1904. Липец Р. С. Местные мотивы в былине о Садко у
М. С. Крюковой и других сказителей // Былины М. С. Крюковой. Т. 2. М., 1941. С. 719-768.

23 Маслов А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. Историческая справка и мелодико-технический
анализ. СПб., 1905; Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад. С муз. приложением.
Исследование А. Л. Маслова // Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при
Этнографическом отделе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и
этнографии. М., 1911. Т. 2. С. 299-329; Гуменник А. 3., Кривоносое В. М. Марфа Семеновна Крюкова и
северные былины // Советская музыка. М., 1939. №1. С. 49-55; Марченко Ю. II. О напевах беломорского
собрания Л. В. Маркова // Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А. В. Маркова / Изд. подгот.
С. Н. Азбелев, Ю. И. Марченко. СПб., 2002. С. 21-35.

24 Аникин В. П. Историко-фольклорная концепция А. В. Маркова // Очерки истории русской этнографии,
фольклористики и антропологии. M., 1963. Вып. 2. С. 156-175; Иванова Т. Г. Русская фольклористика начала
XX века в биографических очерках. Е. В. Аничков, А. В. Марков, Б. М. и Ю. M. Соколовы, А. Д. Григорьев,
В. Н. Андерсон, Д. К. Зеленин, 11. Е. Ончуков, О. Э. Озаровская. / Под ред. С. Н. Азбелева. СПб., 1993.

25 Азбелев С. Н. О переиздании былин в записях А. М. Астаховой // Русский фольклор. Т. 26. Проблемы
текстологии фольклора. Л., 1991. С. 39-54.

26 Пыпин А. Н. История русской этнографии. Т. 1. СПб., 1890. С. 3.

27 Азадовский М. К. История русской фольклористики / Под ред. Э. В. Померанцевой. М., Т. 1. 1958;. Т. 2.
1963.

биографических очерках» (1993)28. В диссертации мы отходим от традиции написания «истории идей», то есть направлений, концепций и школ фольклористики. Признавая высокую научную ценность работ, создаваемых в русле этой традиции (А. Л. Топорков" , В. А. Бахтина ), тем не менее, считаем, что материал в нашем исследовании логичнее выстраивать как «историю людей» — ученых, сказителей и собирателей.

История советской фольклористики стала осмысляться в российской науке совсем недавно, хотя за рубежом работы, посвященные состоянию фольклористики в СССР, появились еще в 1950-е гг.31. Ф.Миллер в книге «Folklore for Stalin» (1990) (в русском переводе «Сталинский фольклор»32), следуя за своим учителем Ф. Ойнасом, рассматривает советский фольклор в связи с политическим (правительственные указы и постановления) и культурным контекстом.

В России активное осмысление феномена советского фольклора началось в 1990-е гг.: вышел в свет сборник документов «Фольклор России в документах советского периода» (1994) , были переизданы избранные произведения на советскую тематику в рамках коллективного сборника о фальсификации в литературе «Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора» (2002)34. Различные аспекты бытования псевдофольклорных текстов 1930-х гг. и советской обрядности рассмотрены

28 Иванова Т. Г. Русская фольклористика начала XX века в биографических очерках. Е. В. Аничков,
А. В. Марков, Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. Д. Григорьев, В. Н. Андерсон, Д. К. Зеленин, Н. Е. Ончуков,
О. Э. Озаровская. / Под ред. С. Н. Азбелева. СПб., 1993.

29 Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., 1997.

30 Бахтина В. А. Фольклористическая школе братьев Соколовых (Достоинства и превратности научного
знания). М., 2000.

31 Schmahs A. Probleme und Metoden der sowjetischen Folkloristik. Munich, 1959; Oinas F. J. Folklore activities in
Russia//Journal of American Folklore. 1961. Vol. 74. P. 362-370.

32 Miller F. Folklore for Stalin. Russian Folklore and Pseudofolklore of the Stalin Era. Armonk; New York; London,
1990; Миллер Ф. Сталинский фольклор. СПб. 2006.

33 Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.: Сборник документов / Сост.
Е. Д. Гринько, Л. Е. Ефанова, И. А. Зюзина, В. Г. Смолицкий, И. В. Тумашева. М., 1994.

34 Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / Изд. подгот. А. Л. Топорков,
Т. Г. Иванова, Л. П. Лаптева, Е. Е. Левкиевская. М., 2002.

в статьях Т. Г. Ивановой 35 , С. Б. Адоньевой зб , А. А. Панченко 37 , К. А. Богданова38.

При текстологическом анализе записей былин Зимнего берега мы опирались на терминологию и теоретические аспекты текстологии фольклора, изложенные в работах К. В. Чистова 39 , Б. Н. Путилова 40 , С. Н. Азбелева41 и Т.Г.Ивановой42. К.В.Чистов в докладе «Современные проблемы текстологии русского фольклора» дал определения основным понятиям фольклористической текстологии, выделил в ней два раздела и определил их задачи. «Историко-фольклористическая текстология, - по мнению исследователя, - стремится ответить на вопросы: как бытовали тексты, как их записывали и как издавали. Этот раздел особенно важен для исследователей фольклора. Цель его — выработка принципов и приемов оценки достоверности текстов и практическое их применение, иными словами, филологическая критика текстов». Второй раздел, названный К. В. Чистовым эдиционной текстологией, «определяет типы, принципы, приемы и правила записи и издания фольклорных текстов, т. е. отвечает на вопрос, как записывать и издавать тексты» . В работах последних лет можно отметить попытки применить терминологию, разработанную генетической, структуралистской и постструктуралистской критиками, к фольклорному

15 Иванова Т. Г. Сказитель и официальная политика в области фольклористики в 1930-е годы (О жанровой природе песенного советского эпоса) // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III научной конференции "Рябининские чтения 99")- Сборник научных докладов. Петрозаводск, 2000. С. 84-91.

36 Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени (антропологические очерки). СПб., 2001.

37 Панченко А. А. Культ Ленина и «советский фольклор» // Одиссей. Человек в истории. 2005. М., 2005.
С. 334-366.

38 Богданов К. А.: 1). Наука в эпическую эпоху: классика фольклора, классическая филология и классовая
солидарность // Новое литературное обозрение. 2006. № 78. С. 86-125; 2). Фольклористика и т. д. // Новое
литературное обозрение. 2001. № 50. С. 361-371.

39 Чистов К. В. Современные проблемы текстологии русского фольклора: Доклад на заседании эдиционно-
текстологической комиссии V Международного съезда славистов. М., 1963.

40 Путилов Б. Н. Современная фольклористика и проблемы текстологии // Русская литература. 1963. № 4.
С. 100-114.

41 Азбелев С. Н.: 1). Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу // Принципы
текстологического изучения фольклора / Отв. ред. Б. H. Путилов. М.;Л., 1966. С. 260-302; 2). Текстология
как вспомогательная историческая дисциплина//История СССР. 1966. №4. С. 81-106.

42 Иванова Т. Г. Специфика фольклористической текстологии // Русский фольклор. Т. 26. Проблемы
текстологии фольклора. Л., 1991. С. 5-21.

43 Чистов К. В. Современные проблемы текстологии русского фольклора: Доклад на заседании эдиционно-
текстологической комиссии V Международного съезда славистов. М., 1963. С. 2-3.

тексту (С. Ю. Неклюдов44 и Г. А. Левинтон45). Из зарубежных исследований по проблемам текстологии фольклора следует выделить книгу Елизабет Файн «Фольклорный текст. От исполнения до публикации» («Folklore Text. From Performance to Print» (1996))46, в которой рассматривается проблема отражения внетекстовых фактов при публикации фольклорного текста.

В текстологической главе нашей диссертации затронуты вопросы, которые решает историко-фольклористическая текстология: методология собирания и публикации фольклорных текстов.

Теоретической и методологической базой диссертации послужили труды ученых по проблемам исторического развития русской фольклористики и текстологического изучения памятников народной словесности. В работе применяется комплексный филологический подход к источникам с учетом историко-культурных аспектов, учтены методы историко-фольклористической текстологии и сравнительно-исторического исследования.

Объектом диссертационного исследования служит эпическая традиция Зимнего берега Белого моря. Предметом является история собирания и проблемы текстологического анализа эпических текстов, а также феномен советского сказителя.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с середины XIX до середины XX века, то есть период, когда на Зимнем берегу производились записи эпических текстов.

Цель настоящей работы состоит в изучении истории собирания фольклора Зимнего берега и выявлении собирательских и публикаторских стратегий. Цель исследования определяет и его задачи:

1) охарактеризовать основные фольклорные экспедиции в изучаемом регионе;

Неклюдов С. Ю. Авантекст в фольклорной традиции // Живая старина. 2001. № 4. С. 2-4.

45 Левинтон Г. А «Интертекст» в фольклоре // Folklore in 2000. Voces amicorum Guilhelmo Voigt sexagenario.
Budapest, 2000. P. 21-28.

46 Fine E. Folklore Text. From Performance to Print. Bloomington: Indiana University Pres, 1996.

  1. уточнить известные факты и ввести в научный оборот обнаруженные нами архивные данные о биографиях собирателей, ходе экспедиций, судьбе полевых материалов;

  2. выявить основные типы взаимодействия сказителя и собирателя в советский период;

  1. проанализировать способы презентации и рецепции сказителя на примере М. С. Крюковой;

  2. выполнить текстологический анализ записей былин Зимнего берега Белого моря и указать на особенности фиксации и публикации текстов.

В работе используются следующие источники:

  1. Опубликованные тексты былин Зимнего берега, вошедшие в «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» П. С. Ефименко47, «Беломорские былины» А.В.Маркова48, «Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А. В. Марковым, А. Л. Масловым и Б. А. Богословским» 49 , двухтомное издание «Былины М.С.Крюковой»30, «Былины Печоры и Зимнего берега (новые записи)»51. Учтены также публикации В. Ф. Миллера и В. П. Чужимова.

  2. Местные периодические издания: «Архангельские епархиальные известия», «Архангельские губернские ведомости», «Труды Архангельского статистического комитета» за период деятельности И. Ф. Розанова и П. С. Ефименко; центральная газетная периодика 1930-40-х гг. («Правда», «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Известия "Советов депутатов трудящихся СССР"», «Труд»), позволяющая проследить механизмы создания образа сказительницы М. С. Крюковой в массовой советской культуре.

А1 Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. 1. Описание внешнего и внутреннего быта. М., 1877; Ч. 2. Народная словесность. М., 1878.

48 Беломорские былины, записанные А. Марковым / Предисл. В. Ф. Миллера. М., 1901.

49 Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А. В. Марковым, А. Л. Масловым и Б.
А. Богословским. Часть первая. Зимний берег Белого моря. Волость Зимняя Золотица // Труды Музыкально-
этнографической комиссии, состоящей при Этнографическом отделе Императорского Общества любителей
естествознания, антропологии и этнографии. М., 1906. Т. 1. С. 11-158.

50 Былины М. С. Крюковой / Зап. и комм. Э. Бородина и Р. Липец. М., 1939. Т. 1; 1941. Т. 2.

51 Былины Печоры и Зимнего берега (новые записи) / Изд. подготовили А. М. Астахова, Э. Г. Бородина-
Морозова, Н. П. Колпакова, Н. К. Митропольская, Ф. В. Соколов. М.;Л., 1961. С. 455-459.

3. Материалы из архивов Санкт-Петербурга, Москвы и Архангельска: полевые, беловые записи и машинописные копии былин Зимнего берега и других жанров, командировочные удостоверения, отчеты, справки, деловая и частная переписка, проекты сборников и книг и другие документы, связанные с фольклорными экспедициями и публикацией текстов изучаемого региона.

Интересующие нас документы хранятся в следующих архивах: в

Рукописном отделе Пушкинского Дома (коллекции В. П. Чужимова 52 ,

А. М. Астаховой53, необработанная коллекция Э. Г. Бородиной-Морозовой34,

, письма П. С. Ефименко в фондах его корреспондентов 55 ); в Отделе

рукописей Российской национальной библиотеки (архив Н. П. Андреева56,

архив Андрея Белого ); в Отделе рукописных фондов Государственного литературного музея (коллекции В. П. Чужимова 58 , Э. Г. Бородиной-Морозовой, Р. С. Липец59); в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (фонды А. В. Маркова60 и В. Д. Бонч-Бруевича61); в Российском государственном архиве литературы и искусства (Р. С. Липец ); в Научном архиве Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н Миклухо-Маклая (Фонд ОЛЕАиЭ), в Государственном архиве Архангельской области ; в Архангельском краеведческом музее . Кроме того, нами велись разыскания и в личных архивах В. А. Точилова (г. Северодвинск,

52 Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (далее
РО ИРЛИ). Р. V. Колл. 71, 72.

53 РО ИРЛИ. Р. V. Колл. 90 (Материалы беломорской экспедиции 1937 г.); Ф. 724 (Архив Л. М. Астаховой).

54 РО ИРЛИ. Р. V. Колл. 146.

55 РО ИРЛИ. Ф. 166 (Архив Л. Н. Майкова). Оп. 3. № 435 (6 писем П. С. Ефименко Л. Н. Майкову); Оп. 5. №
278 (Письмо П. С. Ефименко П. П. Чубинскому).

56 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (далее ОР РНБ). Ф. 20 (Н. П. Андреев). №110
(Черновые наброски, выписки, библиографические справки о песнях и былинах).

57 ОР РНБ. Ф. 60 (Белый Андрей).

58 Отдел рукописных фондов Государственного литературного музея (далее ОР ГЛМ). ФА Инв. №9/9.

sy ОР ГЛМ. Ф. 240. № 46 - 61 (Былины M. С. Крюковой в записи Э. Г. Бородиной-Морозовой и Р. С. Липец, 1937 г.); Ф. 238 (Былины M. С. Крюковой в записи Э. Г. Бородиной-Морозовой и Р. С. Липец, март 1938 г.).

60 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее ОР РГБ). Ф. 160 (Марков А. В.).

61 ОР РГБ. Ф. 369 (Бонч-Бруевич В. Д.). Карт. 169. № 40 (Письма к Р. С. Липец [193]8-1947); Карт. 296. №. 7-
9 (Письма Р. С. Липец к В. Д. Бонч-Бруевичу); № 10 (Письма в издательство ГЛМ).

62РГАЛИ. Ф. 1477. Оп. 1.

63 Государственный архив Архангельской области (далее ГААО). Ф. 73. Оп. 1. № 764 (Формулярный список
о службе духовника Архангельской духовной семинарии священника Иоанна Розанова).

64 Архангельский областной краеведческий музей. Ф. III. Оп. 3. № 207,209.

Архангельская обл.) и М. П. Борисенковой (д. Верхняя Зимняя Золотица, Архангельская обл.).

Теоретическая и практическая значимость исследования

Основные положения и частные факты, изложенные в диссертации, могут быть использованы для подготовки к публикации томов «Былин Зимнего берега» серии «Былины в 25 томах» Свода русского фольклора (уточнение, расшифровка и комментирование текстов, написание предисловия, составление биографических справок), а также при подготовке курсов лекций по истории русской фольклористики.

Апробация работы

Отдельные положения диссертации были представлены в виде докладов на следующих научных конференциях: «Мифология и повседневность. Словесность и медиа: Фольклор — литература — средства коммуникации» (Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, г. Санкт-Петербург, апрель 2006 г.), «Мифология и повседневность. Живые и мертвые классики в России: канон культуры и культура канона» (ИРЛИ РАН, апрель 2007 г.), семинар «Соцреализм сегодня: новые подходы к тоталитарной эстетике» (ИРЛИ РАН, июнь 2007 г.), «Рябининские чтения. Центры традиционной культуры Русского Севера: история и современность» (Государственный музей-заповедник «Кижи», г. Петрозаводск, сентябрь 2007 г.), «Актуальные проблемы современной фольклористики и классического наследия русской литературы, посвященные 70-летию Е. А. Костюхина» (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, февраль 2008 г.), «Советское общество и фольклор» (Государственный республиканский центр русского фольклора, г. Москва, май 2008 г.).

По теме диссертации опубликовано и находятся в печати 9 работ.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первые записи былин. Иоанн Розанов как собиратель фольклора

В середине XIX века происходит активизация краеведческой деятельности в провинции и возрастает роль местных периодических изданий, что было связано с появлением Русского географического общества и Губернских статистических комитетов , а также с учреждением «Губернских ведомостей» . Фольклорно-этнографические материалы из Архангельской губернии появляются на страницах «Архангельских губернских ведомостей» , а также в столичной периодике: в «Отечественных записках»40, «Москвитянине»41, «Северной пчеле»42 и в «Московских ведомостях»43. В 1840-е — 1850-е гг. публикуются первые записи эпических текстов из Онежского и Шенкурского уездов44.

В «Архангельских губернских ведомостях» за 1864 год были помещены «Постановления Архангельского губернского статистического комитета» . В постановлении от 7 мая говорится о докладе П. П. Чубинского46, который предложил издавать «Труды Архангельского статистического комитета» в двух частях. Вторая часть должна была включать «ученые статьи, заключающие в себе географическое, топографическое, этнографическое, статистическое или хозяйственное описание губернии (курсив мой. — Н. К.) или частей ее» 47. Для составления этого сборника П. П. Чубинский предложил «обратиться от комитета ко всем членам оного, прося их сообщить в возможно скором времени, о том, имеют ли в виду доставить для помещения в Трудах комитета какие-либо статьи»48.

На следующем заседании Статистического комитета от 16 мая 1864 г. «секретарь49 предложил программы: статистическую, этнографическую и обычного права». В свою очередь комитет принял решения: «напечатать эти программы в неофициальной части губернских ведомостей, и, кроме того, отдельные оттиски разослать Членам комитета», а также «просить преосвященейшего епископа Нафанаила разрешить священникам доставлять в статистический комитет сведения на предлагаемые в программах вопросы, так как священники по своему положению более других знакомы с бытом и правами народа»50. Программы этнографии, обычного права и статистики были разосланы членам комитета и опубликованы в «Архангельских губернских ведомостях»51. Таким образом, инициатором собирания этнографических сведений в Архангельской губернии и автором интересующей меня программы этнографии был П. П. Чубинский.

А. П. Разумова приписывает авторство программы этнографии П. С. Ефименко (1835-1908), хотя ни в протоколах заседаний статистического комитета, ни при публикации программы фамилия Ефименко не встречается, а сам этнограф не упоминает ее в своей автобиографии, где он подробно характеризует свои работы. Находясь в ссылке в г. Онега, П. С. Ефименко в письме от 6 июля 1862 года в Литературный фонд замечает: «Я занимался и занимаюсь южнорусской этнографией и мифологией»52. В письме не говорится о том, что в то время П. С. Ефименко интересовался русским фольклором и вел собирательскую деятельность в Архангельской губернии.

По этим программам в 1864-1869 гг. были собраны сведения, составившие основу «Материалов по этнографии русского населения Архангельской губернии» П. С. Ефименко. Материалы состоят из двух частей: «Описание внешнего и внутреннего быта» (М., 1877) и «Народная словесность» (М., 1878).

Как указано в «Предисловии» к первому выпуску сборника, «эти материалы в обработанным виде должны были войти в предполагаемое "Описание Архангельской губернии в историческом, экономическом и этнографическом отношениях"»54. Описание не состоялось, а этнографические материалы остались необработанными и неизданными. Не вошедшие в издание материалы П. С. Ефименко использовал в исследовании о народных юридических обычаях5 .

Не имея возможности опубликовать сборник в Архангельске, П. С. Ефименко переслал материалы в Москву в Этнографический отдел Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (далее ОЛЕАиЭ). В письме от 18 декабря 1874 года он пишет: «Имею честь доставить Вам для представления этнографическому Отделению Общества любителей естествознания обещанные мною материалы для этнографии русского населения Архангельской губернии»56. В том же письме перечисляются источники материалов. Среди корреспондентов П. С. Ефименко были бывшие студенты (Г. Фризе и Тышинский), врачи (Липницкий и фельдшер Костылев), а также чиновники (волостной писарь П. А. Иванов) и учителя. Также материалы для сборника из своих приходов прислали священники Павловский, Макаров, Мефодиев, Таратин, Колчин, Васильев, Глебовский, Федоров, Вахрамеев, Дьячков. При перечислении материалов П. С. Ефименко упоминает «Этнографические сведения о населении Зимнего берега Арханг ельского у езда священника Розанова».

Экспедиции А. В. Маркова на Зимний берег Белого моря

Алексей Владимирович Марков (1877 - 1917) - ученик В. Ф. Миллера и автор классического сборника «Беломорские былины»96. Он представляет Q7 собой «новый тип фольклориста первой половины XX в.» , в котором соединились «кабинетный ученый-теоретик с практиком-наблюдателем» 8. Эти две стороны его личности нашли отражение как в работах о деятельности А. В. Маркова, так и в публикациях полевых записей." В настоящей главе будет рассмотрена экспедиционная работа ученого на Зимнем берегу Белого моря: организация, ход и итоги поездок.

А. В. Марков сделал свои первые фольклорные записи в возрасте 15 лет, это был сборник «Детские песни, записанные А. Марковым в центральных губерниях в 1892-1896 гг.»100. В фонде А. В. Маркова хранится черновик его письма к Петру Алексеевичу Бессонову от декабря 1897 г., в котором говорится, что начинающий фольклорист послал профессору «свои детские песни»101.

До экспедиций 1898-1899 годов у А. В. Маркова имелся и другой опыт фольклористической работы: в связи с намерением Общества любителей российской словесности издавать оставшиеся в рукописях песни П. В. Киреевского, А. В. Марков и В. В. Пасхалов выполняли опись собрания в Румянцевском музее ". Архивные разыскания А. В. Маркова были отражены при публикации народных песен, записанных А. С. Пушкиным. Они вошли в качестве приложения в работу В. Ф. Миллера «Пушкин как поэт-этнограф»103.

Таким образом, ко времени поездки 1898 года у студента А. В. Маркова был определенный опыт записи фольклорных текстов и работы с архивными материалами.

В отчете о деятельности Этнографического отдела ОЛЕАиЭ за 1897-1898 гг. говорится: «Весною и летом 1898 г. следующие лица находились на экскурсиях для собирания научных данных по этнографии. ... А. В. Марков был в губерниях Олонецкой и Архангельской. В Каргопольском уезде он записал большое количество сказок, песен, духовных стихов и загадок; в селе же Золотице на Зимнем берегу Белого моря им записано 5 былин, 2 исторические песни и 3 духовных стиха. Кроме того, собран материал по быту крестьян. Варианты былин, записанных г. Марковым, имеют большую ценность»104.

В. Ф. Миллер в статье, предваряющей публикацию былин, писал: «Летом 1898 года член Этнографического отдела студент-словесник А.Марков записал 5 ... былин в селении Зимняя Золотица, на Зимнем берегу Белого моря. Как хорошо подготовленный филолог и любитель народной песни, г. Марков отнесся к делу записывания "старинушек" из народной устности вполне добросовестно: запись велась с голоса и с соблюдением всех особенностей местного говора»105. Существовавшие до этого времени публикации народного эпоса Архангельской губернии носили случайный характер, в связи с чем, В. Ф. Миллер делает вывод, что «в этой губернии исследователи не нашли той живучести эпической традиции, какую Рыбников, Гильфердинг, Барсов, Истомин, Куликовский и др угие застали в Олонецкой».

В 1898 году А. В. Марков записал от Гаврилы Крюкова былины «Добрыня Никитич и Илья Муромец», «Женитьба Добрыни», «Бой Добрыни со змеей», «Иван Годенович» и «Игнатий Данилович с сыном». В. Ф. Миллер, анализируя исполнительскую манеру Г. Л. Крюкова, отмечает: «Перенял ли он свои былины в таком виде от других лиц в молодости, или продуманность его текста объясняется его личными свойствами, во всяком случае, сказанные им старины не уступают по достоинству лучшим в сборниках Рыбникова и Гильфердинга»107.

Вторая экспедиция А. В. Маркова на Зимний берег (1899 г.) опровергла мнение В. Ф. Миллера о неразвитости эпического жанра в этом регионе и позволила говорить о существовании былинной традиции в Архангельской губернии. В предисловии к «Беломорским былинам» собиратель пишет: «По обилию сказателей и разнообразию былинных сюжетов обследованная мною местность принадлежит к выдающимся. Кажется, нигде не было найдено такого множества старин на сравнительно небольшом пространстве поселений. В двух селах Зимней Золотицы, заключающих в себе около 170 дворов, можно найти ... не менее 24 сказателей и сказательниц; таким образом, одно из таких лиц приходится дворов на 7»109. «В 24 дня я успел записать 109 старин, среди которых оказалось около 75 - собственно былин, за вычетом исторических и так называемых низших эпических песен»110.

Экспедиция 1899 года готовилась А. В. Марковым совместно с А.Д.Григорьевым111: отчеты об их поездках были помещены под одним заглавием «Былинная традиция на Белом море» также предполагалось совместное издание записанных ими былин. Во втором номере «Этнографического обозрения» за 1900 год помещен проспект будущего сборника: «Печатается и в непродолжительном времени выйдет в свет "Сборник Беломорских былин, собранных летом 1899 года г.г. А. В. Марковым и А. Д. Григорьевым". Сборник будет объемом до 40 печатных листов» . Но уже в четвертом номере появляется сообщение о том; что «печатается отдельным изданием сборник "Беломорские былины, собранные А. В. Марковым", и готовится к печати «Сборник исторических народных песен»

О первоначальном плане поездки и его изменении говорится в отчете А. В: Маркова: «В июне 1899 года, отправляясь на север, я думал начать свои разыскания в двух селах Зимней Золотицы (Нижняя- и Верхняя), а затем съездить на Терский берег и в Мезень, так как я располагал временем около месяца. Но в Золотице оказалась такая богатая жатва по части собирания былин, что я принужден был ограничить район своей поездки одной-Золотицкой волостью»

Переписка А. В. Маркова и А. Д. Григорьева, а таюке письма Маркова к матери впервые были введены в научный оборот Т. Г. Ивановой в работе «Русская фольклористика начала XX века в биографических очерках» в соответствующих главах, посвященных деятельности собирателей

А. Я. Колотилова. Создание советского эпоса

Зимний берег, благодаря заслуге дореволюционных собирателей, занял место в ряду наиболее крупных былинных центров Русского Севера, наравне с Олонецкой губернией, Мезенью и Печорой, а сборник «Беломорские былины» А. В. Маркова, как и сборники П. Н. Рыбникова,

A. Ф. Гильфердинга и А. Д. Григорьева, стал классическим. В 20-30-е годы XX века состоялись экспедиции Ю. М. Соколова и B. И. Чичерова «По следам Рыбникова и Гильфердинга», А. М. Астаховой и Н. П. Колпаковой были повторно обследованы места, в которых записывал былины А. Д. Григорьев. В этом же русле повторного обследования была запланирована и экспедиция В. П. Чужимова на Зимний берег Белого моря в 1934 году. О повторном характере своей экспедиции он писал в предисловии к публикации своих записей: «Пункт обследования был мною избран по совету секретаря И нститута А нтропологии и Э тнографии А. М. Астаховой, так как этот район не подвергался после Октябрьской революции вторичным обследованиям, как это было уже сделано по отношению почти ко всем остальным районам прежнего собирания былин на Севере: Карелия (Рыбников, Гильфердинг, Григорьев), Терский берег (Марков), Мезень и Пинега (Григорьев), Печора (Ончуков)» . «Покуда я существую на свете, мне не хочется забывать о том, что я был фольклористом»147, писал В. П. Чужимов А. М. Астаховой в 1937 году. В настоящей работе я предпринимаю попытку вернуть в науку имя молодого фольклориста 1920-30-х гг. В. П. Чужимова, о личности которого до недавнего времени было практически ничего неизвестно. Единственной работой о нем можно назвать главу «Тайна Владислава Чужимова» из книги Е. М. Нелаевой «Здравствуй, морюшко Белое! Сказители Крюковы из Зимней

Золотицы» . Автор утверждает, что Владислав Петрович - ленинградский фольклорист, но и расшифровка инициалов и утверждение, что он ленинградец, неверны.

Для составления биографии собирателя использовались следующие источники: коллекция В. П. Чужимова в Рукописном отделе Института русской литературы (включающая в себя материалы экспедиций и письма в Фольклорную секцию Института антропологии и этнографии Академии наук149), архив ученого в Государственном литературном музее (записи былин и заметка о фольклоре Зимнего берега) 50, а также переписка В. Д. Бонч-Бруевича с Р. С. Липец (РГБ)151 и письмо В. П. Чужимова к А. М. Астаховой (Фонд А. М. Астаховой в РО ИР ЛИ152). Работы начинающего фольклориста печатались на страницах «Воронежской литературной беседы»133, «Известий Курского губернского общества краеведения» , позднее в «Советской этнографии»155, «Бюллетене фольклорной секции Института Антропологии и Этнографии АН СССР»156 и в «Советском фольклоре» .

Начнем с корректировки некоторых утверждений Е. М. Нелаевой. Во-первых, уточним расшифровку инициалов собирателя: среди его писем к А. М. Астаховой есть письмо жены Чужимова, из которого становится ясно, что В. П. — это Всеволод Павлович, а не Владислав Петрович, как предполагала Е. М. Нелаева: «Уважаемая Анна Михайловна! Одновременно с журналом "Фольклор" мы получили от тов арища Гущина, с которым Всеволод Павлович (курсив мой. —Н. К.) жил в общежитии, сообщение о том, что все вещи и вся библиотека - его пропали»158. Во-вторых, В. П. Чужимов не был ленинградцем. Он приехал из Воронежа и прожил в Ленинграде всего один - два года.

Еще до переезда в Ленинград он занимался собирательской деятельностью в Курской и Воронежской областях. Материалы этих экспедиций были опубликованы в «Воронежской литературной беседе» (1925), «Известиях Курского губернского общества краеведения» (1927/1928) и в «Советской этнографии» (1934).

В статье «Материалы по фольклору ЦЧО (фольклор предколхозной деревни)», посвященной народной словесности села Донецкая Семица бывшей Курской губернии, В. П. Чужимов пишет: «Запись фольклорного материала производилась мною во время зимних и летних каникул

систематически с 1922 по 1926 гг. (главным образом в 1922 и 1923 гг., затем поверялась)»159. В другой работе он замечает, что «период 1922-1925 года мною разработан слабо, ввиду перемены места жительства»160. Это, а также подробное описание сельской библиотеки ( в школьной библиотеке был «Сборник народных сказок» Афанасьева и книжка «сказочной библиотеки» с произведениями Гауфа, Перро, Андерсена»161), постановок самодеятельного школьного театра («Из них революционных пьес помню две: «Коммунистка» - Кедрова (пьеса, шедшая с успехом) и «Великий коммунар»162), позволяют предполагать, что он окончил школу в этом селе, после окончания которой, поступил в воронежский вуз.

Возможно, он был студентом Воронежского университета, где в это время работал профессор А. М. Путинцев , который руководил собирательской деятельностью студентов. «В 1921-1923 гг. студенты педагогического факультета Воронежского государственного университета собирали и изучали фольклор Аннинского, Россошанского и других районов Воронежской области» . Предположение о знакомстве собирателя с А. М. Путинцевым возникло также благодаря публикации В. П. Чужимова в «Воронежской литературной беседе», выпускаемой Никитинским музеем, директором которого был А. М. Путинцев. Экспедиционной работой в этот период в Воронежской области занимались «Воронежское отделение С оюза с оветских п исателей , областной краеведческий и литературный музеи, высшие учебные заведения»

Записи И. Ф. Розанова в издании П. С. Ефименко и Н. С. Тихонравова В. Ф. Миллера

Краткие сведения об Эрне Георгиевне Бородиной-Морозовой (1904-1974)252 содержатся в биобиблиографическом справочнике «Писатели Ленинграда»253, и «Краткой литературной энциклопедии»254. Различным юбилеям посвящены заметка в областной газете «Правда Севера»255 и публикация М. Я. Мельц в XV томе «Русского фольклора»256.

Наша работа в большой степени основывается на архивных материалах РО ИРЛИ - необработанной коллекции Э. Г. Бородиной-Морозовой, переданной в архив Пушкинского Дома мужем фольклористки А. А. Морозовым в 1974 году. Нами этот архив был разобран и составлены предварительные описи . При цитировании ссылки даются на временные номера папок и страниц .

Э. Г. Бородина-Морозова в своей автобиографии пишет: «Родилась в Москве в 1904 г. Предки мои немецкого происхождения. Приехали в Россию в XVIII веке. Отец — преподаватель коммерческого училища (умер в 1931 г.). Воспитывалась дедом — ветеринарным врачом московских [1 слово — нрзб]» . В 1930 г. Эрна Георгиевна окончила литературное отделение факультета литературы и искусства по творческому циклу и специальности литературного перевода 1-го Московского государственного университета" .

Во время учебы она проходила практику в «Литературной газете» в качестве переводчика. Известны ее переводы Б. Келлермана" ; Ф. Верфеля265, Т. А. Гофмана266, Я. Я. Стрейса267 и др.

В студенческие годы Э. Г. Бородина-Морозова участвовала в многочисленных экспедициях: «С 1924 года работаю по фольклору. ... Свою фольклористическую деятельность начала под руководством академика Ю. М. Соколова в экспедиции "По следам Рыбникова и Гильфердинга" в Заонежье . Работала над собиранием фольклора в Переславле-Залесском" , Дмитровском и др угих районах Московской области под руководством ак адемика Ю. М. Соколова. Совершила несколько индивидуальных поездок, в том числе в 1936 году по поручению редакции издания "Творчество народов СССР"»271. Будучи ученицей

78 Поездка 1936 года, организованная редакцией «Две пятилетки» для сборника «Творчество народов СССР», является одной из экспедиций, предпринятых с целью записать советский фольклор274. Э. Г. Бородина-Морозова была командирована «в Кузбасс для сбора фольклора (песен, сказов, сказок, частушек, пословиц, поговорок, загадок и др.) сроком на 1 месяц» — со 2 июля по 2 августа 1936 года. Записи производились в Кемерово и в Прокопьевске. Выбор района обследования, скорее всего, был связан с основной задачей - записать рабочий фольклор276. Э. Г. Бородина-Морозова не ограничивалась поисками произведений о советской действительности, а фиксировала весь имеющийся у исполнителей репертуар: ею были записаны тюремные песни, жестокие романсы, частушки, поговорки и загадки.

Северная экспедиция Государственного литературного музея 1937 года

В 1937 г. состоялась Северная экспедиция Государственного Литературного музея. В истории науки эта экспедиция известна тем, что в ходе нее были записаны былины от М. С. Крюковой, а также от других золотицких сказителей . Однако первоначально в предполагаемый маршрут поездка на Зимний берег не входила278.

В командировочном удостоверении от 5 июля 1937 года так говорится о цели экспедиции: «Специальным заданием является выявление былин (старин) в районах Вельска, Великого Устюга и Сольвычегодска и соседних с ними районах, где еще ни разу не была проведена научная работа в этой области» . Э. Г. Бородина-Морозова побывала в Вельске (11-23 июля); в селе Вельцы Коношевского района Северной области (23-26 июля), Усть-Паденге Ровдинского района (28-31 июля), Шенкурске, Березниковском (2-3 августа) и Верхнетоймском районах Северной области (4-6 августа), Красноборском райисполкоме (6-9 август), Верхней280 Уфтюге Красноборского района (9-14 августа), Сол ьвычего деке (14-17 августа), Великом Устюге (19-22 августа), в Архангельске (25-28 августа) и Зимней Золотице — (29 августа -15 сентября) .

Маршрут, рекомендованный Э. Г. Бородиной-Морозовой М. И. Романовым282, не включал в себя Зимнюю Золотицу. Это же подтверждает и письмо Ю. М. Соколова к собирательнице от 19 июля 1937 года, в котором говорится: «очень одобряю Вас, что Вы сумели выработать маршруты и в Вологде, и в Вельске выяснили все, что можно было узнать о том, где нужно искать былин. Поезжайте одна по первому маршруту по Подъюге, затем вернетесь, и к Вам подъедет Липец. Сегодня (19-го [июля]) в "Правде" помещена заметка из Севкрая об экспедиции Фольклор ной секции Академии Наук в Зимнюю Золотицу, к М. С. Крюковой , и о нашей экспедиции — Гослитмузея — в Вельск, Вел икий Устюг и Сольвычегорск. ... Всего вам доброго! Успехов в экспедиции. Мне кажется, что Вам удастся сделать открытия. Имейте в виду, что каждый отрывок былины в этом крае имеет большое научное значение. Собирайте сведения о всех сказителях, которые когда-либо существовали в крае»

Первоначально в экспедиции должна была также участвовать Мария Ивановна Кострова"" . В том же письме Ю. М. Соколов говорит: «В поездке ей [М. И. Костровой] на месте ее службы в Антирел игиозном Музее отказали, т ак к ак музей занят переездом в новое помещение. ... Заменить же Марью Ивановну в командировке согласилась Рахиль Соломоновна Липец. Она человек очень энергичный, совершивший множество фольклорных и этнографических экспедиций. Но и она до сих пор не выехала»286. В письме от 20 июля 1937 г. Ю. М. Соколов подтверждает, что к Э. Г. Бородиной-Морозовой присоединилась Р. С. Липец287.

Похожие диссертации на Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии