Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретико-методические предпосылки к изучению проблемы восприятия и двигательного воспроизведения ритма в процессе обучения техническим приемам в баскетболе 10
1.1. Восприятие временных параметров техники движений в процессе спортивной тренировки 10
1.2. Общая характеристика ритма выполнения двигательных действий 13
1.3. Место ритмических способностей в структуре координационных способностей человека 22
1.4. Фазовая структура технических приемов игры 29
CLASS Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 3 CLASS 6
2.1. Задачи исследования 36
2.2. Методы исследования 36
2.3. Организация исследования 40
Глава 3. Особенности ритмической структуры броска мяча по кольцу в прыжке с дистанции в баскетболе 43
3.1. Фазовая структура броска мяча по кольцу в прыжке с дистанции 43
3.2. Сравнительный кинематический анализ фаз выполнения броска в прыжке с дистанции баскетболистами различной квалификации 50
3.3. Особенности ритмической структуры броска мяча в прыжке с дистанции 69
Глава 4. Влияние специального комплекса упражнений и обучающих аудиовизуальных воздействий на эффективность овладения студентами бросками мяча по кольцу в прыжке с дистанции 81
4.1 . Обоснование методики специальных упражнений и аудиовизуальных воздействий для начального обучения студентов броскам мяча по кольцу с дистанции 81
4.2. Эффективность овладения студентами техникой выполнения бросков мяча с дистанции в процессе эксперимента 84
4.3. Динамика точности выполнения бросков мяча по кольцу с различной дистанции 94
4.4. Динамика уровня физического развития и физической подготовленности студентов в процессе эксперимента 97
Выводы 104
Практические рекомендации 107
Библиографический список 108
Приложения 136
- Восприятие временных параметров техники движений в процессе спортивной тренировки
- Общая характеристика ритма выполнения двигательных действий
- Фазовая структура броска мяча по кольцу в прыжке с дистанции
- Обоснование методики специальных упражнений и аудиовизуальных воздействий для начального обучения студентов броскам мяча по кольцу с дистанции
Введение к работе
Актуальность. Одним из важнейших критериев оценки творческого потенциала будущих специалистов-выпускников высших учебных заведений является крепкое здоровье и хорошая физическая подготовленность. В современном обществе уже в определенной мере сформировалось понимание большой государственной и личной значимости высокого уровня здоровья молодежи. Эти положения отражены в различных правительственных документах: «Концепции развития физической культуры и массового спорта» (1990), Государственном образовательном стандарте по предмету «Физическая культура» (1993, 2000).
Как показывают результаты многих социологических исследований, значительное большинство студентов, хотя и признают ценности физической культуры, но у них не сформирована мотивация и жизненная потребность, в активном физическом образе жизни [19; 21; 164].
Современную студенческую молодежь непросто привлечь к активной двигательной деятельности, направленной на формирование здорового стиля жизни. Это, естественно, требует приложения значительных усилий с помощью действенных форм пропаганды создания мотивационных потребностей для самостоятельных занятий и соревнований по различным видам спорта для студентов во внеучебное время [50; 51; 149].
Наибольшую сложность представляет выбор результативных средств оздоровительно-кондиционной тренировки, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся, и в частности на их функциональное состояние и на психическую сферу. С этих позиций наиболее эффективным средством являются занятия баскетболом, в процессе которых студенты получают необходимую физическую и функциональную подготовленность, снижают психоэмоциональный стресс, возникающий от высокой учебной нагрузки.
Однако необходимо учитывать тот факт, что в баскетболе занимающиеся получат удовлетворение от игры и повышают свою физическую подготовленность только в том случае, если в должной мере овладеют точными бросками мяча по кольцу. И особенно умению выполнять бросок мяча по кольцу с дистанции. Это наиболее сложный и наиболее приоритетный технический прием из арсенала современного баскетбола. Вместе с тем, методика начального обучения навыкам дистанционного броска мяча в прыжке недостаточно изучена и обоснована в научно-методической литературе [20; 69; 147; 148; 241].
Определенные сложности индивидуализации обучения студентов данному техническому приему состоят в том, что нужно знать их генотипиче-ские и учитывать приобретенные фенотипические особенности и уметь приспособить к ним методы обучающего воздействия.
Научное обоснование методов овладения базовыми техническими приемами является одним из существенных факторов, способствующих быстрому научению и активному привлечению студенческой молодежи к занятиям баскетболом, как одному из наиболее оздоровительно-рекреационных игровых видов спорта.
Гипотеза. Предполагалось, что использование разработанной методики, основанной на применении комплекса специальных подводящих и подготовительных упражнений в сочетании с идеомоторными упражнениями и аудиовизуальными воздействиям, может существенно сократить время обучения и повысить качество овладения студентами этим техническим приемом игры, что в свою очередь позволит сформировать мотивацию к самостоятельным занятиям баскетболом, здоровому стилю жизни, улучшению здоровья.
Объект исследования. Процесс обучения техническим приемам игры в баскетболе студентов вузов.
Предмет исследования. Методика начального обучения студентов вузов технике выполнения бросков мяча по кольцу в прыжке с дистанции в баскетболе на основе комплекса специально разработанных упражнений и аудиовизуальных воздействий, направленных на восприятие и двигательное воспроизведение ритма.
Цель исследования. Теоретически разработать и экспериментально обосновать инновационную методику начального обучения броскам мяча по кольцу в баскетболе на основе разработанного комплекса специально-подготовительных и подводящих упражнений и двигательного воспроизведения ритма выполнения этого приема игры.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являлись:
• фундаментальные разработки по теории и методике физической культуры и спорта: Л.П. Матвеева Б.А. Ашмарина, Ж.К. Холодова, В.С.Кузнецова, Ю.Ф. Курамшина, Л.Д. Назаренко, А.А. Новикова, Н.Г.Озолина, В.Н. Платонова;
• работы ведущих специалистов в области биомеханики и методики развития координационных способностей спортсменов: В.К. Бальсевича, Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донского, В.М. Зациорского, И.В. Козлова, В.Г. Корен-берга, В.Т. Назарова, И.П. Ратова, B.C. Фарфеля, Л.В. Чхаидзе;
• основополагающие работы по методике обучения технике в различных видах спорта: М.М. Богена, Ю.В. Гавердовского, В.М. Дьячкова, ЮГ. Травина;
• работы ведущих специалистов по теории и методике спортивных игр: Бриля М.С., А.Я. Гомельского, Ю.Д. Железняка, А.И. Ивойлова Л.В. Костиковой, В.В. Костюкова, Б.Е.Лосина, Ю.И. Портных, Ю.М. Портнова, А.И. Шамардина, Е.Р. Яхонтова.
Научная новизна работы состоит в том, что:
• разработана инновационная программа специальных подготовительных, подводящих и идеомоторных упражнений на основе аудиовизуальных воздействий, направленных на восприятие и двигательное воспроизведение ритма выполнения технических приемов игры;
• выявлены структурные особенности техники выполнения бросков мяча по кольцу в прыжке в баскетболе;
• определены временно-пространственные характеристики отдельных фаз выполнения бросков мяча по кольцу с различных дистанций;
• раскрыты новые данные сравнительного анализа отдельных кинематических характеристик выполнения дистанционных бросков баскетболистами различной квалификации;
• определена динамика физической подготовленности и состояния здоровья в целом у студентов 1-2 курсов занимающихся в группах начального обучения баскетболу.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют теорию и методику спортивных игр, теорию и методику физического воспитания студентов новым подходом к обучению техническому приему броска мяча по кольцу в прыжке с дистанции на основании разработанной инновационной методики начального обучения, направленной на восприятие и двигательное воспроизведение ритма выполнения технического приема игры в баскетболе.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что разработаны и внедрены в процесс физического воспитания и оздоровительно-рекреационной тренировки методические рекомендации, имеющие высокое прикладное значение для практики начального обучения важнейшему базовому техническому приему баскетбола. Использование разработанных практических рекомендаций позволит сократить сроки начального обучения студентов высших учебных заведений. Включение материалов ис следования в программу обучения студентов по физической культуре и спорту по дисциплине «Избранный вид спорта» позволит студентам расширить арсенал средств успешного обучения студентов вузов. Основные положения выносимые на защиту:
• инновационная методика начального обучения броску мяча по кольцу в прыжке с дистанции в баскетболе на основе разработанного комплекса подготовительных, подводящих упражнений и аудиовизуальных воздействий сокращает время обучения студентов и повышает качество овладения ими этим техническим приемом игры, позволяя сформировать мотивацию к самостоятельным занятиям, здоровому стилю жизни, улучшить состояние здоровья студентов.
• кинематические и пространственно-временные характеристики отдельных фаз бросков мяча по кольцу с различных дистанций позволяют эффективно сформировать у студентов двигательный образ (представления) изучаемого технического приема;
• кинематические и пространственно-временные характеристики выполнения дистанционных бросков мяча по кольцу баскетболистами различной квалификации позволили эффективно построить последовательность обучения этому техническому приему игры.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и получили положительную оценку на научных конференциях в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, в Липецком государственном педагогическом университете.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс Липецкого эко-лого-гуманитарного института, Муниципального института права и экономики, Липецкого государственного педагогического университета и Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, которой со держит 276 источников, из них 32 зарубежных авторов. Диссертация изложена на 135 страницах, содержит 10 рисунков, 16 таблиц.
Восприятие временных параметров техники движений в процессе спортивной тренировки
Проблема восприятия временных характеристик в процессе овладения техникой выполнения двигательных действий в физической культуре и спорте является одной из малоизученных и требует дальнейшей разработки. Это обусловлено тем, что высокие достижения в современном спорте уже вышли на уровень, который граничит с пределом человеческих возможностей. Победителя от проигравшего отделяют сотые, тысячные доли секунды, сантиметры и миллиметры дистанции и т.д. В связи с этим обострилась необходимость овладения наиболее экономичной, рациональной техникой движений, составляющих основу спортивной подготовки, что в свою очередь, повысило значимость процесса овладения различными временными и пространственными параметрами физических движений, характерными для этих движений [9; 14; 26; 57; 66; 67; 120; 270; 245].
Проблема восприятия временных характеристик очень актуальна и связывается с отражением в психике человека системы временных соотношений между различными составными частями и движением в целом. К временным и их производным характеристикам движений относятся: длительность движения и его частей, последовательность выполнения отдельных элементов, ритм и темп, скорость и ускорение движения.
В современной науке установлено, что представление о времени возникает на основе различных ощущений - слуховых, зрительных, осязательных, мышечно-двигательных. По мнению И.М. Сеченова [202], особая роль в процессе восприятия временных и пространственных характеристик двигательных действий осуществляется не только мышцами, но и слухом и зрением. В этом случае мышечное ощущение подкрепляется слуховым и зрительным, что создает ясное ощущение временных интервалов. А слух в сочетании с мышечным ощущением способствует восприятию ритма и темпа движения. Активное включение в процесс восприятия времени кинестетического анализатора увеличивает точность этого воспроизведения. С помощью же двигательного анализатора происходит переход от оценки к отмериванию временных интервалов. Улучшение процесса восприятия времени во многом зависит от того, насколько удастся организовать совместную работу этих анализаторных систем в дифференцировке пространственных характеристик движения, при ведущей роли двигательного анализатора и активном контроле этихи процессов сознания человека.
Необходимо учитывать, что чувство времени формируется по тем же законам, по которым формируются двигательный навык и способности человека. Изучение особенностей восприятия двигательных действий связано с разграничением отдельных временных параметров.
При этом последовательность двигательных действий рассматривается как некая пространственно-временная структура двигательного процесса. Двигательная деятельность, в тоже время, для своего эффективного выполнения требует наличия срочной информации о правильности выполнения отдельных действий в минимальные промежутки времени. Совершенствование в различных видах двигательной деятельности обуславливается значительным развитием точности восприятия временных параметров, ритма движения [261; 262; 5; 20; 29; 55; 60; 132].
Особое место среди всего многообразия временных параметров движения занимает ритм двигательного действия. В процессе овладения двигательными навыками синергичная работа центральной нервной системы опирается на механизм усвоения ритма, как существенного фактора образования доминанты и, вместе с тем, ритмического стереотипа (ритмической структуры) [147; 171] . Через механизм усвоения ритма доминанта приобретает полноценное рабочее значение. При преодоление первоначальной неналаженности центральных регуляционных процессов создаются условия, когда двигательная деятельность становится под контроль строго объединенных центров, работающих в едином оптимальном для данных условий ритме. Систематическое повторение ритмических действий способствует преодолению первоначальной неналаженности центральных нервных процессов [2; 30; 32; 49; 48; 84; 269].
В работах специалистов в области физической культуры и спорта отмечалось, что для наиболее точного восприятия и воспроизведения ритмических двигательных действий необходимо наличие определенного ритмического акцента, характерного для каждого конкретного спортивного упражнения. Формирование чувства ритма двигательного действия представляет собой построение вариативно меняющихся в допустимых пределах совокупности деталей, своего рода «двигательной мелодии» двигательного действия [12; 28; 37; 44; 61; 86; ПО; 111].
Формирование способности отражать отдельные временные параметры и ритм движений обязательно должно быть связано с видом двигательной деятельности (видом спорта) человека. Именно в каждом конкретном виде деятельности есть своя, присущая только данному виду акцентированная ритмическая структура. Эта структура связана с напряжением и расслаблением мышечных усилий, определенной напряженностью сознания, интенсивностью внимания спортсмена. Каждое последующее повторение отдельного двигательного действия накладывается на этот акцентированный фундамент спортсмен овладевает определенным ритмом двигательного действия. По такой структуре идет формирование двигательного навыка. Акцентирование отдельных двигательных компонентов способствует построению в сознании ритмического образа целостного двигательного действия [3; 25; 31; 59; 80; 103; ПО; 114; 131].
Общая характеристика ритма выполнения двигательных действий
Ритм (греч. rhythmos — интервал, от rheo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.) [229]. К пространственным искусствам это понятие применимо постольку, поскольку они предполагают развёртывающийся во времени процесс восприятия. Многообразие проявлений ритма в различных видах и стилях искусства, а также за пределами художественной сферы (ритм речи, трудовых процессов и т. д.) породило множество различных определений ритма, в связи с чем слово «ритм» не обладает терминологической чёткостью [33; 45; 54; 76; 77; 81; 108; 127; 134; 145; 163; 166; 175; 229; 237; 239; 264].
В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами [72]. В музыке ритм — это её распределение во времени или (более узко) — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического) [54; 108; 127].
В.И. Ляхом [153] способности к ритму как двигательно-координацион-ная способность определяется следующим образом: «Способность к ритму -это способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия и адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями».
Впервые вопрос о значении усвоения ритма для протекания реакций организма был поставлен А.А. Ухтомским и его учениками Н.В. Голиковым, Е.К. Жуковым и др. [220].
Ритм состоит из двух компонентов: сенсорного (физиологического), связанного с восприятием ритма, и двигательного, связанного с воспроизведением ритма. Различают следующие проявления ритма у человека: ритм простых, сложных, локальных, глобальных и спортивных движений [1; 2; 8; 30; 31; 32; 33; 45; 62; 103; 110; 132; 133; 134; 143; 234; 256; 269; 272; 243].
Ритм спортивных движений выделяется в отдельную структуру. А.А. Тер-Ованесян [211] дает следующее толкование этого понятия: «В спортивной практике ритм характеризуется как выполнение движения в «темпе». На самом деле строго определенная последовательность усилий с акцентированием отдельных моментов в движениях, которые происходят между несколькими людьми (или спортсменом и снарядом), является одним из проявлений ритма. Ритм спортивного упражнения в целом объединяет в себе ритм движений его подсистем: частей, фаз, элементов».
Ритм спортивных движений проявляется в следующих видах: согласованном выполнении определенных действий; в согласовании усилий спортсмена с движущимся снарядом, когда силы, возникшие от движения снаряда, используются для выполнения определенного упражнения; использовании последействий усилий при выполнении одного движения для согласованного выполнения другого, строго определенной последовательности усилий с акцентированием отдельных моментов в движениях, которые происходят между несколькими людьми (или спортсменом и снарядом) [6; 7; 17; 23; 25; 26; 37; 38; 59; 66; 67; 78; 80; 83; 98; 100; 104; 118; 119; 121; 128; 257; 267].
Необходимо различать ритм и темп движений. Они различаются временными характеристиками. Темп движений представляет собой равномерное повторение (через одинаковые интервалы времени) одного и того же движения. Ритм - либо одно и то же движение через разные, но чередующиеся через определенные циклы, временные интервалы, или разные движения через разные интервалы (ритм спортивных движений), или разные движения через одинаковые интервалы (спортивный ритм), а также их соотношение [262].
Существует взаимосвязь между восприятием ритма и двигательным воспроизведением в простых, сложных, локальных, региональных, глобальных или спортивных движениях. Восприятие может быть слуховым, зрительным, тактильным и проприорецептивным (мышечным). Воспроизведение -двигательным или речевым [8; 52; 200; 210; 213; 238; 239; 271; 251; 254].
В основе организации ритмических движений человека лежит реакция усвоения ритма (физиология нервной системы), поэтому, вероятно, через некоторый промежуток времени различия в восприятии ритма у разных людей не должны сильно отличаться.
Известно, что физиологический ритм свойственен всей жизнедеятельности организма, а сердце является особенно отзывчивым на музыкальный ритм органом. Поэтому понятно, что словесная ритмика воспринимается и усваивается раньше речи. Нервная система и мускулатура обладают высокой степенью усвоения ритма, что проявляется как акустико-моторный рефлекс. При этом звук входит в ассоциативные отношения с проприоцепцией (кинестезией) [2; 8; 32; 33; 48; 52; 72; 73; 74; 75; 76; 81; 101; 105; 129].
Многие авторы рассматривают ритм слишком широко [213; 229; 239]. Он подменяется понятием периодичность, смешивается со скоростью и темпом движений, отождествляется с метрическим делением времени. Все это приводит к универсализации ритма, идеалистической трактовке его как какой-то общей закономерности, которой подчиняются все явления органического и неорганического мира [24].
Фазовая структура броска мяча по кольцу в прыжке с дистанции
В соответствии с положениями системно-структурного подхода [35; 34; 124; 141; 142; 201; 249; 253], применённого в биомеханике и физиологии движений Н.А.Бернштейном [29; 30], Д.Д. Донским [84; 85], В.Л. Уткиным [219] и другими исследователями, которые лежат в основе современного понимания любых двигательных действий, каждое движение человека является целостной системой, деятельность которой подчинена цели, и имеет свою структуру с соответствующими взаимосвязями между отдельными ее компонентами.
Деление системы движений на фазы, соответствующие принципиальным изменениям качественных сторон двигательной деятельности, позволяет понять логику ее построения, позволяет опорные точки, периоды, которые, очевидно, едины для конкретного двигательного действия, технического приема и должны являться основой обучения технико-тактическим действиям.
Любое точностное движение можно разделить на фазы, в течение которых меняется двигательная задача [29; 84; 91]. Таким образом, изначально двойственная двигательная задача всего движения решается последовательно: сначала приобретение необходимого импульса движения, затем - достижение заданного пространственного положения.
Выделение ведущих элементов и особенностей фазовой структуры технических приемов имеет не только теоретическое значение, но и служит основой для разработки наиболее рациональных методик обучения и совершенствования технических приемов на различных этапах становления спортивного мастерства.
Исходя из структурности любых двигательных актов в каждом движении, возможно выделение определенных фаз. Каждая фаза имеет свое смысловое значение, границы и отличается от других по различным пространственным, временным и динамическим характеристикам [85; 86].
Исследования фазовой структуры двигательных действий проводились в рамках изучения различных научных проблем.
Так, Н.А. Бернштейн [29], изучая особенности проявления точности и кучности движений, в двигательной задаче которых детерминированы жесткие требования к пространственной точности, отмечал, что при повторении подобных движений пространственные характеристики начальных и срединных участков траектории могут сильно варьировать. В тоже время варьирование координат конечных участков траектории, близлежащих к точке реализации точности, резко снижается, тогда когда варьирование сводилось к минимуму, точность была наивысшей.
При исследовании проблемы помехоустойчивости движений и спорте А.В. Ивойловым [115] приводится фазовая структура баскетбольного штрафного броска мяча, состоящая из трех компонентов: подготовительной, основной и заключительной фазы на основе анализа данных тензодинамо-графии и гониометрии.
Значительный шаг в направлении изучения структуры двигательных действий был сделан СВ. Голомазовым [67], который отметил важную роль временных интервалов, в течение которых выполняется точностное двигательное действие. Автор вводит термины «фаза подготовки» и «фаза реализации», и далее называет эти фазы соответственно «подготовительными действиями» и «заключительным движением». Однако, при решении практических задач по обучению броскам мяча по кольцу, возникают сложности с пониманием того, что следует считать «фазой подготовки» или «подготовительными действиями» - ту часть системы движений, в которой мячу придаётся необходимая скорость вылета (движения ног, туловища, рук), или действия предшествующие принятию исходного положения для броска.
Углубленное изучение структурных взаимосвязей между частями двигательных действий проводится Андреевым В.И. [6]. При анализе кинематических характеристик дистанционного броска мяча автор выделяет три фазы подготовительную, рабочую и заключительную, которые определяются движением рук с мячом у баскетболиста. К подготовительной фазе относится временной промежуток, в процессе которого происходит вынос мяча в точку прицеливания, к рабочей фазе - период времени от начала разгибания бросающей руки до момента выпуска мяча. На наш взгляд, такое рассмотрение фаз броска в прыжке не позволяет четко соотнести собственно бросковое движение с процессом выпрыгивания и перехода баскетболиста в безопорное положение.
Для корректного выделения фаз точностного движения, которым без сомнения является бросок мяча по кольцу в прыжке с различных дистанций, необходимо выбрать более точные критерии, существенные характеристики, на основании которых такое деление может быть произведено.
Исследуя и анализируя технику бросков мяча по кольцу в баскетболе, большинство специалистов придерживаются трехфазовой структуры данного движении, выделяя при этом подготовительную, основную (рабочую), заключительную фазы. Однако существует мнение [65; 67; 68], что в игровом действии целесообразно выделять и предварительную фазу, которая начинается после окончания предыдущего игрового действия и продолжается в период подготовительного движения.
Выделение фаз движения является важным этапом определения ключевых моментов техники двигательных действий, так как без этого затруднено создание четкого представления участников процесса обучения техническим приемам в различных видах спорта, в том числе и в баскетболе.
Обоснование методики специальных упражнений и аудиовизуальных воздействий для начального обучения студентов броскам мяча по кольцу с дистанции
Обоснование методических задач начального обучения броску мяча по кольцу с дистанции проводилось на основе анализа выявленных кинематических особенностей изучаемого технического приема, динамики уровня физической подготовленности и развития координационных способностей занимающихся с учетом данных педагогических наблюдений и анализа специальной литературы. На основании проведенных исследований констатирующего эксперимента (см. гл. 3.) разрабатывались обучающие программы по типу алгоритмических предписаний.
Сложность проблемы обучения студентов двигательным действиям заключается в том, что в этом возрасте необходимо учитывать не только проблему человека как индивида, проблему генотипа, но и проблему фенотипа, приоритетное развитие в онтогенезе одних способностей и подавление других. Трудности индивидуализации обучения в этом возрасте состоят в том, что нужно знать генотипические исходные данные индивида и, в тоже время, учитывать приобретенные особенности фенотипа и уметь приспособить к этим особенностям методы обучающего воздействия. Необходим активный поиск методических путей для максимальной адаптации учебных программ к индивидуальным особенностям обучающихся.
В формирующем педагогическом эксперименте была поставлена цель — определить возможности формирования и управления ритмом движения, основными пространственно-временными параметрами движений и проверить возможные пути педагогического воздействия на них.
Создавать представление двигательного действия значительно легче при наличии опорных моментов, помогающих осмысливать движения. Опорные моменты дает ритм, определяющий взаимосвязь и временную последовательность движений. Такие движения также легче удерживать в памяти, так как ритм придает им определенную структуру. Припоминая хотя бы одну часть движения, легко восстановить в памяти всю цепь их, поскольку они логически связаны между собой ритмом.
Движения, точно размеренные ритмом, легко автоматизируются, автоматизация же движений экономит физические силы и сберегает волевое усилие. Подобно упражнениям, в результате которых движения становятся слаженными и более легкими, ритм организует движения и облегчает выполнение их. Поэтому очень важно как можно быстрее «ухватить» заданный извне ритм и моторно его воспроизвести, а также создать существующий в собственном восприятии ритм, который реализуется в игровой двигательной деятельности. Здесь большое значение для изучения и безупречного выполнения действия с подходящим ритмом приобретает «внутреннее» представление движения. При этом важна срочная информация для понимания «внутреннего ритма». Есть различные толкования этой способности, но в любом случае указывается на её основополагающее значение для моторных и, особенно, спортивных действий.
В этой способности овладения ритмической структурой видна координационная составляющая успешности, которая важна во всех видах спорта. Таким образом, вышеназванная способность является важной предпосылкой для успешного применения «ритмизирующего способа обучения». Акустическая поддержка тренером, которая должна облегчить обучаемому пониманиє моментов времени для решающего включения сил, тем эффективнее, чем лучше спортсмен может обработать эту информацию, то есть понять и трансформировать ритм.
Экспериментальная обучающая программа основывалась на подборе упражнений, которые отвечали бы доминирующим требованиям способствовать быстрейшему овладению ритмической структурой броска мяча в прыжке, а также развитию дифференцировки и согласования временных характеристик опорной фазы и времени начала броскового движения в безопорной фазе. Кроме того, особое внимание уделялось принятию правильного исходного положения и согласованию движения рук и ног.
Приемы и задания для планомерного и ускоренного формирования двигательных представлений у студентов применялись в зависимости от их двигательного и спортивного стажа с учетом порядка овладения различными параметрами (пространственными, затем временными, потом силовыми) структуры двигательного образа. Особое внимание уделялось использованию в процессе обучения на первом этапе образно-знаковых наглядных материалов. Основная задача этого этапа обучения - перевести внешнее сенсорное восприятие выполнения технического приема во внутреннее мышечное и запомнить это ощущение. В результате происходил перевод зрительного образа двигательного действия через мышечные ощущения в зрительно-двигательный.