Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Буттаева, Асият Магомедовна

Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты
<
Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буттаева, Асият Магомедовна. Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.14 / Буттаева Асият Магомедовна; [Место защиты: ГНУ "Северо-Кавказский научный центр Высшей школы"].- Махачкала, 2011.- 330 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-9/24

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исламское возрождение как социокультурный феномен .25

1.1. Понятие и сущность исламского возрождения 25

2.1. Социокультурные факторы детерминации исламского возрождения ..60

Глава 2. Ислам в контексте социокультурных трансформаций в России 106

2.1. Основные этапы возрождения российского ислама 106

2.2. Российский ислам в условиях модернизационных процессов 136

2.3. Духовное образование российских мусульман в контексте социокультурных рансформаций 164

Глава 3. Особенности исламского возрождения на Северном Кавказе 194

3.1.Этноконфессиональные и этнополитические аспекты мультикультурной ситуации в северокавказском регионе 194

3.2. Противоречия между традиционным исламом и салафизмом в процессах возрождения ислама на Северном Кавказе 221

3.3. Меры противодействия радикалисте ким и экстремистским религиозно-политическим проявлениям в Дагестане 261

Заключение 288

Библиография 293

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На рубеже XX–XXI веков мировое сообщество испытывает глобальные изменения, связанные с усложнением социальной структуры общества, осознанием неустойчивости социальных, политических, технологических процессов, обострением социальных противоречий. В контексте этих нестабильных событий религия, межконфессиональные и межэтнические отношения оказались в центре внимания. Феномен, названный на Западе «религиозным ренессансом», все больше набирает силу. Происходит серьезная активизация деятельности религиозных учреждений и организаций, масс людей, придерживающихся разных религиозных представлений. Процессы активизации верующих особенно характерны для современного мусульманского мира: верующие все чаще призывают руководителей государств к социальной справедливости, повышению уровня жизни, демократическим преобразованиям, предъявляют политические требования, принуждают к смене власти в своих странах.

В последние десятилетия существенно изменилась структура конфессионального пространства России, повысился уровень религиозности населения, что объясняется как повсеместным возрождением традиционных для России религий, так и распространением религий нетрадиционных. Процесс возрождения ислама в России также связан не только с укреплением традиционных ценностей, но и с нетрадиционными для России религиозными проявлениями. Здесь окрепло исламистское фундаменталистское движение, основанное на принципах салафийи (направления, выступающего с призывом ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины и квалифицирующего как порицаемое заблуждение все нововведения), ориентирующее на политическую борьбу, захват власти, построение исламского государства на всем Северном Кавказе.

Усиление исламского фактора в общественно-политической жизни наблюдается не только в России, но и во многих странах. Его воздействие в той или иной мере испытывает сегодня практически весь огромный мусульманский мир, в состав которого входят более 50 мусульманских стран и мусульманские общины 120 стран всех континентов. Мусульманский мир сегодня – это 1 млрд. 300 млн. человек, что составляет приблизительно 22% от 6,1-миллиардного населения планеты.

В российском обществе, с преобладающим русским этносом и православной культурно-конфессиональной доминантой, ислам является религией меньшинства, что в конечном итоге определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте российского общества. Парадигма политического и социокультурного устройства российского общества предполагает нацеленность на создание условий полноценного совместного проживания народов с различным менталитетом, принадлежащих к разным конфессиям, но объединенных общей целью сохранения России как единого государства с прочным экономическим, политическим и духовно-культурным основанием. Упор на общечеловеческие нормы морали, характерные для религиозного сознания, подчеркивание того, что им надлежит играть направляющую роль в многообразных сферах индивидуальной и общественной жизни – позиция, имеющая глубокие исторические традиции, которая сегодня приобрела новое дыхание в связи с проблемой выживания человечества.

Процесс религиозного возрождения является одной из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития мусульманских стран в последней четверти XX века. В этой связи важность приобретает как можно более точное определение сущности исламского возрождения в России, анализ различных факторов сложного и неоднозначного общественно-политического развития исламского режима в контексте проблемы взаимосвязи религии и политики.

Возрастающая роль ислама как глобального политического фактора вызывает большую сложность для осмысления: вокруг нее ведутся многочисленные дискуссии. Конференции, семинары, «круглые столы», организуемые в России и в других странах, пока не обеспечили должной для принятия политических решений теоретической разработки содержания и характера ислама в новых социально-политических условиях, особенно при осмыслении событий, происходящих на Северном Кавказе (особенно в Чечне и Дагестане), других исламских регионах России. События последнего времени (война в Чечне, ситуации в Афганистане и Палестине, в Косово и Македонии) выявили исключительно важную роль проблем, так или иначе связанных с исламом в политической жизни, в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Процесс возрождения ислама характеризуется и значительным увеличением социально-экономического потенциала мусульманских стран в мировой политике и экономике, и взаимосвязью с другими важнейшими изменениями в социальной структуре мирового общества: появлением новых страт, демографических образований и урбанизацией населения, что актуализирует его социологические и политологические исследования.

В российском полиэтничном и поликонфессиональном государстве во все времена оставалась актуальной проблема межнациональных и межконфессиональных отношений. Это особенно заметно на юге России, где сложились условия исторически длительного взаимодействия православия и ислама и где интенсивно и противоречиво протекают межэтнические, межконфессиональные процессы аккультурации и ассимиляции. Сосуществование этноконфессиональных общностей в России характеризовалось в различные исторические периоды сложностью и неоднозначностью; с одной стороны, прослеживалось их скрытое и явное противостояние, а с другой – взаимодействие и взаимопроникновение. Многие аспекты этого процесса были обусловлены сложностями исторических реалий, борьбой различных политических и религиозных сил, интересов конкретных людей, и отражались, в конечном счёте, на духовной составляющей жизни этносов. Значительное влияние на современное состояние отношений, складывающихся между представителями различных этнических и конфессиональных общностей и их институтами, оказывала этноконфессиональная политика государства, проводившаяся в течение длительного исторического периода. В настоящее время на Северном Кавказе также идут сложные социально-экономические и этнокультурные процессы, существуют многие неразрешённые проблемы в отношениях между народами. Чтобы лучше понять и оптимизировать ход событий в этой сфере, необходимо обратиться к истокам этих процессов, к изучению исторического прошлого. При этом следует учесть уже имеющийся печальный опыт и избегать повторения ошибок предшествующих поколений. Понимание особенностей процесса многовекового взаимодействия различных этнических общностей и конфессий в северокавказском регионе помогает осознать необходимость ответственного применения принципов взаимопонимания, межнационального общения и веротерпимости при формировании и реализации политики на всех уровнях.

Описывая процесс исламского возрождения, иначе называемый реисламизацией, исследователи обычно приводят в качестве примера рост количества мечетей, медресе, возникновение официально зарегистрированных и не зарегистрированных мусульманских общин и т.д. В России в 1980 г. в составе Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) насчитывалось 94 мечети, в 1992 г. его преемник, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ), имел 870 мечетей, а в 2003 году – свыше 7000. Согласно американскому журналу «Тайм», мусульмане составляют 5,5% всего населения России.

Процесс возрождения ислама в России – явление, связанное непосредственно с теми изменениями, которые произошли и происходят в экономической, политической и духовной жизни современной России. Вопрос, в каком направлении пойдет развитие ислама в России, будут ли во имя интересов мусульман и всего российского общества использованы те большие возможности, которые созданы для религиозных организаций в результате демократических перемен, приобретает особую актуальность в наши дни.

Степень научной разработанности темы. Связанные с активизацией ислама социально-политические процессы в мире и в Российской Федерации стали объектом многочисленных исследований. Научные работы, посвященные непосредственно теоретическим и прикладным аспектам исламского возрождения, начинают появляться в основном с конца 80-х годов XX века, что связано с активизацией его роли как субъекта национальных и мировых политических процессов. Однако анализ этих работ показывает, что проблема возрождения ислама в современном обществе в качестве предмета специального научного осмысления в настоящее время только начинает приобретать свое развитие. А проблемы возрождения ислама в современной российской мультикультурной среде в контексте развития этнокультур до сих пор не рассматривались. Тем не менее, связанные с исламом трансформационные процессы в этнических общностях, культуре и истории отдельных стран довольно давно являются объектом отечественных и зарубежных исследований. В трудах известных европейских исламоведов, таких как Г.Э. фон Грюнебаум, И. Гольдциер, А. Массэ, А. Мец, Ф. Роузентал, У.М. Уотт и др., исследованы различные направления, движения, течения, учения, толки и тенденции ислама, его влияние на различные сферы жизни общества. К более позднему времени относятся монографии и статьи комплексного характера А.А. Игнатенко, А.В. Коровикова, А.В. Малашенко, Л.И. Медведко и А. Германовича и др., а также работы, представляющие страноведческую тематику ислама. Среди авторов последних следует отметить С.Э. Бабкина, В.М. Дерябина, Т.П. Милославскую, Д.А. Трофимова. Дальнейшее развитие этой проблематики осуществляется в исследованиях З.С. Арухова, И.П. Добаева, М.В. Вагабова, Н.М. Вагабова, Д.В. Микульского, Ф.Б. Мухаметшина, А.Ю. Умнова, К.М. Ханбабаева и др.

Эволюция государственной политики и общественного развития в мусульманских странах в последние десятилетия с перспективой на начало XXI века отражены в ряде политологических исследований. Следует обратить внимание на труды отечественных исследователей А.В. Ахмедова, В.В. Бартольда, П.А. Грязневича, Т.С. Саидбаева, Н.А. Смирнова и др., в центре внимания которых находятся вопросы влияния ислама на общественно-политическую жизнь общества, культуру, политику. Социально-политические особенности возрождения ислама, его влияние на политику и национальные процессы в зарубежных странах исследованы в работах Л.Р. Полонской, Н.Г. Киреева, А.В. Коровикова, И.Ю. Котина и др.

В последние годы в центре внимания исследователей возрождения ислама в России находятся национальные отношения, этнические ценности как факторы трансляции исламской идеологии. Анализ современной ситуации в области межэтнических отношений в нашей стране выявил значимость работ, нацеленных на осмысление этнических культур, выявление их ценностного потенциала, способствующих гуманистическому взаимоотношению между людьми и установлению толерантного отношения в обществе. В этой связи следует отметить работы Р.Г. Абдулатипова, М.Г. Алиева, Б.А. Бекмурзаева, К.Г. Гусаевой и др.

Возможность рассматривать мусульманский мир в его целостности, вовлечение в научный оборот многих ранее неизвестных документов и материалов позволили российским ученым применить наработанные подходы для изучения исламского политического, в том числе фундаменталистского, феномена в постсоветском пространстве. А.В. Кудрявцев, А.В. Малашенко, А.А. Нуруллаев и другие авторы анализируют связанный с исламским возрождением процесс реполитизации ислама в СНГ в свете модификации политических и социально-экономических структур. Анализ факторов политизации ислама и специфики распространения салафитской идеологии в регионах России предопределил привлечение работ по этнополитической, социально-экономической и культурной ситуации в российских регионах, особенно на Северном Кавказе. К ним относятся, например, исследования и материалы Л. Воронцовой и Р. Мусиной, Р. Мухаметшина, Ф.М. Султанова, С. Филатова, А.А. Ярлыкапова и др.

Среди научных работ, анализирующих такие антисоциальные явления, как терроризм, сепаратизм, радикализм, экстремизм, несущие исламскую окраску и сопряженные с исламским фундаментализмом, выделяются работы И.П. Добаева, А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышевой, Г.И. Мирского, К.И. Полякова, Л.Р. Сюкияйнена, А.Ю. Умнова. Эти исследования представляют интерес своим выходом на новые культурологические, религиоведческие и философские проблемы. Привлекают они и широкой источниковедческой базой, помогающей полнее раскрыть глубинные пласты религиозных учений, вплетенных в живую ткань культуры тех или иных народов России, в то же время оставаясь для этих народов своеобразной основой местных культурных традиций.

В исследованиях М.В. Вагабова, А.М. Васильева, Р.Г. Гаджиева отражена история возникновения и распространения идеологии ваххабизма и его политическая сущность. Изучению причин возникновения и эскалации конфликта между общиной ваххабитов, с одной стороны, и официальным духовенством и властью, с другой, посвящены работы В.Д. Дзидзоева, Б. Ерасова, А.А. Мантаева и др. Современное состояние исламского фундаментализма и тенденции его распространения получили отражение в трудах сотрудников Института Ближнего Востока РАН: К.И. Полякова, В.Я. Белокреницкого, В.Г. Коргуна и др.

Социально-философский, политологический анализ фундаменталистской концепции исламского государства в современной научной литературе представлен в основном работами, рассматривающими вопросы зарождения и эволюции радикального течения в исламе, проблемы терроризма и экстремизма. В качестве отдельной группы исследований следует выделить работы, посвященные деятельности различных фундаменталистских партий и группировок, краеугольное место в которых занимает анализ их представлений об идеально справедливом исламском государстве и различных проектов по его воплощению. В рамках исследования исламского фундаментализма в настоящее время особое внимание ученых направлено на изучение политической практики партий и организаций этого направления в отдельных странах, вырабатываются оптимальные подходы к определению соотношения данного явления с терроризмом и экстремизмом .

Состояние ислама в России, а также возрожденческие процессы, сопряженные с ним, представляют собой важнейшие объекты социально-философского анализа. Идейно-политическим процессам в духовной жизни, новациям и структурным изменениям в исламе в новых условиях, проблемам, возникшим в связи с возрождением ислама, посвящены многие работы как зарубежных, так и отечественных исследователей.

Объект исследования – религиозное возрождение как социокультурный феномен конца ХХ–начала XXI в.

Предмет исследования – специфика исламского возрождения на Северном Кавказе.

Гипотеза исследования - исламское возрождение на Северном Кавказе представляет собой процесс социокультурных трансформаций, связанных с модернизацией российского общества и обусловленный комплексом социальных факторов, ведущим из которых является этнополитическая ситуация в регионе и России в целом.

Цель исследования – определение сущности исламского возрождения на Северном Кавказе, его социокультурного и этнополитического контекстов.

Задачи исследования:

  1. Дать понятие религиозному возрождению как социокультурному феномену.

  2. Определить специфику и характерные черты исламского возрождения конца ХХ–начала XXI в.

  3. Выявить причины, предпосылки и условия исламского возрождения на Северном Кавказе.

  4. Установить ведущие факторы исламского возрождения на Северном Кавказе.

  5. Определить основные этапы исламского возрождения на Северном Кавказе, их содержание.

  6. Определить особенности модернизационных процессов на Северном Кавказе и их влияние на современное состояние ислама в России.

  7. Установить роль исламского образования в процессах исламского возрождения на Северном Кавказе.

  8. Выявить этноконфессиональные и этнополитические аспекты современной мультикультурной ситуации в северокавказском регионе.

  9. Рассмотреть салафизм в контексте исламского возрождения на Северном Кавказе и его коллизии с традиционным исламом.

  10. Указать способы социокультурного противодействия религиозно-политическому экстремизму в северокавказском регионе.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретической базой исследования является вся совокупность социально-философских, исторических, политологических, культурологических исследований по исламу, доступная автору диссертации. Важное методологическое значение для данного диссертационного исследования имеют работы видного российского исламоведа А.А. Игнатенко, именно они послужили базой для решения ряда задач диссертационного исследования. Теоретический анализ и критическая оценка исследования исламского фундаментализма, экстремизма, идеологии деятельности различных экстремистских групп, данные в исследованиях А.А. Игнатенко, позволили определить сущность исламского возрождения в России.

Глубокий комплексный анализ взаимообусловленности исламского возрождения, реформационных и модернизационных процессов внутри российского общества осуществлен в работах А.В. Малашенко. Они во многом послужили выработке авторского подхода в данном диссертационном исследовании к установлению разных контекстов исламского возрождения на Северном Кавказе .

Рассмотрение генезиса и специфики исламского фундаменталистского сознания в контексте процессов возрождения ислама, а также того, что стоит за исламским фундаментализмом в России, потребовали обращения к работам В.Х. Акаева, в которых дается новаторское осмысление процессов внутри ислама на Северном Кавказе на основе исследования социокультурных трансформаций, происходящих в различных сферах российского общества.

В методологическом плане диссертационное исследование опирается на принципы целеобусловленности, системности, историзма, конкретности, всесторонности. Широкое применение в диссертационном исследовании нашли аналитические методы: логико-понятийного анализа в отношении понятия «возрождение»; сравнительно-исторического анализа (в единстве диахронного и синхронного методов) в отношении процессов исламского возрождения в странах традиционного распространения ислама и в регионах России с традиционным распространением ислама; функционального анализа – при рассмотрении элементов исламского возрождения, которые обладают интегративными следствиями для всего процесса исламского возрождения. Не меньшую роль в диссертационной работе играет сравнительный метод. Он используется в тесной взаимосвязи с анализом и позволяет, во-первых, выявить моменты общности и различия в трансформационных процессах в культуре различных регионов традиционного распространения ислама, во-вторых, продемонстрировать специфику исламского возрождения на Северном Кавказе через сравнение с аналогичными процессами в зарубежных мусульманских странах.

Особое место в исследовании занимает метод экстраполяции, в соответствии с которым социокультурные процессы, происходящие в древнейшем мусульманском регионе России – Дагестане, где в разной степени представлены все течения российского ислама (шафиитский и ханифитский мазхабы суннизма, суфийские объединения, шиизм, салафизм), рассматриваемые как парадигмальные в отношении всего Северного Кавказа.

Научная новизна исследования.

  1. Дано понятие исламского возрождения как процесса формирования такой идеологии, которая представляется её сторонникам способной дать населению регионов традиционного распространения ислама адекватные ответы на стоящие перед их обществами политические, экономические и социальные вопросы через обращение к идеалам, ценностям и нормам традиционной для данных регионов религии – ислама.

  2. Определено, что специфика исламского возрождения конца ХХ–начала XXI в. детерминирована выходом на политическую арену исламских государств и борьбой с вестернизацией в мусульманских регионах. Это борьба за культурную идентичность, носящая явно выраженный политический характер и проводимая в целях политического доминирования выразителей аутентичных для данных регионов религиозных ценностей и норм, которые заявляют об отходе от этих норм и ценностей как о причине подавляющего большинства социальных проблем в указанных регионах.

  3. Основными факторами исламского возрождения признаны социально-политические: использование исламской доминанты в традиционной культуре ряда народов в качестве отправной точки идеологической борьбы; этническое противодействие мусульманских народов процессам культурной ассимиляции; всесторонняя поддержка процессов возрождения ислама в мире со стороны государств с исламской доминантой в политике; возвращение ислама в политику.

  4. Определены 3 этапа исламского возрождения в России, даны их содержательные характеристики, показана их обусловленность изменениями в российской общегосударственной и региональной политике.

  5. Выявлена амбивалентная роль ислама в модернизационных процессах, происходящих в современном российском обществе: он выступает как фактор противостояния принципов традиционного общества принципам модернизации (прежде всего, индивидуализму и секуляризму) и, вместе с тем, служит важным модернизационным фактором в борьбе политических элит, повышении социальной мобильности.

  6. Показано, что динамика исламского образования является своего рода индикатором того, как адаптивные ресурсы ислама реализуются в социокультурных трансформациях.

  7. Установлена взаимозависимость между этнокультурными и политическими процессами в современной мультикультурной ситуации на Северном Кавказе, в отношении которой возрождение ислама часто воспринимается как прямая угроза её существованию.

  8. Выявлены основные противоречия между традиционным исламом и салафизмом: между общественными идеалами, традицией и новацией, «старой» и «новой» политическими элитами, постепенностью и радикальностью социальных преобразований.

  9. Определен комплекс социокультурных мероприятий по профилактике религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе: развитие национальных культур в контексте общероссийской культуры, повышение качества религиозного образования, постоянно действующий внутриконфессиональный и межконфессиональный публичный диалог, совместная экспертная деятельность учёных-гуманитариев и представителей духовенства.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Исламское возрождение как тип религиозного возрождения представляет собой попытку адекватного ответа на социокультурные вызовы современного глобализирующегося мира, состоящую в обращении к традиционным религиозным ценностям и нормам ислама, отход от которых провозглашается причиной большинства социальных проблем населения регионов традиционного распространения ислама. Эта попытка связана с выходом мусульманских стран на мировую арену политического и экономического соперничества, стремлением строить свою геополитику в противовес доминированию западных (североамериканских и европейских) держав.

  2. Исламское возрождение – это социокультурный феномен конца ХХ–начала XXI в., связанный с обращением к исламу как идеологическому фундаменту традиционного общества значительной части населения – общества, которое неизбежно модернизируется и испытывает в процессах модернизации значительный дискомфорт, проистекающий от того, что модернизационный потенциал по своим духовным основаниям внешен и чужд исламской культуре, но многими его результатами мусульманское общество с готовностью пользуется. Исламское общество эпохи Халифата в этом отношении видится сторонникам исламского возрождения идеальным, так как оно, воспользовавшись наследием античной философии (также мировоззренчески чуждым мусульманской религии), дало необычайный культурный всплеск и представило исламское общество на том историческом этапе как наиболее передовое.

  3. Основные факторы исламского возрождения имеют социально-политическую природу. Первый фактор – это исламская доминанта в традиционной культуре определённого геосоциального пространства (Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, в России: регионы Северного Кавказа и Поволжья). Второй фактор – этническое противодействие процессам культурной ассимиляции со стороны европейских держав, а последней четверти ХХ в. – США. Третий фактор – консолидация исламского мира в противовес западным державам. Четвёртый фактор – пронизанность исламскими религиозными нормами политической и правовой сфер общественной жизни в регионах исламского возрождения.

  4. Возрождение ислама в России является не реставрацией норм жизни предыдущих поколений, а лишь видоизменением состояния религии под воздействием изменений в содержании социальных потребностей и их идеологического воплощения, а также в результате взаимодействия с мировой исламской уммой. Маятникообразная «траектория» этого возрождения: традиционный ислам – салафизм – традиционный ислам, свидетельствует о поиске культурных образцов, которые, являясь мусульманскими по своим истокам, не противоречили бы сложившемуся жизненному укладу в российских регионах и не вступали в острый конфликт с принципами внутренней и внешней политики Российской Федерации.

  5. Возрождение ислама в контексте модеризационных процессов современного российского общества, с одной стороны, выступает важнейшим фактором сохранения этнокультурной идентичности, с другой – служит важным обстоятельством в борьбе политических элит (традиционной и новой, которая использует идеологию салафизма), в повышении социальной мобильности (миграционные процессы между мусульманскими регионами, исламское образование как «социальный лифт» и т.п.). Традиционный ислам выступает, в силу своего значительного адаптационного потенциала, своего рода амортизатором наиболее острых проявлений модернизации.

  6. Для реализации адаптивного потенциала традиционного ислама требуется решение 3 важнейших проблем духовного образования российских мусульман: налаживание горизонтальных связей между учебными заведениями разных регионов, разных духовных управлений мусульман; создание единого программного минимума и требований к выпускникам на уровне среднего и высшего исламского образования; учебно-методическое обеспечение дисциплин исламского образования на основе отечественных учебников и учебно-методических разработок.

  7. Возрождение ислама является угрозой исторически сложившейся мультикультурной ситуации в северокавказском регионе только в случае политического лидерства «новых элит», получивших образование в зарубежных мусульманских центрах и индифферентных к этнокультурным традициям региона. Традиционный ислам обладает значительным опытом толерантного отношения к неисламским по природе феноменам культуры и неисламским этноконфессиональным проявлениям.

  8. Салафизм не является идеологией политического экстремизма и терроризма, но в силу свойственного ему радикализма используется и зарубежными мусульманскими государствами, включившими Кавказ в зону своих геополитических интересов, и северокавказскими сепаратистами (часто при поддержке этих государств). Борьба с религиозно-политическим экстремизмом должна учитывать, что салафизм – неотъемлемая часть мусульманской культуры и его появление на Северном Кавказе связано прежде всего с процессами возрождения ислама в данном регионе, а не с деятельностью бандформирований.

  9. Эффективность борьбы с религиозно-политическим экстремизмом на Северном Кавказе будет намного выше, если силовые и административные методы её ведения будут дополнены социокультурными технологиями профилактики религиозного фундаментализма и радикализма. Несмотря на то, что разработка таких технологий является делом специалистов в области социальных и гуманитарных наук, религиоведческий анализ проблемы свидетельствует, как об одной из мер, о необходимости постоянно действующего публичного диалога между представителями власти и религиозными лидерами, между духовенством разных конфессий и исламского духовенства разных школ и направлений.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, дают всестороннее понимание феномена исламского возрождения и его специфики на Северном Кавказе. В исследовании вскрыты причины появления и существования радикальных исламских движений в северокавказском регионе, их противоречивых отношений с традиционным исламом. Кроме того, в диссертации определены социокультурные меры по профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма как наиболее серьезной угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Выработанные в диссертационном исследовании подходы, собранные материалы и сделанные выводы могут быть использованы:

- при формировании региональной политики, подготовке программ регулирования культуры межэтнического и межконфессионального общения;

- при совершенствовании действующего законодательства по вопросам предупреждения и наказания за преступления, связанные с разжиганием расовой, национальной, религиозной нетерпимости и вражды;

- в ходе разработки Концепции национальной политики на Северном Кавказе и в Российской Федерации, Концепции этнополитической и этноконфессиональной безопасности в СКФО;

- в ходе преподавания общих и специальных курсов по философии, истории религии, религиоведении, культурологии, регионоведении, а также в экспертной деятельности в области государственно-конфессиональных отношений.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи диссертационного исследования нашли отражение в 58 научных публикациях, в том числе в монографии «Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты», в 10 статьях (еще 5 ст. в печати) в журналах, рецензируемых ВАК, и 42 статьях и тезисах, опубликованных в других изданиях. Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета

Отдельные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях, наиболее крупными из которых являются: Международная научно-практическая конференция «Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика». - Санкт-Петербург - Шуя, 2003; IV Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - Пятигорск, 2004; IV Российский философский конгресс.- Москва, 2005; V Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - Пятигорск, 2007; VI Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». - Тольятти, 2009; XI Международная научно-практическая конференция «Человек в российской повседневности: история и современность». - Пенза, 2009; Международная научно-практическая конференция «Народы прикаспийского региона: диалог культур», посвященная 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. - Элиста, 2009; Всероссийская научная конференция «Национальные интересы и национальная политика на юге России: приоритеты и перспективы». ДНЦ РАН. - Махачкала, 2006 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Ислам на Северном Кавказе: история и современность». ДНЦ РАН». - Махачкала, 2006; Всероссийская научная конференция «Этнополитическая безопасность юга России в условиях глобализации», посвященная 15-летию РЦЭИ ДНЦ РАН. - Махачкала, 2007; Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму». - Махачкала, 2007; Всероссийская научная конференция «Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона». - Махачкала, 2007; Всероссийская научно-практическая конференция «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия». Кубанский государственный аграрный университет. - Краснодар, 2008; Всероссийская конференция «Этнонациональные ценности в условиях глобализации». - Махачкала, 2008; Всероссийская научно-практическая конференция «Права человека в контексте российской модернизации общества: проблемы и перспективы развития». - Махачкала, 2009; Всесоюзная научно-практическая конференция «Северный Кавказ в современной геополитике России». 25 сентября 2008. ДНЦ РАН. - Махачкала, 2009; VШ Всероссийская научная конференция «Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе: человек и общество в условиях социально-экономического и социокультурного кризиса. - Липецк, 2010; Всероссийская научно-практическая конференция «Россия в процессе модернизации: социально-политические аспекты». - Армавир, 2010.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Социокультурные факторы детерминации исламского возрождения

Трудно найти в мире страну, где не было бы активно исповедующих свою религию мусульман. Несмотря на многочисленные расколы, распри, конфликты, возникшие ещё со времен основателя ислама, его последователи считают себя членами единой семьи - уммы. Народы, исповедующие ислам, говорят на разных языках, обладают своими национально-религиозными особенностями, своей культурой и традициями, принадлежат к разным расам, имеют даже неодинаковый цвет кожи. «Число мусульман в мире на начало 2004 года превысило 1 млрд. 300 млн. человек, что составляет приблизительно 22% от 6,1-миллиардного населения планеты. Численность мусульман всего лишь сто лет тому назад составляла 1/7 населения земного шара, сейчас она составляет 1/5 часть. Мусульмане составляют большинство населения в 48 странах. Многие из этих стран контролируют огромные запасы нефти и газа, они расположены в наиболее важных стратегических регионах, где политика тесно переплетена с религией. Ислам все более становится частью социальной и политической жизни западных обществ. Благодаря миграции рабочей силы и привлекательности западных университетов в настоящее время в Европе и в США проживают миллионы активных мусульман. Нарастанием миграции мусульман давно уже озабочена Европа. Доля мусульман в Европе с 1950 по 2000 год выросла с 1 до 3%» . Известный на западе доктор Умар Фарук Абдалла пишет по поводу успешной адаптации местных культур к исламской религии: «В течение столетий исламская цивилизация сочетала местные традиции и культуры со своими универсальными нормами Священного права. Это приводило к появлению невероятного сочетания меняющейся и играющей красоты местных традиций с вечными истинами, порождало блестящее и красочное многоцветие культур от Китая и до побережья Атлантики. И появлению этого сочетания во многом способствовали именно исламские принципы дружественности, открытости и терпимости к местным культурам. Роль Ислама в истории человечества можно сравнить с кристально чистой рекой. Ее вода (Ислам) - чистая, сладостная и живительная - но не имеющая собственного цвета - заполняла русло и повторяла контуры берега (местные традиции и культура), вдоль которого она текла.

В Китае Ислам приобретал неповторимые китайские черты, а в Мали окрашивался в африканские краски. Умение стать частью народной культуры, гибкое приспособление к различным традициям и историческим условиям обеспечивали длительный успех Ислама как глобальной цивилизации. Ислам становился не просто привычным и культурно близким, но и давал мощный импульс местным культурам, стимулируя их к дальнейшему развитию и помогая мусульманам стать полностью своими в тех новых землях, где они поселялись» .

Демографический фактор также является важнейшим аспектом детерминации исламского возрождения. Еще совсем недавно, в 1980 году, мусульманское население составляло 18% от мирового. К 2004 году, оно достигло 22%, а через следующие 25 лет достигнет 31%), превысив по численности христианское. Подтверждением этому является и то, что за последние десятилетия крупные мечети построены в таких городах, как Лондон, Париж, Рим, Вена, Лиссабон, Загреб, Нью-Йорк и Лос-Анджелес и т.д. Сегодня ислам - это не только религия в собственном смысле слова, не только образ жизни, определенная цивилизация со своими традициями и культурой, но часто это и религиозно-политическая идеология со всеми своими разновидностями и противоречиями, этноконфессиональными и социально-экономическими. Своими корнями они уходят в глубокую историю зарождения, становления и распространения ислама.

За четырнадцать веков, исчисляемых по мусульманскому календарю хиджра - со дня переселения Мухаммеда из Мекки в Медину, к несгладившимся старым и со временем, еще более обострившимся разногласиям ислама, прибавились новые, не менее острые современные экономические и политические противоречия. Они в значительной степени отражают противоречия сегодняшнего тревожного мира. Ислам, как одна из самых молодых и, возможно, наиболее политизированных религий, не только продолжает играть роль связующего звена веры и традиционного образа жизни. Он до сих пор выполняет и определенные политические функции, оказывая ощутимое влияние на формы правления и социальные процессы в мусульманском мире. Ислам занимается не только чисто конфессиональными делами, но и урегулированием множества социально-политических, экономических и нравственно-правовых отношений в обществе. «Важно подчеркнуть, что из всех восточных религий ислам является наиболее «заземленной». В районах его традиционного распространения связь религии и политики всегда наиболее отчетливо выступала не только в сфере социальных отношений и идеологии, но и в государственной структуре и общественной практике» . Все это способствует сохранению исключительного влияния ислама на обыденное сознание и общественный образ жизни масс.

Традиционно велик вклад мусульман в духовную и культурную жизнь российского общества. Растет удельный вес мусульман в предпринимательских кругах, активизируется участие инонациональных мусульманских диаспор в экономической жизни страны. Представители мусульманской общины постепенно входят в политическую элиту России, выражая более или менее адекватно социально-экономические и соответствующие им политические интересы части электората. Общественные организации российских мусульман, чья деятельность не выходит за рамки закона, являются полноправными участниками политического развития страны.

Российский ислам в условиях модернизационных процессов

История России последних 4-5 столетий была историей модернизации, которую надо рассматривать в широком общеевропейском контексте - как часть инициированного позднесредневековой Европой многопланового преобразования традиционных обществ по совершенно новым лекалам «цивилизации разума». Процесс этот нигде не протекал гладко, он повсеместно сопровождался острыми конфликтами, порождавшими мощные социальные взрывы революционного типа. Россия не является в этом отношении исключением. Но здесь разрушение старых жизненных укладов протекало особенно противоречиво и болезненно, вылившись в XX веке в целую череду социальных катастроф. Несмотря на то, что на этом пути российское общество подчас добивалось впечатляющих результатов, сделавших Россию одной из ведущих стран мира, российский опыт модернизации нельзя не признать во многом разочаровывающим. Индустриализация страны и ее последующее превращение в сверхдержаву - явление сложное, противоречивое, сопряженное трагедиями и утратой духовных ценностей. Характерной особенностью российской истории стали периодические срывы модернизации, мощные откаты назад, приводящие к уничтожению человеческих ресурсов, очевидных социокультурных достижений.

Модернизация современной социокультурной российской реальности обусловлена процессами глобализации, а также внутренней необходимостью экономического, политического и социального развития России, коренных перемен всей её общественной системы. В экономической сфере современная модернизация России способствует приобретению страной контур постиндустриальной системы. Вместе с тем российская модернизация представляет собой «догоняющее развитие», поскольку она в большей степени сводится к заимствованию западных демократических ценностей, технических новшеств, чем имеет собственные политические и интеллектуально-технические ресурсы развития.

Как известно, модернизация как продукт научно-рационального мышления, свободомыслия и креативных начал человека в наше время является мировоззренческим основанием и стимулом интенсивного развития, в основном, светской культуры. Вместе с тем строгая приверженность модернистов принципам свободы совести и веротерпимости делают его инструментом защиты людей от дискриминации и преследований по религиозным основаниям, пространством веротерпимости и культурного диалога, вовлекающего в себя все многообразие человеческого опыта1.

Термин «модернизация» как наследница идеи прогресса времен просвещения выражает существенную часть перемен, через которые прошло то, или иное общество. Неизбежность и закономерность, модернизационных процессов в обществе, возможно, связаны с приходом постмодернизма, который только на очень поверхностный взгляд может представляться произвольным коллажем.

Что же понимается под модернизацией? Прежде всего, следует подчеркнуть полисемичность термина и многообразие подходов к исследованию модернизации в различных сферах социальной жизни. Модернизация в широком плане понимается как развитие, осовременивание, качественные преобразования всех сфер общественной жизни. Понятием «модернизация» обозначается технико-экономический, социально-политический и духовный прогресс общества. Современная социальная философия охватывает этим понятием любое приобретение обществом и его структурными элементами современного, обновленного вида. «Теории модернизации, - считает М.В. Заковоротная, - это результат концептуализации сдвига от традиционного общества к инновационному, который был ускорен европейской мировой экспансией и сформирован европейской социально-философской мыслью XVIII - первой половины XX в. («вестернизация», индустриализация, демократизация, секуляризация, урбанизация)» .

В настоящее время понятие «модернизация» используется в предельно широком смысле как глобальное преобразование мира в целом на основе западной традиции и западных ценностей, утверждение которых в странах с восточной или евразийской культурой неизбежно связано с изменением религиозных ценностей и религиозного сознания. В дихотомии Россия-Запад модернистская точка зрения, правильно подчеркнувшая сближающее значение технологического обновления, коммуникационного сближения, иноформационной взаимодополняемости, не усмотрела все же ряд очень существенных факторов, прежде всего (и главное), фактор цивилизационного отличия, разницы в менталитете, стойкого влияния уникального исторического опыта, который делал Россию иным миром.

На наш взгляд, модернизация - это многомерная стадиальная трансформация обществ, вызываемая потребностью их адаптации ,к быстро изменяющимся условиям пространства и времени современного мира, распространение инновационного опыта. Для нынешнего этапа социокультурной модернизации характерна частичная десекуляризация общественного сознания, ослабление влияния культурологической парадигмы, акцентирующей внимание на прогрессе и т.д. В то же время у населения сохраняется положительное отношение к науке, прогрессу, знаниям, хотя вера в безусловный, «автоматический» прогресс у подавляющего большинства россиян уже отсутствует. Все это позволяет рассматривать ситуацию в этой сфере как внутренне противоречивую, но в целом свидетельствующую скорее о возрождении традиционализма.

Духовное образование российских мусульман в контексте социокультурных рансформаций

Положение многочисленной исламской диаспоры в различных странах мира свидетельствует о том, что она находится в поисках собственной социокультурной идентичности, в основе которой лежат исламские ценности. Мусульмане реализуют свои духовные потребности в совместных молитвах в мечетях, вновь построенных во многих странах мира, или реконструировав христианские церкви. Тысячи мусульманских мечетей имеются в Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции, Англии, США, Канаде, а также и в других странах, традиционно являющихся христианскими.

Для многих европейских стран распространение ислама и соответствующей культуры представляет собой серьезную экономическую, политическую и этнокультурную проблему. Так, на научной конференции, посвященной проблемам исламского радикализма, состоявшейся в 1999 году в Стокгольме, высокопоставленный чиновник министерства Иностранных дел Швеции выражал свою обеспокоенность тем, что в этом государстве проживают 300 тыс. мусульман эмигрантов. При наличии более 7 млн. шведов количество законопослушных мусульман, проживающих в данной стране, вызывает у власти серьезное беспокойство. По его мнению, при отсутствии рождаемости у шведов мусульманское население в Швеции имеет тенденцию к значительному увеличению. В соответствии с его прогнозом получалось, что через 50 лет Швеция из традиционно христианской страны вполне может превратиться в страну с преобладающим мусульманским населением. Эмиграция мусульман на Запад связана со многими факторами. Немало мусульман оказалось в Швеции, Дании, Франции, Англии, США и в других западных странах в результате распада западного колониализма, ближневосточного конфликта между Израилем и арабскими странами, исламской революцией в Иране, войной между Ираком и Ираном. На Запад устремляются мусульманская молодежь на учебу, в поисках работы, повышения своего социального статуса.

Такая ситуация предполагает религиозный, культурный диалог людей, находящихся в разных социокультурных системах координат. На Западе многие мусульмане, адаптируясь к новым условиям, получая образование, находя работу, быстро интегрируются в новое для них общество.

Что же касается России, то здесь ислам на протяжении веков был второй религией, а русская культура представляет собой симбиоз различных верований и терпимости. И не случайно, что так много выдающихся деятелей культуры, писателей и поэтов говорили, что мусульманский Восток был одним из побудительных начал в их творчестве, а у некоторых прослеживались и корни предков -последователей ислама. Хотя большинство жителей России и связывают себя сегодня с православной культурой, к исламу, как и к другим конфессиям, в народе всегда относились с уважением и пониманием.

Тем не менее, обращаясь к современным реалиям России, мы не можем избежать проблемы равенства религий и народов, их исповедующих. Хотя Россия, по крайней мере, с XVI века формировалась как страна многоконфессиональная, российское общество не выработало определенных, устоявшихся традиций межконфессионального диалога. В царской России существовали жесткие национально-конфессиональные границы, духовно разделявшие и отчуждавшие последователей разных религий между собой. При советской власти, в условиях подавления религиозной жизни так же не было возможности для развития полноценных религиозно-конфессиональных отношений. По степени влияния религиозно-конфессиональных отношений на общественную стабильность в нашей стране наиболее значимыми являлись отношения между приверженцами православия, ислама, буддизма и иудаизма.

При этом православно и мусульмански ориентированное население, т.е. связанное с этими религиями национально-культурной традицией, составляет 90 %. Однако отношения между последователями мировых религий в нашей стране на уровнях их духовно-административных структур, профессиональных служителей и богословов развивались слабо. Во-первых, в силу известных исторических обстоятельств — их правового неравенства в царской России и жестких ограничений религиозной жизни в советский период. Во-вторых, несмотря на мировой статус, каждая из них функционирует в традиционной для нее национально-культурной среде.

На наш взгляд современные модернизационные процессы в исламе должны быть тесно связаны конструктивными отношениями с православием. В этом процессе богословский межрелигиозный диалог недостаточно актуален, поскольку каждая из этих религий восходит к собственным источникам вероучения. Разумеется, это не означает, что между последователями указанных религий отсутствовали какие-либо отношения или в них не было проблем и противоречий. Однако они (проблемы) имели, по большей части, внерелигиозную природу, являлись следствием включенности религиозного компонента в общественно политические отношения. Конкретно: результатом социальной нестабильности, повышенной политизированности общества, несбалансированности национальной и вероисповедной политики властей. Межрелигиозный (межконфессиональный) диалог, как и диалог политический - это широкое понятие, включающее в себя разнообразные формы общения, взаимодействия различных религиозных сообществ. Речь идет не только о дискуссиях и переговорах. Такой диалог вбирает в себя многие формы консультаций и соглашений, не исключает координации действий по конкретным вопросам. Диалог - это форма контакта на равных с попыткой слушать и слышать собеседника, со стремлением понять его и взаимодействовать с ним. Целью межрелигиозного диалога должно быть преодоление конфронтации, формирование толерантных взаимоотношений между конфессиональными общностями, обеспечение мирного сосуществования религий и религиозных объединений, а в идеале организация доброго сотрудничества по различным вопросам, волнующим общество, среди которых одно из важнейших - формирование культуры мира и ненасилия. Большое значение в модернизационных процессах в исламе придается укреплению традиционных этнокультурных и конфессиональных контактов многонациональных российских этносов. Для укрепления этих контактов необходимы новые формы взаимодействия, учета фактора появления в российском исламе радикалистских, фундаменталистских тенденций, преследующих враждебные для общества и государства политические цели. К примеру, в 1999 году на юге России в связи с деятельностью вооруженных ваххабитских группировок, организовавших так называемую «Исламскую армию Кавказа» возникла реальная угроза для распада страны. Только решительное государственное противодействие исламистам, представлявшим реальную угрозу для традиционного ислама, обществу и государству, предотвратили реализацию их целей.

Противоречия между традиционным исламом и салафизмом в процессах возрождения ислама на Северном Кавказе

Исследование проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности этнокультурного и религиозного сознания, раскрытие причин их взаимосвязи и влияния друг на друга имеет большое научно-теоретическое значение. Без такого подхода невозможно выявление общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития этнической культуры и роли религиозного фактора в этих процессах народов Северного Кавказа.

Пристального внимания заслуживает изучение роли традиций с точки зрения их толерантности к социальным новациям, общественным отношениям, плюралистическим формам общественной жизни и т.д. Необходимо изучение проблем корреляции традиционной культуры, ее базисных ценностей с инновационными вариантами культуры.

Нужно преодолеть, утвердившуюся в сознании односторонность рассмотрения традиции, при которой она мыслится как начало консервативное, охранительное, ведущее к навязыванию прежде живых, но ставших закостенелыми и косными ценностей, останавливающих общества в их социальном и культурном развитии. Актуальным стало увидеть в традиции и то, что обеспечивает устойчивость, средства трансляции культурных ценностей, соединительное средство, обеспечивающее сохранение культурной целостности народа и общества и его исторического сознания. На традиции строится самоидентификация человека и общностей, в ней аккумулируется их культурная энергия, которая содействует дальнейшему развитию. Нужно всегда помнить, что традиции и культурные инновации — две взаимодействующие тенденции в социокультурном развитии, установление гармонии между этими аспектами позволяет преодолеть культурный кризис.

Исламская традиция есть совокупность традиций, находящихся в отношениях взаимного дополнения, диалога и соперничества. Она же часть исламского культурного достояния, поддерживающая его целостность, которая, как и вся исламская культура, сочетает в себе неспецифические черты, присущие и другим религиям, и особые, неповторимые свойства, характерные именно для ислама. Своеобразие исламской традиции существенным образом зависит от того, какая главная сила исламского единения. Так высокая значимость для всей культуры и устойчивость исламской традиции на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, имеют различные ценностные основания: социально-экономические, государственно-семейные и т.д.

В отечественной науке, начиная с 60-х годов, начинают исследовать традиционную культуру как самостоятельное научное направление. Многие известные исследователи в той или иной мере начинают изучать проблемы традиций. Особо можно отметить усилия С.А. Арутюнова, СИ. Семенова, Э.С. Маркаряна, К.В. Чистова, И.В. Суханова, Ю.М. Лотмана и др., которые разрабатывали проблемы сущности традиций и традиционности.

В постсоветское время происходит переосмысление основ культуры и перспектив ее эволюции. В научный оборот водятся новые актуальные проблемы: конфликт новых и старых ценностей в ходе модернизационного процесса, вопросы целевых ценностей Востока-Запада, вопросы цивилизационных отличий, перспектив духовности, менталитета, идентификации и роли в этом различных форм культуры. В разработке этих проблем активно работают как западные: Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Э. Гелнер, И Пригожий и др., так и отечественные исследователи: Б.С. Ерасов, Г.Д. Гачев, П.С. Гуревич, С.А. Арутюнов, М.В. Иордан, А.С. Панарин, Н.А. Морозов и др. Что касается самой исламской традиции, то в ней нас интересует ее структура. Только через постижение строения традиции, функций ее отдельных составляющих мы можем подойти к раскрытию феномена регулятивного характера исламской традиции. Он же видится не столько в предписаниях и внушаемых нормах должного, сколько во внутреннем, этическом компоненте или связующем все элементы структуры исламской традиции нравственном смысле сохраняющихся традиционных установлений. Чтобы раскрыть этический смысл исламской традиции потребовалось отойти от абстрактных теорий и основать исследования на реальных фактах жизни тех народов и обществ, для которых исламская традиция стала решающим фактором их самосохранения и существования. Такой базой стали культурные отношения одной из республик Северного Каказа - Дагестана, являющегося регионом уникального многообразия этносов, культур, языков и традиций.

Во все времена развития человечества вечной оставалась проблема связи прошлого, настоящего и будущего. Но каким бы ни было это движение из прошлого в настоящее и будущее для каждого отдельно взятого народа, главным связующим звеном в цепи непрерывного движения остаются традиции. Обращаясь к своему прошлому, человек стремился проникнуть в суть минувших событий - понять, представить, объяснить, каждый раз реконструируя его по собственным нормам и правилам, ориентируясь на привычные и понятные ему ценности и идеалы общественной жизни.

В исламе нет «церкви», нет формального института, наделенного полномочиями осуществлять контроль над религиозной жизнью или же выражать «официальную» исламскую точку зрения, сравнимую с той, которую выражает папство или избираемое руководство протестантских общин. С распадом исламской супердержавы, просуществовавшей почти два века после смерти пророка Мухаммада, религиозная власть перешла к улемам (ед, ч. - алим, образованный человек), классу ученых, чья роль хранителей и толкователей традиции была значительно ближе к иудаистским раввинам, нежели к христианским священникам. Они не обладали политической властью, но служили своего рода ограничителями для правителей: султанов («власти») и амиров («военачальников»). Политика постколониальных правительств привела к определенному ослаблению престижа и авторитета улемов, так как выпускники, главным образом, светских учебных заведений по-своему трактуют священное писание, обходя традиционные образовательные формы. В свою очередь, в странах, жизнь которых в меньшей степени подвергалась модернизации, например, в Афганистане и сельских районах Пакистана, улемы или стремящиеся стать улемами могут претендовать на прямую власть, игнорируя сложные реалии современного мира. Однако в обоих случаях кризис интеллектуальной власти, в конечном счете, сводится к тому, что воспитанные в традиционном духе улемы оказались неспособными инкорпорировать современные модернистские и реформистские идеи в традиционную доктрину. Религиозные же активисты, стремящиеся исламизировать общество путем приведения его устройства в соответствие с тем, что они называют исламским правом, игнорируют многовековую мудрость, позволявшую в прошлом улемам приспосабливать нормы закона к реалиям политической власти и ситуациям повседневной жизни .

Похожие диссертации на Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты