Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Разновысокие брусья как вид гимнастического многоборья ...8
1.1. История развития и особенности брусьев разной высоты ...8
1.2. Исполнительское мастерство гимнасток на разновысоких брусьях ...16
1.3. Тенденции развития упражнений на разновысоких брусьях ...20
1.4. Требования кода ФИЖ к выполнению упражнений на разновысоких брусьях ... 23
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследований . 34
2.1. Цель и задачи исследования . 34
2.2. Методы исследования ...34
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы, программных материалов и документов ...35
2.2.2. Опрос (анкетирование, интервьюирование) ...36
2.2.3. Педагогическое наблюдение ... 3 7
2.2.4. Метод экспертных оценок ...38
2.2.5. Тестирование ...39
2.2.6. Педагогический эксперимент ...41
2..3 Методическая база и организация исследований ...43
2.3.1. Методическая база исследований ...43
2.3.2. Организация исследований ...45
Глава 3. Специальные требования к технике «каскадных» элементов . 47
3.1. Содержание комбинаций ведущих гимнасток мира на разновысоких брусьях . 47
3.2. Обоснование системы «каскадных» элементов ...61
3.3. Элементы в системе «каскад» на разновысоких брусьях гимнасток I разряда, КМС и МС . 70
Глава 4. Методика овладения «каскадами» ...75
4.1. Требования СФП и СТП для успешного овладения каскадными элементами ... 75
4.2. СФП и СТП, обеспечивающие подготовленность к овладению «каскадами»
4.3. Результаты тестирования при определении составов контрольной и экспериментальной групп
4.4. Экспериментальная проверка эффективности методики овладения «каскадами»
Заключение
Выводы
Список литературы
Приложения
- История развития и особенности брусьев разной высоты
- Цель и задачи исследования
- Содержание комбинаций ведущих гимнасток мира на разновысоких брусьях
- Требования СФП и СТП для успешного овладения каскадными элементами
Введение к работе
Разновысокие брусья являются самым молодым видом женского гимнастического многоборья. Однако на этом снаряде чаще, чем на других, создаются новые формы движений. И все упражнения на данном виде гимнастики выполняются на руках.
Усовершенствование конструкции снаряда «разновысокие брусья», в частности, ширина разведения нижней и верхней жерди, позволяет гимнасткам, проявляя свои высочайшие возможности, не только выполнять сложные элементы, но и объединять их в сложные каскады, которые до настоящего момента могли быть исполнены гимнастками на мужской перекладине.
Один из характерных признаков современного сложного упражнения на брусьях разной высоты - наращивание числа элементов из группы трудности С, D, Е и супер Е, исполняемых с отпускаемых рук, выполняемых стремительным каскадом движений. Однако используются не только полетные упражнения, но и элементы с перехватом, поворотами и т.п.
Анализируя положения документа («Code FIG»), управляющего развитием гимнастики, заслуживают особого внимания требования к увеличению числа элементов, исполняемых с отпусканием рук, имеющих высокую техническую стоимость. Базовая оценка обусловлена именно выполнением этих элементов в системе «каскад», а реализация данных установок требует широкого научного поиска их практического и методического применения.
Различным аспектам данного вида многоборья посвящен ряд работ ведущих специалистов (П.В. Пацекин, 1957, 1963; М.Б. Майбуров, 1979; Ю.К. Гавердовский, 1987, 1997, 1999; В.М. Смолевский, 1997; Л.Я. Аркаев, 1994; Л.Я.Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004 и др.). Однако отсутствуют исследования по разработке специфических требований к технике «каскадных» элементов. Необходимо научное обоснование средств специальной физической и специальной технической подготовки в целью успешного овладения элементами системы «каскад».
Научная новизна состоит в обосновании системы движений, составляющую «каскад». Изучены требования кода «FIG» к технике исполнения этой группы движений. Разработана методика овладения «каскадами» с учетом средств СФП и СТП, направленных на достаточное развитие уровня физических качеств, обеспечивающих оптимальную сбалансированность технических действий гимнасток.
Практическая значимость работы состоит во внедрении в процесс многолетней подготовки высококвалифицированных гимнасток методики обучения «каскадных» элементов на разновысоких брусьях.
Основные положения работы были внедрены в практику работы со сборными командами Греции и России.
Объект исследования - Техника выполнения упражнений на брусьях в женской спортивной гимнастике.
Предмет исследования - Специальная физическая и специальная техническая подготовка для успешного освоения элементов системы «каскад» на разновысоких брусьях.
Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать методику овладения «каскадами» на разновысоких брусьях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование системы движений, составляющих «каскад», в которой главным связующим элементом является мах разгонного характера, обеспечивающий вылет в безопорное положение, конкретизирует процесс подготовки гимнасток на брусьях разной высоты на современном этапе развития современной гимнастики.
2. Систематизация и распределение средств СФП, направленных на развитие специальных качеств и СТП, включающих «каскадооб-разующие» элементы (отмахи, большие обороты, обороты не касаясь, штальдеры и др.), совершенствует процесс технической подготовки и повышают исполнительское мастерство гимнасток.
3. Методика, включающая разработанную нами систему методов и приемов СФП и СТП и предусматривающая организацию занятий в микроцикле с учетом ежедневных трехразовых тренировок, позволит овладеть «каскадными» элементами.
Работа выполнена в соответствии со сводными планами НИОКР
Госкомспорта РФ на 1996-2000 г.г. и 2001-2005 гг., направление 02. тема
02.02.08.
Основные положения работы были внедрены в учебно-тренировочный процесс сборной команды России, Греции, учебный процесс студентов на кафедре гимнастики СПб ГАФК имени П.Ф. Лесгафта.
Материалы диссертации доложены:
1. На учебно-тренировочных сборах сборной команды Греции в 2002-2004 гг.
2. На научной конференции кафедры гимнастики СПб ГАФК имени П.Ф. Лесгафта в 2002, 2003 гг
История развития и особенности брусьев разной высоты
Самым молодым видом женского гимнастического многоборья являются разновысокие брусья. Однако специалисты по истории данного вида спорта (Г.Н. Сатиров, 1971; А.Б. Григорьев, 1979 и др.) отмечают, что простейшие упражнения на брусьях (параллельных) встречаются уже в начале XIX века. В исследованиях Е.П. Гущиной (2001) показано, что официальным создателем брусьев считается основатель немецкой системы гимнастики Ф.Л. Ян (1778 - 1852). Параллельные брусья сначала использовались как дополнительный снаряд, а в середине XIX века - как основной (В.В. Миронов, В.И. Соломин, 1979; А.Т. Брынин, 1987). Создателем разновысоких брусьев считается родоначальник французской системы гимнастики Ф. Аморос (1770 - 1848).
А.Е. Григорьев (1965) в своей работе упоминает книгу Л. Наполеона (в переводе В.Я. Пуаре) «Практическая гимнастика», изданную в Москве в 1872 году, в которой описывается 400 упражнений, разделенных на 3 группы. Одна из этих групп состоит из упражнений на неподвижных и подвижных снарядах, в том числе и на разновысоких брусьях. Все упражнения данной книги, в основном, были общеразвивающего характера или прикладные, приучающие к преодолению различных препятствий.
Соревновательное направление в гимнастике стало развиваться с середины XIX века, когда в сокольской системе гимнастики была проведена классификация упражнений, которые соединялись в различные комбинации, а также были разработаны гимнастическая терминология и правила соревнований. Все это привело к тому, что первые соревнования по гимнастике проведены в Чехии в 1862 году. В них принимали участие только мужчины. Программа соревнований состояла из многоборья, одним из видов которого - параллельные брусья (A. Hajek, 1912; А.Е. Григорьев, 1994; Н.К. Меньшиков, 1998; Е.П. Гущина, 2001).
Женщины стали принимать участие в Олимпийских играх начиная с 1928 года (в Амстердаме) и в чемпионатах мира с 1934 года (в Будапеште), причем там они соревновались на мужских брусьях. На Олимпийских играх 1936 года в Берлине в программу женских соревнований были включены разновысокие брусья для выполнения обязательных упражнений. Для произвольных упражнений гимнастки могли выбирать снаряд — либо параллельные, либо разновысокие брусья. Следует отметить, что кроме гимнасток из Чехословакии, которые заняли второе командное место (вслед за хозяйками соревнований), почти все сильнейшие команды выступали на параллельных брусьях. Однако, выступление чехословацких спортсменок показало, что переход от мужских брусьев к женским становится очевидным (J. Gohler, R. Spieth, 1981; T.L. Creagh, 1982; Ю.Е. Титов, 1983). Вместе с тем в 1937 году в Антверпене состоялась так называемая Рабочая Олимпиада, в которой приняли участие советские спортсмены. В программу женских гимнастических соревнований были включены все еще параллельные брусья (А.А. Сомкин, Е.П. Кузнецова, Костас Хадзизисис, 2001).
На Олимпиаде 1948 года женщины состязались только в командном первенстве, в программу упражнения на разновысоких брусьях не входили. Наконец, на мировом первенстве 1950 года в Базеле разновысокие брусья окончательно утвердились как самостоятельный вид женского гимнастического многоборья, хотя в командном первенстве гимнастки могли выбирать между брусьями и кольцами. Следующие Олимпийские игры 1952 года в Хельсинки узаконили гимнастические снаряды в соревнованиях женщин, которые существуют до настоящего времени: опорный прыжок через коня; разновысокие брусья; бревно; вольные упражнения под музыкальное сопровождение.
Совместно с А.А. Сомкиным и Е.П. Кузнецовой нами проведены исследования по изучению изменений конструкции разновысоких брусьев (А.А. Сомкин, Е.П. Кузнецова, Константинос Хадзизисис, 2001).
Историческая заслуга в модернизации брусьев разной высоты принадлежит Р. Ройтеру и Р. Шпиту и их фирме по производству спортивного оборудования и инвентаря «Ройтер - Шпит («Reuther - Spieth»)». В 1953 году на спортивном празднике в Гамбурге они представили разновысокие брусья с растяжками, закрепленными в середине стоек верхней жерди, что придавало снаряду дополнительную устойчивость.
Однако основной момент в модернизации снаряда произошел в 1965 году, когда Р. Ройтер представил на спортивном национальном празднике в Кайзерслаутерне совершенно новую конструкцию, которая и явилась прототипом современных женских брусьев. Сдвоенные жерди были закреплены на основание и прикреплялись к полу с помощью растяжек подобно мужской перекладине. Основными преимуществами конструкции были следующие: подвижность, разборность, небольшой вес (практически в 10 раз легче предыдущих конструкций), легкость в транспортировке и установке, удобство регулировки расстояния между жердями, более чем низкая цена. Затем, 29 июля 1966 года был получен патент № 1478057 на данную конструкцию и налажено серийное производство фирмой «Spieth /Esslingen».
Впервые официально новые разновысокие брусья были использованы на чемпионате Европы в Амстердаме в 1967 году. В том же году Международная федерация гимнастики одобрила данную конструкцию и постановила признать ее как официальную для всех соревнований (J. Gohler, R. Spieth, 1981). Новые брусья были так хорошо сконструированы, что в официальных требованиях к гимнастическим снарядам («Apparatus Norms»), последние из которых были опубликованы в 1989 году, имеются лишь небольшие изменения в размерах и форме отдельных частей брусьев по сравнению с первоначальной конструкцией. Важнейшим элементом конструкции были жерди, изготовленные из стекловолокна с деревянным покрытием. Благодаря этому на Олимпийских играх в Мюнхене не сломалась ни одна жердь, в то время как на чемпионате мира в Риме в 1954 году было сломано 14 жердей (П.В. Пацекин, 1970).
Цель и задачи исследования
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать методику овладения «каскадами» на разновысоких брусьях. Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать содержание упражнений и уровень трудности «каскадных» элементов ведущих гимнасток мира на разновысоких брусьях. 2. Определить систему движений, составляющую «каскад», и выявить требования Code FIG к технике исполнения «каскадных» элементов. 3. Разработать систему средств и методов специальной физической подготовки (СФП) и специальной технической подготовки (СТП) для успешного овладения «каскадными» элементами и экспериментально проверить их эффективность. В работе использовались методы, отвечающие требованиям, предъявляемым к проведению исследований в области педагогики и спорта: теоретический анализ и обобщение данных литературы, программных материалов и документов; опрос (анкетирование, интервьюирование); педагогические наблюдения; анализ видеозаписей выступлений ведущих гимнасток мира; экспертная оценка; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты исследования обрабатывались общепризнанными методами математической статистики. Для решения задач исследования мы изучили специальную литературу по следующим аспектам: история развития и изменение конструкции гимнастического снаряда - разновысокие брусья; компоненты исполнительского мастерства в спортивной гимнастике; - основные тенденции развития упражнений на разновысоких брусьях; - техника и методика обучения элементам на разновысоких брусьях; - особенности всех видов подготовки на разновысоких брусьях; - требования кода ФИЖ к элементам с отпусканием рук. Основное внимание было сосредоточено на публикациях, посвященных полетным элементам на разновысоких брусьях и перекладине. Для научного обоснования результатов исследования были использованы данные педагогики, психологии, биомеханики, теории спорта, математической статистики. Для анализа тенденций развития упражнений изучены классификационные программы и правила соревнований по гимнастике (1955, 1957, 1963, 1964,1965, 1966, 1968, 1974, 1976, 1977, 1981, 1988, 1992, 1996, 2001). Всего было изучено 197 отечественных и 9 зарубежных источников литературы. Опрос специалистов из 6 стран (Россия, Белоруссия, Украина, Греция, Франция, Румыния) проводился по специально разработанной анкете (приложение 1). Целью анкетирования и интервьюирования было: установить: - что представляет собой система «каскад»; - элементы каких структурных групп могут включаться в «каскад»; - имеются ли особые требования к технике исполнения элемента, входящего в систему «каскад»; - специфику СТП и СФП для успешного выполнения «каскадов»; - пути дальнейшего развития «каскадных» элементов. Опрошено было 78 специалистов. Педагогические наблюдения проводились на учебно-тренировочных занятиях гимнастов сборных команд России, Белоруссии, Греции, Франции, а также на соревнованиях различного уровня: Чемпионаты мира, Европы, России, Греции, Белоруссии, этапах Кубка мира, международных турнирах и т.д. за деятельностью гимнасток разного возраста на разновысоких брусьях. Данный метод использовался с целью: - определения содержания комбинаций спортсменок I разряда, КМС, МС и членов сборных команд ведущих гимнастических стран; - выявления тенденций развития данного вида многоборья; - определения наиболее часто встречающихся «каскадов»; - выявление оригинальных «каскадных» элементов с учетом существующего кода ФИЖ (2001).
Содержание комбинаций ведущих гимнасток мира на разновысоких брусьях
Разновысокие брусья как вид гимнастического многоборья постоянно утвердились в 1952 г. на Олимпийских играх в Хельсинки. Поэтому мы считаем логичным подвергнуть анализу комбинации ведущих гимнасток именно с этого времени. Пилотажные исследования показали, что компоненты исполнительского мастерства постоянно находятся в поле зрения специалистов по спортивной гимнастике (В.М. Смолевский, 1977, 1979, 1981, 1983; Ю.К. Гавердовский, 1983, 2001; Л.И. Турищева, 1986; Л.Я. Аркаев, 1994; Р.Н. Терехина, 1997; Е.П. Гущина, 2001 и др.) Одной из важных составных частей соревновательной программы является ее сложность. Специалисты утверждают, что соревновательные программы будут совершенствоваться в основном за счет повышения трудности упражнения. В исследованиях Л.И. Турищевой (1987) представлен анализ комбинаций победительниц крупнейших соревнований, начиная с 1952 по 1986 г.г, и показан их постоянный рост сложности. Она отмечает, что для кривой роста характерна как эволюционная, так и революционная тенденция развития. Основные этапы развития упражнений на разновысоких брусьях отражены в исследовании Е.П. Гущиной. До 1959 г. комбинации на данном снаряде состояли из статических и силовых элементов. Из маховых элементов выполнялись подъемы одной, разгибом, «малые обороты», вперед, назад, верхние, махи дугой. Все эти элементы относятся к группе трудности А. К 1964 г. статические элементы были полностью исключены из комбинаций. Появились маховые движения и перелеты из различных положений, которые относятся к группе трудности В. В середине шестьдесят пятых годов наблюдается увеличение количества элементов в комбинации и увеличение амплитуды движений. Гимнастки стали выполнять такие сложные элементы, как дуга с поворотами на 540. Начало и середина семидесятых годов характеризуется революционными изменениями упражнений на разновысоких брусьях. Появился такой элемент как «петля» Корбут. Гимнастки стали выполнять обороты назад в стойку с прямыми руками, обороты ноги врозь вне с перелетами, дуга с последующим сальто вперед в соскок и т.д. Содержанием комбинаций стали элементы преимущественно из группы трудности В и С. Следующий этап - восьмидесятые годы, характеризуется так называемыми «отбивами с живота» с выходом в стойку на руках на верхней жерди. Гимнастки стали выполнять сальто вперед в вис на верхней жерди, перелеты через верхнюю жердь подобно мужским на перекладине - «разножки». Появилась группа больших оборотов на верхней жерди и различных сальто и перелетов, выполняемых большим махом. Н. Шапошникова впервые исполнила сальто Делчева, Е. Давыдова - перелет Ткачева. Таким образом, появились элементы группы трудности D. Сальтовые соскоки постепенно стали вытеснять соскоки дугой. В этот период, отмечают В.М. Смолевский (1983), Ю.К. Гавердовский (1986), лучших гимнасток на рав-новысоких брусьях отличало: широкая амплитуда махов; высокий темп исполнения; точные положения в стойках на руках, в том числе при поворотах в них 360 и более градусов. В комбинациях лидеров мировой гимнастики представлены: обороты «штальдер» вперед и назад в соединениях; не меньше двух сложных перелетов или сальто; контрастные переходы с большой амплитуды на малую и перелеты с жерди на жердь. Е. Шушунова выполнила элемент группы трудности супер Е (перелет Ткачева с поворотами на 360 ). До сих пор этот элемент не выполняется на таком высоком техническом уровне. Соскоки стали выполнять большим махом с двойными сальто. Таким образом, стали выполнять элементы из арсенала перекладины у мужчин. После Олимпийских игр в Сеуле произошли поистине революционные изменения конструкции снаряда. Высота жердей увеличилась на 15 см., расстояние между жердями возросло до 160 см, а жерди стали круглыми и их диаметр приблизился к соответствующему параметру перекладины, что способствовало прогрессу в этом виде (Л.Я. Аркаев, Е.Ю. Розин, 1999). Последнее десятилетие характеризуется выполнением элементов из разных структурных групп преимущественно групп трудности С, D, Е и супер Е.
Требования СФП и СТП для успешного овладения каскадными элементами
При разработке содержания СФП и СТП мы опирались на исследования Ю.В. Менхина (1989, 1990), Е.Ю. Розина (1997), О. Донди (1999) и под специальной физической подготовленностью понимали состояние основных для данного вида многоборья физических качеств, выраженных комплексной оценкой, чаще всего в баллах. Естественно, эта оценка также отражает и сам процесс специальной физической подготовки, под которым имеется в виду определенная система методов и приемов, направленная на развитие или поддержание оптимального уровня тех или иных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное выполнение гимнастических элементов, соединений и комбинаций в целом. А под специальной технической подготовленностью мы понимаем показатель умения, определяемый требованиями к количеству и качеству выполнения отдельных разноструктурных элементов и соединений гимнастического многоборья различной трудности в связи с возрастом и спортивной квалификацией. Мы использовали наиболее типичные (профилирующие элементы из различных структурных групп, характеризующие уровень владения гимнаста основами рациональной техники в упражнениях на брусьях разной высоты, а также элементы и соединения, которые являются наиболее сложными в программе) (Л.Я. Аркаев, 1994, 1997). Необходимо учесть требова- ния к их выполнению. 1. - отмах в стойку: точность положения тела в стойке (удер жание позы); особое внимание обратить на угол в плечевых суста вах Техника исполнения: махом назад прямым телом подать плечи вперед; при выходе в стойку плечи возвращаются назад. 2. Вис в нижней вертикали: в любом случае плечи должны быть напряжены и без провала в суставе, угол между рукой и туловищем (в плечевом суставе) не более 180 . 3. Мышцы приведения и отведения в плечевом суставе должны обеспечивать исполнение элемента. 4. Мышцы живота должны соответствовать степени трудности исполняемого элемента. 5. При исполнении Гингера, Егера, Ткачева, сальто вперед прогнувшись локтевой сустав должен быть выпрямлен и обладать упругостью. 6. Для Штальдера - ноги вместе необходимо: из стойки на руках продольно с помощью (продев) опускание в упор — высокий угол — обратно в стойку. 7. Спичаги ноги вместе - 10 раз (1-2 подхода с помощью тренера и без — ежедневно в утренней тренировке). Главной целью данного части исследования являлась оценка специальной технической подготовленности у гимнасток контрольной и экспериментальной групп. Основные задачи заключались: - формирования экспериментальной и контрольной групп для проведения формирующего эксперимента. в выявлении специальной технической подготовленности с использованием тестов специальной технической и специальной физической подготовки; в анализе состояния специальной технической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп. На брусьях разной высоты, гимнастки демонстрировали исполнение базовых элементов на виде многоборья, составляющих два теста: 1 тест: из виса на верхней жерди подъем разгибом — отмах в стойку; 2 тест: из виса на верхней жерди - подъем разгибом — отмах в стойку с поворотом на 180 градусов - и опускание в упор; и выполнение связки: из виса на верхней жерди - подъем разгибом - отмах в стойку с поворотом на 180 градусов - оборот, не касаясь в стойку с поворотом на 360 градусов. Выбор данных элементов обусловлен тем, что данные элементы являлись базовыми на разновысоких брусьях и основными контрольными упражнениями, интегративно отражающими уровень технической подготовленности гимнасток при оценке данного вида подготовленности российских гимнасток на учебно-тренировочных сборах централизованной подготовки на базе «Озеро Круглое», под руководством старшего тренера сборной профессора Л.Я. Аркаева. Выполнение элементов оценивалось экспертной бригадой по правилам соревнований (раздел 2.2.5). Определение однородности групп, участвующих в эксперименте, осуществлялось по результатам выполнения 2 тестов и связки. В ходе начального, предэкспериментального тестирования приняли участие 52 спортсменки, по результатом которого были отобраны 40 гимнасток и сформированы 2 группы контрольная и экспериментальная, по 20 человек в каждой. Данные тестирования, представлены в таблице 10.