Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Оськин Александр Васильевич

Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов.
<
Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Оськин Александр Васильевич. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов : ил РГБ ОД 61:85-7/720 2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I» Петроглифы Внутренних Кызылкумов 26

Петроглифы горного массива Казахтау 28

Петроглифы горного массива Кульджуктау 30

Петроглифы горного массива Тамдытау 31

Горный массив Ауминзатау 32

Петроглифы Каратюбе - 3 32

Петроглифы Букантау 35

Родник Бохали 36

Урочище Уру 36

Урочище Чиили 37

Урочище Аркар 37

Глава 2. Техника исполнения петроглифов и методы фиксации 39

Глава 3. Петроглифы Кырбукана 48

Вопросы композиционных связей в петроглифах Кырбукана 54

Вопросы хронологии 57

Относительная хронология 57

Абсолютная хронология 61

Основные идеи в петроглифах Кырбукана 67

Вопросы композиции 82

Числовые структуры в иконографии Кырбукана.. ИЗ

Символика верблюда на скалах Кырбукана . 130

Элементы общественной организации в петроглифах Кырбукана 139

Иконография петроглифов и типы погребальных обрядов 180

Заключение 184

Литература 198

Список сокращений 216

Оглавление Приложения № I ,Том II.

Опыт изучения некоторых вопросов'.при исследовании наскальных изображений 3

Описание композиций и структуры.

Парные изображения (половая антиподальность) 81

а) Одиночные фигуры с символикой мужского начала 86

б)Одиночные фигуры с символикой женского начала 87

Графические признаки солярного символа в петроглифах Кырбукана 102

Фигура птицы в петроглифах Кырбукана 106

Образ хищника из породы кошачьих 117

Структура наскальных: ; изображений и соотношение ее со странами света 123

Описание хронологии 133

Стратиграфия отдельных каменных плоскостей 134

Абсолютная хронология 161

Описание петроглифов основного комплекса Кырбукана 217

Список иллюстраций ( к Приложению № 2,т.3) 261

Оглашение Приложения № 2, Том III.

Альбом иллюстраций 3 - 157

( всего 287 рисунков)

Введение к работе

Предлагаемая к защите работа на соискание ученой степени кандидата исторических наук посвящена исследованию наскальных изображений у колодца Кырбукан в горном массиве Букантау Внутренних Кызылкумов.

В последние десятилетия наскальный изобразительный материал все больше привлекает внимание историков. И это вполне закономерное явление. Sa время,истекшее с начала XX века, когда был доказан палеолитический возраст западноевропейских пещерных росписей, наскальное изобразительное творчество стало объектом пристального внимания. Исследования этнографов и археологов показали, что традиция исполнения петроглифов столь широка, что сейчас наскальные изображения изучаются на всех заселенных континентах земного шара. Причем, изучаются петроглифы^ исполненные как в глубокой древности, так и в наше время. Естественно возникает вопрос - почему так возрос интерес к этому роду человеческой деятельности? Вопрос этот достаточно сложный и однозначный ответ на него дать нельзя. Трудности состоят прежде всего в том, что мы до конца не знаем какие сферы идеологии древних людей отражало наскальное изобразительное творчество. Вместе с этим изучение наскальной изобразительной деятельности у некоторых современных народов, сохранивших эту древнюю традицию (например, бушмены или аборигены Австралии) не позволяет переносить их художественную практику на материалы эпохи камня и бронзы других регионов земного шара. Один из советских ученых, занимающийся исследованиями петроглифов на Памире, недавно написал: "...Конечно, нужно оказать, положа руку на сердце, интерпретация наскальных рисунков это - 5 -скорее искусство, чем наука! Многое приходится домысливать, цридумывать и реконструировать, да и действительно не так просто понять о чем думал человек две, а то и более тысячи лет тому назад, каковы были его чаяния, мысли, надежды* Немало ошибок лежит на пути интерпретации наскальных изображений, и тем не менее можно смело сказать - основные тайны наскальных рисунков - петроглифов Памира уже расшифрованы и расшифрованы правильно: мы знаем, хотя бы и в общих чертах, время, когда они выбивались, можем проследить смену стилистических особенностей рисунков во времени, понимаем многие сщетн, умеем выделить инородные рисунки, по всей очевидности, связанные с пришедшими сюда племенами - при всех элементах незнания многих деталей, мы, очевидно, знаем больше, чем - наоборот" (Ранов, 1982, 0.79),

Действительно, последние десятилетия, связанные с историей науки о петроглифах, дали нашим знаниям очень много. Однако оптимизм, которым окрашена приведенная цитата, следует воспринимать с некоторой осторожностью. Каждая новая ступень исследований и открытий в этой области ставит все новые и новые вопросы, зачастую не возникавшие ранее. Это естественно для процесса познания в любой научной дисциплине.

Изучение наскальных изображений дает материал исследователям различных специальностей. Палеозоологи определяют виды животных,изображенных на скалах, что в свою очередь помогает ставить вопросы о фауне отдаленных эпох. Состав видов животных, представленных на древних риоунках, историческим географам позволяет реконструировать палеокдиматические условия обитания изображенных животных и человека в древности. Особый интерес наскальные изображения представляют для различных исто- ричеоких дисциплин. Археологи, этнографы, религиоведы, фольклористы, историки искусств могут в этой проблеме находить очень много интересного.

Исследования петроглифов в различных уголках земного шара показывают, что наскальный изобразительный материал мог быть оаиган с архаическими верованиями. В них могли найти отражение элементы охотничьей магии и тотемистических представлений. Весьма сложна в данном случае проблема, связанная в архаических верованиях с наделением разных животных оверхестеотвенньши свойствами. Этот элемент также мог быть частью смысла петроглифов. Академик А.П.Окладников писал: "Особенно ценны петроглифы для нас, людей XI века, тем, что представляют образцы искусства, реальные памятники древнего мировоззрения и духовной жизни наших далеких предков. С их помощью мы можем приоткрыть завесу в самую сложную и трудную для понимания область древней культуры, войти в мир идей и чувств, волновавших наших предшественников много веков тому назад" (1974, с.8).

В Средней Азии и Казахстане известно множество петроглифических памятников. В указателе литературы за истекшее неполное столетие до 1975 года дано 170 наименований заметок, статей и монографий, посвященных петроглифам этого региона (Нис-канен, с.88). В последние годы было открыто немало новых ла-мятников, некоторые из которых частично или полностью опубликованы (Оамашев, с.523; Оськин, 1977, о.537; Виноградов и др.# 1976, с*543; Кадырбаев, Марьяшев, 1977; Медоев, 1979). По подсчету ІЬк.Кабирова только на территории Узбекистана известно более 80 пунктов с наскальными изображениями (1974, с.З).

История изучения наскальных изображений Средней Азии не столь яркая, как это было, например, в истории изучения петро- _ 7 - глифов Сибири (Окладников, Мартынов, с.9-21; Дэвлет, 1980, с.5-15). В конце XIX в. петроглифы Средней Азии привлекли внимание крупных русских ученых. Среди них необходимо отметить Н.А.Наследова, Н.С.Лыкошина, Н.Й.Веселовского, В.В.Бартольда. Некоторые открытия наскальных изображений являются значительным вкладом в историю науки о петроглифах. В 1902 году были открыты Н.Г.Хлудовым петроглифы Саймалы-таша, предварительную работу с которыми провел А.И.Бернштам (1952). В 1912 г. топографом Федоровым обнаружена наскальная живопись Зараутсая, опубликованная позже художницей А.Ю.Рогинской (1950). Наскальная живопись Зараутсая и роспись из грота Шахты, обнаруженная В.А.Рановым в Таджикистане в конце пятидесятых годов, являются, по мнению специалистов, древнейшими на территории Средней Азии и предположительно датируются в ранних слоях мезолитом (Формозов, 1969, с.74).

Наскальные изображения кызылкумского междуречья стали известны сравнительно недавно. В 1940 году петроглифы были обнаружены С.П.Толстовым в правобережном Хорезме в северо-западных предгорьях Султан-Уиздага на песчаниковых буграх Чильпык, Кара^*тюбе и Беш-тюбе. Свои находки С.П.Толстов датировал эпохой бронзы (1948, с.82). В предвоенные годы исследования наскальных изображений в нашей стране только начинались и, естественно, что вопрос о датировках подобного материала представлял в то время еще большую сложность нежели сейчас. Специалисты считают петроглифы Хорезма не очень древнигли (Формозов, 1969, с.79). Открытия новых петроглифов в этом районе на таких же песчаниковых поднятиях,позволяют говорить об их датировке более определенно. На буграх Наратюбе-3 среди изображений такого же стиля обнаружены фигуры сабель восточного типа ХУІ-ХУШ вв. (Оськин, 1981, с.119).

В конце пятидесятых годов на юге Кызылкумов Х.И.Цухамедо-вым в горном массиве Каратау близ города Навои были обнаружены петроглифы в урочище Сармичсай. Пожалуй, это одно из интереснейших собраний первобытного искусства на территории Средней Азии. Исследования показали, что наиболее древняя группа петроглифов Сармичсая может быть датирована Ш-П тыс. до н.э. (Каби-ров, 1974, с.16). Если учесть менее значительные находки собраний петроглифов в тех же районах Каратау на юге Кызылкумов и одно упоминание о группе поздних наскальных изображений недалеко от г.Зарафшан у колодца Сугралы во внутренних районах пустыни, то на этом, пожалуй, и исчерпывается информация об истории изучения петроглифов Внутренних Кызылкумов (Кабиров, 1972, с.50).

Однако здесь небезинтересно остановиться на первом сообщении о наскальных изображениях Букантау, которое имеет прямое отношение к теме наших исследований. Через Внутренние Кызылкумы из Приаралья на юг с глубокой древности были проложены караванные пути и тропы. Одна из таких троп проходила через Букантау. На протяжении многих столетий из колодцев и родников этого горного массива путники брали питьевую воду. При этом они не могли не видеть огромного числа наскальных изображений. В 1834 году появилось сообщение о петроглифах этого района. По-видимому, эту запись следует считать первым сообщением о наскальных изображениях этого района. Ее оставил чиновник 9-го класса, титулярный советник, итальянец по происхождению Петр Иванович (Петери) Демезон (Демезон, с.5), которого и следует считать первооткрывателем петроглифов Букантау. В этой связи на путевых записях П.й.Демезона следует остановиться особо.

Учитель восточных языков военного училища г.Оренбурга її,И.Демезон зимой 1833-34 гг. сопровождал караван в Бухарокое ханство (там же, с.26), шедший из Орской крепости. "Мы разбили лагерь, - записал ШИ.Демезон, - на Буканской равнине. На юго-западе от нас вздымались покрытые снегом Буканские горы. Мы перешли их на следующий день в месте называемом Буккали (урочище и родник Бохали в современном написании. В дореволюционном "Боклы" - А.О.). ...Они (казахи - А.О.) обратили мое внимание на изображения людей, повозок и лошадей, высеченных на скалах во многих местах" (там же, с.33-34). Есть в дневнике П.И,Демезона и упоминание колодцев Кырбукана. Однако запись о них сделана путешественником лишь в связи о проблемой воды. "В 20 верстах на восток (от родника Бохали - А.О.) находятся колодцы Букан-кудук (современное написание "Кырбукан" - А.О.). Они были засыпаны хивинцами четыре года назад. Я проезжал их на обратном пути..." (там же). Записи, оставленные П.ИДемезо-ном, для нас важны не олько как наиболее раннее сообщение о петроглифах Букантау. Для нас является весьма существенным его восприятие изобразительного материала. Так, например, он пишет, что местные жители обратили его внимание на изображения на скалах "людей, повозок и лошадей". П.И.Демезон не мог не видеть сотен фигур верблюдов, но о них в дневнике ни слова. Немного на скалах фигур лошадей и еще меньше изображений людей, а о них он оставил запись. Однако в этих районах нет изображений повозок, тогда как о них П.й.Демезон в дневнике написал. Местные жители, давно утратившие всякие традиционные понятия, связанные с петроглифами, до сих пор солярные знаки в виде креста в круге называют "колесами от арбы". Свои впечатления о "колесах от арбы" и оставил путешественник в своих дневниках как о "повозках". - 10 -Весьма примечательно, что П.И.Демезон записал со слов местных жителей и вариант легенды, связанный с версией о создателях наскальных изображений этого района (см. с.57, Црилож. & I),

Полевые записи П.И.Демезона пролежали в архивах сто пятьдесят лет и опубликованы были только в 1983 г.

Таким образом, можно считать, что до начала наших исследований о петроглифах Букантау мы практически ничего не знали.

Основным вопросом в исследованиях петроглифов как Средней Азии так и других регионов нашей страны, являлся поиск методов более точной датировки изобразительного материала. Вопрос этот весьма серьезный и в этой связи в печати ведется довольно острая полемика. В особенности это касается петроглифов первобытной эпохи (Окладников, 1966, с.НО; Формозов, 1969, с.93; Мартынов, 19 71; Шер, 1980, с. 179; Формозов, 1983, с.10).

В каждой из опубликованных работ затрагиваются вопросы семантики. Как правило, они обсуждались на образцах известных композиций, входящих в круг "блуждающих сюжетов". Например, .изображения колесниц, коней - связываются с солярной символикой; фантастических животных, драконов - с подземным миром. Сама традиция наскального изобразительного творчества представляется как доказанный элемент архаических культов. Такой подход к историографии цроблемы не был бы ошибочен и для нашей работы, однако это не раскрывало бы содержания вопроса об истории изучения проблемы, поскольку главной задачей наших исследований стали поиски возможных структурных признаков и выявление закономерностей в композиционных построениях, т.е. это те аспекты проблемы, которые не являлись ранее предметом специальных исследований. Предысторию вопроса, скорее, надо было бы искать в работах филологов и фольклористов, разрабатывавших - II - поиски этих системных признаков на своих материалах. Большое значение в методике поиска этих элементов имели работы К.Леви-Строса и В.Тэрнера, появинпихся в последнее время в русских изданиях. Но и эти публикации не могут рассматриваться как предшествующий этап, поскольку вопросов, связанных с изучением петроглифов, они не касались. В данном случае учтена лишь возможность поиска каких-то закономерностей в наскальном изобразительном творчестве. На эту мысль постоянно наталкивал факт существования однотипных композиций ("блуждающих сюжетов"), найденных специалистами в разных регионах, а также то, что в последние годы исследователи петроглифов все более настойчиво предлагают версию, связывающую сюжеты в наскальном материале древних эпох с мифологией, хотя специальных работ об этом не написано. Особенно часто эта мысль высказывается относительно петроглифов эпохи бронзы. Некоторым связующим звеном в этих позициях может служить работа французских ученых в определении композиционных закономерностей в пещерных росписях палеолита Западной Европы (А.Леруа Гуран). Но и эта работа может быть расценена лишь как фактор косвенного порядка, поскольку слишком велика разница и хронологическая^ территориальная, чтобы сравнивать эти находки с нашими материалами.

Сложившаяся при публикациях петроглифов традиция имеет устоявшуюся и признанную специалистами формулу. Суть ее такова: в работе дается общая характеристика памятника, далее -описание материала и иллюстрации, затем - хронология памятника и в конце-анализ и выводы. Этой схемы мы старались придерживаться. Однако сложность и своеобразный характер памятника не позволили строго выдерживать этот порядок. Учитывая в этих исследованиях важность постановки вопросов палеоэтнографичес- кого характера, нам пришлось весь материал разделить на две части: основной текст диссертации и приложение. Несмотря на то, что приложение носит вспомогательный характер, каждый его раздел мы старались сделать отдельной, завершенной темой, чтобы читателю, интересующемуся, к примеру, вопросами хронологии или стратиграфии, не приходилось постоянно обращаться к двум текстам (диссертации и приложению). В соответствующих разделах приложения мы повторяли все наши наблюдения, содержащиеся в основном тексте диссертации. Эти повторы несколько увеличили объем приложения, однако такая схема изложения создает удобство для ознакомления с диссертацией в целом.

Несколько слов необходимо сказать относительно альбома с иллюстрациями. Изобразительный материал Кырбукана в Приложении & 2 расположен в том порядке, в котором его выбивали древние художники на памятнике. Чтобы легче было работать с альбомом, дополнительный иллюстративный материал расположен с учетом основного текста диссертации и описаний Приложения & I. В конце Приложения I даны подписи к иллюстрациям Приложения * 2.

Таким образом, материалы диссертации распределились следующим образом: исследовательская часть и два приложения (Приложение ІІ2І2). В связи с этим необходимо сделать еще одно замечание. При изучении петроглифов исходный материал далеко не всегда позволяет прояснить тот или иной вопрос, а зачастую, не позволяет даже приблизиться к постановке : вопроса. Учитывая это и не стараясь связать весь материал в единое целое, вопросы, которые можно было в той или иной мере затронуть на материалах данного памятника, в диссертации выделены в отдельные разделы с той целью, чтобы они восприни- - ІЗ - мались как самостоятельные части. В зависимости от характера вопросов и наших возможностей объем глав и разделов по содержанию получился неравноценный: одни из них занимают 2-4 страницы, другие 30-40 и более страниц. В конце основного текста диссертации дан список использованной литературы и список сокращений.

Первая глава. В ней дается общая характеристика распространения петроглифов в пустыне Кызылкум. За время поисковых работ были обследованы все горные массивы пустыни. Несколько полевых сезонов были специально посвящены этой задаче. Однако от окончательной характеристики скоплений петроглифов в горах Кызылкумов мы пока воздерживаемся, поскольку наши поиски носили маршрутный характер. Вместе с тем, даже те результаты, которые мы получили за три сезона поисковых работ позволяют предположить, что из всех горных массивов пустыни горы Букантау являются самым крупным скоплением наскальных изображений от первобытности до наших дней.

Поиски петроглифов в Букантау производились по-разному. Пользуясь тем, что горный массив занимает сравнительно небольшую площадь (около 20 км. с севера на юг и около 50 - с востока на запад), в те сезоны работы, когда у нас был автотранспорт при стационарных работах, мы периодически совершали поисковые разведки. Во время работы без автомашины в перерывах стационарных работ мы устраивали суточные пешие маршруты по близлежащим долинам и хребтам.

В результате этих походов и поездок по Букантау была выявлена серия памятников, краткая характеристика которых и дается в первой главе. Здесь отмечены только наиболее крупные скопления такие, как Бохали, Уру, Чиили и Аркар. В некоторых - 14 -точках мы проводили стационарные работы и почти полностью зафиксировали и описали изобразительный материал. Однако от какой-либо широкой характеристики этих материалов мы воздержались, поскольку петроглифы этих памятников еще не исследовались. Мы ограничились лишь констатацией факта скопления материала, краткой хронологической справкой и выборочно представили несколько фотографий с этих объектов.

Вторая глава посвящена технике исполнения петроглифов горного массива Букантау и описанию методов их фиксации..

Третья глава посвящена характеристике петроглифического комплекса у колодца Кырбукан. Весь изобразительный материал этого собрания скопирован и описан. О помощью визуальной съемки начерчен план и на нем нанесены камни с наскальными изображениями. Работа на Кырбукане в разные годы позволила нам производить сверки ранее скопированного материала и вносить некоторые поправки и в копии и, если требовалось, в описание.

На Кырбукане зафиксировано 576 изображений. Весь комплекс расположен на двух хребтах. Однако топография местности, изломы скал и обвалы позволили в этом массиве выделить древнейшую группу наскальных изображений, которую мы назвали "основным комплексом". Этой группе наскального изобразительного материала и посвящено наше исследование. Третья глава имеет подразделы, которые посвящены какой-либо проблеме в исследовании петроглифов этого памятника.

ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ. Может показаться странным, что этот вопрос, весьма близкий к семантическим понятиям, в нашей работе занимает место перед исследованиями хронологии. Однако в.такой расстановке есть определенный смысл. Дяя того, чтобы заняться хронологическим определением, в материале необ- - 15 -ходимо выявить хотя бы отдельные опорные точки. Такие точки мы нашли благодаря очевидным сшетным связям, основанным на бинарных оппозициях. Вопросы композиционных (или сюжетных) связей в отношении петроглифов Кырбукана весьма сложны. В ходе работы мы к ним постоянно возвращаемся. В этой главе мы попытались их предварительно рассмотреть безотносительно к хронологии и стратиграфии. Это позволило установить смысловые контакты между некоторыми фигурами, расположенными на скальной поверхности далеко друг от друга. Эти наблюдения оказались весьма важными для хронологических исследований. В основном тексте диссертации мы поместили выводы этих анализов, тогда как с описательной частью в полном объеме можно познакомиться в Приложении. .№ I.

Петроглифы горного массива Казахтау

Цуппа петроглифов у колодца Белькудук (рис.21, 22, 23) располагается в небольшой лощине по правой стороне от дороги ,. на пути от колодца йаракудук в сторону Гарашкудука. фигуры выбиты на горизонтальных и наклонных плоскостях базальтов. Некоторые изображения выполнены и на вертикальных каменных выходах.

В основном - это прямолинейно-схематичные изображения. Техника исполнения - точечная. Патинизация изображений слабая (грязносерая). Такая патина фигур в данной ситуации говорит не об относительной "молодости11 изображений, а, скорее, о слабом освещении, так как лощина окружена горами и прямое солнце попадает туда лишь в полдень. Число петроглифов здесь довольно значительное. Можно допустить, что их не менее полутысячи. Судя по тому, что почти все они выполнены примерно в одной художественной манере, в дальнейшем весьма интересно поработать на этом памятнике для выявления какой-то локальной традиции с учетом близости неолитических памятников Лявляканских озер (Виноградов, Мамедов, 1975). Достаточно сказать хотя бы о том, что, к примеру, материалы у колодца Белькудук представлены исключительно прямолинейно-схематичными изображениями. Подобная художественная стилистика, как правило, очень сложна с точки зрения хронологической оценки, так как подобные изображения встречаются с древнейших времен до наших дней.

Собрание наскальных изображений Белькудука предполагает возможность датировать этот комплекс сакским или предоакским временем (Ооькин, 1978, с.167). Возможно, что именно здесь, на образцах,выполненных в предельном схематизме, нам удастся выявить новые смысловые элементы.

Несколько южнее в этих же горах в долине колодца Караку-дук встречаются небольшие группы петроглифов из 3-4 изображений и одиночные фигуры. Выбивались они на базальтах и сланцах. Большинство из них, по-видимому, позднего порядка. В основном это фигуры одногорбых верблюдов, которых в ранних материалах нет, фигуры лошадей и знаки (рис.24, 25, 26).

Недалеко от поселка Аяккудук (горы Казахтау) в безымянной долине недалеко от мусульманского кладбища была обнаружена гра-нодиоритовая скала с довольно поздними, видимо, средневековыми фигурами (козлы, верблюд двугорбый со всадником). На кладбище на надмогильных столбах также зафиксированы фигуры животных, тамги и солярные знаки (рис.27, 28, 29, 30, 31).

У нас не было возможности для более тщательного обследования гор, окружающих впадину Лявляканских озер, но эти редкие находки и, особенно, находки петроглифов Белькудука позволяют надеяться в будущем на открытие здесь новых материалов.

Петроглифы горного массива Кульджуктау (рис.20).

В южной части Кызылкумов в горах кульджуктау наскальных изображений мы обнаружили очень немного. В долине Таушан (южные склоны Кульджуктау) на базальтовых выходах правого берега выявлена группа петроглифов довольно примитивного художественного исполнения, но тяготеющая более к реалистическим традициям, нежели к условному схематизму (рис.32, 33,34). фигуры сильно па-, тинизированы. 0 времени такой малочисленной группы судить трудно и все же по общему характеру изображений можно предполагать их время уровнем саков и ранее.

Техника исполнения петроглифов и методы фиксации

Наскальные изображения Кызылкумов выполнены различными техническими приемами:

1. Техника гравировки с заглублением линии контура на 2-3 мм. Иногда встречаются рисунки с глубиной линии до 5-Ю мм.

2. Точечная техника, при которой отдельными ударами снимался только слой пустынного загара.

3. Техника натирания камнем, при которой соскабливался слой патины» Довольно часто эта техника использовалась в контурных рисунках, в которых в подражание силуэтным изображениям, поверхность камня в силуэте затиралась. Снятие патины в таких случаях из-за шероховатостей камня происходит не полностью. Встречаются рисунки, в которых эта техника применяется как основной технический прием без проработки контура .

4. Техника царапанья. На поверхности камня наносились изображения в одну, чаще в несколько процарапанных линий.

Примеров искусственного выравнивания поверхности камня для нанесения изображений наїли не обнаружено.

I Подобная техника исполнения наскальных рисунков отмечена А.П.Окладниковым в Сибири (1964, с.89).

- 40 Создавая схему приемов технического исполнения наскальных изображений, необходимо учитывать ее условность. Прежде всего надо помнить о том, что когда, к примеру, используется термин "гравировка", не следует забывать, что изображение на камне все же выбивалось, т.е. оно отрабатывалось на каменной поверхности за счет отдельных сколов ударным инструментом, а не режущим. Я пользуюсь этим термином в силу традиции, закрепившейся в литературе для того, чтобы при описании было легче отличать изображения, к примеру, выполненные с заглублением линии штриха фигуры (гравированная фигура) или без заглубления (точечная техника). Но как в том, так и в другом случае это будет контурное изображение в отличие от силуэтного. Иногда в литературе этот тип изображений называют резным. Это неверно, так как при технике резьбы для художественного оформления часто используется поверхность пробельного (вырезанного) элемента. Существует, например, резьба по ганчу, резьба по дереву и т.д. Однако существует техника линогравюры, гравюры по меди, где этого приема не бывает. В гравюре, также как и в петроглифах пробельный элемент для дополнительного декора никогда не используется. По сути дела, техника гравировки в петроглифах и точечная техника - это одно и то же с разницей лишь в том, что в технике гравировки большая заглубленность линии.

Вопросы композиционных связей в петроглифах Кырбукана

Исследования композиционных структур памятника являются очень важным элементом в нашей работе. Учитывая, что почти на всех каменных плоскостях выбиты многофігурше композиции, чрезвычайно важно определить зависимость между удаленными друг от друга фигурами. Это дало бы возможность цри составлении шкалы относительной хронологии определить порядок появления фигур на каменных плоскостях. Без этого нельзя говорить о процессе формирования памятника.

Основной принцип построения композиции, который с очевидностью вытекает из элементарных наблюдений - это парные и одиночные фигуры. Парные фигуры (человека и животных) располагаются на плоскости в строгом порядке, который определяет смысловую нагрузку изображений1.

На Кырбукане нами выявлены следующие композиционные ситуации: I. Парные изображения, когда фигуры людей или животных располагаются на плоскости друг против друга. При этом справа от зрителя выбивалась фигура мужчин или самца животного с ориентацией справа налево, слева - женская фигура или фигура самки с ориентацией слева направо. Например, фигуры людей 3-12, 5-7 (рис.92) или животных - фиг. 3-9, 16-15 (рис.93). Этот структурный сюжет хорошо прослеживается, поскольку в изобразительных элементах фигур мужского пола и самцов животных выде-I С расширенным описанием порядка расположения фигур на камнах можно познакомиться в Приложении іб І (см.с.133 ЦриложЗ I).

Одиночные фигуры мужчин и самцов на плоскости выбивались с ориентацией справа налево. Например, фигура человека I (рис. 94) и одиночные фигуры самцов животных 2, II, 13, 15 (рйс.95). Иными словами, являясь одиночными фигурами, они полностью повторяют в своей иконографической позиции, наблюдавшуюся нами структуру при расположении парных фигур с различными половыми признаками.

Несколько сложнее определить подобную композиционную ситуацию в парных противопоставленных фигурах верблюдов, поскольку половые признаки в силуэте животных не выявляются. Однако постоянно повторяющаяся композиционная структура среди изображений различных животных и человека позволяет предполагать эту же смысловую схему в противопоставленных парных изображениях бактрианов. Например, фигуры 1-2 (рис.94). Этот же сюжетный мотив следует подразумевать при рассмотрении одиночных фигур двугорбых верблюдов 2. Ориентация фигур по половым признакам согласуется с ориентацией комплекса в соответствии со странами света. Так, все фигуры мужского пола и фигуры самцов ориентируются по линии запад-восток. Все фигуры самок и женские антропоморфные изображения ориентируются по линии восток-запад.

Похожие диссертации на Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов.