Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в. Николаев, Василий Владимирович

Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в.
<
Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаев, Василий Владимирович. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Николаев Василий Владимирович; [Место защиты: Ин-т археологии и этнографии РАН].- Новосибирск, 2010.- 416 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/211

Введение к работе

Актуальность исследования. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. в «Официальный единый перечень коренных малочисленных народов России» в числе 45 народов были включены коренные жители предгорий Северного Алтая - кумандинцы, тубалары и челканцы. В течение 1990-2000-х гг. формировалась нормативно-правовая база по правам коренных малочисленных народов. Этот этап завершился принятием 4 февраля 2009 г. «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», в которой подчеркивалось: «Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений». В качестве одной из задач Концепции было обозначено создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера.

Решение демографических проблем возможно только при условии их изучения в исторической ретроспективе. Условием эффективного прогнозирования состояния народонаселения государства и его отдельных регионов является изучение различных факторов, определяющих демографическое развитие этносов. Этнодемографические исследования особенно актуальны для Южной Сибири. Вплоть до современности историко-демографичес-кие сведения о коренных малочисленных народах региона (кумандинцах, тубаларах и челканцах) имели фрагментарный характер.

Объектом исследования в рамках данной работы стало коренное тюрко-язычное население предгорий Северного Алтая. Выбор термина «коренное (автохтонное или аборигенное) население» для обозначения объекта обусловлен не только сложностью этнической ситуации региона и пестротой этнонимов на протяжении XIX - начала XX в., но также особенностями административного учета в различные периоды времени.

Предметам исследования стали социально-демографические процессы в среде коренного населения предгорий Северного Алтая конца XIX — начала XXI в. Оценка трансформации форм социальной организации, половозрастной, брачной и семейной структур и демографического поведения, а также специфической для коренного населения региона множественности идентичностей определили содержание работы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIX до начала XXI в. Это время наиболее значимых демографических и социальных трансформаций, отфиксированных различными формами учета населения (церковного, административно-полицейского и т.д.). Привлечение статистической информации становиться возможным со второй половины XIX в., что позволяет проследить изменения традиционного типа воспроизводства коренного населения предгорий Северного Алтая. Верхняя граница совпадает с современностью, позволяя оценить этнодемографическую и этносоциальную динамику на протяжении полутора столетий.

Территориальные рамки исследования включают территорию современного расселения кумандинцев, тубаларов и челканцев - это Бийский, Красногорский и Солтонский р-ны Алтайского края, Турачакский и Чойс-кий р-ны Республики Алтай.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении на основе широкого круга источников общих и специфических характеристик этноде-мографического развития коренного населения предгорий Северного Алтая с конца XIX до начала XXI в.

Достижение заявленной цели сопряжено с решением следующих задач: рассмотреть этноисторические процессы и административно^герриториаль-ные шменения в границах расселения кумандинцев, тубаларов и челканцев в XIX - начале XX вв. в контексте этнополитической истории Саяно-Алтая; проследить динамику естественного и механического движения коренного тюркоязычного населения предгорий Северного Алтая, выявив особенности демографического перехода от традиционного к рациональному типу воспроизводства; описать традиции и новации в демографическом поведении коренного населения предгорий Северного Алтая в конце XIX-XX в.; проанализировать современное этнодемографическое и этносоциальное положение автохтонного населения предгорий Северного Алтая.

Состояние научной разработки темы исследования. В истории изучения коренного населения предгорий Северного Алтая можно выделить три направления. Сложившиеся в разные годы, они взаимодополняют друг друга.

Изначально исследования народов предгорий Северного Алтая и в целом Сибири носили историко-этнографический характер. Известно, что первым путешественником, посетившим предгорья Северного Алтая в первой половине XIX в., стал геолог Г. Гельмерсен (1840). С этого времени началось планомерное описание тюркских народов Алтая.

В середине XIX в. к изучению коренного населения подключились ученые-миссионеры. Обширные сведения по этнографии Северного Ал-

тая содержались в работе священника В.И. Вербицюго (1893). Во второй половине XIX в. бьши сделаны первые оценки социальной организации автохтонного населения. В работе В.В. Радлова (1989) бьши поставлены вопросы расселения, численности, общественного устройства и семейно-брачных отношений тюрков Северного Алтая. В начале XX в. была издана статья Н.Б. Шерра (1903), полностью посвященная кумандинцам. В ней более подробно было освещено хозяйство, быт и культура, а также формы брака и семейно-брачных отношений этого народа.

Историко-этнографический характер имели работы Н.П. Дыренковой (1936, 1937, 1949) и Л.П. Потапова (1935, 1953, 1968, 1991 и др.), в которых был введен большой объем информации по коренному населению Северного Алтая. Л.П. Потапов подробно рассмотрел этническую историю северных алтайцев, вскрыл сложный характер этногенетических процессов в регионе. Алтайский «сеок» исследователем был определен как первобытный род таежных охотников и рыболовов, но при этом была высказана мысль о его вторично ста.

На 1970-1980-е гг. пришелся подъем историко-этнографических исследований на юге Сибири. Важное значение в определении перспектив исследований имели работы А.П. Уманского (1980) по истории русско-телеутских отношений XVII-XVIII вв., в которых был отражен процесс включения всех этнических групп предгорий Северного Алтая в состав России. Важным для историко-этнографических исследований Алтая стало появление работ Е.П. Батьяновой (2007), Л.И. Шерстовой, В. Д. Славнина (2005, 2008).

Фундаментальные исследования, связанные с характеристикой этно-исторических процессов на юге Сибири бьши предприняты в серии работ Л.И. Шерстовой. Основной вывод о незавершенности этноконсолидацион-ных процессов, в том числе и в среде коренного тюркоязычного населения предгорий Северного Алтая, был сделан ею в обобщающей монографии «Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века» (2005). В целом, этноистори-ческое направление и направление по изучению форм социальной организации североалтайских этносов является наиболее разработанным и в тоже время проблематичным в российской этнологии.

Традиционные представления и ритуалы тюркоязычного населения Сибири рассматривались в работах Н.А. Алексеева (1980, 1992) и Е.М. Тоща-ковой (1978). В двух коллективных трудах: «Семейная обрядность народов Сибири» (1980) и «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири»

(1994) — были обобщены сведения по свадебной и погребальной обрядности коренного населения рассматриваемого региона.

Важной вехой в изучении традиционной культуры аборигенного населения стало появление монографий Ф.А. Сатлаева (1974) и Е.П. Канда-раковой (1999). Была реконструирована семейная обрядность челканцев и кумандинцев, проанализированы основные аспекты семейно-брачных отношений и традиционные представления, связанные с рождением и смертью и т.д. В монографии Ф.А. Сатлаева на североалтайском материале был совмещен родовой и патронимический подход. Вслед за М.О. Косвеном, который высказал мысль о семейной общине и патронимии как универсальной форме социальной организации (1963), ученый рассмотрел алтайские «сеоки» как патронимии, аналогичные подобным организациям кавказских народов.

Статьи Е.А. Бельгибаева (2003, 2004, 2005) дополнили, имеющиеся материалы по семейной обрядности и социальной организации тубаларов, а также по традиционному мировоззрению. Более подробно тема традиционной семейной обрядности была раскрыта В.Д. Славниным (1990, 1991, 2005). В эти же годы И.И. Назаров (2001 и др.) обращается к истории формирования сети миссионерских поселений и землеустройства кумандинцев. В работах Д.В. Арзютова (2007) и Н.О. Тадышевой (2010) рассматривается христианизация коренного населения Горного Алтая и Шории.

На протяжении 2000-х гг. вышли тематические сборники: «Челканцы в исследованиях и материалах XX века» (2001) и «Туба (черневые татары). Этническая история. Традиционная хозяйственная деятельность. Культура. Этноэкология» (2009). В этих сводах были аккумулированы наиболее значимые материалы по традиционной культуре указанных этносов, как опубликованные ранее, так и новые.

В конце XX в. историко-этнографическое направление оставалось доминирующим в изучении Северного Алтая, хотя еще в середине XIX в. в сибиреведении были инициированы этнодемографическое и этносоциальное направления в изучении автохтонного населения. Впервые проблемы демографии народов Сибири и Алтая были подняты в исследованиях областников и, в частности, Н.М. Ядринцевым (1883, 1891,2003). Остро обозначив проблему «вымирания инородцев», он положил начало общественно-политическому дискурсу по проблеме.

В конце XIX в. было проведено первое демографическое обследование населения инородческих волостей Бийского и Кузнецкого уездов СП. Швецовым (1900, 1901, 1902, 1903 и др.). СП. Швецов использовал

материалы переписи 1897 г., существенно дополнив более ранние сведения С. Патканова.

С первых лет советской власти демографические и социальные исследования в Сибири приобрели прикладное значение. По итогам экспедиций предоставлялись докладные записки в органы местной и центральной власти. Координирующим центром исследований являлась Комиссия по изучению племенного состава населения (далее КИПС), образованная еще в 1917 г. По заданиям КИПС в регионе работали Л.П. Потапов, С.А. Токарев, Н.П. Дыренкова и др.

Важным этапом становления исторической и этнической демографии Сибири стали работы Б.О. Долгих (I960), определившие методики реконструкции численности коренных этносов в XVII-XVIII вв., в том числе тюр-коязычных групп предгорий Северного Алтая.

В 1990-е гг. были возобновлены историко-демографические изыскания в Южной Сибири. Динамику численности челканцев, а также их фамильно-родовую структуру с середины XIX в. рассмотрел Д. А. Функ (1991, 2000). Данные по численности автохтонного населения предгорий Северного Алтая были приведены в работах Н.В. Екеева (1998) и Я.А. Пустогачева (1997). Интересные демографические материалы по кумандинцам сельских районов Алтайского края и г. Бийска в начале XXI в. были представлены М.М. Волобуевой (2005). Возрождение дискурса о вымирании автохтонного населения Сибири определило содержание работ СВ. Москаленко (2004) и С.Г. Скобелева (1999, 2002).

В 1990-е гг. СО РАН приступило к системному, комплексному изучению развития человеческого потенциала Сибири, как социальных, так и этнических групп. В рамках проектов, ориентированных на системную оценку современной этносоциальной ситуации на Северном Алтае, коллектив исследователей (Соболева СВ., Октябрьская И.В., Ульянова М.В., Лавряши-на М.Б.) осуществил комплексное социально-демографическое исследование коренного населения (2004). Полученные результаты позволили проследить характер демографических процессов на протяжении второй половины XX - начала XXI в. по ряду показателей (половозрастная структура, средняя продолжительность жизни, метисация). Однако проблемы исторической демографии не поднимались.

В настоящее время, как и прежде, в этнодемографических исследованиях российской науки доминирует арктическая тематика. Саяно-Алтайский регион привлекает к себе внимание в меньшей степени. Известны работы А.Н. Садового, В.В. Подцубикова и В.В. Шиллера (2003), посвященные

современным демографическим процессам среди шорцев. Формирование и функционирование территориальной общины автохтонного населения Алтая и Шории на рубеже XIX-XX вв. рассмотрел А.Н. Садовой (1992). Эволюции общины у аборигенов предгорий Северного Алтая была посвящена статья И.С. Таштандиновой (1997).

Своеобразным итогом изучения истории, культуры и современных этносоциальных процессов у коренного населения предгорий Северного Алтая стало издание в 2006 г. в серии «Народы и культуры» коллективного труда «Тюркские народы Сибири» (под редакцией Д.А. Функ, Н.А. Томилов). В этой обобщающей монографии были отдельно представлены кумандин-цы, тубалары и челканцы. Но этнодемографические сведения в данной работе также имели фрагментарный характер.

Наряду с историко-этнографическим и этнодемографическим в конце XX - начале XXI в. в России оформилось генетико-демографическое направление в изучении этносов Сибири, включая коренное население предгорий Северного Алтая. В настоящее время исследователи ряда научных центров, в том числе ИЦиГ СО РАН (г. Новосибирск), кафедра генетики КемГУ (г. Кемерово), кафедра медицинской генетики Сибирского медицинского университета (г. Томск) обращаются к проблемам системной оценки популяций коренных этносов предгорий Северного Алтая. Одними из важнейших аспектов генетических исследований является оценка метисации и направлений миграций.

Для данного исследования, в первую очередь, важны результаты проекта «Малочисленные коренные народы Северного Алтая: реальность и перспективы. Междисциплинарный мониторинг исчезающих тюркских этносов: диагноз и прогноз» 2001-2003 гг., осуществленного под руководством И.В. Октябрьской (отдел этнографии ИАЭТ СО РАН) совместно с лабораторией генетики КемГУ и отдела социологии ИЭОПП СО РАН среди кумандинцев, тубаларов и челканцев (2005). Главным результатом исследования стал вывод о высоком уровне метисации автохтонного населения. К аналогичным выводам пришли А.Н. Кучер, В.Н. Тадинова и В.П. Пузы-рев (2005, 2007) на примере челканцев с. Курмач-Байгол.

В целом, весь объем перечисленных исследований, вся информационная база по коренному населению предгорий Северного Алтая являются отправной точкой для осуществления данного квалификационного исследования.

Методология исследования основана на положениях отечественной этнологии и этнодемографии о динамичности этноса, его изменчивости

во времени и пространстве под воздействием внутренних и внешних факторов. Теоретической основой работы является теория о биосоциальной природе этноса, изложенная СМ. Широкогоровым (1923), Ю.В. Бромлеем (1983), Р.Ф. Итсом (1991) и другими авторами в 1970-1990-х гг.

Этнос, согласно существующим определениям, - динамическая структура, являющаяся «формой, в которой происходит процесс создания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству, как виду, существовать» (Широкогоров СМ., 1923, с. 13). Этническая динамика сопряжена с центростремительными и центробежными процессами, обусловленными тремя средами: первичной (природа), вторичной (культура) и третичной (этническое окружение).

Диалектика социального и биологического в процессе этногенеза подробно рассматривалась В.В. Мархининьш (1989). Важный вывод исследователя заключался в том, что эволюция форм этнической организации на начальном этапе была сопряжена со «сферой брачно-кровнородствен-ной структуры, реализующей главную биологическую функцию - воспроизводство вида» (Мархинин В.В., 1989, с. 135-139), изменение которой стимулировалось характером доминирования и уровнем инбридинга. В совокупности с социальными детерминантами (развитие хозяйства и т.д.) происходило усложнение этнических форм организации.

Таким образом, в 1970-1990-х гт. теоретиками этнологами и социальными философами большее внимание уделялось социальной природе этноса с учетом его биологической составляющей.

Важным этапом в становлении новой дисциплины стала публикация в 1962 г. в серии «Народы мира» отдельного тома «Численность и расселение народов мира» (1962). Обобщающий и во многом предварительный характер издания определил публикацию общих параметров по многим народам, в том числе по алтайцам (Численность..., 1962, с. 82).

В этот же период вышли первые методологические работы по этнической демографии (Козлов В.И., 1969, 1977). В.И. Козлов предлагал ориентироваться на факторный подход, сконцентрировав основное внимание на этническом факторе и его сочетании с другими условиями воспроизводства населения.

Теоретические положения этнодемографии, социальной и экономической демографии сложились и получили отражение в работах плеяды российских исследователей. Этнодемографическая часть диссертационной работы, прежде всего, основывается на концепции демографического перехода (или демографической революции), наиболее полно изложенная

в работах А.Г. Вишневского (2005). Согласно этой теории, смещение демографического равновесия связано с вытеснением экзогенных факторов эндогенными в структуре смертности, являющееся сущностью эпидемиологического перехода. В результате изменения соотношения уровня рождаемости и смертности складывается качественно новое равновесие, новые демографические механизмы и современный (рациональный) тип воспроизводства населения.

В соответствии с универсальным законом, демографический переход проходит в два этапа: снижение уровня смертности, а затем рождаемости, обусловленное законом равновесия демографических процессов. Изменение в уровне и характере смертности является отправной точкой изменения рождаемости, обусловленной уже факторами социально-экономического характера. Рождаемость определяют плодовитость и поведение человека.

Известно, что традиционное демографическое поведение было ориентировано на высокую рождаемость, перекрывавшую высокую смертность. В ходе модернизации целью общества стало снижение уровня рождаемости через регулирование репродуктивной сферы. В результате социальная функция пришла в противоречие с демографической на фоне возрастания ценности индивидуальной автономии.

В демографии сложились различные подходы к определению демографического поведения: как комплекс действий и поступков, или как совокупность поведенческих актов индивида, социальной группы; как систему действий и отношений, опосредующих демографические события. Демографическое поведение по поводу рождаемости на примере русских было подробно раскрыто в работе Б.Н. Миронова (1999). Его определяли взаимосвязанные явления: матримониальное, половое и репродуктивное поведения. Четкой структуры демографического поведения по поводу смертности не было представлено.

Для данного исследования важен этнический аспект демографического поведения, который можно определить как комплекс сложившихся и изменяющихся во времени норм поведения, установок, навыков и знаний, как иррациональных, так и рациональных по характеру; их формирование обусловлено детерминантами этнического и социально-экономического порядка, устойчивыми в силу мелспоколенной трансмиссии. Этнический фактор включает характер протекающих консолидационных, ассимиляци-онно-аккультурационных или иных процессов.

В современной российской науке продолжилось теоретическое и практическое развитие концепции демографического перехода. Важным для

данного исследования стали исследования А.Н. Сагайдачного (2000) и В. А. Исупова (2006), посвященные демографии русских. В научный оборот были введены новые источники и методики их обработки. Новаторами в этой области стали исторические демографы (Сарафанов Д.Е., 2006 и др.). В работах Е.А. Пивневой (2007 и др.) рассматривается демографическая проблематика на материалах сибирских угров. На примере народов Западной Сибири и народонаселения низовий Колымы MB. Сурина (2007) рассмотрела этнические аспекты третьей и четвертой фазы демографического перехода.

В коллективной монографии «Демографическая модернизация России 1900-2000» (2006) к последней трети XX в. отнесен второй демографический переход или третий этап демографического перехода. Основными его характеристиками являются: снижение рождаемости в женской возрастной группе до 20 лет, повышение брачного возраста, большая свобода матримониального поведения и форм брачных отношений, более высокая эффективность планирования воспроизводства, изменение ролевых функций мужчины и женщины в семье и обществе и т.д. Изменения в структуре смертности, начавшиеся в последней трети XX в., рассматриваются Е.М. Андреевым, Т.Л. Харьковой (2002) как второй эпидемиологический переход, который связывают с ростом уровня охраны здоровья и достижениями в области медицины, направленными на сохранение человеческой жизни.

Основные теоретические и методологические разработки современной науки в области этнодемографии были учтены при выполнении данного квалификационного сочинения. В процессе подготовки работы был использован комплекс методов полевых и аналитических исследований. Среди полевых методов превалировал метод интервьюирования. Сбор полевых материалов осуществлялся на единой основе авторского вопросника в виде формализованных бесед с информаторами (кумандинцами, тубаларами и челканцами) в сельских населенных пунктах Алтайского края и Республики Алтай. Интервьюирование дополнялось методом наблюдения.

При проведении аналитических исследований были использованы общенаучные (научное описание, анализ, синтез, сравнение, типологиза-ция), и специально-дисциплинарные (историко-сравнительный, истори-ко-генетический, историко-типологический, ретроспективный, статистический) методы.

Метод восстановления истории семей был подробно раскрыт в работе Л. Анри и А. Блюма (1997). Его суть «заключается в последовательном де-

тальном анализе, начиная с актов о крещении, браке и похоронах, историй всех лиц одного прихода, по крайней мере, в течение целого столетия, а затем в обобщении численных значений этих данных» (Анри Л., Блюм А., 1997, с. 6-7). Эти разработки были положены в основу методики анализа материалов церковно-приходского учета населения, разработанной группой демографов АлтГУ (г. Барнаул) под руководством В.Н. Владимирова (2000). Весь комплекс использованных методик позволил в полном объеме решить поставленные в диссертации задачи.

Источники. В работе широко использованы различного рода информационно-справочные материалы, законодательные акты, карты, статистика. Одну из основных групп источников диссертационного сочинения составили полевые материалы автора. Исследования осуществлялись в 2001-2004 гт. в рамках историко-этнографических экспедиций АлтГУ в селах Красногорское, Егана, Ужлеп Красногорского р-на, Солтон, Сузоп, Нижняя Ненинка, Тосток, Урунск, Шатобал Солтонского р-на Алтайского края, Турачак Турачакского р-на Республики Алтай и полевых этнографических экспедиций ИАЭТ СО РАН 2007, 2008 и 2010 гг. в селах Красногорское Красногорского р-на, Солтон Солтонского р-на Алтайского края, Турачак, Тондошка, Санькино Турачакского р-на Республики Алтай.

Помимо полевых материалов в данном диссертационном сочинении проанализирован большой объем оригинальной архивной информации. Архивные изыскания производились в 2006-2009 гт. в Центре хранения архивных фондов Алтайского края г. Барнаула (ЦХАФ АК), а также в Государственных архивах Новосибирской и Томской областей (ГАНО и ГАТО). Изучались материалы архивных фондов Красногорского р-на Алтайского края и Турачакского р-на Республики Алтай.

В ходе исследования были использованы отчеты миссионеров отделений Алтайской духовной миссии (АДМ) к. XIX - начала XX в. В научный оборот был введен обширный фонд метрических книг отделений АДМ и приходов Томской епархии ЦХАФ АК, а также карточки сельскохозяйственной переписи 1917 г. из фондов ЦХАФ АК и ГАТО. В рамках данной диссертации была использована электронная база данных (MS ACCESS), любезно предоставленная сотрудниками АлтГУ для анализа метрических книг Ста-робардинского, Макарьевского и Сузопского приходов (выделенного из состава Макарьевского) 1880-1910-х гг. При оценке этносоциальных процессов начала XX в. привлекались делопроизводственные документы Уездного комитета по делам национальностей, отчеты Красного креста 1920-х гг. из фондов ГАНО и другие материалы. Для решения исследовательских задач

были использованы выписки из похозяйственных книг сельских администраций (сельских советов) 1940-2000-х гг. Красногорского и Солтонского р-в Алтайского края, Турачакского р-на Республики Алтай.

Важное значение для работы имела периодическая печать: «Томские епархиальные ведомости» 1880-1910-е гг., газета Солтонского р-на Алтайского края «За победу» 1950-2000-х гг., газета Красногорского р-на Алтайского края «Восход» 1930-2000-х гг., газета Турачакского р-на Республики Алтай «Истоки» 2000-х гг. Следует отметить, что в работе были использованы только отдельные статьи, содержащие биографические материалы, заметки о праздниках коренного населения, сведения об истории сел и т.д. Наибольший интерес представляли публикации последних лет, отражающие рост этнического самосознания и активизацию социо-культурных процессов в среде коренного населения предгорий Северного Алтая.

В целом объем источниковых материалов позволяет решить основные задачи диссертационной работы: проследить динамику демографических процессов в среде коренного населения предгорий Северного Алтая во второй половине XIX - начала XXI в., определив этапы демографического перехода, а также обозначить основные тенденции в изменении демографического поведения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Осуществленное исследование является первым комплексным изучением демографии и демографического поведения коренного населения предгорий Северного Алтая XIX - начала XXI в. в контексте этнической истории и истории развития социальных структур аборигенных сообществ. В диссертации определены традиционные формы семейной организации и ее эволюции у североалтайских этносов на протяжении XX в.; выявлены основные этапы демографической модернизации. При решении исследовательских задач в научный оборот введен значительный массив оригинальных источников, часть которых (метрические книги, анкеты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г.) ранее не использовались в исследованиях по этнодемографической проблематике региона, или привлекались ограниченно. Широкий круг архивных материалов, впервые обработанных в ходе подготовки диссертации, позволил впервые осветить малоизвестные стороны деятельности АДМ в предгорьях Северного Алтая в связи с оценкой этнодемографических процессов.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты являются отправной точкой для дальнейших исследований закономерностей демографического развития коренного населения Алтая и в целом Юж-

ной Сибири. Они могут быть использованы для написания обобщающих работ по истории и этнографии народов Западной Сибири; для подготовки научно-популярных изданий, энциклопедий и учебных курсов. Информация, обобщенная в диссертации и основные ее выводы, представляют интерес при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития региона.

Похожие диссертации на Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая : XIX - начало XXI в.